Православные святые о реинкарнации



Юрий Максимов


Православные святые о реинкарнации



«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?», — всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.


Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей» [1].

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» [2].

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В. К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде» [3].

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.


Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» [4].

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие нелепости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого философа, если обнажишь их от прикрас в выражении, увидишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» [5].

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».


Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!» [6].

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность, — все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив, — он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой, — связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела... тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение» [7].

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи» [8].

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном "я" только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое» [9].

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: "Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии..." — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.


Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда, — ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией» [10].

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.


Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим» [11]. По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей» [12]. Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано... Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий» [13]. Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.


Объяснение святого Григория Паламы

Современные приверженцы реинкарнации нередко ссылаются на те случаи, когда, якобы, человек, «вспоминая» свою прошлую жизнь, сообщил вдруг нечто, что ему заведомо не могло быть известно, например, где находится зарытый кем-то клад, или заговорил на древнем языке, и тому подобное, — но почему-то сообщения об этом, как правило, ограничиваются художественными книгами, фильмами, и желтой прессой, а в материале, который реально записывают ученые, встречается совсем другое — то, что было описано выше.

Автор этих строк помнит освещенную в прессе историю про мальчика из обычной московской семьи, неожиданно заговорившего на старославянском языке. Его родителям язык казался действительно «старославянским», но когда пригласили ученых, те быстро установили, что мальчик не знает старославянского языка, а говорит на современном русском, примешивая к нему несколько архаизмов, иногда даже невпопад. Когда же подключили психологов, те выяснили, что архаизмы мальчик узнал из книг покойного дедушки, а своим «говорением на старославянском языке» он пытался отвлечь родителей от их намерения развестись.

Возможно, впрочем, что не все подобные случаи объясняются таким образом. Не исключено, что за некоторыми из подобных сообщений скрываются реальные факты, известные журналистам, но временно ускользающие от внимания ученых. Возможно, некто из утверждающих о том, что помнит свою прежнюю жизнь, действительно может в подтверждение сообщить факты, выходящие за рамки того, что он знает в этой жизни.

Относительно источника таких явлений писал святитель Григорий Палама: «Если разберешь, каков для внешних философов смысл заповеди "Познай себя", то обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; узнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» [14].

Аргументы святителя Иринея относятся к общему — действительно, память о прошлых рождениях не свойственна людям как нечто естественное и общеизвестное; замечание же святителя Григория относится к тем частным и исключительным случаям, когда тому или иному человеку вдруг показалось, что он вспомнил некие видения из предыдущей жизни.

К слову, не только христианство, но и буддизм признает существование в мире злых духов, цель которых — сбить человека с пути к истине, и которые обладают возможностью внушать человеку видения. Все это подробно описано в классических биографиях Будды, в эпизоде, когда демон Мара пытался соблазнить его различными видениями.

Так что не только в контексте христианского мировоззрения, но и в контексте буддийских понятий вполне правомерно замечание святителя Григория, объясняющего демоническим влиянием возникновение у человека видений типа «там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье» и т.д.

Закончив с этим, можно перейти к следующему святоотеческому аргументу против идеи реинкарнации.


Аргумент святого Григория Нисского

Критикуя оригенистов, веривших в предсуществование душ, святитель Григорий Нисский пишет, что «учение их клонится к тому, что, как говорят, сказывал о себе один из языческих мудрецов, а именно: "Был я мужем, потом облекся в тело жены, летал с птицами, был растением, жил с животными водяными"… Причина же такой нелепости — та мысль, что души предсуществуют… Если душа каким-либо пороком отвлечется от высшего образа жизни, и, однажды вкусив, как говорят, телесной жизни, делается человеком; жизнь же во плоти в сравнении с вечной и бестелесной, без сомнения, является более страстной, то душе в такой жизни, в которой больше поводов ко греху, совершенно неизбежно сделаться более порочной и страстной, чем была прежде. Страстность же человеческой души есть уподобление бессловесному. Душа, усвоившая себе это, переходит в естество скотское и, однажды вступив на путь порока, даже и в состоянии бессловесном никогда не прекращает дальнейшего поступления во зло. Ибо остановка во зле есть уже начало стремления к добродетели, а у бессловесных добродетели нет. Поэтому душе необходимо всегда будет изменяться в худшее, непрестанно переходя в состояние более и более бесчестное и изыскивая всегда положение худшее того, в каком она находится… Душа, однажды поползнувшаяся в жизни высшей, не сможет остановиться ни на какой мере порока, но по наклонности к страстям из словесного состояния перейдет в бессловесное, а из этого дойдет до бесчувственности растений… Поэтому для нее уже будет невозможно возвращение к лучшему» [15].

Итак, святитель Григорий формулирует один из «классических» аргументов против реинкарнации, который позднее неоднократно повторялся и уточнялся уже в применении к собственно индуистской концепции переселений, связанной с идеей кармы.

Вот, например, слова о ней архиепископа Иоанна (Шаховского): «Невозможно принять сам принцип воздаяния, составляющий основу учения о реинкарнации. "Падшие" люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой — прочнейшим образом "закрепляются" в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния» [16].

«В самом деле», — замечает В. К. Шохин, — «прошлый развратник, который стал свиньей, никак не может в "свинском искуплении" своего прошлого ни оценить меры неадекватности своей прошлой "карьеры", ни сделать для себя надлежащие выводы и, соответственно, исправиться. Становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее» [17].

О том же говорит и архимандрит Рафаил (Карелин): «Нравственность там, где может быть оценка своих поступков. Нравственность там, где есть норма и образец для деятельности. Нельзя же червя назвать безнравственным, если он ест рис в огороде брамина, или нравственным, если его (червяка) склевал воробей. Где же внутренний стимул их перевоплощения в более высокую форму? Если в приобретенном опыте, то в опыте чего — открывать цветку утром лепестки и сжимать их с заходом солнца? И почему карма червя должна превратить его в осу? Чем оса лучше червя? Какой опыт жизни, и какую карму приобретает оса? Жалить и воровать мед у пчелы? Но нельзя ее назвать воровкой, так как она делает это, не имея свободной воли и выбора. Что же представляет собой ее карма? Если душу вора в наказание вселили в тело мухи, то разве душа станет от этого лучше? Чему она научится, ползая в помойной яме?» [18].


Аргумент блаженного Феодорита

К другому крупному аргументу против идеи переселения душ подводит наблюдение отца Андрея Хвыли-Олинтера: «Человек создан цельным по своей природе. Реинкарнация расчленяет цельную индивидуальность на передаваемую и отбрасываемую части» [19].

А это предполагаемое идеей реинкарнации расщепление человеческого единства — тела и души — вступает в противоречие с идеей справедливого воздаяния. Уместно привести здесь слова блаженного Феодорита Кирского: «Будет ли [такой] суд законным, если, по учению неверных, тела не воскреснут и одни души подвергнутся ответственности за прегрешения? Душе, которая согрешила с телом, посредством очей допустила в себя зависть и неуместные пожелания, посредством слуха обольстилась беззаконными речами, посредством каждой части тела приняла в себя какое-либо недоброе возбуждение, несправедливо одной нести наказание за эти прегрешения… Справедливо ли также, чтобы души святых, вместе с телами преуспевавшие в добродетели, одни наслаждались обетованными благами?.. Справедливо ли, чтобы тело, которое вместе с душою собирало богатство добродетели, пребывало прахом и было оставлено, одна же душа провозглашена была победоносною? Если же это противно справедливости, то, конечно, следует сперва воскреснуть телам, а потом уже сообща с душою давать отчет в образе жизни. Это сказал и божественный апостол. Все предстанем, говорит он, пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: ибо Ты воздаешь каждому по делам его (Пс. 61, 13)» [20].


Объяснение святого Николая Сербского

В ХХ веке опровержению и развенчиванию заблуждения о переселении душ немало слов посвятил святитель Николай Сербский, который, в частности, писал: «Вы слышали об этом (реинкарнации) на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа? Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят. Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача — адских мук. Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!..

[Пусть это будет для вас] грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом — суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку» [21].

В другой книге, объясняя изречение Господа Иисуса Христа, сказанное Им на кресте, святитель Николай пишет: «Слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46)» [22].

«Индию спасет от пессимизма истина… Когда Индия осознает, что этот мир имеет своего Творца, имеет свое начало и свой конец, что существует иной мир, в котором нет болезни, ни печали, ни воздыхания, тогда всеобщая радость развеет отчаянный пессимизм в ней, как свет уничтожает тьму. Тогда индийцы отвергнут и ложное учение о реинкарнации. Ибо им станет понятно, что душа, когда выходит из своего тела, уходит из этого ограниченного мира в иной мир, в свое царство, откуда она и возникла, а не будет бесконечно переселяться из тела в тело» [23].


Примечания:

[1] Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.

[2] Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.

[3] Шохин В. К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.

[4] Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.

[5] Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.
Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.

[6] Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).

[7] И. Мефодий. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими // "Миссионерское обозрение" 1905, №12 - С. 337-358; №13 - С. 495-513.

[8] Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).

[9] Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. - 52 с.

[10] Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.

[11] Шохин В. К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, I.1.10.

[15] Святитель Григорий Нисский. "Об устроении человека", 28.

[16] Архиепископ Иоанн (Шаховской). О перевоплощении // «Листья древа». Нью-Йорк, 1964.

[17] Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.

[18] Архимандрит Рафаил (Карелин). Оживший зверь.

[19] Иерей Андрей (Хвыля-Олинтер). О реинкарнации (переселении душ).

[20] Блаженный Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.

[21] Святитель Николай Сербский. Душа Сербии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

[22] Св. Николай Сербский. Миссионерские письма, 28.

[23] Св. Николай Сербский. Индийские письма, 52.


Источник: Православие и современность

Комментарии (28)

Всего: 28 комментариев
  
#1 | Серафим »» | 10.11.2013 14:30
  
0
Не знаю есть ли реинкарнация или нет,но из данной статьи ничто не указывает на отсутствие таковой.Впечатление,что автор живет лет сто назад,не зная информации сегодняшнего дня.Библия тоже не указывает на отсутствие реинкарнации....
#2 | Ольга »» | 10.11.2013 14:41
  
3
Спасибо, замечательный подбор размышлений о реикарнации и карме. Вполне достаточно для разумного человека, чтобы стряхнуть с себя ложное учение. Хорошо бы напечатать хотя бы в православных газетах для распространения, а то многим нравиться мечтать о переселении душ и о предопределенности событий.
  
#3 | Фокин Сергей »» | 10.11.2013 15:03 | ответ на: #1 ( Серафим ) »»
  
2
Библия тоже не указывает на отсутствие реинкарнации...

"И познаете Истину..."

Серафим. Библия вся наполнена косвенными признаками существования на Земле перевоплощений и закона реинкарнации. При том, что после Нужно только "незашеренно" читать Ветхий и Новый Завет, а так же священные тексты.
Один из самых великих признаков - слова Христа о Илии и слова о многочисленных своих попытках обратить народ иудейский к Богу. А так же пророчества о перевоплощении - явление Илии. Нигде нет даже никакого намека в Священных Текстах, что Илия явлен будет через чудо на "колестнице" или даже воскрешен, как Христос.

Экономя время приведу только часть текста из статьи "Судьба России и Царя в пророчествах", подтверждающего Закон Перевоплощения.

Судьба России и Царя в Пророчествах.
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6668/


."Явление Илии

Часто толкователи Библии стыдливо умалчивают о законе перевоплощения, который в Библии, естественно, не называется словом «реинкорнация». Но действие данного закона без труда читается в текстах Библии, Евангелия и даже - Откровения. Без признания данного закона многие парадоксы Священных Текстов не находят никакого здравого толкования. Без решение этого вопроса, совершенно не понять, откуда может появиться Илия и Енох, если не родятся, как обычный люди? А значит и не будут приняты! Если конец Миссии и вознесение на Небо «светильников Бога» Библия логично объясняется участием «небесных колесниц»(«облаков»), в данном, для прошлых веков «чуде»(«И они взошли на небо на облаке…»), то приход на землю «двух духов пред престолом Бога земли» можно здраво объяснить только «банальным» воплощением.

Вот, что сказал в видении святого Нифона Иисус Христос во время Страшного Суда, утверждая сразу две доктрины для христиан – «Воскресение мертвых» и «реинкарнацию». А так же суд над всеми лжехристианами, держащими деньги в банках для роста под проценты.

«Завистников за златом и дающих деньги в рост, над богатствами молящихся - уничтожу и брошу на них весь гнев Мой, потому что надежду имели на золото и Меня знать не хотели, словно не знали Моей заботы о них.
И тех лжехристиан, которые доказывали что Воскресения из мёртвых нет, а происходит реинкарнация - их рассплавлю в огне геенны как свечи; тогда и поверят в Воскресение
» Видение святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия

Мы не будем приводить примеры споров великих богословов по вопросу реинкарнации. Нам достаточно более чем весомых слов Иисуса Христа – Царя Иерусалимского , который «…сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37), и Слов БОГА в пророчествах, что бы самим разрешить данный вопрос. Тем более, что БОГ нигде и никогда не отрицал через пророчества закон перевоплощения! На земле есть долгий период последовательных реинкарнаций(уроков), который заканчивается, как в простой школе экзаменом на зрелость. «Воскресение из мертвых» прямо связано со Вторым Пришествием Судьи-Экзаменатора - Господа Иисуса Христа и Его Страшным Судом с так называемым Концом Света или точнее – Концом Мрака главенства на земле слуг дьявольских. И в этом вселенском Экзамене Илие и Еноху отведена роль экзаменаторов и предэкзаменационной комиссии. Последний выбор для всего человечества будет дан Илией и Енохом. При Втором Пришествии Христа выбора уже ни у кого не будет! Каждая душа, живого или умершего человека будет введена в разожженный человечеством огонь чувств, мыслей, идей и образов и останется в своем слое этого огня. Вот почему, отбросивший идею служения Православному Царству и Илие, - не проходит в Царствие Небесное! Отвергнувшие Законного Царя и принявшие «блудного сына» пойдут в огонь вечный!

«Я им дарил возможность измениться, но они не придавали этому никакого значения.
Где их правые дела?
Показал я им сына блудного, как пример, чтоб не теряли надежды, но они на Мои законы не смотрели и от Меня отреклись. И повернулись к греху и пошли к нему.
Что же пускай идут в огонь вечный, который сами и разожгли
». Видение святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия.

«Илиею посетит и оутвердит в вере и любви… и обратит к непорочной вере достойных спасению от иудейского языка» Преподобный Максим грек («Слово о промысле Божием»).

Часто встречаемая ошибка толкователей Библии и Откровения заключается в утверждении, что Илия будет обрезанным иудеем, придет проповедовать только к евреям в Израиль и будут спасены только евреи «достойные спасения» при «скончании мира». Из данной ошибки в толковании пророчеств и сознательной подмены было создано движение сионизма и по плодам его и по пророчествам мы, православные, ожидаем прихода не Мессии, а Антихриста. Ибо сказано: «Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Ибо сказано: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Не к евреям придет Илия и Енох, а точнее – не только к евреям. А будут эти «два светильника» проповедовать для всех людей на всю землю!


С БОГОМ!
#4 | Георгий О. »» | 10.11.2013 15:53 | ответ на: #1 ( Серафим ) »»
  
4
Мир вам! Указывает! Вся Псалтырь указывает. Евангелия указывает. Не две попытки на этой земле войти в райские врата, - только одна! И исправить после этой попытки ничего уже нельзя. Реинкарнация - индульгенция на грех! Тонкая и ловко сфабрикованная вседозволенность.
Информацию, как видно, автор знает. Впрочем, что изменилось в этой теме за тысячу лет? Новые витки лукавства. В противном случае, зачем прилагать большие усилия для спасения. освящения, - все равно будешь баобабом. Лукавый не спит. Нам же бодрствовать.

Спаси Бог.
  
#5 | Серафим »» | 10.11.2013 21:07 | ответ на: #3 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
Сергей я в курсе,что в Библии есть косвенные указания на реинкарнацию.Об этом тут не говорю,чтобы не вступать в бессмысленные споры.Косвенных подтверждений реинкарнации существует очень много,но они все косвенные.Знаю не мало людей,которые видели свои прошлые воплощения,и совсем не королями и принцессами,а обычными людьми,с массой трудностей,болезней и т.п.Эти люди говорят .что после просмотра "прошлого" им стало понятно почему и зачем они воплотились в этой жизни.Кто-то скажет,как в статье,что это падшие духи дают такую информацию.Может это и так,но это только предположение ни чем не подтвержденное.
  
#6 | Фокин Сергей »» | 10.11.2013 23:19 | ответ на: #5 ( Серафим ) »»
  
-3
Со всем согласен. Но часто мотив опубликования того или иного материала не всегда на поверхности. Можно согласиться, что отказ от принятия закона перевоплощения мобилизует человека на жизнь "здесь и сейчас". И большинству противопоказано даже приближаться к гипнологам для познания прошлых воплощений. Ибо на самом деле - это очень тяжко часто бывает вынести. Либо ты "злодей" и тогда скорбь и расстройство, либо "жертва" и опять "выпадение из жизни". А так - живи каждый день как последний и шансов на Спасение куда больше, чем у "знающего"! Великая мудрость! Но не Истина!
Почему сказал о "мотивах"? Потому, что часто отвергающие в наше время закон перевоплощения отвергают не сам закон, а последующие за ним выводы. Например, если воплощается в России для суда земного по Промыслу БОГА растерзанный в прошлой жизни Царь Николай Второй, то боящиеся наказания за свое отступничество и предательство России и Православия прямо не могут бороться с пророчествами о Его воплощении, а борются с законом реинкарнации. В надежде, что большинство им поверит, отвергнет Царя и Царь не придет!
А значит до Страшного Суда можно не бояться и жить во грехах.

Косвенных подтверждений реинкарнации существует очень много,но они все косвенные.


Для меня слова Господа о Реинкарнации и Воскрешении - самое что ни на есть прямое доказательство данных двух законов.
С БОГОМ.
#7 | Александр »» | 11.11.2013 10:05 | ответ на: #6 ( Фокин Сергей ) »»
  
3
Сергей,опять Вы претендуете на роль знающего одному вам открытых истин,будь то сроки исполнения пророчеств или тайн перевоплощения.Вы подите и спросите у любого священика что он об этих вещах думает.Но ответ ,мне кажется Вас врядли устроит потому,что в нашей на ваш взгляд,,богоборческой'' церкви только у вас одного и осталось истинное православное видение.
Сейчас Вы ,,раскрыли ''глаза православным христианам на реинкорнацию.Интересно что затронет и переработает ваша мысль дальше?
#8 | Андрeй »» | 11.11.2013 10:05 | ответ на: #6 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
Воскресение не следует путать с перевоплощением, которое не находит в Библии никакой поддержки. Перевоплощение — это учение о том, что, умерев, человек рождается заново и живет после этого один или несколько раз. Считается, что человек рождается вновь либо в более высоком либо в более низком положении по сравнению с предыдущей жизнью, что зависит от того, как он предположительно жил в предыдущей жизни. Согласно этому учению, можно «родиться вновь» человеком или животным. Это учение явно противоречит библейскому.
Слово «воскресение» переводится с греческого слова ана́стасис, которое буквально означает «восстать вновь». (Переводчики с греческого на еврейский переводят ана́стасис еврейскими словами течийа́т хаммети́м, означающими «возрождение умерших».) Под воскресением подразумевается воссоздание конкретной личности, образец жизни которой сохраняется в памяти Бога. Согласно воле Бога относительно этого существа, оно воскрешается либо в человеческом теле, либо в духовном; однако оно сохраняет свою индивидуальную суть — тот же склад личности и память, какие были до смерти.
  
#9 | Фокин Сергей »» | 11.11.2013 10:25 | ответ на: #7 ( Александр ) »»
  
0
Александр. Сколько можно говорить о простых вещах? Мы обсуждаем конкретную тему!
Мог бы сразу заслуженно удалить данный коммент, но все же отвечу.
Если вам нечего возразить словами Высшего Божественного Источника на слова Господа о Реинкарнации и Воскрешении, то не стоит пытаться унизить или скомпрометировать "источник" их передачи.
Короче! Будьте мужиком! Не переходите на личности! На форуме "Андрея Первозванного" давно научились таких стирать даже не обсуждая. И правильно делают! Зачем человек пришел на сайт? Что бы себя показать, другого унизив или Истину ищет?
Еще раз для невменяемых - не переходите на личности!!! Так делают в диалогах истеричные сектанты и атеисты, когда им нечего возразить. Они переходят с логики в эмоции. Начинают "заламывать руки" и "вопить" - "какой бред", "зачем сюда зашел".... и прочую околесицу.
Если есть что сказать дельное - говорите, если нет - еще раз - говорите по теме.

Александр. Что касается меня, то темы, которые всеми приняты и признаны для меня не интересны, а работа над ними не важна для спасения людей. Они как Аксиома - не нуждаются в доказательствах. Темы же которые "небесспорны" и которые приводят людей либо в ад либо в рай - не просто актуальны, а жизненно важны. Почему и были мной выше даны такие ответы на тему реинкарнации.
Думаю и надеюсь, что Вас так же интересует Истина и тема Спасения.
Простите, если чем обидел. Но Истина дороже.
С БОГОМ.
#10 | Александр »» | 11.11.2013 12:14 | ответ на: #9 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
Вас понял Сергей.Простите.
Однажды в дальней поездке с двумя батюшками,чтобы скоротать время говорили о том о сем.О делах прихода,о цели нашего путешествия и т.д.И когда темы были исчерпаны и мы некоторое время молчали я возьми да и ляпни а что мол церковь думает о восточной философии и религии?Веды,спрашиваю,да другие источники могут дать какую нибудь полезную информацию для православных людей.Я ожидал что меня как минимум поругают за то что в присутствии священников поднимаю языческие темы.Но ответ был спокойным.Один из них мне сказал мол,да там многое интересно для истории и много мистического но на всякий случай читать и думать об этом не стоит.А новоначальным /я как раз таковым и был /это может оказаться смертельно опасным.Интерес к этим темам может завести душу христианина в такой тупик где у нее только один выход-смерть.
Реинкарнация-это всеже один из аспектов буддизма и индуизма.Там он является основой религий и философий,можно сказать фундаментом.Ради этого перевоплощения буддист живет в своей нынешней жизни совершая те или иные поступки.Подсчитывая очки своего рейтинга он может предсказать кем он будет в будущей жизни и сколько раз надо еще перевоплотиться что бы достигнуть совершенства.Эта ,,целеустремленность'' напрочь отвергает Бога,в нашем понимании,ибо каждый может стать богом.
Возрождение Русской Православной Монархии с помощью очередного воплощения одного из царей-это немного не по христиански.Не так ли?
#11 | Александр »» | 11.11.2013 16:58 | ответ на: #9 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
И еще,Сергей.Все четыре Евангелия читал.Не так много как вы но читал и святоотеческую литературу. Нигде о реинкорнации не написано.Само понятие-переселение душ было отвергнуто церковью.Не дай Бог своими фантазиями смутите чью то душу.Прямое искривить очень просто-да выпрямить до конца потом невозможно.Попробуйте и сами убедитесь.
Можете удалить комент,если такой гордый.
#12 | Антон С. »» | 11.11.2013 18:14
  
3
В Святой Соборной и Апостольской церкви в первом правиле Шестого Собора Константинопольского совершенно чётко и ясно говорится об отношении Этой Самой Церкви к идее переселения душ. Не верите? Читайте сами ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

1. При начатии всякаго слова и дела, наилучший чин есть от Бога начинать, и с Богом оканчивать, по глоголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нам уже ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что паче кедров Ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; еще же от трехсот восемнадцати святых и блаженных отец, при Константине царе нашем, на нечестиваго Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, свойственнее рещи, многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трех ипостасях Богоначальнаго естества открыли нам и уяснили, не попустив сему сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться, единым поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенныя противу православия детские построения раззорили и низринули. Такожде и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенное исповедание веры содержим, богословствуще о Святом Духе изречения приемлем; а нечестиваго Македония, купно с прежними врагами истины, яко буйственно дерзнувшаго почитать Владыку рабом, и нагло хотевшаго пересещи несекомую еденицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Купно с сим гнуснейшия и против истины неиствовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без души и ума, сим образом такожде вводя помышление, аки бы спасение соделано для нас несовершенное. Такожде и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в превый раз во граде Эфесе, двумя стами богоносных отец изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единаго Христа Сына Божия и воплатившагося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, яко от жребия Божия отлученное, отвергаем: ибо он учит, что един Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог, и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем такожде и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шестьсот тридцатью богоизбранными отцами начертанное вероисповедание, которое концами земли велегласно возвестило единаго Христа Сына Божия, состоящаго из двух естеств, и в сих самых двух естествах славимаго; а суемудраго Евтихия, который говорил, что великое таинство спасительнаго домостроительства совершилось призраком, яко нечто чудовищное, и яко заразу, из священных оград Церкви извергло, с ним же Нестория и Диоскора, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулись в единую пучину погибели и безбожия. Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных отец, собравшихся в сем царствующем граде, при Иустиниане, блаженныя памяти царе нашем, благочестивые глаголы, яко от Духа произнесенные, ведаем, и оным потомков наших научаем. Они Феодора Мопсуетскаго, Несториева учителя
, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно возставших, такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу двенадесяти глав блаженнаго Кирилла, и так называемое письмо Ивы, соборно предали проклятию и отринули. И недавно при царе нашем, блаженныя памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестаго Собора вероисповедание, которое вящую крепость прияло, когда благочестивый император постановления онаго Собора своею печатью, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбно изъяснило, яко должны мы исповедывать два естественные хотения, или две воли, и два естественныя действа в воплотившемся, ради нашего спасения, едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедывали, судом благочестия обвинило, яко Феодора епископа Фаранскаго, Кира Александрийскаго, Гонория Римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийскаго епископа, ученика нашего Стефана, и безумнаго Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко рекши, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоем образом.
Ну а как в других церквах - это дело тех самых церквей. В них и переселение душ ,и чёрное цвета белого, и иные ереси возможны.
  
#13 | Фокин Сергей »» | 11.11.2013 18:14 | ответ на: #11 ( Александр ) »»
  
-5
Можете удалить комент,если такой гордый.

Один коммент вверх - извинялись. И тут же начинаете ставить характеристики личности даже не понимая о чем говорите.
Говорил же - логика, а не эмоции обсуждаема!
Теперь по теме - ответьте всего на три вопроса и сами все поймете - тем более если читали Духовную Литературу.

Как придет Илия, если не через воплощение?

« Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей....
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием "
Малахия 4

«Илиею посетит и оутвердит в вере и любви… и обратит к непорочной вере достойных спасению от иудейского языка» Преподобный Максим грек («Слово о промысле Божием»).

О чем говорит Иисус Христос?

«…сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37),

Господь на Страшном Суде говорит об отсутствии реинкарнации?

«Завистников за златом и дающих деньги в рост, над богатствами молящихся - уничтожу и брошу на них весь гнев Мой, потому что надежду имели на золото и Меня знать не хотели, словно не знали Моей заботы о них.
И тех лжехристиан, которые доказывали что Воскресения из мёртвых нет, а происходит реинкарнация - их рассплавлю в огне геенны как свечи; тогда и поверят в Воскресение
» Видение святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия





».
  
#14 | Фокин Сергей »» | 11.11.2013 18:21 | ответ на: #11 ( Александр ) »»
  
1
Пророчество Малахии (гл. III:1–8, 17–18 и IV:5–6) читается как паримия на праздники Св. Ионна Предтечи (24 февраля, 25 мая и 29 августа), откуда ясно, что Православная Церковь видит здесь предречение о деятельности Иоанна Предтечи.
#15 | Галина »» | 12.11.2013 00:47
  
6
Какая реинкарнация?! Тут ясно все объяснено, все это выдумка сатаны! Ишь, чего захотели! Чтобы снова родиться, не больше, не меньше! Тогда ни к чему было бы и Христу приходить и страдать на Кресте! Этим дъявольским постулатом уничтожается вся вера во Христа, в воскресение мертвых и воздаяние каждому по делам его. Это же полная бессмыслица. Враг внушает, что вот ролишься опять, так что живи сейчас, как тебе вздумается, а не по Заповедям Божиим. Это еще успеешь в тысячной там жизни. Но нет! У Бога все строго! И не думай, человек, и не мечтай, что еще ты придешь на эту землю продолжать грешить.
#16 | Сергей Ф. »» | 12.11.2013 04:14 | ответ на: #15 ( Галина ) »»
  
-2
Дочь моя, Мать моя, Сестра моя Мария. Верить Отцу надо, Отец подскажет. И по женской линии, пройти можно. Старость моя в детство ушла. Поминать мне некого. Заповеди Иисуса Христа, исполнять надо.
#17 | Александр »» | 12.11.2013 09:43 | ответ на: #13 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
Да вы тоже хороши,сударь.С пылу-с жару что пирог из печки.
Что касается последнего вопроса,то вы же сами на него ответили.Хотя я мало знаком с проблемами церкви 15 века.Обещание расплавить просто примите на свой счет.
Насчет остальных вопросов,то принимать слова Бога нужно так как они звучат.А звучат они однозначнее некуда,и подозревать Бога в хитрости,искать двойной,тройной смысл Его слов немножко еретично.
Пришлет Илию-значит пришлет.Не будем же мы Ему советовать как это сделать.Ему виднее.
Не захотели собраться под крылом Господа-беда им конечно.Лишь бы нам туда потеснее собраться/под крыло/,да не вывалиться до поры.
Христос даже разговаривал то с такими как мы притчами чтобы доходчивее было.И вопросы ставил в основном с укором что мы настолько тупы что и этой то простоты не понимаем.Во всем ищем подтексты,не доверяем./Будьте как дети/-он упростил Истину до детского кубика.Но и в нем мы пытаемся искать седьмую грань.
Православие на Руси привилось и дало обильные плоды потому что славяне были готовы к этому своим непосредственным мировосприятием,простотой общения.До сих пор жизнь в русской глубинке пропитана этой простотой.И старики если верят в Бога то верят по детски просто.Для них Боженька жив.Неужели мы разучились так верить?
#18 | Нина »» | 12.11.2013 09:43 | ответ на: #13 ( Фокин Сергей ) »»
  
5
[B]Уважаемый Сергей Фокин, пожалуйста внимательно прочитайте всю статью. Не путайтесь сами и не морочьте головы другим.

Для Вас и для тех, кто сомневается, что реинкарнации не существует, еще раз следует прочитать предупреждение св. Николая Сербского.

В ХХ веке опровержению и развенчиванию заблуждения о переселении душ немало слов посвятил святитель Николай Сербский, который, в частности, писал: «Вы слышали об этом (реинкарнации) на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа? Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят. Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача — адских мук. Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!..

[Пусть это будет для вас грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом — суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку» [21].]
#19 | Андрeй »» | 12.11.2013 09:43 | ответ на: #13 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
[ Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием " Малахия 4]




Матф. 17:12, 13: «[Иисус сказал:] „Илья уже пришел, и его не узнали, а сделали с ним то, что хотели. Так и Сыну человеческому предстоит пострадать от их рук“. [Тогда ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе».]
Хотел ли Иисус сказать, что Иоанн Креститель — это перевоплощенный Илья? Когда иудейские священники спросили Иоанна: «Кто же ты? Илья?» — он ответил: «Нет» (Иоан. 1:21). Что тогда имел в виду Иисус? Ангел Бога предсказал, что Иоанн «пойдет перед... [Мессией Бога] с духом и силой Ильи, чтобы обратить сердца отцов к детям и непокорных к практической мудрости праведных, чтобы представить Богу подготовленный народ» (Луки 1:17). Это пророчество исполнилось на Иоанне Крестителе, и, [следовательно, он был Ильей в том смысле, что его служение во многом напоминало служение пророка Ильи (Мал. 4:5, 6).]
#20 | Ирина Славянка »» | 12.11.2013 19:43
  
4
1). Некоторый брат вопросил блаженного Нифонта: Скажи мне, Отец мой, слово на пользу, как мне спастись?

В ответ на сие Старец сказал ему: Сын мой! Если ты хочешь жить посреди людей, то должен исполнять следующее: отнюдь никого не порицать, не осуждать, не гневаться, никого не уничижать, также не помышлять о себе, что сделал когда-либо доброе дело, и остерегайся говорить: такой-то живет хорошо, а такой-то невоздержно, ибо сие-то и значит: не судите (Мф.7:1). Но на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением, с одинаковым помыслом, в простоте сердца, и принимай всех, как Самого Христа. Не приклоняй уха твоего к человеку, который клевещет (на ближнего), и не услаждайся (беседою) такого, но содержи уста твои во многом молчании, будучи медлен на беседу и скор на молитву. И не укоряй никогда клеветника или другого кого, делающего беззаконие, - но всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно.

Сергей Фокин озабочен темой пророчеств, а надо бы озаботиться спасением своей души для Вечности. Святитель Николай Сербский советует ходить в Церковь, а не на совет нечестивых. Истины церковные проверены временем. В истории церковной много ересей и церквей, отделившихся от Никео-Цареградского символа веры, в которых,возможно, до сих пор верят в реинкарнацию...Но христианство освободило от проблемы кармических перевоплощений, о чем мечтали индусы. Надо бы Сергею и его единомышленникам определиться во что они верят и жить соответственно своего вероисповедывания, а не делать "кашу" из пророчеств. простите.
  
#21 | Фокин Сергей »» | 12.11.2013 22:31 | ответ на: #20 ( Ирина Славянка ) »»
  
-3
Приношу заранее извинения за возможное отсутствие ответов. Не получаю рассылку от обращений. И нахожу их только в ближайших темах или при модерации.
Теперь по теме
.
Надо бы Сергею и его единомышленникам определиться во что они верят и жить соответственно своего вероисповедывания, а не делать "кашу" из пророчеств. простите.

Вопрос реинкарнации и вопрос пророчеств, как раз в том контексте, который я поднял, - касаются спасения! В пророчестве о Илие явно сказано, что проповедь и воля Илии на земле является спасением от Гнева Божия.
Как вы отнесетесь к Илие, если Он будет воплощен, как обычный человек? И будет иметь маму и папу, братьев и сестер, дедушек и бабушек? А другого варианта нет! Было единственное зачатие Иисуса Христа от Духа Святого и больше в пророчествах ничего подобного нет! Было вознесение Илии и Еноха на Небо в "огненных колесницах", но обратного «спуска» так же в Промысле не предусмотрено.
Но было уже рождение (приход) Иоанна Крестителя, которого Сам Христос подтвердил, что он Илия. И тому свидетель и гарант воплощения – Сам Христос! Забыли?

И слова Господа из «Видения святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия» полностью подтверждают концепцию реинкарнации.

«И тех лжехристиан, которые доказывали что Воскресения из мёртвых нет, а происходит реинкарнация - их рассплавлю в огне геенны как свечи; тогда и поверят в Воскресение».

В божественном мире великого разнообразия есть и «Воскресения из мёртвых» и есть «реинкарнация».
Другое дело буддийская ложная концепция перерождения человеческой души в «лоно» животных и даже растений, которую и осуждали святые. Но так и правильно осуждали! Такой «резкий переход-падение невозможно отследить и осознать. И даже, если нечто подобное существует в Божьих Судах – мы этого знать не можем и нам этого знания не дано в Высших Источниках.

Что касается Святых и их отношения к реинкарнации – то уже писал об этом. Но где святые, а где Господь?! Святые часто ошибаются, а Господь - нет! Ибо Он и есть Истина!
Мысль о единственной жизни – конечно мобилизует. И до момента явления Илии – эта «ложная во спасение» концепция работает на спасение. А потому не дана, а попущена БОГОМ через «молчание» на данную тему. Но дальше – как с «плоской землей», становится ложью, которая кроме «кораблекрушения» ничего не несет.
Поэтому ни в одном Апокалипсисе нет осуждения верящих в реинкарнацию, нет осуждения буддистов или индуистов. При благой жизни и они спасаются, но слепыми без крещения. А вот православные, они так и записаны, как православные, стоят во множестве по левую руку Господа.

«О гневе Господнем на тех, которые согрешили
в Ветхом и Новом Завете.
Многое множество грешников стояло по всей земле, как песок морской, от времен Адама и до последнего дня пришествия Христова, от всякого народа и племени. Они стояли с лицами мрачными, злобными, заклейменными печатью отверженников, и трепетали от страха, ужасаясь вечных мучений. Многие и из христиан православных стояли со страхом, не ожидая помилования, потому что были христианами только по имени, но заповедей Христовых не соблюдали. Они наследуют сугубую муку за свое отступничество».


Любовь к БОГУ не может быть без осуществления Его Воли. Любовь к ближнему не может быть реализована так же без исполнения Воли БОГА. А как может знать Волю БОГА человек, если не через пророчества? Через сны, знаки...? У Старцев? Так и Старцы первым делом обращались к пророчествам, когда стоял вопрос не личного, а общего спасения.

БЛАЖЕН ЧИТАЮЩИЙ, И СЛУШАЮЩИЕ СЛОВА ПРОРОЧЕСТВА И СОБЛЮДАЮЩИЕ НАПИСАННОЕ В НЕМ; ИБО ВРЕМЯ БЛИЗКО (ОТК. 1. 3).

И еще раз вопрос – что будете делать, когда явится воплощенный Илия и воплощенный Енох? Прогоните из-за наличия ложной концепции отсутствия перевоплощения или примете и будете слушаться и помогать? Старцы знали и знают что делать!

«Когда придут пророк Илия и Енох, они будут разоблачать антихриста. Им надо помочь в этом» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии), с.80).

С БОГОМ.
#22 | Александр »» | 13.11.2013 08:58 | ответ на: #21 ( Фокин Сергей ) »»
  
3
Сергей, вопрос даже не в том правы Вы или нет.Об этом как и о многом другом каждый из нас в свое время узнает.
Но есть вещи и явления поддающиеся обьективному изучению,что и делает человечество постепенно созревая.Например Бог создал Землю круглой и люди постепенно в результате миропознания в этом убедились.И плоды познания только положительные.
Расщепили атом,выделили огромную энергию и и первое что сделали-создали ядерную бомбу,потом получили Чернобыль,Фукусиму.Живем и трясемся за свой мир.Плоды познания-отрицательные.
А выяснение природы Божьих сил-это уже сверхгордыня.Не доросли мы еще до таких знаний.Ведь. Создатель и об этом позаботился,в своей мудрости и заботе о созданиях своих.Он,зная наше любопытство и наивность постоянно и постепенно приоткрывает нам и Свой Вышний Мир,его законы и порядок.Он посылал нам в разное время и разными способами информацию ровно в той дозе и ровно в той форме которую мы можем переварить.Но мы как плохие ученики не вызубрив урок и ничего не поняв из того что нам уже дано пытаемся залезать в такие дебри...Только закончив с арифметикой приступаем к теории относительности.
Не спорю,опять же,что может Вы лично и достигли уровня,на котором можно познавать законы изменения и движения божественных энергий,но человечество в целом еще готово.Мы не усвоили еще прошлые уроки,иначе жили бы гораздо лучше.
С Богом.
#23 | Антон С. »» | 13.11.2013 21:47 | ответ на: #21 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Как вы отнесетесь к Илие, если Он будет воплощен, как обычный человек? И будет иметь маму и папу, братьев и сестер, дедушек и бабушек?
Гм, вообще-то одна душа-одно тело. Так что кто бы то ни было уже живший и почивший, если и будет воплощён ещё раз на этой земле, то не иначе как через Воскресение. В каком теле(ветхом или обновлённом) это другой вопрос. Так что ни мамы ни папы не будет(естественно если они не воскрешены)
А другого варианта нет! Кто сказал?
но обратного «спуска» так же в Промысле не предусмотрено. Повторюсь. Кто сказал?

В божественном мире великого разнообразия есть и «Воскресения из мёртвых» и есть «реинкарнация» Не плохо бы ваши чёткие определения этих понятий, а то какая-то вода в ступе получается
Поэтому ни в одном Апокалипсисе нет осуждения верящих в реинкарнацию, нет осуждения буддистов или индуистов. Язычники оправдаются совестью своей. Так что не все верящие в реинкарнацию спасуться, я бы сказал далеко не все.
А вот православные, они так и записаны, как православные, стоят во множестве по левую руку Господа. По большей части лишь те из них кто просвещал язычников примером жизни своей. Так что и далеко не все православные будут стоять по левую руку Господа
А как может знать Волю БОГА человек, если не через пророчества? Чадо отдай мне сердце своё. И в таком случае ни каких пророчеств не надо в принципе.
Через сны, знаки...? "Не ищите знамений"
Так и Старцы первым делом обращались к пророчествам, когда стоял вопрос не личного, а общего спасения. Далеко не безспорное утверждение.
#24 | Xristina »» | 17.11.2013 00:20
  
2
Даже удивительно, что можно допускать реинкарнацию, позиционируя себя православным христианином. Это нонсенс! Вразрез с такими очевидными доводами статьи, общепринятым мнением Церкви. Статья очень дельная. Как правильно заметили выше, искривить легко - выпрямить трудно.
#25 | светлана »» | 17.11.2013 22:03 | ответ на: #21 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
Очень странно как можно воскрешение равнять с реинкорнацией?!
#26 | Юрий З »» | 20.11.2013 16:55 | ответ на: #25 ( светлана ) »»
  
1
Что касается идеи "реинкарнации", дословно "перевоплощения", то здесь сразу необходимо заметить, что в первоначальном восточном ее понимании она воспринималась однозначно негативно: мир полон страдания и человек из-за своего несовершенства вынужден все снова и снова воплощаться в мире, чтобы испытать очередные страдания и невзгоды (это символизируется "колесом сансары", которое вертится без остановки и из которого за редчайшим исключением никто не может вырваться). В оккультно-европейском контексте (теософия, антропософия) реинкарнация преподносится, наоборот, положительно: очередное воплощение рассматривается как "еще один шанс" и возможность дальнейшего развития и самоактуализации человека (что с чисто психологической точки зрения, конечно же, выглядит как некий плюс). Скорее всего теософы и антропософы специально подавали реинкарнацию в позитивном ключе, чтобы ее было легче внедрить в европейскую культуру – иначе она просто не прижилась бы. В настоящее время в Америке наблюдается целый бум увлечения восточными религиями и учением о перевоплощении: "Актеры, звёзды кино и поп-звезды до сих пор оживлённо описывают в различных шоу свои прошлые воплощения. Люди собираются на семинары по "самопознанию", где им посредством гипноза дают возможность вспомнить прошлые жизни. Во множестве книг и журнальных статей приводятся сенсационные сведения о переселении душ, которые, казалось бы, уже невозможно научно ни объяснить, ни опровергнуть" (Морей. 1997, с. 3). Так что, ничего удивительного, что, как показали многочисленные исследования, около 60 % американцев верят в реинкарнацию, при этом большинство из них считают себя христианами (там же, с. 3). Подобную ситуацию навязывают и России – под видом "культурного обмена", через популярную и научную литературу, фильмы и вообще средства массовой информации. Поэтому сегодня эта проблема представляет совсем не теоретический интерес: из того, что св. отцы справились с ней много столетий назад, никак не вытекает, что в настоящее время она "рассосется сама собой". Православному богословию хорошо было бы обратить на это особое внимание и не только проработать теоретические аспекты этой проблемы, но и донести эти результаты до самого что ни на есть массового читателя (слушателя, телезрителя).

Остановимся на критике идеи переселения душ.

Один из самых часто используемых современных аргументов в ее пользу заключается в том, что она "широко распространена". Но, как это несложно установить, широта распространения какого-либо явления не имеет прямого отношения к его истинности. А в наше время, даже скорее наоборот: широкое распространение какой-нибудь идеи говорит скорее о ее ложности и о том, что средства массовой информации вбивают ее в сознание людей по заказу каких либо социальных групп, либо отдельных людей. Во-вторых, точка зрения о широкой распространенности учения реинкарнации слишком преувеличена: "Учение о перевоплощении – локальное, частное, оно распространялось только в одном регионе земли. Его можно назвать австрало-индийским, то есть оно зародилось в австралийском регионе, а поскольку австралоиды населяли юг Индии, то индоарии, которые вторглись с севера, усвоили это учение" (Мень, 1999, с. 119).

Одним их главных аргументов в пользу идеи реинкарнации были воспоминания людьми своих "прошлых жизней", для получения которых в начале прошлого века нередко использовался гипноз. Воспоминания были настолько детальными и яркими, что, казалось бы, являлись неоспоримым доводом за реинкарнацию. Но, нашлись ученые, которые используя ту же методику с гипнозом, пришли к диаметрально противоположному выводу: оказывается после получения под гипнозом сведений о "прошлой жизни", можно также при помощи гипноза выяснить фактический источник этих воспоминаний (Морей. 1997), каковыми являлись давно забытые книги, фильмы, рассказы взрослых, неосознанные детские воспоминания и т. д.
Но даже когда какие-то подобные необъяснимые воспоминания и были, с христианской точки зрения это означает не переселение душ, а совсем другое. Так, например, критикуя явление "воспоминания прошлой жизни", Тертуллиан считал, что оно вызывается вселением или переселением духов – и притом темных. Разбирая воспоминания Пифагора о том, как он был раньше Евфорбом, Тертуллиан писал: "Может быть, тот же демон находился в Пифагоре, который в Евфорбе совершил кровавые подвиги?" (Тертуллиан. 2004, с. 91).
И блаж. Августин также критиковал платоновскую идею переселения душ (Августин. 2004, с. 277). Он писал о рассказах Пифагора о своих прошлых жизнях: "...то – ложные воспоминания, каковые мы обычно переживаем во сне, когда нам кажется, что мы вспоминаем, как будто мы свершали или делали то, что никогда не свершали и не делали. Подобного рода переживания происходят даже в умах бодрствующих, внушаемых злобными и лукавыми духами, которые стремятся обмануть людей, утвердив или посеяв ложное представление о круговороте душ" (там же, с. 278).
При этом интересно, что исконное восточное учение о реинкарнации также не говорит о "переселении душ", а именно о новом воплощение духа, поскольку при этом образуется не только новое тело, но и новая душа. Поэтому расхожая фраза современных оккультистов и ньюэйджевцев: "я в прошлом перерождении был тем-то", с буддистской точки зрения не имеет никакого смысла – в прошлом перерождении было совершенно другое "Я", другое сознание и самосознание, которые не имеют никакого отношения к теперешним "Я", сознанию и самосознанию. И по этому учению, когда будет следующая инкарнация, то от теперешнего "Я" и самосознания туда ничего не перейдет, кроме кармического груза, привязывающего дух к колесу сансары.

Литература:

Августин Аврелий. О Троице. Вступ. статья и прим. А. А. Тащиана. – Краснодар: Глагол, 2004. – (Серия "Патристика. Тексты и исследования").

/Мень Александр прот./ Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. – М.: Фонд Александра Меня, 1999.

Морей Роберт. Реинкарнация и христианство // Переселение душ – христианский взгляд. Новосибирск, 1997, с. 3-27.

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе. Пер., вступ. ст., коммент. и указ. А. Ю. Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004.
#27 | Александр »» | 21.11.2013 13:19 | ответ на: #26 ( Юрий З ) »»
  
1
Спасибо,очень доходчиво.
Православие всегда отстаивало свои каноны даже в мелочах.Потому на западе зовется ортодоксальной Церковью.И уж не нам их менять.
Церковные обряды меняются в зависимости от направления развития общества.Меняется христианская культура ,в зависимости от традиций присущих народам-носителям православия.Но одно дело традиции и обряды и совсем другое-догматы.А ведь домысливание и переосмысливание это уже-ересь!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites