Послушник. Раздел книги "О чем душа скорбит". Схиархимандрит Зосима.

"О чем душа скорбит". Схиархимандрит Зосима.

[ПОСЛУШНИК]

[Раздел книги "О чем душа скорбит". Схиархимандрит Зосима.]

Уже в детстве, сначала с мамой и тетей, а потом и самостоятельно ездил Ваня в паломничества по монастырям. Не так их много было в те безбожные годы. Но в этих немногих обителях подвизались великие старцы и духовники, подвижники, перенесшие на своих плечах тяжесть кровавых сталинских гонений, ужас тюрем, лагерей и ссылок. Стяжавшие в нечеловеческих испытаниях сугубую благодать, они в 1940-е и 1950-е годы окормляли народ Божий, который был «как овцы, не имеющие пастыря». Не раз Ваня бывал в Почаевской лавре у преподобных старцев Кукши и Иосифа. Очень любил он и Киево-Печерскую лавру. С детства знал он ее знаменитые напевы. Знал и Киево-Печерский патерик — жития многих Печерских угодников. Очень любил молиться в пещерах, благоговейно прикладываясь к их святым нетленным мощам.

В лавре встретил Ваня старца-схимника, который стал его духовным руководителем. Батюшка уже в конце жизни говорил о его прозорливости: «Он рассказал всю мою жизнь». Звали этого старца схиигумен Валентин (Семисал).

Об отце Валентине нам известно не очень много. В монашестве он носил имя Варлаам. Монахини Флоровского монастыря в Киеве, где отец Валентин окончил свой земной путь в 1975 году, рассказывали, что когда он служил в армии, то писал двум своим сестрам, чтобы они замуж не спешили выходить, а подождали его из армии. И когда он вернулся, то все они приняли монашество. Батюшка Зосима говорил, что старец был еще дореволюционного пострига. Как и многие священники, прошел лагеря, ссылки.
В 1942 году, во время оккупации, игумен Варлаам был секретарем Юзовского епархиального округа. А с 1944 по 1954 годы он служил в сельских храмах Тульчинской епархии. В это время он уже был почитаемым духовником, за советом и с просьбами о молитве к которому шли многие люди.
В 1954 году отец Варлаам переезжает в Киев и становится насельником Киево-Печерской лавры. Он принимает великую схиму с именем Валентин, становится духовником семинарии, неся это послушание вплоть до ее закрытия в 1960 году. Вскоре после этого была закрыта и лавра.
Именно в это время в Киево-Печерской лавре, перед самым ее закрытием, начал свой монашеский путь будущий схиархимандрит Зосима, а тогда по-слушник Иоанн.

О своем пребывании в лавре и о ее закрытии отец Зосима вспоминал следующее: «"Ну, надо Богу служить", — говорит старец, отец Димитрий покойный. И схимник мой говорит: "Иди в лавру". Пошел я в лавру Киево-Печерскую. До закрытия лавры там побыл. При мне закрывали лавру.

[Рассказывали, как Филарет, этот сатанист нынешний, приехал тогда с чекистами и говорит архимандритам: "Так, лавра закрывается на ремонт. Освобождайте помещения. Быстренько. Вас переселяют в Почаев". Бедные старцы! Те плачут— знают, что никакого там ремонта не будет. Что никакого Почаева им не будет. Выгоняют их куда глаза глядят. Нет, а то в тюрьму посадим. Филарет: "Отцы, отцы, освобождайте, завтра начинаем ремонт капитальный лавры. После всех вас возвратим обратно". Говорят они: "Куда мы уже возвратимся! Мы никогда уже сюда вновь не возвратимся". А мой старец смелый такой был, покойничек. Подходит, говорит Филарету: "Помни, ты за нечестие свое отступишь от Бога, будешь врагом Церкви. Придет время, ты предателем Церкви будешь. И помни, за твое нечестие, что ты лавру закрыл, тебе Бог, придет время, не даст нормальной смерти. Повесишься ты, как Иуда-предатель". Он так грозно сказал.]

Как плакали старцы монахи, схимники, когда закрывали лавру! Грабили страшно. А монахи иконы в землю закапывали, в огороде у епископа Нестора. Тогда он был наместником лавры. Все жили верой, что лавра вновь будет служить, откроется, трагедии такой не было... Но все старцы знали, что не возвратятся при жизни в лавру. Уже в вечном воинстве лаврском будут они.

Закрыли лавру, сделали музей, никакого ремонта там не делали. Пораздевали все мощи голяка. Такое было осквернение этой святыни. Идешь, Господи, голый Агапит преподобный лежит в чем мать родила. Илья Муромец голый лежит... Я особенно за¬помнил. Огромный же он был богатырь. Усохший уже весь лежит, но и то — мощь чувствуется такая. Наверно, два с лишним гроб у него. Полностью он целиком во гробе лежит, этот богатырь. Шея такая прямо мощная, жилы запомнил на шее все, выделяются, усохшая шея. Голова чуть повернута у него. Видно, когда хоронили, предавали земле, голова повернулась. Так повернутая голова у него и осталась. Руки мощные, высохшие, но мощные пальцы такие. Богатырь, одним словом. Недаром про него составляли легенды, недаром сказания составляли. Он достоин этого даже через тысячу лет почти по виду своему. Преподобный Илья Муромец. Недаром он покровитель мужества и военных сил, и в Муроме, и по всей России сейчас, по всей армии кругом иконы освящаются Ильи Муромца, храмы освящаются... Знают, что это великий защитник Отечества нашего. Преподобный Илья Муромец. Издевательство страшное было. Бабок посадили там смотреть, чтоб никто не крестился, не молился. Гоняли всех от гробов. "Идите во Владимирский свой собор, там молитесь. Здесь музей, музей, музей, проходите, проходите... Народ ждет..." Но мы тайно ходили, моли¬лись. Знали, что эти косточки — святые, поруганные. Благодать угодничков Божиих есть, если будем в лавре святой. И этой верой мы все жили. Монахи тайно хранили и ноты — все партитуры лаврские, и книги позабирали мешками ночью, хранили, да иконы позабирали, попрятали. Знали, что лавра воз¬родится, вновь откроется и будет служить.

Слава Богу, в год тысячелетия Крещения Руси мы дождались этого — лавра вновь служит, лавра вновь торжествует. Все старцы жили только надеждой — лавра откроется. Умирая, передавали все богатство лаврское, знали, что надо будет в лавру все отнести, придет время.

[Так и мы верой живем, что какие силы сейчас не восставали бы на Церковь, веруйте твердо, не унывайте, знайте: Церковь пребудет до скончания века. Ничего не одолеет, никакие расколы, никакие автокефалисты-сатанисты, ничего не одолеет. Придет время, все рассыпется. Горсточка нас останется, но останется — добрых подвижников и исповедников веры Христовой. Этой верой обязательно после моей смерти живите. И Господь вас не оставит. Помните, эта горсточка победит все силы вражий, придет время. Вы этому будете свидетели».
]

После закрытия Киево-Печерской лавры старец схиигумен Валентин вынужден был переселиться в Почаевскую лавру. Туда же за ним поехал и послушник Иоанн — будущий отец Зосима.

«В Почаеве долго не были. Тоже сказали коммунисты: "Закрываем лавру". Пошло смятение. Покойный отец Севастиан, потом епископом он умер Кировоградским, сколько в КГБ он ходил, сколько бед, сколько допросов перенес. "Сдай ключи от лавры". Он коротко отвечал: "Умру, хоть здесь расстреляйте. Но ключей я лаврских вам не отдам". И выстояли! И лавра до сего дня служит, молится. Святыни все сохранились.

[Как поляки запустили лавру. После польского пленения все купола облезшие, поржавевшие, черные, кругом униатские скульптуры стоят. Какое позорище польского ига в лавре было! Давай низвергать скульптуры все эти униатские, католические, лавру освящать, купола золотить. И сейчас это самый лучший монастырь. Красота! Златоглавая, великая лавра! А УНИАТЫ И АВТОКЕФАЛИСТЫ ДОВЕДУТ ЕЕ ВНОВЬ ДО ПОЛНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. Придет время поругания.]

Тоже сначала старцев повыгоняли. Отца Кукшу сослали, милиция охраняла, чтоб никто не ходил к нему.

Отца Амфилохия (Иосиф тогда был) тоже сослали, побрили его налысо, постригли ему бороду роскошную. Его никто не может узнать. "Боже мой, Иосиф, это ты? Костоправ знаменитый. На кого ж ты похож?" Вот так издевались в те времена. И опять там все жили верой: Матерь Божия не отдаст до конца на поругание, спасет лавру, лавра будет служить. И эта вера победила.
[Вот примеры, как вера побеждает. И вы всегда этой верой святой живите, и будете любого врага побеждать]».

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Григорий Г. »» | 18.09.2018 05:24
  
2
[Отрывок из книги «О чем душа скорбит. Схиархимандрит Зосима.» (стр. 123-124)]
Как-то, уже перед самым своим уходом в раскол, митрополит Филарет (Денисенко) проводил собрание священников в Донецкой епархии. Требовал он от них одного: «Отцы, нам нужна автокефалия. Подписывайтесь все!» Никто не смел сначала перечить ему на этом собрании. Кто-то пошел подписывать, кто-то боялся, кто-то колебался. Но вот, встает во весь рост архимандрит Савватий (схиархимандрит Зосима) и спрашивает Филарета прямо в лоб:
- «Владыка, а Вы народ спросили? Народу нужна эта автокефалия?»
- «Народ — це быдло», — последовал ответ Филарета.
- «Раз наш народ-кормилец для Вас это быдло, то Вы для меня — не архиерей», — ответил отец Савватий и покинул собрание.
У многих священников тогда открылись глаза на истинные цели, которые преследует Филарет, агитируя за автокефалию.
Это не интересы Церкви, не интересы народа Божия, а власть и деньги.
После того как Филарет их всех собирал, батюшка приехал очень расстроенный, ходил все время и говорил:
- «Какая сила в нем, мощь в нем странная! Такая, что люди совсем не могут ему (Филарету) противиться?! Какое-то воздействие! — Все благочинные подписали».
На следующий день все священники начали приезжать, спрашивать батюшку: - «Что делать? Мы не могли ничего сделать!»
И батюшка каждому сказал, что и куда писать, что делать.
Борясь против автокефалии, много раз ездил батюшка в Москву, возглавляя группы мирян и священников. Встречаясь с патриархом, разными архиереями, батюшка говорил им правду о церковной жизни на Украине, о чаяниях церковного народа и об истинных целях деятельности митрополита Филарета (Денисенко). Встречался он там и с будущим митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом). Не прошла тогда автокефалия на Соборе, Филарету было высказано недоверие и его попросили уйти на покой. Уже после Собора в Москве, вернувшись в Киев, Филарет попрал свои клятвы на Евангелии и крестное целование и положил начало открытому расколу.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU