Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе



Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе

Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. Наша статья имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.

1. Паломничество на Афон – это не простая туристическая поездка, поэтому прежде чем отправиться в путь желательно испросить благословение у духовника или хотя бы у настоятеля вашего приходского храма.

2. Чтобы подготовиться к паломничеству на Афон, хорошо бы прочитать книги о Святой Горе (сейчас в России их издано довольно много). Однако к выбору литературы нужно подходить очень осторожно, особенно стоит остерегаться навязчивых эсхатологических суждений некоторых современных авторов. Для прочтения можно смело рекомендовать следующие книги: «Афонский Патерик», «Вышний покров над Афоном», «Письма Святогорца», «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века», «Из удела Божией Матери» и «Современные подвижники Святой Горы» архимандрита Херувима Карамбеласа, «Приближение к Афону» Павле Рака, «Отцы Святогорцы и святогорские истории». Старца Паисия Святогорца, «Житие старца Паисия» иеромонаха Исаака. Советуем обратить внимание и на беседы с современными старцами Афона.

3. По словам старца Паисия Святогорца «для детей и их родителей посетить Святую Гору – это большая честь». Не нужно бояться брать с собой в паломничество на Афон своих сыновей и внуков. Но дети должны быть достаточно взрослыми и понимать зачем отправляются в такое дальнее путешествие.

4. Для того чтобы совершить паломничество на Афон необходимо получить греческую (точнее, шенгенскую) визу. В крупных городах, где есть греческие консульства, визу можно оформить самостоятельно. Однако мы советуем заблаговременно обратиться за визами в турфирму, чтобы поберечь своё время, а билеты на чартерный авиарейс (такие билеты стоят в полтора-два раза дешевле) самостоятельно купить невозможно.

5. Все клирики, желающие совершить паломничество на Афон, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Святую Гору неканонически рукоположенных священников.

Паломникам из числа священнослужителей Русской Православной Церкви лучше действовать через Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. Сначала надо обратиться к правящему архиерею с прошением благословить паломничество на Святую Гору Афон. После того, как архиерей напишет своё благословение на прошении, его ксерокопию надо отправить по почте или факсу в ОВЦС Московского патриархата и обратиться с просьбой ходатайствовать перед Вселенским патриархом о благословении паломничества (Адрес ОВЦС: 115191 Москва, Даниловский вал, дом 22, ОВЦС МП. Телефон/факс ОВЦС: (495) 633-8428).

ОВЦС получит для священника благословение Вселенского Патриарха на афонское паломничество и затем известит его об этом. В дальнейшем священнослужители действуют также как паломники-миряне.

6. Все паломники, желающие посетить Афон, должны предварительно получить димонитирион - разрешение в Бюро паломников (Графио Проскинитон) в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Поскольку правила выдачи разрешений на посещение Афона меняются, мы рекомендуем предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения на паломничество.

Паломнический центр в Салониках (Отдел по выдаче димонитирионов иностранцам): 109, Egnatia str. piligrimsbureau@c-lab.gr тел.: (23102)525758 тел./факс: (23102)22424

7. Перед паломнической поездкой на Святую Гору Афон необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что в некоторых обителях не всегда существует достаточно мест для приёма посетителей. Но во время своих панигиров афонские монастыри принимают всех паломников без исключения. Всегда остановиться можно в Дионисиате, Андреевском ските, Костамоните, Агиу Павлу. Обязательно надо предварительно договориваться о ночлеге в Пантократоре, Ставрониките, Симонопетре, Хилендаре. Все телефоны афонских обителей вы найдёте в соответствующем разделе на нашем сайте (http://www.agionoros.ru/docs/194.html).

8. Совершать паломничество на Афон лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём.

9. Не бойтесь заводить знакомства с паломниками и монахами. Многие греки сносно изъясняются по-английски; тем же из паломников, кто не знает ни греческого, ни английского языков, мы предлагаем небольшой русско-греческий тематический разговорник.

Пригодится и знание европейских языков. На Афоне подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Афона (в частности, Дохиаре, Агиу Павлу, Лавре, Филофее).

10. Совершить паломничество на Афон можно, конечно, в любое время года, однако необходимо учитывать местные климатические особенности. Летом в Греции очень жарко (на солнце до 55 С), а с конца осени до начала весны идут проливные дожди. Поэтому мы советуем отправляться туда в апреле-мае или в сентябре-октябре.

11. Если вы соберётесь отправиться в паломничество на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко.

Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.

12. Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы. Поэтому паломникам лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы Афон.

13. Собирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой в паломничество на Афон:

молитвослов;
флягу (в пути, да ещё в жару, всегда необходимо много воды; кроме того, на Афоне множество святых источников: пластиковую же бутылку неудобно нести ни в руках, ни в рюкзаке);
немного провизии, например, сухарики;
складной нож;
фонарик;
путеводитель;
карту Афона;
русско-греческий словарь или разговорник.

14. Тому, кто возьмёт с собой в паломничество на Афон фотоаппарат, стоит захватить дополнительные носители цифровой информации. На Афоне фотографировать разрешают во многих храмах, хотя и не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать.

15. Передвигаться между афонскими обителями можно пешком, на катере, а также на микроавтобусах, курсирующих в разные точки Святой Горы из Кареи. Цена билета будет прямо зависеть от количества пассажиров: чем больше попутчиков, тем дешевле обойдётся проезд.

16. Планируя паломническую поездку на Афон многие паломники не берут с собой много денег. С одной стороны это резонно, но определенную сумму на случай непредвиденных расходов всё же взять с собой следует. Вам понадобятся деньги на афонские сувениры, оплату попутного транспорта на Святой Горе, на дополнительную еду и тому подобное.

17. Совершая паломничество на Афон не следует торопиться. Если путешествовать по Святой Горе на машине, желая увидеть как можно больше, потихоньку перестаешь воспринимать череду встреч с драгоценными свидетельствами благодати Божией. Прочувствовать монастырь и получить настоящую духовную помощь можно, добираясь до обителей пешком и проживая в каждой хотя бы день. Не надо превращать афонское паломничество в гонку за впечатлениями.

18. Советуем вам приобрести сим-карту греческого оператора. У многих из них есть программы international, позволяющие совершать дешёвые международные звонки.

19. В знаменитых Салониках много интересного для православного паломника. Прежде всего кафедральный собор вмч. Димитрия Солунского, покровителя этого города, и собор свт. Григория Паламы, великого учителя Церкви. В этих соборах вы сможете помолиться перед их святыми мощами. Много в Салониках и других храмов и святынь, но мы всё-таки советуем осмотреть этот славный город, в котором проповедовал первоверховный апостол Павел, на обратном пути с Афона. Во-первых, отправившись сразу в Урануполис, вы уже часа через три-четыре после приземления самолёта сможете отдохнуть от дороги. Во-вторых, и это важнее, рекомендуем подстраховаться и выехать с Афона накануне вылета, чтобы не опоздать на обратный самолёт в Россию.

20. В большинстве афонских обителей, в которых вы захотите переночевать, вас попросят предъявить диамонитирион. В этом документе указывается срок и место вашего пребывания – всего четыре дня. Но святогорцы на эти ограничения обычно смотрят сквозь пальцы, так что вы можете пробыть на Афоне столько, сколько позволит ваша греческая виза, посетив при этом далеко не одну обитель. Но афонскому паломнику всё же лучше продлить свой диамонитирион. Это можно легко сделать в Протате в Карее.

21. В период с ноября по март афонское море часто штормит, и случается отмена паромного рейса. Иногда бывают случаи, когда паломники оказываются «запертыми» на Афоне на один-два дня, не имея возможности вернуться в мир в запланированные сроки. Если начался шторм не стоит опускать руки: если отменены рейсы на Урануполис, часто есть возможность выехать с Афона на пароходе курсирующем вдоль северного побережья до городка Неа Рода.

22. Паломникам, желающим пользоваться услугами скоростных катеров, необходимо заранее бронировать свои места. Это можно сделать на английском языке позвонив в пароходную компанию. Расписание катеров и все необходимые телефоны вы найдёте по адресу http://www.agionoros.ru/docs/16.html

23. Паломники не должны забывать, что на Афоне запрещено купаться, загорать, включать музыкальные записи.

24. Первое, что следует сделать паломнику, пришедшему в афонский монастырь, – это найти архондарик (ищите греческую надпись «APXONTAPIKI» – так на Афоне называют помещение для приёма паломников). Здесь следует записаться в книгу для посетителей и, если вы пожелаете остаться на ночлег, сообщить об этом архондаричному. Также заранее следует сказать о своём желании исповедаться или причаститься. Разрабатывая маршрут своего паломничества, имейте в виду, что с заходом солнца монастырские ворота закрываются до утра.

25. Вообще, если паломники приходят в тот или иной афонский монастырь не на час-два, а с ночёвкой, то посещение богослужений и трапезы подразумевается само собой. Богослужения обычно совершаются по правилу: Вечерня и Повечерие вечером, Утреня и Литургия – утром. Перед праздниками обычно служится Бдение (греч. «агрипния»), которое можно назвать Всенощным в самом прямом смысле этого слова – оно служится всю ночь и отделяется от Литургии только очень кратким перерывом.

26. На наиболее почитаемые престольные праздники (панигиры) в афонских монастырях служится торжественное Всенощное бдение, которое может продолжаться до 14 часов кряду. Советуем посещающим Афон паломникам обязательно посетить один из этих удивительных праздников. Полный список афонских панигиров вы найдёте в специальном разделе опубликованном на нашем сайте (гипрессылка).

27. После вечерней трапезы и перед Повечерием в центр соборного храма паломникам выносят для поклонения ковчеги с частями Животворящего Креста, мощами Святых и другими святынями. Эти ковчеги открыты, святыни издают дивное благоухание, и можно приложиться к ним непосредственно, без защитного стекла. Если вы захотите уточнить, что за святыня находится перед вами, не стесняйтесь спросить: «Ти и́нэ авто́ ?» (что это?). Вас поймут и постараются разъяснить.

28. Если вы пришли в афонский монастырь утром или днём и не планируете оставаться в нём на ночлег вы также сможете поклониться некоторым святыням обители (к сожалению только чудотворным иконам, а не Святым мощам). Для этого надо попросить открыть храм дежурного монаха.

29. Если вы собираетесь причащаться, помните, что, подходя к Чаше, не надо крестообразно складывать руки. Сами возьмите край плата, который за другой конец держит священник, и после принятия Святых Даров отрите губы. К Чаше прикладываться не следует.

30. Если вы хотите обратиться к афонскому монаху за благословлением, произнесите: ευλογειτε! (эвлогитэ), что означает « благословите». Священник ответит вам «ο Κυριος» (о Кириос), то есть «Бог благословит».

31. Не стоит стремиться объять необъятное и посетить все обители Святой Горы. Задача афонского паломника увидеть не только внешнее: архитектуру, быт и искусство, но и погрузиться во внутреннюю жизнь обителей. Главная цель и внутреннее содержание паломничества на Афон - молитва.

32. В заключение расскажем поспешающим Афон паломникам о том как писать записки о здравии (υπέρ υγείας) и упокоении (υπέρ αναπαύσεως) в обителях Святой Горы.

Крест ставится только на записках об упокоении.
В записках должно быть не более 15 имен
Рядом с именем греки не пишут «младенец», «болящий» и пр.
Имена в записках следует писать по-гречески в родительном падеже.

http://www.agionoros.ru/docs/252.html

Комментарии (13)

Всего: 13 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 21.10.2012 20:05
  
1

Почему женщин не пускают на Афон?


Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине?Неужели она хуже?

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. ...Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова

http://www.pravoslavie.ru/smi/49368.htm
#2 | Лидия Новикова »» | 21.10.2012 21:29
  
1
Христианское паломничество и современный туризм


О том, что такое паломничество, почему паломничество может быть только православным, чем отличается паломничество от туризма, и об истоках этой православной традиции на Руси читателям поведает статья епископа Егорьевского Марка (Головкова)

Паломничество



В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие паломник происходит от слова пальмовник, что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, путешествующих в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Православное паломничество

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом пилигрим, что в переводе на русский язык означает только странник. Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве, можно говорить о православном паломничестве.

Паломничество и туризм


В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как: «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм – это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма – знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

Несмотря на то, что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством.

Традиция паломничества на Руси

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия – в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

Епископ Егорьевский Марк (Головков)
«Православный паломник», N 5, 2008

http://www.odigitria.by/2009/10/22/xristianskoe-palomnichestvo-i-sovremennyj-turizm/
#3 | Лидия Новикова »» | 26.10.2012 15:20
  
0
Паломничество на Святую Гору Афон

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира 4–5 апреля паломническая делегация во главе с ректором Киевской духовной академии и семинарии архиепископом Бориспольским Антонием, казначеем Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандритом Варсонофием и духовенством УПЦ совершила паломническую поездку на Святую Гору Афон.

В состав паломнической делегации входил Л. Кучма, президент Украины (1994–2005 гг).

Двухдневное пребывание паломнической делегации на Афоне предполагало посещение монастырей Святой Горы и участие в богослужениях.

Святая Гора Афон – единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей и исключительно мужским населением. Она находится на территории третьего «пальца» Халкидик, на 80 с лишним километров вдающегося в море. Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке, а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен – с другой. Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине XIX века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси – святого равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII века. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. вмч. Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

За более чем тысячелетнюю историю монашества на Святой Горе сменились семь уставов, регламентирующих внутренний распорядок жизни, управление Афонскими монастырями и связь с внешним миром. В 1810 году был принят последний VII Типикон, положения которого действительны и сегодня. Монахи составляют братство, в котором они проводят общую жизнь. Ни у кого нет собственности, личных средств, которые при вступлении в обитель передаются в распоряжение общины. Одинакова для всех одежда и трапеза. Монастырем управляет пожизненно избираемый игумен. Он не только начальник монастыря, но и общий для всех отец и руководитель аскетической жизни, а также старец-духовник. В основе монашеской жизни лежит полное отсечение личных желаний, совершенное подчинение воле старших. По благословению игумена каждый инок несет послушание, то есть выполняет определенную работу сообразно его силам, способностям и образованию. Трудятся в монастыре все насельники − от послушников до почитаемых старцев.

Средоточие ежедневной монастырской жизни – соборный храм. Ритм богослужения четко определен и одинаковым порядком совершается в течение сотен лет. Все афонские монастыри придерживаются византийского отсчета времени, по которому новый день начинается с заходом солнца. Соответственно длина афонского дня зависит от времени года. С заходом солнца внешняя жизнь в обители замирает, все расходятся по кельям для уединенной молитвы и отдыха. Ночные часы на Афоне считаются наиболее благоприятными и ценными для «умного делания» и соборной молитвы. В это время Святая Гора словно объята пламенем молитв, разгоняющих тьму.

Большую часть суток иноки проводят на богослужении. В плавном течении службы проходит вся духовная история человечества – от сотворения мира до искупительной жертвы Христа. На долгих афонских службах не чувствуется течения времени. Для всякого верующего человека богослужение на Афоне – сильное эмоциональное и духовное переживание, приобщающее его к вечности.
Лавра святого Афанасия (Великая Лавра)

Древнейшая и самая большая по размеру обитель. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель, св. Афанасий Афонский, привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни.

Центральный храм, первоначально освященный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в XV веке был вновь освящен, и св. Афанасий становится его святым покровителем. Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19 – вне ее. Среди бесценных сокровищ монастыря – множество святых мощей. В 1963 году обитель праздновала 1000-летие. В июле 2000 года – 1000-летие со дня преставления св. Афанасия Афонского. С 1980 года монастырь общежитийный. На его территории 50 монахов и 300 – вне ее.
Монастырь Зограф

Как гласит предание, этот монастырь был основан в X веке тремя братьями-монахами родом из Охриды – Моисеем, Аароном и Иоанном. Однако между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон – свт. Николая, а прп. Иоанн – вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь.

В XIII веке обитель была населена болгарами, а до середины XIX века наряду с болгарами в ней жили сербы и немало греков. В эту эпоху службы велись по-гречески и по-славянски. Но постепенно обитель стала почти исключительно болгарской.

Главные святыни монастыря – нерукотворный образ вмч. Георгия, а также икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной.
Сейчас Зографский монастырь занимает девятое место в иерархии святогорских обителей. В обители живут 9 монахов-болгар.
Монастырь Хиландар

Своим основанием монастырь обязан сербскому королю Стефану I Немани и его сыну Радко. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, предпочел вельможьей жизни – монашескую, вскоре его примеру последовал отец. Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых. Главной святыней монастыря по праву считается икона Божией Матери «Трихерусса» («Троеручица»). Не менее известные православные святыни – иконы Божией Матери «Попская», «Акафистная», два кусочка «Тщесного Древа», части тернового венца, посоха и савана Господа нашего Иисуса Христа, часть выпиленного лика пророка Исайи, правая нога св. вмч. Пантелеимона, правая рука Никифора, Патриарха Константинопольского, мощи св. Варвары и св. Екатерины.

Хиландарский монастырь занимает четвертое место в иерархии Афонских монастырей. Состоянием на 1999 год в обители и за ее пределами проживали около 60 сербских монахов.
Монастырь Ватопед

Основан около 972–985 гг., вероятно, тремя богатыми и знатными людьми – Афанасием, Николаем и Антонием. Главный собор монастыря, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был построен в X веке. Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 – вне территории, пять из которых пристроены к собору. Колокольня монастыря считается самой высокой на Святой Горе. Среди сокровищ монастыря – пояс Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. В настоящее время братство состоит из 50 монахов, многие из которых родом с Кипра. Среди святогорских монастырей Ватопед занимает второе место.
Монастырь Иверон

Святой Иверский монастырь основан в конце X века св. Иоанном Иверским (Грузинским).
Иверский монастырь – дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской-Вратарницы (Портаитиссы).
Иверон занимает третье место в иерархии афонских монастырей.
Собор монастыря освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Среди сокровищ монастыря – мощи 150 святых. Монастырь, воспитавший множество святых и богословов, имеет скит Иоанна Крестителя, 37 келий, 16 храмов в своих пределах и 10 – вне ее.
В обители живут 30 монахов.
Монастырь Дионисиат

Монастырь Дионисиат, или «Неа Петра» (Новая скала), основан прп. Дионисием во второй половине XIV века.
Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, разрушен пожаром в 1534 году. Новый храм был возведен после 1540 года. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 годом. Особого внимания заслуживают фрески на тему Апокалипсиса – самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире.

В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная. Среди его святынь множество мощей: десница Иоанна Предтечи, мощи свт. Нифонта, Патриарха Константинопольского.
Дионисиат занимает пятое место в иерархии афонских монастырей. Братия насчитывает около 50 монахов.
Монастырь Каракал

С наибольшей вероятностью можно сказать, что основал обитель монах по имени Каракал вначале XI века. Святой монастырь Каракал занимает одиннадцатое место среди монастырей Афона. Имеет 5 храмов на своей территории, 2 – вне ее. Его собор освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Среди святынь монастыря – глава апостола Варфоломея и частица Животворящего Креста.
В монастыре живут 30 монахов.
Монастырь Дохиар

Святой монастырь Дохиар основан сподвижником св. Афанасия Афонского св. Евфимием, бывшим келарем (от греч. – дохиарис) Великой Лавры. Собор монастыря был освящен в честь Архангелов. Положения монастыря Дохиар в Афонской иерархии, согласно уставу, соответствует десятому месту. Дохиар насчитывает 12 храмов на своей территории и вне ее – по четыре храма напротив каждой из стен.

Монастырь имеет частицу Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и облачения. Сегодня Дохиар насчитывает 30 трудолюбивых монахов.
Монастырь Кутлумуш

Святой монастырь Кутлумуш освящен в честь Преображения Господня. Существует легенда, что основателем обители был некий араб Кутлумуш, принявший христианство. Монастырю принадлежат 18 келий и скит во имя св. вмч. Пантелеимона с 22 каливами. Кроме того, семь храмов расположены на территории обители, столько же – вне ее. Храм Всемилостивой Заступницы назван так в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, хранящейся в нем. В монастыре есть множество святых мощей, священных облачений, икон. Кутлумуш находится на шестом месте в иерархии афонских монастырей. Здесь живут 20 монахов.
Монастырь Ксиропотам

Согласно преданию, монастырь основан императрицей Пульхерией (другие источники говорят об императорах Константине Багрянородном и Романе Лакопине). Кроме монастырского собора, в обители находятся еще 7 храмов.

В Ксиропотаме хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей. Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией.

Сегодня Ксиропотам занимает восьмое место в иерархии афонских монастырей. Сейчас в нем живут 60 насельников, включая келиотов.
Монастырь Ставроникита

Монастырь Ставроникита самый маленький по размеру на Святой Горе. История обители начинается из глубины X–XI вв. Из ряда некоторых неточных свидетельств можно заключить, что ее основателем был некий Никифор Никита (или Ставроникита), офицер императора Цимисхия.

Сейчас монастырь занимает пятнадцатое место в иерархии афонских обителей. Одна из наиболее ценных святынь монастыря – икона свт. Николая, относящаяся к XIII–XIV вв. Обители принадлежат 33 каливы и четыре келии. Монастырь имеет 4 храма и 2 – вне стен. В настоящее время в нем живут приблизительно 30 монахов.

Невозможно описать Святой Афон привычными категориями. Представьте себе самую прекрасную природу, одновременно горную, равнинную и приморскую. Представьте себе богатую сокровищницу византийского наследия. Представьте место настолько намоленное и святое, что все сложные вопросы здесь вдруг становятся простыми и понятными.

http://molitva.com.ua/node/484
#4 | Лидия Новикова »» | 06.11.2012 20:38
  
0

Женщина на Афоне

Афон – государство в государстве, страна с собственными законами, традициями и обычаями. И среди этих традиций – странный на первый взгляд, обычай не пускать на Святую гору лиц женского пола. Ни юная девочка, ни почтенная старица, ни жена среднего возраста не допускаются на Афон. Почему?

Предание относит нас к V веку, к тому времени, когда женщины еще могли посещать Святую Гору. Плакидия, дочь императора Феодосия, прибыла на Афон, чтобы поклониться его святыням. Однако, подойдя к храму, услышала она голос Пресвятой Богородицы, повелевавший ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы» — сказала Пречистая. С этого времени женщинам на Афон путь закрыт. Монахи строго чтут эту традицию и даже для проведения сельскохозяйственных или строительных работ не берут животных женского пола. Народная молва гласит, что на Афоне и птица гнезда не вьет и птенцов не выводит.


Таким образом, как минимум с V века женщина, если и может оказаться на Афоне, то случайно, как недавно произошло это с четырьмя молдаванками, нелегально пробиравшимися из Греции в Турцию и заблудившимися в пути. К слову, с 2005 года сознательное нарушение женщиной традиции аватона (запрета для женщин находиться на полуострове Афон) карается годом тюремного заключения.

В IX веке император Мануил II Палеолог законодательно закрепил этот запрет, а Константин IX Мономах способствовал принятию особого Устава для афонитов, особой статьей запрещавшего женщинам находиться на Афоне. Сохранение этого запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз. Конечно, этот является причиной неоднократных нападок на Афон со стороны всяческих правозащитных организаций, но Святая Гора незыблемо держится своих традиций, не поступаясь ими в угоду развращенному миру.

Плакидия не единственная женщина, которой было приказано оставить Святую Гору повелением свыше. Если верить преданию, в 1470 году сербская царевна Маро привезла на Святую Гору богатое пожертвование для монастырей, но не прошла и нескольких шагов по полуострову, как была остановлена Ангелом Божиим, сказавшим ей, что она должна немедленно вернуться на корабль. И все же женщины на Афоне бывали. Афониты не раз принимали у себя семьи беженцев во время восстаний и военных действий. Было это в XVII, XVIII и XIX веках. Однако после прекращения волнений все прибывшие немедленно покидали Святую Гору и богоустановленный порядок восстанавливался.



Сейчас трудно сказать, было ли когда-то время, в которое женщинам дозволялось находиться на Афоне. Самый первый Типикон Святой Горы запрещал ступать на афонскую землю детям, отрокам и евнухам. Женщины в этом документе не упоминаются. Однако следует сказать, что аватон не есть изобретение исключительно Афона. По византийской традиции женщинам запрещено входить в любой мужской монастырь, равно как мужчинам в женский (кроме служащего в нем духовенства). Эта традиция в Греции соблюдается до сих пор. В большинство мужских монастырей женщин не впускают. Так что, скорей всего, и до V века этот запрет соблюдался. Сейчас женщинам предоставляют возможность проплыть на корабле вдоль границ полуострова и полюбоваться видами Святой Горы издали, пока их мужья с рюкзаками за плечами карабкаются по каменистым тропинкам Афона.


http://blagosloven.ru/zhenshhina-na-afone.html
#5 | Лариса Бушко »» | 04.11.2013 00:09
  
1
Информация для туристов и паломников, желающих посетить Грецию и Святой Афон! Если коротко: отвечу на вопросы, встречу, отвезу, покажу, расскажу, научу и т. д. Если подробнее - могу предоставить нужную информацию, встретить и доставить в любую точку материковой Греции, к Святой горе Афон и другим православным святыням (минивэн, 6 мест). Накоплен достаточный опыт за время работы в туризме. Все надежно, серьезно и по- честному! Зовут Лариса, живу в Салониках. Контактный телефон: + 30 698 378 6365. Есть skype и e-mail ( вышлю SMS). Обращайтесь!
#6 | Любовь »» | 05.12.2013 14:54 | ответ на: #5 ( Лариса Бушко ) »»
  
0
Напишите пожалуйста свой е-мейл
#7 | надежда »» | 13.01.2014 23:42
  
0
на афон пускают в этом году женщин?? дочка все надеется на чудо и она инвалид
#8 | Andreas Borisov »» | 31.01.2014 19:51
  
0
лучше обратиться к специалистам, знающим Афон
  
#9 | Андрей Борисов »» | 14.02.2014 16:26 | ответ на: #8 ( Andreas Borisov ) »»
  
0
afon.pro
#10 | Георгий »» | 05.07.2014 21:46 | ответ на: #7 ( надежда ) »»
  
0
Женщин не пускают как и прежде.
  
#11 | Андрей Борисов »» | 21.02.2016 22:00
  
0
Многие, исходя из нашего опыта общения с паломниками, не знают с чего начать свое первое посещение Святого Афона, их терзают сомнения по поводу собственной духовной зрелости и личной удостоенности быть посетителем этих мест.
Помните все эти сомнения лишь искушения лукавого. Станьте детьми, доверьтесь Матушке Божьей, как дети, и слушайте свою Душу, она ребенок Бога и жаждет встречи с Ним. Именно здесь, на Cвятой Горе Афонской, где намолен каждый камешек, и, увитые плющем, деревья в чащах лесных напоминают забытые детские сказки, ждет Вас Пречистая Богородица, чтоб укрыть Вас Чудесным своим Омофором и избавить Вашу жизнь от ненужных сомнений и страхов, от депрессивных состояний Души, мечущейся в океане житейском среди великих бурь и ненастий. Знайте, что после этой поездки ваша жизнь изменится к лучшему самым радикальным образом!Просто определитесь с датой приезда на Святой Афон и обратитесь к нам: http://athos-support.blogspot.gr
  
#12 | Андрей Борисов »» | 27.06.2016 19:41 | ответ на: #6 ( Любовь ) »»
  
0
ТЕЛ. +30-6944-476923 (VIBER) Андрей,
МОБ. +30-6957-351378
SKYPE-borandr13,
E-MAIL: grlist@bk.ru
andreasborisov7@gmail.com
  
#13 | Андрей Борисов »» | 27.06.2016 19:43 | ответ на: #7 ( надежда ) »»
  
0
Могу в Урануполи (рядом с Афоном) вывезти Вашей дочке Афонских отцов, отчитают ее молитвами святыми и к мощам приложится Чудотворным.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites