26 мая. Мученицы Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Праведной Гликерии девы, Новгородской.

13 мая по старому стилю / 26 мая по новому стилю
воскресенье
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Глас 4.
Поста нет.

Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского, чудотворца (1688). Мч. Александра Римского (284–305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).
Сщмчч. Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, прмч. Макария Телегина и мч. Сергия Тихомирова (1922); мчч. Черкасских (XX).

Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач.,XX, 1–10. Лит. – Деян., 28 зач.,XI, 19–26, 29–30. Ин., 12 зач.,IV, 5–42.

Служба воскресная, Преполовения и самаряныни совершается по Триоди.

Тропарь воскресный 4-го гласа
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о самаряныне, глас 8:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, яко присносла́вная.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.11:19–26, 29–30; Ин.4:5–42)
Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).

И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова – восстановление падшего.

Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Святая Гликерия Гераклейская
Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138–161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима, впоследствии он переселился во Фракийский голод Троянополь. Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу. Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг. Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился Ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом. Когда видение исчезло, то по приказу Савина, едва обретшего дар речи, святую вновь отвели в темницу, дверь которой крепко заперли и запечатали личным перстнем правителя, чтобы никто не смог к ней проникнуть. Во все время заключения Ангелы Божии приносили святой Гликерии пищу и питие. Спустя много дней Савин пришел в темницу и сам снял печать. Войдя к святой, он был поражен, увидев ее живой и здоровой. Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. Из этого города вышли ей навстречу ираклийские христиане с епископом Дометием во главе, который перед всеми произнес молитву Господу об укреплении святой в мученическом подвиге. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь в ней сразу погас. Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу. Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась и в полночь в темницу явился Ангел и исцелил ее раны. Темничный страж Лаодикий, пришедший утром за святой, сначала ее не узнал, думая, что мученица скрылась и хотел себя убить, боясь наказания, но святая Гликерия остановила его. Пораженный чудом, Лаодикий уверовал в Истинного Бога и просил молитв святой, чтобы и ему пострадать и умереть за Христа вместе с нею. «Следуй за Христом и ты спасешься», – ответила ему славная мученица. Лаодикий возложил на себя узы, которыми была связана святая, и на суде объявил правителю и всем присутствовавшим о чудесном исцелении святой Гликерии Ангелом и исповедал себя христианином. Новый избранник Божий был немедленно усечен мечом. Христиане, тайно взяв его останки, с честью предали их погребению, а святая Гликерия была отдана на растерзание зверям. С великой радостью вышла она на казнь, но выпущенная на святую львица смиренно подползла к ней и, ласкаясь, лизала ей ноги. Наконец, святая с молитвой обратилась к Господу, прося, чтобы Он взял ее к Себе. В ответ она услышала Голос с Неба, призывавший ее к Небесному блаженству. В это время на святую была выпущена другая львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию. Она пострадала за Христа около 177 года. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.

Святая праведная Гликерия, дева Новгородская
Святая праведная Гликерия, дева Новгородская, дочь Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась святая около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству II Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором священнослужителей предал их торжественному погребению в этом храме. Во время погребения от мощей святой совершались исцеления. Память праведной девы Гликерии совершается 13 мая.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 г. в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614–1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка. В 1625 г. инок Ма­ка­рий с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та пе­ре­хо­дит в Ку­пя­тич­ский Пин­ский мо­на­стырь. В 1630 г. свя­той был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1632 г. – в сан иеро­мо­на­ха. В 1637 г. на­сто­я­тель Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле, ко­то­рый за­ме­тил в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей и в 1638 г. на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть). С 1642 г. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, в 1656–1659 гг. воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь, а с 1660 г. ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Успен­ско­го Овруч­ско­го мо­на­сты­ря.

Бо­лее де­ся­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че. Толь­ко в 1671 г., по­сле опу­сто­ше­ния Овру­ча та­та­ра­ми, ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Но за­щит­ни­ки пра­во­сла­вия нуж­ны бы­ли не толь­ко в Ки­е­ве, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря, где он сно­ва был впе­ре­ди нести­ха­ю­щей бит­вы за пра­во­сла­вие.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий му­че­ни­че­ски от ту­рок, 4 сен­тяб­ря 1678 г. на­пав­ших на мо­на­стырь. Св. Ма­ка­рий встре­тил вра­гов с кре­стом в ру­ках на па­пер­ти хра­ма. Тур­ки по­ве­си­ли на­сто­я­те­ля за ру­ки и за но­ги меж­ду двух стол­бов. Через два дня пре­по­доб­но­му­че­ни­ку от­ру­би­ли го­ло­ву († 7 сен­тяб­ря 1678 г.). Сви­де­те­ли му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия внес­ли его те­ло в мо­на­стыр­ский храм, в ко­то­ром для без­опас­но­сти за­тво­ри­лись. Но вер­нув­ши­е­ся тур­ки об­ло­жи­ли цер­ковь дро­ва­ми и со­жгли всех скрыв­ших­ся в хра­ме. Ко­гда остав­ши­е­ся в жи­вых го­ро­жане Ка­не­ва ста­ли раз­би­рать те­ла по­гиб­ших, то толь­ко од­но те­ло бы­ло най­де­но в це­ло­сти и бы­ло как бы жи­вое – это те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, оде­тое во вла­ся­ни­цу, с кре­стом на гру­ди и с дру­гим кре­стом в ру­ке. Свя­тое те­ло бы­ло по­гре­бе­но в том же хра­ме под жерт­вен­ни­ком 8 сен­тяб­ря 1678 го­да.

Святой мученик Александр Римский
Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римский император Максимиан Геркул (284–305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин – христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: «Велик Бог христианский!». Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: «Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг». В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселился в Небесные обители.

Павсикакий Синадский
Святой Павсикакий, епископ Синадский, жил в конце VI века в Сирийском городе Апамее. С детства наставленный в христианской вере благочестивыми родителями, он с юных лет стал вести аскетическую жизнь, подвизаясь в молитвах, бдениях и суровом посте. Ему был дан Господом дар врачевания болезней душевных и телесных. Константинопольский Патриарх Кириак (592–606) рукоположил святого Павсикакия во епископа Синадского. Святитель Павсикакий прославился ревностными заботами о том, чтобы среди его паствы не было ни еретиков, ни развращенных людей. Он неустанно поучал своих пасомых добродетельной жизни, слово его было сильно и действенно. Находясь в Константинополе по делам Церкви, он исцелил болевшего императора Маврикия, а на обратном пути испросил у Господа воду для утоления жажды своих спутников: после молитвы святого из земли истек источник чистой воды. Святитель Павсикакий мирно скончался в 606 году.

Святой исповедник Георгий Константинопольский
Святой исповедник Георгий пострадал за почитание святых икон в Константинополе в первой половине IХ века. Император Феофил принуждал святого Георгия отречься от поклонения святым иконам, но мужественный исповедник отказался исполнить повеление, объявив нечестивому императору, что, поклоняясь святым иконам, мы поклоняемся их Вечному Первообразу. За ослушание император приказал отнять и разграбить имущество святого Георгия, а самого его с веревкой на шее влачить по улицам Константинополя и ввергнуть в темницу. После этого святой Георгий был отправлен в ссылку, с женой Ириной и детьми. Претерпев в ссылке много скорбей, святой исповедник Георгий скончался.

Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский.
Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)Ро­дом гру­зин, про­ис­хо­дил из знат­но­го бо­га­то­го ро­да. В дет­стве он был от­дан за­лож­ни­ком гре­че­ско­му им­пе­ра­то­ру в Кон­стан­ти­но­поль, где с успе­хом окон­чил книж­ное обу­че­ние. За­тем свя­той при­был на Свя­тую Го­ру Афон в Ивер­скую оби­тель, ос­но­ван­ную его от­цом, пре­по­доб­ным Иоан­ном († 988 г.; па­мять 12/25 июля). Здесь пре­по­доб­ный Ев­фи­мий за­ни­мал­ся пе­ре­во­дом Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слу­жеб­ных книг с гре­че­ско­го на гру­зин­ский язык, а по­сле смер­ти от­ца при­нял на­сто­я­тель­ство, две­на­дцать лет управ­ляя бра­ти­ей. Про­слав­лен­ный сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью и по­дви­га­ми, по прось­бе бра­тии Лав­ры св. Афа­на­сия пре­по­доб­ный Ев­фи­мий стал в ней на­сто­я­те­лем и мно­го по­тру­дил­ся над устрой­ством Афон­ских оби­те­лей. Под ко­нец сво­ей жиз­ни, от­ка­зав­шись ра­ди пе­ре­во­да свя­щен­ных книг от на­сто­я­тель­ства, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий все-та­ки про­дол­жал нести над­зор и по­пе­че­ние за Ивер­ской оби­те­лью, а так­же и за Лаврой свя­то­го Афа­на­сия. В 1028 г., на 65 го­ду жиз­ни, он, бу­дучи по де­лам мо­на­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле, пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­жии. По смер­ти Гос­подь про­сла­вил его чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Священномученики Василий (Соколов), Александр (Заозерский) и Христофор (Надеждин) пресвитеры, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий (Тихомиров) (1922 г.).
Протоиерей Христофор Надеждин, настоятель церкви Иоанна Воина (что на Якиманке), родился 21 февраля 1869 года в семье священника Рязанской губернии Зарайскаго уезда Нижне-белоомутского села.

Окончил Зарайское Духовное училище, Рязанскую Духовную Семинарию, а в 1897 году — Московскую Духовную Академию. Служил он в Москве с 1901 года. В 20-х числах марта 1922 года батюшка был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». Он не признал себя виновным и отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

Протоиерей Александр Заозерский, настоятель храма святой Параскевы-Пятницы в Охотном ряду, родился 20 июля 1879 года в Москве в семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию в 1899 году и Московскую Духовную Академию в 1903 году.

8 апреля 1922 года отец Александр был арестован по тому же делу «об изъятии церковных ценностей». На допросе батюшка виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во В.Ц.И.К., подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде он держался мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Батюшка был признан идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда его вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

Священник Василий Александрович Соколов, родился в 1868 году в селе Старая слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию, окончив её в 1910 году. С 26.12.1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. В апреле 1922 года он был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

Иеромонах Макарий (в миру Телегин Макарий Николаевич) родился в семье крестьян Самарской губернии Бузулукского уезда села Перемениха. Получил лишь начальное образование. В Москве проживал с 1897 года. До 1914 года служил в Чудовом монастыре в Кремле. С начала 1-й Мировой войны состоял военным священником при госпитале на австрийском фронте, затем при штабе 1-й Донской Казачьей бригады; с 1917 года он — клирик Крестовской церкви Патриаршего подворья в Москве на Самотёке. В марте 1922 года отец Макарий был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, назвав её членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является «по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

Сергей Федорович Тихомиров, родился в 1866 (1867?) году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. Как самостоятельный владелец мясной лавки на Арбате, Сергей Фёдорович числился с 1895 года. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Его лавка находилась напротив храма и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался.

26 апреля в здании Политехнического музея над 50-ю арестованными открылся публичный процесс, который вёл Председатель Трибунала Бек, при участии нескольких обвинителей.

8 мая Московский Ревтрибунал, после судебных публичных заседаний с 26 апреля по 8 мая 1922 года и после рассмотрения дел подсудимых, обвинил Заозерского, Надеждина Христофора, Поспелова, Добролюбова, в том, что «состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также с целью воспрепятствовать общим усилиям проведению в жизнь постановлений В.Ц.И.К. и инструкции к нему об изъятии... в течение марта месяца 1922 г. в гор. Москве сознательно и умышленно из корыстных целей:

а) тайно распространяли заведомо ложные (сведения) о деятельности должностных лиц администрации Советской власти... возбуждающие в мещанских слоях населения враждебное к ним отношение;

б) призывали к противодействию изъятию церковных ценностей...;

в) открыто вручили подчиненному духовенству... воззвание, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство и что уличенных в этом ждёт Суд Божий, и, кроме того, напоминающее, что самый голод есть «дело рук Бога»...» (сохранена орфография подлинника).

Священника Христофора Надеждина обвинили ещё в том, что 4 марта... с амвона открыто произнёс проповедь нерелигиозного характера на тему «гибнущая, могущественная когда-то держава Российская», призывал население к оказанию активного сопротивления.

Священника Василия Соколова обвинили в том, что 7 апреля в храме Николы Явленнаго после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди ... «население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица Земли совершивших изъятие церковных ценностей», «в данном случае Рабоче-крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: «...Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имет и разбиет младенцы твоя о камень»».

Тихомирова, Телегина и других обвинили в том, ; что они «приняли участие в публичных скопищах, ...возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие, распространяли заведомо ложные сведения, что изъятие производится в интересах коммунистов и еврейского населения, ...что для них законы не писаны и т. п.», причём подчёркивалось, что Телегин, Брусилова, Черненко (всего перечислено 19 человек) «открыто оказали противодействие изъятию церковных ценностей, выразившееся в избиении красноармейцев».

Московский Трибунал приговорил 11 человек к расстрелу. 18 мая на заседании Политбюро 6 человек исключили из списка приговорённых к расстрелу. Пятеро приняли мученическую кончину от рук богоборческой коммунистической власти: протоиерей Христофор Надеждин, протоиерей Александр Заозерский, протоиерей Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров.

Расстреляны они были в начале июня 1922 года в роковом «корабле» Чрезвычайки. Так называлось помещение архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов расстреливали осуждённых. Захоронены новомученики были на Калитниковском кладбище в Москве.

Канонизованы в 1998 году как местночтимые святые Московской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites