Приближается очередная годовщина Куликовской битвы.
В Куликовской битве, в ходе которой в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович одержал победу над крымским темником ханом Мамаем посвящено немало работ. Можно услышать, что на поле Куликовом был развеян миф о непобедимости золотоордынских ханов. Подобный вывод не имеет никакого основания. В Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович, будучи вассалом хана Золотой Орды, воевал с мятежным темником Мамаем, который рвался на трон Золотой Орды, не имея на этот трон никаких прав. Практическое значение Куликовской битвы было ничтожным. Через два года хан Тохтамыш нападет на Москву, а Дмитрий Донской отправит своего сына Василия в Орду заложником…
В событиях, связанных с битвой на поле Куликовом, всегда упоминается имя князя Олега Рязанского. Князь Олег Рязанский — одна из самых загадочных фигур российской истории. Названный московскими историками изменником, Олег Иванович всегда почитался рязанцами как патриот и мудрый правитель.
До революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых. Им было отказано. Как известно, в июне 1988 г московский князь Дмитрий Иванович Донской был причислен Поместным Собором РПЦ к лику святых. Казалось бы, что можно было бы вспомнить и об Олеге Ивановиче. Однако, и на этот раз имя князя Олега не попало в число святых, хотя в ходе подготовительных работ к прославлению Собора рязанских святых имя князя Олега было включено в число святых.
Спор между Дмитрием Донским и Олегом Ивановичем принадлежит истории. Что же мешает РПЦ включить в число святых имя Олега Рязанского, игнорируя его высокий уровень уважения на Рязани?
Если Олега Рязанского можно в чем-то упрекнуть, то и Дмитрия Донского, который, как известно, активно вмешивался в церковные дела, тоже есть в чем упрекнуть – злоупотребления светской власти по отношению к церковной зарождались именно при Дмитрии Донском..