Ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Андрей Критского (составителя Великого покаянного какона)



7-е сентября 2012г.
(25.08.2012 г. по ст.с.)

пятница 14-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 4-й.


Возвращение мощей ап. Варфоломея (VI).
Ап. от 70-ти Тита , еп. Критского (I).

Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исповедника и др. с ними (IV).
Свт. Мины, патриарха Цареградского (536-552).
Свтт. Иоанна Каппадокийца и Епифания, патр. Константинопольских.
Собор свтт. Критских: Андрея Чудотворца, Кирилла, еп. Гортинского и Евмения, еп. Римского ( Греч. ).
Новосщмч. прот. Владимира Мощанского.
Прмч. Моисея (1931).




Гал., 201 зач., II, 6–10. Мк., 20 зач., V, 22–24, 35 – VI, 1. Апп.: Тит., 300 зач., I, 1–4; II, 15 – III, 3, 12–13, 15. Мф., 11 зач., V, 14–19.

ТРАПЕЗА

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Пятница. Перенесение мощей ап. Варфоломе́я. Ап. от 70-ти Ти́та, еп. Критского.

Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.


СЕНТЯБРЬ 2012 г.

Пн 3 10 17 24
Вт 4 11 18 25
Ср 5 12 19 26
Чт 6 13 20 27
Пт 7 14 21 28
Сб 1 8 15 22 29
Вс 2 9 16 23 30






ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ

Дни памяти: Апрель 22, Июнь 11, Июнь 30 (12 ап.), Август 25 (Перенесение мощей)


После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея1, которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане2, верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской2. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.
Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:

– Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам , Апостол Господень!
Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.

Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным3.

Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца4. В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа5.
Кондак, глас 4:

Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 года.

____________________________________________________________

1 Память св. Ап. Варфоломея празднуется 11 июня.

2 Ныне Баку.

3 Означенное событие произошло в конце VI века.

4 Император Феофил царствовал с 829 г. по 842 г.

5 Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 г.


АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ

Фрагмент статьи из 6-го т. "Православной энциклопедии", с.706-711

[арам. ; греч. Βαρθολομαῖος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством) - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2).

Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления (Aug. In Ps. 65. 4).

В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам. , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами ( ).
Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).
О жизни В. Свящ. Писание не сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же (В.- с т. зр., их отождествляющей) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21. 2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию - Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1. 45-46). Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие этому сообщению: «...из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин 7. 40-44). Нафанаил, видимо, хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под смоковницей часто представлялось как наиболее удобное для бесед раввинов о смысле Писания (Billerbeck. Bd. 2. S. 371). Истинный израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому - «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51).



ПРОПОВЕДЬ

Согласно апокрифическим «Деяниям ап. Фомы», В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1. 4). Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап. Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество ап. Варфоломея»), под к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию Счастливую (Pseudo-Hieron. De vitis Apostolorum // PL. 23. Col. 722). Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. V 10. 3) и блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 36) речь идет именно об Индии, где В. оставил Евангелие от Матфея на евр. языке (или переведенное на инд. язык - Epiph. Index apost. [Sp.] 6), найденное христ. философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.
В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии В. вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» В. отправился в Парфию, затем в Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). В. обратил в христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.



ПОЧИТАНИЕ

Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения В.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г. Никополь (пров. Понт).

Из Альбаны мощи В. были перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507 г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия) (Theod. Lect. Eccl. hist. II 57). В 574 г. Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к о-ву Липари, расположенному между Италией и Сицилией (Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до наст. времени. С Х в. часть мощей В. находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на о-ве Тиберина.

В сер. VIII в. часть мощей В. была перенесена из Липари в К-поль. Распространение в Византии почитания В. связано с агиографической и гимнографической деятельностью прп. Иосифа Песнописца. Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей В., принес ее в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. В. явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения (PG. 105. Col. 964).

В. особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12.

«Мученичество» В. (BHG, N 227) приписывается псевдо-Авдию, еп. Вавилонскому (ActaAA. Т. 2/1. Р. 128-150, 243-260). Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» (BHG, N 229) и «Похвальные слова», принадлежащие прп. Феодору Студиту (BHG, N 230), Никите Пафлагону (BHG, N 231), прп. Иосифу Песнописцу (BHG, N 232, 232b) и др.

Под 11 июня в визант. и зап. календарях отмечается день мученической кончины В., 25 (или 24) авг.- перенесение его мощей на о-в Липари. В арм. календарях память указывается 8 дек. и 25 февр., в копт. и эфиоп.- 18 июня и 20 нояб.



АПОКРИФЫ

С именем ап. В. связан ряд апокрифических произведений. «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан по-гречески и датируется III в. по Р. Х. (Изд.: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893. Pars. 1. P. 10-22). Сохранилось фрагментарно в греч. (BHG, N 228), лат. и слав. версиях. Упоминается блж. Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие от Матфея (Evangelium iuxta Bartholomeum - PL. 26. Col. 17f.), в «Ареопагитиках» ((Areop. MT I 3), в Каталоге папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), а также у Епифания Монаха (PG. 120. Col. 213). В 1-й части В. задает воскресшему Христу вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части В. беседует с диаволом об аде, падших ангелах, грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя во ад.

Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в. (Изд.: Мочульский В. Следы народной Библии в слав. и древнерус. письменности. Од., 1893. С. 231-247, 276-281).

«Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на копт. языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются V-VII вв.) отражают различные редакции (Изд.: PO. 1904. T. 2. Fasc. 2. P. 185-194; Lacau P. Fragments d'apocryphes coptes de la bibliothèque nationale. Cairo, 1904. P. 39-77; Budge E. A. Coptic apocrypha. L., 1913. P. 1-48).
«Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на копт., араб., эфиоп. (BHO, N 55-57) и греч. (BHG, N 2056) языках. По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов» (см. ст. Андрея и Матфия Деяния). Копт. списки датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на основании копт. версии был создан араб. перевод, текст к-рого опубликован А. Смит-Льюис (Smith Lewis A. Horae Semiticae. L., 1904. Т. 3/4. P. 11-23). Эфиоп. версия восходит к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч. списка XV в.
«Деяния апостола Варфоломея». Копт. памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап. В. в егип. оазисе и о путешествии В. в сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море) (BHO, N 152-155, 157-158). Полный текст сохранился в араб. и эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы».
«Мученичество апостола Варфоломея». Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат. «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греч. редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана миссионерская деятельность В. в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (ActaAA. T. 2/1. P. 128-150). Арм. «Мученичества» (BHO, N 156-159) основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир. источниках (напр., связь В. с ап. Иудой-Фаддеем).

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией.


Тропарь апостолов Варфоломея и Тита
глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея
глас 4

Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.




АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ТИТ

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Август 25



Апостол от 70-ти Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец (память 20 декабря). За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.
Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11). Святой Тит принял Крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит. 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита - Гортину.
Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.






СВЯТИТЕЛИ ВАРСИС И ЕВЛОГИЙ

День памяти: Август 25


Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген, епископ Каррийский, исповедник, пострадали от ариан во второй половине IV века. Император Валент (364-378), желая насадить арианскую ересь, воздвиг жестокое гонение на православных. В городе Едессе он изгнал с епископского престола святителя Варсиса, борца за Православие, послав его в заточение на остров Арад. Православное население приняло святителя-изгнанника с великой честью. Его послали дальше, в египетский город Оксиринф, но и там повторилась какая же встреча. Тогда святитель Варсис был изгнан на самую границу императорских владений, в далекий город Фенон, где, измученный ссылками, он и скончался († 378). В Едессе император Валент незаконно возвел на епископскую кафедру арианина, лжеепископа по имени Лупус, что значит волк, который и по имени, и по делам оказался волком, расхищавшим стадо овец Христовых. Православное население Едессы, клирики и миряне, перестали посещать свою церковь, захваченную арианами. Они собирались за городом и совершали Богослужение на открытом месте.
Узнав об этом, император приказал епарху Модесту умертвить всех православных, явившихся на Богослужение за город. Епарх жалел народ и оповестил православных, чтобы они не приходили на Богослужение. Но верующие поступили наоборот: горя желанием принять мученическую смерть за Христа, они все как один пришли на место, где обычно собирались для молитвы. Епарх Модест, исполняя приказ, направился туда с вооруженными воинами. По дороге он увидел женщину, которая спешила на Богослужение вместе с ребенком, чтобы им не лишиться мученического венца. Пораженный епарх Модест вернулся со своими воинами назад. Явившись к императору Валенту, он убедил его отменить указ об убиении всех православных и распространить его только на клириков. Лиц духовного чина, во главе со старейшим пресвитером Евлогием, привели к императору. Он добивался, чтобы они вошли в церковное общение с лжеепископом Лупусом, но никто из них не согласился. После этого 80 мужей духовного чина в оковах послали в заточение во Фракию. Православные встречали их по пути с великой честью как исповедников и снабжали всем необходимым. Узнав об этом, император велел разделить мучеников по двое и разослать в отдаленные места.





СВЯТИТЕЛЬ МИНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПАТРИАРХ

Память 25 августа (по ст.ст.)

В царствование Юстиниана1 святой Мина был пресвитером и питателем странников в Странноприимнице святого Сампсона2. После того как патриарх Анфим3 был низложен с престола за еретическое мудрствование, святой Мина как муж правоверный, проводивший святую жизнь и достойный посему высокого сана, был возведен на патриаршество святым Агапитом4, папою римским, пришедшим в то время в Константинополь.

Во время патриаршества святого Мины в городе Константинополе случилось такое чудо:

Некоторый отрок еврейский вошел вместе с детьми христианскими в храм, во время причащения пречистых Таин Тела и Крови Христовых; сей отрок, приступив к Тайнам вместе с прочими детьми, принял причащение. Когда отрок пришел домой, отец спросил его, где он был и почему запоздал? Он же, как дитя, рассказал ему всю правду, – сказал, что был в храме христианском и принял причащение христианское. Услышав об этом, отец еврей весьма разгневался, и, взяв ребенка, бросил его в разожженную печь, при помощи которой выделывал стекло (так как был делателем стекла); но жене своей не сказал ничего.

Между тем мать с плачем искала всюду своего сына и звала его по имени; на третий день поисков она подошла к разожженной печи, и ребенок откликнулся на зов ее; тогда она с большим трудом извлекла его оттуда и спросила:

– Каким образом и почему ты, находясь в таком огне, не сгорел и всё еще жив?

Отрок же рассказал ей следующее:

– Ко мне часто приходила некая Жена пресветлая, охлаждала огонь и давала мне воду; Она и пищу приносила мне, когда я был голоден.

В скором времени весть о сем чуде прошла по всему городу; об этом чуде уведал царь Юстиниан и святой патриарх Мина. После сего упомянутого отрока крестили вместе с матерью, отца же того отрока, пришедшего в ожесточение и не пожелавшего креститься, царь предал суду, как детоубийцу, и приказал казнить смертью

Святой Мина пас Церковь Христову шестнадцать лет и потом преставился ко Господу5.

_____________________________________________________________________

1 Разумеется император Юстиниан I, царствовавший с 527 г. по 565 г.

2 Память его празднуется св. Церковью 27 июня.

3 Анфим I царствовал с 535 г. по 536 г.

4 Агапит I занимал папский престол с 535 г. по 536 г.

5 Св. Мина патриаршествовал с 536 г. по 552 г.




ИОАНН II, КАППАДДОКИЕЦ И ЕПИФАНИЙ, ПАТРИАРХИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ

Память 25 августа (по ст.ст.)


Иоанн II прозван "каппадокийцем", по месту рождения. Избран в 518 году на патриарший Царьградский престол более по желанию народа, чем по желанию императора Анастасия.

Он подтвердил постановления IV Вселенского Халкидонского Собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси, епископа Севира Антиохийского. С Римским папой Иоанн II вел переговоры для установления прочного мира в Церкви. На патриарха Иоанна указывают как на первого из Константинопольских епископов, использовавшего титул "Вселенский" [1]

Скончался в 520 году.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

http://gatchina3000.ru/big/044/44901_brockhaus-efron.htm - «Иоанн, константинопольские патриархи»

http://gatchina3000.ru/big/077/77358_brockhaus-efron.htm - «Патриарх в церковной иерархии»



СОБОР СВЯТИТЕЛЕЙ КРИТСКИХ: АНДРЕЯ ЧУДОТВОРЦА, ЕП.ГОРТИНСКОГОИ ЕВМЕНИЯ, ЕП.РИМСКОГО

Память 25 августа (по ст.ст.)


Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) [1] (ок. 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений.

Память 4 июля. В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. [2]; под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. [3] и Типиконе Великой церкви X в. [4]; под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. [5], во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II [6], Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. [7] и Феодора Продрома нач. XII в. [8].

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 г. Патрикием и квестором Никитой [9], позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четьи. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. Вторым по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 г. [10] и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (греч.– Neon Eklogion), которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие [11] в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора [12].
Преподобный Андрей родился около 660 г. в Дамаске. Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь.

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства (712), Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 г.

На Крите Андрей Критский строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).


ТРУДЫ

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.

Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.

К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках [13]. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На грузинский язык в X–XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (+1028), Георгием Ивером Святогорцем (+1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI – нач. XII в. [14].

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. [15]. В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого [16]. В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле [17] и 4 июня – в Румянцевском Обиходе [18]. Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором [19]. По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью [20]. Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский [21].
Большое распространение в русской письменности XI–XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. [22], гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. [23]. Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. [24] предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского [25]. Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. [26]. Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени [27].

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском [28]. В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некрых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт. Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.– Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт. Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI–XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. [29].

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

В 1883 г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне храма Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Кирилл Гортинский жил при императорах Диоклетиане (284-305) и его соправителе Максимиане (285-310). Как христианин, он предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу.


Освобожденный чудесным образом св. Кирилл по повелению свыше прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, св. Кирилл отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан. По дороге он имел видение и получил повеление не миновать Крит.

На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы святительства он многих обратил от тьмы язычества к свету истины.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Обратив после того многих ко Христу, святитель в возрасте 90 лет был усечен мечом в местности Ракса около 303 года.

Тропарь, глас 3

Гласом божественным от темницы изведен, / в Риме братию в божественней вере утвердил еси, / и от ангела глаголы приим о святительстей пастве, / во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися, / богоповеленный святителю и страдальче Кирилле, / моли за души наша.

Кондак, глас тойже

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи / и идолы сокрушены, / и Гортинскую паству святительскую, / от Бога повеленную, добре упас, / и по Христе надежно пострадав, / священномучениче Кирилле, молися за чтущия тя.

Евмений, епископ Гортинский с юности отличался добродетельной жизнью, стремился служить Единому Богу и поэтому избегал мирских соблазнов. Заботясь о спасении души, все свое имущество он раздал нищим. Благословением Божиим преподобный Евмений был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Святитель как милостивый отец утешал своих пасомых в их скорбях, укреплял сирот и неимущих. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь.

Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

Тропарь, глас 7

Пощением житие твое украсил еси, / нищия возлюбив, / и тем раздал еси все имение твое, / в добродетелех возсиял еси, яко солнце, / плачущия утешая и скорбящия веселя, / и нам испроси, молимся, / молитвами твоими, Евмение отче, / от Христа грехов прощение.

Кондак, глас 2

Светом Божественным просветився, всеблаженне, просвещаеши ны, / любовию поющия твое честное и славное и святое, отче, преставление, / иерарше Евмение, моля непрестанно о всех нас.


Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6669.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4199.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1465.htm

Saint Herman Calendar 2008, 50, 70.

Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 21.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1559.htm

Полный Тропарион, Издательство "Троица", 2006, т. 1, 50.

Статья из II тома «Православной энциклопедии»

http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41150&p_comment=belief

_____________________________________________

[1] Не следует смешивать Андрея Критского с преподобномучеником Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при императоре Константине V Копрониме (741–775).

[2] Mateos. Typicon. P. 281

[3] SynCP. Col. 730

[4] Mateos. Typicon. P. 304–305

[5] Mateos. Typicon. P. 330–331

[6] PG. 117. Col. 524

[7] Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457

[8] Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130

[9] BHG, N 113



СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР МОЩАНСКИЙ

Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Август 25


Священномученик Владимир Мощанский родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Мать его, Анна, рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила бедных и нищих, и когда она умерла, все они пришли хоронить её — только тогда многие увидели, сколь многим она благодетельствовала.

После окончания Тверской Духовной Семинарии, Владимир Димитриевич женился на дочери священника Иоанна Димитриевского — Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. В их семье родилась дочь и три сына. При рождении четвёртого ребёнка Евдокия Ивановна умерла. Отец Владимир остался с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала незамужняя сестра Евдокии, Александра Ивановна.

Через некоторое время, диакона Владимира рукоположили в сан иерея Успенского храма в селе Спасском, Кашинского уезда. Здесь батюшка служил до 1924 года, до самого закрытия храма большевиками.

Перед закрытием было совершено последнее богослужение: храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход — шли пешком тридцать километров. Отец Владимир поселился в Вышнем Волочке в доме своего отца, который к тому времени уже умер. Служил батюшка в зимнем соборе. Несмотря на усилившиеся гонения, служб он не прекратил, по городу же ходил в рясе, проповедуя Слово Божие своим облачением. В свободное время он занимался воспитанием и образованием своей внучки Ольги, обучая её всем предметам по старым дореволюционным учебникам, но прежде всего обучил молитвам.

Когда в школе стали проверять её знания, то приняли Ольгу сразу в пятый класс. Ребёнок всё воспринимал с детской простотой и наивностью. Однажды в школе ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу». Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: «Да что же это такое?». А отец Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?». И такое раскаяние у неё было, что она упала на колени и попросила прощения.

Здоровье батюшки слабело и он уже не всегда мог служить Литургию, но приходил в храм молиться, крестил младенцев, служил панихиды на Пятницком кладбище. На это кладбище он приходил во все родительские субботы, здесь в Ильинской церкви служил когда-то его отец и за алтарём этой церкви было семейное захоронение Мощанских. Но прежде чем пришли сюда, батюшка шёл в другое место кладбища, где тогда не было захоронений, служил панихиду и молился там, как будто ему было открыто, что не в родовой, а в тюремной могиле ему суждено быть погребённым.

13 февраля 1938 года, несмотря на почтенный старческий возраст (отцу Владимиру шёл семьдесят второй год), батюшку арестовали. Отца Владимира обвиняли в проведении антисоветской агитации. Опросив «дежурных свидетелей» следователь стал допрашивать старца. Батюшка виновным себя в антисоветской агитации не признал и из всех свидетельских показаний подтвердил только свой разговор с учениками восьмых-девятых классов, который состоялся в ноябре 1937 года. Отец Владимир сказал тогда: «Учёный Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи, вот видите, и учёные идут за религией».

В конце апреля было составлено обвинительное заключение. 27 июня 1938 года состоялся суд. Отец Владимир, выслушав все выдвинутые против него обвинения, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации.

Судьи вынесли приговор — семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года. Батюшка подал жалобу, прося пересмотреть приговор. На время пересмотра приговора отца Владимира поместили в Вышневолоцкую тюрьму. Камеры здесь были переполнены, заключённым почти круглосуточно приходилось стоять, даже на полу не было места прилечь, доходило до того, что когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор.

Батюшка в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые ему передавала Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. Здоровье его всё ухудшалось, тюремная администрация не принимала никаких мер, в конце концов заключённые в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: «За что вы мучаете старого священника? В чём он виноват? Мы тоже верим в Бога». Однако тюремные власти не улучшали положения священника, он по-прежнему оставался в общей камере. Не вынеся тяжёлых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 25 августа (7 сентября н. ст.) 1938 года.

Заключённые сами сделали гроб. Батюшку одели в чистое бельё, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника. Александра Ивановна не знала о его смерти, и ещё несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти отца Владимира, его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шёл, чтобы он ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью. На рассвете девятого дня с момента кончины отца Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошёл по улице в сторону кладбища. Не зная, где жил батюшка и его близкие, но непроизвольно, по внушению Божию, он остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. «Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилу». Он отвёл её на кладбище и показал могилу отца Владимира. Была она на месте, где ещё при жизни батюшка служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника — Владимир и Ольга.

6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites