5-е сентября Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547).



5-е сентября 2012г.
(23.08.2012 г. по ст.с.)


среда 14-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 4-й.


Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Мч. Луппа (ок. 306).
Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202).
Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547).
Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705).
Мц. Эббы, игумении Калдингэмской и иже с нею (870) ( Кельт. и Брит. ).
38 мчч. Фракийских ( Греч. ).
Прп. Николая Сицилийца ( Греч. ).
Иконы Божией Матери, именуемой «Михайловская».
Сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского, Иоанна пресвитера и мч. Николая (1918).
Сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров (1937).


2 Кор., 197 зач., XIII, 3–13. Мк., 18 зач., IV, 35–41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

ТРАПЕЗА

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Среда. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Мч. Лу́ппа (службу зри 22 августа).

Совершается славословная служба отдания праздника Успения.




ЛУПП СОЛУНСКИЙ (ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ), МЧ.

Дни памяти: 23 августа 26 октября

Святой мученик Лупп жил в царствование императора Аврелиана1 и был рабом некоего господина, свободен же во Христе Господе (ср. 1Кор.7:22), в Коего он уверовал; преисполнившись благочестивой ревнотси, святой Лупп разбил бездушных еллинских идолов, а иных потопил в глубине морской. Увидав сие, нечестивые идолопоклонники, преисполнившись ярости, устремились на святого с обнаженными мечами, намереваясь рассечь его на части, но пришли в безумие и посекали друг друга; святой же, пребывая невредимым посреди язычников, проповедовал им слово Божие, будучи преисполнен веры, премудрости и благодати Божией. Несмотря на все усилия, нечестивые не могли взять святого, ибо им препятствовала в сем сила Христова, не допускавшая их даже приблизиться к мученику Христову; посему, нечестивые, стоя вдали, натянули луки свои и начали пускать в святого стрелы, но вместо мученика поражали стрелами друг друга; святой же Лупп, стоя как мишень для стрельбы (место прицела) посреди всех, не только не был умерщвлен стрелою, но даже не был и ранен. А так как мученик Христов еще не был крещен и весьма желал святого крещения, дабы не умереть от рук мучителей не христианином, то помолился о сем Господу; и тотчас с неба пролилась на него вода. Таким образом святой мученик Христов восприял свыше божественное крещение, в присутствии всех еллинов, смотревших на него и весьма удивлявшихся всему происходившему.
После этого святой Лупп добровольно предал себя, как агнец непорочный, на заклание в руки нечестивых; сии же, взяв святого, повели его к игемону. Игемон пытался сначала ласками убедить раба Христова отступить от Господа своего и поклониться идолам; однако не возмог прельстить святого; тогда игемон приказал бить святого палками без милосердия; после сего игемон предал святого иным мучениям, но так как не мог преодолеть непобедимого раба Христова, то осудил его на усечение мечом.
Таким образом святой мученик Лупп, преклонив под меч главу свою, положил душу свою за Христа, Господа своего2, и был похоронен верующими с приличными почестями; от гроба же его подавались врачевания всех недугов и болезней, ради святых молитв его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа.

______________________________________________________________

1 Император Аврелиан царствовал с 270 г. по 275 г.

2 Кончина святого мученик Луппа последовала ок. 275 г.





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

День памяти: Август 23


Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. "В короткое время, - писал о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!" Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: "Обличение и опровержение лжеименного знания", или сокращенно: "Пять книг против ересей". В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова "гнозис" - "знание") учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий - лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет "плирому", т.е. "полноту". Мир сотворен не самим Богом, а эонами или "демиургом", который ниже "плиромы".
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. "Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней, - Иисус- Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом". Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: "Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, - писал святитель. - Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное".
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. "Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни".

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский - вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И.я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце" ("Журнал Московской Патриархии", 1957, N 9, с. 53).
На русском языке издано:

1. Против ересей, 5 книг. - Отрывки из утраченных сочинений. Предисл. и перевод свящ. П. Н. Преображенского. М., 1868. То же. Изд. 2-е СПб., 1900.

2. О Церкви. - "Христианское чтение", 1838, I, с. 130 слл.

3. О предании апостольском в Церкви. - Там же. 1838, II, с. 3 слл.

4. О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение. - Там же, 1838, II, с. 119 слл.

5. Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4. 4. Мф. 6, 24 - Там же, 1838, с. 2б3 слл.

6. О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума. - Там же, 1838, III, с. 3 слл.

То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.

7. О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе. - Там же, 1838, III, с. 241. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб.. 1858.

8. Доказательства апостольской проповеди. Пер., Н. Сагарды- "Христианское чтение", 1907.




ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВТИХИЙ И ФЛОРЕНТИЙ

День памяти: Август 23



Преподобные Евтихий и Флорентий были иноками, подвизались в Италии в VI в. в области Нурсии. Святой Евтихий своим учением многих обращал к Богу. Когда в ближайшем монастыре скончался игумен, его упросили быть настоятелем. Он согласился, но продолжал заботиться о прежнем месте своих подвигов, где остался его сподвижник Флорентий. Преподобный Флорентий творил чудеса при жизни. Например, он приручил медведя, который служил ему, пас овец, носил воду и выполнял другие повеления старца. Позавидовав славе святого Флорентия, четыре инока убили медведя. Святой предсказал убийцам наказание Божие. Так и случилось по его слову - иноки были поражены болезнью. Увидев наказание Божие, постигшее иноков, преподобный Флорентий тяжко скорбел и сокрушался о случившемся, называя себя убийцей тех иноков. Святой Евтихий не творил чудес при жизни, но после смерти от его оставшихся одежд стали подаваться исцеления. Во время засухи с его одеждою проходили по полям, и Бог посылал дождь (так было в 1492 году). Преподобный Евтихий скончался 23 мая 540 года, а преподобный Флорентий - 1 июня 547 года.




СВЯТИТЕЛЬ КАЛЛИНИК I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПАТРИАРХ

День памяти: 23 августа


Святой Каллиник первоначально был священником и сосудохранителем Влахернского1 храма во имя Пресвятой Богородицы. Когда же патриарх Павел отошел ко Господу, святой Каллиник был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Юстиниана II2, – царя злонравного и не богобоязненного, который притеснял весьма многих (христиан)., не уважал духовного чина и не чтил храмов Божиих.

Сей царь строил для себя большой и прекрасный дворец, который хотел назвать своим именем. По близости от того дворца находился храм, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы; храм сей назывался митрополичьим. Так как одну из стен дворца, строившегося по приказанию императора Юстиниана, нужно было вести мимо упомянутого храма, то император задумал разрушить его, дабы храм не был помехой воздвигаемому дворцу, тем более, что именно на том самом месте должны были быть построены ступени и крыльцо перед входом во дворец. Император приказал патриарху преподать молитву благословения для разборки упомянутого храма. Но патриарх воспротивился царю, сказав:

– Я не имею молитвы на разорение храма; напротив того, у меня есть молитвы на основание и созидание храма, ибо Бог сотворил мир для бытия, а не для разрушения.

Тогда посланники царя начали с силою упрашивать патриарха и даже принуждать его исполнить повеление императора. Он же, прослезившись, воскликнул:

– Слава Тебе, Христе, терпящему всё!

И тотчас храм разрушился.

Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божию, и самого царя постигло разорение: ибо он был с бесчестием изгнан из своего царства, а выстроенный им дворец стал жилищем других. Совершилось всё это таким образом.

Когда император узнал, что жители Константинополя ропщут на него, так как не любили его за частые притеснения и за беззаконную жизнь его, и услышал, что в городе все дурно отзываются о нем, то преисполнился гнева и ярости на весь город; потом приказал патрицию3 и воеводе Стефану, мужу жестокому, без милосердия проливавшему кровь человеческую, родом персу, скрытно от всех приготовить вооруженных воинов и в ближайшую ночь неожиданно напасть на благороднейших граждан и умертвить их всех без пощады.

В то время в Константинополе проживал воевода Леонтий, подвизавшийся на Востоке. Сей воевода не один раз выказывал большую храбрость на войне и победил много полков неприятельских; но вместо почести и похвалы был заключен царем на три года в темницу. В это время он только что был освобожден от темничного заключения.
Сей Леонтий, узнав о жестоком и неправедном умысле и приказании императора, рассказал тайно обо всем некоторым из своих верных друзей. Они передали то же самое и таким же путем другим своим друзьям, и таким образом к позднему вечеру все они собрались вместе в значительном числе. Дабы предупредить имевшее начаться ночью неправедное избиение граждан, все они, вооружившись, отправились в царский дворец. Увидя, что царь спит, воины взяли его и связали. Тотчас же Леонтий открыл все темницы, вывел оттуда всех заключенных, вооружил их и послал их по всему городу. Сии ходили по городу и восклицали:

– Христиане! Соберитесь все ко храму святой Софии, так как царь Юстиниан побежден и связан.

Услыхав об этом, все отправились в храм с великою радостью, говоря:

– "Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс.117:24)

Когда наступил день, Леонтий вывел царя, связанного, на то место, где обычно бывало конское ристание4; в присутствии всего народа, собравшегося к тому месту, он отрезал нос царю и отправил его в Херсонес5 в заточение; с тех пор Юстиниан и был прозван "Корконосым"6. Жители же Константинополя тотчас провозгласили царем Леонтия; на царство венчал его святейший патриарх Каллиник.

Леонтий пробыл на царстве три года; потом он был изгнан с царства воеводою Апсимаром, коего воины избрали в императоры и назвали Тиверием III7. Апсимар, взяв Леонтия, отправил его на заточение в монастырь далматский; Апсимар царствовал семь лет.

В это время Юстиниан Корконос бежал из Херсонеса от заточения и направился сначала к хазарам, а потом к болгарам; собрав у болгар большую воинскую силу, Юстиниан направился к Константинополю и остановился у Золотых ворот8. Численность его войска была столь велика, что оно доходило до Влахерны. Юстиниан стоял здесь три дня и предлагал жителям Константинополя снова принять его к себе на царство; но жители Константинополя выразили ему порицание и брань.

Между тем Апсимар, испугавшись Юстиниана, пришедшего на него с великим войском, убежал в Аполлонию9. Тогда Юстиниан отправил послов к святейшему патриарху Каллинику и ко всему синклиту10, умоляя принять его и клятвенно обещая никому не причинить никакой обиды.

Патриарх и синклит, после совещания, предложили Юстиниану облобызать честный крест Господень, святой Евангелие и Пречистые тайны Тела и Крови Христовых, дабы лобзанием сим он подтвердил свою клятву, – именно, чтобы не мстить никому за свое прежнее изгнание. Юстиниан подтвердил таким образом клятву свою.

Тогда жители Константинополя открыли для него городские ворота и приняли его с честью. Царь же, войдя с воинами в город и получив царство, тотчас же нарушил свою клятву, окаянный, и начал умерщвлять многих из лиц, состоявших в синклите, а также и прочих именитых граждан. Потом приказал привести из обители далматской Леонтия, изгнавшего его; также его воины взяли и Апсимара в Аполлонии, и привели к нему; он приказал обоих, связанных, провести с бесчестием среди города. Потом повелел привести их к себе на место конского ристалища; когда они были приведены и брошены у его ног, он наступил ногами на шеи их и попирал главы их, воины же его громогласно взывали:

– "На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс.90:13).

Осмеяв и поругавшись над ними, Юстиниан приказал обезглавить их.

Но этого мало: Юстиниан наполнил кровью весь город, не пощадив и народа. Потом, взяв святейшего патриарха Каллиника, выколол ему глаза, отрезал нос и язык и послал на заточение в Рим, приказав его здесь замуровать в стене каменной.

Повеление царское было исполнено, и святого Каллиника замуровали в стене. Но через сорок дней заграждение отпало, и святой Каллиник оказался еще жив, хотя едва дышал. Через четыре дня святой отошел ко Господу11.

В это время папе римскому Иоанну VI12 в сонном видении явились святые верховные Апостолы Петр и Павел13 и повелели похоронить с честью тело святого патриарха Каллиника в их апостольской церкви. Папа исполнил приказание святых Апостолов.

Клятвопреступник же и мучитель, император Юстиниан Корконос не избежал праведного суда Божия. Не вынося его бесчеловечных притеснений, граждане и военачальники составили против него заговор и, выбрав удобное время, напали на него и отсекли ему голову.

Так погиб нечестивый злою смертью; святитель же Христов Каллиник сподобился венца мученического во Царствии Господа нашего Иисуса Христа.

________________________________________________________________

1 Влахерна – местность в Константинополе, находившаяся в западном углу города; славилась своими святынями. Здесь находилась упоминаемая в житии церковь, выстроенная во имя Пресвятой Богородицы императором Львом Великим (457 г. – 474 г.), при котором была положена в эту церковь честная риза Пречистой Девы Богородицы, принесенная из Палестины; память этого события празднуется св. Церковью 2 июля (под сим числом можно читать и повествование о сказанном событии). – Впоследствии эта церковь сгорела; ныне виднеются только малые остатки ее.

2 Император Юстиниан II царствовал с 685 г. по 695 г.; потом вторично с 705 г. по 711 г.

3 Патрициями в древности назывались люди благородного происхождения; им обычно поручались важнейшие государственные должности.

4 Конский бег.

5 Херсонес или Херсон (древнерус. Корсунь) – древнее название теперешнего полуострова – Крыма.

6 По переводу с греч – "с отрезанным носом".

7 Император Тиверий III Апсимар царствовал с 698 г. по 705 г.

8 Местность в Константинополе.

9 С именем Аполлонии известно несколько древнегреческих городов. В данном случае разумеется, вероятно, Аполлония, находившаяся в Иллирии.

10 Синклит – совет, составлявшийся из старейших, почетнейших граждан (и представителей высшей духовной власти).

11 Кончина святого Каллиника последовала в 705 г.

12 Иоанн VI занимал папский престол с 701 г. по 705 г.

13 Память св. первоверховных Апостолов Петра и Павла празднуется св. Церковью 29 июня.

Лекари говорят: "Натощак не выходи наружу". В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа и уже не тощею выходит на дела дня.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский



МУЧЕНИЦЫ ЭББЫ, ИГУМЕНИИ КАЛДИНГЕМСКОЙ И ИЖЕ С НЕЮ

Память 23 августа (по ст.ст.)

Эбба Колдигэмская, Младшая (Aebbe the Younger; Aebbe; Ebba; Ebbe) была игуменией в двойном монастыре Колдингэм (Coldingham), что в Бервекшире, Шотландия, основанном св. Эббой Старшей, самом крупном монастыре того времени. Когда монастырь был атакован скандинавскими пиратами, Эбба собрала монахинь и благословила их спасти себя от попадания в пиратские руки, добровольно изувечив самих себя. Она подала пример, отрезав себе нос и верхнюю губу, остальные монахини сделали то же самое. Когда викинги ворвались в монастырь, они ужаснулись увиденному и осердились тому, что женщинам удалось таким образом избежать надругательства. Монахинь заперли и сожгли заживо 2 апреля 870 года.
Использованные материалы

Saint Herman Calendar 2009, 70.

Римо-като9 шлический портал Patron Saints Index:

http://www.catholic-forum.com/saints/sainte77.htm







ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ МИХАЙЛОВСКАЯ

Память 5 сентября

Местночтимая Михайловская икона Божией Матери находится в Успенском храме села Большой Писаревки Богодуховского уезда Харьковской губернии.

На месте Успенского храма прежде существовала Михайловская церковь. При ней была избабогадельня, предназначенная для пристанища странников и бесприютных. В ней однажды тяжко заболел один странник и пролежал около года. Все посещавшие богадельню считали его неизлечимым. Но вот однажды они увидели, что больной идет в храм и несет икону Богоматери. Его остановили, и больной рассказал, что ночью, когда он лежал на одре в беспомощном состоянии, он услышал голос, приказывавший ему перенести из хижины в церковь образ Богоматери, за что было ему обещано выздоровление. Больной поднялся, но потом опять лег. На утро последовало вторичное повеление. Тогда он встал с постели и увидел на столе икону Богоматери. С благоговением он приблизился к образу, стер с него пыль, пошел в церковь и в это время почувствовал себя совершенно здоровым.

Этот образ Божией Матери получил наименование Михайловской иконы от той Михайловской церкви, в которой он раньше хранился.

5 сентября, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, в поселке Великая Писаревка совершается празднование Михайловской иконы Божией Матери. Этой иконы нет в списке чудотворных икон в официальном календаре, но она была широко известна в прошлом веке, описание этой иконы помещено в книге "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы" и в "Настольной книге священнослужителя".


Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites