В память о незабвенном старце отце Николае Гурьянове.

9
17 июля 2014 в 11:22 41328 просмотров 20 комментариев
старец Николай Гурьянов

Давно мною обещанная тема по книге иерея о. Владимира Степанова, моего двоюродного брата, о о. Николае Гурьянове.

Двухэтажный озерно-речной пароход, с прекрасным названием: «Александр Невский», настойчиво продвигался к острову им. Залита (б. Талабск), разрезая смело при этом осеннюю темноту и пенящиеся штормовые волны. Я сидел в нижнем этаже и при изрядной качке и тусклом свете читал книгу г. Сурского об Отце Иоанне Кронштадтском. Мой путь был к батюшке Николаю.
Пароход, победив и темноту, и шторм, (недаром «Александр Невский») причалил к пристани. Иду мимо часовни и храма к домику батюшки. Стучусь в дверь. Старец открывает, благословляет. Входим в домик. Батюшка у меня спрашивает: «Чья память 20 декабря?» Я отвечаю, что не помню. Тогда о. Николай говорит: «Отца Иоанна Кронштадтского.» Ну, думаю, какой батюшка прозорливый, знает, что у меня в портфеле книга об отце Иоанне Кронштадтском, которую я читал в пароходе. Отец Николай продолжает: «Вот знаешь, батюшка, (хотя тогда я еще не был священником), говорят, что я - прозорливый. А ты поверь мне, что вот этот кот, знает больше меня». По физиономии кота - Липуни было заметно, что он остался весьма доволен словами старца о нем. считая их вполне справедливыми.
Батюшка меня покормил, побеседовали, почитали вечерние молитвы. Отец Николай постелил мне на полу, где я и проспал до утра. Утром встали, почитали утренние молитвы. Попили чайку, и я, испросив батюшкино благословение, отправился на пристань. Пришел пароход, на котором я благополучно вернулся в Псков, где в то время жил и служил диаконом в Троицком кафедральном соборе.
Рядом с собором стоит колокольня, в которой в 70-е годы жила монахиня Архелая. Захожу однажды навестить матушку. Речь зашла об о. Николае. Она мне рассказывает, что ей было очень тяжело, и она молитвенно обращалась к батюшке Николаю: «Отец Николай! Помоги мне! Отец Николай! Помоги мне...». И так несколько раз. Утром следующего дня батюшка приезжает в Псков, приходит к м. Архелаи, и с порога говорит ей: «Ну что ты меня просишь: отец Николай, помоги мне, отец Николай, помоги мне...».
Матушка очень удивилась этому, что за тридцать километров её «сигнал» дошел до старца и понудил его прибыть к ней.
Приезжая в Псков, батюшка обычно шел в Троицкий собор, где молился до конца литургии, стоя в конце храма. Затем мы с ним пешком шли в Епархиальное управление, где его всегда с честью принимал митрополит Иоанн (Разумов). После епархии шли на пристань, и о. Николай на «Заре» возвращался на свой обитаемый остров. Интересно, что батюшка всегда старался войти на катер последним, но ему всегда кто-нибудь «бронировал» место.
Наше общение со старцем длилось более 20-ти лет. Много часов мы провели с батюшкой в беседах. Он вспоминал, как плыл на лодке вместе с новомученгшком Российским митропо-литом Вениамином Петроградским на богослужение в с. Ремда Гдовского уезда. Батюшке было тогда 12 лет. Владыке Коленька понравился, и Он так сказал о нем: «хороший мальчик, взял бы я его к себе в Петроград, да не те времена», В следующем году митрополит был расстрелян (в 1922 г.).
Также, вспоминая гражданскую войну, батюшка говорил, что в их дом залетел снаряд, но по милости Божией не взорвался.
Со слезами на глазах и с глубокими вздохами о. Николай говорил о лагерных страданиях: «Батюшка, если бы ты знал, что там было - Ужас!» - «Нас туда отправили не для того, чтобы мы оттуда вышли живыми». Гоняли заключенных на лесоповал. Паек скудный, а норма по заготовке дроз приличная. Не справил¬ся с нормой, завтра паек не получишь, а на работу идти обязан. «Идешь утром в лес на работу по лесной дорожке - один упал, умирает; еще один падает - вот так было», - говорил батюшка, а у самого полные глаза слез. Отец Николай и в заключении не терял бодрости духа, и даже веселости (хотя, что это ему самому стоило'?). Этим самым он подкреплял и других не впадать в отчаяние. Кто сподоблялся, по Промыслу Божито, живым выходить из лагеря, то они очень благодарили будущего старца, говоря, что «если бы ты нас не поддерживал своим духом и веселостью, то мы бы живыми отсюда не вышли». Батюшка вспоминал, что в тюрьме встречался с епископом Борисом (Шипулиным). Владыка, глядя на Николая, говорил: «Вот цветок, только распустился - сорвали, растоптали». Вера и молитва юного Николая не посрамила его. «Подниму руки к Небу и молюсь: Небо! сжалься надо мной» - так рассказывал отец Николай о своих крестных страданиях в неволе.
Испытав на себе все прелести «социалистического рая», батюшка был очень осторожен. Проповеди в храме он в основном читал по книге, но иногда между строк, что-то добавлял свое, глядя в книгу. Он прекрасно знал, что много духовенства пострадало из-за проповедей, которые были расценены властями, как антисоветские.
Помню еще: батюшка играет на фисгармонии и поет духовный стих. По улице мимо окошек старца проходит человек. Отец Николай бросает играть и петь, пока человек тот не удалится на приличное расстояние от домика.
Батюшка часто шутил. Угощает, бывало, обедом за столом, старается порцию дать побольше, сахару в чай -до десяти ложек, а сам приговаривает: «ешъ, ешь, дорвался до чужого, так ешь полным ртом». Иногда просят его: «Батюшка, помолись за меня». Он отвечает: «Молюсь, молюсь, а как тебя зовут-то?»
Старец любил труд: участвовал в ремонте храма, сажал деревья - сам поливал, не давал даже в свой дом для него принести воды; пёк просфоры.... Многих людей также подвигал к трудолюбию.
Господь наградил батюшку живой верой и непрестанной молитвой. Часто было заметно, что он творит Иисусову молитву. Силу его молитвы я испытал на себе и не один раз. Один из примеров: У меня была серьезная проблема, и я зимой пешком от большака пришел по озеру к старцу. Он меня выслушал, затем встал и говорит: «давай помолимся». Батюшка становится на ко-лени на своей крохотной кухоньке; я за ним тоже. Несколько минут молитвы. Встаем с колен. Отец Николай меня благословляет, и я ясно в душе ощущаю, что моей проблемы больше нет. Слава Богу!
По благословению батюшки я принял сан священства, и отправился служить в храм Архангела Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского района. В этом храме крестили будущего Старца о. Николая, на кладбище, около храма, могила его отца Алексия. В 6-ти километрах от храма деревня Чудские Заходы, где родился батюшка. И дом, где он жил с родителями, стоял у дороги. В этом приходе я прослужил около девяти лет. Дважды старец приезжал к нам в гости на катере «Ракета», которая ходила по маршруту Псков — Тарту. Спал ли батюшка у нас, в церковном доме, не знаю, только когда часа в 4 утра я ненароком заглянул в отведенную для него комнату, то увидел следующее: батюшка в подряснике, как вкопанный, стоит около иконы Казанской Божией Матери весь погруженный в молитву....
Во время второго к нам приезда, о. Николай предложил мне вместе с ним и ещё одной благочестивой мирянкой съездить в Пюхтицкий женский монастырь, в Эстонию, на что я с радостью согласился.
Рано утром мы сели в с. Самолва на пришедший катер «Ракета», и на нем приплыли в г. Гарту. Из Тарту на такси (благо, в то время это было не так дорого) мы приехали к Пюхтинкому монастырю. Надо было видеть радость игуменьи Варвары и сестер! Батюшка всех благословлял, много шутил, хлопал сестер и по щекам и по лбу, при этом все веселились как дети. На ходу обучал сестер правильной Иисусовой молитве. В общем, визит батюшки к монахиням был для них большим праздником.
Вдвоем с о. Николаем мы пошли на источник Богоматери искупаться. От монастыря очень красивая, живописная, гористая дорожка к источнику. На одной из горочек корневая система деревьев очень замысловато переплелась на поверхности земли и в одном месте очень похожа на человеческий след. Батюшка мне и говорит: «Люди почитают этот "след" за стопочку Богородицы, а ты же видишь, что это природа, ну да ладно...».
Благополучно искупавшись в источнике Царицы Небесной, мы вернулись в обитель. Был приготовлен прекрасный обед со множеством заморских яств. К моему удивлению о. Николай и игуменья Варвара, почти ничего не ели. а вели журчащий душеполезный разговор. Мне же грешному было велие утешение.
Рано утром следующего дня мы отбыли из гостеприимной обители, на монастырской машине до Тарту, а там сели на «Ракету». Я, попрощавшись с о. Николаем, вышел на пристани «Самолва», а батюшка с сопровождающей, поплыли далее к Пскову, к своему острову.
Иногда батюшка громогласно провозглашал, что он умрет в 2013 году. Некоторые люди это слышали и до сих пор недоумевают, что он не дожил до этого срока, но он мне объяснял, что «многие думают, что в 2000 году наступит конец мира, а я их хочу переубедить таким вот «пророчеством».
Кстати, о. Николай был назван в честь блаженного Николая Псковского - это довелось мне от него слышать.
Необходимо сказать и об отношении отца Николая к Григорию Распутину. Батюшка имел о нем положительное мнение, но я считал и считаю это мнение ошибочным. Не надо думать, что святые и подвижники не ошибаются. Просто их ошибки и погрешности не могут повредить общему фону их богоугодной жизни. Без ошибок и без грехов - только Один Бог: Только Он и никто другой!
О Распутине оставили свои воспоминания люди хорошо его знавшие, дружившие с ним несколько лет, затем порвавшие с ним. Один из таких людей, митрополит Вениамин Федченков, упокоившийся в пещерах Псково-Печерского монастыря. В своих воспоминаниях о Распутине в книге «На рубеже двух эпох» владыка пишет: «В каждом человеке есть эта двойсвенность. была и осталась она и в Распутине, как в общей его природе, так и после прежней греховной жизни. Если допустить (а я допускаю) и факт прошедшего перелома в его сибирской жизни, нельзя все же забывать того, что изжить греховность свою - дело наитруднейшее. Самое трудное из всего в мире! И будь он в силе, находись он под хорошим руководством опытного духовника, так в молитвах и покаянии он достиг бы не только спасения, а возможно и особых даров Божиих. Но он подвизался без руководства, самостоятельно и преждевременно вышел в мир руководить другими. А тут еще он попал в такое общество, где не очень то любили подлинную святость, где грех господствовал широко и глубоко. Ко всему этому невероятная слава могла увлечь и подлинного святого человека. И соблазны прельстили Григория Ефимовича: грех оказался силен...
Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая душевная трагедия личная. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых». -Изд-во «Отчий дом», 1994 г., с. 137-138.
Отрицательное мнение о Распутине мною унаследовано еще с детства от моего покойного отца. Протоиерея Евгения Степанова, исповедника веры, отсидевшего определенный срок за верность Христу; и для меня важно ни очернить, ни убелить Распутина. Для меня важна только Правда.
Как-то Мы разговаривали со старцем Николаем о епископском служении, и батюшка в полушутку изрёк: «Лучше не родиться, чем быть архиереем». Появившееся на свет мнение о том, что батюшка был тайным епископом, считаю безосновательным вымыслом.
У меня от отца Николая осталось десятка два писем. Батюшка писал мне в Псков, когда я там жил. и на приход. Письма отражают смиренную и любвеобильную душу дорогого старца. Вот одно из поздравительных писем старца:
«Ваше Высокопреподобие о. Владимир с тружениками по храму Божию и прихожанами Вашего Духовного окормления! Всех Вас молитвенно поздравляем с Праздником Рождества Христова, Новолетия и Богоявления. По молитвам Вашего Небесного Покровителя Архангела Михаила, да хранит Ваши Боголюбия Сладчайший Создатель мира на долгие, долгие лета!!!...
С любовью о Сладчайшем Богомладенце Господе недостойные послушники и Богомольцы Вашего Иерейства - о. Николай, ин. Раиса и Анастасия с пташками.
Простите и благословите - 7 января 1990 года».
... Сижу за столом на кухоньке у батюшки, Угощаюсь чаем с пирогами. Старец очень постарел и измождён. Поговорив со мною несколько минут, он сказал, что устал, и пошел полежать. Полежав некоторое время, снова вернулся на кухню и сел на свой стул. Я же, видя батюшкину слабость, стал собираться уходить. Мы встали, помолились. Затем я обращаюсь к о. Николаю и прошу его: «Батюшка, благословите меня». Старец благословил меня своим пастырским благословением. Затем он говорит мне: «И ты меня, батюшка, благослови». И я, грешный, также осенил старца священническим благословением. Мы братски поцеловались, взаимно испросили прощения друг у друга. С грустью на сердце и со слезами на глазах я покидал благословенный дом старца. Больше нам видеться с ним на земле было не суждено. Через несколько месяцев его светлая, богопреданная душа ушла ко Христу - Богу, Которому батюшка был верен до смерти.
Царство Ему Небесное и Вечный покой! Его молитвами Господь и нас грешных да помилует яко Благ и Человеколюбец!
Аминь!

Великий пост. 2006 г

Царство Ему Небесное и Вечный покой! Его молитвами Господь и нас грешных да помилует яко Благ и Человеколюбец!

Комментарии участника: Б. Ольга (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 20 )
  
#20 | Б. Ольга | 20.07.2014 18:57
  
0
Сергий спасибо за прекрасную статью .Не обращайте внимание на замечания людей по поводу статьи .Мира и удачи вам .
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU