Интернет как путь в Царствие Небесное

Картинка №10498

Недавно в издательстве «Никея» была переиздана книга Андрея Десницкого «Люди и фразы», где автор задумывается об особенностях отношений современных людей, в частности электронной коммуникации.
Может ли интернет научить евангельским заповедям?

Каковы особенности православного виртуального общения?

На эти вопросы отвечает сам автор.

Картинка №10499

- Начну с довольно традиционного вопроса, без которого, однако, никак нельзя обсуждать эту тему. Как влияет электронная форма коммуникации на общение?

- На суть отношений форма не влияет. Но очевидный факт, что с помощью интернета мы легче приобретаем новые контакты.

В моей жизни случился забавный эпизод. С одним моим другом мы познакомились в интернете, хотя были прихожанами одного храма и, более того, в лицо друг друга знали, но не общались в храме. А потом вот совершенно «другой» человек с этим же именем встретился мне в интернете. Когда мы познакомились, оказалось, что это он.

И в чем-то, мне кажется, интернет одним своим краешком напоминает Царство Небесное, где нет барьеров, где, как я надеюсь, можно общаться с любым человеком, который захочет общения.

- В светской психологической литературе есть понятие виртуальной личности. Можно говорить о том, что личность как-то по-новому раскрывается через интернет?

- Безусловно, виртуальные личности существуют. Наверное, многим знаком такой случай, когда, общаясь с человеком по сети и встречая его живьем, совершенно его не узнаешь.

Один человек представлял меня очень нервным с высоким голосом, будто я бегаю, размахиваю руками и говорю фальцетом. Я, действительно, знаю, что я гораздо более сдержан в устной речи, чем в каких-то дискуссиях. Там я могу себе позволить иногда очень едкие, может быть, злобные высказывания.

- Почему все-таки нам легче раскрыться перед компьютером?

- Лингвисты экспериментально подтвердили, что текст передает примерно десятую часть информации. То есть, когда два человека общаются, 9/10 они сообщают друг другу взглядами, жестами, позами, интонациями, мимикой и всем прочим. И только 1/10 — это голый сухой текст, который произносится.

В интернете, наоборот, 9/10 передается текстом, поэтому на слово падает большая смысловая нагрузка. Я бы не стал называть это открытостью, это вынужденная повышенная информативность текста. Это формальная сторона поставленной проблемы.

Картинка №10500

Есть еще и психологическая составляющая. Виртуальное общение позволяет рисовать идеальные картинки, проверить подлинность сказанного тяжело.

Иногда в реальной жизни православные тоже начинают так «виртуалить» и создавать из своей жизни сказочный сад.

Я помню, как в одной компании женщины друг другу рассказывали, как их «деточки тряпочками протирают подсвечнички перед иконочками». Умилительно так!

В сети есть все условия, чтобы рисовать подобные идеально православные образы.

Когда я вынес в заглавие книги слово «фразы» («Люди и фразы»), я имел в виду не просто говорение, а те картинки, которые мы часто воображаем и которые не имеют к реальной жизни никакого отношения.

Мы так часто стремимся обойти неидеальные, нестандартные ситуации и представить некий православный образ нашей жизни. Интернет может этому помочь.

- Недавно в издательстве Никея вышло второе издание книги «Люди и фразы», в которой Вы много рассуждаете о интернет-общении. Вы написали довольно резко, что многолюдный форум напоминает толпу аутистов.

Что Вы имели в виду?

- На форуме зачастую собеседник перестает быть собственно собеседником, превращается лишь в повод для высказывания. А твоя задача — выразиться, высказаться, успокоить самого себя, что-то объяснить. Это общение не столько с другим, сколько со своим идеальным образом по поводу другого.

- Вы сами пользуетесь соцсетями, блогами, заходите на форумы?

- В блогах мне гораздо уютнее, а Facebook мне, пожалуй, больше всего нравится именно потому, что это вещь очень личная, потому что здесь ты всегда в гостях у кого-то. А на «площади» форума, где ходит толпа, трудно общаться.

- Несмотря на то, что Вы активно пишите в интернете, Вы также и печатаете свои заметки.

- У книги и блога разные функции. Блог — это кухня, где что-то кипит, булькает, варится. Блог — это торопливая реплика на бегу. А книга — это готовое блюдо, украшенное веточкой зелени и поданное на стол.

- Были ли такие случаи, когда Вы меняли текст публикации под воздействием читательской реакции в интернете?

- Самая для меня значимая статья в сборнике «Люди и фразы» — это «Расцерковление», электронная публикация, которая вызвала шквал комментариев и была мной после этого существенно дополнена для публикации бумажной.

Иногда бывает и серия публикаций в ответ на комментарии, это помогает читателям понять тебя и самому лучше узнать своих читателей.
- Получается в определенных случаях виртуальная коммуникация помогает пониманию.
- Я надеюсь. Если люди этого ищут. К сожалению, бывали и такие случаи в моей жизни, когда виртуальное общение портило отношения: кто-то что-то передал, другой обиделся.

В виртуальном общении не может быть ничего тайного, все будет процитировано и известно. Виртуальное общение — это, действительно, исполнение евангельских слов: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».

Так чему могут научить нас разные технические приспособления?.

Чему может научить телефон?
- То, что говорится здесь, слышно там.
- А чему может научить телеграф?
- Что всякое слово подсчитано и имеет свою цену.

Вот интернет может научить тому, что за любое сказанное тобой слово ты дашь ответ.

Беседовала Елизавета Меркулова

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Александра »» | 19.04.2012 14:13
  
4
Вот какую интересную заметку нашла {православный сайт} .. .

Виртуальная реальность появилась не в эпоху Интернета и живет вовсе не в компьютере, а в наших головах. Просто более совершенными стали средства визуализации наших фантазий. Тем больше спрос с человека, тем лучше мы должны уметь управлять этими средствами. Тем больше внимания мы должны уделять обучению и надлежащему воспитанию детей наших, дабы научились они использовать вещи свои во благо и не становились их рабами – будь то компьютер, телевизор или сотовый телефон. Ибо всякая вещь может быть для человека хорошим помощником, но всегда бывает ему дурным хозяином. И всякая вещь должна применяться по её прямому назначению и в согласии с твёрдыми правилами, обеспечивающими безопасность и полезный эффект от использования. Может быть, не так уж виноват здесь компьютер, а просто нам самим не хватает ни времени, ни сил, а часто и желания, чтобы воспитывать и учить наших детей? Не об этом ли нужно бить тревогу, не переваливая свою ответственность на талантливых людей, создавших умные вещи, призванные служить нам во благо. Если поймем, что мы сами являемся неотъемлемой частью этого мира, что сами отвечаем в нем за все и некого нам винить за его несовершенство – сумеем увидеть мир в его цельности и красоте, научимся видеть людей – братьями, вещи – помощниками, обстоятельства – промыслом Божиим. Научимся любить жизнь и видеть добро и великий смысл во всяком жесте бытия…

Старец Паисий Святогорец в ответ на жалобы собеседников на нестроения в жизни рассказывал притчу о мухе и пчеле. Муху спросили: «Скажи, а где тут есть цветы?» Она в ответ: «Про цветы я нечего не знаю, но если вам нужны помои и нечистоты, то в той вон канаве этого полно…». Спросили пчелу: «Где тут есть мусор и грязь?» Пчела отвечает: «Насчет мусора не скажу, но здесь есть замечательные цветы, вот нарциссы, тут гиацинты, а там, подальше – розы…». Кто ближе нам – муха или пчела? Хорошо ли не замечать в жизни ничего, кроме грязи и зла? Дурно ли уметь во всем видеть красоту и добро?
#2 | Евгения »» | 20.04.2012 23:24 | ответ на: #1 ( Александра ) »»
  
1
Залогиньтесь и обрящете

Верующие придумали свой аналог «одноклассников» - социальную религиозную сеть в интернете.Даже такая консервативная организация как церковь стремится найти свое место в информационном обществе.

«Письмо отправлено». Можно даже дождаться, когда от батюшки придет на Настин имейл «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Настю вдруг пронзила непрошеная мысль: интересно, а батюшка хотя бы раскрывает прикрепленные файлы с грехами? А может быть, у него в компе программа стоит, вставляющая имена в разрешительную молитву в соответствии с тем адресом, с которого отправлена исповедь?» – это отрывок из футуристического рассказа священника Димитрия Струева, главного редактора журнала молодежного клуба в Липецке «Екклесиаст» и сайта ekkl.ru.

Проникающий во все сферы церковной жизни технологический прогресс Струев в общем-то поддерживает. Но боится: если с техникой переборщить, то ничего хорошего не выйдет. В его рассказе верующие и исповедь по электронной почте посылают, и разрешение грехов ответным письмом получают. Для любого христианина подобные фантазии – вполне понятная ирония, ведь до подобных крайностей вроде бы далеко.

По разным оценкам около 500 священников из России и Украины ведут свои блоги в «живом журнале». «Меня удивляют священники, общающиеся в чате», – набирает коллега в окошке аськи. «Меня удивляют люди, удивляющиеся священнику, работающему в интернете», – приходит ответ от одного из батюшек. Количество религиозных сайтов уже исчисляется тысячами. Русскоязычный мегапортал христианских ресурсов -ссылка- ежедневно посещает больше 3,5 тыс. пользователей, причем почти треть – из Украины. В России вещает два православных телеканала, в Украине тоже два – «Глас» и «Киевская Русь». Популярный среди киевской молодежи Ионинский монастырь первым в Украине начал трансляцию богослужений через свой интернет-сайт. На этом фоне создание собственных социальных сетей или «зажигание онлайн свечей» выглядит вполне логичным продолжением. Недавно раввин Шошан Бойд Гельфанд из движения Reform Judaism создал религиозную социальную сеть Faithbook, основным направлением которой являются взаимоотношения между различными религиями. А православные священники, получившие образование в Киевской духовной академии (КДА) создали свою группу на сайте vkontakte – «группа выпускников КДА».

Желание церкви быть современной выглядит как попытка привлечь побольше верующих. Однако самый стремительный рост числа новых общин в Украине пришелся на середину 1990-х – когда и светский люд с интернетом был мало знаком. Интерес к церкви скорее являлся прямым следствием падения тоталитарного советского режима. Теперь, когда религиозных сайтов – тысячи, количество неофитов тоже увеличивается, но не такими темпами, как раньше. «Вряд ли можно изменить свое мировоззрение сидя перед телевизором и просматривая религиозную программу», – считает игумен Валериан Головченко, настоятель киевской церкви новомучеников.

Другое объяснение «технологичности» церкви – это большее количество молодежи среди верующих. Именно они и создают сайты монастырей или интернет-форумы, но не для обращения инакомыслящих, а для общения своих. Еще лет 10-15 назад церковь была прибежищем людей пожилого возраста, теперь все по-другому. «Старым людям не свойственно резко менять убеждения, обращение к Богу часто происходит в юном возрасте», – объясняет наместник Ионинского монастыря архимандрит Иона Черепанов. Он активно участвует в обсуждениях религиозных вопросов на многих интернет-форумах. А на встречи молодежи в его монастыре каждый четверг приходит около 200 киевлян – в основном это студенты столичных вузов. «Один раз под моим ником на форуме стал кто-то гадости говорить, я попросил админа форума, он вычислил этого человека, и ему закрыли доступ в форум», – рассказывает отец Иона. Пришедшая в церковь молодежь стала главным двигателем прогресса в церкви. Еще несколько лет назад для того, чтобы о вас помолился священник, нужно было подать записку через свечную лавку, теперь достаточно зайти в интернет. «Подать записку на молитву митрополиту Владимиру» – значится на одном из баннеров официального сайта Украинской православной церкви.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси:

В последнее время наметилась тенденция утилитарно-прагматического отношения к духовной жизни. Духовные советы, руководство и чуть ли не исповедь проводятся по интернету, посылаются «духовные» sms-сообщения. Мы не отрицаем удобств интернет-связи, можно и нужно размещать в интернете церковную информацию. В экстренных случаях люди пользуются «телефоном доверия», и это им помогает, а иногда даже спасает жизнь. Но никакой телефон и интернет не могут заменить личного общения. Говорить о смысле жизни, о наболевших духовных проблемах, исповедоваться и молиться с помощью даже самых совершенных технических средств абсолютно неуместно и недопустимо. Исповедь как открытие тайн души, как совместное молитвенное предстояние перед Богом всегда должна проходить с глазу на глаз, в личном общении.

Евгения Даниленко, "Газета 24"
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites