15-е июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт. Фотия, митр. Киевского (1431). Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.



15-е июля 2013г.
(02.07.2013 г. по ст.с.)

понедельник 4-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 2-й.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).
Свт. Фотия, митр. Киевского (1431).
Св. Иувеналия, первомч. Американского и Аляскинского.
Блгв. короля Стефана Великого, Молдавского (1504) ( Рум. ).
Св. Монегунды Шартрской ( Галл. ).
Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.
Иконы Божией Матери, именуемой «Древо Иессеево».
Иконы Божией Матери, именуемой «Турковицкая»
.


Рим., 102 зач., IX, 18–33. Мф., 40 зач., XI, 2–15. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Трапеза
Поста нет.



Богослужебные указания

Понедельник. Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне.

Ахты́рской иконы Божией Матери. Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Свт. Ювена́лия, патриарха Иерусалимского. Свт. Фо́тия, митр. Киевского.

Совершается славословная служба Положения честной ризы Пресвятой Богородицы.



Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 15 Июля 2013

Начало сумерек: 04:10
Восход Солнца: 05:06
Высшая точка: 13:35
Заход Солнца: 22:04
Окончание сумерек: 22:59
Долгота дня: 16:58
Восход Луны 13:31
Заход Луны:-- --*3
*1 - выше горизонта *2 - ниже горизонта *3 - изменений нет *4 - не определено





ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНО'Й РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ
День памяти: Июль 2



В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: "идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. "Город едва не был поднят на копье", - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, "кагана") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера - святая". "Убедившись, - писал далее Аскольд, - что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. "Руссы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших". (Византийцы считали "подданными" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) "И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческого выражения "митрополия Русская". Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней "Азбучной молитвы", "летит ныне славянское племя - к Крещению устремились все".

С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая - вскоре после ухода русских войск. (Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. - "Христианское чтение", 1882, №№ 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии - Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, "Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах" (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. - "Византийский Временник", том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого "Акафиста Пресвятой Богородице", автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени "начала прозываться Русская Земля". Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.



СВЯТИТЕЛЬ ИУВЕНАЛИЙ
День памяти: Июль 2


Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий († 473), Симеон Столпник († 459), Герасим Иорданский († 475) и многие другие.

Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. В 4З1 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, Патриарх Александрийский († 444; память 9 июня), и в числе его единомышленников был святой Патриарх Ювеналий. В 451 году в городе Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Святые отцы, среди которых был святитель Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили православное исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Однако еретики продолжали смущать умы христиан. Во главе лжеучителей стоял Феодосий, который, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Младшего († 450) Евдокию, требовал, чтобы Патриарх Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, то есть отказался от православного догмата о двух естествах во Христе. Святейший Ювеналий не согласился на предательство Истины, но мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками. Феодосий и его сторонники низложили святого Ювеналия с патриаршего престола. Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к святому Патриарху Анатолию (449-458; память 3 июля) и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим.
Много трудов приложил святой для восстановления церковного мира. По вразумлению преподобного Симеона Столпника, императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками иерусалимской паствы. Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие. Патриарх Ювеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет.





СВЯТИТЕЛЬ ФОТИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Дни памяти: Май 27 (перенесение мощей), Июль 2

Святитель Фотий был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). В отроческие годы он поступил в монастырь и принял иноческий постриг от старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, обсуждался вопрос о замещении Русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и благочестием. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был возведен в сан митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел юго-западных епархий Русской Церкви, входивших временно в состав великого княжества Литовского. Святитель понимал, что кафедра митрополита - духовное средоточие церковной жизни Руси - не должна находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Литвы и Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

Двадцать два года совершал подвиг святитель Фотий в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства.
Святитель Фотий оказал великому князю Василию Димитриевичу важную услугу: был посредником в заключении брака его дочери Анны со старшим сыном византийского императора Мануила - Иоанном. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению святителя Фотия. Весной 1410 года, когда он прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой “изгоном”, то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора иерей Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где были спрятаны церковные святыни.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.
Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрогоВсе святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. святителя ересь была пресечена в 1427 году.

Церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием “Чин избрания и поставления епископов" (1423), “Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей”, а также “Духовное завещание”, в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоявшей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1472 году и ныне почивают в Успенском соборе Кремля под спудом. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 6.



БЛАГОВЕРНЫЙ КОРОЛЬ СТЕФАН ВЕЛИКИЙ, МОЛДАВСКИЙ

Память 2 июля (по ст.ст.)



Стефан Ш Великий как бесстрашный воин Христов, исполненный ревности о святых местах, оскверняемых и расхищаемых турецкими полчищами, победно сражался с врагами за пролитие ими христианской крови и осквернение православных храмов. Всю свою жизнь он посвятил защите родной земли от врагов, за что и прозвали его Великим.

Святой великомученик Георгий Победоносец (303) был небесным покровителем многих великих правителей, исповедовавших Православие, в том числе и молдавского господаря Стефана Ш Великого (1457 - 1504), много способствовавшего почитанию святого в своем отечестве и увековечиванию христианских святынь на Святой Горе Афон.

Историки свидетельствуют, что за 47 лет правления он провел около 50-ти битв и сражений, а проиграл только две. Его немногочисленное войско, не зная поражений, много лет сражалось с турками под благодатным водительством святого великомученика Георгия Победоносца (память - 23 апреля / 6 мая). Икона этого святого всегда находилась при его войске. Святому великомученику Георгию, покровителю воинства, он молился о защите, плодородии и изобилии родной молдавской земли от иноплеменников, а также о хранении жизни своих воинов.

За великие благодеяния пред Богом в 1992 году он причислен Румынской Церковью к лику святых (день памяти - 15 июля). Стефан Ш Великий был первым господарем и первым национальным героем созданного им Молдавского княжества.
Имя Стефана Ш Великого ярко светится на на Святой Горе Афон. Здесь, в болгарском монастыре Зограф, находятся ныне многие свидетельства об огромной благотворительной деятельности Стефана Ш Великого. Здесь же с благоговением хранятся и великие святыни - три чудотворные иконы святого великомученика Георгия, которым поклонялся при своей жизни молдавский господарь.

...Слухи о чуде самонаписанной иконы святого Георгия, которая в 898 году (по другим данным - в 919-м) по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске и давшая впоследствии названию монастырю - Зограф, что означает "живописный" или "живописец", дошли и до молдавского господаря Стефана. Чтобы своими глазами увидеть эту чудотворную икону, явившуюся трем охридским братьям, и самому услышать от иноков предание о создании обители, Стефан III с дарами отправился на Святую Гору и прибыл в монастырь Зограф.

С почтением приняли его старцы и провели в собор поклониться святому великомученику Георгию Победоносцу. Здесь и услышал он предание, предписывающее основание Зографа трем родным братьям-монахам - Моисею, Аарону и Иоанну - выходцам из древней болгарской столицы Охриды, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря. Господь услышал их молитву и Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников посвятить небольшую церковь на Афоне и чью икону написать на чистой приготовленной доске.

После длительного молитвенного подвига и короткого сна они увидели, что ночью на доске чудным образом возник лик святого великомученика Георгия Победоносца. Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божьей была посвящена этому святому. Однако дата основания монастыря точно неизвестна, как и время превращения греческого монастыря в болгарский. Одно из первых упоминаний о Зоргафе как славянском монастыре сохранилось в одной из грамот, находящейся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, - 1169 год.

...Неизвестно, как выглядел Зограф во времена его посещения Стефаном Ш, ибо в современном монастырском комплексе нет древних зданий. Вокруг нынешнего монастыря-крепости - девственная природа, как при сотворении мира. Лесная холмистая местность с глубокими оврагами, наполненными чистым и благорастворенным воздухом, чем-то напоминает певучие молдавские Кодры в отечестве Стефана Великого. В течение многих столетий на Святой Горе сплавились воедино молитвенные подвиги монахов самых разных народов: греков, славян, грузин, молдован и румын. Число болгарских монахов в обители невелико - околе десяти человек. Их безбедное существование обеспечивается в основном небольшими пожертвованиями, продажей икон, свеч, крестиков и четок.
Несмотря на холодные кельи с домотканными цветастыми ковриками на стенах и полу, где паломникам приходится самим топить плиты, из которых дым валит прямо в помещение, в Зографе можно рассчитывать на теплоту и сердечность монахов. Здесь, погасив керосиновую лампу и засыпая на скромной железной кровати под стеганым одеялом из ваты, вдруг чувствуешь запах розового масла, привезенного кем-то из Болгарии. В голову приходит мысль, что в Зографе после ночной службы и молитв святому Георгию чувствуешь себя как в детские годы в родительском доме, хотя можно ли назвать мое нынешнее жилье в Германии вдали от Молдовы, где родился, - настоящим "домом"?

В окне гостиничной кельи видно строение самой старейшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, сооруженной, по некоторым данным, в 1764 году. Большой соборный храм святого Георгия Победоносца (празднование 23 апреля / 6 мая) построен в 1801 году на месте прежнего и находится напротив Святых врат. В нем сегодня хранятся много реликвий, среди них - части мощей и кровь святого Георгия в частицах одежды его. Купол храма поддерживают 4 мощные мраморные колонны, на них помещены бесценные чудотворные иконы, перед которыми когда-то молился Стефан Ш.

Перед иконостасом при колонне правого клироса украшенная богатыми лампадами, драгоценными камнями, в серебряно-позолоченной ризе, изготовленной в Санкт-Петурбурге по благословению митрополита Серафима, находится потемневшая от древности икона византийского стиля святогоСв. Стефан Воевода. Роспись. Румыния. Монастырь Добровац. 1529 г. великомученика Георгия, изображенного в воинской броне с копьем в руках, называемая монахами "Фануилева". Под стеклом на золотых и серебряных цепочках висят несколько панагий и крестов, золотых медалей и монет - дары духовных особ и благочестивых палоников из числа мирян.

Когда-то перед этой иконой пораженный ее величием и красотой коленопреклоненно молился сам молдавский государь Стефан Ш. Перед этой иконой он поддерживал дух покаяния, изливал свои молитвенные чувства и славословия, чувствовал духовный взлет молитвы.

Перед каждой очередной битвой Стефан Ш часто и подолгу молился перед иконой святого Победоносца Георгия, находившейся в келье его матери. Имея небольшие воинские силы, он просил помощи против врагов Креста Христова. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился в тонком сне сам святой Георгий в богатырских доспехах. Стефан Ш просил святого укрепить на врагов веры, не щадивших Божии храмы.

Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием воодушевляла самого Стефана и его малочисленную дружину. Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие - по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф, а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе, где постоянно пребывает сам святой Георгий Победоносец.

Рассказывают, что это событие произошло в 1474 году, когда Стефан добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали Стефану Ш-му: среди них якобы "на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и неуязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами...". По этим признакам сам Стефан Ш и его воины угадывали, кто был в победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Его дивного святого Георгия Победоносца.

Завершив ратные подвиги, Стефан Ш Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа. Он оставил здесь и знамена с изображением святого, другие ценные реликвии его войска. Примечательно, что и в наши дни первые лица Республики Молдова передали монастырю Зограф хоругвь с изображением святого Георгия Победоносца - точную копию знамени, под которым славный воевода одержал свою 41 победу.
Афонские монахи верили в молитвенное предстательство пред Господом молдавского господаря Стефана Ш, а Зограф смотрел на него как данного Богом своего покровителя и защитника. Обитель терпела пожары и разрушения, и в этих обстоятельсивах благодетелем Зографа всякий раз выступал Стефан Ш, щедро помогавший монахам деньгами в восстановлении и обновлении монастырских построек. В Зографе сохранились документы, рассказывающие о том, что в 1466 году Стефан Ш передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 последовал дар в 500 аспр.

В 1495 году на его средства была построена трапезная в монастыре, в 1501 - 1502 годах на его пожертвовапния был перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Дважды - в 1492 и 1502 годах - он подарил монастырской библиотеке дорогостоящие Евангелия на пергаменте с миниатюрами. В 1500-м году была подвешена вышитая его дочерьми пелена к храмовой иконе святого Георгия в Зографе. Он посылал в эту обитель некоего монаха Виссариона с послушанием переписывать в библиотеке древние рукописи.

Покровительство Стефана Ш на Святой Горе заключалось и в том, что он заботился о финансовом спасении и ряда других афонских монастырей, где тоже сохранились документы, свидетельствующие о щедрой благотворительности молдавского господаря. Так, в монастырю Корстамонит он пожертвовал на его благоустройство большую денежную сумму. Обитель Ватопед помнит, что в 1496 году на деньги господаря сооружена небольшая монастырская пристань, одно из строений которой было украшено гербом Молдавского княжества.

В монастыре Святого Павла в 1500-м году на деньги Стефана Ш построили водопровод, а в 1501-м - крещальня. Монастырь святого Григория, где в 1500-м году было сколо ста монахов, для восстановления получил от него 24 тысячи аспр. В этом же монастыре имеется одна башня, в основании которой сохранилась надпись на церковно-славянском языке: "Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 году". Здесь хранится икона Божьей Матери, подаренной женой Стефана Ш Марией Мангунской (+1511).

Этот древний чудотворный образ Божией Матери находится ныне в Соборном храме, а на ней сохранилась надпись "Моление благословеннейшей госпожи Марии Палеологини, господарыни Молдовлахийской". Монахи рассказывают, что дважды во время пожара этот образ был объят пламенем, но в итоге оказался целым и невредимым. В афонской столице - Карее - Стефан Ш скупил старые кельи для последующего их ремонта и поселения в них монахов из Григориата. Позднее сын Стефана Ш-го Богдан Ш-ий (1504 - ?) в 1517 году выстроил здесь церковь и внес деньги на строительство монастырского пирса...

...Если когда-нибудь по воле Божьей придется читателям этих строк побывать в святогорском монастыре Зограф и молитвенно преклонить колени перед тремя чудотворными иконами святого Георгия Победоносца, не забудем, что они были особо почитаемы молдавским господарем Стефаном Ш Великим. Он любил после победных и трудных боев здесь уединяться, отдыхать в безмолвии и тишине, беседуя с Богом и со своим покровиетелем святым Георгием, погружаясь в тайны спасения. Только Господу Богу и ведомы духовные подвиги Стефана Ш Великого.







ПОЖАЙСКАЯ
День празднования: 2 июля

Пожайская (XVII) икона Божией Матери.

Именуется Пожайской по местонахождению монастыря, устроенного в XVII веке при селе Пожайце недалеко от города Ковно (ныне Каунас) на берегу реки Неман. Этот католический Камальдульский монастырь был основан канцлером Великого княжества Литовского Христофором Пацом.

В 1661 году папа римский Александр VII в знак особой благосклонности подарил Христофору Пацу икону Божией Матери с Младенцем, которая была помещена в выстроенном в 1662-1674 г. г. главном храме обители. Икона написана на холсте овальной формы неизвестным художником. Некоторые полагают, что икону могли написать два художника, специализировавшиеся, как это было принято в те времена, в определенной области: один художник написал Богородицу с Младенцем, другой - венок из красочных и пышных цветов вокруг образа.

Много лет спустя икона прославилась как чудотворная и по католическому обычаю была коронована. В знак благодарности люди приносили этому образу серебряные украшения в виде сердца, рук, ног и т.п.

В связи с изменившимися политическими событиями монастырь вместе с Пожайской иконой в 1830 году перешёл от католиков к православным и пребывали в юрисдикции Православной Церкви до 1914 года. Здесь был основан Пожайский Успенский мужской монастырь, который управлялся викарием Литовской епархии епископом Ковенским.

Летописи зафиксировалт случай избавления жителей Ковно от эпидемии холеры в 1893 году по молитвам перед Пожайской иконой. В память об этих днях была написана копия чудотворной иконы. Этот образ хранится ныне в каунасском Благовещенском соборе. Памятная надпись внизу иконы гласит:

В 1914 году, в начале Первой мировой войны, чудотворная икона была эвакуирована в глубь России. Однако литовцы не забыли о своей святыне, и по их молитвам уже безбожный Советский Союз в 1928 году вернул из Москвы чтимый образ литовским католикам. Икона была помещена в часовню Пожайского монастыря. Когда в 1950 году монастырь был отобран у верующих советской властью, икона нашла приют в каунасской архикафедре. Отсюда летом 2001 года она вернулась на прежнее историческое место в Пожайский монастырь, где и по сей день пребывает.

Дополнительная информация: Пожайская икона Пресвятой Богородицы (память 2 июля по старому стилю) Находится в 10 верстах от города Ковно, в Пожайском Успенском мужском монастыре на реке Неман. Икона чудотворная, очень древняя, присланная из Рима папой Александром VII основателю Пожайского монастыря Христофору Сигизмунду Пацу, великому канцлеру княжества Литовского.




ФЕОДОТЬЕВСКАЯ
День празднования: 2 июля

Феодотьевская (1487) икона Божией Матери - икона Богородицы, найденная в 1487 году, в Рязанских пределах, в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьева (совр. Федотьево), поэтому и названа Феодотьевской. По другим данным она принесена на Рязанскую землю епископом Евфросином Святогорцем, и возможно была написана на Святой Горе Афон или на Балканах. Самая древняя рязанская икона.

По повелению великого князя рязанского и благословению архиерея, икона перенесена была в Рязань и поставлена с подобающей честью в Успенском соборе. В 1611 году, по указу рязанского архиепископа Феодорита, с иконы был снят список и послан в село Феодотьево.

Икона счезла после разорения столицы Рязанского княжества войсками хана Батыя, а в1487 году чудным образом явилась в деревне Торчино близь села Федотьева Спасского уезда.

Явленный образ Богоматери был торжественно перенесен в том же году в собор. Божия Матерь через свою чудотворную икону подавала помощь всем,с верой притекающим к Ней. Во время нашествий, голода, эпидемий жители города молитвенно прибегали к «Феодотьевской» иконе Божией Матери. В 1838-1840 годы Богоматерь по молитвам к этой иконе помогла рязанцам избавиться от эпидемии холеры.

В 1920-е годы «Феодотьевская» икона была изъята из Христорождественского собора и передана в Рязанский губернский исторический музей. В музее она поныне и находится. В кафедральном соборе (зимой – в Христорождественском, а летом – в Успенском) и в Преображенском соборе Спасо-Преображенского монастыря пребывают ее чтимые списки-копии.

Празднование иконе, почитаемой чудотворной, установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 г. запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. Дата празднования — 15 июля.

Исцеляет от недугов, утешает в скорби.



АХТЫРСКАЯ
День празднования: 2 июля


Ахтырская (1739) икона Божией Матери - чудотворная икона, явленная 2 июля 1739 г. в г. Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретен священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом, где совершились первые чудеса исцеления от лихорадки; через 3 года Ахтырская икона была поставлена в Покровском храме. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 г.: ей был указан день кончины и было обещано покровительство ее малолетним дочерям. В 1751 г. Святейший Синод постановил почитать Ахтырская икона как чудотворную. В 1768 г. на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен в 1753; архит. Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 г. во время отправления на реставрацию в С.-Петербург.

С Ахтырской иконой, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список А. и. (XVIII-XIX вв.) находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья. А. и., именуемая «Самарская»,- главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

В 1975 г. появились сведения о том, что Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США), откуда в 1995 г. митр. Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлен крестный ход на 3-й день после дня Святой Троицы со списком Ахтырской иконы на место ахтырского во имя Святой Троицы монастыря (с 1844 совершался в субботу Пятидесятницы, обратно икона переносилась в праздник Всех святых). 15 июня 1999 г. в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления Ахтырской иконы.

Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресвятая Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК).

В честь Ахтырской иконы были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский женский монастырь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в деревне Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000).



ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДРЕВО ИЕСЕЕВО"

Память 2 июля (по ст.ст.)


На иконе изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Согласно ветхозаветным пророчествам, Христос должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева (Книга Исайи, глава XI, стихи 1-5). Икона «Древо Иессеево» представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа.

Греческое название иконы – «Мировлитиса». В настоящее время находится в греческом монастыре Святителя Николая на острове Андрес. В греческой Церкви праздник иконе Божией Матери «Мировлитиса» установлен 15 июля (2 июля по старому стилю).




ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТУРКОВИЦКАЯ"

Память 2 июля (по ст.ст.)


Турковицкая икона Божией Матери является подобием иконы Ченстоховской Божией Матери, находящейся в Ченстохове в Польше.

В 1382 году князь Опольский Владислав, увозя из города Белза все драгоценности, увез с собой также величайшую святыню этого города - древнюю икону Божьей Матери, впоследствии названную Ченстоховской. По дороге он остановился для отдыха на развалинах старого города Червеня, вблизи которого находилась деревня Турковичи. После остановки шесть пар коней не могли сдвинуть карету с иконою, из которой стало происходить сияние. Однако князь Владислав, несмотря на явное чудо Божьей Матери, не внял ее воле и еще более захотел поскорее увезти эту икону в Ченстохову, что наконец и сделал.

Сразу после его отъезда на месте, где стояла икона, появилась в сиянии другая икона Божьей Матери, которая плакала. Она была в точности такой же, которую забрал князь Владислав. Местные жители, видя великое чудо, стали возносить свои молитвы перед иконою, и захотели построить здесь церковь. На следующий день утром место это поросло ромашкой, указывая, таким образом, величину дома Божьего, а строительство церкви сопровождалось чудесными явлениями.

На месте обретения чудотворной Турковицкой иконы был основан мужской Турковицкий монастырь, который был закрыт при униатах в 1789 году. Обитель была возобновлена как женская 5 декабря 1902 года. Существовал также список чудотворной иконы особо почитаемый верующим народом - когда 2 июля 1906 года в монастырь прибыл епископ Люблинский и Холмский Евлогий, игуменья Афанасия встречала его этим списком в серебряной позолоченной ризе.

В начале Первой Мировой войны в 1914 году монастырь вместе с иконой был эвакуирован в Москву, где нашёл приют в Марфо-Мариинской обители. 13 октября 1915 года там был освящён домовый Елизаветинский храм, где и пребывала икона. В 1918 сёстры были переведены в освобождённый от братии Дмитровский Борисоглебский монастырь.

Следы иконы были утеряны. Сообщалось, что в 1941 году её видели в селе Кодня под Житомиром.

Обретенные образы.

В 1981 году список Турковицкой иконы был найден в кладбищенской часовне в Турковицах. 2 июля того же года она была перенесена в Никольский храм в городе Томашове Люблинском, а весной 1990 года в Яблочинский Онуфриев монастырь.

Иной старинный и чудотворный список, а возможно и сам чтимый Турковицкий образ, был неожиданно найден в 1998 году в Вознесенской церкви (район ЮГОКа) Кривого Рога. Он прибыл сюда, как полагают, вместе с православными верующими переселенными в 1945 году из Польши на Украину. 16 августа 1998 года чудотворная икона Турковицкой Божьей Матери крестным ходом торжественно прошествовала по всем благочиниям Криворожской епархии и была перенесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор Кривого Рога. Икона стала почитаться покровительницей Кривого Рога и заступницей от бед, каждое воскресенье чудотворной иконе Божьей Матери посвящается акафистное пение в соборе, а в день ее празднования 2 июля совершается архиерейское богослужение совершается при соборном богослужении духовенства.

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 14.07.2013 22:39
  
2
Пресвятая Богородица спаси нас!!!!
#2 | П. Ольга »» | 15.07.2013 12:49
  
1
Пресвятая Богородице спаси нас.
#3 | иван »» | 04.07.2014 21:25 | ответ на: #1 ( Лидия Новикова ) »»
  
0
Первый текст с псевдонимом не понравился. Ладно, говорить о иконах тоже пока желания не имею. Иконы хорошие, комментарии - класс! Только вот ответы на ни больше похожи на республику доктора Кокто и фильма "Разрушитель". Молиться надо про себя, а не вслух. А тем более не увлекаться молитвой в интернете, это просто нехорошо. А так - все классно! Кстати "Иван" - это конкретное уголовное поглнялово. Я не уголовник, но не люблю когда командуют без пользы.
#4 | эр »» | 04.07.2014 21:25
  
0
Все замечательно. Только вот иконы Древо Иессеево с о. Андрос, да - да, именно той, в окладе, мироточивой, считайте что у нас нет. С интернета Ее конечно можно скачать, только это как - то не серьезно. Конечно можно говорить, что мол это не обязательно, по вере вашей и дается, так вот я не только верю, но еще и высказываю желание, чтобы Она у нас все таки была, именно копия!!! Рисуют у нас конечно неплохо, молодцы, но РЕЛИКВИЮ ни чем не заменишь! Поэтому вера верой, а сокровище - сокровищем, война войной, а обед по расписанию.
И еще, то что я человек, с этим никто и не спорит, но свое имя совать в интернет мне как - то не охота. "Эр" - не погонялово, а нормальный псевдоним для интернета. Не нравится - НЕ НАВЯЗЫВАЮСЬ!
#5 | Георгий »» | 12.07.2015 11:59 | ответ на: #4 ( эр ) »»
  
0
Вера хорошо но и знания не помешают. Когда глаголешь о сакральном и не обладаешь виденьем, то это праздная болтовня и навязывания своего понятия - что грех. Изображение иконы, скаченное из Интернета гораздо эффективнее, если это чудотворная и намоленная икона, чем типографский новодел. То что не хотите светиться в паутине, корни которой уходят явно не к Свету, то с Вами согласен. Хотя для силы противоборствующей и этого достаточно, чтобы вас поиметь, а большому брату и без ника ничего не стоит до вас добраться.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites