21-е июня Вмч. Феодора Стратилата (319). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1827) икон Божией Матери




21-е июня 2013г.
(08.06.2013 г. по ст.с.)

пятница 7-ой седмицы по Пасхе.
Отдание праздника Вознесения Господня.
Глас 6-й.


Вмч. Феодора Стратилата (319).
Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023).
Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских (1501).
Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545).
Прп. Зосимы Финикийского (VI).
Новомч. Феофана Константинопольского (1559) ( Греч. ).
Прп. Атры Нитрийского, Египетского.
Прп. Навкратия, игумена Студийского.
Прп. Феофила Лужского и Омучского, ученика прп. Арсения Коневецкого.
Мчч. Никандра и Маркиана ( Рум. ).
Свт. Медарда, еп. ( Нидерл. ).
Прп. Мелании старицы, из "Лавсаика"( Греч. ).
Мч. Никандра ( Греч. ).
Мч. Марка ( Греч. ).
Новосщмч. еп. Варлаама (1942) и брата его Германа (Ряшенцова) (1937).
Ярославской (XIII) и Урюпинской (1827) икон Божией Матери.




Деян., 50 зач., XXVII, 1–44. Ин., 57 зач., XVII, 18–26.
Служба по Триоди. На утрене катавасия «Божественным покрове́н...». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Трапеза
На трапезе разрешается рыба, масло и вино. Мясо, молоко и яйца не едим.



Богослужебные указания

Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Вознесения Господня.

Вмч. Фео́дора Стратила́та. Свт. Фео́дора, еп. Суздальского. Обре́тение мощей блгвв. кнн. Васи́лия и Константи́на Ярославских.

Урю́пинской иконы Божией Матери.

Совершается славословная служба отдания праздника Вознесения Господня (по Триоди).

Примечание. Рядовая служба Минеи переносится на повечерие.



Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 21 ИЮНЯ 2013

Начало сумерек: 03:43
Восход Солнца: 04:44
Высшая точка: 13:31
Заход Солнца: 22:18
Окончание сумерек: 23:21
Долгота дня: 17:34
Восход Луны 19:48
Заход Луны: 03:04






ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Дни памяти: Февраль 8, Июнь 8


Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.




ЯРОСЛАВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День памяти: Июнь 8


Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям Василию и Константину (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Происхождене иконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующей легендой.

Ярославская гражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическим расстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невылеченной, болезнь привела к жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойно переносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящее и усердно молились о выздоровлении несчастной.

В 1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчётливо увидела изображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить по Ярославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая) зашла на территорию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ», узнала в ней тот самый храм.

С радостным предчувствием войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску, изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и… совершенное выздоровление.

С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).

В годы смуты и гонений на церковь в первой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено — фреска стены храма оказалась сколотой.

Иконографический тип — Панахранта. Более точно её следует относить к типу цареградских икон Богоматери. В узком толковании это иконографический тип Богоматери Печерской. Существует мнение, что это список с не дошедшей до нашего времени иконы Киево-Печерского монастыря. А прототип, возможно, находился в Софии Константинопольской.

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками прпп. Антония (слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил). Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную».



УРЮПИНСКАЯ
День празднования: 8 июня


Урюпинский образ Божией Матери находился в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре. Он хранился в местном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Явление чудотворной иконы произошло 8-го июня 1827 года, после чего она несколько лет хранилась в келье одной христианской подвижницы – Ирины Лазаревой, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую сначала на церковную площадь напротив Покровской церкви, а в 1854 году – в сам храм. В Покровской церкви она хранилась в резном позолоченном киоте.

Об обстоятельствах явления святой иконы повествует следующее донесение Лазаревой:

«В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи ее наименования. Мы тогда же довели о сем до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».

С 1854 года и до настоящего времени чудотворная икона находится в храме Покрова Богородицы г. Урюпинска – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. За эти годы она не раз спасала город от «моровой язвы», исцеляла страждущих. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой. В годы богоборчества его дважды пытались закопать, но тщетно.



Урюпинская икона Божией Матери


Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые молились перед образом и получили исцеления.

21-го октября 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:

"В восьмой день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи с ее наименованием. Мы тогда же довели до сведения о сем местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь".

При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов. Приведем здесь некоторые чудеса, известные по документам, хранящимся в Донской духовной консистории за N 3015. "1880 года августа 18 дня я был болен падучей болезнью; при этом со мной была сильная тоска: я не мог найти себе помощи ни у докторов, ни у лекарок. По частным слухам я ездил на источник, где явилась икона Божией Матери, искупался в нем и в то же время получил исцеление. В настоящее время приношу благодарственное моление Царице неба и земли, в чем подписуюсь: Михайловской станицы казак Алексей Иванов Миронов".

"1883 года июня 8 дня я приходила в станицу Урюпинскую с двумя дочерьми: Прасковьей 16 лет и Зинаидой 5 лет. Из них первая около четырех месяцев страдала лихорадкой, и никакие лекарства не помогали ей, а у последней болела голова - она не могла ее держать прямо и сделалась слабоумной. По прибытии в станицу я отправилась с ними в Покровскую станичную церковь, где отстояла утреню и обедню и отслужила Божией Матери перед Ее чудотворной иконой молебен. На возвратном пути из Урюпинской в хутор Беспалов дочери мои совершенно выздоровели: старшая не чувствовала никакой лихорадки, а младшая - никакой боли в голове и притом голову держала прямо и стала говорить разумно". За безграмотностью Екатерины Павловны Афиногеновой расписались священник и псаломщик Покровской церкви.

Приведем, наконец, показание доктора Суровцева. "В начале марта 1894 года, - пишет он, - меня пригласили пользовать больную Елизавету Андреевну Ефаеву в станице Урюпинской. При исследовании болезни мной найдены у больной расширение сердца и водянка ног и грудной полости. Употребление медицинских средств не принесло пользы больной; болезнь не уступала лечению. Семидесятилетняя больная страдала очень сильно, и болезнь с каждым днем увеличивалась. Около 25 числа марта водянка распространилась по всем частям ног, в полости живота и в грудной полости. Сердцебиение было учащенно-слабое, поверхностное, сопровождавшееся удушьем, вследствие чего больная не могла лежать и впадала в бред.

29 марта я посоветовал пригласить к больной других местных врачей для совещания о болезни, сознавая и не скрывая от окружающих, что надежды на выздоровление нет. 30 марта 1894 года родные больной принесли в дом Ефаевой местную икону Божией Матери из Покровской церкви и пригласили причт этой церкви отслужить молебен Богоматери. Во время молебна больная сама встала с постели, хотя прежде и не могла ходить без посторонней помощи, прошла в смежную комнату с той, где служили молебен, и остановилась, а затем сидела в полусознательном состоянии в кресле.

После молебна больная была перенесена на постель, где заснула в первый раз спокойным сном. По пробуждении больная почувствовала выздоровление. 31 марта я не нашел у нее водянки ни в полостях грудной и брюшной и ни в ногах; удушье прошло, расширение сердца уменьшилось, пульс полный и почти нормальный. Ефаева чувствует себя совершенно здоровой, ходит без посторонней помощи и занимается обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г., 5 января. Врач, коллежский советник Андрей Львович Суровцев".

"1890 года около 15 июня я, нижеподписавшийся, Луковской станицы урядник Спиридон Вуколович Вуколов приехал в станицу Урюпинскую и служил молебен перед явленной иконой Божией Матери, прося Ее об исцелении моей болезни, которой я страдал 15 лет и которая выражалась в расслаблении всего тела, доходившего иногда до полной недвижимости. По объяснению врачей, это был паралич ног. После молебна я почувствовал себя легче, а теперь выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и отслужить перед явленной Ее иконой молебен с акафистом. 1890 г., октября 3 дня. С. Вуколов".

Ежегодно 8 июня из Покровской церкви совершался многотысячный Крестный ход к месту обретения ико- ны. Здесь, на Святых горах, у родника была устроена часовня. Последний Крестный ход сюда был совершен в 1927 году, когда праздновался столет- ний юбилей иконы. Затем Крестные ходы запретили, саму местность пере- именовали в Комсомольские горы, а часовню передали устроенному здесь санаторию.

Паломничество к иконе ненадолго возобновилось во время Великой Отечественной войны, но затем вновь было прекращено. Традиция совершать Крестные ходы с чудотворным Урюпинским образом Божией Матери возродилась с назначением в Волгоградскую епархию Митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.

Тропарь иконе Божией Матери Урюпинская

Явилася еси на древе в Донской земли, / благодатная Твоя икона, Богородице, / больныя исцеляти, заблуждшия обращати; / тем же умильно молимся Тебе: / избави град наш от всякаго зла / и спаси люди, к Тебе притекающия.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites