23-е апреля Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251). Новосщмч. Григория V патр. Константинопольского ( Греч. ).




23-е апреля 2013г.
(10.04.2013 г. по ст.с.)

вторник седмицы ваий.
Глас 5-й.


Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251).
Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380).
Новосщмч. Григория V патр. Константинопольского ( Греч. ).
Новомч. Дима (1763).
Св. Гулды пророчицы ( 2Цар. 22:14. ).
Свт. Мильтиада (Мильхиад) папы Римского (IV).
6000 монахинь мцц. Грузинских.
Новомч. Демоса Смирнского ( Греч. ).
Сщмч. Флегонта пресвитера (1938). Мч. Димитрия (1942).



На 6-м часе: Ис. XLIX, 6–10. На веч.: Быт. XXXI, 3–16. Притч. XXI, 3–21.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.


Богослужебные указания

Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними.

Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского.

На великом повечерии в понедельник вечером — канон Богородицы и служба девяти мучеников Кизи́ческих и прп. Ме́мнона чудотворца (с 29 апреля).


Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста.

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта; особенности его см. 6 марта.

На утрене — кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе — кафизма 13-я; на 3-м часе — кафизма 14-я; на 6-м часе — кафизма 15-я; на 9-м часе — кафизма 16-я. На вечерне — кафизма 18-я.


Даты в богослужебных указаниях приводятся по старому стилю.

Богослужебные указания: http://calendar.rop.ru





Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 23 Апреля 2013

Начало сумерек: 05:22
Восход Солнца: 06:06
Высшая точка: 13:23
Заход Солнца: 20:49
Окончание сумерек: 21:26
Долгота дня: 14:43
Восход Луны:17:54
Заход Луны: 04:46


http://travel.org.ua/sunrise/index.php





МУЧЕНИК ТЕРЕНТИЙ И ЕГО ДРУЖИНА: МУЧЕНИКИ ПОМПИЙ, АФРИКАН, МАКСИМ, ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР И ИНЫЕ 33
Дни памяти: Март 13, Апрель 10



Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.

Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.


Кондак мучеников
глас 2

Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.




Святая Русь.


МУЧЕНИКИ ИАКОВ ПРЕСВИТЕР И ДИАКОНЫ АЗАДАН И АВДИКИЙ
День памяти: Апрель 10



Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром, после новых истязаний, их снова заключили в темницу и там обезглавили.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ V, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
День памяти: Апрель 10


Священномученик Григорий V, Патриарх Константинопольский, трижды занимал кафедру (1797 - 1799, 1806 - 1808, 1819 - 1821). В то время Греция находилась под тяжелым турецким игом. Многие патриоты-греки жили надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины - святого Патриарха Григория V. Его связи с греческими патриотами выяснились только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда. Один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: "Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации".

В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого Патриарха схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили тело в море.

Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там в греческой Троицкой церкви тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему патриарху Никону (1652 - 1658).

В 1871 году по ходатайству греческого правительства разрешено было перенести мощи святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе.




Одесса помнит священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского

Ольга КРАВЕЦ | 22.04.2012

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» - эта песнь Пасхи Христовой, Светлого Воскресения Его звучит ныне во всех православных храмах и во всех православных сердцах. И не хочется думать ни о чем, кроме Праздника Праздников и Торжества Торжеств. А ведь сколько святых мучеников пострадали за Христа именно в день Его Воскресения! Несчастные гонители и хулители действительно не ведали, что творили, думали, что испортят людям праздник, а на самом деле сделали его двойным. Так, по мысли Святых Отцов, Бог обращает диавольские старания во славу Свою. «Пасха Господня есть переход от зла к добру, день светлого праздника, день Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего, - пишет авва Дорофей, - В это день и мы все должны принести жертву Воскресшему Христу». Мы можем это сделать, отказавшись от греховной жизни, дел и помыслов. А вот святые угодники Божии принесли самих себя в жертву. 23 апреля по новому стилю и 10 апреля по старому почитается память священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского. Предстоятель Греческой Православной Церкви был повешен турками на воротах резиденции в самый день Пасхи. Произошло это в 1821 году.

Прежде чем рассказывать о подвиге священномученика и патриота греческого народа, наверное, нужно хотя бы отдаленно представить себе, как жилось православным грекам под игом мусульман-турок. В Византийской империи, захваченной турками, делалось все для того, чтобы не просто уничтожить христиан, но и искоренить само христианство. Например, все мы знаем о существовании янычар, но то, что среди них были юноши из православных греческих семей, знают не все. Многие из них становились на службу турецкому султану под угрозой расправы над всей семьей. В подполье сохранили православные греки свою веру. Многие из них спасались бегством, преодолевали Черное море и селились на территории Российской империи. В частности, в Одессе существовала большая греческая диаспора, во многом послужившая процветанию города. Специально для себя греки построили Свято-Троицкую церковь, которая в народе называется греческой до сих пор. В принципе, от русских храмов ее отличает лишь особая солея, на которой в Греции принято читать Евангелие в праздничные дни, - получается, что его читают над головами всех прихожан.

Но вернемся в Османскую империю рубежа XVII – XVIII веков. Будущий Патриарх и священномученик родился в 1746 году в небольшом городке Пелопоннеса – Димицане в бедной, но благочестивой семье Иоанна и Ассимины Ангелопуло. Во святом крещении он был наречен Георгием. Юноша получил хорошее образование: сначала в родном городе, потом в Афинах, и наконец, в богословской школе города Смирна – ныне Измир. На острове Патмос будущий святитель принял решение полностью посвятить себя служению Богу и принял монашество с именем Григорий. Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным Смирнскому митрополиту. За десять лет – с 1775 по 1785 годы - Георгий прошел все ступени священнического служения – от диакона до митрополита города Смирна. В 1792 году он был избран Патриархом Константинопольским.

Так начался мученический подвиг святителя. В тяжелейших условиях турецкой оккупации и враждебного отношения властей к Православию, Патриарх Григорий находил возможность ремонтировать старые и строить новые храмы, проводить миссионерскую работу, т.е. делать все для того, чтобы греки не забыли свою веру, а, следовательно, сохранили свою душу.

Поэтому святитель Григорий занимался образованием молодежи и книгоизданием. Милосердие святителя было безграничным. Не уставал Патриарх бороться с беспорядками и злоупотреблениями, случавшимися и тогда в церковной среде. Деятельность патриарха во благо Православия была не по нраву турецким властями. Дважды его отправляли в ссылку на Афон. По клевете недругов, Григорий V был трижды низложен и трижды избирался вновь на Царьградскую Патриаршую кафедру: с 1797 по 1799, с 1806 по 1808, и, наконец, с 1819 – по 1821 годы.

В то время многие греки жили патриотической надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины - святого Патриарха Григория V, который стал членом освободительного «Дружного Общества» в 1818 году. Во время третьего избрания на Патриаршество святитель тайно принимал участие в подготовке греческого восстания против турецкого ига. Его связи с греческими патриотами стали известны турецким властям только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда в марте 1821 года. Говорят, что один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации». Опасаясь репрессий против константинопольских греков, Патриарх Григорий отлучил от Церкви Александра Ипсиланти. Однако расправы турок над греками все равно начались, только чуть позже, когда 25 марта 1821 года началось восстание в Пелопоннесе.

5 апреля, в Великий Вторник святитель Григорий, предвидя свою мученическую кончину, посчитал не правильным отлучение от Церкви греческих патриотов и глубокой ночью, созвав шесть митрополитов, членов Священного Синода, после соответствующих молитв, сжег огнем от лампады отлучение на помосте алтаря Патриаршего храма.
Через несколько дней Патриарха арестовали. Его обвинили в содействии повстанцам и после избиений в день Воскресения Христова – 23 апреля по новому стилю – непосредственно после Пасхальной Божественной Литургии в полном Патриаршем облачении повесили на воротах Патриархии. В связи с преклонным возрастом и аскетическим образом жизни, тело священномученика не было достаточно тяжелым для того, чтобы принести ему мгновенную смерть и Патриарх страдал долгое время. Никто не смел помочь ему, и лишь с наступлением ночи святитель Григорий предал свою душу Богу.


Страдания священномученика Григория V

Турецкие власти запретили погребать тело священномученика. Три дня оно находилось на воротах Патриархии. Ни за какие деньги турецкие власти не соглашались передать тело священномученика православным во главе с новым Патриархом Евгением. По одной из версий, оно было отдано евреям, которые, привязав камни к шее святого, бросили его в море. По другой – это сделали сами турки. Однако спустя несколько дней тело старца-священномученика было обнаружено в Черном море, чудесным образом освободившееся от груза и не поврежденное. Греческий капитан русского судна торжественно принял на борт святые останки Патриарха и доставил их в Одессу. 19 июня 1821 года тело священномученика было погребено в Свято-Троицкой греческой церкви в северном приделе в мраморной гробнице. Из Москвы Императором Александром I было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая Святейшему Патриарху Никону.

Тело Патриарха Григория покоилось в одесском греческом храме до 1878 года. К пятидесятилетию независимости Греции по ходатайству правительства страны святые мощи были торжественно перенесены в Афинский кафедральный собор.


А в Одессе осталась частица в той же гробнице, где пребывало все тело священномученика. И сегодня православные одесситы, в том числе и греки, не забывают святителя Григория. Греческая церковь стала Свято-Троицким собором, но память о священномученике остается и в сердцах прихожан, и в стенах храма – это прекрасные иконы, жизнеописание священномученика Григория на мраморной доске, лавровый венок с греческим флагом. Недалеко от мощей святителя по традиции совершается Таинство Исповеди.

Память о священномученике Григории V, патриархе Константинопольском свято чтут в Одессе и области. В ноябре 2010 года Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освятил место под строительство храма в честь Покрова Божией Матери и пророка Божия Илии в Ильичевске. В основание будущего храма Владыка заложил капсулу с мощами священномученика Григория V, патриарха Константинопольского.


В основание будущего храма в честь Покрова Божией Матери и пророка Божия Илии в Ильичевске Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заложил капсулу с мощами священномученика Григория V, патриарха Константинопольского

Ежегодно 23 марта в день памяти священномученика Григория по окончании Божественной Литургии совершается торжественный молебен, возглавляемый Митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом в сослужении духовенства собора, на котором присутствует Генеральный консул Республики Греция в Одессе. Лик священномученика Григория можно увидеть на иконе «Собор Одесских святых».


А в самой Греции, в 1921 году Элладской Православной Церковью священномученик Григорий V, Патриарх Константинопольский, был прославлен в лике святых. Он почитается на Родине как народный мученик. В память о священномученике ворота Константинопольской Патриархии в 1821 году были запечатаны наглухо, и остаются закрытыми по сей день.

В дни празднования Пасхи Христовой прислушаемся к словам священномученика – патриота Греции Григория V: «Приидите, возьмите свет из лампады, возженной за Веру и Отечество, и возвестите всем племенам, что голос мой, есть голос Самого Господа Вседержителя».

«Святителю и мучениче Григорие, за люди твоя душу положивый и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый, молися Страдавшему за ны и Воскресшему Церковь Православную незыблему всегда хранити, пастве же твоей и Русстей земле, святые мощи твоя с любовию лета многа хранившей, даровати мир и велию милость».





НОВОМУЧЕНИК ДИМ

Память 10 апреля (по ст.ст.)



Дим Смирнский (+ 1763) был рыбаком. Из-за очень тяжелых условий он отказался работать у хозяина-турка, занимавшегося в Смирне (ныне Измир) рыболовством. Раздосадованный турок оклеветал святого Дима, будто он выражал желание принять ислам. Святой Дим отрекся от этого ложного обвинения и исповедал себя христианином. Его заключили в темницу. В тяжелые колодки для усиления боли были забиты кирпичи и другие острые предметы. После казни мученика, последовавшей 10 апреля 1763 года, христиане выкупили его святые останки и с честью погребли в храме святого Георгия.



Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life825.htm



СВЯТИТЕЛЬ МИЛЬТИАД(МЕЛЬХИАД) ПАПА РИМСКИЙ

Память 10 апреля (по ст.ст.)


Мильтиад был родом из Северной Африки, и, по некоторым сведениям, был темнокожим. Его понтификат пришелся на годы установления относительного порядка в Римской империи. В 311 г. Константин и Лициний, соправители императора Галерия, подписали так называемый эдикт о веротерпимости. В 312 г. соправители разбили войско Максентия, после чего Константин стал править в западных провинциях, а Лицинию оставил восточные. В 313 г. Константин и Лициний издали так называемый Миланский эдикт, разрешивший христианам свободно исповедовать свою веру, строить храмы и занимать общественные должности. Хотя Константин формально сохранял религиозный нейтралитет, его симпатии к христианству были очевидно. Эпоха гонений закончилась, и церковь смогла выйти из катакомб. В том же 313 г. Император подарил христианам Латеранский дворец, ставший базиликой.

Однако наступившая эпоха мира была омрачена очередным церковным расколом. Карфагенский епископ Донат провозгласил себя сторонником ригоризма. Его последователи, донатисты, считали, что признаком истинности Церкви является ее святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если они совершены недостойными служителями или в Церкви, сохраняющей связь с таковыми. Донатисты не признавали крещения правоверной вселенской Церкви и перекрещивали приходивших к ним неофитов. Существовали и другие расхождения их с Церковью, в том числе и литургические; также они использовали свой африканский канон Библии и выступили против монашества. В 313 г. Мильтиад созвал Латеранский собор, на котором Донат был осужден как еретик. Папа также вел работу по организации Арльского собора, первого съезда всех глав церквей Запада, но умер до его начала. За страдания, которые он претерпел при императоре Максимине, Мильтиад был причислен к лику святых, хоть и умер своей смертью. Он стал последним папой, похороненным на кладбище Каллиста.



http://monarchy.nm.ru/




6000 МОНАХИНЬ МУЧЕНИЦ ГРУЗИНСКИХ

Память 10 апреля (по ст.ст.)



Квабтахевские мученики (+ 1386) пострадали во время одного из опустошительных нашествий на Грузию полчищ монгольского завоевателя Тамерлана в 1386 году в Квабтахевском монастыре (Основан в конце V в., возобновлен в 1119 году грузинским царем святым Давидом III Строителем).

Вторгнувшись в Картли (центральная часть Грузии), войско Тамерлана разорило всю страну и захватило Квабтахевский монастырь, в стенах которого скрылись жители окрестных селений.

После разграбления монастыря военачальник Тамерлана собрал инокинь и, желая унизить и надругаться над ними, принуждал их петь и плясать. "Горе нам, инокиням", - с плачем и рыданиями отвечали мученицы.
Воины Тамерлана отвели их в соборный храм Пресвятой Богородицы, наполненный пленными христианами, обложили храм дровами и подожгли. Так пострадали святые исповедники и получили мученические венцы.

Следы крови невинно убитых неизгладимо запечатлелись на стенах храма, их можно было ясно видеть еще в конце XIX века. Свято чтя память мучениц и мучеников, паломники при входе в Квабтахевский монастырь снимают обувь, как повелось издревле.



Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr10.htm

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites