2-е марта 2012г. пятница 1-й седмицы Великого поста.







2-е марта 2012г.
(18.02.2012 г. по ст.с.)

пятница 1-й седмицы Великого поста.
Глас 4-й.

Свт. Льва, папы Римского (461).
Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV).
Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450).
Прп. Космы Яхромского (1492).
Свт. Агапита, еп. Синадского, Фригийского, и мчч. Виктора, Дорофея, Феодула и Агриппы, при Ликинии пострадавших.
Свт. Колмана, еп. Ландисфарнского (676) ( Кельт. и Брит. ).
Мчч. Льва и Паригория, иже в Патаре Ликийском ( Греч. ).
Новомчч. пресв. Александра (Медведского) (1931) и иером. Вениамина (1938).


Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. III, 1–14. На веч.: Быт. II, 20 – III, 20. Притч. III, 19–34*.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
_______________
* Если в субботу, 19 февраля, будет совершаться служба сщмч. Ермогена, то на вечерне – паримии Триоди и святителя.

Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.







Святой Лев папа Римский

ФЕВРАЛЬ 18 (2 марта по новому стилю)



Место и время рождения неизвестны; умер 10 ноября, 461. Понтификат Льва, наряду со Свт. Георгием I, является наиболее существенным и важным для Христианской Церкви первых веков. Одновременно, когда Церковь испытывала самые большие препятствия ее продвижению из-за усилившегося распада Западной Империи, в то время как Восток был глубоко взволнован догматическими спорами, этот выдающийся Римской папа с дальновидной проницательностью и твердой рукой вел Экуменическую Церквь. Согласно "Liber Pontificalis", Лев был уроженец Тоскани, и имя его отца было Куинтианус. Самая ранняя историческая информация, имеющаяся в нашем распоряжении, показывает Льва дьяконом Римской Церкви при Римском папе Селестин I (422-32). Даже в течение этого периода он был известен вне Рима, и имел некоторые отношения с галлами, так как Кассианус в 430 или 431 написал по предложению Льва свою работу "Incarnatione Domini contra Nestorium", предваряя её письмом с посвящением Льву. Приблизительно в это время Кирилл Александрийский обратился в Рим с претензий на епископа Ювелиана Иерусалимского. По утверждению Льва из письма от более поздней даты, не очень ясно, написал ли Кирилл ему в качестве Римского дьякона, или Римскому папе Селестину. Во время понтификата Сикст III (422-40), Лев был послан в Галлию императором Валентиниан III, чтобы уладить спор и вызывать согласование между Аэтиусос, главный военный командующий области, и магистратом (судьей), Албинусом. Эта миссия - доказательство большого доверия к умному и способному дьякону Судом Империи. Сикст III умер 19 августа, 440, в то время когда Лев был в Галлии, и последний был выбран его преемником. При возвращении в Рим, Лев был посвящен 29 сентября того же самого года, и управлял Римской Церковью в течение последующих двадцати одного года.
Главная цель Льва состояла в том, чтобы сохранить единство Церкви. Не намного позже своего посвящения, он увидел себя вынужденным, чтобы сразиться с ересью, которые серьезно угрожала единству церквей даже на Западе. Лев установил через епископа Септимус Алтинумы, что в Акуилеи священники, дьяконы, и клирики, бывшие сторонниками пелагианства, были допущены к общине без явного отказа от их ереси. Римский папа резко осудил эту процедура, и потребовал чтобы провинциальный синод, который должен быть собран в Акулеи, должен потребовать от этих людей чтобы они отказаться от пелегианства публично и подписаться на признании Веры. Этот рьяный пастор вел еще более напряженную войну против манихеев, прибывших из Африки с вандалами, и которые обосновались в Риме, и преуспели в установлении таинств обществ Его Святейшества (религиозный титул Мани). Римский папа приказал указывать пастве этих еретиков священникам, и в 443, вместе с сенаторами и другими должностными лицами, провел расследование, в ходе которого выявлены лидеры этого религиозного сообщества. В нескольких проповедях он решительно предупредил христиан Рима о необходимости принятия меры против этой предосудительной ереси, и неоднократно призывал им давать информацию относительно последователей Мани, местах их остановок, знакомствах, и встречах. Множество манихеев в Риме были обращены в христианство и допущены к причастию; другие, кто остались закоснелыми, были в исполнение императорских декретов высланным из Рима гражданскими судьями. 30 января 444 Римский папа послал письмо всем епископам Италии, в котором он добавил к нему документы, содержащие материалы против манихеев в Риме, и предупреждал их о том, чтобы бы они были на бдительны и принимали меры против последователей этой секты. 19 июня 445 император Валентиниан III выпустил, несомненный под влиянием римского папы, строгий указ, в который он устанавливал семь наказаний против манихеев. Пресвитер Аквитанских государств в его "Хронике" писал что, вследствие энергичных мер Льва, манихеи были также вытеснены этих областей, и даже Восточные епископы следовали примеру римского папы в отношении последователей Мани.
В Испании ересь присцилианизма все еще оставалась в живых, и в течение некоторого времени привлекала новых сторонников. Епископ Турибиус Асторгский узнал об этом из частых поездок, собирая информацию относительно состояния церквей и распространения присцилианизма. Он собрал эти еретические утверждения, написал опровержение на них, и послал эти документы нескольким африканским епископам. Он также послал копию римскому папе, после чего последний послал длинное письмо к Турибиусу с опровержением заблуждений присцилианизма. Лев в то же самое время объявил, о совете епископов соседних провинций, который должен быть созван, чтобы поднять острый вопрос, с целью определения, поражен ли кто-нибудь из епископов ядом этой ереси. Если такие обнаружатся, они должны были быть без колебаний отлучены от церкви. Римский папа также адресовал подобное письмо епископам испанских провинций, уведомляя их, что будет созван всеобщий синод всех главных пасторов, если епископы-ересиархи будут найдены. Эти два синода были действительно были проведены в Испании, чтобы расследовать дело по этой проблеме.
Чрезвычайное расстройство духовной жизни некоторых стран, как следствие Великого переселения народов, требовало более близких связей между их епископатом и Римом для лучшего содействия православной жизни. Лев с этой целью в представлении, данном папскому посланнику к епископам Арль (город на р. Роне в Провансе, Франции) для создания центра Гальского епископата в непосредственном единении с Римом. В начале его усилия были очень затруднены его конфликтом со свт. Хилари (401-449), бывшим тогда архиепископом Арля. Даже ранее, конфликты возникли относительно полномочий епископов этого города и их привилегий. Хилари злоупотреблял властью по отношению к другим церковным областям, и утверждал, что все гальские епископы должны быть рукоположены им, а не в столичном Риме. Так, например, была принята жалоба от епископа Селидониуса Безансонского, о посвящении его в сан будто бы в нарушении церковного канона, когда он как мирянин женился на вдове и как чиновник дал свое согласие на смертный приговор - Хилари рукоположил Импортунуса как приемника. Селидониус вслед за этим обратился к римскому папе и направил человека в Рим. Примерно в тоже самое время Хилари, как будто обеспокоенный пустовавшей кафедрой, посвятил нового епископа, чтобы отобрать место некого епископа Прожектуса, который в то время был болен. Прожектус выздоровел и он обратился с жалобой в Рим относительно действия Архиепископа Арльского. Хилари тогда отправился непосредственно в Рим, чтобы оправдаться на слушаниях по его делу. Римский папа собрал Римский синод (приблизительно 445) и, когда обвинения, принесенные против Селидониуса не подтвердились, восстановил последнего в его должности. Прожектус также получил снова свою епископскую кафедру. Хилари возвратился в Арль прежде, чем синод закончил его дело и римский папа лишил его юрисдикции по другим Гальским провинциям и прав по Венской области, лишь позволив ему сохранить его Арльскую епархию.
Эти решения были раскрыты Львом в письме епископам Венской области. В то же самое время он послал им указ Валентиниана III от 8 июля 445 г., в который меры римского папы в отношении свт. Хилари были поддержаны, и первенство Епископа Рима определено по всей Церкви. После возвращения в свою епархию Хилари искал согласия с римским папой. После этого не возникало никаких дальнейших трудностей между этими двумя святыми людьми и, впоследствии, кагда в 449 Хилари умер, он был объявлен Львом святым.
В понимании Льва его обязанностей высшего пастора обеспечение строгой церковной дисциплины заняло самое видное место. Это было особенно важно в то время, когда непрерывные разрушительные действия варваров создавали беспорядок во все сторонах жизни, и правила этики серьезно нарушались. Лев использовал свою кипучую энергию на поддержание дисциплины, настаивал на точном соблюдении церковных предписаний, и не смущался упрекать клириков когда это было необходимо. Письма относительно этих и других вопросов были посланы различным епископам Западной империи - епископам итальянских и сицилийских провинций, которые допускали отклонения от литургии и в других вопросах. Очень важный дисциплинарный декрет был послан епископу Рустикус Нарбонскому. Вследствие создания королевства вандалов в римской Профинции Африка, положение Церкви там стало чрезвычайно тяжелом. Лев также послал в 445 г. письмо к Диоскурию Александрийскому 445, убеждая его строго соблюдать канонов и требований церковной дисциплины Церкви.
Первенство Православной Церкви было также проявлено этим римским папой и в христологических спорах, которые тогда так глубоко взволновали восточный Христианский мир, блестяще показав себя при этом мудрым, сведущим и энергичным пастырем Церкви. Из его первого письма по этому вопросу, написанному в 448 Евтихию и его последнем письме, к новому Патриарху Александрии, Тимофею Салофасиолус, в 460, мы не можем не восхищаться ясным и систематическим способом который применял Лев для выхода из этой трудной и запутанной ситуации.
Евтихий (архимандрит одного из монастырей близи Константинополя) обратился к римскому папе после того, как он был отлучен от церкви Константинопольским Патриархом Флавием, из-за своих монофизитских взглядов. Римский папа, после изучения этого вопроса, послал важное письмо к Флавию, кратко излагая и подтверждая доктрину Воплощения, и союза Божественной и человеческой природы в Иисусе Христе. В 449 г. в Эфесе был проведен Собор, названый впоследствии Львом как "Разбойничий". Флавий и другие видные прелаты Востока обратились к римскому папе. Последний послал срочные письма в Константинополь, в частности, императору Феодосия II и императрице Пульхерии, убеждая их созвать Вселенский Собор, чтобы восстановить мир в Церкви. Для этой цели он использовал свое влияние на западного императора Валентиниана III, и его мать Пласидию, особенно во время их посещения Рима в 450. Этот Вселенский собор был проведен в Халкедоне в 451 при Маркиане, преемнике Феодосия. Он торжественно принял послание Льва к Флавию как выражение Православной Веры относительно Иисуса Христа.
Папа римский убедил нового императора в Константинополе, Льва I, удалить еретического монофизического патриарха, Тимофея с кафедры Александрии. Новый православный патриарх, Тимофей Салофасиолус, был выбран, чтобы занять его место, и получил поздравления римского папы в последнем письме, которое Лев послал на Восток.

В его далеко идущей пасторской заботе о Единой Церкви, на Западе и на Востоке, римский папа никогда не пренебрег внутренними интересами Церкви в Риме. Когда Северная Италия была опустошена Аттилой Лев лично встречался с предводителем гуннов, предотвратив его поход на Рим. По просьбе императора, Лев, сопровождаемый консулом Авиенусом и префектом Тригетиусом, отправился 452 в Северную Италии и встретил Аттилу в местечке Минчио близи Мантуи, получив от него обещание, что он покинет Италию и заключит мир с императором. Римский папа также преуспел и в получении другой важной защиты для жителей Рима. Когда в 455 город был захвачен вандалами и в течение двух недель был разграблен, заступничество Льва дало обещание короля вандалов Гензериха, что город не будет полностью разрушен и что жизни жителей будут сохранены. Эти случаи показывают высокую моральную власть, которой имел римский папа, проявленную им даже в мирских делах.

Лев Римский папа умер 10 ноября 461 года и был похоронен в преддверии собора Святого Петра в Ватикане. Католическая Церковь празднует день Святого Льва Римского папы 11 апреля, а в Восточной Церкви он приходится на 18 февраля (по старому стилю).

По материалам Католической Энциклопедии






Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского

Память 18 февраля (по ст.ст.)


Преподобный Агапит родился в Каппадокии1 в царствование императоров Диоклитиана и Максимиана2. Родители его были христианами. Еще в молодых годах он принял ино-чество и поступил в один из монастырей своей родины, где подвизалось более тысячи иноков. Научившись от них добрым иноческим навыкам, преподобный вскоре стал искусным исполнителем заповедей Господних. Он так ревностно подвизался в посте, бодрствовании и молитве, что у всех вызывал удивление и за свои строгие подвиги пользовался в обители всеобщею любовью. Он носил одежду из древесной коры, питался нередко в течете 80-ти дней золою вместо хлеба, отказывался от сна и, почитая и называя всех иноков обители своими господами, старался быть полезным им разными монастырскими услугами. За такие подвиги Господь сподобил преподобного благодати чудотворения. Молитвою он однажды умертвил змея, а потом исцелил одну девицу, которая страдала от тяжкого недуга.

Император Ликиний3, узнав о том, что преподобный Агапит обладает большою телесною силою, повелел взять его из обители и против его воли определил в число своих воинов. Исполняя обязанности военной службы, преподобный не оставлял и иноческих подвигов и удостоился благодати Божией одним своим появлением врачевать мучительные припадочные недуги. Кроме того он чудесно исцелял различные болезни не только у людей, но и у лошадей, волов и других животных. В то время Ликиний воздвиг гонение на христиан, и когда славные мученики Виктор, Дорофей, Феодул, Агриппа4 и многие другие, по его повелению, были подвергнуты за веру во Христа жестоким мучениям, то в числе их пожелал быть и преподобный Агапит. После того, как они приняли за Христа мученическую кончину, преподобный был ранен копьем, но Господь сохранил ему жизнь для того, чтобы впоследствии он спас многих.

Вскоре Ликиний умер и по воле Божией власть над всею римскою империею принял император Константин Великий. В числе слуг императора находился один любимый им слуга, который был одержим нечистым духом. Узнав о преподобном, император призвал его к себе, привел к нему больного слугу и просил исцелить его. Преподобный помолился, и слуга немедленно же получил исцеление. Император хотел наградить святого, но преподобный не стал просить никакой другой награды, как только того, чтобы ему позволено было оставить военную службу и возвратиться к возлюбленной им иноческой жизни. Император оказал ему в этом содействие, и он, оставив воинское звание, возвратился в ту же обитель, где подвизался и раньше.
Спустя некоторое время после этого епископ города Синады5 призвал преподобного Агапита к себе и, против его желания, рукоположил в сан пресвитера, а затем вскоре скончался.

Тогда изволением Божиим и по избранию духовенства и народа святой Агапит был поставлен епископом Синадским. С принятием епископского сана преподобный удостоен был от Господа дара пророческого прозрения. Этот дар обнаружился при следующих случаях. Одна женщина, услышав о новопоставленном епископе, пришла однажды к нему, чтобы принять от него благословение. Когда она предстала пред святителем, то он рассказал ей всё, что произошло с нею в течете всей ее жизни, начиная с детства, дал ей при этом наставление, и она ушла от него с твердым намерением жить благочестиво. Потом преподобный обличил в растлении девицы слугу одного Ираклийского6 диакона, когда тот пришел к нему просить благословения. Обладая даром пророческого прозрения, преподобный Агапит творил также чудеса. Так, пришел однажды к нему епископ города Силандеи7 и сообщил, что протекающая близ города река в зимние месяцы так сильно наполняется водою, что затопляет нивы и поля и портит посевы. Тогда преподобный помолился Богу, и течение реки обратилось в другую сторону. Святой Агапит совершил множество (числом более ста, как сообщает запись о нем) и других чудес, исцеляя одержимых падучею болезнью одним словом своим, прикосновением руки и тенью, падавшею от тела его. Окончив свою благочестивую и богоугодную жизнь, преподобный в глубокой старости почил о Господе Спасителе нашем Иисусе Христе8.

________________________________________________________________________

1 Каппадокия, восточная малоазийская область римской империи, граничила на востоке с Арменией, на севере - с Понтом и на юге - с Киликией.

2 Император Диоклитиан (284-305) для более успешного управления обширной римской империей в начале своего царствования избрал себе соправителей, в числе которых с 285 года быль Максимиан Геркул.

3 Император Ликиний, с 311 года преемник императора Галерия, был правителем восточной части римской империи, соправителем Константина Великого и впоследствии врагом и жестоким гонителем христиан.

4 Память их празднуется так же, как и память преподобного Агапита, 18-го февраля.

5 Город Синада находился во Фригии.

6 Город Ираклие или Гераклея нахолился в Вифинии на берегу понта Евксинскаго, ныне Черного моря.

7 Город Силандея или Селена находился в фригийской области у нстоков реки Меандры, впадавшей в Эгейское море.

8 Кончина святого Агапита относится к IV веку.








Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского

Память 18 февраля (по ст.ст.)


Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви1; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла2 он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии3. У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил
его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, не смотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, - Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть.
Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора4, он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет.
- Я не имею золота, - говорил он, - потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, - что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.
Впрочем впоследствии, как добавляет историк Евагрий5, когда Хрисафий стал настойчиво добиваться присылки драгоценного подарка, патриарх послал ему несколько золотых сосудов, взяв их из алтаря; сим подарком патриарх хотел посрамить Хрисафия и обличить его ненасытную страсть к золоту.
Хрисафий пришел в сильный гнев, и стал возбуждать против патриарха царя, говоря ему, что новопоставленный патриарх глумится над его державой. Но сей коварный царедворец не мог причинить большого зла патриарху, так как благочестивая царица Пульхерия, сестра императора Феодосия, управлявшая тогда всем царством Греческим, покровительствовала патриарху, защищая сего неповинного и святого мужа. Тогда Хрисафий стал строить козни и против благочестивой Пульхерии, коварным образом вооружив против нее царицу Евдокию6, как о сем пространно изложено в житии святой Пульхерии. Хрисафий достиг даже того, что царская сестра была удалена из царского дворца и лишилась своей власти. Произошло это следующим образом: царь Феодосий, по совету супруги своей Евдокии и Хрисафия, пожелал, чтобы патриарх убедил сестру его принять иноческое пострижение, надеясь таким образом устранить ее от царской власти. Посему у царя тайно был собран совет, куда был приглашен и святейший патриарх; на совете патриарх показал вид, что исполнит желание царя, но в сердце своем он не одобрял его, так как считал несправедливым устранение от управления Греческим государством Пульхерии, которая отличалась премудростью, благоразумием, целомудрием и святостью, заменила царю мать, когда во время его детства родители его скончались, и, сверх того, являлась защитницей благочестия и мудрою правительницею государства. Уважая и почитая Пульхерию, святой Флавиан тайно известил ее обо всем, что происходило на тайном совещании царя. Тогда благочестивая царевна Пульхерия, поняв вражду царицы и Хрисафия и видя намерение брата, сама оставила управление царством, оставила также и царские палаты и город и предалась тихому безмолвию. После того лукавый Хрисафий, дождавшись благоприятного времени, стал снова строить козни против святейшего патриарха Флавиана, восставляя на него самого царя и говоря, что он не сохранил царской тайны и держит сторону Пульхерии, а не царя. Ибо все вскоре узнали о том, что патриарх сообщил Пульхерии о царском намерении. Таким образом Хрисафий достиг того, что царь стал весьма гневаться на патриарха Флавиана.
В то время в Царьграде проживал архимандрита Евтихий, получивший печальную известность своим богохульным учением, так как он сливал два естества в Господе нашем Иисусе Христе - Божеское и человеческое - в одно естество. Сей Евтихий был духовным отцом Хрисафию, так как он был восприемником его при святом крещении. Созвав в Константинополе поместный собор7, святейший патриарх Флавиан призвал на него Евтихия для того, чтобы он открыто перед всеми заявил о своем исповедании. Но Евтихий не хотел идти на собор, измышляя в оправдание своего нежелание различные предлоги: то он утверждал, что из своего монастыря он не может выходить, как из гроба, потому что дал обет о сем, то говорил, что стар и сильно болен. Но святейший патриарх снова посылал к нему архимандритов, пресвитеров и диаконов, с любовью приглашал его на собор, всячески содействовал его раскаянию, старался, чтобы он перед всеми отверг свое еретическое мудрование и присоединился к святой православной Церкви, надеясь, что другие, следуя его примеру, оставят свое заблуждение и обратятся к истинной вере. Лишь после неоднократно повторенных призывов Евтихий согласился, и то неохотно, придти на собор. Отправляясь на собор, он прежде всего зашел в царские палаты, стараясь найти себе у царя защиту и помощь. Через Хрисафия он выпросил у царя послать вместе с ним на собор избранных сановников и несколько воинов. Царь послал с Евтихием патриция Флоренция и других сановников вместе с воинами. Так Евтихий отправился на собор, словно на какую-либо битву, окруженный воинами и царскими сановниками. Последние послали сказать отцам собора:
- Мы и сами не придем на собор, и Евтихию не дадим придти, если вы нам заранее не обещаете, что отпустите его с собрания свободным.
Собравшиеся на собор отцы дали свое обещание. Когда Евтихий предстал пред собором, то сначала были прочитаны его книги, исполненные еретических догматов, которые он разослал по различным монастырям и тем многих склонил к своему пагубному заблуждение. Затем после долгих уверток Евтихия отцы собора принудили его устно высказать свое исповедание. Евтихий сказал:
- Я исповедую, что Господь наш Иисус Христос два естества имел пред Своим воплощением, но после воплощения в Нем стало одно естество8.
Тогда бывшие на соборе отцы потребовали, чтобы он проклял свое еретическое мудрование и принял бы православные догматы, но он отказался от сего пред лицом всего собора, на котором присутствовало тридцать два епископа, двадцать три архимандрита и множество пресвитеров и диаконов. Тогда святейший Флавиан и все святые отцы, присутствовавшие на соборе, извергли Евтихия из священного сана и написали следующую грамоту: "Евтихий, бывший некогда пресвитером и архимандритом, в прежних своих писаниях и в нынешнем устном исповедании показал, что разделяет ересь Валентина и Аполлинария9; неуклонно следуя заблуждению сих еретиков, он не послушался нашего увещания и, не принимая истинного учения, отказался следовать правым догматом. Посему мы, плача и стеная об его конечной гибели, решили во имя Господа нашего Иисуса Христа, Коего он хулит, отлучить его от иерейского сана, начальствования над монастырем и нашего общения. Да будет сие известно всем, кто потом будет беседовать с ним или посещать его; пусть знают эти люди, что они навлекут на себя наказание и подвергнутся отлучению, так как не отклонились от его заблуждений".
Эту грамоту подписал Флавиан епископ нового Рима10, а также и все прочие епископы и архимандриты.
Будучи извержен, Евтихий искал поддержки при царском дворе, так как ему сильно помогал во всем влиятельный Хрисафий. Сей лукавый евнух имел на святейшего Флавиана великую ярость и гнев; он всячески старался низложить с престола святого архипастыря, ибо тем он хотел и за Евтихия отомстить и в особенности причинить неприятность Пульхерии, уважавшей святого Флавиана. Пользуясь своим влиянием на царя, которое было так велико, что он мог совершать всё, что ему было угодно, -Хрисафий написал послание к патриарху александрийскому Диоскору11, человеку способному на всякое зло, опытному в коварстве, отличающемуся своим нечестием; в своем послании Хрисафий старался вооружить Диоскора против Флавиана, поручая Евтихия его покровительству и обещал ему большую милость у царя. Письмо было написано от лица царя, именем которого Хрисафий повелевал александрийскому патриарху, чтобы он, собрав подвластных ему единомышленных епископов, каких хочет, отправился бы поскорее в Ефес и составил бы там вселенский собор относительно догматов веры, ибо Флавиан вносит в церковь некоторые еретические мудрование и смущает верующих. Итак, - писал Хрисафий, - пусть Диоскор разсмотрит на соборе всё дело и извергнет Флавиана, а Евтихия, если он окажется невиновным, пусть разрешит от соборной клятвы и восстановит в его сане. Тот же Хрисафий привлек на сторону Евтихия и царицу Евдокию, так что и она помогала еретику против Флавиана. Диоскор же, взяв с собою более десяти единомышленных с ним епископов и некоего архимандрита по имени Варсума, сопровождаемый 1000 монахов, прибыль в Ефес. Здесь по царскому повелению составился, под председательством Диоскора, собор12, на котором присутствовало 128 епископов, съехавшихся из разных стран; на этот собор прибыл и святейший Флавиан, призванный сюда на суд. Царь же или вернее Хрисафий от имени царя написал послание к комиту13 Елпидию и к другим комитам, бывшим там с войском, чтобы они не допускали на собор тех епископов, которые, вместе с Флавианом, осудили Евтихия на поместном соборе, бывшем в Константинополе, и подписались под грамотою об извержении его.
Когда собралось то лукавое соборище, где председательствовал Диоскор, выступил Евтихий и подал написанное им самим исповедание веры, где изложил свое еретическое учение, искусно прикрытое двусмысленными выражениями. Лишь только Евтихий окончил чтение своего исповедания веры, среди участников собора поднялись разногласие и шум: одни защищали Евтихия и утверждали, что он неповинен, так как право исповедует святую веру, другие же стояли за Флавиана; но последних было мало, ибо все возлюбили тьму более света и ложь более истины, стараясь угодить земному царю, а не небесному. Ибо царь Феодосий, хотя и был благочестив, однако, как человек, согрешил по неведению, не поняв коварства Евтихия, Диоскора и Хрисафия. А последний постоянно лукаво льстил перед царем, стараясь уловить его душу в свои коварные сети. В своем неведении царь считал еретиков за православных и доверчиво внимал лжи, принимая ее за истину, ибо не было уже при нем его мудрой сестры, блаженной Пульхерии. Итак, после долгих разногласий и споров, сторона противников истинного православия на нечестивом соборище в Ефесе возобладала. Беззаконное соборище провозгласило догмат, будто во Христе не два естества, а одно, и объявило Евтихия неповинным и право верующим, тогда как он на самом деле был еретик; правоверного же и благочестивого патриарха Флавиана собор несправедливо осудил как еретика. Ему даже не было дозволено что-либо говорить в защиту себя. Председательствовавший на соборе александрийский патриарх Диоскор объявил его изверженным из сана, лишенным святительства, иерейства и всякой духовной власти, и об этом было составлено письменное постановление. Сверх того, на этом беззаконном соборе было решено отправить святого патриарха в заточение. Тогда встали Онисифор, епископ Иконийский14 и, вместе с другими епископами уверенными в невинности Флавиана, коснувшись колен Диоскоровых, стал просить его:
- Не приводи в исполнение своего намерения, честнейший отче, ибо Флавиан решительно ничего не сделал такого, что бы было достойно извержения; если же нужно наказать его, то накажи, но не извергай.
Диоскор, поднявшись с престола и став на возвышении перед троном, сказал:
- Если бы мне и язык грозили отрезать, я всё же не изменю приговора.
Тогда приближенный Диоскора архимандрит Варсума стал громко восклицать:
- Кто исповедует, что во Христе два естества, тот да будет рассечен пополам.
Когда епископы стали просить Диоскора о том, чтобы он не посягал на Флавиана, председатель спросил:
- Где комиты?
И тотчас комиты с Елпидием во главе и со множеством воинства вошли в церковь и принесли большие железные вериги, приготовленный для святого Флавиана; вместе с воинами вошли и монахи Варсума. Тогда епископы стали громко заявлять:
- Варсума разбойник, разорил всю Сирию, привел и на нас своих монахов. Варсума - разбойник, анафема Варсуму!
А Варсума кричал:
- Убить еретика Флавиана, убить его!
В безумном дерзновении нечестивцы устремились на святого и стали наносить ему побои, кто просто кулаками, кто палками. Даже сам Диоскор, набросившись на Флавиана, поверг его на землю и попирал ногами; так они били его некоторое время, а затем возложили на него, едва живого, вериги. Диоскор понуждал епископов, чтобы они все подписали грамоту об извержении Флавиана. Сторонники Диоскора подписали ее немедленно; а те из епископов, которые видели происходящую пред ними несправедливость и разбойничество, не соглашались подписать сей грамоты; но тогда их не стали выпускать из церкви расставленные вокруг нее вооруженные воины; монахи же Варсума яростно кричали и поносили их. И держали тех епископов в церкви до ночи, пока они, наконец, подписали сию грамоту, против своей воли, будучи устрашены угрозами. Так окончилось сие безбожное соборище, известное в истории под именем разбойничьего собора. Снятой же исповедник Христов Флавиан на третий день после того, как претерпел жестокие побои, предал святую свою душу в руки Господа, за Которого невинно пострадал, подобно Авелю, и таким образом, вместо изгнания, переселился на небеса. На его место патриархом в Константинополе был избран Анатолий15.
Чрез несколько времени злые дела и коварство Хрисафия были изобличены, так что он бесчестно был изгнан из царских палат и погиб бесславною смертью; царица же Евдокия, сообщница его, устрашенная гневом Феодосия, отправилась в Иерусалим. После того сам царь убедительно и долго просил святую Пульхерию, сестру свою, возвратиться во дворец и по прежнему помогать ему в государственных заботах; исполняя желание своего брата, святая возвратилась из своего уединения. Вскоре же после того, как она приняла в свои руки бразды правления, святая Пульхерия озаботилась восстановить православное учение, а также честь защитников православия. Мощи святого исповедника Христова Флавиана она перенесла с великой честью в Константинополь16. Диоскор же и Евтихий, преданные проклятию на четвертом вселенском соборе, бывшем в Халкидоне17, навлекли на себя вечную гибель. А церковь Христова, которую не смогли одолеть врата адовы, процветала, прославляя Христа, в двух естествах, неслитно и нераздельно познаваемого, хвалимого и превозносимого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Здесь разумеется церковь святой Софии, Премудрости Божией - соборный храм столицы, в котором была утверждена кафедра Константинопольских патриархов.
2 Святой Прокл, ученик святого Иоанна Златоуста, занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 434 по 447 год.
3 Императора. Феодосий II Младший, внук Феодосия Великого, царствовал с 408-450 г. Пульхерия была старшею сестрою Феодосия. Мудрая не по летам, она заменяла Феодосию, вступившему на царство 8-ми лет, мать и сначала управляла государством вместо него с титулом Августы, потом же разделяла власть вместе с императором.
4 Здесь разумеется инок Софийского монастыря в Константинополе - Никифор Каллист, умерший около 1350 г., его "церковная история" доведена до кончины византийского императора Фоки (611 г).
5 Евагрий Схоластик, автор церковной истории, обнимающей время с 431 г. по 594 г., между 537 и 594 годами.
6 Императрица Евдокия была дочерью Афинского философа Леонтия, лишенная, по смерти отца, части в наследстве, она приехала с жалобой на братьев в Константинополь, где нашла покровительницу себе в самой соправительнице императора -Пульхерии. Оценив красоту, ум и благонравие афинянки, Пульхерия приблизила ее к себе и решила на ней женить брата; но так как та была язычницей, то прежде всего Пульхерия привела ее к вере Христовой. Так, с именем Евдокии, юная афинянка сделалась императрицею, женою императора Феодосия Младшего.
7 Это было в 448 году.
8 Смысл слов Евтихия, очевидно, тот, что в момент зачатия два естества - Божеское и человеческое -: имели каждое самостоятельное значение и были отличны; но это был только один момент; когда же, при воплощении Бога, Божество соединилось с человечеством, то последнее было поглощено первым и во Христе стало одно естество.
9 Валентин - еретик, живший в первой половине II века. Он не признавал существование в Спасителе телесной природы и, таким образом, не считал его полным, совершенным человеком. Аполлинарий жил в IV веке. В противоположность Валентину он учил, что Христос имеет тело, но о соединении в Нем Божества с человечеством Аполлинарий мыслил очень своеобразно. Думая, что совершенный человек и совершенное Божество не могли соединиться в одно лицо, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть - дух - заступал в нем Божественный Логос (Слово). Таким образом он также не считал Христа совершенным человеком. У Евтихия есть точки соприкосновения и с Валентином и с Аполлинарием. Так как, по его учению, человечество поглощено во Христе Божеством, то Христос есть только Бог, а не Богочеловек, человечество Его является уже не действительно существующим, но чем-то воображаемым; а это довольно близко подходить к представлению Валентина, который учил, что человеческое тело Христа было не действительное, а только призрачное. С другой стороны учение о поглощении человечества Божеством очень напоминает учение Аполлинария о том, что во Христе высшая часть человеческого существа - дух - была заменена Божественным Логосом.
10 Новым Римом назывался Константинополь.
11 Патриарх александрийский Диоскор занимал патриаршую кафедру с 444 по 451 год.
12 Собор открылся 8-го августа 449 года. Он состоялся в той же церкви Ефеса, в которой заседал 18 лет пред тем 3-й Вселенский собор.
13 Комитами назывались спутники (свита) высшей чиновной особы в провинциях, а позднее и спутники императоров.
14 Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии; быль некогда главным городом Ликаонии - провинции, лежащей в средней части Малой Азии.
15 Святой Анатолий занимал патриаршую кафедру в Константинополе о 449 по 458 год.
16 Это было в 451 году.
17 Заседание собора открылись 8-го октября 451 года. К этому времени Феодосий скончался, и императорский престол в Византии занимал Маркиан (царствовал 450-457 г.), который, сделавшись императором, женился на Пульхерии.







Преподобный Косма Яхромский (+ 1492)


Память его празднуется 18 февр. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых
Мирское имя прп. Космы неизвестно. Его отец — знатный, но обедневший боярин — был вынужден отдать его в детстве на службу соседнему помещику Секерину, в 40 верстах от Владимира.
Секерин был подвижником в миру, и он дал отроку хорошее образование и особенно заботился о его духовном воспитании. Раз Секерин заболел и ради излечения вынужден был предпринять путешествие. Косма поехал вместе с ним. По дороге они остановились в лесу на ручье Яхроме. Больной уснул. Внезапно яркий свет осветил всю местность и таинственный голос произнес: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получишь вечные блага». И Косма увидел на дереве икону Успения Божией Матери, сиявшую дивным светом. Он взял икону и приложил ее к больному месту своего господина, который тут же проснулся исцеленным. Вскоре служба Космы окончилась. Повинуясь тому же таинственному голосу, повелевавшему ему оставить мир ради Бога, Косма удалился в Киево-Печерскую лавру. Его с трудом приняли из-за его юности, но скоро он удивил самых опытных старцев своей подвижнической жизнью. Наконец по повелению явившегося ему ангела он вернулся на место явления ему святой иконы. И опять» чудесный свет озарил всю местность. Здесь прп. Косма основал обитель в честь Успения Божией Матери. С особой любовью принимал он странников и пришельцев, видя в лице их Самого Христа, и посещал больных.
Господь даровал ему благодатные дары: покаянные слезы и обращение ко спасению закоренелых грешников.
Прп. Косма скончался 18 февраля 1492 г. Святые мощи его почивали под спудом в основанной им обители.
• Успенский Космин монастырь основан в 40 верстах от Владимира, близ с. Лыкова на р. Яхроме (совр. Владимирская епархия).

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites