Православная Монголия. Заметки странника

День приближался к своему завершению. Я очень устал, наверное, больше психологически, чем физически от новых впечатлений и эмоций, полученных за этот насыщенный первый день в чужой стране. Мне очень хотелось, есть и спать. В таком слегка нервозном состоянии я находился, как только приехал в столицу Монголии – Улан-Батор.
Я стоял на дымно-пыльной площади автовокзала и думал, как мне доехать до того места, где помогут. Потому что окружающие не понимали, что я спрашиваю. И у меня не было большого желания остаться под открытым небом на улицах ночного незнакомого города.


Глоток «православного воздуха»

И как всегда при разных жизненных ситуациях помогает молитва. Вскоре нашелся человек, написавший марку автобуса, который довезёт меня до «Богатого сердца». Именно так переводится с монгольского нужный мне район Улан-Батора – Баян Зурх.

Через полчаса я шагал по этому району. Встретив по пути группу молодых монгол, начал спрашивать, но никто из них не говорил ни на русском, ни на английском. Но когда я показал свой нательный крестик, то все поняли, о чём я спрашиваю, и указали в каком направлении нужно идти.

Вскоре показались золотые купола и кресты. Это был православный Свято-Троицкий храм. На душе стало спокойно и радостно одновременно. Я вошёл на территорию прихода, и широко вдохнул глоток свежего православного родного воздуха.

Окунаясь в историю

Корни православия в Монголии очень глубоки. Ещё в XIII веке на этих землях появились первые православные. Это были плененные славяне в эпоху завоеваний Чингисхана. Ханы Золотой Орды вели политику веротерпимости и покровительства чужим религиям. Поэтому при хане Берке (1257-1266), как писал историк Карамзин: «митрополит Кирилл в 1261 г. учредил особую епархию под названием Сарайской». Самым первым православным святым из монгол был Петр, царевич Ордынский. Он, будучи племянником хана Берке, настолько проникся православием, что тайно бежал в Ростов и крестился. Со временем святой Петр построил церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла возле озера Неро (Ярославская область Россия). Он угодил Всевышнему своей добродетельной жизнью и перед смертью принял монашеский постриг.

Есть сведения и о том, что в 1685 году маньчжуры пленили в районе Амура и передали на службу Богдыхану несколько сотен русских землепроходцев. Вместе с ними был насильно препровожден в чужие края иерей Максим, с которого, как считается, начинается история православной миссии в Монголии.

Следующий этап связан с подписанием российско-китайского Пекинского договора (1860 г.) и «Правил сухопутной торговли» (1862 г.). согласно этим документам, русским купцам была разрешена торговля в Монголии и открылось Русское консульство в Урге (нынешний Улан-Батор). Первыми в Ургу прибыли в 1861 г. члены российского консульства. Их сопровождали 20 казаков, которые построили православную церковь. Церковь была освящена в честь Святой Троицы и примыкала к зданию российского консульства. Долгое время в храме не было своего постоянного священника, и богослужения совершали приезжие священники из Забайкальской и Китайской Духовных Миссий, Иркутской епархии.

С 1893 года начались постоянные богослужения: был назначен настоятель. Летом 1914 года настоятелем Свято-Троицкого прихода стал иркутский священник Феодор Парняков. По его инициативе в том же году было создано Ургинское приходское попечительство в Монголии, основной целью которого была организация приходской жизни. Среди заслуг отца Феодора Парнякова – открытие в Урге первого коммерческого училища. Но его деятельность не ограничивалась Ургой. Отец Федор часто совершал поездки в самые отдаленные районы Монголии, преодолевая верхом по 1,5 тысячи верст. А записки о своих миссионерских путешествиях публиковал. Священник подробно описал жизнь русских колонистов и местного населения. Его труды являются ценным источником по истории российско-монгольских отношений начала XX века.

Революция 1917 года, внесшая неопределенность и сумятицу во внутреннюю жизнь России, способствовала росту нестабильности в жизни русской колонии в Монголии. В 1921 году, выбив китайские войска, Ургу захватил барон Унгерн фон Штернберг. Генерал был активным участником Белого движения на Дальнем Востоке. Он восстановил независимость Монголии, провел ряд прогрессивных мер, но и осуществлял репрессии. Священник Феодор Парняков в этом же году после трех дней зверских пыток был убит.

Со смертью настоятеля жизнь на Троицком приходе постепенно затухает. Если до 1927 года в храм еще периодически приезжают православные священники, служат службы, совершают требы, то в 1927 храм закрывается для религиозного пользования и используется для иных назначений. До 1970–х годов он сохранял вид православного храма, хотя и без креста.

Сегодняшнее монгольское православие

После более чем полувекового перерыва, в 1996 году, был официально зарегистрирован православный Свято-Троицкий приход Московского Патриархата. Началась современная история Русской Православной Церкви в буддийской стране.

С июня 2005 года настоятелем прихода является священник Алексий Трубач. И уже в декабре 2006 года началось строительство нового храма на территории прихода. Освящен храм был 21 июня 2009 года епископом Марком Егорьевским. Он состоит из двух храмов: главный верхний – в честь Святой Троицы, крестильный нижний – в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Храм расписан в стиле русских храмов XV-XVI веков. В таком же стиле исполнен двухъярусный иконостас. Традиционно в центре росписи – Господь Вседержитель в куполе. Далее – серафимы, пророки, апостолы. Над иконостасом – Святая Троица, а вокруг – Вознесение, Сошествие Святого Духа. Вся западная стена храма – это развернутое изображение Страшного Суда, разделенное на композиции балконом для хора и центральным входом. Это разделение – особенность росписи храма такой внутренней архитектуры. Сразу под изображением Святой Троицы – слова из Символа веры на монгольском языке. Святая Евхаристия над иконостасом обрамляется евангельскими сюжетами по бокам. В медальонах над входами – святые, имевшие отношение к просветительской деятельности – равноапостольные Владимир и Ольга, обратившийся из волхвования (Монголия – страна, где развит шаманизм) Киприан и Иустиния, вступившие в непосредственный контакт с монголами благоверный князь Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, первый монгольский святой преподобный Петр Ордынский.

Традиционно исполненный двухъярусный иконостас перекликается по своей миссионерской идее с медальонами. В алтаре также святители миссионеры: Николай Японский, Иннокентий Иркутский, Иоанн Шанхайский, Стефан Пермский, Иннокентий Московский. Современная монгольская азбука – кириллица, поэтому в алтаре также святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Активна деятельность прихода сегодня. Издана брошюра «Православие в Монголии» на монгольском языке, где повествуется об истории соприкосновения монгольского народа с православием, начиная с XIII века и до настоящего времени. Также вышел катехизис –«Путь православия: Каждый может стать святым» – о православной вере на монгольском языке. Автор – известный православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии Юрий Максимов. Этот катехизис, по его признанию, был составлен с миссионерской целью для проповеди среди народов, воспитанных в буддийских традициях, а значит и для монгольского народа. Ежемесячно выходит газета «Троица» на русском и монгольском языках.

В сентябре 2009 года при приходе открыт Русский Детский Культурный Центр, в котором работают кружки русского балета, русского языка, изобразительного и гончарного искусств, проводятся занятия в компьютерном классе. Действует детская воскресная школа. Поет православный хор, в основном состоящий из монгол.

В приходском здании расположена вся инфраструктура и домовый храм, который освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. На территории прихода разбит парк с детскими и спортивными площадками.

Многие известные люди мира сего посетили этот благодатный Дом Божий. Еще, будучи митрополитом, побывал здесь Святейший Патриарх Кирилл и подарил икону Святой Троицы. В мае 2009 года бывали премьер-министр России В.В.Путин и православный путешественник Феёдор Конюхов, готовившегося к экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути». Очень было приятно слышать добрые слова об отце Феодоре и его маленьком сыне.

Вопросы и ответы

Первым человеком, которого я встретил на территории прихода, был отец Алексий. Если вкратце охарактеризовать его, то это молодой, энергичный, духовно мудрый человек и подобно своим предшественникам – миссионер. Знаменательно, что еще летом 2001 года нынешний патриарх-миссионер Кирилл осуществил освящение первого камня, лежащего в основание храма в честь Святой Троицы.

Одна из целей посещения мною Монголии – найти ответы на ряд вопросов: о роли и значении татаро-монгольского ига для Руси и православия, о роли Чингисхана в истории, об истории православия в Монголии, его современном положении и перспективах развития. В это очень помогла беседа с отцом Алексием.

Как он отметил, татаро-монгольское иго – это бич Божий для Руси. За грехи наши, за то, что отступали от веры, за братоубийственные междоусобные войны, когда рати Великого Новгорода шли на ростово-суздальские земли, а рати Киева – на Тверь и при этом, каждая из воюющих сторон несла перед собой чудотворные иконы Богородицы. Не кощунство ли, когда православный убивает православного. Мы разрушали, мы водили тех же монгол на наши земли.

И только когда вынесли урок со всего этого. Когда преподобный Сергий Радонежский собрал воедино земли Руси благодаря сети монастырей, которые создал он и его ученики. Когда народ Руси осознал, что православие – это его духовный стержень без которого можно уйти в небытие. Тогда только были и Куликовская битва, и Стояние на Угре после которых Русь сбросила ярмо.

В советское время имя Чингисхана замалчивалось. Не изучали его монгольские школьники на уроках истории. Сегодня же, как отмечает отец Алексий, более нужного превозносится имя героя Монголии. Его можно встретить повсюду: в различных названиях, на денежных банкнотах почти всех номиналов, на священных горах возле Улан-Батора, а также сидящем на коне в виде 45-метровой статуи. Главная заслуга Чингисхана и многих его наследников для нас – это веротерпимость и во многих случаях покровительство православию на Руси. Например, сохранился указ хана Узбека: «Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русич он или монгол».

В Монголии должна быть миссия. Без нее не будет православия в этой стране. Поэтому сейчас отцом Алексием с Божьей помощью ведется поиск миссионеров и, в первую очередь, из монгол. Издается литература на монгольском языке. Год назад был открыт детский центр, школа для молодежи, организована хоккейная команда. В основном в них занимаются монголы, с которыми настоятель и преподаватели ведут беседы о Боге, о православии. Очень важно, чтобы через то, чем они занимаются, они полюбили православие. В миссионерской деятельности основной акцент делается на молодежь. Но не только молодежь посещает Свято-Троицкий приход. В последний день моего пребывания в Улан-Баторе к батюшке пришли три монгола среднего возраста, которые интересовались православием. И, возможно, вложенное зерно Истины со временем прорастет.

Покидая Улан-Батор, я стал по-другому смотреть на эту страну, на людей, живущих в ней

С большой теплотой вспоминаю православных прихода за их заботу и гостеприимство. Незабываемая была поездка с ребятами по диким монгольским степям и посещением культурно-исторического комплекса «Чингисхан». Он находится в 30 км от столицы, и представляет собой 45-метровую статую Чингисхана, сидящего на коне, а весит 300 тонн. При въезде проезжаешь под великолепной аркой со статуями воинов. В середине, у основания, находится музей, посвященный завоеваниям, огромный 2,5 м кнут с надписью: «кто поднимет его, тот будет владеть миром» и 5-ти метровый сапог. По винтовой лестнице можно попасть на смотровую площадку, которая располагается на голове лошади.

Покидая Улан-Батор, я стал по-другому смотреть на эту страну, на людей, живущих в ней, на историю славяно-монгольских отношений, и в целом на миссионерство. Все, что я здесь увидел и услышал, собиралось по крупицам. Настоятель прихода и его помощники с Божьей помощью творят свой подвиг, поэтому в Монголии есть православие.

А Свято-Троицкий храм – это архитектурное украшение Улан-Батора и духовная жемчужина Монголии, которая является оплотом для православных этой неповторимой и интересной страны.

Материал предоставлен редакцией приходской газеты Свято-Покровского храма-мученика (на Малом рынке, г.Запорожье) «Грона», апрель 2011
Антоний Бондаренко

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Забава »» | 21.08.2011 07:43
  
0
Про Монголию пишут в Сми сейчас нечасто, этим летом ездила за Уральские горы, на пути встречали много байкеров из Европы. Они "покоряют" Сибирь нашу, многие ещё боятся сюда ездить. Так вот одна пара проезжала на мотоциклах через Россию до Улан-Батора и пустыни Гоби. Они, конечно, рассказывали в другом ракурсе про пищу монгольскую очч жирную, про то . как в один малюсенький автобусик по 60 чел. набивается родственников и едут кочевать что-ли.. Даже и не представляла, что там есть православие!!
#2 | Петр С. »» | 18.10.2011 15:15
  
0
Благодать Вам и Мир! Храм в Улан Баторе и его территория резко контрастирует с улицей. Понимаешь, что это РОДНОЕ! Ощущение умиротворения и гордости. Спаси Господи и помилуй, отца Алексея и даруй ему телесное здравие, чтобы мог и дальше трудиться на своей стезе!
#3 | Лев Кашицин »» | 03.02.2012 05:42
  
0
Возможно и не было монгольского ига на Руси, если такие указы издавались.
#4 | Марина »» | 16.01.2013 16:47
  
0
Дорогой батюшка, поздравляю вас с праздником Рождества Христова и с наступающим праздником Богоявления! Привет вам от прихожан храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Мы вас помним и любим. У вас,слава Богу, многое получилось! Я помню фотографию, когда вы служили еще не в храме. Было тесно и низкий потолок... Теперь у вас такой большой храм! Наверное и к климату привыкли - в Улан Баторе климат резкий: либо лето, либо зима. Интересно - удалось ли вырастить березку )))Вы мечтали...)) Храни вас Господь, вех вам благ.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU