3-е марта 2012г. суббота 1-й седмицы Великого поста.




3-е марта 2012г.
(19.02.2012 г. по ст.с.)

суббота 1-й седмицы Великого поста. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста).
Глас 4-й.

Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I).
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311).
Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363).
Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея.
Прп. Равулы (ок. 530).
Прп. Конона, игумена Палестинского.
Сщмч. Никиты Нового, Палестинского.
Прпмц. Филофеи Афинской ( Греч. ).


Литургия св. Иоанна Златоуста.
Евр., 303 зач., I, 1–12. Мк., 10 зач., II, 23 – III, 5. Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2*.
_______________
* Если в субботу совершается служба сщмч. Ермогена (с четверга, 17 февраля), то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу́), X, 1–9, а на литургии – дня, великомученика (под зачало) и священномученика: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Трапеза
На трапезе разрешается масло и вино. Мясо, молоко, яйца и рыбу не едим.





Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии

Память 19 февраля (по ст.ст.)

По свидетельству блаженного Амвросия1, святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса2 в городе Колоссах3, во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником (Флм.2). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы4. Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия.

Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе5.

Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться.

Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды6. В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями. Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков, которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы7.

Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии

Память 19 февраля (по ст.ст.)

По свидетельству блаженного Амвросия1, святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса2 в городе Колоссах3, во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником (Флм.2). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы4. Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия.

Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе5.

Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться.

Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды6. В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями. Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков, которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы7.

Кондак апостола Архиппа, глас 4:

Яко звезду великую тя церковь имущи Архиппе, чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе: спаси верою почитающыя память твою.

________________________________________________________________________

1 Святой Амвросий был епископом Медиолана (ныне Милан, на севере Италии Для западной половины Вселенской Церкви он имел такое же значение, какое Василий Великий для восточной, потому что подобно ему прославился как ревностный поборник православия. Много осталось от него и писаний, в которых он частью излагает учение веры, частью объясняет Слово Божие, частью поучает христианским добродетелям. Свидетельство об Апостоле Архиппе находится у Амвросия в его изъяснении послания Апостола Павла к Колоссянам, в котором сказано: "Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол. 4:17). Скончался св. Амвросий в 397 году. Память его 7-го декабря.

2 Святой Епафрас был Апостолом из 70-ти. Вместе с Апостолом Павлом он содержался в Риме в узах. Память его празднуется 4-го января (собор 70-ти апостолов).

3 Колоссы - город в юго-западной части Фригии (область Малой Азии), при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатой город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы.

4 Во времена Апостолов христиане не имели особых мест для молитвенных собраний. Обыкновенно для этого служила какая-нибудь самая лучшая горница, по большей части, в доме какого-нибудь состоятельного из верующих, и в ней-то собирались все христиане города для совершения таинства Евхаристии и общественных молитв. Таким образом, простая горница являлась как бы храмом. Первообраз такого храма-горницы мы имеем в известной Сионской горнице, в которой, по преданию, была совершена Тайная вечеря Господом Иисусом Христом пред Своими страданиями, и в которой по вознееении Господа собирались Апостолы, получив в ней, в пятидесятый день, по воскресении Его, дары Святого Духа, сошедшего на них.

5 Газа - один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Ханаяеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда значительный город. Недалеко отсюда расположен новый город, позднейшего происхождения, того же имени.

6 Артемида, иначе Диана - известная языческая богиня у греков и римлян, которая олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в городе Ефесе.

7 Апостолы Архипп и Филимон и святая жена Апфия скончались в царствование римского императора Нерона (54-68 г.). Память их празднуется Церковью также и 22-го ноября.

Яко звезду великую тя церковь имущи Архиппе, чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе: спаси верою почитающыя память твою.

_____________________________________________________________________



Память мучеников Максима, Феодота, Исихия, мученицы Асклипиодоты

Память 19 февраля (по ст.ст.)



Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в гонение императора Максимиана (305 - 311). Святые мученики перенесли много страданий. Вначале их подвесили на дереве и строгали железными крюками. После этого с надругательствами водили из города в город, а затем отдали на съедение зверям. Сохраняемые благодатью Божией, святые мученики остались невредимы. Только от рук истязателей они приняли мученическую кончину. Святую мученицу Асклипиодоту сначала избивали на земле, затем подвесили на дереве и бросали в нее камни, после чего отрубили голову.



Память преподобных Евгения и Макария исповедников

Память 19 февраля (по ст.ст.)

Когда в римской империи царствовал Юлиан, то все христиане скрывались из за того, что по повелению императора везде приносились жертвы языческим богам, и язычники в угоду своему государю, оскверняя себя и не боясь суда Божия и вечного наказания, силою принуждали твердых в вере исповедников Христа принимать участие в этих жертвоприношениях. В это время были схвачены и приведены на суд к Юлиану два пресвитера Антиохийской церкви Евгений и Макарий. На суде они исповедали Христа истинным Богом и Судиею живых и мертвых и обличили императора отступника, как нечестивца и убийцу, нарушителя заповедей Божиих, язычника и служителя идолов, причем сказали ему:

- Горе тебе, нечестивец и наследник вечного, нескончаемого огня! Горе твоей суетности! Как ты решился вместо света снискать себе тьму?

От этих слов Юлиан пришел в гнев и повелел сперва связать святых тонкими ремнями, повесить вниз головами и окуривать ядовитым зловонным калом, а потом сильно раска-лить железный лист и, обнажив их, разложить на нем. Подвергнутые таким мучениям, святые Евгений и Макарий возвели глаза свои к небу и, сохраняемые силою Божиею, оставались невредимыми, при чем лица их сияли радостью и тем обличали злобу мучителя. После сего Юлиан приказал заключить их в оковы и сослать в Оасим аравийский1. Идя на место ссылки, святые радовались, что терпят изгнание за Христа, и пели: "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем" (Пс.118:1).

С радостным духом они прибыли в Оасим, взошли на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им:

- Братия, уйдите из этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который пожирает всех, кто близко подходит к нему.

На это святые отвечали:

- Покажите нам пещеру, где обитает этот змей.

Их привели к месту обитание змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда святые, преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерою бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками, уверовали во Христа.

Между тем святые Евгений и Макарий вошли в пещеру, где обитал змей, и тридцать дней провели в молитве, не имея при себе ни пищи, ни питья. Наконец они услышали голос. сказавший им:

- Рабы истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, подойдите к камню, который находится вблизи вас.

Святые исполнили повеление и, когда подошли к камню, то сперва увидели в нем свет, а потом камень распался на две части, и из него в изобилии потекла вода. Взяв этой воды, они досыта напились ее и тем утолили и голод свой и жажду. Находясь в пещере, святые молились о том, чтобы Господь сподобил их умереть в одно время и вместе быть со Христом. и Господь принял молитву их: они оба вместе отошли ко Господу, благодаря и прославляя Его2.

В тот же день память святых мучеников Максима, Феодота, Исихия и святой мученицы Асклипиодоты, пострадавших при императоре Максимиане Галерии в Адрианополе3.

________________________________________________________________________

1 Аравия - каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим представлял собою один из оазисов аравийской пустыни.

2 Кончина святых относится к 363 году.

3 Память трех из них Максима, Феодота и Асклипиодоты (иначе Асклиады празднуется еще 15-го сентября.








Преподобный Досифей Палестинский

Воскресенье, 20 февраля (ст.ст.) 3 марта 2012 (нов. ст.)





Преподобный Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея (память 5 июня), жил в конце VI – начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там.
Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: «Как можно избежать вечных мук?» На это последовал ответ: «Постись, не употребляй мяса, чаще молись». Вслед за тем странная наставница стала невидимой. Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица.
Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий (память 6 февраля) и Иоанн (память 19 июня). Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею. Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия. Прожив пять лет в подвиге служения больным и послушании своему старцу, преподобный Досифей сам впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: «Отче, отпусти меня, не могу больше жить». Тот прислал ему ответ: «Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия». Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: «Владыко мой, не могу больше жить». Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей.
Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. Преподобный удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.







Память преподобного Равулы

Память 19 февраля (по ст.ст.)

Святой Равула родился в городе Самосатах1. Образование он получил под руководством одного знаменитого, хорошо владевшего сирским языком, ученого мужа, по имени Варипсава. С юных лет проводя добродетельную жизнь, преподобный по достижении совершенного возраста принял иночество и избрал себе необыкновенные подвиги.
Подобно святому пророку Илии, он один обитал по горам и пещерам и в образе жизни своей подражал святому Иоанну Крестителю.
По прошествии некоторого времени преподобный вместе с другим иноком отправился в Финикию2 и, подвизаясь здесь, обратил на себя внимание высокими своими добродетелями, так что вскоре помимо своего желание стал всем известен. Получив денежное пособие от императора Зенона3, он при содействии Беритскаго4 епископа Иоанна построил в одном месте среди гор обширный монастырь и населил его иноками. В окрестностях монастыря проживало множество закоренелых язычников. Преподобный Равула и подвизавшиеся вместе с ним в обители иноки, уподобляясь святым Апостолам Павлу и Варнаве, а также Петру и Иоанну, стали то обличать их заблуждения, нередко вступая с ними в спор, то преподавать им наставление в вере, и вскоре привели всех их к познанию истинного Бога. Это было первое славное деяние преподобного.
После смерти императора Зенона управление империей принял император Анастасий5. Преподобный Равула отправился в Константинополь и своими хлопотами достиг того, что император оказал ему новое денежное пособие, которое и было употреблено им на построение второго монастыря. Впоследствии он построил в разных местах много еще и других монастырей. Святой Равула всегда был ко всякому доброму делу рачителен, кроток, милостив, человеколюбив, никогда не предавался гневу, всегда пребывал в молитвах и ко всем относился благожелательно. И когда диавол, возбуждая в нем страсти, вступал с ним в борьбу, то, в совершенстве зная и понимая Священное Писание Ветхого и Нового Завета, он противопоставлял ему и слово Божие. и дела благочестия и тем отгонял от себя противника. Преподобный жил до времени царствования Юстиниана Великого6, построившего знаменитой храм святой Софии в Константинополе7. Достигши восьмидесяти лет, он услышал однажды голос с неба, сказавши ему: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28), после этого, немного поболев, отошел ко Господу8.
________________________________________________________________________
1 Город Самосаты находился в Сирии и расположена был на правом, западном берегу реки Евфрата, в его верховьях.
2 Финикия находилась к северу от Палестины и лежала между Средиземным морем и Ливанскими горами.
3 Зенон царствовал с небольшими перерывом с 474 по 491 год. В его царствование происходила борьба православных с еретиками монофизитами, и он принимал в этой борьбе деятельное участие, стараясь дать перевес и торжество представителям православного учения церкви.
4 Берит, ныне Бейрут, был приморским городом Финикии и расположен близ устьев реки Магоры.
5 Император Анастасий управлял империей с 491 по 518 год.
6 Юстиниан вступил на престол после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года.
7 Главный великий собор Константинополя во имя Софии - Премудрости Божией, который первоначально был создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году при взятии Константинополя турками, он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
8 Святой Равула скончался около 530 года.






Память преподобного Конона,игумена Палестинского

Память 19 февраля (по ст.ст.)



Конон Палестинский (+ ок. 555), игумен Пентукла, родился в Киликии. Еще в молодости принял монашество в монастыре Пентукла, на Иордане, где был рукоположен во пресвитера. О строгом подвижнике узнал архиепископ Иерусалимский Петр и посылал к нему народ для крещения. Преподобный Конон крестил приходивших и помазывал святым миром, но избегал крестить женщин. Однажды ему явился святой Иоанн Предтеча и обещал помогать молитвами в борьбе с искушениями.

Из Персии пришла девушка для крещения. Она была так красива, что преподобный Конон не мог помазать ее нагую святым миром. В течение двух дней новокрещеная оставалась не помазанной миром. Преподобный Конон хотел найти благочестивую женщину, чтобы поручить ей миропомазание, но найти такую женщину было трудно, потому что место было пустынным и селений поблизости не было. Подвижник решил покинуть обитель, но на пути ему вновь явился святой Иоанн Предтеча и сказал: "Возвращайся в свой монастырь, я помогу тебе освободиться от искушения". Преподобный Конон пытался возразить, говоря, что, явившись прежде, Иоанн Креститель уже обещал ему помочь избавиться от искушений. Тогда святой Иоанн Предтеча осенил подвижника крестным знамением и сказал, что за борьбу с искушениями он получает награду. Потом повелел возвратиться в монастырь и ни в чем не сомневаться. Преподобный Конон послушно исполнил совет Предтечи Господня, и тотчас помазал миром новокрещеную персиянку, даже не заметив, что она девушка. После этого святой подвижник прожил в обители 20 лет и, достигнув совершенной бесстрастности, с миром отошел к Богу около 555 года.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites