22 июня по старому стилю / 5 июля по новому стилю
воскресенье
Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Петров пост.
Разрешается рыба.
Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380).
Мч. Албана Британского (III–начало IV). Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Румын.). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице).
Сщмчч. Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).
Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа
Тропарь:
Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость. Кондак:
Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре,/ и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных;/ днесь Ада́м лику́ет,/ и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.
Тропарь священномученика Евсевия, глас 4:
И нравом причастник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученика Евсевия, глас 4:
Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Тропарь преподобных отцов Псково-Печерских, глас 6:
Собор святых Псково-Печерских днесь почтим,/ в дебрех лесных обитель чудную основавших,/ и, яко крины, добродетельми процветших,/ и людем правый путь богоподобия указавших,/ молят бо Господа// миру мир даровати и велию милость.
Кондак преподобных отцов Псково-Печерских, глас 2:
Тебе, Богородице/ и Деве Чистей, за вся люди Бога умоляющей,/ обитель Псково-Печерская/ святых своих, яко дар, днесь приносит,/ Твоих же даров богатство кто исповесть,// яко и в рай возвела еси отцы наша.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.6:18–23; Мф.8:5–13) Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово, и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь.
О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере, с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.
Священномученик Евсевий Самосатский
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.
После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361–363). Наступило еще более трудное время – началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363–364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия – святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364–378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий – в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.
Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.
Святой мученик Албан
Через 284 года после воплощения Иисуса Христа язычник Диоклетиан был избран императором всей Римской империи. В течение 20 лет он правил как жестокий тиран, убивал и приказывал убивать христиан везде, где их только можно было найти. Наиболее жестокими были гонения 303–305 годов. Свирепые гонения на христиан прокатились по всей территории Римской империи, достигнув и далекой Англии. К тому времени в других землях уже многие мученики отдали свои жизни за исповедание Христа.
Первым в Британии положил жизнь свою за Господа славный мученик Албан (память 22 июня / 5 июля). Одним из первых святого Албана упоминает святитель Венанций Фортунат из Пуатье († 605) в своей «Похвале девам», где перечисляет мучеников, пришедших к Господу со всего света: «Славный Албан, плодородной Британии житель». О широком почитании святого Албана в Галлии свидетельствует именно упоминание у святого Венанция Фортуната, ведь имени этого мученика нет ни в первой италийской, ни во второй галльской редакциях Мартиролога блаженного Иеронима. О мученичестве святого Албана подробно и наиболее достоверно повествуют великий английский святой, историк и ученый преподобный Беда Достопочтенный (673–735, память 25 мая / 7 июня) в своей книге «Церковная история английского народа», написанной в 731 году, а также церковный писатель аббат Эльфрик Эйншемский (955–1020) в сочинении под названием «Страдания святого Албана, первомученика Британии», написанной в 1000 году. Существовали также «Страсти святого Албана», приписываемые святому Гильдасу Мудрому (VI в.). Эльфрик, чьи творения являются вполне авторитетными, в своем повествовании, в основном, ориентировался на труд преподобного Беды. Уже есть перевод с латыни на современный английский язык версии жития святого Албана, написанного Эльфриком.
Вот что пишут о страданиях святого Албана преподобный Беда и Эльфрик.
Примерно к 305 году кровавые гонения нечестивого императора Диоклетиана достигли Британии, и убийцы с неистовой жестокостью ловили и хватали христиан повсюду, где только могли. Одному священнику удалось убежать от гонителей. На своем пути он увидел дом, в котором жил человек по имени Албан, и постучал в дверь, надеясь получить убежище от жестоких преследователей. Хотя Албан тогда еще не был просвещен святым крещением, он впустил священника к себе в дом и позволил ему остаться. Мы знаем о жизни Албана до его страданий только то, что он был воином и, скорее всего, кельтом, хотя некоторые ученые предполагают, что он был римлянином (его имя происходит от латинского слова albus – белый).
Спасенный священник ежедневно вычитывал все службы, пел церковные песнопения, молился день и ночь и строго постился. Он регулярно наставлял Албана в истинной вере и рассказывал ему о Боге, пока тот, просвещенный благодатью Божией, не отверг тьму язычества и не уверовал во Христа, приняв крещение и став преданным христианином.
Недолго прожил этот клирик у святого мученика. Вскоре до нечестивого правителя той области дошел слух, что христианский священник нашел приют в доме Албана. Разгневавшись, правитель велел своим людям тотчас привести к себе служителя Христова и подвергнуть казни. Как только посланники подошли к дому Албана, он переоделся в одежды священника, не желая предавать его в руки гонителей, и вышел им навстречу, выдавая себя за него. Албана тут же связали и повели к злобному судье, который именно в тот момент возносил жертвы своим «богам», то есть демонам.
Увидев храброго мученика, судья пришел в бешенство, так как понял, что его соотечественник прятал у себя дома сбежавшего от казни священника, да еще и сам решил принять смерть вместо него. Судья приказал, чтобы Албана подвели к изображениям языческих идолов, а когда это выполнили, предупредил святого мученика, что тот понесет суровое наказание вместо священника, которого прятал у себя дома, если немедленно не отречется от своей веры и не поклонится языческим богам. Однако мученик, вооруженный с помощью Божией на духовную брань, не убоялся этих угроз. Он ответил, что не собирается ни исполнять приказания судьи, ни кланяться бездушным идолам. Судья спросил у него: «Из какой ты семьи, и каково твое положение в обществе?» Албан ответил нечестивцу: «Какое тебе дело до того, из какой я семьи? Если хочешь узнать правду, то скажу тебе, что я христианин и всегда буду служить одному Христу – единому истинному Богу». – «Скажи мне, наконец, свое имя», – потребовал судья. Храбрый воин Христов ответил ему: «Мое имя Албан, и я верую в Христа и Спасителя – истинного Бога, создавшего весь мир и все, что в нем есть. Ему я молюсь и Его буду превозносить вовек». Судья сказал святому мученику: «Если ты хочешь иметь блаженство вечной жизни, то немедленно принеси жертву нашим великим богам». На это Албан ответил: «Твои жертвы приносятся не богам, а настоящим демонам, и они никогда не помогут тебе. Но в качестве воздаяния за жертвы демонам ты получишь вечное наказание в геенне огненной». Услышав такой ответ, судья пришел в ярость и велел бичевать святого, думая, что тот ослабеет, потеряет твердость духа и обратится к языческой вере. Но мученик Христов, укрепляемый Господом, переносил удары терпеливо, как будто это происходило не с ним, и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Него. Судья понял, что не сможет силой заставить Албана отречься от Христа, и повелел казнить мученика.
Язычники повели святого к месту казни, чтобы обезглавить. Но когда они проходили мост через реку, то вынуждены были остановиться, так как великое множество людей – мужчин и женщин, пришедших по промыслу Божию посмотреть на дивного мученика Албана, – заполнило мост. Нечестивый и кровожадный судья остался один в городе до самого вечера, не имея ни слуг, ни помощников, постясь против своей воли.
Желая скорее пострадать за Христа, святой Албан, не имея возможности перейти мост, спустился к реке и обратил свой взор к небу в молитве. Внезапно воды реки расступились, обнажив дно, и перед Албаном появилась дорога на другой берег, о чем он и просил Господа. Палач, который должен был обезглавить Албана, был так поражен увиденным чудом, что немедленно бросил меч. Он побежал вслед за Албаном и, как только они перешли реку, пал к его ногам и признался, что хотел бы скорее умереть вместе с ним, чем предавать его смерти. Теперь бывшего палача и мученика, которого он должен был обезглавить, объединяла святая вера.
Неподалеку находился пологий холм, украшенный дивными цветами. По словам преподобного Беды, «давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика». Беда Достопочтенный подробно описывает эту возвышенность, и из его описания видно, что это был, скорее всего, существующий и поныне Холмхерст-Хилл. Святой Албан быстро на него поднялся и в молитве попросил у Господа послать на этот холм воду. Тотчас источник брызнул у самых ног святого и потек вниз с холма, так что удивленный народ понял, что это чудо совершилось силой Божией по молитве Албана и что даже стихии слушаются угодников Божиих. Этот источник существовал долгое время и обладал целительной силой.
Святой Албан был обезглавлен на этом холме и получил мученический венец на небесах. Но палачу, исполнившему приговор, не довелось увидеть мертвое тело Албана, потому что его глаза вывалились из глазниц и упали на землю в один миг со святой главой мученика. Кстати, с тех пор этот эпизод часто изображался и изображается до сих пор многими живописцами.
Затем был убит и тот палач, который отказался казнить мученика. Имя его не сохранилось. Его тело упало рядом с телом святого Албана; этот бывший палач умер, уверовав в Бога и приняв крещение собственной кровью, душа его вознеслась в рай. Подобным образом в древней Церкви приняли крещение в собственной крови десятки тысяч мучеников.
Когда палачи возвратились к своему правителю, то рассказали ему о дивных чудесах, совершенных по молитвам святого Албана. Вскоре он прекратил преследования и впредь с уважением отзывался о пострадавших от его же рук святых мучениках, которых он так и не смог обратить в язычество никакими пытками. Что же касается нечестивого императора Диоклетиана, то он в 305 году оставил власть и, как свидетельствуют историки, покончил жизнь самоубийством около 313 года, не найдя в ней смысла.
Как пишет Эльфрик, «в период того же гонения, помимо святого мученика Албана, пострадали также святые мученики Юлий, Аарон и многие другие жены и мужи, претерпев многочисленные страдания и пытки за веру Христову». И добавляет, что мучениками за веру стали христиане из всех районов и концов Англии. «Когда гонения прекратились, – продолжает Эльфрик, – христиане вышли из лесов и других убежищ, где им приходилось прятаться. Они начали жить среди людей и постепенно возродили христианство: заново выстроили разрушенные церкви и жили в полном мире со всеми, пребывая в истинной вере. Они также построили на месте мучений святого Албана подобающую столь великому мученику церковь». О последнем свидетельствует и преподобный Беда: «Блаженный Албан пострадал… около города Верулам, который англы называют Верламакастир. Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной красоты в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса во славу Божию». Беда Достопочтенный упоминает, что место, на котором пострадал святой Албан, называлось Верулам (Verulamium). Это был крупный город, построенный римлянами, и Албан был его жителем. Так город назывался до 948 года, когда его переименовали в Сент-Олбанс – в честь святого Албана. Он носит это название и по сей день. Сент-Олбанс находится недалеко от Лондона, на западе графства Хертфордшир.
Эльфрик добавляет к своему повествованию ценный комментарий: «Это (основание церкви святого Албана. – Д.Л.) было до того, как предводители Хенгест и Хорза во время кровавой битвы разгромили бриттов. После этого христианская Церковь снова пришла в упадок, пока святой епископ Августин, ученик святого папы Григория Великого, не возродил ее». Действительно, Хенгест и Хорза помогали языческим германским племенам в завоевании Англии в 449 году, позже Церковь пришла в крайний упадок, и была в таком состоянии до тех пор, пока святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, составитель литургии Преждеосвященных даров (540–604, память 12/25 марта), не организовал миссию из римских монахов во главе со святителем Августином Кентерберийским для просвещения страны в 597 году.
Некоторые ученые подвергают сомнению время, когда святой Албан принял мученическую смерть. Предполагают, что это могло случиться в период гонений императора Декия (249–251) или же Септимия Севера (ок. 210). Однако дата 305 год является традиционной, и до сих пор никому не удалось убедительно ее опровергнуть. Такие наиболее авторитетные историки, как святой Беда и святой Гильдас, называют именно 305 год.
Как уже упоминалось, мученик Албан был похоронен рядом с городом Веруламом, и на его могиле происходило много чудес и исцелений. Ко времени преподобного Беды над могилой мученика стояла большая церковь в память о нем. С раннего времени уже существовал и монастырь святого Албана в этом городе (точная дата и даже век, когда был основан первый монастырь, неизвестны). Предполагают, что святой Оффа, король Эссекса († 709, память 15 декабря), учредил или возобновил на этом месте бенедиктинский монастырь. История о том, что во время Оффы рака с мощами святого Албана таинственным образом пропала, а потом вдруг снова появилась (это будто бы и побудило короля основать монастырь), является не более чем легендой. Аббатство святого Албана было одним из самых состоятельных и известных в стране. После завоевания Англии норманнами в 1066 году и насильственного перевода страны в католицизм популярность монастыря святого Албана и раки с его мощами оставалась прежней. Только после Реформации XVI века монастырь закрыли, а монастырский собор-приорат стал англиканским кафедральным собором. Вскоре после Реформации и упразднения Генрихом VIII всех английских монастырей мощи святого Албана были увезены в Германию. Таким образом, необычайно красивая рака святого долгое время пустовала, но в 2002 году по милости Божией часть мощей святого Албана была привезена обратно в Сент-Олбанс из города Кёльна (где мощи хранились в течение нескольких столетий) и положена в раку. Сегодня англиканский собор и церковь аббатства в Сент-Олбансе являются центром активного паломничества.
А вот что пишет об аббатстве святого Албана современный автор и путешественник Дэрри Брэббс, изучающий английские монастыри и соборы: «Святой Албан был первым христианским мучеником в Англии, казненным римлянами за веру в начале IV века. Строений ранних монастырей, возведенных на месте мученичества святого Албана, не сохранилось, а внушительных размеров монастырская церковь, вокруг которой вырос город Сент-Олбанс, была основана первым норманнским аббатом Павлом Канским. Поскольку рядом не было источника для каменного материала, строители использовали кирпич от расположенного поблизости разрушенного римского города Верулама. Сент-Олбанс занимал высочайшее положение среди средневековых аббатств, и папа Адриан IV в 1154 году в своем постановлении провозгласил, что аббат монастыря Сент-Олбанс должен считаться старшим аббатом, носящим митру. Это понятно, потому что именно этот понтифик был единственным папой-англичанином за всю историю – его настоящее имя Николай Брейкспир, и он родился в 1100 году как раз в районе Сент-Олбанс. Церковь имеет длинный неф с двенадцатью пролетами, некоторые колонны нефа украшены недавно отреставрированной средневековой настенной живописью, помогающей смягчить норманнскую строгость. Средневековые изображения были перекрашены на деревянном потолке алтаря, они были отменным фоном для изящной каменной перегородки внизу. Реставрация XIX века во многом не пощадила первоначального облика здания… Работа великодушно финансировалась лордом Гримторпом, викторианским архитектором и юристом, но, к сожалению, он настоял на своих планах восстановительных работ аббатства».
Девять древних храмов в Англии были освящены в честь святого Албана. Фактически почитание мученика официально прекратилось только после закрытия монастырей Генрихом VIII около 1540 года. Святой Албан едва ли не единственный святой, являющийся видимым связующим звеном между Англией начала IV века и ранним святоотеческим периодом на континенте, а также временем позднеримской империи.
Спорным является мнение о том, что часть мощей святого Албана в XI веке была перенесена в город Эли при аббате Фредерике. Но в этом городе до сих пор существует праздник перенесения его мощей из Сент-Олбанса (15 мая). В Сент-Олбансе всегда отрицали подлинность этого события.
Епископ Джеффри из Монмутшира (на севере Уэльса), живший в первой половине XII века и в своих письменных творениях разбавлявший историю порой чересчур фантастическими мифами и легендами, и не получивший признания абсолютного большинства историков и ученых, писал, что будто бы священника, которого скрывал святой Албан у себя дома, звали Амфибал. Вскоре после смерти Джеффри, в 1178 году, в Редбурне были найдены чьи-то останки, которые чуть было не признали «святыми мощами Амфибала». Но впоследствии было доказано, что перевод слова «амфибал» – ошибка переписчика, слово это означает не имя, а одежду священника, в которую переоделся святой Албан, встречая посланников правителя.
Гораздо более правдоподобным является мнение, что святители Герман Оксеррский и Луп Труаский в 429 году посещали церковь святого Албана в Веруламе. Они забрали с собой в Галлию небольшие частицы мощей святого Албана, а взамен оставили много маленьких частиц мощей апостолов и мучеников. Именно с 429 года и фиксируется документально официальное церковное почитание святого Албана.
Мученичество святого Албана вдохновляло потомков на создание многих шедевров искусства в аббатстве Сент-Олбанс. К таковым относятся, например, замечательное иллюстрированное житие святого Албана, написанное Матфеем Парижским в XIII веке, многочисленные его иконы и витражи, а также великолепная рака, которая почти полностью сохранилась. После Первой мировой войны святого Албана стали часто изображать в виде солдата.
Эта традиция возродилась у англикан, не почитающих икон, в XX веке, так как на православных иконах святой Албан изображался римским воином с мечом или крестом в руке (как например в «Псалтири Албана» в германском Хильдесхайме или на витраже в английском Уорике).
Особо почитали святого Албана не только по всей Англии, но и во Франции и Дании, где монастырь в городе Оденсе, возможно, хранит частицы его мощей. Со временем, почитание его распространилось по всей Европе. Примечательно, что святой Албан едва ли не единственный из ранних британских мучеников, почитание которого сохранилось после англо-саксонского завоевания Британии в V веке. До сих пор не ясно, святому Албану Британскому или святому Албану Майнцскому (V в., память 21 июня) посвящен ряд ранних храмов во Франции, да это, наверное, уже невозможно установить.
Мощи славного мученика теперь, слава Богу, вновь почивают на месте мученической кончины святого, вселяя надежду на духовное возрождение Англии. И дай Бог, чтобы это исполнилось по молитвам святого Албана, мученическая кровь которого стала семенем Церкви в Англии, процветавшей в течение нескольких столетий.
Что касается дня памяти святого Албана, то с древних времен память ему совершалась 22 июня, позднее стала совершаться 20 июня у современных католиков, и 17 июня у современных англикан. Православные же до сих пор придерживаются даты 22 июня (5 июля по новому стилю). Кроме уже упоминавшегося нами местного почитания в Эли (15 мая) есть еще праздник перенесения его мощей в 1129 году в новый норманнский собор Сент-Олбанса (2 августа).
В конце XX века святому Албану была составлена православная служба на английском языке. В настоящее время снова пишутся православные иконы святого Албана.
Святые мученики Зинон и Зина жили в городе Филадельфия (Аравия). Они вели благочестивую жизнь. Святой Зинон имел большое состояние, но раздал свое имущество бедным и отпустил на волю рабов. Вместе с преданным ему слугой Зиной он пришел к правителю и обличил его в идолопоклонстве. Гонитель христиан приказал истязать исповедников. Их подвесили на столбе, строгали тело железными крюками, растирали раны уксусом и солью, жгли бока и грудь огнем, бросили в яму с огнем и обливали страдальцев кипящим маслом. Святые терпеливо переносили все мучения и силой Божией оставались живы. Наконец, мученики были усечены мечом († 304).
Свт. Григорий Унгро-Влахийский
Святитель Григорий Валашский (Даскэл), митрополит. В Крещении Георгий. Родился в 1765 году в Бухаресте. В Бухарестской академии святого Саввы изучал греческий и латинский языки, богословие.
Около 1790 года вместе с 2 выпускниками академии, Геронтием и Дорофеем, поступил в Нямецкий монастырь, где преподобный старец Паисий (Величковский) постриг его в монашество с именем Григорий. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и вместе с Геронтием приступил к переводу с греческого на румынский учительных книг. Некоторое время они совместно трудились в Нямецкой обители, затем возвратились в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии, по благословению митрополита Унгро-Влахийского Досифея стали печататься их переводы. Помимо переводов Григорий был поставлен заведовать библиотекой митрополии.
В 1802 году оба инока возвратились в Нямецкий монастырь, и митрополит Молдавский Вениамин поручил им перевод новых книг для публикации.
Русско-турецкая война 1806–1812 годов прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 года Григорий и Геронтий вместе с духовником Каллиником из монастыря Секу совершили паломничество на Святую Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя (ныне Пловдив) на них напали грабители, и Геронтий скончался под их пытками. Григорий остался в живых и по возвращении продолжил труды по переводу и изданию духовной литературы в типографии Нямецкого монастыря. По просьбе нямецких иноков он написал и издал также житие святого Паисия (Величковского).
После 1817 года перешёл в монастырь Антим, затем в монастырь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в Бухарестской типографии.
4 января 1823 года на заседании Государственного совета из 3 кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григорий Гика утвердил кандидатуру иеродиакона Григория. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Григорий пешком преодолел весь путь от Кэлдэрушанской обители до столицы. 9 января он был рукоположен во иеромонаха и возведен в достоинство архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа, а 11 января 1823 года настолован митрополитом Унгро-Влахийским.
Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для Арджешской, Рымникской и Бузэуской епархий. Владыка Григорий разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Он принял необходимые меры для укрепления духовной и хозяйственной дисциплины в преклоненных (преклоненные – приписанные к иноземным обителям. – Ред.) монастырях, настоятелями которых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов – упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных, оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников. Был главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве, подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий, которые стали открываться вскоре после его кончины. При этом митрополит продолжил свою переводческую и книгоиздательскую деятельность на румынском, а в 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке.
В 1828 году в ходе новой русско-турецкой войны Дунайские княжества были заняты русскими войсками и подчинены русской администрации. Митрополит Григорий выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами, за что был в январе 1829 года смещён с кафедры новыми властями и отправлен в Кишинёв. В декабре 1831 года удалённому митрополиту было разрешено вернуться на свою кафедру, но, прибыв в феврале 1832 года в Бузэу, он был вынужден задержаться здесь более чем на год. За это время митрополит основал тут типографию и издал несколько переводов, сделанных им в Кишинёве, из трудов святителя Иоанна Златоуста и других. Напечатанные им книги митрополит раздаривал священникам и мирянам. В апреле 1833 года митрополит оставил Бузэу, направившись в монастырь Кэлдэрушани, а в августе того же года вернулся на кафедру в Бухарест.
По возвращении, уже престарелый и больной, святитель вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали, в частности, создание новых монастырей и епархиальных семинарий, поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов – двух священников), освобождение их от барщины. Незадолго до кончины митрополита Григория в Кэлдэрушанской обители под его надзором начали переиздавать его «Жития святых» в 12 томах на основании первого издания, появившегося в Нямецком монастыре, но при жизни владыки вышли лишь 2 тома. Святитель скончался в Бухаресте 22 июня 1834 года.
Священный Синод Румынской Православной Церкви в октябре 2005 года принял решение о причислении митрополита Григория к лику святых. 21 мая 2006 года в Бухарестском кафедральном соборе равноапостольных Константина и Елены патриарх Румынский Феоктист в сослужении 28 архиереев, членов Священного Синода и представителей Константинопольской, Элладской, Болгарской, Сербской, Польской Православных Церквей совершил торжественную канонизацию святителя. Мощи его были положены в монастыре Кэлдэрушани.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
Святые мученики Галактион, Иулиания и Сатурнин. Святой Галактион был потоплен в море за исповедание веры во Христа, а святая Иулиания вместе со своим сыном Сатурнином была сожжена.