Богородице Приснодево, человеков покрове, /
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати //
и душам нашим велию милость.
Согласно преданию, отраженному в Минологии императора Василия II, датируемом X в. (PG 117. Col. 613), великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью после Ее Успения (см. фото), была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого, Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος): http://expertmus.livejournal.com/19604.html
Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Известно даже, что императрица Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя (Скабалланович М. Успение Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916 (Христианские праздники. Кн. 6). С. 85-86). В честь Ея августа Пульхерия, по сведениям Феодора Чтеца (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 102), воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т.ч. Халкопратийскую церковь, куда был вложен ковчег с честным Поясом Пресвятой Богородицы и «божественное Ея млеко» (Nicephorus Historia Ecclesiastica // PG 146. Col. 1061A4-B2). Строительство этой церкви тяготеет по времени к основанию во дворце Дафна в 429 г. церкви св. Стефана, куда императрица Пульхерия поместила десницу св. Иоанна Предтечи, привезенную ею из Иерусалима, согласно сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592): http://expertmus.livejournal.com/58663.html
История появления этого храма приведена у византийского автора Кодина, который сообщает, что иудеи со времен императора Константина Великого, в продолжении 132 лет, жили в местности Константинополя, называемой Халкопратия (Медный торг), где они торговали медными изделиями. Император Феодосий II Младший выгнал их отсюда, очистив место, где был устроен храм во имя Богоматери (о нем см.: Беляев Д. Ф. Храм Богородицы Халкопратийской в Константинополе// ЛИФО при ИНУ. 1891. Т. 2; отд. Изд.: Од., 1892. Вып. 2. С. 85-106; Красносельцев Н.Ф. К вопросу о местонахождении Халкопратийского храма в Константинополе // ЛИФО при ИНУ. 1894. Т. 4, ч.1; Красносельцев Н. Ф. Заметка по вопросу о местоположении Халкопратийского храма в Константинополе / // ЛИФО при ИНУ. 1894. Т. 4, ч. 2. С. 309-316). «Рядом с величайшей церковью Богоматери Халкопратийской» находился чудотворный источник, относящийся к часовне Богородицы, располагающейся в квартале «раньше» называемом tou Mèda. На упомянутом месте была «улица, ведущая к Милиону». Она была широка и вела к св. Софии. Можно отметить, что греческая hagiasma располагается на улице Alemdar,в шаге от стен Сераля (См. Atzemoglou N. Τ’ αγιασματα της Πολις, Athenes, 1990. Р. 17-19).
По влечению благочестиваго сердца, св. царица Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощные бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла» (Ibidem. PG 147.Col. 41D5-12). Согласно «Книге церемоний» [ I, 1, 39 (30), 44 (43)], в Халкопратийском храме Пресвятой Богородицы находились хоры, к которым были пристроены деревянные лестницы, ведущие в императорский митаторий, где на Литургии в праздник Благовещения (25 марта) присутствовал сам василевс: «Государи вошедши в святилище и возложив дары на святой жертвенник, покидают его через левую сторону святилища и шествуют через гинекей той же самой церкви. А в гинекее их встречает весь сенат, который воздает честь государям, и государи с патриархом и придворными следуют через арку в святой алтарь Агиа Сорос» (Constantini Porphyrogeniti imperatoris De Cerimoniis aulae byzantinae/ Reiske J. J. (ed.). 2 vols. // CSHB. Bonn, 1829–1830. I, 1; Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939, Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I. P. 24–5, 154–5, 173).
Отдельная часовня для хранения Пояса Богородицы, названная Агиа Сорос (Святой Ковчег), была устроена в Халкопратийской церкви при императоре Юстине II (565-578) и его жене Элии Софии. В той же «Книге церемоний» [I, 39 (30)] говорится, что в часовню Агиа Сорос, содержащую драгоценную реликвию, можно пройти через выход из главного святилища по левой стороне (Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939), Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I; Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy // University Park, Penn. and London, 1971. P. 33). В Типиконе Великой Церкви IX-XI вв. также указаны кафедральные богослужения в Халкопратийском храме в случаях совпадения Благовещения с Великим Четвергом или Великой субботой: «После тритекти … исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию, и там певцы поют: “Слава… и ныне…” - и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”» (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Кроме того, по Константинопольскому уставу, лития «в Халкопратии» полагалась во 2-ю неделю по Пасхе и на Введение, когда вся служба, согласно 2 рукописям X-XI вв., пелась в Халкопратийской церкви, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития во главе с патриархом (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). T. 1. P. 110).
Примечательно, что в Халкопратийском храме существовал придел во имя св. ап. Иакова, брата Господня, где были положены мощи Вифлеемских младенцев (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). Об этом приделе есть сведения в Типиконе Великой Церкви IX-XI вв. и в одном из константинопольских синаксарей X в. (SynCP. Col. 658), где находится память скифопольских мучеников 4 мая с указанием, что синаксис в их честь совершается в Халкопратийской церкви, в приделе во имя св. ап. Иакова, брата Господня (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). T. 1. P. 280).
В VIII в. патриарх Константинопольский Герман I (715-730) составил Слово на освящение храма Халкопратийского, в котором упомянуты все храмовые святыни, в т.ч. и Пояс Богородицы. А в начале Х в. было установлено особое празднование Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, о чем повествуется в Минологии императора Василия II. Как упомянуто в этом источнике, в 906 г. при императоре Льве VI Мудром (886-912) его жене Зое Карбонопсиде, которую мучил нечистый дух, было видение, что она избавится от недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ковчег и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Льва VI Мудрого Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы, и та исцелилась (см. фото). Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью (Jugie M. L'eglise de Chalkopratia et le culte de la ceinture de la Vierge a Constantinople // EO. 16(1913). P. 308-313). В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а Евфимий, которому было поручено возложить Пояс на императрицу, став патриархом Константинопольским (907-912), составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление Ее храма в Халкопратии (Homélies mariales byzantines. Textes grecs édités et traduits en Latin par M. Jugie // Patrologia orientalis. Tom. 16. fasc. 3. 1922. P. 505; Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187). С тех пор празднование Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы совершается в Церкви 31 августа, в последний день церковного года (см., например, месяцеслов греческого Евангелия 1055 г. Син. 43): http://rublev-museum.livejournal.com/226974.html
Вотопед, пояс Богородицы, ковчег
Ок. 1150 г. святыня была разделена на несколько частей, которые были переданы в Большой императорский дворец и церковь Архангела Михаила. При императоре Мануиле Комнине (1143-1180) праздник в честь Пояса Богородицы был официально закреплен в церковном календаре вместе с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах 2 июля (см. фото). Ок. 1320 г. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о честном Поясе Богоматери, уточнив, что императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511-518) – шествие (πανήγυρις) каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 14016-17; Janin R. La géographie ecclésiastiquede l’empire Byzantine, Ire partie: Le siege de Constantinopole et le patriarcat oecuménique. T.3: Les églises et les monastères. Paris, 1953. P. 177, 249), церемониал которого (πρεσβεία) определил император Маврикий (Georgius Cedrenus Ioannis Scylizae ope: I.Bekker, I, Bonn. Р. 69421-23). О том же свидетельствуют и русские паломники - архиепископ Новгородский Антоний, дважды (в 1200 и накануне 1208/9 гг.) побывавший в Константинополе еще до своего пострига, упоминает пояс Богородицы в царских златых палатах и во Влахернах: «в той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ее сребром окован, и пояс ее во прикупной раце лежит» (Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия, с примечаниями Павла Савваитова. СПб. 1872. С. 96). Стефан новгородец в XIV в. писал, что «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». В Хождении митрополита Пимена упоминается, что он в 1387 г. «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. Иеромонах Зосима, посетивший Царьград в 1420 г., также упоминает Влахернскую церковь, где «лежат честная риза и пояс святой Богородицы». Запись анонимного русского паломника (между 1424-1453 гг.) является последним свидетельством о нахождении пояса Богородицы в Константинополе.
В 1028 г. византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028-1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027-1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX в. правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь Влахернской иконы Божией Матери для хранения святыни, где она находится и поныне.
После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. Пояс Богородицы был вновь разделен на несколько частей, вывезенных на Запад (бенедиктинская церковь св. Корнелия в Корнелимюнстере близ Ахена, Германия), Кипр (монастырь Троодитисса - см. фото) и в Сирию. В 1953 г. в монастыре в Мардине (Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке, после расшифровки которого стало известно, что в одной из церквей сирийского Хомса хранится неизвестная до тех пор часть Пояса Богородицы. В нем сообщалось, что при постройке церкви в алтаре был обнаружен пояс Богородицы, который она передала перед вознесением св. ап. Фоме. Церковь Пояса Девы Марии (арабск. Умм Аз-Занар), основанная по преданию в 38 г., была построена в нач. XIII в. при крестоносцах, которые даже переименовали Хомс в «Шамель» (верблюжий город). Действительно, в указанном месте, под алтарем, была найдена каменная плита, также испещренная строками арамейского письма. Под ней оказалась каменная ступка с круглым углублением (см. фото), в котором лежал серебряный ларец. В нем и нашли скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти, расшитый золотом (74 х 5 см). Сейчас часть Пояса Богородицы (другая часть - в Иерусалиме) в серебряном цветке на ножке выставлена для поклонения в правом приделе церкви (см. фото).
Особую известность приобрёл Пояс Пресвятой Богородицы (Sacra Cingolo), который хранится с 1395 г. в кафедральном соборе сщмч. Стефана в Прато (1386-1390, капелла построена мастером Лоренцо ди Филиппо; 1392-1395). Пояс представляет собой тонкую полоску длиной 87 см из верблюжьей шерсти и ткани, расшитой золотой нитью (см. фото).
Реликвию показывают 5 раз в год с угловой наружной кафедры собора (см. фото), специально построенной для этой цели (1428-1438, Микелоццо и Донателло). Вот что пишет об этом шедевре Донателло художник, скульптор и искусствовед Джорджо Вазари: «В городке Прато им сделана мраморная кафедра, с которой показывают пояс Богоматери» (Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 2001. С. 164).
Что же касается части Пояса Богородицы из афонского Ватопеда, то вкладчиком этой святыни ок. 1380 г. был правитель Сербии св. вмч. Лазарь I Хребелянович (сербск. Хребељановић, 1372–1389). Причем ватопедская традиция связывает сей дар с именем императора Иоанна VI Кантакузина (в монашестве - Иоасафа), благодаря участию которого патриарх Константинопольский Филофей (Коккинос) признал в 1376 г. Печский патриархат: http://www.pravoslavie.ru/put/2577.htm
Сербский двор стал обладателем этой святыни после битвы 1330 г. на берегах Струмы, при Вельбудже (Кюстендиле), где был разбит болгарский царь Михаил Шишман. А болгары завладели императорской («Константиновой») ставротекой, в которой с XII в. хранилась часть Пояса Богородицы, после победы царя Ивана I Асеня в 1190 г. над василевсом Исааком II Ангелом (1185-1195). В Ватопеде Пояс еще раз разделили на 2 части, одну из которых оставили в ставротеке, а другую поместили в ковчег, который выносится во время эпидемий. В нем хранятся 3 части Пояса в 3 отделениях, сделанных из золота и серебра (см. фото).
В честь Пояса Пресвятой Богородицы в Ватопеде был построен при поддержке валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521) параклис, который в 1794 г. перестраивался на средства Феофила Созополита (см. фото). Он представляет собой трехкупольный триконх афонского типа с одной апсидой и притвором, перекрытым сводом. Внутренние росписи выполнены в 1860 г. иноками Никифором и Герасимом, архим. Анфимием и иером. Гавриилом.
Из Ватопеда Пояс Богородицы множество раз вывозился на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию для благословения и поддержки порабощенных (до 1913 г.) греков, а также для изгнания заразных болезней, как например, в июне 1820 г. святыня была послана на Крит, где свирепствовала чума.
В этой связи нельзя не вспомнить о вывозе Пояса из Ватопеда в Салоники перед скандальным визитом 4-5 мая 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II в Грецию:-) Решение об этом принял накануне визита понтифика Кинот Святой Горы Афон, который выступил с заявлением: «Папа является как несущий оливковую ветвь, не вынув, однако, свой меч из тела Святого Православия». Как сообщил тогда в своём интервью на радио «Радонеж» наш коллега Олег Германович Ульянов, находившийся в Греции в бытность полномочным представителем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в те дни в большинстве греческих монастырей монахи в знак траура звонили в колокола в день приезда Римского Папы, а большая часть духовенства вышла на демонстрации с иконами и крестами, скандируя: «Охи Папа!» (Папе - нет): http://expertmus.livejournal.com/83380.html
Цель привоза части Пояса Богородицы в Россию именно из Ватопеда, а не из других мест его хранения организаторы в лице главы Фонда Андрея Первозванного, президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина объясняют запретом доступа на Афон женщин, ради которых, по его словам, и принесена святыня «для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране»… Правда, озадачивают некоторые недоговоренности, а то и явные ляпы Владимира Якунина, который при вручении Владимиру Путину иконы (см. фото), написанной на Афоне (в иконографической традиции Покрова!) по случаю принесения Пояса Богородицы в Россию, взял да заявил, что «такие иконы у нас не пишут в стране, у нас такая манера письма не в традиции»?! См. о ведомстве Якунина здесь: http://rublev-museum.livejournal.com/226300.html
Ну а российские СМИ по традиции пустились во вся тяжкая, накручивая ажиотаж: «впервые за 200 лет пояс вывезен за пределы Греции!» (Московский Комсомолец. № 25777 от 21 октября 2011 г.), «Святыня постоянно хранится на Афоне, и сейчас впервые за полторы тысячи лет покинула Грецию» (НТВ. Эфир 20.10.2011, 21:31), «Святыня не покидала стен монастыря более 200 лет и за территорию Греции вывезена впервые за 1600 лет существования Ватопедского монастыря на Афоне» (100 ТВ) и т.д. по нарастающей:-) Стоит ли удивляться, что уже в день привоза Пояса в Казанский храм Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря возникла истерия: «полицейскому спецназу пришлось оттеснять людей, чтобы избежать давки, но люди не реагировали на слова и уговоры … Многие вспомнили, что у храма есть второй вход и ринулись к нему. От столпотворения на этот раз спасли железные ворота и охранники. После молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к верующим, однако митрополита уже мало кто слушал, и верующие пытались пробиться к святыне. В толпе возникали споры, в храме стоял гул»: http://www.sz.aif.ru/society/news/56524
К слову сказать, когда с Кипра в Болгарию в июне 2011 г. был прислан для поклонения хранящийся там честный Пояс Девы Марии (см. фото), то никакого массового психоза не было, всё прошло благочинно, и у верующих «братушек» было вполне достаточно информации о святыне: http://rublev-museum.livejournal.com/156331.html
О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе. Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити. О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
Легенда православной святыни: Откуда взялся Пояс Богородицы
Пояс, по преданию, Богородица сплела сама из верблюжьей шерсти. А перед успением (смертью) отдала свой Пояс и ризу двум иерусалимским вдовам. Женщины передавали святыни из поколения в поколение.
В IV веке Пояс был перенесен в Константинополь, помещен в ковчег, который скрепили печатью и установили в церкви. Более пяти веков ковчег не вскрывали. А открыли ковчег по велению византийского императора Льва VI (886−912 годы). Дело в том, что его жена Зоя была очень больна, как описывают православные историки, «мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены».
Родня молилась о выздоровлении царицы — но болезнь не отступала. Однажды Зое приснилась Божья Матерь. И во сне она сказала Зое, что нужно попросить патриарха окрыть ковчег, достать ее Пояс, он и поможет царице излечиться. Царица рассказал о видении мужу. Тот попросил патриарха открыть ковчег. К удивлению присуствующих, Пояс Богоматери оказался совершенно целым — века оказались невластны над святыней. Как только патриарх поднял Пояс на царицей Зоей — она тотчас же излечилась. В благодарность она вышила Пояс злотыми нитями. Именно это, считается, помогло ему сохраниться до сегодняшнего дня.
После падения Константинополя Пояс был разделен на три части. Одна часть Пояса оказалсь на Афоне, в Ватопедском монастыре, вторая в монастыре на Кипре, третья — в грузинском Зугдиди. В начале XIX века царевна Нино подарила часть Пояса императору Александру I. Но русский император, украсил святыню драгоценными камнями и вернул ее обратно в Грузию, велев построить в Зугдиди специальную церковь для ее хранения.
Часть Пояса из Ватопедского монастыря и привезли в Россию. 200 лет реликвия не покидала стен монастыря, а в России не была никогда. И, как намекнул в аэропорту Внуково-3, где встречали реликвию, игумен Ватопедского монастыря, сопровождающий святыню, «наверное, больше никогда и не прибудет в Россию». Монахи пошли навстречу просьбам патриарха Кирилла, Фонда Андрея Первозванного и паломников из России (доступ женщинам на Афон закрыт). Пришедшим поклониться святыне ватопедские монахи раздают пояски, которые делают сами и освящают на Поясе Пресвятой Богородицы.
Недавно сопровождающий реликцию в России игумен Ватопедского монастыря архимадрит Ефрем ответил на важные вопросы, которые возникают у людей, желающим прикоснуться к Поясу.
— Помогает ли Пояс Богородицы в просьбе девушки о замужестве?
— Богородица во всём помогает. Неплохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого
. — Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?
— Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.
— Можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте?
— Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, нечестная и нечистая? Это не так.
Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана России?
— Лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга, он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.
КСТАТИ
К поясу Пресвятой Богородицы приложилось 2 миллиона человек
Порядок возле храма Христа Спасителя поддерживают более 14 тысяч полицейских
Для поклонения святыне, которая будет находиться в храме Христа Спасителя до 27 ноября, ожидается приход большого количества верующих из числа жителей Москвы, а также паломников из других городов
.
Поясок подарил семье москвичей маленького Афоню
— В семье наших друзей очень долго ждали мальчика, — рассказал читатель «КП» Александр Майский. — Папе стукнуло сорок, когда он решился на поездку. Один ребенок в семье уже был — лапочка дочка. Очень хотелось и мальчика. Но никак не получалось — после рождения девочки у матери появились серьезные проблемы со здоровьем. И вот, получив благословение в патриархии, друг поехал. Прожил на Афоне несколько недель. Вернулся с пояском. Просветленный, постройневший, помолодевший. Через девять месяцев в семье родился мальчишка — белокурый и пухлощекий. Назвали в честь месторасположения монастыря в Афоне — Афонасием. Для домочадцев и друзей — Афонька. Имя редкое, услышав его многие удивляются: «Зачем таким странным именем назвали?» А папа в ответ лишь улыбается: «Так Господу было угодно».
.
Мария МОЛЧАНОВА, слушательница радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):
— В детстве мы все верим в чудеса: в волшебные палочки, ковер-самолет, золотую рыбку... Вырастая, мы становимся реалистами и циниками. Но чем старше мы становимся, тем больше возвращаемся в детство, и опять хочется поверить в чудеса и вернуться в сказку.
Вера, читательница сайта KP.RU, Москва:
— Народ давно никому не верит, а святая реликвия очищает, вселяет веру и надежду, укрепляет дух. Вот это пример истинного воссоединения народа, его чаяний, надежд и стремлений.
А вы какого-то чуда ждете?
Протоиерей Игорь ФОМИН, клирик Казанского собора на Красной площади:
— Чудное воскресение души человеческой и служение ближнему. Те, кто стоит в этой очереди, примут особую благодать, если смогут помочь тем, кто сейчас находится рядом с ними. Я планирую собрать свою семью и стать в очередь в одну из ближайших ночей.
Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:
— Чудес от Пояса никаких не жду. У меня ко всем реликвиям церковным настороженное отношение, потому как не верю в посредников и самим посредникам. А чуда жду только одного — чтобы в этом столпотворении никого не задавили, чтобы не было инфарктов и дети уцелели.
Алексей МИТРОФАНОВ, политик:
— Я хочу полететь в космос. Это было бы чудом. Впрочем, первому космическому туристу был 61 год, у меня еще целых 12 лет (смеется). Если серьезно, то чудом для нас всех была бы цена нефти в 200 долларов за баррель.
Агван МИКАЕЛЯН, директор компании «ФинЭкспертиза»:
— Чудом будет, если появится модель развития экономики страны. Мы отовсюду слышим, что старикам нужны высокие пенсии, а молодым — хорошие зарплаты, но никто четко не скажет вам, откуда все это брать. Экономика превращается в шоу.
Дмитрий ДЮЖЕВ, актер:
— Обязательно отстою в этой многочасовой очереди, чтобы прикоснуться к Поясу. А молюсь я всегда только об одном чуде — чтобы перед смертью Бог дал мне возможность исповедаться.
Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер:
— Чудом будет, если я умру в отличном настроении, зная, что с семьей, друзьями и страной все хорошо. Представляете, как обрадуются те, кто уже там, когда я им об этом расскажу?
Сергей СМИРНОВ, руководитель Института социальной политики Высшей школы экономики:
— Я бы хотел увидеть чудо добра. Чтобы люди стали добрее друг к другу, снисходительнее к проступкам ближнего. Чтобы сиюминутные заботы не заслоняли вечных истин — истин религиозных, если человек верующий, или норм простой порядочности для всех остальных.
Максим АВЕРИН, актер, звезда сериала «Глухарь»:
— Конечно. Хочется, чтобы божья благодать снизошла на нашу страну, чтобы Россия воспрянула. Но только просить нужно не нефти и золота, а спокойствия души.
Лариса ИЛЬЧЕНКО, олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде, Волгоград:
— Я не привыкла ждать чудес. Считаю, чтобы чудо случилось, надо для этого что-то сделать, постараться. Надеюсь всегда на свои силы. Не видела, чтобы кому-то счастье просто так на голову свалилось.
Святыня проделала долгий путь по России, побывав во многих крупных городах.
Акафист Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы
Творение самого известного и плодотворного писателя церковных служб XX века, монаха Герасима (Грэкас) Микрагианита (1905-1991), насельника Священного Скита Малой Святой Анны. Этот афонский подвижник и Гимнограф Вселенской Патриархии – автор бесчисленного множества церковных служб и гимнов. Наследие его пера составило 47 томов, по 750-800 страниц каждый. В греческих Минеях и Часословах, среди надписей гимнов, его имя все чаще соседствует с именами таких великих гимнописцев, как Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Андрей Критский и другие. Прожив большую часть своей жизни (около 70 лет) в Саду Божией Матери, на Святой Горе Афон, отец Герасим, как и все афонцы, питал особенную любовь к Богоматери. Выражением этой великой любви к Игумении Святоименной Горы, среди прочих его творений, является и настоящий акафист. Обращаясь к святыне, старец обращается к Освятившей пояс ношением на Своем Христоносившем Пречистом теле. Подобным образом, говоря “радуйся” Честному Кресту, ублажаем Пригвожденного и Распятого на нем, Владыку Христа.
Переведен акафист на церковно-славянский язык в Священной Великой Обители Ватопед в 2011 г. по поводу принесения Честного Пояса Божией Матери в Россию.
Двустишие:
Пояса Чистыя Богородицы во икосех,
Герасим воспел еси величия.
_________________________________
Тропарь, глас 5:
Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным Чистая.
Кондак, глас 6:
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.
Кондак 1:
Ко пречестному Богородице божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премiрнаго, но яко пучино сущи Дево благости, препояши ны силою его Непорочная, зовущия:
Радуйся поясе пречестный.
Икос 1:
Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще Отроковице, мы же во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:
Радуйся поясе Богородицы,
радуйся сияние всему мiру.
Воззри Богородительнице, оком благоутробным, ко иже верою ко святому Ти поясу, якоже источнику вод освященных честно припадающих, и просящих благодати Твоея, необоримую бо силу темже подаждь вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 2:
Бысть Богородице честнаго Ти пояса принесение во Царский Град, источник веселия истиннаго, царицу бо скоро исцелил еси, нам же благодать обильную присно подает вопиющим:
Пояс Твой Фоме предаде Богородице, к Сыну Твоему восходяще, и чрез онаго же яко честен дар и благ исполнение его нам оставила еси Всепетая, поющим и вопиющим Ти:
Аллилуйя.
Икос 3:
Имеет святая Обитель Твоя Ватопедская, яко неотъемлемо богатство Отроковице, и яко столп Твоего заступления, миродохновенный и всечестный Твой пояс, емуже благочестно припадающе, во умилении зовет:
Радуйся благовонием небесным дыхающий,
радуйся крепость непобедимую подающий.
Радуйся тобою бо монашествующия укрепляются,
радуйся тобою бо враждующия упраздняются.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 4:
Живоносный кивот всечестнаго Ти пояса, подает благоухание Дево, и злосмрадие страстей отгоняет присно от душ наших, темже величию Твоему дивящеся вопием:
Аллилуйя.
Икос 4:
Пояс Твой святый Всесвятая Дево, яко свет сияет на горе афонстей, и лучы златовидными, вся облистает твоей благодатию, темже чудеса того почитающе, верою вопием:
Богодарованный дар и небесное богатство, пояс Твой держаще Отроковице, на страсти силу непобедимую, еюже препоясаемся, благодать бо и милость присно подает вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 5:
Исцеление источает пояс Твой святый души и телу Отроковице, якоже росу весненную, яко бо Исайа глаголет Всенепорочная, и сладость небесную благоговейно тому вопиющим:
Радуйся источниче вод невещественных,
радуйся поточе многих даров.
Радуйся Всечистыя пояс всечестный,
радуйся Церкви радость небесная.
Радуйся сокровище святое дарований духовных,
радуйся венче славный христиан благочестивых.
Радуйся Ватопеду стена нерушимая,
радуйся всему мiру столпе крепости божественныя.
Радуйся честное Девыя опоясание,
радуйся Богом нам данная купля.
Стяжа Обитель Твоя Ватопедская, яко сокровище божественное Отроковице, пояс Твой дивный, и чудесы того хвалится, и благодарственныя песни Тебе воспевает глаголюще:
Аллилуйя.
Икос 6:
Свет сияющий зряшеся пояс Твой святый, внегда принесеся во остров Тира, отонудуже со благоговением многим во Обитель Твою сей принесоша, поюще Твое промышление и радостию вопиющи:
Радуйся честное Чистыя препоясание,
радуйся всем верным спасение.
Радуйся света заре облистающая,
радуйся страстей уставляеши пагубу.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 7:
Величаем вси, многая величия, еже о нас Твоего попечения, и пояс Твой священный верою обстояще Всепетая, освящения исполняемся, и Сыну Твоему взываем:
Аллилуйя.
Икос 7:
Яко облак мысленный, пояс Твой святый, простри на ны Богородице, и душа наша исполни, освящения и умиления божественнаго, к Тебе бо прибегаем, и поясу Твоему взываем:
Странна твоя чудеса, о поясе пречестный Всецарицы Девы, поветрия губительнаго Царский Град свободил еси, чудяху бо ся и дивляхуся во умилении вопиющия:
Аллилуйя.
Икос 8:
Пристанище обуреваемым, пояс Твой святый показася Богородице Дево, благодать бо Твоя яже на нем, действует бо чудесы приходящим, темже к нему припадающе, с любовию взываем:
Радуйся яко холеры Град Царский спасаеши,
радуйся яко скорое всем заступление посылаеши.
Радуйся угль погашающий страсти,
радуйся вся ны возвеселяющий.
Радуйся многих даров палато,
радуйся славы божественныя честное хранилище.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 9:
Исполнь славы святыя видится, пояса Ти кивот воистину святый, Богородице Дево Чистая, разум нам удивляющий, благоуханием бо дышит премiрным вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 9:
Жезл крепости божественныя, пояс Твой нам дадеся, дивная Богоматерь, умным бо того содействием, от всякия беды избавляемся и благодати исполняемся, во благоговении вопиюще:
Покров и предстательство, и Божию помощь, присно плодяще Всесвятая, от миродохновеннаго Ти пояса, с верою к нему приступаем, и благоговейно припадающе, из Тебе Рождшемуся вопием:
Аллилуйя.
Икос 10:
Благодатию святаго Ти пояса Богородице, силу нам препояши на врага началозлобнаго, яко лев на ны рыкающаго, якоже да одолеем злобу того вопиющия:
Радуйся истинное нам веселие,
радуйся верным божественное утешение.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 12:
Радуется, Богородице, Обитель Ватопедская, поясом божественным Ти обладающе, и ко славословию величий Твоих обители вся созывает, славяще славу Твою, Троице же вопиюще:
Аллилуйя.
Икос 12:
Поюще по долгу, Богородице Дево, пояса Ти благодать преобильную, и проповедуем ясно Чистая, еже о нас богатное Ти попечение, и пресвятому Ти поясу всеблагодарно вопием:
Радуйся имже страстей очищаюся,
радуйся имже света исполняюся.
Радуйся души моея радость истинная,
радуйся жизни моея пристанище верное.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 13:*
О пречестный поясе Пречистыя Богородицы, препоясавый тело непорочное, подавай нам от сокровища всельшияся в тя благодати божественныя, действо животворящее, яко да Христу присно вопием:
Аллилуйя.
* этот кондак читаем трижды, затем снова:
Икос 1:
Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще Отроковице, мы же во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:
Радуйся поясе Богородицы,
радуйся сияние всему мiру.
Ко пречестному Богородице божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премiрнаго, но яко пучино Дево благости, препояши ны силою его Непорочная, зовущия:
О пречестный поясе Пречистыя Богородицы, препоясавый тело непорочное, подавай нам от сокровища всельшияся в тя благодати божественныя, действо животворящее, яко да Христу присно вопием: Аллилуйя.