Признак души, вступившей на путь спасения, - отсутствие чревоугодия.

архимандрит Кирилл (Павлов).

Признак души, вступившей на путь спасения, - отсутствие чревоугодия. Признак души, стяжавшей благодать, - отсутствие гневливости. Признак души утвердившейся во Христе, - отсутствие малейших прегрешений.

старец Кирилл Павлов

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Сергей Д »» | 07.09.2015 14:31
  
3
Лаврский духовник архимандрит Кирилл

Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры, выпускник Московской Духовной академии — архимандрит Кирилл. Он родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской области в семье крестьянина. Отец Кирилл вспоминал о себе, что он вырос в крестьянской семье, родители были верующие, но с 12 лет жил в неверующей среде, у брата. Происшедшая перемена в семье была вызвана наступившим сиротством; “воспитывала мальчика бабушка”1.

В 1933 году он поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум, где проучился четыре года, получив специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. После этого он год работал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, и с 1939 года “служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь сорок первого В октябре он был уже на Волховском фронте, в огненной гуще тяжелейших боёв. Натерпелся военного лиха, был ранен а после двух месяцев госпиталя опять исправно потянул солдатскую лямку: то в расчёте ПТР, то в миномётной роте, то в танковых частях. В приволжских степях под Сталинградом спал в снегу, околевал от холода, отступал и наступал, остался жив (хоть и не чаял), освобождал Европу от фашизма”2. Во время войны мужественный воин был дважды ранен: в ногу, затем в руку. Был пройден большой и тяжёлый путь, о котором архимандрит Кирилл вспоминал: “Наш самоходный полк прошёл Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно Дошёл до Австрии”3. Теперь события пережитой войны, несомненно, часто всплывают в сознании бывшего фронтовика. “То необходимо вспомнить название городка, где он лежал в госпитале со вторым ранением, то воскресшая в памяти страшная картина гибели подорвавшихся на мине однополчан надолго лишает его сна и покоя…”4. Памятью о Сталинградских окопах стали его больные лёгкие и покашливание5.

Об Отечественной войне написано много, разобраны отдельные битвы, стратегические планы и т. д. Но не менее важно духовное осмысление войны, человеческой трагедии такого масштаба. По мнению отца Кирилла, именно начавшееся открытие православных храмов, обращение русских людей к Богу, усиленная молитва к Нему явились основой тех перемен в войне, которые привели затем нашу страну к победе. Старец вспоминает: “После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошёл в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены Народу — битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнёс, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник”6. Всю войну мужественный солдат прошёл с образком Иверской иконы Богоматери, который надела на него бабушка перед уходом в армию7. Пречистая Дева Своим удивительным заступлением спасла христолюбивого воина от неминуемой гибели: немецкого расстрела8.

Первоначально после демобилизации в 1946 году лаврский духовник работал на топливной базе в Москве на Рогожском валу. Однажды в Елоховском соборе он узнал, что в Новодевичьем монастыре открыли духовную семинарию. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Проректор, отец Сергий Савинский, встре­тил радушно и дал программу испытаний. В характеристике при поступлении в Духовную школу говорится: “…к молитве усердный тихий, скромный, благочестивый и вообще у него великая тяга ко всему святому-доброму”. 7 августа 1946 года он подал прошение на зачисление в Богословский институт, в котором говорится: “Прошу зачислить меня в состав учащихся для допущения сдачи испытаний на 1 курс начальной богословской школы, так как у меня было и есть желание учиться в Духовной семинарии и быть Христовым служителем и потрудиться на этом добром поприще для блага и добра верующих, ибо я сам это испытал на себе, будучи без духовной пищи и во время учёбы и фронта. Я всегда ощущал себя невесёлым, чего-то мне не хватало. И я не знал чем себя утешить и только когда у развалин одного дома в 1943 году я нашёл Евангелие и стал его читать, то я стал ощущать приток жизнерадостности и всего того доброго и скромного, чего некогда ожидал в своей душе. И у меня тогда появилось желание пойти учиться в Духовную Школу, хотя и не знал, есть ли они или нет. Обязанности пастыря я уважаю и ценю, как один из добрых и полезных трудов, хотя и понимаю, что труд тяжёлый. Прошу допустить меня до приёмных испытаний”. В анкете он написал о себе — “рабочий (грузчик)”. Позднее отец Кирилл вспоминал: “Я был демобилизован в мае 1946 года и прямо в военной форме пришёл в Новодевичий монастырь. Узнал правила приёма и, конечно, был весьма благодарен и обрадован, что моя заветная мечта сбылась”9. На вступительных экзаменах он успешно написал сочинение на Евангельскую тему, чему помогло постоянное чтение Священного Писания.

Получил вызов с извещением о зачислении. В 1946 году в Семинарию было принято 79 учащихся, и среди них будущий архимандрит Кирилл10. Позднее отец Кирилл вспоминал: “Мы занимались в классах Новодевичьего монастыря, в храме. Надо сказать, что обстановка тогда была нелёгкая: после войны разруха, была карточная система”11. С самого начала обучения он отличался “скромностью, постоянной молитвой и частым посещением Богослужения”12. В самом начале своего обучения он жил в Подмосковье и испытывал от этого дополнительные трудности.

После окончания первого класса он находился в Псково-Печерском монастыре с 27 июня по 27 августа 1947 года, “жил и работал в обители, неся клиросное и общие послушания”. Постепенно студент И. Павлов начинает обращать на себя внимание начальствующих. Один из воспитателей духовной школы отметил: “Следует сказать о Павлове: он едва ли не единственный пожалел, что на второй, третьей, пятой и шестой седмицах (Великого поста) разрешается рыба. По его мнению, трапеза в семинарии и без того чересчур обильна для поста. В посещении Богослужений Павлов может служить примером”13. В 1948 году духовная школа сменила место своего пребывания, переместившись из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, и возобновила свою деятельность под кровом преподобного Сергия (†1392; пам. 25 сент.)14. Вскоре, в 1950 году, он окончил Духовную семинарию, выпуск был 20 июня. Выпускникам были вручены аттестаты и Библии, в которых были сделаны памятные записи: “Согласно постановлению Совета Московской Духовной семинарии, окончивший семинарию в 1950 году (фамилия, имя) награждается этою святою Библией для постоянного жизненного руководства и назидания”15. Это благопожелание священноначалия было ему весьма близко и он пронёс его через всю свою жизнь.

Затем выпускник семинарии поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1954 году, представив работу “Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I–II вв. христианства” (Загорск, 1954. 103 с.). В характеристике выпускника было отмечено: “…на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по-това­ри­щески отзывчивое обращение с сокурсниками — всегда и всеми отмечались как основные черты его характера”. Последний экзамен в Академии был 15 июня, а выпуск — 17 июня. Выпускникам на память об окончании школы была вручена книга “Патриарх Сергий и его духовное наследие”16.

В день последнего экзамена выпускник Академии пишет прошение наместнику Лавры архимандриту Пимену (Извекову): “Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной Академии поступить в обитель Преп. Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, о. Наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры”. Вскоре последовало прошение отца Наместника на имя Патриарха о пострижении послушника в монашество. 25 августа 1954 года архимандритом Пименом он был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Кирилла Белозерского (†1427; пам. 9 июня). Так промыслительно его монашеские именины пришлись на день начала Великой Отечественной войны. В том же году на праздник осеннего преподобного Сергия митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе рукоположил его в сан иеродиакона, а 30 ноября епископ Иоанн Псковский и Порховский (Разумов) в Трапезном храме рукоположил отца Кирилла в сан иеромонаха17. В это время в Лавре велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, наместник архимандрит Пимен устроил в Трапезном храме два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского (†1754; пам. 10 дек.) и преподобного Серафима Саровского (†1833; пам. 2 янв.), канонизованных в начале ХХ века18.

В 1954–1955 годах, в начале своего пребывания в Лавре, старец был пономарём в Троицком соборе, затем позднее — лаврским кассиром, помощником казначея и, наконец, казначеем Лавры. В 1956 году последовало его награждение набедренником, в 1957 году — наперсным крестом. 30 октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвёл иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена; в 1962 году он получил крест с украшением. В 1961 году епископ Афанасий (Сахаров) в письме лаврскому духовнику архимандриту Феодориту поздравил двух новых лаврских архимандритов и при этом написал: “Передайте от меня приветствие и всечестному батюшке игумену Кириллу, которому желаю поскорее уподобиться своим друзьям”19. 7 октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I возвёл отца Кирилла в сан архимандрита.

Личные подвиги приносятся Богу и мало известны людям. Епископ Афанасий (Сахаров) писал в 1962 году: “Сказали мне, что очень слабеет отец Кирилл Берегите его и наложите на него строгое послушание: беречь себя, лучше питаться, уменьшить подвиги свои. А Вас прошу, нельзя ли поставить вопрос об освобождении его от всяких нагрузок, особенно нагрузок хозяйственно-административных?”20. А в это время начались публичные нападки на отца Кирилла. Один из современных исследователей отмечает, что в “1960-е гг. мало кому из епископов удавалось избежать заказной газетной травли”21. Это в полной мере коснулось и отца Кирилла. В местной газете “Вперёд” во время хрущёвских “заморозков”, в 1964–1965 годах был опубликован ряд клеветнических статей, в которых отец Кирилл публично обвинялся в безнравственном поведении22. Во время Великого поста в 1964 году на Пассии отец Кирилл произнёс проповедь на тему “О необходимости молитвы среди искушений”. Говоря о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, он отмечает: “При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникают сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в её благоуспешности. Сознание необходимости высшей помощи, а вместе и молитвы для испрошения этой помощи у Бога с особенною силой возникает в душе у христианина, когда он с особою ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, постигающих его на пути жизни и особенно в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, крайнюю немощь нашего естества, обречённого на крестоношение”23.

После кончины Святейшего Патриарха Алексия (†1970) Местоблюстителем Патриаршего престола был митрополит Крутицкий Пимен, бывший Лаврский наместник. В день открытия Поместного Собора, заседания которого проходили в Троице-Сергиевой Лавре, митрополит Пимен совершил Божественную Литургию в Троицком соборе. Среди сослужившей лаврской братии был и архимандрит Кирилл24. Затем после своего избрания на Патриарший престол новый Предстоятель Русской Церкви наградил к празднику преподобного Сергия в 1971 году братию Троице-Сергиевой Лавры различными наградами; архимандрит Кирилл был удостоен ордена князя Владимира III степени. В 1973 году к празднику Святой Пасхи последовало награждение Патриаршей грамотой. В 1979 году в связи с шестидесятилетием духовник Лавры архимандрит Кирилл был награждён правом ношения второго креста с украшением. В 1984 году произошло важное событие — на праздник Святой Троицы отец Кирилл в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю на празднование престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Патриарх Алексий II в 1999 году удостоил архимандрита Кирилла орденом преподобного Сергия I степени и позднее — патриаршим наперсным крестом.

В 1986 году последовало освобождение отца Кирилла от обязанностей казначея и он смог больше уделять внимания духовному окормлению братии и богомольцев. Совершая Чин исповеди, который после напоминания-перечисления грехов переходил в индивидуальную исповедь, отец Кирилл читал разрешительную молитву, после чего следовало традиционное окончание чинопоследования. Когда он исповедовал духовенство в алтаре, он мог сразу прочитать полный Чин и в конце на отпусте перечислял имена небесных покровителей всех, кто присутствовал на исповеди. Поэтому справедливо наблюдение, что у “отца Кирилла хорошая память, он помнит всех по именам, кто хотя бы раз обращался к нему за советом”25. Своё служение он совершал, нередко превозмогая свои недуги и болезни, и при этом наставлял всех шествовать средним путём, избегая ригоризма26.

Духовные школы в Троице-Сергиевой Лавре именуются большой кельей преподобного Сергия. Конечной целью их деятельности является подготовка достойных пастырей Церкви, спасение душ человеческих. Традиционны встречи руководства Лавры и Академии. На Рождество Христово в 1984 году “ректор, инспекторы поздравили исполняющего обязанности наместника Лавры архимандрита Евсевия и духовника Лавры архимандрита Кирилла с праздником”27. В жизни духовных школ традиционны общая исповедь и Причастие на первой седмице Великого поста, на Страстной седмице. Отец Кирилл всегда приходил на исповедь в Академический храм. Кроме этого, он участвовал во встречах со студентами. “12 марта 1996 года в Большом актовом зале состоялась встреча студентов с духовником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом. Жажда услышать старца, желание спросить его, возможно, о самом сокровенном, о наболевшем были столь велики для многих, что собравшимся на беседу не хватило места. Но никто не уходил, стоя слушали отца Кирилла, который говорил вроде бы совершенно просто, но каждый ответ поражал глубиной духовной мудрости”28. Важный этап в жизни студента Духовной школы — это выбор жизненного пути. “Особенно много получают от о. Кирилла мудрых назиданий и слов утешения семинаристы МДА. Решение принять монашество или жениться, такой важный выбор, многие из семинаристов доверяют принять батюшке”29.

Прошли годы, но память о времени, проведённом в духовной школе, была жива у старца. В 1974 году, двадцать лет спустя после окончания Академии, собрались выпускники, чтобы “вспомнить о годах, проведённых в духовных школах, о преподавателях, вознести соборную молитву к Богу, Божией Матери, преподобному Сергию”30. В 2000 году собрались выпускники 22 июня по случаю 50-летия окончания семинарии. Это был день именин архимандрита Кирилла. “Вдохновителем и зачинателем встреч был отец Кирилл — архимандрит Троице-Сергиевой Лавры”31.

2 декабря 1998 года, на праздник святителя Филарета Московского (†1867; пам. 19 дек.), в Московских Духовных школах прошли торжества, посвящённые пятидесятилетию возобновления их деятельности в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Своими воспоминаниями о событиях тех лет “с участниками вечера поделились воспитанники Московских Духовных школ первых послевоенных лет: митрополиты Волоколамский и Юрьевский Питирим, Нижегородский и Арзамасский Николай, архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек, архимандрит Кирилл (Павлов)”32. Через год отец Кирилл был награждён грамотой “За вклад в духовное просвещение россиян”33.

В последние годы архимандрит Кирилл находится в Патриаршей резиденции в Переделкино, где часто общался с Патриархом Алексием II (†2008)34. Как в Лавру, так и сюда к нему потянулись лаврская братия, монашествующие, духовенство, миряне. Самое главное, чему он учил при этом: “Приводить людей к Богу”. В 2003 году батюшка перенёс инсульт с последующими различными осложнениями и другими недугами. В стихотворении читаем об этом:

“От обители вдали

Ты смертельно заболел,

Видно, силы подвели

Или так Господь велел”35.

Пребывая в Переделкино, он старался, пока позволяли силы, приносить духовную пользу людям, ежедневно отвечая на приходившие письма. “В течение месяца ему приходилось отвечать на двести или более писем”36. Интересна история одного ответа-письма отца Кирилла женщине, переживавшей проблемы со здоровьем и душевный кризис. Однажды, собравшись с силами, она направилась погулять у любимого Новодевичьего монастыря. Перед этим она написала письмо отцу Кириллу. Она пишет об этом событии: “Мне главное было, чтоб старец получил моё письмо и помолился обо мне”37. Вскоре пришёл ответ от старца, написанный “его рукой, что было так драгоценно для меня. Перечитывала его несколько раз. И только потом до меня дошло, что он написал свой ответ на открытке. Переворачиваю её — и что же вижу на обороте? Изображение Новодевичьего монастыря! Только такое красивое, в солнечное, летнее время. И с того самого ракурса, от пруда заснят, где я сидела в тот самый день”38. Этот ответ старца оказался очень памятен и утешителен для написавшей его москвички. В последующее время старцу отвечать было сложно и поэтому выписывались имена тех, кто написал письмо, и их имена поминались духовенством во время Богослужения в храме.

В 2005 году отцу Кириллу была вручена награда “За вклад в духовное возрождение Отечества” в резиденции Патриарха Алексия II в Переделкине. Братия Лавры по-прежнему навещает своего духовника и духовника трёх Патриархов, особенно в дни праздников39.

Многогранно протекала его подвижническая, монашеская жизнь в Лавре. Пока “позволяло здоровье, отец Кирилл любил бывать на Северном кладбище города Сергиева Посада и служить панихиды на могилах захороненных здесь иноков Троице-Сер­гиевой Лавры”40. Известен некоторый круг лиц, с кем общался старец. “Одним из старцев-сопостников были архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Геннадий (Давыдов)”41. Об отце Серафиме он отзывался: “Во время нашей беседы из его уст, я заметил, не вышло ни одного слова осуждения, какой-то раздражительности или гнева. Но действительно, любовь, такая ласковая любовь, которая, знаете, как-то человека располагает тоже к любви и доброте”42. “После закрытия властями Глинской пустыни её старцы благословляли за советами и на исповедь обращаться к духовнику Лавры отцу Кириллу. Когда отец Серафим (Романцев), старец из Глинской пустыни, бывал в Москве, то всегда старался встретиться с отцом Кириллом, и владыка Зиновий, глинский старец, митрополит, при посещении столицы и Лавры считал своим долгом повидаться с отцом Кириллом. В свою очередь отец Кирилл приезжал на Кавказ, бывал у владыки Зиновия”43. В самом начале своего пребывания в Лавре отец Кирилл обратил внимание на подвижнический образ жизни инока Иоанна. Состарившийся инок доживал позднее последние дни в своём доме, и отец Кирилл навещал его, проявлял заботу о нём44.

Отец Кирилл лично знал и особенно почитал святителя Афанасия Ковровского (Сахарова; †1962; пам. 15 окт.). Он писал: “С епископом Афанасием мне приходилось встречаться в Троице-Сергиевой Лавре, а также в Петушках Я даже жил у него в Петушках дней десять — владыка Афанасий принял меня под свой покров для отдыха, в связи со слабым состоянием моего здоровья”45. Об одной такой встрече отец Кирилл вспоминал: “В один из приездов епископа Афанасия в Троице-Сергиеву Лавру мы навещали его в гостинице, спрашивали о некоторых связанных с исповедью вопросах современной жизни, которые не освещены в древних канонах. Он давал практические советы, как в наше время руководствоваться древними канонами”46. Святитель Афанасий переписывался с лаврским духовником архимандритом Феодоритом, при этом в письмах он всегда просил “передать поклон отцу Наместнику и отцам Кириллу и Тихону”47. Он хотел их видеть у себя для духовного общения48. В письме отцу Феодориту он писал: “Прошу и отцев архимандритов, и отца игумена положить за меня по поклончику пред ракой Аввы нашего Преподобного Сергия и вообще поминать меня как собрата своего, ибо во обители Преподобного и я принял монашеский постриг”49.

Отец Кирилл совершил первую панихиду по скончавшемся святителе Афанасии50 и затем участвовал в отпевании епископа-исповедника. В связи с этим он отметил: “Должен сказать, что это были не похороны, а праздник. У всех было умиротворение на душе”51. В день его кончины 28 октября до его канонизации отец Кирилл всегда совершал панихиды в крипте Успенского собора Лавры в храме во имя Всех святых в земле Российстей просиявших52. При этом пел хор под управлением архимандрита Матфея (†2009). В 2000 году святитель Афанасий был канонизован; в открытии его святых мощей по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия участвовал отец Кирилл.

Особое значение в жизни архимандрита Кирилла имело постоянное чтение Священного Писания. Во время войны он однажды нашёл в развалинах разрушенного города Святое Евангелие, обгоревшее, отсыревшее и с порванными листами. Чтение Книги Жизни укрепляло солдата во время военных действий и продолжало оставаться постоянной потребностью всё последующее время. В 80–90-е годы в келье отца Кирилла проходили чтения Библии. Чтение начиналось в 21.00 и длились около часа. Затем некоторое время спустя они переместились в помещение под Трапезным храмом. На чтения приходили все желающие: студенты духовной школы, преподаватели, братия Лавры. С приближением времени все собирались и келейник или сам отец Кирилл приглашал. Вначале читалась молитва, все садились. Отец Кирилл садился в кресло и начинал читать. Встречающиеся малопонятные места он пояснял. Присутствующие могли задавать вопросы, если им было что-то непонятно. Около 22.00 чтение заканчивалось, все вставали и отец Кирилл читал завершающую молитву. Келейник приносил после этого бутерброды. Так заканчивалось чтение. Во время совершения Литургии при пении Символа веры он, стоя у престола, мог прочитать несколько строк из Святого Евангелия, которое имел в кармане. В конце статьи, посвящённой Троице-Сергиевой Лавре и опубликованной в Журнале Московской Патриархии, отец Кирилл “советует всем православным больше читать Евангелие”53. В одной из своих проповедей, произнесённой в 1962 году, он обращается к слушающим: “Брали ли вы в свои руки Святое Евангелие с той целью, чтобы проверить, по тому ли пути вы идёте, какой в нём указан Господом нашим Иисусом Христом? Если вы этого не делаете, то вы совершаете роковую ошибку, гибельную для вас”54.

Он старался проповедовать во время богослужения. Проповеди отца Кирилла были проникновенны и отличались большой насыщенностью текстами Священного Писания. При подготовке к проповеди отец Кирилл использовал жития святых, богослужебные тексты, творения святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Тихона Задонского, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, блаженного Августина и др. Он проповедовал в праздники и в будние дни, часто произносил проповеди на праздник преподобного Сергия, после акафиста Преподобному в Троицком соборе или после акафиста Пресвятой Богородице. Тема проповедей может носить нравственную направленность: “О чистоте души и сердца”, “О кротости”, “О заповеди любви”, “О любви к врагам”, “О благодарности Богу”, “Об отношениях к скорбям”55 и т. д. Целый ряд проповедей посвящён молитве преподобного Ефрема Сирина56. В проповеди “О святых ангелах и их служении людям” он интересно говорит: “Младенец имеет душу разумную, по чистоте и невинности близкую к духам бесплотным, поэтому ангел-хранитель неотступно пребывает с душею младенца. И вот почему нередко из уст детей исходят изумительные премудрые слова, точно пророческие, или какие-либо предостережения, или умиротворения, или когда дети говорят о Боге или о рае, о небе с такой изумительной премудростию. Всё это есть отголосок того, что таинственно внушает им ангел”57. В проповедях о преподобном Сергии он говорит о малоизвестном факте, как в 1812 году Лавра была спасена от неприятельского разорения58. Он говорит: “Преподобный Сергий является и поныне тёплым молитвенником за всю землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжёлые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель”. Проповеди отца Кирилла опубликованы в различных периодических изданиях59, а также в сборниках60, и нуждаются в богословском осмыслении. Содержание проповедей отца Кирилла — это его внутренний духовный опыт, которым он делился с амвона с богомольцами.

Следует отметить одну интересную особенность отца Кирилла при совершении Пасхальной Утрени. Во время хвалитных стихир после христосования с духовенством в алтаре он, возглашая с амвона радостное “Христос воскресе!”, бросал крашеные пасхальные яйца в народ, благодарно ловивший их.

В 80-х годах первоначально в светской прессе, а затем в появившейся церковной прессе стали появляться статьи, посвящённые архимандриту Кириллу. В “Московском комсомольце” в 90-х годах появились публикации61, где говорилось о его прозорливости, что вызвало большое огорчение старца62. В прессе стала появляться информация, что батюшка защищал известный дом сержанта Павлова в Сталинграде, однако при этом отмечалось, что “батюшка всегда смиренно уклонялся от разговоров” на тему своего военного прошлого63. Между тем в этом доме сражался с немцами также сержант Я. Павлов64. Можно предполагать о награждении отца Кирилла орденом Великой Отечественной войны65.

В повседневной жизни он простирал особую любовь к малым мира сего. “Его любимое занятие — это кормление голубей в монастырском дворике”66. У окна кельи отца Кирилла на втором этаже братского корпуса всегда висела банка с семечками или крупой, чем постоянно питались в течение года птицы.

Господь наделил отца Кирилла долгой жизнью. 8 октября 2009 года исполнилось 90 лет со дня его рождения, а также 55 лет ухода его в монастырь, монашеского пострига, диаконской и иерейской хиротоний. В связи с этим юбиляра поздравил Святейший Патриарх Кирилл: “Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Кирилл! В день Вашего 90-летия сердечно поздравляю Вас с этой знаменательной датой с пожеланиями бодрости духа, крепкого здоровья и неоскудевающей помощи Божией На протяжении многих лет своей жизни Вы с честью несли высокое и ответственное служение духовника одного из самых известных и значительных монастырей Русской Православной Церкви — Троице-Сер­гиевой Лавры. Вы с кротостью, смирением и подлинно христианской ревностью исполнили возложенное на Вас послушание, делом являя следование словам Апостола, призывающего нас радоваться с радующимися и плакать с плачущими” (ср. Рим 12:15). Щедро делясь своим богатым пастырским опытом с воспитанниками Московских духовных школ, Вы заботились о том, чтобы Церковь Христова получала достойных делателей в винограднике Божием. К Вам за мудрым советом и сердечным утешением прибегали не только насельники Лавры, но и многочисленные паломники, спешившие к дверям Вашей кельи с упованием, что их надежда не будет постыжена и они смогут приобщиться к безграничной любви Христовой, переполнявшей Ваше сердце и согревающей душу каждого приходящего (ср. Рим 5:5) В этот знаменательный день возношу молитвы ко Господу Вседержителю, дабы Он предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, егоже память мы празднуем ныне, в обители которого Вы совершали своё монашеское делание, даровал Вам мирное житие, укрепил Вас Своею благодатью и сохранил на многие лета”.

Ниже прилагается фрагмент труда архимандрита Кирилла.

Учение древней Церкви о плодах таинства Евхаристии

Указывая на разные стороны и свойства таинства Евхаристии, Отцы Церкви в своих творениях касались и спасительных плодов этого благодатного таинства.

1) В частности, они указывали, что Евхаристия как спасительная пища питает и подкрепляет наше тело и душу, а вместе с тем способствует к уврачеванию наших душевных болезней и очищению грехов, соделывая нас твёрдыми в подвигах благочестия. Например, св. Киприан в послании к Корнилию, изображая великие и спасительные плоды св. Евхаристии, сообщающей душевную и телесную крепость и силу приобщающимся, говорит: “Как мы научим и убедим кого-нибудь пролить кровь свою за исповедание имени (Христова), если идущим на брань откажем в крови Христовой? Или как мы сделаем их способными испить мученическую чашу, если прежде не допустим их в Церкви, по праву общения, к питию чаши Господней”67. В другом же послании он говорит: “…вооружим десницу мечом духовным, чтобы она храбро отринула скверные жертвы, чтобы, помня Евхаристию, воспринявшую в себя тело Господа, обняла Его”68.

2) Св. Иустин в разговоре с Трифоном иудеем о плодах Св. Евхаристии так говорит: “приношение пшеничной муки (в Ветхом Завете), которую велено было приносить за очистившихся от проказы, было прообразом хлеба Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание страдания, подъятого Им за людей, очищающих свои души от всякого греха”69.

3) Св. Ириней в отрывках из утраченных его сочинений, делая сравнения новозаветных приношений с ветхозаветными, говорит: “эти приношения не по закону а по духу; ибо должно поклоняться Богу в духе и истине. А посему и приношение Евхаристии есть не плотское, но духовное и по всему чистое. Ибо мы приносим Богу хлеб и чашу благословения, благодаря Его за то, что Он повелел земле произрасти эти плоды в нашу пищу; а затем, совершив приношение, призываем Св. Духа, чтобы Он показал эту жертву — хлеб Телом Христовым и чашу Кровию Христовой, дабы, принявшие сии вместообразы, получили прощение грехов и жизнь вечную”70.

Тот же св. Отец в другом месте о плодах таинства Евхаристии говорит следующее: “так как мы члены Его (Христа) и питаемся Его творением, а творение Он доставляет нам, повелевая восходить солнцу и падать дождю, как Ему угодно, то чашу от сотворённого Он назвал Своею кровию, от которой Он орошает нашу кровь, и хлеб oт творения исповедал Своим Телом, который и укрепляет наши тела”71.

Наконец, св. Отцы древней Церкви, указывая на св. Евхаристию как на таинство, дающее человеку благодатную силу и прощение грехов, ещё свидетельствовали, что Св. Евхаристия приобщающимся дарует залог будущего воскресения и вечно-блаженной жизни.

Так, например, св. Игнатий Богоносец в вышеприведённом уже нами послании говорит, что еретики, “отметая дар Божий, умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться Евхаристии, чтобы воскреснуть”72.

В послании же к Ефесянам он ещё яснее говорит, что “Евхаристия есть врачество для бессмертия, предохранительное средство, чтобы не умереть, но чтобы всегда жить в Иисусе Христе”73.

Св. Ириней, ставивший своей конечной целью опровергнуть ложное учение гностиков, отрицавших воскресение плоти, убедительно удостоверяет нас в том, что таинство Евхаристии действительно является источником воскресения для верующих и залогом к наследию вечно-блаженной жизни. “Тела наши, приемлющие Евхаристию, — говорит он, — уже не суть тленны, но имеют надежду воскресения в жизнь вечную”74. И ещё: “питаемые от нея (Евхаристии) тела наши, погребённые в земле и разложившиеся в ней, в своё время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во Славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром даёт нетление”75.

По поводу этой стороны таинства Евхаристии имеются свидетельства у св. Иустина, Климента и у св. Киприана Карфагенского. Они единодушно утверждают, что, соединяясь теснейшим образом со Христом чрез причащение Его тела и крови, причастник становятся участником бессмертия и будущего воскресения в вечно-блаженную жизнь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU