"Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается"

25
28 октября 2012 в 07:07 20078 просмотров 4 комментария

"Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается"


«Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

Старцы Ефрем Катунакский и Ефрем Филофейский

В то время известному афонскому подвижнику Ефрему Катунакскому предлагали стать игуменом в монастыре Великая Лавра. Старец Паисий узнал об этом и высказал своё мнение по этому поводу в разговоре с одним из своих посетителей: «Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Это огромная величина для афонского монашества. Каждую минуту он посвящает Богу и помогает многим людям. Боюсь, что если он станет игуменом, старец многое потеряет в постоянных заботах и попечениях. Но я никому об этом не говорю, так как люди подумают, что я не хочу, чтобы отец Ефрем стал игуменом».

Некоторое время спустя отца Паисия посетил близкий к Ефрему Катунакскому человек, и он попросил его передать отцу Ефрему «что на то, чтобы он стал игуменом нет воли Божией». Когда старцу Ефрему передали эти слова, он ответил: «Спасибо старцу Паисию. Я сам чувствую, что на моё игуменство нет Божиего благословения».

***

Старец Порфирий

«Старца Порфирия1 я видел два или три раза. Многим он в деталях описывал их дома и деревни, хотя сам там никогда не был. Другим рассказал, где надо бурить скважину, и они в засушливой местности наконец нашли воду. Одному человеку с тремя высшими образованиями старец дал советы как решить все его проблемы и принёс ему огромную пользу, хотя до этого ему не смогли помочь многие духовные отцы. Однажды он проходил мимо места, где велись строительные работы и предупредил бульдозеристов, чтобы они копали осторожно. Он сказал им, что в земле лежит крест и они не должны повредить его. Его слова в точности подтвердились».

***

«Есть люди, желающие стать монахами, но не решающиеся на принятие пострига из-за привязанности к своим родственникам.Они пребывают в сомнениях. То весы любви склоняются в одну сторону, то в другую. То побеждает любовь к подвижнической жизни, то привязанность к родным. Если таким людям удастся превозмочь узы своей земной любви – в духовной жизни они добьются многого, так как их сердце преисполнено любви».

***

«Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы».

***

Старец Паисий

«Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».

***

«Духовно преуспевший человек заранее понимает намерения других. Он видит, что его хотят обмануть или обокрасть – но не препятствует злоумышленникам, так как относится к происходящему с добрым помыслом (например, что грабителям деньги нужнее). У святых есть дар предвидеть намерения других».

***

«Мы должны знать, что человек становится бесноватым по попущению Божию. Тем самым Господь даёт грешнику возможность покаяться, смириться и спастись. Когда у человека чёрствое сердце и полная нераскаянность – он не испытывает бесовского воздействия, так как и так уже находится в гибельном состоянии полного духовного равнодушия».

***

«Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас всё в порядке», - пошутил как-то старец.

***

«Нам надо не говорить, что мы хотим полюбить Христа. Надо стремиться Его не огорчать. Ничего самому не делать и просить в молитве, чтобы Бог дал нам любви к нему – это дерзость».

***


«Это настоящие отшельники», – сказал однажды старец Паисий о двух пожилых монахах. Они не жили в какой-то особой строгости, но не имели общения с мирянами и отказались от всех мирских удовольствий.

***

«Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство».

***

«Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.

Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».

***

«Монахини должны избегать идиоритмии2. Для женских монастырей идиоритмия в 100 процентах случаев ведёт к демоноритмии3».

***

«Новоначальному монаху полезнее следить за богослужением, чем во время службы творить Иисусову молитву. Пусть сначала выучит Устав, молитвы, Праздники – а потом уже сосредоточиться на умном делании».

***

«В молодости, читая духовную литературу, я многого не понимал. Я записывал свои вопросы, спрашивал у более опытных, и они объясняли мне что значит прочитанное. Затем я записывал важные духовные советы в тетрадь и старался следовать им в своей жизни. Потом я находил что-то, что было созвучно уже сделанным мной записям, и тоже вносил его в тетрадь рядом с предыдущими наставлениями. После этого я разбил тетрадь на тематические разделы – чтобы всегда легко находить нужный духовный совет. Появлялись всё новые записи и очередные наставления уже не помещались в тетради. Тогда я начинал вести новые тетради куда скрупулезно переписывал советы из старых записей».

1 Старец Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) – современный афонский подвижник. Один из самых почитаемых старцев нашего времени. Его книги пользуются огромной популярностью в Греции и переведены на многие языки.

2 Идиоритм или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный) особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям. В идиоритмах монахи могут владеть личной собственностью, общее здесь только жилище и богослужение, во всём остальном каждый монах живёт по своему личному усмотрению. Такая организация монастырей, идущая вразрез с церковными правилами, появилась в конце средних веков. Идиоритм управляется игуменом или комитетом из монахов. Уклад жизни в идиоритмах менее строг, чем в киновиях.

3 То есть создаёт реальную опасность духовной погибели для монахинь.

http://www.agionoros.ru/docs/359.html

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 28.10.2012 07:41
  
7
Лидия, спаси тебя Бог, хорошие материалы ставишь на форум. Дай Бог здравия.
#2 | Лидия Новикова »» | 28.10.2012 11:23 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
4
Андрей, это спасибо тебе за сайт, дай Бог тебе крепкого здоровья.
#3 | Лидия Новикова »» | 28.10.2012 13:06
  
4

Мы должны засучить рукава и бороться

«Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.


С радостью нужно принимать порицание и упреки а не людскую похвалу.

***

Будем рассказывать обо всём, что с нами случилось и происходит, нашему духовному отцу, смиренно и с простотой принимать всего его советы. Тогда бесы не будут мучить нас помыслами.

***

Одному желающему стать монахом старец сказал: «Из-за твоего сатанинского смеха и безразличия тебе нельзя становиться иноком. Я в церкви даже если меня попытаются рассмешить – не смогу этого сделать. Только плачу о своих прегрешениях.

Смех в храме – это демоническое состояние. Нельзя относится к этому как к пустякам. Необходимо внимание и усилие над собой».

***

Богу не угодно, чтобы у нас было нетерпеливое и беспокойное состояние. Но и быть равнодушными тоже нельзя – необходимо доброе беспокойство. Если будем спать – враги нашего спасения будут использовать нас в своих тёмных делах. Например, дадут нам тяжелый мешок и скажут отнести его на гору, так как якобы в нём стройматериалы для ремонта расположенного там храма. А в нём на самом деле будет динамит или ещё что похуже.

***

Не видите куда катится мир? Будем молиться, чтобы нам помогли наши святые, иначе ничего не получится.

***

Когда человек достигнет состояния божественного эроса[1] он от переизбытка любви обнимает и целует весь мир. Иметь Божественную любовь – значит понимать любовь Божию. Едва ты поймёшь что это – она поселится в твоём сердце. Как жаль, что люди не знают что такое Божественная любовь!

***


На наших глазах разгорается общемировой пожар. Нам остаётся только молиться.

***

Когда пророк Давид говорит «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более»[2] он не имеет ввиду истребление грешников Богом, а молится об их исправлении и покаянии.

***

Бог принимает нашу молитву, когда она является прочувствованной и исходит от сердца.

***

Когда мы хвалим и превозносим наш монастырь мы тем самым сами даём диаволу в руки оружие для борьбы с собой.

***

Паломники рассказали старцу о газетных публикациях относительно нравственного падения одного из представителей духовенства. Он внимательно их выслушал и спокойно без тени раздражения и смущения смиренно ответил: «Я не знаю, что произошло на самом деле. Но если всё действительно было так как вы мне рассказали – видно Бог пожалел этого человека и из-за его большой гордыни попустил ему это падение ради его покаяния и спасения».

***

Нам следует быть борцами а не просто наблюдателями. Восхищаться подвигами святых недостаточно, мы должны сами выйти на арену духовной брани, засучить рукава и бороться. Многие привыкли с комфортом сидеть на мягких диванах, щелкать семечки и рукоплескать достижениям других. Без духовного подвига не бывает и преуспеяния.

***

Помысел некоторых похож на вино: когда он начинает портиться – уже не останавливается до тех пор, пока не превратится в уксус.

***

Будем постоянны в нашем духовном подвиге. Не будем уподобляться ручьям, которые один раз в год бурлят водными потоками, а потом пересыхают.

***


Современным монахам не хватает самоотречения. Именно поэтому у нас нет духовного преуспеяния и наша жизнь не похожа на жизнь Святых отцов.

***

Не имеющий терпения разрушает себя.

***

Главное чтобы боль других мы восприняли как свою собственную. Для того чтобы молитва принесла результат и воспарила ввысь, она должна быть от самого сердца, иначе мы ничего не сможем добиться.

***

Искушения будем принимать с радостью. Через них нас посещает Божественная благодать. Сколько бы бед и испытаний у нас не было, если мы будем рядом со сладчайшим Христом – наша сердце будет наполнено радостью.

***

Послушание это надежный путь к свободе и смирению.

***

Мы не должны пытаться оправдаться и объяснить свои поступки. Виноваты или нет – будем сразу просить прощения. Так мы смиряемся и получаем от Бога Благодать. Если нас в чём то обвиняют несправедливо, потерпим навет с радостью и таким образом искупим свои грехи перед Господом.

***

Гордость и эгоизм помрачают наш ум и заставляют перекладывать вину на других. У гордеца одни только права и привилегии. Напротив смиренный человек оправдывает других и не ищет себе оправдания.

***

Все внешние подвиги должны сочетатся с внутренней (духовной) работой над собой и совершатся ради любви к Господу.


[1] - Божественный эрос - это любовь к Богу?

- Божественный эрос - это нечто высшее, чем любовь Божия, - это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом

Божественный эрос размягчает твёрдые кости, которые делаются настолько мягкими, что человек не может устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, потому что вокруг тепло, очень тепло... Когда человек находится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния...

- А человек, охваченный Божественным эросом чувствует боль?

- Если боль очень сильная, то она стихает и делается терпимой, если слабая - исчезает. Видишь, люди, когда влюблены, находятся в таком восхищении, что и про сон забывают. Один монах мне говорил: "Геронда, мой брат влюбился в цыганку, даже спать перестал. Только и слышно «Параскевушка моя, Параскевушка моя». Заколдовали его, что ли? Не знаю! Я столько лет монах и не люблю Божию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, например, совсем не чувствую в сердце никакого веселья".

К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова "Божественный эрос". Не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: "Это должно быть что-то высшее". Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! "Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать?" Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга "Если на нас, - говорят они, - так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!" (Старец Паисий Святогорец «Слова». Том V. «Страсти и Добродетели»)

[2] Псалтирь. Псалом 103.

http://www.agionoros.ru/docs/250.html
#4 | Лидия Новикова »» | 01.11.2012 15:04
  
2
Паисий Святогорец

Мухи и пчёлы

Познал я из своего опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой. Итак, одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на все грязное. Например, если в саду много благоуханных цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и не на один из них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится и сядет на неё и начнёт копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

Если бы ты её поймал, и она могла говорить, и спросил, не знает ли она, где здесь розы, то та ответила бы, что не знает, что это такое. «Я, — скажет, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных, столовые, грязь». Одна часть людей похожа на муху. Это категория людей, которая научилась думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.

Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесём туда пчелу, она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдёт лукум, и только там остановится.

И если бы ты поймал эту пчелу и спросил, где есть помойки, она скажет, что не знает. Скажет: «Там есть гортензии, там розы, там — фиалки, там — мёд, там — сахар, там — лукум» — и, вообще, будет знатоком всего доброго и не будет иметь совершенно никакого понятия о всём злом. Добрые помыслы и думают, и видят хорошее.

Когда по улице идут два человека, принадлежащие к этим двум категориям, тогда, придя на то место, где некий третий сделал «по нужде», человек первой категории возьмёт палку и станет ковырять нечистоты.

Но когда пройдёт другой, второй категории, похожий на пчелу, то постарается найти место и прикопать их землёй, чтобы не почувствовали другие прохожие зловоние, исходящее от грязи...»

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»

http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2504&Itemid=105
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU