Искусство благодарить

11
10 декабря 2012 в 16:57 10405 просмотров 1 комментарий

Искусство благодарить

Иеромонах Савва (Гамалий)

Мы живём в падшем мире, исковерканном грехом. Далеко не всё, что высоко в этом мире, войдёт в Царство Небесное. Апостол Павел говорит, что из добродетелей веры, надежды и любви — любовь выше, потому что после всеобщего воскресения веры и надежды не будет, останется только любовь. Любовь вообще божественна, ведь, по слову апостола Иоанна, «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Но, кроме любви, горнему миру принадлежит, среди прочего, и благодарность.

Благодарность — это даже не лекарство для исправления нашей падшей природы, как, скажем, вера. Благодарность — это одна из основных черт религиозного опыта. Общение человека с Богом обязательно было бы пронизано благодарностью, даже если бы человек не был обезображен грехопадением.

На каждой литургии мы повторяем ангельскую песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Если мы вникнем, то услышим, что её смысл — преклонение перед Богом, хваление и благодарение. Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения рассказывает о своём видении небесной литургии, где праведники вместе с Ангелами воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, то есть Богу.

Наша земная литургия называется ещё Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение». Молящиеся миряне, к сожалению, не слышат тех молитв, которые священник читает в алтаре при совершении литургии. Текст этих молитв каждому сознательному христианину нужно прочесть, изучить и знать, ведь священник читает эти молитвы от лица всех участвующих в литургии. И главной темой этих общих наших молитв является благодарность Богу — за все «явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас». Эти молитвы начинаются с призыва священника «Благодарим Господа!». И дальше священник читает нашу молитву так: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый».

Уже одна только мысль о Боге должна вызывать в нас чувство благодарности. В самом деле, что мы можем воздать Богу за все Его неизреченные дары нам? А самое главное, за дар Самого Себя, который Он дал нам. Мы ничем не можем равно воздать Богу, и потому ничто не может превратить этот дар в сделку. Это неизреченный, неоплатный, бесконечно превосходящий нас дар. Ничто не может сделать нас достойными этого дара. Но если у нас не будет благодарности Богу, мы будем хуже животных. Пророк Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего (Ис. 1, 3). Получается, если человек не имеет благодарности Богу, то становится хуже вола или осла, которые знают своего хозяина, знают, из чьих рук получают пищу. И только испытывая благодарность Богу, мы можем принять Его дар хоть сколько-нибудь достойно.

Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворённого мира — деревья, горы, небо, звёзды. Но мы не воспринимаем это всё как дар и потому не умеем благодарить Бога — за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу. Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. Исаак Сирин писал: «Благодарность от принявшего благо воодушевляет Дающего (то есть Бога) преподать ещё большие дары».

И даже когда в жизнь приходят настоящие скорби и испытания — и тогда нужно не переставать благодарить Бога за всё. Святитель Иоанн Златоуст, сам изведавший несправедливые гонения, но умерший со словами «слава Богу за всё», приравнивал подвиг безропотного и благодарного перенесения скорбей к мученичеству: «Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога. Кто перенёс скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический». Кроме того, у нас есть твёрдая надежда, которую нам доносит апостол Павел, что Бог не попустит нам испытаний выше наших сил и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). Мы переносим с благодарностью те болезненные процедуры, которые делают с нами врачи. Как же тогда не потерпеть с благодарностью испытания, которые нам для нашей же пользы посылает Господь, Который Сам без ропота претерпел за нас страшные мучения и позорную смерть?

В помощь человеку дан спасительный камертон — тайные молитвы литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого. В этих молитвах содержится всё нужное богословие, из этих молитв можно перенять самый правильный — благодарственный — настрой христианина. Иметь те же чувства и те же мысли, которые вложены в эти удивительные слова, необходимо для того, чтобы участвовать в литургии. Если мы не имеем благодарности Богу, то и наших голосов не слышно в общем хоре людей и Ангелов, поющих Богу благодарственную службу — Евхаристию.

Тайные молитвы анафоры литургии свт. Василия Великого

Священник: Сущий, Владыка, Господи, Боже, Отче, Вседержитель, Поклоняемый! Поистине достойно, праведно и приличествует великолепию Твоей святости Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить — единого истинно сущего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушённым и сознанием своей ничтожности это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам знание Твоей истины; и кто может рассказать о могуществе Твоём, возвестить о всех славных делах Твоих или поведать о всех чудесах, которые Ты всегда совершаешь?

Владыка всего, Господи неба и земли, и всего творения, сидящий на Престоле славы и видящий бездны, Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Неописуемый, Неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Великого Бога и Спасителя, Упования нашего, Который есть Образ Твоей благости, точный отпечаток, являющий в Себе Тебя — Отца, Слово Живое, Бог истинный, предвечная Премудрость, Жизнь, Освящение, Сила, Свет истинный, Которым был явлен Дух Святой — Дух истины, Дарование усыновления, Залог будущего наследства, Начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, Который даёт силы всему творению, как людям, так и Ангелам, Тебе служить и Тебе вечно воссылать славословие, ибо всё служит Тебе:

Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и исполненные очами Херувимы; вокруг Тебя находятся Серафимы: у каждого из них по шести крыльев, и, покрывая двумя лица свои, двумя ноги, и двумя летая, они в неумолкающем славословии непрестанно взывают друг ко другу, победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Приходящий во имя Господне! Осанна в вышних!

Священник: С этими блаженными Силами, Владыка Человеколюбце, и мы грешные взываем и говорим: воистину Ты Свят и Пресвят, и неизмеримо великолепие святости Твоей. И Ты свят во всех делах Твоих, ибо Ты всё соделал с нами по справедливому и истинному суду: Ты создал человека из праха земного, почтил его, Боже, образом Твоим, и поместил его в раю наслаждения, пообещав ему бессмертную жизнь и наслаждение вечными благами, если он соблюдёт заповеди Твои. Но он не послушал Тебя — истинного Бога, создавшего его — и увлёкся обманом змея, и, умерщвлённого своими грехами, Ты изгнал его праведным Твоим судом, Боже, из рая в этот мир, и возвратил его в землю, из которой он был взят, уготовляя ему спасение возрождения в Самом Христе Твоём.

Ибо Ты не навсегда отвернулся от творения Твоего, созданного Тобою, Благой, и не забыл произведения рук Твоих, но посетил его многообразно, по милосердию и милости Твоей: Ты посылал пророков, творил чудеса через святых Твоих, бывших угодными Тебе в каждом поколении. Ты говорил к нам устами рабов Твоих пророков, предвозвещая нам будущее спасение; дал нам в помощь закон, приставил Ангелов-хранителей. Когда же наступила полнота времён, Ты стал говорить с нами через Самого Сына Твоего, через Которого Ты сотворил всё, и саму вечность.

Он, будучи сиянием славы Твоей и образом ипостаси Твоей, всем управляющий могущественным словом Своим, не почитал хищением быть равным Тебе, Богу и Отцу; но, будучи предвечным Богом, Он сошёл на землю и стал жить с людьми. И, воплотившись от Святой Девы, Он истощил Себя, приняв вид раба; телом стал сообразен уничижению нашему, чтобы нас сделать сообразными образу славы Своей. И поскольку грех вошёл в мир, а с грехом и смерть, через человека, то восхотел Твой единственный Сын, пребывающий в Тебе, Боге и Отце, воплотившись от женщины — Святой Богородицы и Приснодевы Марии, подчинившись закону, умертвить грех в плоти Своей, чтобы в Адаме умирающие ожили в Самом Христе Твоём.

И пожив этом мире, оставив спасительные повеления, избавив от обмана идолов, Он даровал нам знание Тебя, истинного Бога и Отца, соделав нас Себе народом избранным, царственным священством, родом святым. И, очистив водой и освятив Духом Святым, Он Самого Себя отдал в выкуп смерти, которая владела нами, проданными греху. И, сойдя крестом в ад, чтобы всё наполнить Собою, расторгнул узы смерти. И воскреснув на третий день, проложив дорогу всем людям к воскресению из мёртвых (ибо невозможно было оказаться смертным Источнику жизни), Он стал начатком умерших, перворождённым из мёртвых, чтобы Ему во всём быть первым. И, взойдя на Небеса, Он воссел одесную величества Твоего на высоте, и Он же придёт воздать каждому по делам его.

Он оставил нам в память о Своём спасительном страдании эти дары, которые мы принесли Тебе согласно с Его заповедью. Ибо, намереваясь идти на вольную, приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ночь, в которую Он отдавал Себя для жизни мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе, Богу и Отцу, возблагодарив и благословив Тебя, Он освятил, преломил и дал его Своим святым ученикам и апостолам, сказав: «Возьмите, ешьте, это — Тело Моё, ради вас преломляемое во оставление грехов».

Хор: Аминь.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/iskusstvo_blagodarit.html

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лидия Новикова »» | 10.12.2012 17:00
  
8

Записки на полях души

Игумен Валериан (Головченко)

Опыт священника


Опыт каждого священника слагается из трёх составляющих. Это опыт соборного разума Церкви Христовой, личный практический опыт пастыря и то благодатное действие Святого Духа, которое даруется каждому священнику при хиротонии.

Опыт соборного разума — это всё учение Церкви. Всё то, что накоплено за её более чем двухтысячелетнюю историю. Это то, что священник приобрёл на занятиях в семинарии и академии, что постоянно обязан черпать из святоотеческих книг.

Личный практический опыт приобретается в процессе пастырского служения. Это обобщённый опыт всего услышанного на исповедях и данных людям советов. Это опыт общения с более мудрыми собратьями-сослужителями и своим духовником. Приобретая из года в год, изо дня в день, из службы в службу этот опыт, душепастырь, подобно опытному хирургу, всё чаще старается не отсекать, а излечить.

О мистическом опыте священника говорить намного труднее. Мирянам, даже духовно образованным, это порой трудно понять. Хотя даже совсем недавно рукоположенный священник понимает это без лишних слов. Это та самая благодать Святого Духа, которая, как сказано в тайносовершительной молитве при рукоположении, «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». Она действует в любом священнике. При этом, что важно отметить, независимо от его личностных качеств.

Всего лишь инструмент

На самом деле, духовник — не врач. Он — всего лишь инструмент в руках Врача. Хорошо, если не тупой и не ржавый. Поэтому и приходится священнику постоянно следить за состоянием своей души. Очищать её от ржавчины грехов и страстей. Заострять её в причащении Святых Христовых Тайн.

Залог

При иерейской хиротонии (рукоположении священника во время литургии) новопоставленному священнику вручается дискос (богослужебная «тарелочка») с частицей Тела Христова. При этом епископ говорит очень важные слова: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (рус. «Прими это в залог и сохрани его целым и невредимым до последнего твоего вздоха, о нём [залоге] будешь спрошен во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»). Речь здесь идёт не столько о самой Частице, сколько о благодати священства. И каждый священник ответит в конечном итоге перед Самим Богом за то, как нёс он вверенную ему в залог благодать — возносил ли её ввысь своим добродетельным жительством или постоянно втаптывал в грязь своими грехами и нерадением.
Контрольная поверка души

Если даже простая линейка будет кривой и сантиметры на ней будут разной длины, то ничего ею не измеришь. Каждый раз результаты будут различные, но все ложные. Что уж говорить о более сложных приборах. Поэтому все контрольно-измерительные приборы и носят с завидной периодичностью в лабораторию на поверку, где сравнивают их с эталонным образцом.

Точно так же и человеческая душа. Если постоянно не выверять собственную жизнь по Христу, то оценка всего происходящего с тобой и вокруг тебя очень быстро станет искажённой, неверной.

Младостарчество

Младостарец — пастушок-дурачок. Господин вверил ему своё стадо, чтобы тот заботился о нём и приумножал. А он упивается дарованной ему властью. Пугает своих овечек, с горделивой ухмылкой наблюдая, как затравленно бегут они с одного конца луга на другой. Обгоняет их на красивом мерседе... Тьфу, на красивой лошадке! И вновь страшит стадо своим мнимым величием. Забывая о том, что ответ перед Господином придётся держать «за каждую словесную овцу».
Мирские «блага»

Как-то, шутя, спросили: какому батюшке по должности какие мирские блага положены? Ну там, дом, машина и прочие «пасочки». Мол, неплохо было бы, если бы это уже было прописано в неком «табеле о рангах». Оказалось, что о подобном уже успели позаботиться ещё в первой половине прошлого века:

Простой священник — от трёх до десяти лет лагерей.

Протоиерей или настоятель храма — от семи лет лагерей до расстрела.

Монашествующий — плюс пять-семь лет.

Епископ — от двадцати лет до расстрела. Причём расстрел — предпочтительнее.

Несмотря на ужас подобной «оценки», это — признание! Богоборчество всегда очень высоко ценит священнические труды.

Если тебя ругают...

Если тебя ругают с любовью, то восемьдесят процентов сказанного тебе верно, а остальные двадцать — наносное, субъективное мнение другого человека. Если же тебя ругают со злобой, то восемьдесят процентов сказанного — чепуха. Но оставшиеся двадцать — то, на что стоит обратить внимание. И, возможно, кое в чём покаяться.

Мы говорим, рассуждаем, мечтаем...

Мы из года в год трём одни и те же вопросы, приходя в восторг от собственных ответов.

Мы очень часто говорим правильные, где-то вычитанные, вещи. И очень редко спрашиваем о том, что действительно у нас болит.

Мы мечтаем о «православном царстве», но редко причащаемся и непослушны своим непосредственным начальникам.

Мы рассуждаем о том, «как нам обустроить державу», но слишком редко пропалываем свой огород.

Мы мечтаем о семейном счастье, но не умеем ни влюбляться, ни любить.

Мы хотим бороться с агрессией, но сами дышим злобой.

Мы хотим быть понятыми и услышанными, но не желаем слышать и понимать тех, кто рядом с нами.

Мы говорим о том, «как учит об этом христианство», и не думаем о том, что бы сказал на это Сам Христос.

Может, стоит попробовать жить иначе?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU