Error: Incorrect password!
3-е декабря Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.

3-е декабря Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.



3-е декабря 2012г.
(20.11.2012 г. по ст.с.)

понедельник 27-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 1-й.


Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Прп. Григория Декаполита (816).
Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446-447).
Прп. Диодора Юрьегорского (1633).
Мч. Дасия (284-305).
Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312).
Сщмчч. Нирсы еп. и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских, мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих иужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Свт. Исаака, еп. Армянского.
Прп. Феоктиста,. испов.
Св. мч. Эдмунда, короля Англии (869) ( Кельт. и Брит. ).
Сщмчч. Макария, еп. Екатеринославского, Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров, и прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении (1937). Прмц. Татианы (после 1937).





1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1–10. Лк., 86 зач., XVII, 20–25, и за вторник (под зачало): 1 Тим., 286 зач., V, 11–21. Лк., 87 зач., XVII, 26–37. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
С этого дня по отдание Введения в седмичные дни Октоих не поется.

Трапеза

На трапезе разрешается вареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.


Богослужебные указания

Понедельник. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполи́та. Свт. Про́кла, архиеп. Константинопольского.

Прп. Диодо́ра Юрьего́рского.

Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения.





ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ
День памяти: Ноябрь 20


Преподобный Григорий Декаполит родился в Декаполе Исаврийском в VIII веке. С детства он полюбил храм Божий, церковные службы. Постоянно с благоговением читал Священное Писание. Чтобы избежать женитьбы, на которой настаивали родители, святой тайно ушел из дома. Всю свою жизнь он провел в странствии: был в Константинополе, Риме, Коринфе, Солуни, некоторое время подвизался в пещере на Олимпе. Всюду преподобный Григорий проповедовал Слово Божие, обличая иконоборческую ересь, укрепляя веру и силы православных, которых еретики в то время гнали, мучили, бросали в темницы. Своими подвигами и молитвой святой Григорий стяжал благодатные дары пророчества и чудотворения. Достигнув чистоты сердечной, он удостоился слышать Ангельское пение во славу Святой Троицы. Для противодействия ереси иконоборчества преподобный Григорий покинул монастырь святого Мины, в котором подвизался долгое время, и отправился вновь в Константинополь. В столице тяжелая болезнь подточила силы святого, и он отошел ко Господу в 816 году.





СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
День памяти: Ноябрь 20


Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (+ 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.

После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 - 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434 - 447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408 - 450) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.

Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный". Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: "помилуй нас" - и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (+ 446 - 447).




ДАМИАН (В СХИМЕ ДИОДОР) ЮРЬЕГОРСКИЙ, КАРГОПОЛЬСКИЙ, ПРП.
День памяти: 20 ноября

Жития святых по изложению Филарета, архиепископа Черниговского
Житие преподобного Диодора Юрьегорского
Память 20 ноября (по ст.ст.)




В 25 верстах от Олонца, к северу, при озере Юрьеве и на горе того же имени, в самом начале ХVII столетия, поселился отшельник Диодор и построил обитель с храмом Св. Троицы. В те времена немало являлось желающих заводить новые обители; но Диодор был не из числа многих.

Уроженец Турчасовского прихода, Диомид, на 19 году возраста отправясь в Соловецкий монастырь для молитвы, остался здесь жить и, по испытанию в послушании, пострижен в иночество игум. Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу Новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть Соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братьев нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника. После исповеди, укрепившись пищею, ревнитель отшельнической жизни поселился на пустынном острове, при двух найденных им отшельниках. Отсели ходил он беседовать и с другими отшельниками, каковы были: старец Ефрем, Никифор белец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвич, Феодор Рязанец, Трифон, Иоасаф, Севастьян и другие.

Пустынник Тихон, по настоятельной просьбе его, рассказал о себе, что он ушел из Алексина во время расстриги, оставив все свое, и, переплыв на утлой лодке море, после трехлетней борьбы живет покойно. Никифор, встреченный без всякой одежды, поспешил скрыться и только сказал: «посещай, посещай, Диодор, чтоб и самому иметь от Бога утешение». Диодор усердно посещал пустынников, доставляя им необходимое для жизни. Впоследствии братья обители стали роптать на то и говорили: «хлеб обители тратится на тех, которые не трудятся для обители». Особенно же когда ушел в отшельничество больничный келарь Кирик, лучше которого никто не ходил за больными, братья сильно возмутились и игумен Иринарх вынужден был принять меры против страсти к отшельничеству. Он послал «братию, стрельцов и рабочих» на острова, с тем, чтобы они возвратили отшельников в монастырь; тогда Диодор заключен был в оковы, в больнице, и к нему приставлена была стража. Спустя три месяца он снова ушел на остров и прожил здесь полгода. Брат его, живший также в Соловецком монастыре, отыскал его, но в самом жалком положении, расслабевшим от борьбы с нечистыми духами. Диодор решился теперь расстаться с Соловками и удалился на Онегу. Невдали от Кеноозера, в пустынном лесу, избрал он себе место для пребывания и начал подвизаться. Но соседние жители вынудили его уйти отселе. Ему понравилась Юрьева гора, над озером Водлом; здесь водрузил он крест, поставил келью и начал подвизаться в молитве; сюда вскоре пришел к нему Прохор и они 7 лет провели отшельниками.
После того Диодор решился основать здесь обитель Св. Троицы и отправился в Москву; при посредстве келаря Сергиевой лавры Александра Боголепа получив доступ к царице, старице Марфе Ивановне, получил он от нее разную утварь и 200 р. денег; царь Михаил дал старцу грамоту; от других благотворителей получено им 300 р. Так были построены храм и обитель. Храм пришлось поставить на том месте, где было когда-то кладбище идолопоклонников, что не обошлось без привидений. Скоро собралось довольное число братий и построен был еще храм Богоматери с приделом в честь Соловецких чудотворцев. Хлебопашества своего еще не было у обители, а место было вдали от поселений. Оттого случилась нужда в хлебе. Поднялся ропот на старца: деньги, говорили, истратил на храм, а питаться нечем. «Потерпите», отвечал старец и сам стал на молитву. Ему явился светлый старец. «Кто ты?» спросил Диодор. «Я Александр Ошеневский, сказал явившийся, не скорби, а утверждай братию; пропитал же Господь народ Израильский в пустыне, а вас немного; будет время, что здесь соберется множество братии; теперь же скажи братии, чтобы ловили рыбу в озере». Старец не с первого раза поверил явившемуся, опасаясь обольщения: три раза являлся ему небожитель и только тогда, как явившийся прочел молитвы, Диодор выслушал его доверчиво. Братья столько наловили рыбы, что, оставив себе нужное, продали на 60 р. и купили хлеба. В другой раз избавились от голода тем, что нечаянно нашли в лесу черную куницу и продали ее за восемь рублей. В монастырь прислан был патриархом инок Феодосий, человек беспокойный. Раз так озлобился он на старца, наставлявшего его добру, что хотел убить его. Он завел преподобного в лес под каким-то предлогом, жестоко избил его, до того, что бросил под деревом, считая его умершим. Когда старец, придя в себя, добрел кое-как до кельи, Феодосий испугался и бросился в ноги настоятелю, прося простить его. «Бог да простит тебя, чадо, это не твое дело, а дело врага», отвечал незлобивый старец и не сказал тогда никому о случившемся. Феодосий и тогда не переменился. Он начал возмущать братию против настоятеля и уговорил некоторых удалиться из обители: 17 человек убежали с Феодосием из обители, похитив, что только могли, из собственности обители. Диодор благодарил Бога, что избавил обитель от смут и тревог.

Много и других скорбей пришлось видеть Диодору; но он переносил терпеливо. Большая часть времени его проходила в уединенной молитве. Приблизился и конец жизни его. Собираясь ехать в Каргополь по нуждам обители, преподобный собрал братию и убеждал проводить жизнь иноческую и не слушаться людей подобных Феодосию; а старцу Прохору сказал: «уже нам с тобой здесь не видаться; если Богу угодно, увидимся в будущем веке».
И точно, прибыв в Каргополь, он заболел здесь, приобщился св. Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Он погребен был здесь под церковью; но ученик его Прохор, спустя два года, перевез нетленное тело его в обитель, где похоронено оно было на южной стороне храма Св. Троицы. После него найдено было духовное завещание его, где строго заповедал он братии отнюдь не держать в обители ничего хмельного. В рукописных святцах пр. Диодор называется чудотворцем. Мощи его почивают под спудом в храме обители его, обращенном в приходский Янгорский.



Тропарь преподобного Диодора Юрьегорского
глас 2

Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобного Диодора Юрьегорского

От юности, преподобне,/ плотскую волю в постех и молитвах источил еси,/ крест свой взем, Христови последовал еси,/ темже и к Вышним течением радостно устремив себе,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ но и ныне стадо свое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.

Молитва преподобному Диодору Юрьегорскому

О преподобне и достоблаженне Диодоре, отче наш, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю духовный спастися хотящим, разре­шителю тлетворные страстей незлобивый, молитвенниче о биющих тя безвинно, Христоподобный, прозорливства пророческаго исполненный, предвозгласная о будущих благих цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, столпе терпения незыблемый, заповедей Творца своего благопослушливый совершителю, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благоуханное, жителю пустынный несумнительный, смиренно­мудрый небесный человеке и сожителю Горним чиноначалиям! Ты кротостию духа кротких землю наследовал еси, друг же и угодник в Троице славимому Богу нашему явился еси, Иже и прославити тя благоизволи вемы но, преподобне, како Бог изо­бильно от тебе чудесному дождю верным кропити повеле. К тебе убо припадающе, любезно молим тя, угодниче досточудный: не престай моляся Пресвятей и Живоначальной Троице, да низпослет стране нашей тишину и мир, на враги победу и одоление, церквам же согласие и всем людем смиренномудрие и изобилие благих. Угаси, блаженне, молитвами твоими парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная, и всем всегда милостивное даруй. Призри и на мя, недостойнаго: связан бо есмь люте пленницами прегрешений моих и в пучину страстнаго моря влеком, увы мне! неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к тебе со слезами, глаголя: предстани ми на пути напасти моея, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належищия скорби и от всякаго зла, да не сведен буду по делом моим в снедь лютому миродержцу врагу. Разреши мя от болезненных соуз и спасение даруй ми, яко да спасаем молитвами твоими, воспою и прославлю от всея видимыя и невидимая твари в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.





ДАСИЙ (УЗИЙ) ДОРОСТОЛЬСКИЙ, МЧ.
День памяти: 20 ноября


ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память святого мученика Дасия
Память 20 ноября (по ст.ст.)


В царствование Диоклитиана и Максимиана в языческом городе Доростоле1 был обычай за 30 дней до праздника в честь языческого бога Кроноса2 избирать для принесения в жертву ему красивого юношу из воинов. В продолжение 80 дней, до наступления праздника жертвоприношения, избранного юношу одевали в царские одежды, и он мог исполнять всякое свое пожелание. После сего юношу закалали в жертву Кроносу. И вот однажды сей печальный жребий пал на мужественного и прекраснейшего среди прочих воинов Дасия. До сего времени он был тайным христианином. Теперь же, услышав о выпавшем ему жребии, святой Дасий решил скорее объявить себя последователем Христовым, нежели отдать свою жизнь ради умилостивления гнусного бога язычников.

- Если мне должно умереть, - сказал он своим товарищам, - то лучше умереть, как христианину, за Христа.

Посему святой Дасий презрел блага и утехи земные, какими он мог пользоваться в течение 30 дней, по языческому обычаю. Он отверг все милостивые обещания язычников, твёердо памятуя слова Апостола: "все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Филип.3:8). Вместо веселия и пиршеств, святой стал обличать нечестие язычников и их безумное служение истукану, и дерзновенно проповедывал учение Христово. Вдохновляемый благодатью Святого Духа, исповедник Христов ревностно убеждал всех уверовать во Единого Истинного Бога и Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Когда слух о том достиг до языческих властителей Диоклитиана и Максимиана, то, по их приказанию, святой Дасий был предан на суд областеначальника Мизийского Вассы. На суде святой вновь обличал неразумие идолопоклонников и исповедывал Христа. За сие исповедание веры христианской он был предан жестоким мучениям и потом усечен мечем3.

________________________________________________________________________

1 Доростол, нынешняя Слистрия, расположенный при реке Истре (Дунае) в древней Мизийской области, недалеко от берегов Черного моря.

2 Кронос, он же Сатурн, по языческим преданиям, является жесточайшим среди богов. В умилостивление его язычники приносили ежегодно человеческие жертвы.

3 В начале IV в.



СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ НИРС, ЕПИСКОП, И ИОСИФ, УЧЕНИК ЕГО, ИОАНН, САВЕРИЙ, ИСААКИЙ И ИПАТИЙ, ЕПИСКОПЫ ПЕРСИДСКИЕ; МУЧЕНИКИ АЗАТ СКОПЕЦ, САСОНИЙ, ФЕКЛА, АННА И МНОГИЕ ДРУГИЕ МУЖИ И ЖЕНЫ, В ПЕРСИДЕ ПОСТРАДАВШИЕ
Дни памяти: Ноябрь 1, Ноябрь 20

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память святых священномучеников НИРСЫ И ИОСИФА


Память 20 ноября (по ст.ст.)

Святой Нирса был епископом в земле Персидской и имел сподвижником своим ученика Иосифа. Оба они, как истинные рабы Христовы, боялись Бога, сотворившего небо, землю, море и всё, что в них (Пс.145:6), и стремились к добродетельной жизни, исполняя закон Христов.

Видя добродетельную жизнь ученика своего Иосифа и его ревность к славе имени Божия, святой Нирса возвел его в сан епископа. Соотечественники их Персы, почитая богом солнце, поклонялись огню и предавались различным порокам. Святые Нирса и Иосиф, скорбя об их заблуждении, стали ревностно подвизаться на пользу Церкви Христовой. Укрепляемые благодатью Христовою и взаимною ревностно, они многих язычников обратили к вере в Истинного Бога и научали их благочестию.

В это время царь Персидский Сапор воздвиг жестокое гонение на христиан1, заставляя их поклоняться солнцу и огню. Слыша, что епископ Нирса с Иосифом, обличая заблуждение Персов, многих из них обращают ко Христу, царь приказал схватить их и привести к себе2.

Пред царем предстал 80-ти летний старец с своим учеником и сподвижником. На приказание царя поклониться огню или готовиться к мучениям и смерти, святые дерзновенно отвечали:

- Если ты, царь, мог бы, по кончине нашей и семь раз воскрешать нас для мучений, то и этим не отлучил бы нас от любви ко Христу.

Услыхав такой ответ святых исповедников, исполненных твердой решимости пострадать за Христа, разгневанный гонитель велел тотчас же отсечь им головы.

Так сии святые мученики прияли нетленные венцы на небесах.

________________________________________________________________________

1 Это гонение на христиан в Персии было около половины IV-го столетия.

2 Святые Нирса и Иосиф были схвачены и посажены под стражу в Персидском городе Сциагаркадате в четвертый год гонения, воздвигнутого Сапором (около 343- 347 гг.), и усекнуты мечем 20-го ноября.



СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ИОАНН, СЕВЕРИЙ, ИСААКИЙ, ИПАТИЙ, ЕПИСКОПЫ ЗЕМЛИ ПЕРСИДСКОЙ

Святые мученики Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий были епископами в различных городах земли Персидской.

Когда нечестивый огнепоклонник, Сапор, царь Персидский, принуждал христиан поклоняться солнцу и огню, то сии святые укрепляли верующих быть твердыми последователями Христа, и обращали ко Христу нечестивых Персов. Они обличали заблуждения огнепоклонников, убеждая их, что солнце и огонь -не боги, но только творения, созданные для прославления Творца и для служения людям.

Когда слух об их учении дошел до царя Сапора, то он послал воинов и своих вельмож в те города, где проповедывали святые, и приказал схватить их.

Схваченные, они безбоязненно предстали на суд самого царя. Он грозно обратился к ним и сказал:

- Разве неизвестно вам, что я происхожу от богов, молюсь солнцу и почитаю огонь? А вы, - кто вы, что восстаете против моих указов, унижаете солнце и ни во что ставите огонь?

Святые единогласно исповедали веру во Единого Бога.

- Для нашей пользы, -говорили святые, -повелел Бог быть солнцу и огню. Бог же Истинный - Один, Который сотворил всё и Ему Одному подобает поклонение и слава".

На это царь вскричал:

- Какой Бог славнее Ормузда или кто страшнее Аримана1?

И кто может называться человеком мудрым, если не поклоняется солнцу?!

Епископ Саверий вновь подтвердил за всех исповедание веры:

- Мы не знаем, царь, иного Бога, кроме Сотворившего небо и землю, солнце и луну и все видимое и невидимое; и веруем в Сына Его, называемого Иисусом Назарянином.

Тогда царь повелел бить святого по устам, и это исполнялось с такою жестокостью, что выпали зубы его. Царь же насмешливо прибавил:

- Призови Иисуса, чтобы вставил тебе зубы.

Когда же Саверий за это назвал царя безбожником, то был бичеван до полусмерти и затем брошен в темницу. После сего мучитель вызвал святого Исаакия и спросил его с угрозою:

- Одних ли мыслей с Саверием и ты, так что я должен пролить и твою кровь?

Воодушевленный твёрдым примером и исповеданием веры Саверия, святой Исаакий ответил так царю:

- Единомыслие наше, царь, есть высшая мудрость, которой ты не постигаешь.

Раздраженный твердостью христиан, царь грозил Исаакию отрезать язык за продолжение подобных речей. Потом царь перешел ко второй части обвинения магов персидских2 против Исаака и потребовал отчёта, для чего он строит храмы христианские?

На это Исаакий ответил:

- А когда же я переставал это делать, дабы славилось имя Божие и среди язычников?!

Тогда царь обратился к знатным горожанам, которые перед этим, видя жестокость царя, отреклись от христианства. Он сильно порицать их и грозил смертью в случае возвращения их к христианской вере. Он клялся, что, доколе царствует, не потерпит в своем царстве ни одного христианина. Затем приказал дрожащим от страха отступникам побить Исаака камнями. И действительно, сами вельможи-вероотступники побили камнями своего епископа, в лагере, вне города.

После сего все Персы, особенно знатные граждане и начальники, вооружились против христиан. Так Иоанн, Селевкийский епископ, томимый в темнице при замке Вет -Гасцита, умерщвлен был, по приказанию начальника Гадиабского. Еще другой Исаак -пресвитер селения Гулсалы, побит был камнями.

Исповедник же Саверий через два дня умер в тюрьме от нанесенных ему истязаний. Когда доложили о сем царю, то он, по злобе, не поверил этому известию приказал отрубить умершему голову и представить ему.

Несмотря на вероотступников вельмож царя Сапора, устрашенных его жестокостью, многие христиане из мирян оказались твёрдыми в вере и, по примеру своих пастырей, твёрдо шли на муки за Христа.

Так Азат, евнух наместника Гадиабского, был привлечен с другими христианами в капище, где приносились жертвы Персами. Но, воспитанный с детства в христианстве, он вместе с прочими верующими, обличил нечестивцев и отказался от жертвоприношений солнцу, зная, "что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (Кор.10:20; Ср. Втор. 32:17).

За это их предали различным истязаниям.

Азат после сего был удавлен руками одного вероотступника. С ним вместе был мучим и убит Сасоний.

Некоему христианину, по имени Аврааму, вырваны были глаза раскаленными гвоздями, от чего он умер через два дня в страшных мучениях, не переставая призывать имя Христово.

Симеона - христианина персы закопали в землю по грудь и пронзили стрелами оставшееся открытым тело.

В это же гонение в земле Персидской просияли венцами мученическими и многие жены и девы из христианок, соревнуя поименованным святым мужам в любви ко Христу.

Так девицы Фекла и Анна и с ними Богута, благородная жена, Мамия, Татона, Мама и Нина, и многие другие, безбоязненно обличавшие нечестие Персов и жестокость гонителя, были изрублены мечами. Земля, орошенная кровью сих мучениц, произрастила цельбоносную смоковницу, как бы в обличение гонителя. Еретики манихеи, спустя некое время, не терпя сего чуда, коим сама земля вещала о правой вере исповедниц Христовых, истребили сию смоковницу; но за сие были наказаны жестокою болезнью.

Так и в земле Персидской воздвиг Господь многочисленный сонм мучеников и исповедников, приявших страдания за Христа.

________________________________________________________________________

1 Ормузд - имя высшего божества у древних персов. Он почитался ими мудрым богом, творцом всего мира, который создал солнце, луну, звёзды, небо, землю, воду и человека; он, по их верованиям, друг и охранитель добра, враг лжецов, мститель за неправду. Ариман в религии персов является олицетворением зла. Он находится в постоянной борьбе с добрым богом Ормуздом и в его творение старается заронить семя зла. Поэтому Ариман является источником вредных сил природы, болезней, неурожая и прочих бедствий.

2 Маги у Персов - члены замкнутой жреческой общины. Они первоначально были хранителями всего научного образования и религиозных обрядов; они выдавали себя за людей, умеющих определять будущее по положению звёзд, и пользовались громадным почётом в народе и большим политическим влиянием.






СВЯТОЙ ИСААК, ДЕСЯТЫЙ ПАТРИАРХ АРМЯНСКИЙ

Житие святого Исаака, епископа Армянского
Память 20 ноября (по ст.ст.)


Исаак Армянский (Саак Партев), католикос (ум. ок. 439), десятый патриарх Армении, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. По некоторымрым сведениям, Исаак родился в Константинополе. Предстоятелем армянских христиан он стал в тот период, когда значительная часть их страны перешла под власть Иранской империи. Правители Сасаниды, исповедовавшие *маздеизм, пытались подавить национальное и религиозное своеобразие подчиненного народа. Христианство оказалось единственной реальной силой, способствовавшей самоутверждению армянской культуры. Но для его укрепления армянам необходимо было иметь Священное Писание на собственном языке, который в то время еще не имел алфавита.

По инициативе Исаака его сподвижник *Месроп Маштоц создал армянскую письменность и начал перевод Библии. В основу были положены сирийские и греческие рукописи. Их доставляли в Армению специальные посланцы Исаака. Группа переводчиков во главе с католикосом вскоре завершила работу над Ветхим Заветом, а Месроп один перевел весь Новый Завет.

Исаак устраивал школы, издавал на армянском языке творения отцов Церкви и других писателей. С этого времени начинается быстрый рост армянской литературы. Как сообщает биограф Месропа Корюн, из школ, основанных Исааком и Месропом, вышли многие ученые и писатели. Архиеп.*Филарет (Гумилевский) называет Исаака вторым, после Григория Великого, просветителем Армении.

n КорюнМ., Житие Маштоца, Ереван, 1962; Моисей Хоренский [Мовсес Хоренаци], История Армении, СПб., 1893, то же, Ереван, 1990; Памятники арм. агиографии, вып.1, Ереван, 1973.

l Тер - Мовсесян М., История пер. Библии на арм. язык, СПб., 1902; Филарет (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т.3, § 210, СПб., 1859.








СВЯТОЙ ЭМУНД, КОРОЛЬ АНГЛИИ

Память 20 ноября (по ст.ст.)



Эмунд родился в 841 году в семье благочестивых христиан. Сызмала он постиг истинное значение молитвы и выучил наизусть все псалмы.

Все передвижения Эдмунда, начиная с 855 года, с точностью прослежены историками. Так, мы знаем, что в том году он находился в Хунстантоне, в графстве Норфолк, в месте, известном в настоящее время как мыс Святого Эдмунда, где еще сегодня можно найти развалины часовни и источник св. Эдмунда. Далее его передвижения были прослежены до Аттлборо в Норфолке, откуда он направился в Уэссекс (Землю Западных Саксов). 5 ноября 855 года Эдмунд принял участие в великом совете английского дворянства, имевшем место в столице Уэссекса, городе Винчестере. Здесь собравшиеся отовсюду дворяне заключили военный союз против угрожавших безопасности страны датских язычников-викингов.

В конце 856 года, в королевском дворце, находившемся на месте сегодняшнего городка Кэйстор Сэйнт Эдмундс в окрестностях Норвича, молодой принц Эдмунд был избран королем восточных англов. В том же 856 году, в день Рождества Христова, он в возрасте всего лишь 15 лет был помазан и венчан на царство в городке Бюрс, занимавшем стратегическое место на границе между Саффолком и Эссексом. В людской памяти Эдмунд сохранился как благочестивый и благородный государь, настолько преданный своему народу, его безопасности и благосостоянию, что ради них он добровольно отказался от брака. Он был «мудр и честен... смирен и благочестив... по-отечески щедрый покровитель нищих и вдов... защитник Церкви, воздвигнутый самим Богом».

В 865 году его миролюбивое королевство подверглось повсеместному вторжению датчан. Эдмунд, как мог, организовывал сопротивление и, с целью защиты Англии от датчан, развернул особенно кипучую деятельность в Орфорде, в окрестностях Фрамлингхама и в других местах, даже вне пределов Земли Восточных Англов. Так, в 868 году он сражался за освобождение Ноттингхэма бок о бок с будущим королем Альфредом Великим. В Земле Восточных Англов он также заботился о возведении и восстановлении защитных насыпей к востоку от Кембриджа, до сих пор известных как «Ров св. Эдмунда» в районе «Низин св. Эдмунда». Однако в 869 году огромное войско датчан вновь напало на Землю Восточных Англов. Было ограбилено множество монастырей, включая Эли и Сохам. Поздней осенью король Эдмунд дал сражение в селении Тетфорд в Норфолке. Несмотря на то, что враг понес крупные потери, король вынужден был отступить к деревне Хоксен в северном Саффолке, где и был схвачен датчанами.

Эдмунд, всегда защищавший других, отказался защищать себя. Он остался верен Христу и со словами: «Мне одному подобает умереть за людей моих, дабы не погиб весь народ», отверг мирные предложения датчан, ценой которых было предательство веры. Датчане глумились над ним и избивали его. Эдмунд отказался стать вероотступником, заявив: «Ничто не может отлучить меня – живого или мертвого – от любви Христовой». Тогда мучители привязали его к дубу и стали нещадно стегать бичом, затем они выпустили в него несколько стрел из лука и наконец обезглавили короля, который непрестанно, вплоть до самой кончины, призывал имя Спасителя. Это случилось в понедельник, 20 ноября 869 года. Вслед за этим датчане покинули местность, бросив голову короля в находившиеся неподалеку заросли ежевики. Позже люди, пришедшие искать главу мученика, были уведомлены о ее местонахождении воем волкодава, стерегущего ее.

Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти последовали чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые умучили его, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксуорт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds – «Могила св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только Земли Восточных Англов, но и всей Англии.



http://drevo-info.ru/articles/8187.html

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites