Error: Incorrect password!
1-е марта четверг 1-й седмицы Великого поста.

1-е марта четверг 1-й седмицы Великого поста.






1-е марта 2012г.
(17.02.2012 г. по ст.с.)

четверг 1-й седмицы Великого поста.
Глас 4-й.

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306).
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).
Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII).
Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I).
Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889).
Свт. Финана, еп. Ландисфарнского (661) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. Авксивия Кипрского, еп. Солийского ( Греч. ).
Новомч. Феодора (1795) ( Греч. ).
Св. блгв. царя Маркиана и его супруги Пульхерии ( Греч. ).
Прп. Феодосия Болгарского и ученика его Романа, монаха ( Болг. ).


На 6-м часе: Ис. II, 11–21. На веч.: Быт. II, 4–19. Притч. III, 1–18.
Служба сщмч. Ермогена может быть перенесена на субботу, 19 февраля.

Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.







Святой мученик Феодор Тирон

Пятница, 18 февраля (ст.ст.)1 марта 2012 (нов. ст.)





Святой мученик Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361–363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).







СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕРМОГЕН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Дни памяти: Февраль 17, Май 12 (прославление), Октябрь 5 (Моск. Свт.)





Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня) скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589–1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584–1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.






Память преподобного Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах
Память 17 февраля (по ст.ст.)


Подвизался в VIII веке в Киево-Печерской лавре, неся тяжелый подвиг молчания. Молчание у него было путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы его ум не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. избрал подвиг молчания, чтобы постоянно пребывать в богомыслии и удержать себя от прегрешений даже в слове.Через это он угодил Богу и получил от Него дар чудотворения, который и теперь являет над приходящими с верой к его святым мощам. Мощи его открыто почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.







Память святой Мариамны

Память 17 февраля (по ст.ст.)

Святая Мариамна была сестрою святого Апостола Филиппа1. Дав обет девства, она присоединилась к брату, вместе с Апостолом Варфоломеем2, когда святой Филипп, проповедуя Евангелие в областях Малой Азии, пришел в Лидию и Мизию3. С этого времени святая Мариамна была пособницей святых Апостолов Филиппа и Варфоломея в их Апостольских трудах, и вместе с ними переносила все тяготы и скорби Апостольства. Проповедуя слово Божие, они пришли в Иераполь Фригийский4. Здесь, едва прибыли они, - разсказывает о них на основании древних преданий, церковный историк Никифор Каллист, - тотчас прекратилось служение идолам, боготворимая жителями Иераполя ехидна была изгнана из святилища, чтившие ее покрылись стыдом и досадою. Чтобы прекратить успехи их проповеди, градоначальник повелел схватить Филиппа, Варфоломея и Мариамну и заключить их в темницу. Затем Апостол Филипп был предан смерти чрез повешение на кресте. Мариамна же и Варфоломей, после чудесного проявление гнева Божия на градоначальника и жрецов ехидны (их поглотила земля), были освобождены. С любовью облобызав снятое со креста тело скончавшегося мученически брата своего, святая Мариамна прославила Господа и отправилась с проповедью Евангелия в Ликаонию5. Здесь, среди успешного благовествования, она мирно скончалась, успокоившись от трудов своих.

________________________________________________________________________

1 Память святого Апостола Филиппа (из 12) празднуется 14-го ноября.

2 Память святого Апостола Варфоломея (из 12) - 11 июня и 26 августа.

3 Лидие и Мизия - северо-западные области Малой Азии.

4 Иераполь Фигийский находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), в древности довольно значительный город, славившийся ломкою мрамора и теплыми источниками. Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.

5 Ликаония - одна из серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.










Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада

Память 17 февраля (по ст.ст.)


Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине1, он принял мученическую кончину около 313 года2. Обретение мощей его было при византийском императоре Василии Македонянине3.
________________________________________________________________________
1 Разумеется Максимин Дака, царствовавший в Сирии и Египте с 305 по 313 г.
2 См. об этом подробное повествование в Житиях Святых за декабрь месяц под 10 числом.
3 Византийский император Василий I Македонянин царствовал с 867 по 869 г.





Память святителя Финана, епископа Ландисфарнского

Память 17 февраля (по ст.ст.)




Святой Финан был ирландцем, который стал монахом в монастыре святого Колумбы в Ионе и прославился святой жизнью и дисциплиной. Когда умер епископ Айдан и монахи Линдисфарна (Lindisfarne) послали в его старый монастырь за кем-нибудь, кто бы мог его заменить, выбор пал на Финана, как на достойного преемника.

Его десять лет в качестве епископа Нортумбрии был более мирным правлением, чем времена Айдана. Король Освиу осознал свой грех в убийстве Освина, короля Дейры, чьё королевство он захватил, и Финан поощрял его к основанию монастырей и церквей как знаков раскаяния. Наиболее известный из них был в Стриншелче (Streaneshalch), на мысе, возвышавшемся над гаванью. Теперь он известен как Уитби (Whitby), которому предстояло стать великим христианским центром.

Он крестил двух следующих королей Саксонской Гептархии, Зигберта (Sigbert), короля Восточных саксов, и Пенду (Penda), короля Мерсии, и послал проповедников в их королевства, чтобы установить там Святую Веру. Он освободил святого Седа (Cedd) от его трудов в Мидлендсе и хиротонисал его во епископа Уэссекского. Во епископа Мерсийского был хиротонисан Диума (Diuma), ирландский монах.

В дополнение к окормлению обширной Нортумбрийской епархии, которая простиралась до южной Шотландии, Финан поощрял строительные работы в Линдисфарнском монастыре. Он построил просторный собор кельтского образца, выполненный из дерева и покрытый грубой морской травой, называемой полевица (bent grass), которая в изобилии растёт на острове, закрепляя песок своими корнями. В этот собор он перенёс тело своего предшественника, святого Айдана. Когда святой Финан преставился в 661 году, его тело было положено рядом с телом первого епископа.




Память святителя Авксивия Кипрского, епископа Солийского

Память 17 февраля (по ст.ст.)




Авксивий Кипрский (Αὐξίβιος) (+ 102), епископ Солийский, святитель родился в Риме в богатой семье. Воспитывался он вместе со своим братом Темпестагором. С раннего возраста его отличали незаурядные способности. В школах Рима он легко изучил светские науки. Родители хотели женить сына. Узнав об этом, юноша тайно покинул Рим и отправился на Восток. Достигнув острова Кипр, он поселился в местечке Лимнитис, недалеко от города Солы. Промыслом Божиим он встретился со апостолом и евангелистом Марком, проповедовавшим на Кипре, и святой Марк обратил Авксивия, поставил его во диакона, пресвитера и наконец епископа Солийского, а сам отправился для благовестия в Александрию.

Авксивий пришел к западным воротам города и поселился около языческого храма Зевса. Постепенно он обратил в христианство местного жреца и других идолопоклонников, пораженных аскетичностью его жизни: Авксивий спал на соломе, да и то очень редко, постоянно пребывая в посте и молитве. Однажды к святителю Авксивию пришел святой Ираклид, ранее поставленный апостолом Марком епископом Кипра, и посоветовал открыто проповедовать Евангелие Христово. В один из дней, во время гонений на христиан, святитель Авксивий пришел на торговую площадь и стал проповедовать народу о Христе. Многие, видя чудеса и знамения, совершаемые им, уверовали во Христа. Среди обращенных было много народа из окрестных сел. Один человек, по имени Авксиний, остался у святителя Авксивия и помогал ему в служении до конца жизни.

Через некоторое время из Рима прибыл брат святителя Авксивия, Темпестагор. Вместе с женой он крестился, принял пресвитерский сан и служил в одном из храмов. Святитель Авксивий управлял епископией пол века и мирно преставился в 102 году, оставив на кафедре своего ученика Авксиния.

Пространное житие святого было переведено на славянский язык к конце XI века, а краткое житие переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Память (стих) переведена в 1-й половине XIV века в составе Стишного Пролога. В XVI веке проложное и краткое жития со стихом были включены под 17 февраля в Великие Минеи Четьи.

Авксивий изображается старцем с остроконечной бородой, в епископском облачении (фелонь, омофор, эпигонатий), с Евангелием в руках. Образ его представлен на миниатюре Минология Василия II и в целом ряду церквей на Кипре.



Использованные материалы

Виноградов, Ю., Шевченко, Э.В., «Авксивий», Православная Энциклопедия, том I, М., Церковно-научный центр Православная Энциклопедия, 2000, стр. 147-148.

http://pravenc.ru/text/62834.html

http://days.pravoslavie.ru/Life/life461.htm

Saint Herman Calendar 2008, 36.




Память новомученика Феодора

Память 17 февраля (по ст.ст.)



Феодор Византийский (+ 1795) родом из Константинополя. Пострадал в Митилине в 1795 году.







Память святого благоверного царя Маркиана и его супруги Пульхерии
Память 17 февраля (по ст.ст.)


Маркиан Флавий (392 - 457), император Восточно-Римский, святой благоверный родился в 392 году, вероятно в Иллирии . Его отец был воином, и Маркиан также вступил в армию в молодости и бо́льшую часть жизни провёл в походах. Вначале он служил в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), а затем был направлен трибуном на войну с персами 421-422 года. Однако, по пути заболел в Ликии и в боевых действиях участия не принял.
Затем служил доместиком при императорском главнокомандующем, Аспаре. В начале 430-х участвовал в походе Аспара в Африку, попал в плен к вандалам, но был отпущен самим королём Гейзерихом, который, по преданию, первый предсказал Маркиану, что тот станет императором.
В 450 году, после кончины императора Феодосия II, его сестра, святая Пульхерия, призвала Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. За Маркиана стоял и влиятельный генерал Аспар. К тому времени он был вдовцом, а дочь его от первого брака, Евфимия, была на выдане будущему Западному императору Анфимию. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём.
25 августа того года она сама возложила на него царскую диадему. Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.
В делах веры император Маркиан строго придерживался Православия. Им был созван в 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне для осуждения монофизитства. Во время торжественных молений император ходил на поле пешком, что побудило и патриарха отказаться от ношения на носилках и спешиться во время крестных ходов.
Решения Собора он впоследствии подкреплял силой, как в случае с Александрией, куда он направил мощный военный отряд и лишил склонных к монофизитству александрийцев всех льгот, которыми они прежде пользовались. Он также послал войска усмирить мятежных монахов-монофизитов в Палестине в 453 году.
Император был почитателем святых современных ему: он построил храм в честь преподобного Вассиана еще при жизни подвижника. Вплоть до кончины своей святой супруги в 453 году, он поддерживал её широкую храмоздательскую деятельность.
Во внешних отношениях Маркиан начал с того, что положил конец зависимости империи от гуннов . Когда в 450 году Аттила послал требовать у него дани, он отказался давать обещанное своим предшественником и заявил через послов, что "золото у него для друзей, для врагов же железо." Аттила некоторое время колебался, с кем прежде начать войну, но в конце концов вторгся в Западную империю. При вторжении гуннов в Италию, в 452 году, Маркиан послал туда вспомогательные войска для поддержки Западно-Римского императора Валентиана III.
После смерти Аттилы его гуннская империя распалась и Маркиан заключил союзы с рядом народов, ранее её составлявших, особенно с остготами. Он дозволил этим народам расселиться в Паннонии, Фракии и Иллирии. Этот шаг не только ввёл эти племена в орбиту империи, но и сберёг огромные суммы денег, ранее затрачиваемые на откупы от варваров: после кончины, Маркиан оставил наследнику 100,000 фунтов золота.
Таким образом при Маркиане империя сумела избежать больших войн, были проведены лишь небольшие кампании в Сирии и в Египте. Император воздержался от глубокого вмешательства в дела рушащейся Западной империи: в 455 году он признал Авита Западно-Римским императором; император также отправил посольство к вандальскому королю Гейзериху с просьбой о возвращении из плена царицы Евдокии и её дочерей.
Он показал себя справедливым, суровым и энергичным правителем и старался об облегчении фискальных тягот народа. При вступлении на трон об объявил о прощении всех прежних долгов государству. Маркиан попытался обуздать своеволие придворных евнухов, запретив продажу дожностей.
Также он освободил аристократов-сенаторов от налога на богатство и ряда древних обязанностей республиканской эпохи, таких как устройство больших публичных игр. В отношении к играм, он более благоволил болельщицкой партии Синих, лишив их соперников, Зелёных, права занятия государственных и общественных постов на три года после учинённых ими волнений.
Мало что известно о его законодательной деятельности. Знают лишь его закон, отменивший прежний запрет на брак мужду мужчиной сенаторского класса и сводобно-рожденной бедной женщиной, при условии если последняя доброго характера.
Маркиан возывсил своего прежнего начальника, полководца Аспара, и даровал ему чин патрикия. Его сын Ардавур был назначен главнокомандующим Востока, возможно также патрикием. При этом император оставался действительным правителем империи, не подпадая под чрезмерное влияние фаворитов.
Император Маркиан скончался 25 января 457 года, от гангрены ног. Незадолго до кончины он принял участие в долгом крестном ходе. Император был погребён в храме святых Апостолов, рядом со святой Пульхерией.
Маркиан был малообразован, но умён и честен. Позднейшие восточно-римские летописцы оценивали время правления Маркиана как золотой век. Благоверный царь обеспечил политическую и финансовую безопасность Восточной империи, создал стабильность и согласие в Константинополе, утвердил твёрдую приверженность императоров к Православию. Правление Маркиана было одной из важных точек размежевания между судьбами Восточной империи и землями Запада.
Ещё на IV Вселенском Соборе Маркиана и Пульхерию приветствовали как новых Константина и Елену. После кончины народ скорбел о Маркиане, а Церковь причла его к лику святых.
Пульхерия (ок. 398 - 453), царевна и императрица Восточно-Римская, святая благоверная- дочь императора Восточной Римской империи Аркадия, она родилась около 398 года. Когда император скончался, в 408 году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II, которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далего превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твердой последовательницей православного вероучения. В 414 году она была объявлена августой, соправительницей императора.
Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.
Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остатья девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства." Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.
Когда Феодосию исполнилось 20 лет, Пульхерия решила найти ему невесту. Выбор её пал на Афинанду, которая была красива и хорошо образована. Вскоре после крещания с именем Евдокия и брака, Евдокия-Афинанда в 423 году была объявлена августой, а Пульхерия, хотя и оставалась соправительницей на деле, постаралась отойти в тень. Все государственные дела решались от имени Феодосия, он же подписывал все указы.
Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы неглядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены. Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.
Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства. Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский. По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте. Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана. Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика. Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту: его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов.
Однако, между тем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться и в 430-х годах императрица удалилась от двора в Иерусалим, до 439 года. Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы. Святитель отказывался, указывая что не может посвящать кого-либо без воли посвящаемого, но император настаивал. Тогда патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдемон.
Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В 441 году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим. Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей.
В 450 году, после кончины императора Феодосия II, Пульхерия призвала опытного и благочестивого полководца Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём. Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства. Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский. Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии. Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В чстности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама. Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.
Девственная императрица была почитательницей Божией Матери. Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду.
Перед кончиной императрица Пульхерия завещала, чтобы всё её имущество было передано в пользу бедных. Она мирно почила 10 сентября 453 года. Император Лев Великий установил день памяти святой царицы. Даже внешние историки признают государственную мудрость Пульхерии: об императрице говорят, что она одна из всего потомства Феодосия I походила характером на своего великого деда.
Использованные материалы
Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407.
Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 631.
Nathan, Geoffrey S., «Marcian (450-457 A.D.)», An Online Encyclopedia of Roman Emperors:
http://www.roman-emperors.org/marcian.htm
"Маркиан Флавий," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1503.htm

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites