Данная статья – опыт изложения Православной Веры, как целостного личного исследова-тельского опыта понимания Бога Пресвятая Троица, природы Мiроздания и Человека, подвига Спасителя и Тайны Христовой Церкви.
Единым генетическим зерном в данном опыте изложения является смысловой образ Пресвятой Троицы: его развертывание образует смысловую модель Творения Мiра и Человека в нем, дает ключ к доступному пониманию подвига Спасителя, – и все это в совокупности и полноте актуализируется Литургической Евхаристией.
Содержание:
От автора.
1. Краткая форма исповедания.
2. Общая вводная.
3. Символьная форма исповедания.
4. Развернутая форма исповедания.
4.1. Дар Бога: личное призвание и ближний.
4.2. К Имени.
4.3. Пресвятая Троица.
4.4. Мiръ.
4.5. Человек.
4.6. Пресвятая Троица совместно с Человеком.
4.7. Христова Церковь.
5. Евхаристическая молитва.
Дополнительная литература.
От автора:
В данной статье мною, как ее автором, предпринята попытка изложить Православную Веру так, как она живет во мне, изложить – вполне полно по смыслу, по-возможности кратко и по существу, на одном основании и в едином ключе. – О Боге, Мiре, Человеке, Бого-Человеке, Церкви.
Самое желанное и ценное в жизни человека – это Лицо-к-лицу (Лик-к-лику) в отношениях с Богом и лицо-к-лицу (лик-к-лику) в отношениях с ближним (искренним) своим, сопутствуемые творческим преобразованием внутреннего и окружающего Мiра, соответствующим этим отноше-ниям. Эти отношения – чистый Дар Бога, принимаемый человеком даже каким-то малым и не-осознанным, но глубоким желанием – жаждой, малюсенькой внутренней подвижкой. Растить это зерно долго и, так может сложиться, предельно трудно, – но опыт лик-ующей радости такого Дара, как неугасимый маяк, способен преодолеть все препятствия…
Само исповедание Веры представлено в трех взаимно дополняющих формах: Краткой (на 4 предложения), Символьной (на 2 страницы) и Развернутой (на 7 страниц). Конечно, описать "бес-конечность" нельзя, даже если написать все подробно и вполне последовательно, но указать на ее суть можно и нужно…
В конце статьи представлен мой опыт Евхаристической молитвы: может быть Владыка всех и вся выйдет навстречу: или меня поправит от возможной утвердившейся ложной мысли с ее плодами и исцелит, преобразив, или приоткроет "врата вечные" (Пс. 23), чуточку изменив свойства Мiроздания, чтобы жаждущие слышали Слово Бога, а услышав, достойно сохраняли приумноженным. Ибо без Него все тщетно и непосильно, невозможно.
"Го́споди, устнѣ́ мо¬и́ от¬ве́рзеши, и уста́ моя́ воз¬вѣстя́тъ хвалу́ твою́", Пс. 50:17.
Господи! уста наши отверзи, и речь наша возвестит хвалу Тебе и Хвалу Твою.
1. Краткая форма исповедания.
Иисус Христос желанием желает, чтобы каждый, пребывая через Его Имя в Нем, соучастно ведал и причастно видел Его Творящего. Шел и поступал, через свой личный Дар Бога, так же: делом возвещал и совершал Его Хвалу и Его Благодарение.
Чтобы каждый через своего ближнего, посланного ему Богом, образовывал живой образ Его подобия.
Чтобы каждый, через свой личный Дар Бога, давал подлинные имена познаваемого им Мiра и от всего сердца приносил их как благодарение Богу.
2. Общая вводная.
Нынешнее повсеместное восприятие и понимание Литургический Евхаристии священниками и лаиками (мiрянами) имеет значительный ущерб. Этому весьма способствует еще и то, что от непосредственного соборного молитвенного восприятия и делания скрыта значительная часть Евхаристии: это, так называемые, – "тайные молитвы" священника. А будучи скрытой, эта молит-венная, богатейшая по смыслам, часть – в восприятии и понимании всех участников Службы – умалилась, даже если они и знают ее произношение.
И в целом, Литургическая Евхаристия в глазах и ушах, в сердцах и умах верующих, как минимум, минимизировалась до дальше нельзя. Но если б не действующий в ней Господь, то она тут же бы превратилась, в лучшем случае, в сущий "огрызок" Обедни Господней – в "огрызок", принимаемый за полноценную пищу. Однако, Господь не может дать человеку больше, чем тот может и хочет вместить. И, как следствие такой строгой диеты, верующие человеки обессилили, ум их практически повсеместно потерял способность трезво рассуждать в полноте, а моментами – и помрачился, человеки – оголодали…
Этот ущерб восприятия и понимания появился весьма и весьма давно, отчасти, по естественным причинам (становления сложного "механизма", каким является и Литургическая Евхаристия), но и не без попущения, как бы не без умысла со стороны Бога.
Взыскание (по причине оголодания) полноты "неведомых тайн" как бы заново, но уже в текущем срезе человеческой истории, обернулось открытием неожиданного: теперь Народ Бога может вместить большее, чем было открыто и усвоено ранее. Поэтому Владыка всех и приоткрыл "врата вечные".
Тайна Пресвятой Троицы открылась новым оттенком взаимно обусловленных отношений Пресвятых Лиц. А это приоткрыло тайну Человека и животворения Пресвятой Троицы. И тайну священнодействия Бого-Человека и Церкви. Что раскрыло и утвердило исповедание Веры – ее содержательную цельность.
Вера же вновь и вновь живится молитвенным делом и делами веры.
....
4.1. Дар Бога: личное призвание и ближний.
У каждого человека – свой личный дар от Бога: личное призвание. Через это призвание Иисус Христос призывает нас, пребывая в Нем, следовать за Ним и приносить плод – наш дар Богу.
Для каждого человека это призвание есть его личная жажда, которую от призван утолять своей жизнью, а утоляя непременно приступать к Престолу благодати, чтобы получать милость и обретать благодать для благовременной помощи (см. Евр. 4:16) на своем пути.
На своем жизненном пути мы призваны стремиться жить так, чтобы через нас Светом Свыше образовывалось Имя Отца, чтобы Царство Его единородного Сына Святым Духом прибывало во всем Творении.
Мы призваны любить Господа, Бога своего, Господа единственного и единого – всем сердцем, всей душой, всем разумением и силой, всей крепостью устремляться к Нему. Во всех своих жизненных обстоятельствах всеми фибрами духа своего жаждать Его голоса. Всем разумом стре-миться узнать Его и понять, кто Он и какой Он.
Мы призваны любить ближнего своего, которого Господь посылает нам. Заботиться о нем, желать ему добра так, как и самому себе, видеть в нем свое отражение. Искренне, как к самому себе, находить удовольствие и удовлетворение в пребывании с ним.
Любить Бога так, чтобы через нашу жизнь, через наши дела насущной пищей – хлебом нашим светилось Его Имя.
Любить ближнего своего так, чтобы он становился нашим искренним внутренним и неотъ-емлемым моментом, чтобы и в ближнем нашем сеялось такое же семя любви. Любить так, чтобы через эту любовь познавать Бога. Любить так, чтобы и ближнего, и это познание Бога, через ис-полнение Его воли, приносить Ему в качестве дара.
Любить так, чтобы любовь наша была строительством и приближением Царства Небесного. Которое всегда – на "расстоянии вытянутой руки". Которое есть образ подобия внутри-Троичных отношений. Которое есть Господь Иисус Христос действующий – являющий Святым Духом Отца.
Любить так, чтобы через нашу любовь Бог, пребывая посреди нас, в благоприятное для нас время исцелял нас – дарил нам нашу целостность.
4.2. К Имени.
За именем всегда стоит тот, чье это имя. В подлинном, истинном имени содержится самый существенный момент именуемого: такое имя есть подлинный бытийный смысл именуемого. Однако именуемый всегда больше своего имени: и это – хорошо.
Имя 'Отец и Сын и Святой Дух' – совершенно особое, абсолютно уникальное собственное Имя. Его смысловая оболочка, выраженная обыкновенными, но, все же, особо примечательными словами, призвана быть носителем опыта бытийной Встречи самой сердцевины человека и его Ис-точника. Опытом обретения живого чистого предельного смысла жизни человека – опытом его жительствующей жизни: 'лицо-к-Лицу'. – Опытом всецелого бытийного пребывания в Имени 'Иисус Христос', в котором 'Сын Святым Духом являет Отца'.* Опытом, наделяющим живой полнотой 'хорошо-благо-счастье' все суетные подробности жизни человека, преобразующим его жизнь стратегическим смыслом, присутствующим, однако, и в каждые здесь-и-теперь. Опытом соучастного созерцания своего Источника через устремленность к Нему – как неподвижное пребывание в Нем.
Именно и только через Иисуса Христа раскрывается тайна Пресвятой Троицы – нашего Господа и Бога.
(* В таком опыте Имя 'Иисус Христос' (вне зависимости от языка, на котором оно произносится) есть живой – местоприсутственный символ (в том числе и – молитвенный) – живое место непосредственного бытийного сопряже-ния Имени и Того, Кто за этим Именем. В таком случае это Имя есть опыт встречи с живым Иисусом, в Котором Свя-тым Духом пребывает Отец. Имя 'Отец и Сын и Святой Дух' – так же местоприсутственное символьное Имя, в котором подлинно Именуется Безымянный.
Если же в Имени нет Именуемого, то имя – просто слово, в котором нет Жизни: оно – просто форма, с жизнью самой формы. Но будет совершенно то же, если в Имени нет и того, кто непосредственно соучаствует, как активный "наблюдатель", присутствию Именуемого в Имени.)