Притча о блудном сыне содержится в Евангелии от Луки. В древней иерусалимской традиции Евангелие от Луки читали в воскресные дни Великого поста, потому там притча о блудном сыне читалась во 2-ю неделю поста. Однако в Константинополе, богослужебная традиция которого в итоге восторжествовала на всем Востоке, Евангелие от Луки начинали читать после Недели по Воздвижении и заканчивали как раз перед Великим постом (в сам период Великого поста читали Евангелие от Марка); наше расписание рядовых чтений взято из константинопольской традиции. Евангельское чтение, содержащее притчу о блудном сыне, попадало на канун Великого поста в разные воскресные дни; в IX веке в силу того, что это чтение хорошо гармонирует с идеей подготовки к посту, оно было зафиксировано в системе подвижного круга и появилась Неделя о блудном сыне.
Интересно, что в Типиконе Великой церкви (устав кафедрального константинопольского богослужения) Триодь как раз начинается Неделей о блудном сыне, причем она не имеет собственного названия, а обозначена как «неделя пред мясопустом». Кроме этой основной недели, у нас есть еще одна «неофициальная» неделя о блудном сыне – 2-е воскресение Великого поста. В славянской Триоди в этот день сохранились восходящие к древней иерусалимской традиции канон и самогласен; также стихиры на 3-й седмице поста посвящены притче о блудном сыне.
Все песнопения Триоди этой Недели посвящены осмыслению притчи о блудном сыне. Можно отметить две основные идеи:
- проекция содержания притчи на каждого христианина в отдельности;
- представление Бога как Отца.
Почти все песнопения содержат обращения от 1-го лица единственного числа, то есть каждый из нас в отдельности ставит себя на место блудного сына и молит Господа о том, чтобы Он принял его с отеческой любовью. Богатством, которое мы получили от Отца, названы наши духовные дарования (стихиры на «Хвалите…»), то есть те таланты, которые мы получили от Бога, но употребили для греховных целей. Рабское положение, в которое попал блудный сын из притчи, сравнивается с нашим пребыванием в плену страстей, причем интересно, что сначала эта мысль выражается иносказательно («странным гражданом порабощен», см. 1-й тропарь 4-й песни канона), но в заключительных песнопениях службы прямо говорится, что каждый из нас оказался в рабстве у диавола (канон, 8-я песнь 2-й тропарь и светильны). Блудный сын в своем раскаянии и просветлении дает пример покаяния всем людям, нуждающимся в прощении грехов и возвращении в Отчий дом.
Кондак, глас 3
Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася,// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.