Рождественские святки




РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ












Было время, когда рождественские святки длились аж целых двенадцать дней - от Рождества до Крещения (то бишь с 25 декабря по 6 января). И как они праздновались! Сорокадневный Филипповский пост заканчивался Навечерием Рождества, или сочельником, - верующие должны были питаться в этот день только сочивом (пшеничные зерна с медом, размоченные в воде), особенно же благочестивые вообще ничего не вкушали до первой звезды (понятно, почему граф Суворов ничего не ел).
К празднику готовились с тщанием. В деревнях жгли костры, полагая, что в эту ночь усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня народится ярая пшеница. Вся семья выходила во двор и стояла вокруг костра в молчании. "Новым огнем", который старики высекали кремнем, сжигали дубовую колоду и дымом окуривали жилище - от нечистой силы и дурного глаза. Хозяйка дома палила шерстинку на "новом огне" в знак удлинения дня "на волос". Непременно мылись в банях или печах, надевали чистую рубаху. Женщины перемывали всю посуду (треснутую выбрасывали), надраивали полы, прибирали в избе, хлеву и амбаре. Стол накрывался "христовской" скатертью, часто его устилали соломой и сеном - в напоминание о яслях, в которые был положен Младенец. Под образами ставили необмолоченный сноп ржи.
Наконец, на небе появлялась первая звезда - та, которая указала путь волхвам к новорожденному Царю Иудейскому - и семейство в торжественной тишине садилось за стол, отмечая наступление великого дня "богатой" кутьей.







Религиозная обрядовость деревенского сочельника носила, образно говоря, выраженный "аграрный" характер. Так, во время праздничного ужина взрослые заставляли детей лазить под стол и "цыпать" цыпленком, чтобы в будущем году хорошо водились куры. Иногда опутывали ножки стола - чтобы скот не бегал. Отец семейства, бывало, прерывал трапезу, выходил в сени и кричал во все горло: "Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!" Считалось, что эдаким призывом можно умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба. Последнюю оставшуюся ложку каши бросали в потолок, примечая по количеству прилипшего, как будут роиться пчелы будущим летом. Заканчивая вечерю, хозяин вставал и говорил: "Дай Боже повечеряти и на тот год!"
Основное пиршество приходилось на утро. На стол подавались блины и кружало (сладкий пирог в виде солнца с лучами), жареная рыба, гусь с яблоками, заяц в сметане или какая другая дичь. Из напитков полагалось крепкое пиво, заваренное на сене, запущенное медом и хмелем и процеженное через шерсть. Главное же место на рождественском столе занимала свинина. Интересное толкование этому факту дал герой "Лета Господня" Ивана Шмелева: "Белено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать младенцу, все хрюкала. Потому и называется свинья! Он ее хотел погладить, а она, свинья, щетинкой ему ручку уколола!"
Ссориться и браниться в первый день Рождества считалось большим грехом. В этот день, называемый еще днем милосердия, прощались все обиды, соседи угощали друг друга. Не обделяли и незнакомцев, особенно странников и бедняков. Московские цари ранним утром "тайно" посещали тюрьмы, одаривая колодников щедрой милостынью. Улицы наполнялись детьми: мальчики-христословы ходили по дворам со звездой и вертепом "Христа славить". Сам государь, окруженный толпою князей и бояр, ходил славить Христа к знатным вельможам, за что получал от хозяина подарок деньгами и рюмку водки - этот обряд был даже узаконен при Алексее Михайловиче. Известно, что Елизавета Петровна давала придворным певчим особое "славленное" жалованье. Те же из приближенных, кто уклонялся от славления, наказывались батогами...



Следует, однако, признать, что благочестие русских святок вовсю переплеталось с буйным разгулом. Самый вечер рождественского сочельника часто называли колядами - слово происходит от латинского kalendae, то есть точка отсчета года. Некоторые авторы, правда, настаивают на том (и мы с ними не спорим), что Колядой у славян-язычников звалось божество, символизирующее мужское начало. Официальная церковь всегда противилась проявлению пережитков, уже в Кормчей книге (1282 г.) мы читаем, что "святые отцы не повелевают творять на праздникы Дионисовы пляшюще... яже ныне творят селяне". "Стоглав" (сборник постановлений московского церковного Собора 1551 г.) также констатировал с неодобрением: "В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети... глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными". "Душепагубный грех, масководство и надевание звероподобных харь" указом пытался отменить патриарх Иоаким в 1684 году - но и у него ничего не вышло.
На святках весь христианский мир, казалось, терял свою устойчивую структуру: оживали домашние божки, небо сливалось с землею, мертвые приходили в гости к живым. А главное - "дьяволы рыскали по улицам, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных". И для того, чтобы створожить от себя эту нечисть, необходимо было ей уподобиться - надеть маску...



Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки: ряженные в вывернутые полушубки и жутковатого вида маски, они ходили от дома к дому, распевая нескончаемые колядки (смысл которых современному человеку едва ли будет понятен), получая за это от хозяев монетки, обновки, дешевые украшения. Посыпали снег крашеным мелом, разбрасывали цветные лоскуты - в знак грядущего цветения полей. Вечерами жгли Снежную Бабу, Зиму-Барыню, обложив ее соломой, подожженной "новым огнем", катались на санях, валяли друг друга в снегу, водили хороводы, гоняли горящее колесо... "Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю", - отмечал в своей бессмертной повести Гоголь. Да что парубки! Набожный Иоанн Грозный (под "патронажем" которого, как это ни парадоксально, вышел "Стоглав") "маскировался со своими опричниками, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины" (Карамзин).
Царь Алексей Михайлович, правда, издал грамоту о Коляде, запрещая под страхом великой опалы творить в святочные дни какие бы то ни было неистовства. Однако сын его, реформатор и прогрессист, пренебрег заветом отца - учинял "затеи" в царских теремах, где царевны, одетые русалками, святочничали с верховыми, сенными девушками и боярынями. Не боясь навлечь гнев уважаемой им Европы, Петр "наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами".




Непременным занятием, конечно, были гадания. Гадали и стар, и млад. Но если старшее поколение волновал в основном прогноз на будущий урожай, то молодых занимали вопросы интимного плана - девицы поголовно гадали о суженом-ряженом. Гадали на коровьей коже, на лошадях, на воде, на ступеньках, на углях, на луковице, на бобах, на кольце, хлебе и крючке, на горохе, на орехах, на перекрестке в полночь, на воске, олове, свинце, на полотенце, на картах, на курице и петухе, у ворот, у церковных дверей, у омета соломы, ложками, соломой, поленом, башмачком, лучиной, топором, ключом, по священной книге, по лаю собаки, по костям ягненка, по сковороде и по кофейной гуще, подслушиванием, на зеркалах, приглашением ужинать, у бани. Последний способ носил несколько рискованный (или раскованный) характер. Отворив дверь бани, девицы задирали подолы и обращались к притаившемуся впотьмах домовому: "Шани (то есть попотчуй) меня, мани меня по голой попище мягкой ручищей". Или еще лучше: "Мужик богатый, ударь по жопе рукой лохматой". Домовой не заставлял себя долго ждать. Если чувствовалась мохнатая рука, то предполагался богатый жених, если голая и холодная - бедный, шершавая - с характером. Гадать следовало на протяжении всех святочных вечеров, но самыми действенными считались канун Нового года и канун Крещения.




Встреча Нового года (который с 1700-го стал выпадать на святочный день 1 января) чем-то напоминала празднование Рождества. Предновогодний вечер не зря на Руси назывался Василием Щедрым, или Василием-свинятником: хозяйка выставляла на стол все самое лучшее, что имелось в запасах, и так же, как на Рождество, главным кушаньем был поросенок, которого зажаривали целиком: "Свинку да боровка для Васильева вечерка". Откушав, соседи ходили друг к другу в гости под видом "сеятелей" - бросали горсть земли и зерно в красный угол, где с Рождества стоял Сноп-Прадед, Свар-Сноп. И ни в коем случае нельзя было отдавать долги - чтобы потом весь год не расплачиваться. Поутру же мужики, испив снеговой воды с "каленого железа", дабы не ломило в костях, отправлялись на ярмарку - товар отдавался за бесценок, никто не смел торговаться, ибо в первый день года "дорог почин".
Apple press








-------------------------------------------СВЯТКИ-----------------------------------------------------------------------



25 декабря начинался один из значимых праздников славянского народного календаря — Коляда. Колядование (возможно, происходит от лат. calendae, «календы») — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок.

Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения.
25 декабря отмечается католическое Рождество. И все же до начала XX в. основными зимними праздниками в славянской традиции были Коляды и Рождество Христово.
Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.
И все же все возвращается на круги своя: теперь мы начали праздновать и Рождество, и Коляды, и Новый год.
Все чаще можно увидеть на улицах городов колядующих. Для непосвященных в историю народных обрядов скажу: это довольно экзотическое зрелище.







Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Настали Святки.
То-то радость!
Гадает ветренная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим."

А.С.Пушкин

Святки были известны еще в дохристианской Руси.
Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.







Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.




Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.





Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
Каждая группа несла на палке шести - или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу они пели песню припевку:

«К нам пришло-прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали - поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда - коляда!
Подавай пирога!»

Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества.
Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена, несколько раз в году, славяне производили заклинание злых духов.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве.







В святки на Руси молодежь ватагами ходит от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, встают под окном и начинают "выкликать коляду, сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!"

Затем начинается величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек". Колядующие описывают фантастическое богатство дома, сильно преувеличивая действительность. После величания они требуют подарка, конечно, в шуточной форме. Хозяева должны вынести что-то вкусное. Раньше для этого пекли специальное печенье. Теперь это может быть и бутерброд с колбасой, если нужно закусить, а уж детям нужно обязательно дать что-нибудт сладкое.



Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Раньше эти пожелания касались прежде всего урожая: "Рожь ужиниста, умолотиста, уколотиста, девяносто быков, сто десять коров" - все, что нужно для счастливой жизни земледельца.

Колядки в некоторых районах России называют также "виноградье", "овсень".

Главное содержание колядок - величание и пожелание благ. Песни-колядки могут предназначаться как всей семье, так и каждому ее члену отдельно. Они обязательно имеют рефрен "коляда! коляда!", "виноградье красно, зеленое!", "овсень!", "таусень!"



Содержание колядок было разнообразным, но объединяло их одно: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; скупых порицали, желали им неурожая, накликали засуху и всякие несчастья.
В колядке говорилось:

«Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда!
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны…»

Закончив петь, славильщики получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.

После обхода нескольких домов славильщики собирались в заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесенные дары и еда делились между участниками.





Ряженые - важные персонажи Святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки.


Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Он должен дурачить, веселить окружающих своим видом. Лица закрывают масками. В старину для этого исполдьзовались тряаки, замазывание лица сажей.

Многие маскировались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина, фельдшера. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля.

Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.




Святки делятся на две половины. С 7 по 14 января - святые вечера, с 14 по 19 - страшные. И это не случайно. Издавна новогодний праздник делится на светлую и темную части. В старину русские верили, что радость от прибавления тепла , увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.


"Тут через рубу одной хаты повалил дым и поплыл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма вверхом нв метле... а ведьма поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другую, пропадали в небо. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели.

Между тем черт крался потихонтку к месяцу и уже протянул было руку схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пральцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако же, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он своими руками месяц, кривляясь и дуя... наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц..."
(Н.В. Гоголь)

Только на Крещение празднику нечистых сил приходит конец.
Святки - время безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений.
В это время устаривались маскарады, розыгрыши.


Холин.Святки










Не грех помнить - что гадание в любом виде - грех! Знать историю полезно, повторять языческие обряды - не полезно!

Спаси Бог.

Комментарии (8)

Всего: 8 комментариев
#1 | Вера В. »» | 09.01.2012 12:50
  
16
Мир Вам, Георгий! Спаси Бог!
Рождественские колядки из известного фильма
#2 | Вера В. »» | 09.01.2012 12:54
  
16
С Рождеством Христовым!
#3 | Ольга »» | 12.01.2012 15:50
  
7
Спасибо, мне было очень интересно
#4 | Ирина Горинская »» | 15.01.2012 06:50
  
2
Спасибо большое, замечательный текст с хорошими иллюстрациями!!! С праздниками Вас!
#5 | Таня »» | 08.01.2015 13:15
  
1
С Праздником Рождества Христова! Благодарю прекрасная история мне очень понравилось!
#6 | Надя »» | 08.01.2015 15:01
  
1
Вот уже полувека, на время Рождественских праздников, "Щедрик" является самой популярной мелодией в мире, известной как "Ukrainian Carols" , автор известный украинский композитор Николай Леонтович! С Праздником Рождества Спасителя- фундаментального события человечества! Христос народився! Славімо Його!
#7 | Ольга »» | 09.01.2015 19:01
  
0
Щедрик

#8 | Татьяна »» | 08.01.2016 11:42
  
2
Очень познавательно!!! Спасибо!!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites