Прп. Максим Исповедник. Три вида справедливости. Или справедливость и суд
Мы приводим перевод с древнегреческого слова «Три вида справедливости». Это слово не было переведено на русский язык. Вероятно, вы читали русские переводы прп. Максима, и мы не сомневаемся, что вы, как и все остальные, отложили эти тексты… Читать их в русском переводе невозможно. Ученые обманывают нас, утверждая, что у Максима сложный язык.
Проблема ученых в том, что они пытаются дать кальку с греческого, называя это переводом. Таким образом, создан полуфабрикат: чудовищный уродливый учено-заумный язык перевода, который предлагается как единственно правильный. Тогда ученые оказываются "спасителями" , людьми, которые могут понять и истолковать эти тексты. Но почему же все их толкования разные и противоречивые? Нет. Таких спасителей нам не надо.
Кальку можно было бы дать, но не на русский, а на славянский язык, в котором синтаксис позволяет это сделать. Язык прп. Максима содержит много эллипсисов, поэтому сложен для перевода. Но этот язык не уродлив, как нам внушают ученые, а красив.
Жизнь так устроена: если человек в чем-то не хочет разобраться, то он будет за это переплачивать вдвойне и все равно его обманут. Так устроен мир. Может быть, и справедливо то, что мы платим ученым своего рода налог за собственную лень?!
Одной из самых трудных ступеней духовного восхождения является человеческое понятие о справедливости, которое нужно перерасти: не нарушить, а пройти дальше… Мало кто проходит этот барьер. – Исихазм.ру
Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех…
Господь называет Петра сататной не для того, чтобы нанести ему рану, как думают некоторые. Ведь то, что кажется нам приносящим ущерб (стерисис) Господу, на деле принесло нам обладание (гексис). Например, Его смерть стала для нас Жизнью, а Его бесчестье стало нашей славой.
Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость.
Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: «Иди позади Меня». Это означало: «Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!»
Имя же Сатана, как говорят, переводится – противник. Господь произнес это слово не как бранное, а в качестве пояснения: противник Моей цели.
[Как же понять в смысле Божественной справедливости слова Евангелия: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Ин. 5:22), а в другом месте: «Я не сужу никого» (Ин. 8:15).
Смотрите, будучи Богом, ни Сын – ни Отец вообще никого никогда судить не будут. Почему? Просто потому, что даже человек, по своей справедливости, судит людей, но не животных! Так вот, Отец отдал суд Сыну не потому, что Сын является тоже Богом, а именно потому, что Он стал – человеком.
То есть в каком смысле Сын будет судить всех? Очень просто: Он будет рассуждать
- сравнивать Свою человеческую жизнь с нашей. В этом же смысле будет судить Его слово, то есть учение, которое Он подтвердил делами, согласно написанному: «Что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян 1:1)]
Давайте ответим на один из центральных вопросов, почему Спаситель, Иисус Христос, Сын Человеческий, придя на землю никого, никогда не только не судил, и всячески избегал этого, но даже и никого не осуждал.
А дело в том, что Любовь и суд несовместимы по своей сути.
Все мы знаем, что Любовь дарует жизнь.
Суд же приговаривает к смерти, т.е. отнимает жизнь.
Никто из нас не сможет привести ни одного примера, в котором суд кому-то подарил жизнь, ибо это абсурдно. И абсурдно потому что судить безвинного просто нельзя, однако, к сожалению, это происходит направо и налево вокруг нас. В бытийном понимании безвинный на суд не должен приходить, ибо его судить не за что, вот ведь в чем дела и, значит, функция суда - "даровать" смерть.
Могут ли быть совместимы: Любовь, которая дарит жизнь, и Суд который "дарит" смерть? Думаю, что здесь все прозрачно, ибо из одного источника не может вытекать вода живая и мертвая.
Вот поэтому Спаситель и приходил спасать, а не судить. Судит же тот, кто "дарит" смерть, а именно тот, кто засудил Христа Бога Любовь, и судит до сих пор всех тех, кто подобен ему и уже готов к смерти. Правда при этом он под "шумок" засуживает безвинных, и очень часто ему удается оправдаться перед зрителями даже христианским богословием. А это чистой воды подмена. Хлопая ему в ладоши, мы отправляем на тот свет безвинных и часто через мучения.
Мы все ответственны перед Богом за то, что допускаем говорить неправду о Нем, подменяя суть Его Миссии, и используя Его Имя, засуживаем, убиваем людей. Это есть неприкрытая хула на Духа Святого. Давайте быть честными перед самими собой. Вот поэтому мир и лежит во зле, вот поэтому все кому не лень глумятся над Именем Божиим, Которое Есть Любовь, вот поэтому все мы хлопатели в ладоши, приговаривая безвинных, прямиком идём от Бога.
Я не желаю хлопать и приговаривать к смерти, какими бы богословскими школами смерть не оправдывалась. Я называю Христа Богом Любви и не знаю за Ним судов ни в прошлом веке ни веке будующем. Ибо Бог не может даровать смерть. Мы сами её выбираем, отходя от Него на смертельное расстояние.
Бог Есть только Любовь.
Иоанн 12:46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Лука 6:37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Иоанн 5:24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Иоанн 3:19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Лука 9:54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Вот примечательная мысль у преп. Максима Исповедника:
Не должно содрогаться, изумляться и удивляться тому, что Бог Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Сын же вопиет: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) и Не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Подобным же образом говорит и Апостол: Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь (1 Кор. 4, 5). И еще: Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим. 2, 1). Но люди, перестав плакать о собственных грехах, забрали суд у Сына и сами, словно безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо ужасается сему (Иер. 2, 12), а они, бесчувственные, не стыдятся!
Сейчас слово любовь смирение всепрощение так нужно нам всем , был я в многодетной семье 6 детей они между собой посорились а мирится никак не хотели я их на колени перед друг другом поставил заставил просить у друг друга прощения , меня нет среди них они теперь сами так мирятся.
Вот об этом и пытаюсь всегда говорить, что Бог только Любовь. Берите с Него пример. Однако сознание людей настолько пропесочено законничеством и ветхими образами, что так и хочется сказать, что православные только по наименованию христиане, а по сути все еще иудеи ветхого завета.
Вот об этом и пытаюсь всегда говорить, что Бог только Любовь. Берите с Него пример. Однако сознание людей настолько пропесочено законничеством и ветхими образами, что так и хочется сказать, что православные только по наименованию христиане, а по сути все еще иудеи ветхого завета.
Но судит не Спаситель, Бог Любви Иисус Христос, а как Он и сказал, слово, которое Он произносил нам, а точнее Его Жизнь по Любви. Вот теперь все мы независимо от цвета кожи и вероисповедания, зная об этом, судим себя своим осуждением ближнего и дальнего, на предмет подобия Истине, Которая Есть Любовь.
Апостол Иоанн 12:47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Слово в Евангелии написано с маленькой буквы не случайно. И не случайно Отец передал Суд Сыну, а Он пришел спасать, а не судить. Смотрите на наше Бытие сверху и разумейте Суть. Миром правит Любовь.
Как бы нам не хотелось отдалить суд на потом, все гораздо хуже. Суд идет и шел всегда после того, как Христа распяли. Однако, почти все вокруг не желают видеть этого, т.к. хотят пожить беспечно, перенося страшный суд на потом, но то, что происходит на самом деле во сто крат суровее, если понимать суть. Вот поэтому все святые уходили от мира в пустыни и самих себя и непрерывно каялись. Каялись не потому, что боялись судящего Бога, они знали, что Он будет только миловать, а потому, что Он прожил Жизнь по Любви, и они должны успеть за время своей жизни стать подобными Ей. Почти все мы думаем, что Он придет, и только тогда начнет судить всех и вся, однако, Он уже пришел и при этом никого не осудил. Но Его Жизнь, прожитая по Любви, есть наш суд, суд для тех, кто Ее не принял и не пожелал жить по Ней. Мы уже всё про это знаем. И нам не отвертеться и не перевести стрелки на кого-то своими глупыми оправданиями, ибо Богу ведомы наши сердца и наши намерения от начала.
Бог не судия, но суд идет, и он очень страшен, разве этого не видно. Я поражаюсь той почти всеобщей беспечности, которая окружает нас.
Тем не менее наш Бог нет противоречив, ибо Он Бог и Неизменен в своей Простоте, Которая в Любви ко всем нам. И если Он судия, то был им до грехопадения, и будет им после оного. Однако, дело в том, что Он всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех Любит. Для того, чтобы мы спаслись Он Сам показал нам, что Закон Любви есть единственный Закон Бытия, и идти против Него все равно, что прыгать из самолет без парашюта.
Наш Бог заранее всех прощает, но тех, кто к Нему не пойдет и, не станет жить по Любви по своему доброму согласию с Отцом, Он насиловать не будет. Им в конце-концов будет очень плохо, но это их выбор, ибо свобода есть дар Бога, и её верное использование вечная жизнь с Иисусом Христом, Богом Любовью в наших руках.
Люди, подумайте крепко, что надо сделать, чтобы не оказаться без Любви.
Бог, в Лице Господа нашего Иисуса Христа, приходил Спасать, а не судить мир.
Ин 3:17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Он, по неизреченной Своей Любви, ради нашего Спасения взошел на Крест, чтобы мы изменились и стали подобными Ему в заповеданной нам любви.
Он строго настрого указал, что судить нельзя, ибо это не спасительно для нас.
Мф 7:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
Он, обличил всякое зло Своей Жизнью по Правде, и предупредил нас, что дела злые уводят во тьму и осуждают делающих их. Добрые же дела делаются лишь только, как с помощью Божией. И делающий добрые дела выходит на свет, и не ищет оправданий своей деятельности, ибо Господь ведает обо всей его деятельности от начала, и делающий имеет уверенность в своей правоте.
Ин 3:
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Но почему же тогда люди, как и в те далекие времена, продолжают судить?
Почему люди не желают слышать слов Бога о Любви?
Почему люди творят беззакония прикрываясь именем Самого Бога?