20-е мая , Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351), Нила Сорского, Нила Мироточивого Афонского, Антония Киево Печерского




20-е мая 2012г.
(07.05.2012 г. по ст.с.)

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.
Глас 5-й.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351).
Мч. Акакия сотника (303).
Воспоминание преставления преподобного Антония Печерского
Прп. Нила Сорского (1508).
Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) ( Груз. ).
Новомч. Пахомия Патмосского (1780) ( Греч. ).
Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.
Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского.
Свт. Дометиана, еп. Маастрихтского ( Нидерл. ).
Свт. Иоанна Беверлийского, еп. Йоркского (751) ( Кельт. и Брит. ).



Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18.

Лит. – Деян., 38 зач., XVI, 16–34. Ин., 34 зач., IX, 1–38.
На утрене катавасия «Спасителю Богу...». На литургии прокимен, глас 8-й: «Помоли?теся и воздадите...».

Трапеза

Поста нет.



Богослужебные указания

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5-й.

Воспоминание явле́ния на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Ака́кия сотника. Прп. Ни́ла Со́рского. Лю́бечской и Жиро́вицкой икон Божией Матери.

Обре́тение мощей прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.

Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду.

Служба совершается по Триоди.





ВОСПОМИНАНИЕ ЯВЛЕНИЯ НА НЕБЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ


Память 7 мая (по ст.ст.)

По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций1, который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия2. Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу3 на небе явилось изображение честного креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением, Сие знамение креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш4, достигало до самой горы Елеонской5, отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, - оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, - все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии - и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.
Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл6 известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен7 свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого креста8, весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться "Знамение Сына человеческого" (Мф.24:30), креста святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (Лк.23:40-43), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (Мф 25:33-34). Аминь.
Тропарь Креста, глас 8:

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси: и в нем Твою Спасе, крепость уяснил еси, сим укрепляя и верныя наша цари: яже и спасай выну в мире, молитвами Богородицы Христе Боже, и спаси нас.

Кондак, глас 4:

Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест: темже сияний его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету, и во бранех имамы его, оружие мира, непобедимую победу.

________________________________________________________________________

1 Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.

2 Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, - всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.

3 По нашему счету около 9 часов утра. - Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.

4 Голгофа находилась ранее вне Иерусалима (Мф.27:32-33, Ин.19:17,41; Евр.13:12); лежит на северо-западной стороне св. города. Свое название (Голгофа с еврейского - череп, лобное место (Лк.13:33), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданно здесь был погребен Адам.

5 Гора Елеонская и Масличная - горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (Иез.11:23), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (Ин.8:1; 18:2). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою (Мф.21:30-50; Лк.14:26-46; 22,39) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим (Мф.21:21; Лк.14:29). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (Деян.1:12). B II в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

6 Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.

7 Созомен - церковный историк V в. Его "Церковная история" обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. - Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей "Церковной истории", в главе 5.

8 Явление креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена - господство арианства. Ровно 10 лет (по 371 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361-363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364-378 г.).







АКАКИЙ КАППАДОКИЯНИН, ВИЗАНТИЙСКИЙ, СОТНИК, МЧ.



Святой мученик Акакий, живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305 - 311) началось гонение на христиан, Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность святого Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и святой Акакий изнемогал на пути от ран, тяжких оков, голода и жажды. Когда же наконец остановились на ночлег, святой Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: `Мужайся, Акакий, и крепись!`. Этот голос слышали и другие узники, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере. В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: `Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны`. Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году. При Константине Великом мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию. Святой мученик Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, что испытал на себе святой Епифаний, ученик святого Андрея юродивого.




Юрий Нагулко 3


ВОСПОМИНАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ПЕЧЕРСКОГО


Преподобный Антоний Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: `Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков`. Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне. По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3 мая). Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и кельи для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, быдучи восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.




Преподобный Нил Сорский 20 мая



ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ

День памяти: Май 7





Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне. По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжилась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь. В своих письменных трудах - "Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне" и "Уставе" преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень - отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая - непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.



НИЛ СОРСКИЙ: «Бог да простит всех»
Евгений Князев

Д.п.н., профессор



Выдающийся подвижник Русской Православной церкви, духовный лидер нестяжателей преподобный Нил Сорский – одновременно, один из первых в нашем Отечестве ученых, исследовавших глубочайшие процессы душевной жизни. Старец Нил известен как выдающийся православный мыслитель, но остается мало знакомым как подвижник отечественной науки и просвещения. Переписывая сочинения святого Нила Сорского, древнерусские составители книжных сборников неизменно писали его имя в заглавиях с особым почтением – «великий старец».

«Писание о святом житии его сгоре», — записал позднее летописец. Автор «Повести о преподобном отце нашем старце Ниле и о честней обители…», рассказывает, что Нил родился в Москве около 1433 г., его мирское имя Николай. Исследователи полагают, что он из рода Майковых. Его ученик Герман Подольный писал, что брат Нила Андрей Федорович Майко, занимал высокий пост дьяка при великих князьях Василии II и Иване III. Освоив в детстве грамоту, став « скорописец, рекше подъячей...» еще в отрочестве, по ряду свидетельств Нил усердно занимался тяжким трудом переписывания книг и был «судиям книгочий чином».[1]

Высшей учености в ту эпоху достигали лишь в монастырской общине. Высокой премудрости православного монашества Нил обучался у старца Паисия Ярославова, постриженика Спасо-Каменного монастыря, основанного афонским монахом Дионисием. В середине ХV столетия возникла и крепла духовная связь русских иноков с монашеством греческого православного Афона – Святой Горы[2].

Николай принял постриг под именем Нил на Севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, сохранившем дух скрытого неприятия монастырского землевладения, хотя традиция эта установилась едва ли не повсеместно. Не желая мириться с мирским соблазном в обителях, Нил с ранних пор своего иноческого подвига последовательно исповедовал идею нестяжательства, отрицая и осуждая монастырское владение селами и людьми[3].


ИСИХИЯ

Особым способом приобщения к христианским Святыням стало его паломничество ко Гробу Господню, в Иерусалим. Нил отправился в паломничество во Святую Землю вместе с учеником, выходцем из княжеского рода Иннокентием Охлябининым. Затем Нил обучался особому умению «исихии» – безмолвия у духовных старцев Святой горы, на Афоне, в Греции. В икосе преподобному Нилу Сорскому помещена неповторимая по точности метафора, Иннокентий Охлябинин отметил, что житие праведников в этом мире жестко, «как древо пальмы, однако плоды же его сладки, как плоды финика». Утонченный христианский аскетизм, последовательное нестяжание, повышенная требовательность к духовной стороне жизни, особые практики воздержания, подвижничество, продолжительные молитвы и бдения, — таковы отличительные черты жизнечувствия подвижников монахов православного Афона. Поборники мистического учения исихастов проповедовали учение о безначальном, несозданном Свете Господнем, явившемся во время Преображения Христа на горе Фаворе. Божественный Свет вновь воссиял в награду за их отшельническую жизнь, и для сохранения его в своих душах, исихасты разработали особое духовное сосредоточение. Дни и ночи проводя в молитвах, сосредоточившись на одной точке, отвлекая мысль от всех посторонних воздействий, иноки стремились воспринять несозданный Свет Господень. От внутреннего спокойствия, – исихии, – и безмолвия приверженцы этого учения и получили свое название – исихасты. Хотя собор, проходивший в Царьграде в 1341 г., поддержал исихастов, это мистическое движение не получило, – да и не могло получить, – широкого распространения[4].

Возвратившись на Русь, Нил в конце 1470–х годов основал скит на реке Соре, откуда и происходит его прозвание Сорский. За век до того Преподобный Сергий Радонежский ушел в глухие леса и создал обитель во имя Святой Троицы, св. Кирилл Белозерский покинул богатый Симонов монастырь и поселился в безлюдных лесах Заволжья. Продолжая традицию великих подвижников, Нил отправился в лесную «пустыню» русского Севера, где и была основана эта особая обитель[5].

Нил писал: «понеже благодатию Божиею обретох место моему угодно разуму, занеже мирской чади маловходно». Нил поставил грамотность главным условием при поступлении в скит. Вокруг подвижника собралось чуть более десяти учеников, способных действительно соответствовать требованиям созерцательного учителя. Скитская жизнь отличалась строгостью для учащихся: им полагалось усердно заниматься праведными духовными трудами, – «рукоделием», – т.е. переписыванием священных книг для последующего их распространения в других монастырях. Своим последователям Нил разрешал исключительно интеллектуальный способ добывания средств для содержания обители. В небольшом Сорском скиту почиталась тишина и сосредоточенность монахов, постоянно занятых особо значимым трудом переписывания Священных книг. Избы–кельи поставили так, чтобы из окон можно было видеть не больше одной соседской кельи. Немногословные духовные беседы во время встреч насельников происходили на всенощной не чаще двух раз в неделю.

Призывая решительно отказаться от всех мирских соблазнов, старец позволял ученикам владеть лишь самым необходимым – книгами и иконами: «Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию». На скитской территории не разрешалось рубить лес, держать скот. Важно отметить, что монахам строго воспрещалось пользоваться «стяжаниями, иже по насилию от чюжих трудов собираемыми», т.е. запрещалось использовать плоды труда других людей и иметь слуг. Лишь в редких случаях насельники скита могли принимать пожертвования от благотворителей.

Погрузившись в молитвенный труд, изучая священные книги, великий старец Нил и его последователи вели замкнутую, весьма уединенную жизнь сосредоточенных ученых монахов. Однако любовь к уединенной жизни не помешали Нилу Сорскому принять деятельное участие в споре о монастырских имениях, стать духовным главой нестяжателей, отрицавших мирские имения Церкви.


«УМНАЯ МОЛИТВА»

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6,6.). Нилу Сорскому принадлежит несколько бесценных произведений «Предание ученикам, Устав», «Покаянная молитва», несколько Посланий, и Завещание, написанное им перед смертью. Решительно осуждая обрядоверие, наставник св. Нил проповедует своим ученикам внутреннюю воздержанность. Обучая духовному подвигу, состоящему не только в трудах по умерщвлению плоти, св. Нил призывает своих учеников к глубокому внутреннему духовному совершенствованию. Мысль и сердце, душа и дух – такова истинная почва и, одновременно, ценность просвещения в учении великого св. старца Нила Сорского. Отмечая, что цель воздержанности – приготовление ученика к «деланию сердечному», «мысленному блюдению», «умному хранению», он считал воздержание лишь путем к «умной молитве». Учение об умной молитве Нил принес на Русь из Афона. «Основой этого греческого метода является соединение молитвы с телесным ритмом дыхания и сердца. Задержание дыхания и сосредоточение внутреннего воображения («ума») в сердечной области сопровождаются непрерывным ритмическим повторением молитвы Иисусовой», – пишет Г.П. Федотов[6]. Святой Нил так описывает состояние созерцания: вначале надо «поставить ум глух и нем, и имети сердце безмолствующе от всякого помысла». Достигнув полного внутреннего молчания, ум начинает «зрети присно в глубину сердечную и глаголяти: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И тако глаголяти прилежно…да не часто дышеши». Во время такой напряженной внутренней молитвы у ученика не должно появляться видений: «Мечтаний же зрака и образа видений отнюдь не приемли никако же, да не прельщен будеши». Когда «изнемогает ум зовый, и тело и сердце изболит», св. Нил советует перейти от «умной», духовной молитвы к устной.

Нил Сорский – один из первых в отечественном духовном образовании рассматривает глубочайшие проблемы обучения и воспитания. «Единственный из всех древних святых, он писал о духовной жизни, и в произведениях своих оставил точное и полное руководство духовного пути», – отмечает Г.П. Федотов. Старец отнюдь не одобряет у своих учеников намеренного умерщвления плоти, более того, он считает, телесная чахлость не может способствовать нравственному и духовному совершенствованию. Важно, чтобы в зависимости от возраста, физического состояния, недугов учащийся научился в трапезе довольствоваться малым, поддерживая тело «по потребе без мала», даже «упокоивать его в мале».

Не видя смысла в непомерности изнурительных постов, старец действенно противостоит ханжеству и формализму. Полностью осознавая смысл своих духовных действий, учащийся должен каждодневно разумно совершать подвиг нравственного совершенствования. Отнюдь не по внешнему принуждению и приказу игумена, но «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити», – так должно проходить ученичество. Нил призывает к осознанному личному послушанию учащегося, к строгой внутренней самодисциплине, а не к внешней показной дисциплине, основанной на лишь приказаниях.

Вовсе не отрицая личной свободы монаха, Нил не поощрял «самочинников» и «самопретыкателей», для которых якобы не существовало общих правил. По Нилу Сорскому только «божественные писания» должны быть авторитетом для каждого инока и мирянина. Им, и только им, а не воле начальства, должны они подчиняться.


КНИГОПИСАНИЕ

Основной долг инока в изучении и копировании Божественных Писаний. В их «испытании», то есть в исследовании и правильном усвоении смысла – задача обитателей скита. Проведение исследования Божественных Писаний должно быть связано с вдумчивым анализом большей части текстов. Если бы к позиции великого старца прислушались его современники в XV–м в., то можно было избежать драматических событий раскола Русской Православной Церкви в XVII–м веке. «Писания многа, но не вся божественна суть» — эта мысль о критическом отношении к письменам стала одной из характерных в убеждениях Нила, и всех его последователей, «заволжских старцев». Однако большинству книжников не удалось постичь глубокий смысл этой не принятой тогда методики познания и исследования премудрости.

Подвергая копируемые книги собственному текстологическому анализу и богословской критике, Нил, его ученики и сподвижники продолжают заниматься важнейшим делом – переписыванием священных книг, распространением христианского просвещения для Руси. Они располагают особой методикой анализа текстового материала, при котором списывают «с разных списков, тщася обрести правый». Сопоставляя списки произведений, и находя в них «много неисправленна», старец сводил наиболее точные, стараясь внести исправления, «елико неисправленна», — старался поправить, «елико возможно его худому разуму». В том случае, когда часть текста, по его мнению, оказывалась ошибочной, и отсутствовал образец для исправления, Нил оставлял в рукописи пробел, и делал на полях глоссу, заметку: «от зде в списках не право», или: «аще где, в ином переводе, обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется». Иной раз Нил не записывал несколько страниц, не желая копировать внушающий ему сомнение отрывок текста. Он переписывал исключительно те произведения, которые «по возможному согласно разуму и истине...»[7].

Глубокое понимание смысла произведения и проникновенный метод постижения духовной стороны «писаний», существенно отличали возвышенный характер просвещенной «книжности» Нила Сорского. Особо показательны литературные источники, с которыми он познакомился во время пребывания своего на Святой горе, на которые он часто ссылается: произведения Нила Синайского, Исаака Сирина. Однако А.С. Архангельский отмечает: «ни одному из них Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, например, он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита»[8].


НЕСТЯЖАНИЕ

«Особая излюбленная Нилом форма аскезы есть аскеза нищеты. В духовной жизни нищета имеет не только значение радикального нестяжательства, но и верности евангельскому образу уничиженного Христа», – писал Г.П. Федотов. Нил Сорский считал, что для духовного совершенствования монахам и самой церкви нет нужды обладать дорогой, золотой и серебряной церковной утварью. Излишне тщиться «золотить купола» и украшать с пышным убранством храмы. Как духовный приют страждущих церковь владеет лишь самым необходимым – «повсюду обретаемым и удобь покупаемым». Задача благочестивых верующих состоит не в том, чтобы жертвовать имущество и драгоценности церкви, а в том, чтобы раздать нищим. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»(Матф., 6. 25). Христос учил в Нагорной проповеди: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 24.,6).

Глубокое учение Нила Сорского логически порождало его неприятие земельных владений и имуществ монастырей. Полагая, что иноческому обету противоречит вовсе не только богатство, как некое излишество, вслед за Христом, Нил отрицал любую собственность. Отречение от мирской суетности и всего, «яже в ней», не может совмещаться в монастырской жизни с озабоченностью сугубо светскими помыслами: имуществами, землями и богатствами.

Сохранившееся «Исповедание веры» Нила, свидетельствует о его «гнушание ересью», однако он не поддерживал Новгородского архиепископа Геннадия, сторонника жестокой расправы над вольнодумцами. Присутствовавшие на соборе1490 г., разбиравшем дело еретиков, оба старца Паисий Ярославов и Нил Сорский, учитель и ученик, смягчили решение собора, основываясь на евангельском учении о любви и милосердии. По их мнению, покаявшихся надо прощать, и только упорствующих следовало отлучать от церкви.


ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ

Идейная борьба двух неравных по численности группировок, – нестяжателей и иосифлян, – в конце XV – начале XVI в. поляризует просвещенное сообщество русского монашества. Нил Сорский и учитель его Паисий Ярославов, Вассиан Патрикев и другие в противостоянии формализму и начетничеству, отстраивали приоритет духовных интересов Православной церкви. «На соборе 1503 г. собранном по совершенно другому поводу неожиданно начал «старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием», – пишет Г.П. Федотов[9]. Собственность обителей противоречат Слову Христову и Евангелию, не соответствует памяти древнерусских подвижников. Земельная собственность обусловила зависимость клира от светской княжеской власти, лишало его независимости в отношениях со светской властью. Ведь игумены, занятые мирскими помыслами, утратили духовное право смирять и сдерживать сильных мира сего. Несмотря на то, что старцы не составляли большинства монашества, они не скрывали своих взглядов и открыто критиковали своих идейных противников. Эта твердость в убеждениях не встречала сочувствия, но вскоре вызвала открытые обвинения со стороны враждебного большинства.

Убежденные в правильности своей позиции св. Нил и его последователи учительствовали, передавали основы этого учения своим верным последователям. Старцы придали глубокий внутренний смысл русскому православию и создали особый духовный полюс в идейной жизни Руси.


БОГ ДА ПРОСТИТ ВСЕХ

«В Ниле Сорском обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости», – писал Г.П. Федотов. Кроткая любовь Нила не исключает мужественное стояние за истину: « Несть убо добре еже всем человеком хотети угодно быти. Избери: или о истине пещищися и умерети ее ради, да жив будешьи вовеки, или яже суть на сласть человеком творити и любим быти ими, Богом же ненавидим быти». В своем духовном завещании ученикам преп. Нил писал: «Повергните тело мое в пустыни – да изъедят е зверие и птицы; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. …Мне бысть не сподобен чести и славы века сего. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощения. Бог да простит всех».

Источники и литература:

Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882 (ПДП. Т. 16) // ЖМНП. 1882, сент. С. 205—207
Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб.,1912// Памятники древней письменности и искусства. Т. 179.С. 22—27.
Князев Е.А. Родная старина, М., 1996. С.121, 190
Князев Е.А. Русская история до XVII в., М. 2005. С.311-319
Князев Е.А. Чело веков, М. 2004, с. 123.
Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М.,1997
Федотов Г.П. Святые Древней Руси., М., 2003.
2009–04–15 â Kniazev



[1] См. Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М.,1997

[2] Князев Е.А. Родная старина, М., 1996, с. 45

[3] Там же, с. 56.

[4] См. Федотов Г.П. Святые Древней Руси., М., 2003.

[5] Князев Е.А. Русская история до XVII в., М. 2005, с. 234

[6] Федотов Г.П. Святые Древней Руси., М., 2003, с. 224.

[7] Князев Е.А. Чело веков, М. 2004, с. 123.

[8] Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882 (ПДП. Т. 16) // ЖМНП. 1882, сент. С. 205—207

[9] Федотов Г.П. Святые Древней Руси., М., 2003.








ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ И 12 ЕГО УЧЕНИКОВ: АВИВ, ЕПИСКОП НЕКРЕССКИЙ, АНТОНИЙ МАРТКОБСКИЙ, ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ, ЗЕНОН ИКАЛТСКИЙ, ФАДДЕЙ СТЕПАНЦМИНДСКИЙ, МИХАИЛ УЛУМБИЙСКИЙ, ПИРР БРЕТСКИЙ, СТЕФАН ХИРСКИЙ, ШИО МГВИМСКИЙ



Память 7 мая (по ст.ст.)




Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению.

Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего (+ 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542 - 557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552 - 560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом, славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии - Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор).
"Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность..."

Святой Зенон, "столп сладкого послушания", завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в Икалто, где и был, после великих подвигов, погребен в соборном храме в честь Нерукотворенного образа Спаса.

Сбятой Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхета, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна, святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи святого Фаддея, "образа чистой правды и веры".

Святой Исидор, "вертоград добродетели", после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые мощи.

Святой Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи.

Святой Пирр, "Божественный образ плача", основал обитель на левом берегу реки Дванисцхали, близ местечка Брети. В храме обители были положены его честные мощи.

Святой Стефан, "венчанный силою и ведением", после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии, основал обитель близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника.

Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги.

Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Тайн, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553 - 569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе.

Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В Х веке при Католикосе - Архиепископе Клименте (908 - 923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней.


ПРЕПОДОБНЫЙ ШИО МГВИМСКИЙ

Дни памяти: Февраль 2, Май 7, Май 9



Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание и уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия. Узнав о святом подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн отправил юношу к родителям, предсказав, что его родители станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио роздал наследство и принял постриг от святого Иоанна.



Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия. По благословению Католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере, западнее города Мцхета, где нес суровый аскетический подвиг, за который удостоился чудесных видений. Об уединенной жизни подвижника стало известно, и вскоре место подвига святого превратилось в обитель, в которой преподобным был основан храм во Имя Пресвятой Троицы. Позже были возведены другие храмы: в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Число братии возрастало, и преподобный благословил основать для них Мгвимскую обитель, а сам продолжал подвиг спасения в затворе. Преставился преподобный Шио 9 мая приобщившись накануне Святых Таин и преподав братии последние спасительные наставления. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им обители. Преподобный Шио известен, как автор 160 поучений для братии.


НОВОМУЧЕНИКА ПАХОМИЯ ПАТМОСКОГО

Память 7 мая (по ст.ст.)



Пахомий Русский, Афонский в миру Прокопий, родился в Малороссии и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, снося терпеливо все обиды и поругания за веру.

Наконец хозяин полюбил его и хотел выдать за него свою дочь, но он отказался и получил свободу. Тогда же на него был сделан ложный донос, что он во время болезни обещал стать мусульманином, и он ушел на Святой Афонской Горе к старцу Иосифу и принял монашеский постриг с наречением ему имени Пахомий. Впоследствии Пахомий переселился в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия.

Так он прожил 12 лет на Афоне. Но, опасаясь, что он в бессознательном состоянии действительно обещал стать мусульманином, преподобномученик Пахомий с благословения старцев решил искупить свой невольный грех и пошел в Константинополь. Он открыто исповедал себя христианином, был узнан и заточен в тюрьму. На суде он отказался принять ислам и был обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года.

Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. Житие его было составлено иеродиаконом Макарием, основателем Патмосской академии. В день его кончины на Патмосе совершается ему служба.





ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО, АФОНСКОГО


Память 7 мая (по ст.ст.)




Святой Нил был сыном благочестивых и православных родителей, живших в Морее или нынешней Греции, в селении святого Петра Законийской епархии. Еще в ранних летах лишился он родителей, но нашел их в своем дяде иеромонахе Макарии.

Племянник, обладая прекрасными природными дарованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди, оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Поэтому юный Нил, достигнув совершеннолетия, принял монашеский постриг и удостоен был рукоположения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха.

Достопочтенный дядя и достойный его племянник, уязвленные пламенной и всецелой любовью к пресладкому Небесному Жениху, во славу Его, возгорели желанием подвигов больших. Они удалились из своего отечества и пришли на Святую Афонскую Гору.

Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обретения места, удобного для безмолвия и высоких подвигов, наконец пришли они в одно место, издревле называемое Святые Камни. Это место тогда было еще пусто и не заселено. Они явились в Лавру и просили благословения на владение этим местом и на устроение там келий. Игумен Лавры со старшей братией, видя чистоту и божественное желание просителей, с радостью согласились на их прошение и в знак своего согласия дали им письменное уверение. Получив, таким образом, право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчищению его.

Скоро после устроения келий божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов своих, сделав племянника наследником во всем и достойным преемником и правителем келий.

После этого блаженный Нил, находит и это место не совсем соответствующим святым стремлениям пламенной его души. Поэтому он отыскивает другое место и поселяется там. Место это в то время по своей дикости, суровости и обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин было недоступным не только для людей, но и для имеющих обыкновенным прибежищем высокие горы и камни.
Божественный Нил, желая, чтобы даже сподвижники не слышали сердечных его воздыханий и молитв к Богу и не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом, чтобы можно было всегда себя посвятить Богу и чтобы не прерывал небесных его упражнений, нашел место для своего уединения, неприступное почти для любого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности для жизни, поселился там. А поселившись, мужественно терпел до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное упокоение и человеческое утешение.

И вот пришло время окончания земных злостраданий этого славного подвижника. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руки Божии свой дух. При ней же братия его келии благоговейно предала земле его тело.

Из гроба Нила впоследствии начало истекать благовонное целительное миро. Миро это, как свидетельствует предание, текло так обильно, что стекало вниз по стремнине до самого моря. И когда разнеслась об этом слава, то стали во множестве стекаться сюда христиане из самых отдаленных стран, чтобы получить это священное миро для исцеления и освящения души и тела.

Преподобный Нил с того времени наречен Мироточивым.


Святой Нил Мироточивый и его пророчества о последних судьбах нашего мира.

ПРОРОЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ПРЕД КОНЦОМ МИРА: Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога...

ПРОРОЧЕСТВО О ВОЦАРЕНИИ АНТИХРИСТА: Сребролюбие есть предтеча Антихриста... Все то, что домостроительно и промыслительно подготовляло и подготовляет людей к вере и следованию за Господом, есть, была и будет истина. Наоборот, все, что подготавливает людей к отвержению закона Божия и Спасителя их, есть ложь, эта ложь домостроительно подготовляет пришествие Антихриста и принятие его родом человеческим...

Для иноческого образа жизни нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я прияла у Сына Моего в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне Гора эта будет называться Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края и до края, на север и юг наполнится множеством иноков. И если иноки те от всей души будут работать Богу и верно хранить заповеди Его, то Я сподоблю их в великий день Сына Моего великих дарований; еще здесь, на земле, будут они получать от Меня великую помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражескую против них брань, и имя сделаю славным по всей земле", - так сказала Богоматерь святителю Николаю в дивном явлении Ее с этим угодником преподобному Петру, первому афонскому пустынножителю, более 1000 лет тому назад.
Посему-то Святой Афон - этот жребий Божией Матери - с его аскетами, с теми, которых весь мир не был достоин (Евр. II, 38), в течение более чем десяти веков всегда был мил и дорог каждому православному сердцу. Много славных мужей, имена которых написаны в Книге Жизни, просияло на этом оплоте и светоче Православия; много сосудов Духа Святаго, не желавших быть славными от сынов века сего и удалившихся из многомятежного и суетного мира на пустынные высоты заоблачного Афона, процвело в этом аскетическом вертограде, в этом монашеском рассаднике, в этом училище подвижничества и благочестия...

Сравнительно недавно - четыре века тому назад - здесь подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7) и был прославлен Богом один из тех, кои скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. II, 38).

Имя этого подвижника - Нил Мироточивый. Своими подвигами он превзошел не только современных ему, но и многих древних подвижников.

Родиной преподобного Нила была Греция. Благочестивые родители святого, жившие в селении святого Петра, были призваны Богом в лучший мир, когда Нил был еще в очень юных летах. Всю заботу о воспитании отрока взял на себя его дядя иеромонах Макарий. Он бдительно следил за всеми движениями ума и сердца будущего сосуда благодати Святаго Духа. И не напрасно были такие неусыпные старания дяди о своем племяннике: отрок показал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Достигнув совершеннолетия, Нил принял монашеское пострижение и был рукоположен во иеродиакона, а позже и в иеромонаха. Одно время дядя и племянник подвизались вместе.

Пламенея желанием к большим подвигам, они удалились на Святую Афонскую Гору и, получив благословение от игумена лавры святого Афанасия, поселились в пустынном, чрезвычайно диком месте - безводном, весьма удобном для безмолвия, называемом Святые Камни. Много трудов стоило им устроить здесь небольшой храм и келий. По устроении всего необходимого, блаженный Макарий мирно почил в Бозе.

По кончине своего наставника преподобный Нил переселился в еще более дикое место, недоступное не только для людей, но и для зверей, позволяющее пребывать с Единым Богом. Как и на оставленном месте, здесь была устроена церковь и освящена во имя Сретения Господня. "...Какие подвиги видела пещера, вместившая сего мужественного подвижника? Каким она оросилась излиянием теплых слез, плакавшего пред Богом день и ночь? Какой борьбы с демонами и каких побед над темными силами? Какими она освятилась небесными видениями и ликостояниями Ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельного подвижника? Всего этого хорошо мы не знаем; это известно только Всеведущему Богу. Но для нас само место его подвигов есть безмолвный и громогласный проповедник о величии их; свидетельствует о них и прославление священных его останков" (из лаврской рукописи келий преподобного Нила).
В этой пещере окончил преподобный свой земной путь, предав в руце Божии мирный свой дух, и переселился, "идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания".

При пещере же братия благоговейно предали земле многопобедное и многотерпеливейшее его тело и утвердили над изголовьем надпись с запрещением открывать тело подвижника, ибо пред смертью сам преподобный сделал такое клятвенное завещание.
Тот, кто во время земной своей жизни не искал славы человеческой, вскоре после смерти наполнил весь мир славой своего имени. Господь прославил Своего угодника тем, что его девственное и от юности посвященное Богу тело, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоуханное молитвами - сие святейшее тело Бог превратил в миро, благоволил ему истечь из гроба через малое отверстие и по отвесной скале стекаться к морю (до которого около 128 метров - в отвесе), чтобы явиться людям.

Такое небывалое явление привлекло множество людей, приходивших из всех стран православного Востока. Бесчисленные исцеления и чудеса происходили от святого мира и через молитвенное призывание святого Нила. Православная Церковь причислила его к лику святых с присвоением ему имени Мироточивого и установила совершать его память в день его кончины 12 ноября и в день перенесения его святых мощей 7 мая.

В нынешнее время часть святых мощей преподобного находится близ пещеры, в церкви Всех Святых, а остальная - в лавре святого Афанасия. Перенесены они были сюда еще в 1815 году.

Имя преподобного Нила Мироточивого еще более стало известно после его явления из загробного мира в промежуток времени от 1813 по 1819 годы одному святогорцу - монаху Феофану, когда в нескольких беседах поведано было ему преподобным Нилом все то, что содержится в книге "Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого".
"По богатству материала из области аскетической психологии, говорит архимандрит Александр, "Вещания" с полным правом могут занять видное место в ряду таких знаменитых святоотеческих творений этого рода, как например, "Лествица", "Слова" преподобного Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Макария Великого и других"...

Знакомясь с содержанием книги, мы видим, что с самых различных сторон рассматривается в ней духовная жизнь христианина, и, в частности, монашеская.

Но в наш апостазийный (от апостазия - ересь, раскол) двадцатый век "Вещания" привлекают еще и тем, что в них много говорится о последних судьбах нашего земного мира.

Преподобный предсказал, что грядут страшные времена, о которых Господь говорил: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18,8).
Нил возвестил ищущим спасения на Святой Горе под Покровом Божией Матери, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли бы веры в этот Покров и не покидали бы Афона, пока Иверская икона Богоматери не покинет его; чтобы иноки пребывали в покаянии и надежде спасения, в безмолвии, смирении и послушании, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще останется от прежней высокой монашеской жизни. Ибо за нечестие нечестивых Святая Гора погрузится в море, это будет тогда, когда Матерь Божия отымет Покров Свой от удела Своего. Благочестивые иноки должны поспешить покинуть Афон, как только уйдет чудотворная Иверская икона. Открывает святой с большими подробностями и о временах Антихриста: о всемирной анархии, которая будет предшествовать пришествию Антихриста, о том, когда надо ожидать сего, о степени развращенности последнего поколения, о том, как ожесточительно будет действовать на сердца человеческие принятие ими печати Антихриста, о проповеди Еноха и Илии...

Многие предсказания преподобного Нила уже сбылись, но многое из предсказанного им на наших глазах сбывается.

Вообще пророчества преподобного отличаются удивительной точностью. Чтобы не быть голословным, приведем одно из сбывшихся предсказаний.

В чудесном явлении, бывшем в 1817 году, преподобный Нил сказал монаху Феофану:

"Когда минуют четыре двадцатипятилетия, то какова станет тогда монашеская жизнь? Если же пройдут и еще другие три двадцатипятилетия: говорим число седьмое лет и пять, восходящих к полпути восьмого, там на половине числа пятерки, какое смущение произойдет от четвертого до пятого?.."

Русский переводчик книги, изданной в 1912 году для пояснения этого места (ч. II, гл. 31, с. 170) помещает примечание первых переписчиков, живших в прошлом столетии.

Мы, живущие в 1989 году, видим своими собственными глазами, каково стало монашество с 1917 года (7425 г. от сотворения мира) - оно почти исчезло. А что касается смущения, которое произошло в 7450 год от сотворения мира или 1942 год от Р.Х. - критический год Второй мировой войны - всем известно.

Эта изумительная точность исполнившихся пророческих предсказаний побуждает нас познакомить читателя и с теми пророчествами, содержащимися в "Вещаниях", которые еще не сбылись (или только начали сбываться).



ПРОРОЧЕСТВО ОБ АФОНСКОЙ ГОРЕ И ОБ ОТШЕСТВИИ ИЗ НЕЕ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Ч. III, ГЛ. 94)

О преподобнейшие отцы, удаление Спасения будет таково.

Во-первых, за малое время вперед потрясется монастырь, в котором жительствует лик Царицы Спасения. Значит бесчувственная земля восчувствует, что имеет обнищать от Хранителя своего, Которая хранит ее до сего дня. После трясения, будут очень трястись все деревья насажденные и будут наклонять всех насажденных, говорим, всех укорененных, ради Царицы в плен (т.е. будет мученическое истребление православных монахов на Горе). Афон будет биться страшным шумом, будет исходить тонкий глас; когда будет уходить лик Госпожи нашей Богородицы, то будет знамение страшное и трепетное.
Знамение будет такое: все церкви будут наклонены ради удаления Спасения, как провод Спасению и поклон. Ради этого, говорю вам, нечувствие будет ощущать, а чувство будет помрачено, и не будет сознавать, что удаляется Спасение. Итак, говорю вам, преподобнейшие отцы, до тех пор, пока находится лик Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигнется никто уходить из Горы сей честной; как только подвигнется уйти с Горы сей честной, тотчас имеет найти на него наказание душевное и телесное (попущение). Когда же увидят, что удалилась икона Всесвятой с Горы сей честной, тогда уходите и вы, куда угодно, только обет монашеской жизни сохраните целым и чистым.





СВЯТИТЕЛЯ ДОМЕТИАНА, ЕПИСКОПА МААСТРИХТСКОГО


Память 7 мая (по ст.ст.)



Домитиан (Domitianus) (+560), Юйский, епископ Тонгрский и Маастрихтский известен своей борьбой с язычеством в долине реки Мёз (Маас), современная Бельгия, отчего почитается апостолом Мёзской долины. Он был участником Пятого Собора в Орлеане в 549 году, где он прославился как борец с ересями. Святой Домитиан известен как молитвенник, заступничеством которого спаслись многие во времена голода.

Святой воздвиг храм над могилой святого Серватия в городе Маастрихт. Его святые мощи почивают в городе Юй (Hoei, Huy), что в Бельгии, чьим святым покровителем он почитается.

Использованные материалы

http://nl.wikipedia.org/wiki/Domitianus_van_Hoei

http://en.wikipedia.org/wiki/Domitian_of_Huy

http://www.saintpatrickdc.org/ss/0507.htm








СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА БЕВЕРЛИЙСКОГО, ЕПИСКОПА ЙОРСКОГО


Память 7 мая (по ст.ст.)



Святой Иоанн родился в Харфэме (Harpham), в Восточном Уезде Йоркшира. В молодости он был на попечении архиепископа Феодора в Кентербери, который наставлял его и, как предполагают, дал ему имя Иоанн. Он принял постриг и какое-то время подвизался в монастыре святой Хильды в Стриншальче (Streanæshealh, затем Уитби).
Впоследствии он обрёл славу проповедника и наставника, проявил глубокие знания в истолковании Священного Писания. 25 августа 687 года он был хиротонисан во епископа Хексемского (Hexham) – земли, где он ранее вёл уединённую жизнь в Эрншоу (Erneshowe, Herneshou), на противоположном берегу реки Тайн (Tyne). Он и впредь имел обычай уединяться, особенно во время Великого Поста, когда его епископские заботы позволяли ему это делать. В 705 году епископ Иоанн принимал участие в синоде в Нидде (Nidd), созванном Осредом (Osred), королём Нортумбрии, чтобы принять решение о Вильфриде.
В том же 705 году, по кончине Бозы (Bosa), Иоанн был перемещён на Йоркскую кафедру после восемнадцати лет трудов в Хексеме, где его заместил Вильфрид. О его деятельности в новой епархии известно немного, кроме того что он был прилежен в посещении, чуток к бедным и чрезвычайно внимателен к наставлению учащихся, которых он взял под личную опеку. Его небольшая группа учеников, по преданию, включала Беду, которого он рукоположил; Беретюма (Berethume), впоследствии игумена Беверлийского; Херебальда (Herebald), игумена Тайнмутского (Tynemouth); и Вильфрида Младшего, преемника Иоанна на Йоркской кафедре с 718 года.

Преобретя землю в местечке Индеравуд (Inderawood), которому позже дали название Беверли (Beverley), Иоанн установил там монастырь и обустроил место, которое стало ещё при его жизни важным духовным центром. Сюда и удалился св. Иоанн, оставив в 718 году Йоркскую кафедру своему ученику Вильфриду. Здесь он пребывал при игумене Беретюме (Беретюне), одним из его любимых учеников, вплоть до своей кончины 7 мая 721 года.
В 1037 году святой был канонизирован папой Римским Венедиктом IX. Его мощи были перенесены Эльфриком (Ælfric), архиепископом Йоркским, и помещены в драгоценную раку.

Второе перенесение мощей имело место в 1197 году. Мощи также открывались в 1664 и в 1736 годах.

Использованные материалы

Saint Herman Calendar 2009, 39.

MacAuley, Patrick, "St. John of Beverley," The Catholic Encyclopedia, vol. 8? New York: Robert Appleton Company, 1910:

http://www.newadvent.org/cathen/08469b.htm



ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Получила свое наименование от местечка Любеч Черниговской губернии. По преданию, ее явление относится к XI веку. С давних пор она прославилась своими чудесами, о которых говорит святитель Димитрий Ростовский.

В XVII столетии, при киевском митрополите Сильвестре (Коссове), эта чудотворная икона была отправлена в Киев, так как около 1653 года ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году она была обновлена в Киеве, а потом возвращена в Любеч по просьбе местных жителей и доставлена в заново отстроенный храм Воскресения Христова, где находится и сегодня.

Драгоценный киот для этой иконы сделал генерал-майор Милорадович, муж Софии Семеновны, урожденной Полуботок. Кроме того, усердием жителей местечка Любеч в 1874 году икона была украшена серебряной ризой весом в 20 фунтов, весьма художественной работы. Так как Любечский образ Богоматери прославился многими чудесами, то богомольцы всегда толпами притекали к нему и по вере получали исцеление.

Когда в 1701 году Любечская икона была возвращена из Киева в Любеч, в Киеве с нее был оставлен точный список. Теперь он находится в Киевском Софийском соборе.



ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Эта икона явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли к Александру Солтону. Он запер ее в ларец. На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастухи снова обрели икону на том же месте и опять отнесли ее Солтону. Он дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чуднoe видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей.

Дети поспешили рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, нисколько не пострадавшая от огня. На время икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства.

В 1613 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года, когда монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае. Во время Первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель.

Тропарь, глас 2

Помощи от Тебе требующие не презри, Владычице,/ и милосердия бездну отверзи/ всем притекающим к цельбоносной иконе Твоей./ Печали наша житейская утоли, Всещедрая,/ и от юдоли сея плачевныя/ к радости вечней верныя Твоя престави:/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/ милости источник, покров и спасение душ наших.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Раиса Богданович »» | 20.05.2013 09:03
  
0
Помолимся , пусть хранит нас Крест Господен от всякой НЕЧИСТИ!!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites