Виктор Михайлович Васнецов — к 160-летию со дня рождения


Автопортрет В.М.Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов —
к 160-летию со дня рождения




Рассказывать о Викторе Михайловиче Васнецове легко и трудно одновременно. Легко потому, что многие поколения русских людей выросли в окружении его картин, его персонажей, его мироощущения, наконец. Его работы тиражировались в репродукциях более других художников. Они стали хрестоматийными, вошли в фольклор, стали частью нашего мировоззрения. Поэтому писать о Васнецове нелегко, так как каждый человек имеет о нём своё сложившееся мнение.

Попробуем легко, но с благодарностью, вспомнить творческий путь этого замечательного художника и человека.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых художников XIX века знал и огромный успех своих картин, и резкую критику. Он не был равнодушен и к популярности, и к критике, но громадная внутренняя сила в нём поднимала его над славой и над хулой. Недаром его называли «истинным богатырём русской живописи».

Но самая главная заслуга Васнецова в том, что он первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач — создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное — его православной духовности.

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Уклад жизни этой большой семьи, скорее, напоминал быт крестьянина-середняка. В то же время, это была широко образованная семья. Много читали, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание художественные наклонности русского живописца.

Естественно, что его первыми зарисовками стали деревенские пейзажи, и жители его родного села. Здесь должно отметить суровую и величественную красоту Вятского края, которую мы знаем по картинам Ивана Шишкина, много работавшего в Вятке. (Шишкин родился в Елабуге, которая до революции 1917 года территориально относилась к Вятке).

Красота природы и жизнь в крестьянской среде, богатой фольклором, в семье религиозной и высоко духовной, где труд был естественной нормой, всё это формировало юного Васнецова.

Он учился в духовном училище, затем поступил в духовную семинарию в Вятке. Её в своё время закончили его отец, дед и прадед. Такая вот династия… Надо отметить, что в семинарии получали широкое классическое образование — в то время преподавали: математику, логику, церковную архитектуру, латынь, французский и немецкий языки, литературу, поэзию и стихосложение. Все это — помимо обязательных для будущего священника, дисциплин.

Известно, что братья художника Николай и Аркадий после окончания той же семинарии стали земскими учителями. Николай Михайлович позже составил «Словарь вятского говора», а говор тот покруче хинди будет, заявляю вам авторитетно, так как ваш покорный слуга тоже родом из Вятки.

В семинарии Васнецов изучал летописные своды, жития святых, древнерусскую литературу, православную символику. В последствии это помогло ему в создании храмовых росписей.

В это же время юноша принимал участие в декорировании вятского кафедрального собора, иллюстрировал «Собрание русских поговорок» этнографа Николая Трапицина и написал свои первые картины: «Жница», «Баба-Чертовка», «Молочница», которые благосклонно были приняты зрителями.


Богоматерь. Роспись конхи Владимирского собора в Киеве.

С разрешения и благословения отца Виктор в 1867 году уходит с последнего курса семинарии и поступает в Петербургскую Академию художеств. Начинается новый этап в его жизни. Здесь он знакомится с Ильей Репиным, Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским. Как вспоминал Репин: «Засиживались до утра, читали, спорили, а главное вырабатывалось сознание прав и обязанности художников».

Учился Васнецов у знаменитого педагога Чистякова, которого называли «всеобщий педагог», так как у него учились в разное время почти все выдающиеся художники XIX-XX века: Поленов, Репин, Серов, Врубель и другие. Занятия в Академии шли успешно, в 1870 году Васнецов получил Большую серебряную медаль за ученическую работу.

В том же году умирает его отец. На иждивении Васнецова оказался шестнадцатилетний брат Аполлинарий, в последствии — крупный художник, которого он взял в Петербург. Необходимо было думать о заработке.

В эти годы Васнецов выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдаткой азбуке», к «Русской азбуке для детей», им были иллюстрированы сказки «Конёк-Горбунок», «Жар-птица», и др.

Современники хвалили Васнецова как «типиста» — замечательного рисовальщика, умеющего точно и ярко выразить характер модели. Рисунки Васнецова, выполненные выразительными и точными штрихами, имели большой успех. Его листы «Книжный лавочник», «Мальчик с бутылью вина» на Всемирной выставке в Лондоне 1874 года получили бронзовые медали. Это был большой успех для молодого художника.

Постепенно Васнецов охладевал к учению в Академических стенах, чувствуя в себе силы для самостоятельной работы. Главное, что он уже сформировался как творческая личность. Им написаны картины «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», которые заявили о появлении Большого художника. Но это пока ещё «проба пера». Васнецов только ищет свой неповторимый васнецовский стиль. Он только начинает работать над рисунками и эскизами к «Витязю на распутье».

Надо отметить, что в русском обществе нарастал интерес к национальной старине, необыкновенный подъём в музыкальной, художественной жизни. Взлёт философской, религиозной мысли. Теперь конец XIX-го, начало XX-го века называют «русским ренессансом». Можно вспомнить о композиторах «Могучей кучки» — Бородине, Даргомыжском, Мусоргском. Архитекторах — Гартмане, Щусеве, Ропете.

Именно в это время (конец семидесятых годов XIX-го века) Васнецов по приглашению Репина едет в Париж.

В то время Париж был культурной столицей мира. Все лучшее, талантливое и оригинальное собиралось, бурлило, горело и сгорало, иногда дотла, в этом городе. Там было на что посмотреть: академисты, романтисты, импрессионисты и прочие «исты», о которых сейчас никто и не помнит. Но вся эта канитель не вскружила голову молодому художнику, а наоборот, крепкий вятский характер смог впитать все лучшее из этого водоворота, сделать выводы о бренности всего ежеминутного и суетного, а главное — укрепиться в своих убеждениях.

Конечно, художник не смог пройти равнодушно мимо Парижа. Васнецов привёз домой множество рисунков, этюдов. Написал картину «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» не случайно: этот сюжет напомнил ему вятские ярмарки — красочные и яркие балаганы.

В конце 1878 года Васнецов переезжает жить и работать в Москву, туда же переезжают Репин, Поленов.

Здесь была написана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая в 1880 году стала своеобразном манифестом, утверждающим новые художественные принципы в искусстве. Картина была с восторгом принята зрителями, историк и художник Игорь Грабарь писал: «Картиной «После побоища» открывается эра в русском искусстве, с неё начинается длинный ряд страстных попыток разгадать идеал национальной красоты, которые не прекращаются до сих пор и, вероятно, долго ещё будут вдохновлять художников, чувствующих свою связь с народом».

Буквально сразу же были написаны «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства». В последней картине автор вновь возвратился к поискам типа национальной красоты. Эта тема занимала многих художников — современников Васнецова.

В предыдущие века, в академической живописи, пришедшей в Россию из Италии через Европу, господствовал итальянский идеал красоты. И это естественно, ведь родина реализма — Италия. Карл Брюллов является ярчайшим представителем академизма и выразителем итальянского идеала. В этом нет ничего плохого, каждая эпоха в разных странах рождает свои идеалы.

Вспомним Рубенса, Климта, Кустодиева. Россия на рубеже веков XIX и XX болела своим идеалом, идея эта носилась в воздухе. Естественно, такая личность, как Васнецов, не мог не загореться этой идеей.

Известно, что Васнецов не зарабатывал денег писанием портретов, как, например Репин. Но в рамках своей концепции и при подготовительной работе над картинами он написал большое количество портретов. Работая над образом «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-царевича», он, конечно, писал с натуры, но задача его была не в том, чтобы передать характерные черты портретируемого. Это он мог делать превосходно. Но он стремился сформировать, вылепить, тот национальный, обобщающий тип, который бы отвечал его идеалам. Портретируемый человек был базой, точкой отсчёта в поиске образа. Это ничуть не принижает значения и достоинства. Просто Васнецов был художником исторического жанра, а не портретистом. У каждого жанра свои законы.


Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве.

Конечно, не обошлось и без яростной критики: художника обвиняли в провинциальности, нецивилизованности, в неумении смотреть на мир глазами «европейски образованного человека». В России всегда находились люди, которые мечтали надеть на российскую, в общем-то, азиатскую физиономию, европейскую маску, а когда напяливали, то получалось весьма неуклюже. И дело здесь не в «особом пути России», а в разности и индивидуальности. Это как люди, каждый со своей историей, органикой, болезнями, характером, дактилоскопией, наконец. Цель может быть одна и даже благородная, а добирается каждый по-своему.

Васнецов тяжело переживал эти нападки, понимая, что, кроме «медных труб», необходимы «огонь и вода». Здесь ему оказывали дружескую поддержку его друзья — художники Остроухов, Коровин, Поленов, Нестеров, Суриков, Серов, Врубель — все они были членами «Абрамцевского кружка», названного в честь загородной усадьбы крупного российского мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Знаток живописи и музыки, Мамонтов сам занимался скульптурой, пел, выступал в любительских спектаклях, но главным его дарованием был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу. Устраивались музыкальные вечера, спектакли, организовали частную оперу.

Художники, артисты, литераторы собирались у Мамонтовых, в Абрамцеве, подолгу жили там. Ходили на этюды, писали картины, устраивали чтения, живо обсуждали события в художественной и духовной жизни. Это были настоящие единомышленники.

В лице Саввы Мамонтова Виктор Васнецов долгие годы имел мощную моральную и материальную поддержку. Здесь же, в Абрамцеве, Васнецов имел возможность воплотить в жизнь свои архитектурные идеи: в 1881 году он стал автором архитектурного проекта Абрамцевской церкви.

Благодаря Васнецовским приёмам стилизации, уже найденным в былинно-сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен.

Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы — образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы. В росписи храма принимали активное участие и другие участники Абрамцевского кружка. Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.

В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По его проектам были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова (1892), собственный дом в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.


Христос Вседержитель. Подготовительная композиция росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве.

Одновременно с архитектурными проектами Васнецов не оставляет работу и над картинами. Были созданы эскизы к «Богатырям», театральные эскизы, книжные иллюстрации, написано множество пейзажей. А к юбилейной XXV выставке Товарищества представил большое полотно «Царь Иван Васильевич Грозный», которое всех повергло в изумление. Царь у Васнецова — умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно. Художник убедительно представил крупный характер и сильную личность.

В 1885 году произошло событие, которое Васнецов считал главным в своей жизни. Ему было предложено выполнить росписи только что отстроенного Владимирского собора в Киеве. Он взялся за эту работу и посвятил ей десять лет, вложив всю страсть и тревогу своей души.

Основной идеей для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвящённого 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, её включённости через православие в мировую культуру. И поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено не только на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, но и на создании галереи русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников православия. Это должно было стать своеобразным путеводителем по духовной истории России.

Здесь пригодился громадный опыт, накопленный с годами изучения древнерусского искусства, архитектуры, древних рукописей, и духовного образования, полученного в семинарии. Им были созданы образы князя Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, княгини Ольги. Работая над ними, художник реалистически точно воплощает своё представление о национальном идеале, в котором выразились народные представления об умных, волевых, решительных и справедливых столпах православия.

Сильное впечатление производит запрестольный образ Богоматери. Великолепная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствовала над всем пространством. Она держит Младенца не себе, не для себя, а именно несёт Его миру. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь к стоящим в храме людям.

Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Очень важно, что, работая над росписями собора, Васнецов не мог опираться лишь на свои собственные представления, эмоции и опыт, или руководствоваться порывами фантазий. Он постоянно сверял свои работы с духом Церкви, с каноном. Помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.

Здесь уместно сказать несколько слов о каноне. В глянцево-ширпотребной литературе принято ругать канон, который сковывает по рукам и ногам «творческий порыв» художника. Призывается отбросить все каноны и заниматься свободным поиском (инсталляцией). Очень знакомая нотка — вспоминается «Отречемся от старого мира». В очередной раз предлагается строить дома на песке. Как правило, «творческие порывы» и искания большинства художников, не имеющих базового образования, лежат в плоскости изыскания новых форм, внешней непохожести на других. Всё это мы можем наблюдать на большинстве современных выставок. Неуклюжее скольжение по поверхности дилетантизма — зрелище грустное. Особенно переживать по этому поводу не стоит. В природе все устроено достаточно гармонично. Тупиковые направления отмирают сами собой, правда, успевают немного попортить воздух.

Итак, вернёмся к канону. Кроме образования, которое в разные времена и в разных странах приобреталось художниками, примерно в течение десяти лет обучения, существовали ещё и традиции, и опыт, накопленный мировой культурой в течение тысячелетий.

В православном искусстве так же существуют традиции и опыт, свои законы, которые помогают через изображение донести суть православия. Они не выдуманы впопыхах, а с большим старанием складывались, формировались тысячелетиями. Художник же, принимающий православие и работающий в этом направлении, должен принимать традиции. Любая отсебятина искажает суть православия. Представьте себе, если священник в своём приходе начнёт совершать службы так, как ему вздумается, получится «перформенс», в русском понимании этого слова. Талантливому художнику и внутри канона всегда можно проявить себя, ничего не ломая, вспомните Рублёва, Ушакова и других.

Когда в августе 1896 года леса в соборе были сняты, можно было уже составить полное представление о работе.

Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».

Васнецов оформил храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве. Не оставлял мастер и станковую живопись, им были созданы картины «Богатыри», «Сирин и Алканост», «Гамаюн — птица вещая», иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге» Пушкина (1899) для академического издания, детские рассказы Тургенева и Толстова.

В завершении хотелось заглянуть в залы Третьяковской галерее, где я часто бываю. Они и сегодня заполнены зрителями. Люди с интересом вглядываются в историю культуры своей Родины.

А сколько было ёрничества и передёргиваний вокруг творчества Шишкина, Айвазовского, Левитана, Серова, Васнецова, но при всех этих невероятных усилиях не удалось их втиснуть в «чёрный квадрат» Малевича. История расставила всё по своим местам, кстати, и квадрат поставила на отведённое ему место. Судить о художниках можно только по делам их, то есть, по их картинам, легло на сердце, понравилось, значит, всё хорошо, не стоит составлять мнение из прочитанного или рассказанного «дядей», доверяйте себе, а дядя деньги зарабатывает. Жизнь продолжается! Главное — сохранить в памяти светлые образы, не растрясти свои идеалы на ухабах повседневной жизни.

Художник Сергей Минин

http://www.baltwillinfo.com/mp11-08/mp-14.htm

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU