Вечернее чтение для Анны 9


ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

32

Проклятие и сглаз

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую – страдающую – или сделает ей какое-то зло и пострадавшая её проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло.

– А как можно освободиться от проклятия?

– Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чём-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!» – и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он – Бог.

– А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит?

– Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. Однако тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берёшь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик – убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нём есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.

Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что – разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нёс его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? – подумал я. – Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина». Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. «Встань, – сказал ему кто-то, – уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился ещё больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда – не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как: юноша-то был с наглецой. «А чего я, – говорит, буду вставать? Я за своё место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты – пятнадцатилетний юноша – расселся. «Вот от этого-то всё и произошло, – сказал я ему. – Чтобы стать здоровым постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров. А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этого или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. Проклятие и даже просто негодование родителей действует очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, – родительское благословение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Она была вдовой, её дети – сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», – подумал я. «На нас, – говорили её дети, – навели порчу». – «Да нет, – говорю, – это не от порчи, порчу видно.. А может быть, ваша мать проклинала вас?» «Верно, отче, – отвечают, – в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» – «Идите, – говорю, – к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная, мало того что была вдовой, но ещё и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили её из себя, и за это она их проклинала.

– И меня, геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…

– Такие проклятия – единственные из всех – становятся благословением.

– А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?

– Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в своё время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то всё у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.

– Геронда, разве Церковь признает сглаз?

– Да, есть даже особая молитва «От презорства очес». «Дурной глаз» вредит другим тогда, когда человек говорит что-то с завистью. Зависть, имеющая в себе злобу, может повредить другим. Это и есть сглаз – действие бесовское. Сглаз имеет место в редких случаях. Особенно люди, имеющие зависть со злобой, – а таких немного – могут сглазить других. Например, завистливая женщина видит маму с очаровательным малышом и со злобой говорит: «А почему у меня нет такого ребёнка? Почему Бог дал его ей?» в этом случае малыш может пострадать: будет не спать, начнёт плакать, мучиться, потому что она сказала это со злобой. Другой, к примеру, видит чужого телёнка, страстно хочет, чтобы он принадлежал ему, и животное вскоре околевает.

– Многие просят у нас ладанки от сглаза для младенцев. Можно ли их носить?

– Нет, нельзя. Говорите мамам, чтобы надевали на малышей крестики.

– Геронда, а правильно ли когда обижают, говорить про обидчика: «Бог ему воздаст за его зло»?

– Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он «благородно» проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: «Да воздаст им Бог за их зло». В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь – в Рай. Помысл говорит мне, что такое «благородное проклятие» находится ниже духовного проходного балла и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34) – вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые – те, кто имеют злобу и извращают истину, – оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо – ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни. Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освящённых людей другие, освящается – каким бы оно ни было. А живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Георгий О. »» | 13.11.2013 17:12
  
4


ХРИСТИАНЕ НЕ БОЯТСЯ МАГИИ. О ЗАГОВОРАХ, ГАДАНИИ, БОЯЗНИ «ПОРЧИ» И «СГЛАЗА» ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Книга Второзакония 18:10-12)

Порой нам кажется, что к магии причастны лишь те, кто пытается сознательно колдовать, насылать порчу и проклятия. Однако если человек верит в действенность магических обрядов, боится порчи и сглаза, пытается защититься от этих якобы могущественных воздействий при помощи целителей, ясновидящих, гадалок, экстрасенсов и «бабок», а также с помощью различных амулетов – такой человек, несомненно, страдает маловерием, имеет магический взгляд на жизнь и нуждается в покаянии пред Богом.

Отношения Я-ТЫ в духовном мире

Латинский термин «религия» имеет два основных значения: соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Религия говорит нам о Боге как Творце всего мира, в руке Которого находится не только жизнь каждого человека, но Который заботой и вниманием поддерживает каждую песчинку в нашей Вселенной, без воли Которого «ни одна из малых птиц не упадет на землю; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Христиане называют Бога Всевышним и Вседержителем, выражая тем самым убеждение, что нет сил или существ, способных противостоять Богу.

Более того, православные христиане исповедуют не слепую Силу, Космический Принцип или Абсолютный Разум, но личностного Бога, Который открывает Себя человеку, призывает к общению с Собой, и Которому в молитве можно сказать «Ты».

Иными словами, если христианин желает достичь добра, счастья и исцеления, он будет обращаться к своему Спасителю и Господу Иисусу Христу, а не к «энергетике добра» и «космическим вибрациям здоровья».

Каждая православная святыня (например, Таинства, святая вода, иконы и крест) связывает нас с Господом, и выражает единение со Святой Церковью.

В оккультизме же, наоборот, нет обращенности к Богу как к Личности. Заговоры, амулеты и гадание не соединяют ни с Богом, ни со святыми (даже если «для отвода глаз» читается «Отче наш» и горит свеча). Убеждение в защитных свойствах некоего якобы имеющего «магическую силу» предмета, приводит к тому, что молитвенное обращение к Богу, соблюдение норм нравственности и т. д. становится ненужным.

В словаре оккультистов мы встречаем лишь термины, отрицающие личностность Бога и возможность общения с Ним: «карма», «энергетика», «сила», «судьба», «порча». Ведь эти люди исключают Бога из своей жизни и пытаются справиться с трудностями без Него.

Смиренное обращение к Богу и общение с Ним именуется молитвой, и напротив, «разговор» лже-целителя с болезнью и энергией называют «заговором». К сожалению, в последнем случае не только не возобновляется единение с Богом, но существующий разрыв с Ним еще более усугубляется.

Свобода Бога и человека

Магию подпитывает ложная уверенность в том, что не только материальный мир всецело подчиняется законам природы, но и духовная сфера жестко и беспрекословно зависима от неких закономерностей мироздания, что будто бы даже Сам Бог, духи и люди подчиняются законам духовного бытия, чем якобы и пользуются маги, подыскивая «ключи» к этой сложной духовно-энергетической машине.

Таким образом, магизм – это ложная вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний и ритуалов, манипулировать этими силами и подчинить их себе. В магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь.

В магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится «вырвать» дары у Неба с помощью ритуальных действий. «Господи, пусть будет воля моя!» – именно такой мотив проглядывается в стремлении себялюбивого человека навязать Богу (или какому-нибудь духу) исполнение своих желаний с помощью магических практик.

Противоположностью такому подходу является благоговение перед Личностью Творца, позволяющее религиозному человеку соглашаться с волей Божией, говоря, «да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя!» Православный человек ничего не навязывает Богу и готов принять всё, что посылает Бог. Он понимает, что карьерные неудачи, нестроения в семье и в собственной душе во многом вызваны испорченностью его воли и нежеланием бороться с грехом (например, со своей гордыней и леностью), а вовсе не «сглазом», происками колдунов или влиянием звезд.

У бесов нет власти над человеком

Не существует безликих потоков мистической энергии, способных испортить душу человека без его на то согласия.

Из евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого видно, что бесы не могут овладеть человеком без особого попущения Божия. А значит и люди, пытающиеся обращаться за услугами к миру духов (т.е. колдуны), такой властью над человеком не обладают.

Верующие люди воспринимают Злые силы (бесов) как разумные создания (в отличие от стихий), и противопоставляют им обращение своего ума и сердца к Богу, а не бездушное использование амулетов, или попыток «сжечь негативную энергетику» с помощью свечи.

Бог полагает на каждом крещеном христианине печать Святого Духа, которую не может превозмочь никакой демон или проклятие. При совершении Крещения священник читает такие великие слова: «Господи, отгони от него все действия диавола. Запрети нечистым духам и прогони их; сокруши сатану под ноги его вскоре, и даруй ему победы над ним и над нечистыми его духами».

Как видно из текста этой молитвы, христиане решаются с помощью Божией противостоять диаволу.

Сам Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «даю вам власть наступать на... всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Поэтому страх «порчи» и «сглаза» совершенно не свойственен церковному человеку и овладевает лишь маловерными людьми, не верящими в Промысел Божий и силу церковных Таинств.

«Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство. Даже над свиньями не имеет диавол власти (Мф. 8:28-34), тем более не имеют над человеком, созданным по образу Божию», - так убеждал христиан не бояться магии и бесов преп. Антоний Великий.

Но даже крещеный человек может стать объектом воздействия нечистых духов, если сознательно позволит себе совершение смертных грехов или суеверно начнет искать якобы насылающих на него порчу колдунов. Заболевают от порчи только те, кто верит в колдовство и порчу. Преподобный Макарий Оптинский так описал эту возможность: «Когда с человеком беда случится, он не переносит ее с терпением, а на других злобствует. Кто много думает о колдовстве, то и в правду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться, скучать и заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры, порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, а не бояться колдунов».

Страх магизма и религиозная сила духа

Легко заметить, что основной эмоцией людей, склонных к магизму и язычеству, является страх. Маловерный человек чувствует себя покинутым Богом, не чувствует к Нему доверия, и не уверен, что Бог может и хочет его спасти.

Господь призывает не впускать в себя такие недостойные мысли: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Книга пророка Иеремии 10:2).

К сожалению, не доверие и любовь к Богу, а боязнь проклятия, порчи и сглаза, страх потерять здоровье или близкого человека – вот какие чувства поселяются в душах нецерковных людей. Очень многие грехи (например, обращение к гадалкам, ложь, предательство или угодничество) совершают люди, движимые страхом и отказом принять волю Божию.

В книге пророка Исаии Бог дает удивительное утешение для каждого христианина: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (книга пророка Исаии 41:10-13).

Христианину нечего бояться, ведь Бог не меняется, как не меняется и Его безусловная любовь к каждому человеку, поэтому страшиться стоит только одного – измены Богу и потери единения со своим Спасителем.

Два пути: духовный рост и падение

Язычники понимают грех как «сакральную скверну», как невольное заражение чем-то, что опасно человеку, но с его духовным состоянием совершенно не связанное. Поэтому и спасаться они пытаются исключительно механическим путем, без внутреннего перерождения, ища «духовную таблетку», совершая лишь набор определенных действий и обрядов, произнося лишь заклинания и магические формулы, или даже меняя свое имя.

Православие, напротив, раскрывает подлинную сущность греха, видя его в нарушении воли Божией, духовном отпадении от Творца. Поэтому в любой беде христианин, прежде всего, видит Божье вразумление и стремится изменить себя.

Подведем итоги. Православный христианин не боится порчи, проклятий и бесов, исповедуя три важные истины:

1) Бог всемогущ (никто и ничто не может Ему противостоять);

2) Бог всеведущ (Он знает всё, что происходит с каждым человеком);

3) Бог есть Любовь. Он желает и на самом деле спасает каждого из нас.

Если же христианин, оступившись, проявил маловерие или даже участвовал в магических обрядах, он призван покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди и примириться с Богом.
  
#2 | Сергей И. »» | 13.11.2013 19:26
  
5
Паисий Святогорец прирождённый философ, хотя и не оканчивал гуманитарных факультетов. Говорит просто, но доходчиво. А дипломированные философы поражают слушателей и читателей наукообразными трудами, которые достойны только одной судьбы, пылиться на полках. Что с оными и происходит.
  
#3 | Сергий »» | 14.11.2013 12:58 | ответ на: #2 ( Сергей И. ) »»
  
-1
Правильно, но только в свете того, как говорил Косой в джентельменах удачи = есть у меня знакомый профессор, три класса образования.

Почему на мусульман и атеистов не действуют никакие проклятия и чары?
#4 | Георгий О. »» | 14.11.2013 13:54 | ответ на: #3 ( Сергий ) »»
  
1
Мир Вам! Действуют. Знаю примеры. Очень даже действуют. Случается, с рукоприкладством. Но... Если крестятся - перед крещением. Что ж на атеистов действовать Они свои. Нигилизм - дело твердое, но не во всем.
Спаси Бог.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites