О посте.

О посте.
"…СЕЙ РОД НЕ МОЖЕТ ВЫЙТИ ИНАЧЕ, КАК ОТ МОЛИТВЫ И ПОСТА…"

"Род" – любовь человека к тому или иному виду удовольствия (разновидность сластолюбия - порок)…
"Сей" – указание на конкретный, главный порок…
"Выйти" – уменьшение главного порока до минимума и со временем, определенными Христом для каждого человека особо…
"Молитва" – устремление благоговейных чувств и мыслей христианина ко Христу…
"Пост" (воздержание) – отвращение внимания от удовольствия, доставляемого каким-либо предметом и устремление его к Господу Иисусу (с целью удовольствие разлюбить, а Христа полюбить)…

Человек любит удовольствие от разных по своему существу предметов…
Предметы могут быть духовные: зависть, ложь, власть, слава, осуждение, обида и пр. …
Предметы могут быть вещественные: еда, деньги, блуд, алкоголь, телевизор, компьютер, развлечения, спорт, природа, предметы искусства человеческого и пр. …
Каждый предмет обладает своим, только ему свойственным "родом" удовольствия…
Чтобы уменьшать все свои пороки до минимума, христианину крайне необходимо непрестанно отвращать внимание своей души от предметов мысленных (страстей), и постоянно же отвращать свои телесные органы чувств от предметов вещественных, удовольствие от которых он любит, т. е. христианину необходимо с рассуждением поститься (благоговеть)…
Благоговение - благое (доброе, полезное) говение (воздержание) человека от всего злого, вредного для него...

Пост сугуб (двоичен):
Воздержание от страстей – суть пост внутренний…
Воздержание от предметов вещественных – суть пост внешний…
Правильный внешний пост не может быть без поста внутреннего, без покаяния, без молитвы, без размышления (без трезвения)…
Молитва же преуспевающего христианина (на этапе освящения) может быть при любых внешних обстоятельствах, т. е. и без поста внешнего…
Но даже и у него молитве обязательно сопутствует пост внутренний (благоговение), как неотъемлемая составная часть умного делания, обязательного для каждого человека, называющего себя православным христианином…
Православная молитва принципиально отличается, например, от "молитвы" католической, целиком и полностью основанной на культивировании страстей (воображаемых образах, эмоциональных переживаниях, откровенном блуде и пр.)...
Чтобы христианину устремить свое внимание ко Христу, ему по определению необходимо отвратить его от всех остальных предметов, т. к. человеку невозможно служить сразу "двум господам" одновременно ("и Богу, и маммоне")…
Пост внутренний может быть и без молитвы, например, когда христианин, ни на что не обращая внимания, смиренно размышляет или о заповедях Христовых, или о своих пороках, страстях, грехах и т. п…
Такое благое размышление и допустимо, и полезно для христианина по его духовной немощи, лишь как промежуточная, переходная ступенька к молитве непрестанной...

Поэтому, если у христианина есть способность молиться, то он должен оставить абсолютно все, отвлекающее его от Господа и упражняться только в молитве…
И наоборот, христианину крайне важно использовать в любой, данный момент своей жизни именно ту заповедь Христову, и именно те внешние и внутренние обстоятельства, которые наиболее всего способствуют его молитвенному состоянию...
Эти аскетические истины крайне важно как можно тверже усвоить каждому христианину...
Только по насыщении души молитвою христианин может приступать к размышлению…
По насыщении же души размышлением, христианин может переходить к чтению Евангелия, апостольских посланий, Псалтири, толкований на них св. отцов, к чтению святоотеческих книг, или же и к чтению Ветхого Завета, как к путеводителю ко Христу…
По насыщении же души чтением христианин может от всей души, с благоговением попеть и духовные песни, и кондаки, и тропари, и Символ веры, и "Отче наш", и Иисусову, и пр. молитвы …
По насыщении же души пением, христианин может заняться и посильным, физическим трудом...
Благоразумно изнурять тело трудом очень полезно, т. к. при этом изнуряется и гордость, и сластолюбие, особенно, если это труд общественно полезный, непрестижный и скрытный…
При тяжелом физическом труде, тело человека скорбит, скорбит вместе с ним и душа человека, а скорбь - эффективнейшее лекарство против сластолюбия...
Полезен тяжелый физический труд также при печали и при унынии...
Можно одновременно и трудиться физически, и петь духовные песни…
Христианину необходимо выбирать для себя именно тот род упражнений, исполнять именно ту заповедь Христову, которая в данном месте и в данное время наиболее приемлема для него и полезна…
Своеобразным индикатором полезности является наличие у христианина устойчивой потребности (желания) в исполнении им в данное время той или иной заповеди Христовой...
Необходимо как бы прислушиваться к своей душе и исполнять именно ту заповедь в первую очередь, к которой тянется душа в данное время...
Христианин должен следовать своему духовному "аппетиту", посредством которого Господь ведет его по этой жизни наряду и с остальными внешними и внутренними обстоятельствами...
Этот метод "работает" при условии наличия в человеке хотя бы небольшого уровня добролюбия...
Если же добролюбие в человеке практически совсем отсутствует, и он не чувствует желания к исполнению никакой заповеди Христовой, то тогда ему надо "включать", что называется, "мозги", а не сердце, и ориентироваться на те внешние и внутренние обстоятельства, которые и подскажут ему, какую именно заповедь можно и нужно исполнять в данное время и в данном месте (например, каяться в злолюбии и безрассудстве)...
А чтобы у человека "включился мозг", необходимо наличие у него хотя бы некоторой рассудительности...
Рассудительность же в человеке появляется и растет от его покаяния в безрассудстве и от внимательного и смиренного чтения им святоотеческой литературы...
Но есть такая заповедь Христова, к которой можно применить народную мудрость, гласящую, что маслом кашу не испортить...
Это заповедь о покаянии...
Когда христианин не обладает ни знаниями, ни добролюбием, ни вниманием, ни чувствительностью души, ни духовным аппетитом, когда ему совсем непонятно, что делать, как делать, когда делать, то он и может, и должен КАЯТЬСЯ...
Покаяние - и есть то самое духовное масло, которым невозможно испортить никакую духовную кашу христианской жизни, но наоборот, только сделать ее еще более ароматной и полезной...
Покаяние полезно и необходимо на ЛЮБОМ этапе христианской жизни, тем более, что важнейшим ее элементом является смиреннейшая молитва...
И это - тоже рассудительность...

У новоначального христианина пост внутренний может быть без молитвы по его немощности…
Но для внутреннего поста и молитвы ему необходим и посильный пост внешний…
Что же это такое – внешний пост?...
И почему он так необходим христианину на его стадии очищения для обретения им способности трезвиться и молиться?...
У человека имеются пять способов получать удовольствие от употребления материальных предметов: через зрение, вкус, слух, осязание и обоняние…
Воздержание от употребления этих предметов и от удовольствия, которое они приносят посредством телесных органов чувств и есть пост внешний…
Когда человек употребляет любимый предмет, он получает такое огромное удовольствие, что просто не в состоянии оторвать от него свое внимание, а значит, он в принципе не может ни трезвиться, ни молиться…
Чтобы обрести способность отвращать свое внимание от того или иного рода удовольствия, человеку необходимо снижать его уровень, прекратив употреблять предмет, доставляющий его, либо же, если он является жизненно необходимым, уменьшить как количество употребляемого предмета, так и его потребительские качества…
Воздержание от определенного рода удовольствия через воздержание от употребления доставляющего его предмета, понижает самую зависимость человека от этого рода удовольствия и уменьшает самую любовь человека (потребность) к нему…

Человеку чрезвычайно важно во время поста внешнего держать и пост внутренний, и молиться…
Если не соединять эту троицу вместе, то у человека обязательно будет расти либо гордость со всеми ее катастрофическими последствиями, либо же чрезмерные печаль или уныние...
Например, ест человек черный хлеб, а представляет мясо, или ничего не ест, но мечтает о богатой трапезе…
В этом случае человек вовсе не уменьшает порок чревоугодия, по-прежнему оставаясь и обжорой, и лакомкой...
Или грызет человек сухарь и думает, какой он великий аскет…
В этом случае он уменьшается в чревоугодии, но растет в тщеславии...
Или жует человек сухое зерно и думает о том, что все остальные люди - обжоры и лакомки…
В этом случае он возрастаетт в пороке осуждения...
И т. д., и т. п…
Во время употребления любого предмета христианину крайне необходимо не обращать своего внимания на удовольствие от него, а стараться устремлять все свое внимание с благодарностью и покаянием ко Христу – Подателю всего вообще и употребляемого предмета, в частности…
И уж тем более недопустимо христианину во время употребления того или иного предмета обращать внимание на какие-либо страсти…
Христианам негоже собственно пост, в общепринятом понимании этого слова (воздержание от пищи и питья) превращать в этакую диету, только ради телесных здоровья и внешней красоты, или только из-за экономии денег, времени и труда на кухне…
Православный человек воздерживается от того или иного предмета только для того, чтобы разлюбить удовольствие от него и полюбить Господа Иисуса Христа…
Христианин воздерживается от того или иного предмета только для того, чтобы снизить свою зависимость от удовольствия, которое он от него получает, чтобы стать свободным от того или иного порока, чтобы обрести способность устремлять свои ум и сердце к Иисусу и соединиться с Ним (спастись)…

Удовольствие от вкушения еды (чревоугодие) бывает двух родов:
Это удовольствие от самого процесса вкушения и пития, независимо от качества пищи и напитков, от видов продуктов, от структуры блюд и т. п., проще говоря, обжорство (чревобесие)…
Другой род удовольствия – лакомство, когда человек наслаждается не столько количеством пищи, сколько ее вкусом, видом, запахом, сервировкой, последовательностью блюд, послевкусиями и т. п., этакое эстетство от кулинарии, пищевое гурманство (гортанобесие)…
В той или иной степени каждому человеку свойственны эти два рода чревоугодия…
Правильное воздержание христианина в пище и питье начинается с изменения структуры его питания…
Необходимо в первую очередь воздерживаться от продуктов высококалорийных, легко усваиваемых, утучняющих…
Во вторую очередь надо воздерживаться от продуктов, стимулирующих половую активность…
Особенно это относится к алкоголю…
И в третью очередь воздержание касается лакомств…

Существуют некоторые признаки, по которым, как по маячкам можно определять умеренность и своевременность поста…
Если чувствуется недомогание, слабость, значит, чрезмерно сокращено либо количество пищи вообще, либо количество пищи высококалорийной, легко усваиваемой…
Надо прибавить еды…
До какой степени?...
До появления телесной бодрости…

Человек должен в соответствии со своими индивидуальными, телесными особенностями, физиологией, метаболизмом и образом жизни подобрать себе именно то необходимое количество калорий, которое позволит ему эффективно выполнять свои общественные и производственные обязанности…
Это достигается только опытным путем: постепенно снижая количество пищи, необходимо нащупать ту грань, за которой начинает появляться телесная слабость и, чуть прибавив еды и приобретя бодрость, так держать…
Необходимо учитывать и изменения в образе жизни…
Например, если сегодня необходимо больше работать физически, то разумно прибавить и еды в рацион, чтобы предотвратить слабость и качественно выполнить необходимую работу, и т. п. …
Здесь необходимо напомнить и о том, что на интенсивную работу рассудка расходуется (по научным данным) до 20% всей потребляемой человеком пищевой энергии...
Так что нельзя сбрасывать со счетов и душевные энергетические потребности человека...

Нельзя забывать о том, что Христос дал человеку тело не для того, чтобы оно в немощном состоянии лежало на диване…
Это может быть приемлемым и полезным только для людей, не ведущих общественной жизни, например, для схимонахов, отшельников, затворников и пр. подвижников благочестия, которые навряд ли читают сейчас эти строки...
Поэтому тело обычного христианина, к которым и относятся, наверное, все наши читатели, должно быть в бодром состоянии, потому что многие заповеди Христовы предполагают активное участие в исполнении их и тела человека…
Поэтому ограничение в количестве пищи должно быть умеренным - и бодрость должна сохраняться, и количество принимаемой пищи должно быть минимальным…
Это - благоразумие собственно поста…

Скорбь при посте ни в коем случае не должна быть чрезмерной, подавляющей…
Она должна быть умеренной, не тяжкой…
Скорбь от поста не должна приводить к сильным печали и унынию...
Иначе они сами привлекут к себе внимание постящегося человека вместо удовольствия от еды и питья…
И будет тогда для человека "последнее хуже первого"...
Уровень скорби христианина не должен привлекать к ней внимания, он должен позволять человеку отвращать от нее свое внимание, чтобы полностью устремлять его ко Христу…
Наличие умеренной скорби должно свидетельствовать постящемуся о наличии в нем порока чревоугодия и привлекать его к соответствующему покаянию, а не к печали, унынию или отчаянию...
Поэтому здесь подход такой же, как и со слабостью: христианину надо исключать из своего ассортимента любимые блюда постепенно, не торопясь, понемногу, но неуклонно, до возникновения вполне терпимой, не привлекающей к себе внимания, чрезмерной скорби…
И как только появляется умеренная, легкая скорбь, надо так и держать, не усиливая дальнейшего оскудевания как количества пищи, так и ее разнообразия…

Но отличие скорби от слабости в том, что по мере исполнения внешнего поста, скорбь у христианина постепенно пропадает в результате уменьшения порока чревоугодия…
Вот тогда только ему и надо еще исключить из своего ассортимента какие–то любимые продукты (опять до появления умеренной, терпимой скорби)…
И так поэтапно, постепенно, не торопясь, но неуклонно освобождаться от любви к удовольствию от вкуса еды…
Это - тоже благоразумие поста…
До какой же степени надо сокращать ассортимент блюд в конце концов?...
Этот вопрос очень индивидуален...
Хотя бы и по медицинским показаниям, или по возрасту, или по специфике производственной, социальной и пр. деятельности человека...
Господь может разным людям, при одних и тех же одинаковых внешних условиях, по причинам, известным только Ему одному, положить каждому из них разные пределы и сроки...
Христианину никогда нельзя забывать, что все доброе (в том числе и правильный, телесный пост) исходит из Христа...

Правильный пост проявляется и через другие признаки: постепенно христианин не только вовсе утрачивает скорбь от воздержания, но и начинает испытывать радость от него, он начинает чувствовать неизвестную ему доселе свободу от еды и питья, беспристрастие к ним, ему становится все равно что есть и что пить…
Православный человек естественно и как бы незаметно для себя, переходит на всегдашнее употребление самых простых и дешевых продуктов…
Конечно, насколько это ему позволяют его телесное здоровье и внешние обстоятельства…
Христианин начинает приобретать способность к молитве во время еды и питья…
И эта молитвенная способность благоразумного христианина при его правильном посте, имеет устойчивую тенденцию к росту…
А позже наступает время, когда христианин становится уже способным молиться и во время употребления любой пищи, и любых напитков…
Эти признаки свидетельствуют как о благоразумии поста, так и о завершении этапа очищения христианина от порока чревоугодия…
Это значит, что человек разлюбил удовольствие от еды, а полюбил Христа…
Это означает, что "сей род" чревоугодия "вышел" из человека "постом и молитвою"…
Постараемся же и мы по мере наших сил, чтобы "сей род" вышел и из нас…
Чтобы Христос радовался…

Скопировано с сайта:
http://dyatel.3dn.ru/publ/12_quot_sej_rod_ne_mozhet_vyjti_inache_kak_ot_molitvy_i_posta_quot/1-1-0-12

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites