8-е июня пятница 1-ой седмицы по Пятидесятнице. Седмица сплошная. Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Влкмч. Георгия Нового


8-е июня 2012г.
(26.05.2012 г. по ст.с.)

пятница 1-ой седмицы по Пятидесятнице.
Седмица сплошная.


Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I).
Влкмч. Георгия Нового, пострадавшего от царя Селима турецкого (1515).
Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).
Мчч. Аверкия и Елены (I).
Прп. Иоанна Психаита исп. Константинопольского (IX).
Новомуч. Александра Солунского (1794) ( Греч. ).
Свт. Августина Кентерберийского, благовестника Английского (605) ( Кельт. и Брит. ).



Рим., 82 зач., II, 14–29. Мф., 14 зач., V, 33–41.

Трапеза

Поста нет.

Богослужебные указания

Пятница Пятидесятницы. Ап. от 70-ти Ка́рпа.

Вмч. Гео́ргия Нового, Болгарского. Обре́тение мощей прп. Мака́рия Каля́зинского.

Служба апостола не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди).





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КАРП, АПОСТОЛ ОТ 70-ти

Святой апостол из семидесяти Карп, был последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те места, куда они назначались. Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом Павлом, благовествуя всюду слово Христово1, немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии2.

Святой апостол Карп потрудился, проповедуя евангелие Христово и на острове Крите3; здесь он, между прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита4 и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: "Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей"5.

Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения.6

Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа7. Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего.

Тропарь, глас 3:

Апостоле святый Карме, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:

Яко звезду пресветлую церковь всегда стяжа тя Апостоле Карпе, чудес твоих многоподаванием просвещаема: спаси верою чтущих память твою.

________________________________________________________________________

1 Между прочим у него в Троаде были оставлены апостолом Павлом фелонь и разные книги, между коими апостол особенно упоминает о пергаментных (2 Тим.4:13).

2 Фракией называлась та часть Балканского полуострова, которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. - Апостол Павел был в Берии во время своего второго апостольского путешествия.

3 Остров Крит (иначе Кандия - от главного города того же имени) находится в средней части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. Начало христианству было положено здесь событием Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо при этом событии были и критяне (Деян.2:11). Затем христианство было утверждено здесь апостолом Павлом, который поставил здесь епископом Тита для того, чтобы он "довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров" (Тит.1:5). - В XVII в. Крит перешел во власть турок.

4 Дионисий Ареопагит - член Ареопага - верховного судилища афинского. Обращен в христианство апостолом Павлом во время его второго апостольского путешествия (ок. 54 г.). Причислен св. Церковью к лику святых. - Память его празднуется 8 октября.

5 Для того, чтобы понять эти слова, необходимо припомнить следующий случай из жизни святого апостола Карпа. Некто из неверующих совратил к злочестью своему одного из христиан. Карп был весьма опечален этим. Никогда не обнаруживав ранее нетерпения, Карп на этот раз был весьма огорчен в душе своей. Он помыслил про себя, что нечестивцы, развращающие и губящие людей, не должны жить на земле; и начал он молить Бога, дабы ниспал огонь с неба и попалил тех двух нечестивцев - и совратившего, и совращенного. Когда он молился об этом, вдруг горница, в которой он стоял, потряслась и расступилась на двое. Подняв свои очи вверх, он увидел небо отверстым и в нем сидящего Господа Иисуса Христа в образе человеческом. Опустив же взоры вниз, он увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два грешника, которым Карп испрашивал погибель. Карп, видя, что опечалившие его уже готовы упасть в пропасть и быть съеденными змием, пресмыкавшимся внизу, исполнился радости; но так как они все еще не падали в пропасть, то Карп снова стал досадовать и скорбеть и опять начал молить Бога об их погибели. Когда же он возвел очи свои на небо, то увидел, что Господь приблизился к тем грешникам и подал им руку помощи. Потом Господь и сказал Карпу: "Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей". Сказание об этом сообщает святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу. Послание это можно читать под 3-м числом октября месяца (день памяти св. Дионисия Ареопагита).

6 Дионисий Ареопагит с великою похвалою отзывается об апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе: "Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям".

7 Кончина святого апостола Карпа последовала в к. 1 в.






Память святого апостола Алфея

Святой апостол Алфей был отцом апостолов Иакова Алфеева и Левия. Сей Левий был мытарем1 и его то призвал Господь, сказав: "По Мне гряди!" (Мк.2:14).

Оставив все, Левий последовал за Христом и был все время Его неизменным спутником.

Апостол Левий называется еще Матфеем, и он именно написал первое евангелие.

Святой апостол Алфей происходил из города Капернаума, но где он проповедовал евангелие - неизвестно.




МУЧЕНИК ГЕОРГИЙ НОВЫЙ

День памяти: Май 26




Святой мученик Георгий Новый родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии городе Средце (ныне город София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия (память 23 апреля). Юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет. В то время Болгария находилась под властью турок, которые насильно обращали христиан в магометанство. Однажды несколько мусульман попытались обратить Георгия. Они надели на голову святого тафью, круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома. Но Георгий бросил тафью на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к своему правителю. Правитель был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима (1512 - 1520). Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Правитель в гневе приказал беспощадно избить святого Георгия палками, но святой твердо держался в исповедании Христовой веры. Правитель приказал усилить пытки. Страстотерпец терпеливо переносил все страдания, призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Потом мученика повели по городу под барабанный бой с криками: "Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман". Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Еще живого его бросили в огонь, а сверху набросали трупы псов, чтобы христиане не смогли потом найти останки мученика. Но внезапно полил сильный дождь и погасил костер. С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Одному христианскому священнику позволили взять честные останки мученика для погребения. Извещенный о случившемся, митрополит Иеремия в сопровождении клира направился к месту казни. В погасшем костре было найдено тело святого мученика Георгия и перенесено в храм святого великомученика Георгия в городе Средце.



Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.

Ин тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Божественною уязвлен любовию,/ премудре Георгие славне,/ Христа Бога нечестивым проповедал еси/ и злочестие турское ногами попрал еси;/ мучения же венцем украсився,/ к Небесным востекл еси ликостоянием./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое, град и люди,/ подвиги твоя присно почитающия.

Кондак мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 2

Вышния славы желая, многострадальне Георгие,/ агарянскую прелесть поплевав, попрал еси/ и победы венец приял еси,/ Ангелом ныне свеселяся и мучеником соводворяяся,/ с нимиже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Кондак мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Яко звезда пресветлая, явился еси непрелестная мирови,/ праведнаго солнца Христа возвещающи страдании твоими, страстотерпче,/ великий мучениче Христов Георгие,/ и прелесть погасил еси срацынскую,/ и Моамефова предания и законы под ногами твоими попрал еси,/ и беззаконнаго царя и мучителей ужасил еси крепким твоим терпением,/ и верным подаеши свет,/ моляся к Богу непрестанно/ о всех нас.



ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ

Дни памяти: Март 17, Май 26 (обретение мощей)





Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожине) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. "Бог простит тебя", - ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем .
К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его "калязинским мужиком". Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.


Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского (+ 1 мая 1477 года). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: "Когда пришел я на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле". Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: "Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: "Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Колязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы".
С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых. Преставился преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма. Собор 1547 года установил ему повсеместное празднование.
* Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460 - 1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (^ 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.


Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца
глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.



МУЧЕНИКОВ АВЕРКИЯ И ЕЛЕНЫ


Память 26 мая (по ст.ст.)



Аверкий по преданию, был сыном святого апостола Алфея. Мученически пострадал со своей сестрой Еленой. Святой Аверкий был привязан нагим среди пчельника и мученически скончался от укусов пчел.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/may26.htm







ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ПСИХАИТ



Память 26 мая (по ст.ст.)


Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам Илии и Иоанну. Оставив мир, он отправился в Психаитскую лавру1 и принял там иночество, после чего получил от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни. Он подвизался во время иконоборческих волнений, укрепляя православных в вере своими наставлениями. На него сделан был донос императору, гонителю на иконы2, и последний, призвав его к себе, стал принуждать отказаться от поклонения честным иконам, присоединиться к его ереси и подписаться на нечестивом свитке, но преподобный не согласился исполнить это и даже обличил императора, назвав его еретиком. За это он сослан был в ссылку, где претерпел от беззаконных и несправедливых иконоборцев множество бедствий и здесь окончил жизнь свою.

________________________________________________________________________

1 Психаитская лавра, по указанию болландистов, находилась в Константинополе.

2 Особенно жестоким гонителем на иконы был греческий император Константин Копроним (743-775 г.), намеревавшийся торжественно, с соблюдением законности, уничтожить иконопочитание, как ересь, для чего в 754 г. созвал собор и назвал его Вселенским. Так же жестоко преследовал иконопочитание и император Лев Армянин (813-820 г.) - Он издал указ, которым запрещал монахам проповедовать об иконопочитании, и на этом указе должны были подписаться все монахи. Вероятно под императором, гонителем на иконы, здесь разумеется последний император.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites