Книги, предлагающие нам «облегчённый» вариант христианства, чрезвычайно опасны


Книги, предлагающие нам «облегчённый» вариант христианства, чрезвычайно опасны


Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня наш собеседник - один из самых известных афонских богословов, ученик и ближайший сподвижник блаженного Старца Паисия Святогорца (1924-1994). В Греции отец Григорий известен как замечательный духовный писатель, написавший более 20 книг, опубликованных значительными тиражами. Один из его трудов – «Святое Крещение» переведён на русский язык.

Иеромонах Григорий активный противник перевода богослужения на современный язык и других модернистских нововведений в жизнь Церкви. Вот уже много лет он регулярно выезжает в разные города Греции, где исповедует всех желающих приступить к Таинству Покаяния. Батюшка является духовным отцом для сотен мирян.

Отец Григорий избегает известности и практически не даёт интервью, но сделал исключение, чтобы ответить на вопросы наших читателей.

Геронда, в наше время у некоторых мирян и даже монахов нет постоянного духовного руководителя. Является ли это серьёзной проблемой?

Монахи в обязательном порядке должны иметь одного духовного наставника, но и у христиан живущих в миру должен быть постоянный духовник, наблюдающий за их духовной бранью. Только в исключительных случаях (например, в случае ухода духовника из жизни или его переезда в другую страну) можно начать поиски нового духовного наставника.

Что касается исповеди, которая совершается перед (и во время) Божественной Литургии… У нас на Святой Горе и в Греции это не принято, так что я мало знаком с этой практикой. Конечно, я могу ошибаться, но такой подход к Таинству видится мне несколько формальным. Покаяние из отдельного Таинства превращается в какое-то менее значимое дополнение к Евхаристии, в некую полуформальность. Особенно плохо, что исповедь проводится во время богослужения – накладывается на Вечерню, Утреню, Литургию. Не знаю насколько душа кающегося в тот короткий отведённый для Таинства срок успевает раскрыться, принести подлинное покаяние и действительно принять твёрдое решение изменить свою жизнь. Очень часто людям нужно больше времени для того, чтобы этого достигнуть.

Теперь, что касается монашествующих. Иноки не могут менять духовных отцов, ведь духовник для монаха это, как правило, его старец – тот кому он доверил свою жизнь.

Келья Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова находится в нескольких минутах ходьбы от кельи «Панагуда», где подвизался старец Паисий Святогорец
На Святой Горе Афон есть сложившаяся практика. Молодые люди, решившие встать на путь монашества, сначала посещают разные афонские монастыри и кельи и ищут себе духовного наставника рядом с которым проведут всю (или значительную часть) своей иноческой жизни. Критерии этого поиска просты – самое главное найти наставника, который даст тебе духовный покой и пользу, с которым можно найти общий язык. Обращать внимание надо не на природный ландшафт, красоту обители, или условия проживания в ней, самое главное для новоначального монаха – это найти духовного наставника. После этого для послушника начинается период испытания, который может быть достаточно длительным (вплоть до трёх лет и даже больше). Естественно предпочтительно и правильно провести всю свою монашескую жизнь в том же месте, где проходило первоначальное испытание под руководством одного и того же старца. Конечно бывают случаи, когда монаху может понадобиться посетить какого-то другого духовника, чтобы спросить о какой-то важной духовной проблеме. Но это может произойти только при одном условии: если он получит благословение на это от своего постоянного духовного руководителя. Самочиние и независимость в принятии решений здесь неуместны.


Подводя итоги, можно сказать следующее. Послушание единственному духовному наставнику – одна из основ монашеской жизни. Для мирян это тоже большое подспорье в их духовном подвиге. Особенно для тех, кто связан узами брака. Я хорошо помню, что в беседах с мирянами старец Паисий постоянно подчёркивал, что у супругов должен быть один и тот же духовный отец: «Не может быть у одного корабля два штурмана или два капитана». Ещё здесь можно провести параллель с доской которую два человека одновременно начали строгать рубанками с двух разных сторон – они не только не добьются гладкой поверхности, но перекосят её ещё больше чем она была. Для семьи исповедь у одного духовника великое благо. Ведь очень часто духовник должен поговорить с обоими супругами, та как некоторые проблемы в семейной жизни касаются всех и соответственно их можно лишить только сообща.

- Геронда, скажите несколько слов о выборе духовной литературы. Что полезно читать мирянам?

- Святоотеческую литературу. Нам следовало бы иметь больше ревности, желания и стремления, чтобы читать эти книги. Если не можем начать со сложных текстов, у нас есть творения Святых отцов, написанные очень простым и понятным языком.

Например, произведения святителя Иоанна Златоуста. Они легко читаются и доступны для современных людей.

Ещё один автор которого можно рекомендовать – преподобный Никодим Святогорец. В Греции его творения очень популярны среди мирян и издаются значительными тиражами. Эти книги близки к нам по времени своего написания и от того понятны и актуальны.

В последние годы огромной популярностью в православном мире пользуются труды старца Паисия Святогорца. Это современное святоотеческое богословие.

Мы должны ответственно подходить к выбору того, что читаем. Сегодня издаётся такое огромное количество православной литературы, что люди теряются и не знают, что выбрать в этом океане книжных новинок. Особо опасны книги, предлагающие нам «облегчённый» «адаптированный к современности» вариант христианства.

Сложно сделать выбор, но мы обязаны его сделать. Нельзя читать всё подряд.

Не лишним здесь будет совет нашего духовного отца. Он поможет разобраться в выборе книг, полезных для нас на данном этапе нашей духовной брани.


Если мы хотим читать «легкие» книги это не обязательно должны быть «сказочки» и пустая беллетристика.

«Эвергетин», «Отечник», «Лавсаик»… Что может быть интереснее и доступнее для чтения чем эти замечательные книги? Именно такую литературу советовал нам читать Старец Паисий. Это практика духовной жизни. Это воспитание на примере святых. Перечисленные книги очень полезны: они помогут нам научиться молитве и всем сердцем полюбить Христа.

Какова цель жизни христианина?

Цель у монахов и мирян – общая: достичь обожения. Представление о том, что задача христианина лишь в том, чтобы становиться лучше, чище, добрее, обусловлено западными влияниями. Бог желает, чтобы люди достигали святости. Церковь даёт нам для этого всё необходимое – Святое Причастие, Покаяние, Крещение и другие Таинства. С их помощью мы призваны и можем стать святыми, а не просто хорошими.

Повторюсь ещё раз: правильно расставить приоритеты и цели в духовной жизни помогает настоящая духовная литература.


Очень полезны книги Паисия Святогорца. Особенно те, которые написал сам старец: «Афонский старец Хаджи-Георгий», «Арсений Каппадокийский», «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма». Из тех, что написаны о нём, удачными были далеко не все публикации. Но одну книгу я советую прочитать каждому – «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака. Прочитав этот труд вы познакомитесь с настоящим старцем Паисием.

Многие считают, что достижение святости не для них, и объясняют свои пороки природными свойствами своего характера: «Я человек вспыльчивый», «я человек слабый», «я грубый» и т.д.

Это неправильно. По словам Симеона Нового Богослова Благодать Божия меняет природу человека. Мы не можем надеяться на встречу с Господом в будущей жизни, если не встретим его уже в жизни земной. Цель нашего существования – вступить в настоящее живое общение с Богом, ощутить Его реальность и близость. Вспомним одну из заповедей Блаженства: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят». Но очистить своё сердце после смерти мы уже не сможем, а значит цель нашей земной жизни – очистить и освятить себя для Бога. Если мы не увидим Бога сейчас, то после смерти мы его тоже не увидим.

- Отец Григорий, расскажите нам об Иисусовой молитве.

- Конечно у монахов больше возможностей для творения непрестанной молитвы. Семейный человек неизбежно погружён в семейные заботы и хлопоты. Но если возможностей меньше, это не значит что их нет совсем! Молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» должна войти в жизнь каждого христианина, подвизающегося в миру. Ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»кроме имени нашего Господа и Спасителя. Вот для чего нужна Иисусова молитва. Она одинаково необходима как для монахов, так и для мирян. Просто иноки погружены в творение молитвы полностью (по крайней мере так должны быть), миряне же не имеют такой возможности. Но если семейные люди будут нести свой крест безропотно и с любовью, в глазах Господа их хлопоты и труды ради ближних будут рассматриваться как молитвенный подвиг и духовная жертва.

Иеромонах Григорий (Кутлумушская келья Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Святая Гора Афон)

http://agionoros.ru/docs/240.html

http://www.agionoros.ru/docs/page6309.html цикл интервью с современными афонскими старцами.

Комментарии (9)

Всего: 9 комментариев
#1 | Евгения »» | 23.04.2012 13:10
  
6
Спаси Господи Лидия
Очень хорошая тема. Сейчас очень много литературы и многие маги, научились маскироваться. Берешь книгу и название христианское и молитвы, и о святых написано, а полистаешь и заговор найдешь и суеверия.
Лидия хорошая мысль, чтобы создать тему полезной литературы и опасной.
#2 | Лидия Новикова »» | 23.04.2012 16:27 | ответ на: #1 ( Евгения ) »»
  
3
Да, вы правы Евгения, насчёт изобилия духовной литературы, смотря где "Берешь книгу", если в церковной лавке или при монастыре или храме, то заговоры вряд ли найдёте, а вот если приобретать где-то то....
Спаси Бог.
#3 | Евгения »» | 23.04.2012 16:44 | ответ на: #2 ( Лидия Новикова ) »»
  
1
Православная книга: одобряет ли Церковь?
Издательский Совет РПЦ
Список изданий, рекомендованных к распространению
через систему церковной книжной сети.
Я пользуюсь услугами интернет-магазина "Русский Паломник".
Очень благодарна за своевременность и отличное обслуживание.
#4 | Лидия Новикова »» | 23.04.2012 16:51 | ответ на: #3 ( Евгения ) »»
  
3
Нашла интересную книгу, пока не читала.....


Книга митрополита Иерофея – сконцентрированное руководство по лечению духовной немощи, основанное на святоотеческих писаниях, прежде всего – Добротолюбии. Читать ее, возможно, будет не так легко современному человеку: в ней нет «лишних» строчек, в ней сосредоточена на немногих страницах мудрость, приобретенная многими веками. И сам автор предупреждает, что книгу надо не просто прочитать, а изучить.Всякий раз, взяв в руки новую, незнакомую нам книгу, мы стараемся понять, насколько она нам нужна, стоит ли выкраивать в бешеном, все убыстряющемся течении современной жизни недолгие не скажу даже часы, а минуты, чтобы погрузиться в чтение?

Название книги, которую Вы, читатель, держите в руках, заинтересовывает: редко кому из нас не нужна (на самом деле нужна всем!) в той или иной мере психотерапия, то есть врачевание души.

Православный человек еще более заинтересуется. Все мы знаем о распространении в современном обществе так называемой психологической помощи (на Западе – психоаналитиков). Только вот методы ее верующим людям нередко оказываются чужды (не говорю о православных психологах – их очень мало). Помню, как возмущались больные клиники, в которой я работаю, когда в их палату вошел психотерапевт и стал убеждать их, что для возвращения душевного мира, избавления от тревог нужно прежде всего... полюбить себя превыше всех остальных, подчинить всю жизнь своим нуждам, порвать с "вредной" привычкой стараться помочь другому. Больные не захотели лечиться у этого доктора. Слава Богу, значит еще живы в наших душах и не совсем заглушены тернием забот и попечений (в том числе о себе) семена веры и любви, брошенные в них Божественным Сеятелем.

Но что сделать, чтобы эти семена взошли и дали плоды? Сразу скажу: среди всего доброго и прекрасного, что предлагает нам Церковь и ее служители, есть и такое – читать книги, подобные той, что вы развернули......

http://psylib.org.ua/books/vlaho01/index.htm
#5 | Евгения »» | 23.04.2012 16:56 | ответ на: #4 ( Лидия Новикова ) »»
  
3
Благодарю! Интересная книга, читать нужно внимательно, а кто-нибудь читал? Какие отзывы?
#6 | Лидия Новикова »» | 23.04.2012 17:21 | ответ на: #4 ( Лидия Новикова ) »»
  
4
что есть духовная жизнь?

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Святитель Феофан Затворник.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), оставил богатое духовно-литературное наследие. Особое место в писательских трудах преосвященного Феофана занимают его письма к разным людям, часто мирянам, ищущим спасения во Христе. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного единственного вопроса: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Это — основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней.

Письма, приведенные в предлагаемом издании, епископ Феофан пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Эти письма — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Удивляет, как святитель Феофан чутко улавливает духовные потребности писавшего, сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру. Он говорит о необходимости обновления и самоочищения через отвращение от греха, борьбу со страстями, покаяние, молитву и воссоединение с Богом для спасения души.

Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.

Данная книга выходит в предлагаемой нашим издательством серии «Духовный собеседник». Действительно, обширная переписка епископа-затворника со всеми, кто просил его совета, поддержки и одобрения, является живой, искренней, чуткой, взаимной душеполезной беседой.

В одном из своих писем святитель Феофан пишет: «Вот в сии-то минуты взаимная беседа очень дорога и благовременная. Если встретится такая нужда, я охотно буду говорить с вами... помогать вам словом».
Нам, по милости Божией, предоставляется возможность побеседовать с Вышенским подвижником — богомудрым наставником, чьи письма проникнуты беспредельной любовью к человеку, к слабостям которого он всегда относился с христианской снисходительностью и терпением.

Книга прекрасна.

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/ponyatie/feofan_duhovnaya_zhizn_01-all.shtml

Обожение - Смысл человеческой жизни

Обожение как смысл человеческой жизни


архимандрит Георгий, игумен обители св. Георгия на горе Афон

Вопрос о назначении человеческой жизни весьма серьёзен, поскольку затрагивает самое существенное для человека: цель его земного существования. Правильно определившись в этом, поняв своё подлинное назначение, мы сможем трезво взглянуть и на более мелкие вопросы, которые нам ежедневно приходится решать в общении с людьми, учёбе, работе, в семье и в сложнейшем деле воспитания детей. И вот, если мы ошибёмся в этом, основном вопросе, мы не достигнем цели и во всех прочих наших жизненных задачах: ибо как сможет верно осмыслить их тот, для кого вся жизнь в целом не наполнена смыслом? ..........

http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/1g56-all.shtml#1


Духовные посевы. Прот. Григорий Дьяченко


Книга представляетсобой краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения православной церкви,труд известного церковного писателя, магистра богословия, протоиерея Григория Дьяченко. Книга представляет собой краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения православной церкви.

http://pravoslavie-story.narod.ru/dp.html
  
#7 | Троицкий Рувим »» | 24.04.2012 02:10 | ответ на: #6 ( Лидия Новикова ) »»
  
5
Пресвятая Богородица Мария Говорит, что на произведениях Григория Дьяченко и Григория Разумовского стоит печать высокоумия.
Всех Скорбящих Радосте с грошиками
#8 | С. Светлана »» | 18.01.2013 07:03
  
1
Христос все и во всем

В этой короткой книге мы хотим пообщаться о центральности и универсальности Христа — Христа как центра и Христа как всего. Христос — это центр, и Христос — это окружность. Вся вселенная, включая ветхое и новое творения, все на небесах и на земле, в настоящем и будущем, подобна великому колесу (ср. Иез. 1:15). Христос — это ступица, центр; Христос — это обод, окружность; и Христос — это спицы этого колеса. Христос — все.
Центральность и универсальность Христа — это всеобъемлющая тема. Конечно, мы не будем вдаваться в подробности, но мы рассмотрим эту тему очень субъективно. Одну главу мы потратим на изучение объективного аспекта этой темы, а три главы — на субъективный аспект. В этой главе мы прочтем несколько важных стихов из Писания, которые раскрывают Христа как все.
Послание к Колоссянам 1:15А говорит, что Христос, Сын Божий, «есть образ Бога невидимого». Здесь говорится о положении, которое Христос занимает в Божестве. В Божестве Христос является образом невидимого Бога. Стих 15Б говорит, что Он — «рожденный прежде всякой твари». Здесь говорится о Его положении в ветхом творении. В ветхом творении Он первый; Он — начало; Он имеет первенство, первое место, в Божьем творении.
[http://kbk.of.ua/knigi/79]
#9 | С. Светлана »» | 12.02.2013 05:09
  
1
Слава Господу, что слово Божье растет и умножается. Оно становиться доступным для многих. http://kbk.of.ua/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU