Почаевские восхождения

Исаия (Коровай
Почаевские восхождения[/B]
ГЛУБОКО ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК
Есть особые избранники Божии, которым выпадает высокая участь – стать живыми светильниками, озаряющими людям путь к Небу и укрепляющими их в скорбях. Когда светильники угасают, в мире становится темнее…

6 марта 2011 года, в Прощеное воскресение, на 85-м году жизни в селе Носовка Черниговской области, окруженный многочисленными чадами, отошел ко Господу схиархимандрит Исаия (в миру – Иаков Маркович Каравай). Многотрудный земной путь старца завершился там, где он родился и вырос, где был дом его родителей, честные гроба дедов-прадедов. Среди них на Федченкивском кладбище он и был погребен.

Отпевание состоялось 8 марта в Свято-Троицком храме, где отец Исаия служил последние годы. Несмотря на то, что был второй день Великого поста и во всех храмах проходили богослужения, проводить старца в последний путь приехали не только миряне, но и духовенство.

Скорбная процессия, возглавляемая священнослужителями, более трех километров несших гроб с телом батюшки, направилась из храма на кладбище. Последний путь старца устилали цветами. Люди не сдерживали рыданий...

Кем же был отец Исаия? В чем состояло его служение?

Родился и вырос батюшка в старинном селе Носовка, названном в честь графа Носова, жившего здесь в XVII веке. Отец – Марк Игнатьевич (+1979), в монашестве Михаил; мать – Мария Федоровна (+1975), в монашестве – Рафаила; старший брат, Иоанн, погиб на войне; младший, Григорий, принял монашество с именем Гавриил; сестра Галина умерла в голодные 30-е годы, не достигнув 7-летнего возраста; другая, Екатерина, в монашестве Евгения, почила в 1979 году. Всех сродников, желавших принять монашество, схиархимандрит Исаия постригал сам.

Жизнь Иакова складывалась промыслительным образом. Он сподобился общения с преподобным Лаврентием Черниговским и без колебаний определил свой путь. Первым духовником молодого подвижника стал игумен Гервасий, обучивший его Иисусовой молитве.

В 1943 году Иакова призвали в армию, где он служил связистом, имел звание сержанта, а в конце Великой Отечественной войны воевал на Японском фронте.

Демобилизовавшись в 1948 году, работал в колхозе и первую зарплату полностью отдал в женский монастырь. В возрасте 22 лет приехал в Киев поступать в институт связи, но передумал и поступил впоследствии в семинарию.

Духовным чадам старец рассказывал, что в Киево-Печерской лавре сподобился общения со схиигуменом Кукшей (Величко, +1964), канонизированным в 1994 году.

В семинарии, где он обучался с 1952 по 1956 годы, в числе преподавателей были видные богословы: сын священномученика Михаила Едлинского отец Георгий, известный богослов Гермоген (Шиманский) и другие. По окончании семинарии Иаков остался в Лавре, где при наместнике епископе Несторе (Сакун) подвизались архимандрит Прохор (Дубровский, +1977), схимонах Дамиан (+1953), а также будущие подвижники Адам Куява (архимандрит Авраамий), монах Ахила (Орлов) – впоследствии схиархимандрит Феодосий, монах Руф (Резвых), иеромонах Мардарий. Ему благословили послушание экскурсовода и пение на клиросе. Но враг рода человеческого воздвиг брань, и за бескомпромиссность суждений высокопоставленные чиновники потребовали от владыки изгнания «виновника».

28/10 апреля, в день памяти преподобномученика Евстратия, владыка, объяснив, что против власти бессилен, по-отечески утешил Иакова и благословил ехать в Глинскую пустынь, где его принял епископ Евстратий (Подольский). В Глинской пустыни батюшка познакомился с известными, ныне прославленными старцами Серафимом (Амелин, +1958), Андроником (Лукаш, +1974), Серафимом (Романцов, +1976). 3 сентября 1959 года тридцатитрехлетний монах Исаия был рукоположен в иеродиакона. К присяге его приводил иеросхимонах Серафим. Также сохранилось свидетельство о рукоположении его в сан иеромонаха, совершенном 9 марта (24 февраля) 1967 года в Успенском кафедральном соборе Ташкента архиепископом Гавриилом (Огородников).

В 1961 году, после закрытия обители, вместе с другими насельниками он отправился на Кавказ, где подвизался не менее десяти лет. В горах отец Исаия жил в труднодоступном месте за Амткельским озером в крохотной келии в дупле дерева. Здесь он совершенствовал обретенный от духовника, преподобного Андроника, опыт борьбы с помыслами и непрестанной молитвы. Когда преподобный 21 марта 1974 года отошел ко Господу, отец Исаия, будучи его келейником, лично приуготовил его тело к погребению и отпел.

Характер отца Исаии отчасти обрисован в книге монаха Меркурия «В горах Кавказа», где в одной из глав повествуется о брате-пчеловоде, который ради подаренной колоды пчел прошел с драгоценным ульем через горы, преодолевая зной и усталость. Сам монах Меркурий, претерпев с Божией помощью ужас лагерей, стяжал дар непрерывной внутренней молитвы, достигнув в умном делании совершенства. Даже сердце подвижника как бы билось в такт Иисусовой молитве: «Го-осподи, Иисусе Христе, Сы-не Божий, по-ми-луй мя гре-ешнаго!» Отец Исаия, научая умному деланию своих чад, запрещал скороговоркой произносить имя Господа (только Иисусе).

После кончины духовника отец Исаия покинул горы, став насельником Почаевской лавры, где исполнял послушание исповедника, помогая отцам Ахиле (Орлов) и Адриану (Лапин). Братия духовно расположились к подвижнику, учившему не только словом, но и примером собственного благочестия. Когда отец Исаия ввел в Лавре «пятисотницу», его окружили стремящиеся к монашескому деланию иноки, среди которых были будущие архимандриты, наместники обителей, кавказские отшельники. Вместе с игуменом Амвросием (Юрасов) и архимандритом Антонием он запомнился яркими проповедями: слушая их, люди плакали. Батюшка обладал феноменальной памятью, наизусть цитируя места из Писания и святоотеческих трудов. Однако власти не разрешали его прописывать, а молитвенное делание, принесенное им в обитель, смущало некоторых иноков, что порождало клевету.

Отец Исаия переносил наветы благодушно, прощая преследователей и молясь за них. Однако в конце 70-х годов «неудобный» монах все-таки вынужден был уйти из обители. Вечером за ним приехала машина, которая отвезла его в Покровский монастырь г. Киева, где на некоторое время его приютила игумения Маргарита (Зюкина), уроженка Курской области, с детства ходившая с сестрой и матерью на богомолье в Глинскую пустынь.

Будучи чадом преподобного Серафима (Романцов), она приняла у себя отца Исаию и защитила от гонителей. Один из пострижеников батюшки вспоминает: «Возле Покровского монастыря его хотела забрать милиция. Уже подъехал «воронок», и старца хотели затащить в машину, но его в прямом смысле слова физически отстояла родная сестра игумении Маргариты схимонахиня Евпраксия». В скитаниях подвижника был Промысл Божий: полем его деятельности стало практически все пространство бывшего СССР.

Накануне 1000-летия Крещения Руси отец Исаия ездил в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Кириллу (Павлов) за благословением, после чего возвратился в Киев, где к 1988 году открылась Киево-Печерская лавра. Вернувшись в родную обитель, что было непросто, поскольку митрополит Филарет (Денисенко) противился возвращению в Лавру прежней братии, отец Исаия, по свидетельству протоиерея Михаила Макеева, участвовал в первой Литургии на Дальних пещерах.

Жил старец в 50-м корпусе на 2-м этаже. Выполнял послушание рухлядника (заведующий вещами на складе) и певчего, исповедовал паломников и прихожан. Часто проводил вычитки, но, в отличие от игумена Пафнутия (в схиме Феофил (Россоха), +1996), делал это индивидуально, считая, что групповые вычитки только дразнят бесов. В постсоветское время, когда в молитву священномученика Киприана были внесены изменения, он не благословлял ее читать.

28 октября 1988 года наместником Лавры архимандритом Ионафаном (Елецких; ныне архиепископ Тульчинский и Брацлавский) в обители был совершен первый монашеский постриг: иерей Иоанн Новицкий был наречен в честь преподобного Антония Печерского, а будущий наместник Свято-Введенского монастыря Олег Давыдов – в честь преподобного Дамиана-целебника. Духовным восприемником новопостриженных монахов стал игумен Исаия.

По воспоминаниям тогда еще молодого иеромонаха (ныне архимандрита) Никона (Русин) отец Исаия обучал молодых монахов Иисусовой молитве, исповедовал их помыслы. Книги об умном делании приобрести было сложно, поэтому живой пример и практический опыт старца невозможно переоценить. Архимандрит Никон сожалеет о скоротечности времени, не давшего перенять драгоценный опыт в полном объеме.

Враг рода человеческого мстил подвижнику, воздвигая на него жесточайшую брань. Наместник был благосклонен к нему, но спустя некоторое время тогдашнему Предстоятелю УПЦ донесли слова отца Исаии о филаретовской «сестре» Евгении Родионовой, прозванной «владычицей всея Руси»: «Если бы кто-нибудь сумел убрать ее из Церкви, то сразу же обеспечил себе Царство Небесное». И вновь отец Исаия в который раз лишился крова. Собрал нехитрые пожитки, поблагодарил Господа словами «Слава Богу за все» – и уехал в Курск по приглашению архиепископа (в будущем схимитрополита) Ювеналия (Тарасов) для восстановления Курской Коренной пустыни, 7 августа 1989 года переданной епархиальному управлению.

Согласно Определению Священного Синода от 28 декабря 1989 года, игумен Исаия (Каравай) был утвержден первым наместником Коренной Богородице-Рождественской мужской пустыни с возведением в сан архимандрита. Огромные проблемы встретили отца наместника в обители, на территории которой проживали миряне, не желавшие освобождать монашеские корпуса. Они ополчились на него, пытаясь устранить физически: избивали, пытались отравить. Старец, чувствуя в пище привкус яда, уединялся в келье, становился на молитву и пил сыворотку.

Как и ранее, о. Исаия обучал братию непрестанной молитве, проводил вычитки, с трудом совмещая это делание с бытовыми, сельскохозяйственными трудами. Некоторые монахи, не понимающие высоты его подвига, ополчились на него, поэтому архимандрит Исаия вынужден был покинуть обитель, перейдя к епископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну (Попов). По благословению архиерея, он взял на себя нелегкое бремя организации дома престарелых. Часть братии Коренной пустыни, наместником которой в 1994 году стал игумен Григорий (Кренцив), ушла вслед за старцем, и он коленопреклонно умолял их вернуться в обитель.

Молитвенный труд подвижника продолжался в небольших скитах Белгородской и Воронежской областей. Сочувствуя многим возрождающимся обителям, батюшка помогал им материально. Исходив много дорог, став как «сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4:13) и взойдя на высшую ступень смирения, он с радостью переносил преследовавшую его клевету.

В средине 90-х годов о. Исаия вновь вернулся в Киев и жил в 9-м корпусе Покровского монастыря, обретя духовного друга и единомышленника – протоиерея Михаила Бойко. В его скромной келье бывали не только паломники и богомольцы, но и политики, депутаты; приходили архиепископ Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и находившийся на покое архиепископ Алипий (ранее – Горловский и Святогорский). В келии, куда люди приходили с 5 утра, были лишь жесткий стул, кровать и небольшой шкафчик. Чада, готовившие батюшке постель для отдыха, утром часто видели ее нетронутой.

По их воспоминаниям, при произнесении имени отца Исаии на ум всегда приходила Иисусова молитва. Встречи со старцем, проникновенные беседы с ним стали чрезвычайно важными событиями в их жизни. Доверие к духовнику было безграничным. «Батюшка мог перекрестить болячку, помолиться – и она проходила», – утверждали многие. По их мнению, о. Исаия был прозорливым, и утаить от него какой-либо грех было невозможно. «Не один десяток раз на себе испытывал: если подходишь под благословение с нехорошими чувствами, думая о своем, батюшка похлопает ручкой, улыбнется, но не благословит. А если подходишь, и в душе радостно, сердце рвется из груди в предвкушении общения, он обнимет и поцелует как родного сына».

Сподобившись побывать на Святой Земле и на Афоне, старец принял благословение нести непрерывную молитву Иисусову. После этого он больше никуда не стремился, считая, что Божий человек везде может напитаться Духом Святым и что частая смена впечатлений расстраивает его внутренний мир, рассредоточивает стремление к спасению.

До конца дней основным деланием старца было создание небольших скитов-пустынек и обучение насельников Иисусовой молитве. Непрестанная молитва была их основным занятием. Когда у старца спрашивали, почему он больше помогает женским обителям, отец Исаия отвечал: «Женщины – немощной сосуд. Кто же им поможет?»

Долгие годы советская власть преследовала отца Исаию, но Господь хранил исповедника. Несмотря на покушения на жизнь старца, постоянную травлю, он ни разу не был арестован и благополучно продолжал избранный путь. «Никого не осуждать, все терпеть, молиться непрестанно, бороться с помыслами, не грешить, за все Бога благодарить», – таковы были заветы батюшки. Он встречал скорби с улыбкой, без споров и оправданий складывал руки на груди, кланялся и отходил. По духу Христову поступал: приезжал лишь туда, где его принимали. На склоне лет, вернувшись в родную Носовку, продолжил служение в Свято-Троицком храме. Круг замкнулся.

За короткое время после преставления старца трудно до конца осмыслить величие его духовного наследия. Не осталось рукописных трудов, но он запечатлел в памяти духовных чад, как в живых книгах, наставления Святых Отцов. Скиты и пустыньки, находящиеся на едином духовном пространстве, как неугасимые лампады, горящие тихим нетварным светом, являются воплощением его молитвенных и созидательных трудов. Скорбь его духовных чад светла, ибо они знают, что вся полнота Церкви возносит молитвы о упокоении старца, а он у престола Господня продолжает молиться за весь мир. Оставшись до конца верным исповеданию Истины, жизнью и смертью воплощая слова Евангелия: «Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5:16).

Татьяна ЛАЗАРЕНКО В Сети наткнулся на фото. Смотрел, смотрел, и что то, какая то, мысленная воля памяти меня остановила - сильное, волевое, почти суровое лицо схимника. Мужественные черты воина, совсем, как то, в моем представлении, не вяжущиеся с угасанием, бесстрастием, умиранием Великой Схимы. Ба!!! Узнал! Да, это же игумен Исаия (он почил схиархимандритом, но я его так буду в своем писании именовать, как я его знал и называл - игуменом) и воспоминания пошли, потекли, полились…
***
Еще послушник Сергий Фрич, мне позвонил и говорил, что собирает материалы о сем достопамятном подвижнике. Вот, мои воспоминания, может и придутся ему к делу.
***
Ивана Бунина однажды спросили: о, каком человеке следует вспомнить и написать: И он, подумав, глубоко прочувствовано сказал: «Всякий человек, когда либо живший на земле, мучившийся, радующийся и проходивший тяжелую чреду сумрачных будней, уже достоин того, что бы о нем вспомнили и написали!»

Итак, - игумен Исаия (Коровай). Такая прекрасная свадебная фамилия и такой глубокой подвижнической жизни монах! О нем следует вспомнить и написать, так как это был действительно истинный монах, беглец от мирских почестей, важностей, пышностей, глупых надутостей, борьбы авторитетов, чинов и богатств… И память вырисовывает живой образ прошлого…

Почаевский опыт молитвы

Отец Исаия мало жил в Почаевской лавре. Он приезжал, жил какое то время, и уезжал. Но, сила его притягательного духовного магнетизма, если можно так вообще сказать, была такова, что каждый его приезд был событием в монастыре, особенно в среде нас, послушников – жаждущих подвигов и молитвы.
И вот, в мои дни послушания в Почаевской лавре, я, там в Почаеве не сколько помогал, сколько мешал!, я припоминаю несколько его приездов.
Послушник Игорь Житомирский мне однажды сообщил новость. В Лавру приехал игумен Исаия, подвизавшийся на Кавказе, самый сильный старец последнего времени, учащий умному деланию «Иисусовой молитве». Старец России, Грузии, Белоруссии и уж тем более Украины. В общем, старец всей Православной Руси и даже Грузии. Он остановился у своего духовного чада, помощника эконома, иеромонаха Николая(сегодня живет и подвизается в горах Кавказа).
Это событие тогда вызвало в среде, нас, послушников необычайный живой интерес. Оживление, живую волну стремления к подвигу духовному. Ведь, как мы жили в Лавре? Просто трудились, несли послушания в меру своих сил и никто никому не был нужен. Никто никем не интересовался и не занимался. Вот, было богослужение, было послушание, работы, ну довольно таки приличная, сытная трапезная и все. Но, человек пришедший за духовным, хочет чего то большего, стремится к нему, к этому духовному.
И вот, с уха на ухо было объявлено(мобильных телефонов тогда еще не было) что вечером после правила(это по времени где то после десяти часов) отец Исаия в Успенском соборе будет обучать молитве Иисусовой, приемам умного делания. Мы заинтересованно откликнулись на весть. Итак, начались наши ночные «студии», если можно так выразиться, о молитве «Иисусовой» тянули «Пятисотницу» в Успенском соборе после правила. Как образно выражался отец Исаия, на четках «тянули «Пятисотницу».

А какие были прекрасные молитвенные общения с Исаией!

Вот, незабываемые моменты. Ночная торжественная тишина огромного Успенского собора. Там, впереди на левом клиросе горит свет и дежурный послушник, читает ночную Псалтирь. Тогда в основном пожилые послушники этим делом занимались, сторожили в соборе и читали Псалтирь. А в правом приделе собирались мы, в основном молодые послушники. Кто то один, вполуслуха, вполголоса читает молитву. А мы остальные, все вместе кланяемся. Кажется, на каждую молитву земной поклон, или поясные на на большом узелке четок земной, уже не помню… Кто из нас помнит поправьте меня…
Там, помню, была не только молитва «Иисусова». Но, добавлялись также и Богородице: «Пресвятая Богородице спаси нас!» И также Ангелу Хранителю… Вдохновение, преподнесение духа в нас было необычайное.
Расходились и опять и беседовали. Игумен Исаия идет в тесном кругу послушников, которые, буквально засыпают его вопросами.
Чем интересен был его метод, как для меня сельского хлопца, мало что «тямлящего» в сей сложной практике молитвы. Я мало что понял. Но, огромный положительный момент заключался в том, что его обучения сопровождались наставлениями, краткими примерами из жизни подвижников давних времен, так и нашей недавней советской истории. Он, был в высочайшей степени бесхитростен, доступен, откровенен и открыт. И вместе с тем, в нем чувствовалась, какая то могучая богатырская сила.

Молитва Иисусова, деятельная и умная

Батюшка Исаия практиковал деятельную «Иисусову молитву», помню с поклонами… Также требовал произносить имя Иисусово с особым благоговением, даже с каким то чуть чувственным, я бы сказал, преподнесенным придыханием, даже растяжкой гласных звуков – «Иисуусее!» Высочайшая степень благоговения! Но, тем не менее, это было нам насколько интересно, что собирались после трудового дня, богослужений и положенного лаврского Правила. Подходил, помню, и благочинный архимандрит Алипий(Шинкарук), внимательно слушал и (странно для нас послушников – начальствующий в монастыре вместе с нами поклоняется), сам благочинный сзади тоже поклоны бил.
Человек, учил Исаия, достигший совершенства в молитве Иисусовой, ощущает сладость в сердце. Это состояние предвкушения райского блаженства на земли. Кто достигнет этого совершенства – счастлив и ему уже ничего не страшно. Но, необходимо много потрудиться.
Первые признаки, что человек восходит в степень совершенства, во «Святая Святых» молитвы, появляющееся тепло, даже жар на сердце, потом, минута за минутой, расходящееся в груди, затем постепенно распространяющееся на живот и на все тело. Так, что творящий молитву может стоять на морозе и не чувствовать холода. Он, человек, в Огненном Столпе, покрова Господа Иисуса Христа и его Пречистой Матери. Но, к этим чувственным проявлениям надо относиться осторожно, испытывать их в открытии помыслов старцу. Дабы диавол не совершил подмену. Может и такое быть – вместо совершенной молитвы впасть в состояние прелести. Итак, духовное бодрствование!
Путь к совершенной молитве, не только сладостный, но и скользкий. И здесь имеются свои подводные камни и рифы. О них необходимо опытно знать. Во избежание умопомешательства, Исаия требовал читать молитву вслух. В уме, говорил - нельзя! Нельзя ни в коем случае! Чтение в уме, в себе, может привести к повреждению ума. У нас в лавре, были живые примеры умопомошательства - иеродиакон Киприан и Иов. Иов дочитался, как рассказывали, вернее «дотворился» Иисусовой молитвы до того, что начал выходить утром к воротам обители, или даже за ворота, на восход солнца навстречу Иисусу Христу.
Но, я думаю не молитва этому была виной, а природная склонность человека к этому заболеванию. В миру много людей не молятся, но все равно психически заболевают. Это общий удел, всех нас, детей Адамовых. «Жизнь есть не рай, но изгнание из рая!» Тоже святоотеческое выражение игумена Исаии. Я это от него впервые услышал.
В общем, теперь я уже читаю и понимаю, что ничего нового отец Исаия нам не говорил. Все его дельные наставления – опыт Афонского исихастского монашества, лучших, совершенных и достойнейших его формах, восходящий к святителю Григорию Паламе. Но, заслуга игумена Исаии в том, что он открыл и донес до нас, до наших сердец его нам первым. И за это земно кланяемся мы ему…

Бесы искушают.Ночное происшествие

Вот, в одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же таки большом Успенском соборе. А тогда в 1979 году в Успенском соборе шла реставрация и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а оно в ту ночь погода какая то выдалась ветреная, бурная. Слышно ветер просто таки переходит в шквал. Как вдруг, начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов, как сорвется что то тяжелое грузное, тут же и грохот падающих кирпичей и битого стекла(кто слышал и такое!). Да все это как посыплется с грохотом на пол… мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, всего боящийся отличался особой боязнью. Гипноз страха, обуял меня и стал нагнетаться от секунды в секунду...
Но, тут раздается спокойный, ровный голос Исаии: «Не обращайте внимания. Это бесы искушают и отвлекают вас от молитвы!» Мы будто протрезвели, упокоились и продолжали дальше. Хотя, какой то, животный страх все же присутствовал. Не отступал.
Послушник, читавший псалтирь на левом клиросе, должен был все это, как и мы слышать весь тот шум. Спросили у него, но, странно чудо, он ничего не слышал!
По окончании, расходились. Но, не спешили разойтись. Все были ошарашены случившимся. Думали, думали, слово за слово, в конце концов, хоть и уставшие уже были, но спохватились и полезли на леса проверять. Облазили все закутки ища, то что упало, полезли на леса, светили фонариками искали, Игорь, держась за трос натянутый над самым верхним карнизом(а карниз образует такой себе выступ, так что можно пройти, обошел вокруг по периметру но так ничего подозрительного и не заприметил. но так ничего и не обнаружили. Никаких обвалившихся кирпичей, никакого стекла. То было наверное банальное бесовское наваждение и не более.

Поход к гипнотизеру

Отец Исаия рассказывал, что когда он учился в Киевской Духовной семинарии, еще до ее второго закрытия, то в Киев в те годы приехал с сеансами знаменитый гипнотизер. Может быть самый Вольф Мессинг. В те 50е, он будучи другом Сталина широко гастролировал по Союзу. Но, точно не могу, не берусь утверждать. И вот, - рассказывает далее отец Исаия, - нас семь человек семинаристов, как тоже будущих работников духа решили пойти на сеанс гипноза и посмотреть на его практическое осуществление и применение. Нам, олодым верующим людям это было очень и очень интересно. Мы гипноз отождествляли. Ни мало, ни много, а с игрой духов, с темной бесовской силой. И вот эксперимент гипнотизера и мы решили устроить эксперимент свой. Пошли. Купили билеты, зашли в зал и тихонько сели. Условились, что во время работы гипнотизера будем читать молитву Иисусову:

Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий помилуй мя грешнаго!

Сидим тихо, читаем про себя эту молитву. В начале сеанса страшновато было. Но, мы недоучли одного: гипнотизер этот был сильный, но у него было свое правило: он желал работать только с теми людьми, с той публикой – которая желала с ним сотрудничать, работать. Он в самом начале сеанса опытно ощутил, или учуял, какие то невосприимчивые межпсихологические волны, даже противостоящие общей атмосфере зала. Он вычислил нас, и честно сказал: «Молодые люди сидящие в таком то и таком ряду, я прошу вас покинуть зал. Сдайте билеты, пусть вам возвратят деньги и пожалуйста оставьте зал».
Ну, что делать? Мы встали, сдали билеты, вышли и больше на такие представления и сеансы не ходили. Но, наш опыт, лишний раз уверил нас и наглядно подтвердил силу призывания имени Иисусового. Силу произнесения Божьего имени.
Еще, помню говорил Исаия и такое… Наши духовные опыты в различении и постижении духов, можно проверять с помощью святой воды: как проверить настоящего бесноватого от притворщиков, которые просто отпускаются? А ведь есть среди больных и бесноватых и такие! И есть много: беснование и кликушество, как образ жизни, образ бытования. Три стакана с водой, один из который с агиасмой, можно и четыре и семь для усложнения эксперимента. Настоящий бесноватый ни за что не станет пить святую воду, дух сразу учует в каком она стакане.

Новоафонские иноки стоят и молятся до сих пор.

Рассказывал нам Исаия и о новомучениках, Новоафонских монахах. Водолазы погружающиеся в море видели странное и страшное видение: посмертно стоящих стоящих в глубине морской и молящихся иноков… Трагедия, разыгралась близ Нового Афона в 1920-е годы. Тогда сотрудники НКВД затопили баржу, на которой из Сухуми в Новороссийск переправлялись 150 монахов. Она, баржа, в море была взорвана.
Возле берегов Абхазии до сих пор лежит на дне затопленная баржа, с 150 монахами. Их обманом погрузили на баржу, сказав, что вывезут их в место, где они свободно будут продолжать свой образ жизни и никто их не тронет… Баржу взорвали и затопили. И это делалось руками русских, польстившимся на лозунг - грабь награбленное и мы старый мир разрушим до основанья. Водолазы, - рассказывал отец Исаия, - погружающиеся в море видели странное и страшное видение: посмертно стоящих стоящих в пучине морской и молящихся иноков. Этот рассказ-свидетельство, помню, на меня, забитого деревенского парня произвел глубокое впечатление. Сегодня, с рассказов маленького отца Рафаила снаряжаются экспедиции водолазов на поиски баржи, но пока безуспешно.

Наградной крест грузинского Патриарха

Патриарх грузинский Давид, правивший Грузией перед Илией, наградил странника Исаию личным именным крестом. Некоторые Кавказские священники донесли патриарху о том, что некий странствующе-бродячий монах по имени Исаия ходит от села к селу, крестит, отпевает, и как он вообще смеет. Патриарх вызвал Исаию к себе и предъявил обвинения от собратий священников.
Как вспоминал отец Исаия: я шел к патриарху и боялся. Что скажет святейший и какой суд вынесет на выдвинутые мне обвинения?
И вот у патриарха. Странствующий батюшка Исаия рассказал и на карте указал, в каких труднодоступных селах он бывает. Туда, где по пять и десять лет не ступает нога священника. Патриарх слушал, слушал, думал. В конце беседы, все понял. Вдруг резко встал, снял с себя крест, одел на Исаию, сказав: «Иди, и как прежде, благовествуй Царство Божие! И никого не бойся впредь! И кто будет к тебе приставать, ты сразу вот, покажи – крест грузинского патриарха».
Я видел тот крест: крест без распятия. Такой себе полиставрий – наперсный крест, внутри которого на голубой эмали, тоже, в свою очередь, изображены маленькие равноконечные кресты. То, - указывал отец Николай, - благословение патриарха Грузинского.

Солидарность с игуменом Апеллием

Был у нас в Почаеве борец с телевизорами – отец Апеллий(Станкевич). Так, Исаия был полностью солидарен с ним! И вот почему…
Коллективное сознание верующих людей, противостоящее цивилизационному «зверю» рождало от недр своих грозные открытия о сатанизме телевизора. И не потому(мое частное мнение) что телевизор, компьютеры и прочая мультимедия, сами по себе бесовские, но потому, что отвлекают верующего, а уж тем более монаха, от молитвы. Слышал, по сему поводу, я от игумена Исаии и такой рассказ, произведший на меня впечатление. Итак, ясней и короче…
Отец Исаия, подвизавшийся на Кавказе и вторивший отцу Апеллию в неприятии телевизоров, распознал в устройстве телеприемника древний магически колдовской ритуал приглашения «духов» ясновидения в свой дом. Какие это «духи», читающий да уразумеет. Раз на Кавказе он присутствовал на одном ритуале, очень и очень похожем на «духовный телеприемник». Исаия молитвой и крестом остановил тот телекинез.
Ритуал был таков: в кусок воска, вминался конец шпагата, или другой какой-либо не толстой веревки, или даже нитки и все это помещалось в бутылку квадратную обязательно и прозрачную, кварта раньше была такая, с наговоренной и залитой туда заранее водой, свободный конец нитки-шпагата выводится через печной дымоход в трубу-дымарь аж на улицу, стоящей на хате и привязывался к ветке святой вербы вертикально. Бутылка же сама устанавливается в устье печи, напротив горящего пламени. С помощью магических заклинаний чаровники приглашали духов пещных и видели в играющем пламени преломляющемся сквозь стекло и воду квадратной бутылки, то устрашающие, то благоприятные образы, как прошлого, так и будущего, желанные иль не желанные, что только может вспыхнуть и вырисоваться в нашем сознании.
Я вспомнил. Такое практиковала, у меня под Кременчугом, в селе Солоница, знаменитая Кременчугская Мотрона, ведьма, прорицательница и знахарка, смотря на пламя печи, сквозь стекло квадратной бутылки, (у нее тоже такая была) она прорицала будущее, как настоящее. Дух Божий, ангельский, или кто то из святых через такой ритуал никогда не откроется. Там открываются совсем иные духи, духи - бесовские.
Факт. Наш народ очень склонный к магии, к магическим колдовским ритуалам, к зависимости от них. Если проследить пытливым умом, весь этот магически-колдовской ритуал, то можно увидеть в нем упрощенную схему устройства телеприемника телевизора: шпагат-нить выводящаяся чрез печную тягу на улицу ничто иное, как ТV антенна, квадратная бутылка кварта — стеклянный кинескоп, пламя в печи — нагревательная испускающая пучек света электронная лампа. Поразительное сходство! Здесь нечего сказать, что есть, то есть. И если мы сегодня ясно слышим и говорим о компьютерной зависимости, о ее пагубных последствиях для человеческого общения, работы, семьи. Если говорим том, что она даже лечится, то впору задуматься о кознях диавольских. Лукавый использует технологии для одурманивания нас живых людей.
Сегодня понимаешь, что старцы Апеллий и Исаия, не так уж однозначно были и не правы и отсталы в своих суждениях. В их борбье с «цивилизационным Зверем», была, что говорится зернистая мысль. Человече бодрствуй и не попадись в зависимость!

Новый благочинный запретил молитвы в Соборе

Не все братия относились положительно к деятельности странника Исаии. В Лавре между братией велись споры и причем иногда споры ожесточенные, о его практике молитвы. За это его не очень любило церковное начальство, да и свои безвольные, безинициативные, неталантливые собратия монахи, тоже очень жаловали. Ну, такова реальная наша жизнь. Всегда борьба, азарт, противостояние, ну и победа! Кто достиг.
Я не раз читал в житиях святых о спадающей с плеч мантии, как о лишении монаха духовного покрова и благодати. Но, нечто подобное случилось и у нас в Лавре. Это случилось видимо в посту, так как раньше почаевские монахи только в Великий Пост все одевали мантии, а так во все остальные дни года носили просто рясу и камилавку. Одевает мантию на богослужениях, только служащий иеромонах - седмичный.
И вот, монах, стал распространяться негативно, в том смысле, что мол надо читать Псалтирь, а не какую то молитву, от которой, как есть случаи – некоторые повреждаются умом: « Понимаешь? Из имени сделали идола и поклоняются и обожествляют имя, а не Бога!» Таким образом, похулил имя Христово: вдруг, то ли совпадение, то ли случай, то ли действительное наказание Божие, защелка с пуговицей разорвалась и мантия сама с плеч спала. Но, это из рассказов послушников, я лично этого не видел.
Новый благочинный запретил проводить молитвы в соборе. Имени его я не называю, так как он еще жив. Исаия, как услыхал об этом запрете, а горяч был, и сказал в сердцах: «эх взять бы этого благочинного в руки, да встряхнуть бы его хорошенько!» А Исаия силен в руках был. И сам по себе человек был мощный, крепкий.
После запрета на практику молитвы «Иисусовой» мы стали собираться в келии иеромонаха Николая, помощника эконома. Ну, там уже никто нам запретить молитву не мог. Что то я помню пару раз(они куда то уезжали) ночевал в той келии.
Отец Исаия очень мало спал. Говорили, что временами он спал два часа в сутки. Посему у него всегда был вид человека лишенного сна, не выспавшегося, недоспавшего. Говорили, что временами, были такие дни, он спал два часа в сутки. Я подходил и присоединялся к молитве, продолжающейся до трех часов ночи. Но, ленивый я, и не могущий. Какое то время бодрствовал, какое то засыпал и отпадал, идя к себе в келию спать. Так было.
Отец Николай, помощник эконома отца Питирима( ныне митрополит Николаевский), за день на экономии набегается, ночью в месте со своим духовным отцом Исаией молится. Бодрствует. Но силы уходят, сон берет свое. Читает, читает, замедляется, бух на книгу и уснул! Тогда Исаия берет книгу и сам читает. Он читал, помню, очень быстро.
Вот, не помню, ходил ли батюшка Исаия в трапезную. Может и приходил, но редко. У него был свой образ еды и пощения.

Мнение Исаии о старчестве

Младостарчество, или старчество с негативными духовными последствиями было проблемой Церкви всегда. Тогда в 80е годы, такого термина, как младостарчество мы еще не знали. Но, самую точную формулировку уже и тогда дал отец Исаия. В разговорах о старчестве игумен Исаия говаривал так: теперь в нынешнее время повелись не, старцы, а «старцi» (с украинским ударением, меняющим весь смысл слова).

Встреча в киевской лавре в 1988 году

Последний раз я видел Исаию в 1988 году в первые месяцы открытия Киево Печерской Лавры. Радостные дни открытия лавры я приехал, как раз в первые месяцы. Блаженное состояние духа. У всех верующих киевлян и приезжих богомольцев было преподнесенное настроение. Первые службы, а то было летнее время, тепло, происходили под открытой аркадой Рождество Богородичной церкви (теперь там устроено кафе для паломников). Он как раз служил, то ли седмичным был…

И самая последняя весть об Исаии

Иеромонах Иларион и иеродиакон Василий, насельники Мгарского Спасо-Преображенского монастыря воспоминают:
Так вот, поехали мы из Мгаря к Исаии учиться Иисусовой молитве. Долго добирались деревня Зимовеньки. Глухомань страшная. Уже прибыв в село вечером. Совершенно стало темно. Долго спрашивали по дворам стучались никто не открывал. В селе люди ночью боятся открывать. Насилу нам в одиннадцатом часу вечера подсказала, какая то смелая русская бабка, где монастырь и где живет «поп Исаия».
Вышел дед в фуфайке и шапке. Долго говорил, расспрашивал зачем приехали, и в конце концов, поняв что за люди, открылся, что он и есть игумен Исаия. Зашли, поздно ужинали, ели гречневую кашу. Уже утром отец Исаия занялся с приезжими и давал необходимые советы к духовному руководству и, опять же таки, по молитве Иисусовой.
Все дневные беседы закончились обучением: ночной практикой бодрствования на молитве Иисусовой. Утром Мгарские монахи, получив благословение, уехали, и вже в монастыре рассказывали о незабываемой молитвенной ночи.

Игумен Исаия портрет

Сильный, инициативный и независимый в духовном смысле человек. Он был очень живой импульсивный, с вулканическим, кипучим, страстным характером (Во, парадокс! И, в свою очередь, учивший созерцательной умной молитве, почти безмолвию - исихии).
И еще. Отец Исаия был очень красивой наружности, в 70е годы, седина уже густо пробивавшаяся в его волосах и бороде, с трудом скрывала очень и очень красивую природную внешность. И сам он живой, общительный, неравнодушный. Я помню, видел его фото, в покровском монастыре Киева - в алтаре у жертвенника он вынимает из просфоры частицы на проскомидии. Лучшее фото, какое я видел когда либо в жизни! Лицо, то ли от фотокамеры, то ли осиянное лучом Божества, (видимо то и другое) живое, ясное, просветленное, одухотворенное. Как лицо Ангела! Дорогие мои, читающие эту повесть о старце Исаии. У кого есть(сохранилось) это фото, огромная просьба к Вам, перешлите его мне. Ведь я точно знаю – оно было не в одном экземпляре!
Очень хорошо разбирался в народной терапии: в лекарственных препаратах, травах, мазях, настойках. Всегда оказывал дельную помощь вопрошающим и требующим таковой.
Одна интересная особенность. В келии, в которой он жил у своего духовного чада иеромонаха Николая, у него стоял неповторимый аромат, но не духов, духами он не пользовался, а именно масел. Я видел у него эти флакончики с эфирными маслами. Розовое и лавандовое в смеси составляют аромат мира…
Раз пришлось мне с ним ехать в Киев. Спортивные штаны, заправленные в носки, короткий подрясник, скуфия и плащ – вот таков его был всегдашний походной прикид, странника и путника земли.
Таковым он и останется в моей памяти навседа…
***
P.S. В странствующем схиархимандрите Исаии сомкнулся и тут же разрешился, неразрешимый, казалось бы, узел Православной антиномии(противоречия) из которой сомнением совести, долгим мучительным размышлением, страданием и выкресывается искра молнии духовной жизни Церкви. С одной стороны послушание священноначалию, и подчиненные монашествующие, как крепостные. А с другой стороны: поэзия духа человеческого, мечта о духовной независимости от кого бы то ни было, монашеская свобода с ее неучастием в делах и зле мира.

Схиархимандрит Исаия, разрешил самым радикальным способом сию антиномию. Он может по праву сказать вместе с украинским философом Сковородой: «Мир ловил меня, но не поймал!»
Схиархимандрит Исаия (Коровай): «На днях был я у о.Анатолия – великого подвижника, который плачет о гибели Украины. Думали, движется великая туча саранчи на Святую Русь. Потом выяснилось, что эта саранча – не настоящая саранча. А это грабители расхищают Святую Русь, кто как умеет» (/1/, с.492).

Схиархимандрит Исаия (Коровай): «Украина стоит на краю бездны, ее будут колоть на части. В 1936 г. прп. Лаврентий Черниговский предсказал: какой будет ужас, когда Украина отделится от России» (/1/, с.520).

Схимонахиня Антония «говорила: "Очень плохо будет с Украиной". Даже подчеркнула, что "с Украиной будет очень плохо". (Пророчества схимонахини Антонии /2/, 08:30).

Господи, вразуми нас, грешных, и сохрани Святую Русь!
Архимандрит Аввакум ДавиденкоГЛУБОКО ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites