КТО ХОЧЕТ ВИДЕТЬ, ВАМ В ЗИМНО





ЗИМНЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ






КАЖЕТСЯ ПРОШЛА ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ. КАК ДАВНО Я НЕ БЫЛ В ЭТОМ ДРЕВНЕЙШЕМ МОНАСТЫРЕ ЗАПАДНОГО ПОРУБЕЖЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. ПОЧЕМУ ВДРУГ ВСПОМНИЛ ТУ, УЖЕ ТАКУЮ ДАЛЕКУЮ, ЗИМУ СЕЙЧАС, СЕГОДНЯ. БОЛЯТ ГЛАЗА, ВОТ ПОЧЕМУ, - БОЛЯТ ГЛАЗА... ИКОНА. ОНА ИЗЛЕЧИЛА ОТ СЛЕПОТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, НЕ ОНА, НО ЧЕРЕЗ НЕЕ БОГОРОДИЦА ИЗЛЕЧИЛА. ДА, НЕЗРЯЧИМ СЮДА, С ИСКРЕННЕЙ МОЛИТВОЙ И ПОКАЯНИЕМ.
СПАСИ БОГ.





Недалеко от Владимира-Волынского в южном направлении, на берегу речки Луга, расположилось село Зимнее. Там находится один из древних монастырей Волыни.
По местному Преданию монастырь основан около 1001 года святым равноапостольным князем Владимиром, построившим здесь два храма и зимний терем (отсюда и название села, на территории которого еще в Х-ХII вв. жили люди). В Древнерусских летописях обитель упоминается в XI столетии, но с того времени ни одного строения не сохранилось. Уцелели лишь до сих пор сооружения, принадлежащие до ХV, а часть - даже до XIX и XX веков. Вначале монастырь имел шесть башень; четыре по углам, одну надвратную и другую возле нее. В северо-западном углу стоит дом келий ХV века, немного дальше от него на восток - великая Свято-Успенская церковь. За данными церковно-исторического списка 1828 года, который сохранился, она была построена князем Феодором Михайловичем Чарторийским в 1495 году. Село Зимнее вместе с монастырем род Чарторийские получили от дворянина Немиры, которому в 1460 году эти имения подарил литовский князь Свидригайло Ольгердович.
За границей монастыря, возле входа к пещерам находится маленькая Свято-Троицкая церковь, построенная 1465-1475 годах. Все сооружения, кроме Свято-Успенской церкви,небольшие, недоказательной архитектуры, одновременно они отличаются высокими качествами искусства. В начале ХVII века первые униатские владимирские епископы Ипатий (Потей или Поцей) и его преемник Иоаким (Мироховский) стремились склонить братию Зимненского монастыря к унии, но их намерения не имели успеха. Часть монахов приняла ее в 1682 году с приходом епископа Льва (Зеленского, а остальные - перебрались в Киев, прихватив с собой дарственные грамоты на владение землей. В результате этого обитель утратила всю свою собственность. В 1704 году князь Казимир Чарторийский кое-что компенсировал утраченное, подарив ему одно село. Через некоторое время униатский митрополит Лев (Кишка), жертвуя 90 тыс. злотых на развитие униатской церкви, выделил часть денег и Зимненскому монастырю. Однако этого было мало. Утратив землю, Зимненский монастырь так и не смог подняться до уровня многих униатских монастырей, которые играли значительную роль в общественной жизни. В 1724 году князь Казимир Чарторийский свои зимненские имения отдал Владимир-Волынскому старосте Михаилу Чацкому, который мало беспокоился о состоянии монастыря. Единственно, что он сделал - это перестроил Успенский храм по типу католического кастела. Денежное состояние Зимненского монастыря поддерживали загаецкие василиане, которые в 1789 году передали 800 злотых.
После присоединения Волыни к Российской империи монастырь прекратил свое существование, лишь с 1857 года В Свято-Успенском соборе совершалось Богослужение на правах приходского храма. В 1860-1862 гг. православные частично отреставрировали запушенный храм. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1893 года обитель была восстановлена как женская, временно приписав к Корецкому женскому монастырю.
9 июля 1894 года, после столетнего перерыва, совершилось освящение монастыря. Его совершил архиепископ Модест в сослужении викарного Владимир-Волынского епископа Паисия. На торжестве присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, более 40 священников при стечении множества народа. Праздник сопровождался Крестным ходом под звуки войскового оркестра и мелодичным пением учеников церковноприходских школ. Множество хоругв давали ему особенную торжественность. В память о событии Владимир-Волынская городская Дума подарила монастырю икону святой равноапостольной Ольги с дарственной надписью. В 1906 году монах Афонской Горы Афанасий передал Святогорскому монастырю икону святого великомученика Пантелеимона, что также отмечалось особым торжеством. К 1900 году обитель приняла надлежащий вид: закончили реставрацию храмов, отстроили хозяйственные помещения и построили новые. План проведения в порядок монастыря был сложен академиком Кошевым и зодчим Козловым. Зимненский Свято-Успенский женский монастырь отнесли ко второму классу как общежительный и самостоятельный. По штату в монастыре проживало 10 монахинь и 5 послушниц, которые главным образом после Богослужения занимались шитьем одежды для духовенства и хозяйством для своих потребностям. При монастыре находилась двухгодичная женская церковная школа. Кроме монастырских храмов - Свято-Успенского и Свято-Троицкого, в селе Зимнее находилась еще две церкви - Свято-Николаевская и преподобного Пафнутия Великого.
К 1914 году в Зимненском Свято-Успенском монастыре проживало 16 инокинь и 10 послушниц. Для совершения Богослужений монастырь содержал двух священников и диякона, а также владел 544 десятинами земли. Во время Второй Мировой войны, в 1915 году 40 зимненских мона¬хинь с игумениею переехали в Житомир и в селе Павлюковцах основали монастырь, который был ликвидирован советской властью в 1926 году. В 1942 году Житомирская Духовная консистория выделила для монахинь три дома возле Подольского храма, куда поселилась игумения Лукия с 20 сестрами. А 13 инокинь остались находиться в селе Павлюковцах. В часы Второй Мировой войны Подольский храм,то есть Свято-Успенский был кафедральным собором. А в 1946 году зимненские монахини переселились в Овручский Свято-Василиевский женский монастырь.
В Зимнем монастырь действовал во время польской власти до 1939 года, а в послевоенные годы принадлежал Волыно-Ровенской епархии и позже был закрыт.
Между Свято-Троицким и Свято-Успенским храмами расположен вход в пещеры, давшие монастырю название Печерского. Они состояли из двух параллельно вытянутых с севера на юг и соединенных в виде буквы "Н" длинных коридоров, начинавшихся на обращенных к реке склонах Святой горы, проходивших под престольным храмом и заканчивающихся под южной половиной монастырского двора. При этом один вход начинался около Свято-Троицкой церкви, второй - у водного источника у речки Луг, что имело важное значение для монастыря как крепости. Отдельные участки подземелий в конце XIX века были расширены и обложены кирпичей, а другие обсыпаны и обвалены. В печерах находится подземный храм в честь преподобного Варлаама Печерского.
В 1994 году Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь был восстановлен как женский.



И ЕЩЕ О СВЯТЫНЕ



Минуя аккуратный Луцк, достаточно проехать по автотрассе в сторону Владимира-Волынского еще 87 километров, чтобы в двадцати километрах от польской границы получить бесценную возможность исцелить тело и душу.

По преданиям, в 1001 году, после крещения Руси, князь Владимир Великий облюбовал здешнюю живописную местность для охоты. Он приказал построить на высоком левом берегу реки Луги два храма и зимний княжеский терем. Близлежащее село так и назвали — Зимно. Позже здесь был построен монастырь. Его выгодное расположение, добротные мощные стены с четырьмя угловыми башнями как нельзя лучше подходили для западного форпоста князя.



Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь — одна из древнейших православных святынь. Здесь хранится Зимненская чудотворная икона Божьей Матери. Это семейная реликвия: в 988 году князь Владимир получил ее в благословение на брак с греческой царевной Анной. В 1006 году Владимир подарил эту дорогую для него вещь монастырю в Зимно, и она стала покровительницей Святой горы, на которой тот расположен. Небольшое село Зимно принимает десятки тысяч паломников не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Люди искренне верят, что образ чудотворной иконы Божьей Матери, хранящейся в Святогорском Свято-Успенском Зимненском монастыре, несет мир и лад в семьи, помогает женщинам при бесплодии, может исцелить от онкологических заболеваний и глазных болезней. К слову, здесь действует и современный офтальмологический центр. Так что прихожане могут выбирать по своему усмотрению: записаться на прием к дипломированным офтальмологам или обрести надежду на прозрение, приложившись к чудотворной иконе. Впрочем, большинство нуждающихся в помощи делают и то, и другое.


Случаи об исцелении чудотворной иконой передаются из уст в уста. Так, зимненские послушницы охотно рассказывают, как на тысячелетний юбилей монастыря в 2001 году сюда приехала женщина, мать которой давно была прикована к постели. Дочь долго молилась возле иконы, просила об исцелении — и больная встала таки на ноги.
А 64-летняя Валентина Панасе­вич, местная жительница, сама подошла к группе журналистов, чтобы поделиться своей радостью. Рассказала, что сильно повредила колено. Посоветовали пойти в монастырь, помолиться иконе Божьей Матери. Идти пришлось на костылях. Зато через несколько дней пришло облегчение, и костыли больше не понадобились.
Одна из легенд о Зимненской иконе такова. В 1724 году село Зимно приобрел ревностный католик, волынский староста Михаил Чацкий. Он приказал переоборудовать храм в костел, из пяти куполов оставить два, присвоил все церковные богатства, разорил усыпальницу, забрал драгоценности у умерших, снял украшения с Зимненской иконы. Глумясь над образом, он выкрикнул: «Что же, православная святыня чудотворная, так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!». После таких слов нечестивец ослеп, а через три года умер. Кара поразила весь род Чацких — его наследники мужского пола за три года до смерти теряли зрение.


Ныне в обители живут 40 монахинь. Благодаря хорошо развитому хозяйству (золототканая мастерская, пекарня, скотный двор, большой фруктовый сад) здесь помогают нуждающимся: пенсионерам, многодетным семьям, безработным выделяют продукты питания, организовывают благотворительные обеды. При монастыре воспитываются дети из неблагополучных семей, действует лагерь для детей-сирот.
У подножия горы, на которой расположен Свято-Успенский Зимненский монастырь, находится источник преподобного Варлаама Печерского. Рассказывают, что в 1065 году первый игумен Киево-Печерской обители возвращался из Иерусалима и Константинополя через Волынь. Решив передохнуть в здешнем монастыре, Варлаам вырыл колодец, который сам же и освятил. С тех пор святая вода помогает тем, кто приходит сюда с верой.
Путь к источнику непростой — нужно долго идти вниз по крутому склону. Но очень уж хотелось испить целебной воды и умыться ею. Внизу, возле источника, довелось увидеть не только пожилых людей, но и молодежь. Паломники дружно вытаскивали из глубины колодца ведро с набранной водой, а потом разливали ее всем желающим, стараясь ни капли не пролить на землю. Слышалась украинская, русская, польская, английская речь. Все эти люди, такие разные, приехали сюда за исцелением не только физическим, но и духовным. И они искренне верят, что обретут его в маленьком селе Зимно.




Комментарии участника: Лидия Новикова (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 8 )
#1 | Лидия Новикова | 22.03.2012 16:06
  
6
Такая красота, душа радуется, Георгий, спаси Бог! такие чудесные кадры)))) Вы там были?
#4 | Лидия Новикова | 22.03.2012 16:22 | ответ на: #2 ( Георгий О. ) »»
  
10
Да, какие всё-таки у нас есть святые места на Украине,
Спаси Бог Георгий!

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU