Памятник святой в центре города?

4
18 мая 2014 в 12:15 8510 просмотров 11 комментариев
В апреле 2009 года в г. Краснодаре был открыт памятник Великомученице Екатерине, которая является покровительницей города. Если я не ошибаюсь, то памятники святым – это католическая традиция.
Не является ли памятник Святой Великомученице Екатерине нарушением православных традиций?
После принятия Русью христианства, принявшие новую веру люди, скидывали изваяние Перуна. Они не позволили себе, свергнув Перуна, поставить на его место Христа. Все силы своей души Русь отдала иконе.
Не стоит забывать, что, после ПетраI, который отменил патриаршество, заменив его протестантским Синодом, ЕкатеринаII, воспитанная в духе протестантизма, нанесла очередной удар по православной церковной эстетике, заменив старые намоленные иконостасы на новые.
…В Киеве, на крутом берегу Днепра, стоит памятник князю Владимиру, видному государственному деятелю Руси, с именем которого связано приобщение к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. Памятник князю Владимиру был установлен в том месте, где когда-то происходило крещение русского народа. При установке памятника, хотя памятник был согласован с Николаем I, произошла непредвиденная задержка. Когда киевский генерал-губернатор кн. Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: «негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы». Если князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, стал персонажем многочисленных былин так называемого киевского цикла, как мудрый и справедливый политик, то св. Екатерина не имеет ни какого отношения к истории Краснодара. Если же православные Краснодара пожелали поставить памятник св. Екатерине, то почему не поставить его за оградой одной из краснодарских церквей? Зачем же ставить памятник святой в центре города?

Комментарии (11)

Всего: 11 комментариев
  
#1 | Троицкий Рувим »» | 18.05.2014 13:13
  
0
+ Если я не ошибаюсь, то памятники святым – это католическая традиция.+
Ошибаетесь, ибо первую скульптурную Икону Иисуса Христа воздвигла в Его Честь евангельская кровоточивая, в Благодарность за полученное ею Чудесное Исцеление. В Православии известны с древнейших времён и чудотворные скульптурные Иконы Александра Невского, Николая Чудотворца и других Святых Угодников Божиих.
Святой Благоверный Великий Княже Александре (в Схиме Алексий), моли Бога о нас!
Святая Икона же, размещённая в городской среде, превращает её в Храм Божий.
Мир Вам!
#2 | Валерий »» | 18.05.2014 15:05 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Об иконах Андрея Рублева хорошо известно. Можно узнать: а когда появились первые скульптурные иконы? Во всяком случае, митрополит Киевский Филарет не воспринял памятник князю Владимиру как скульптурную икону. Как говорил апостол, вера без дел мертва есть. Исторические личности причислены к лику святых за свои дела. Памятники Александру Невскому надо рассматривать, как памятники исторической личности, а не как к святому.
  
#3 | Троицкий Рувим »» | 18.05.2014 15:42 | ответ на: #2 ( Валерий ) »»
  
0
Первые скульптурные (чеканной работы из золота) Священные Изображения Херувимов (Высших Ангелов)
над крышкой Ковчега Завета Во Святое - Святых Господь Бог через Моисея Повелел изготовить Веселиилу, как о том Свидетельствует Библейское Повествование (см. Исх. 25, 18 - 22). Так что известно доподлинно и имя первого Иконотворца (см. Исх. 31. 1 - 11) и его помощника: Аголиав.
Митрополит Филарет допустил ошибку, как и свойственно всем людям, кроме Христа Иисуса, Благословенного во Веки со Безначальным Отцом и Святым Благим и Животворящим Духом. Восприятие же Священного Изображения как памятника, или как Святой Иконы зависит от взирающего на Неё: очами Веры ли таковой Зрит Образ Божий, или как - то иначе...
Андрей Рублёв
#4 | Валерий »» | 18.05.2014 16:49 | ответ на: #3 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Позвольте уточнить вопрос: когда на Руси появились первые скульптурные иконы?
Можно уточнить: какую конкретную ошибку допустил митрополит Филарет?
Между прочим, протестанты, которые выкидывали из церквей иконы и картины, руководствовались принципом «Soli Scriptura!» — «Только Писание!»
  
#5 | Троицкий Рувим »» | 18.05.2014 17:25 | ответ на: #4 ( Валерий ) »»
  
0
Точных дат я для Вас назвать не могу. Только помнится мне приходилось читать а Церковной литературе о старинной резной из дерева скульптурной Иконе Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (в Схиме Алексия), Которую Господу Богу было Угодно Прославить многими чудесами.
Митрополит Филарет, если он действительно говорил приведённые Вами слова, допустил ошибку, назвав Святую Икону "идолом".
О протестантах же и подобных им лжецах, Истинно Говорит Иисус Христос - Воскресший Царь и Бог наш в Откровении о Неумытном Суде Своём:
О ДРУГИХ ЕРЕТИКАХ И ОТПАВШИХ, О ИКОНОБОРЦАХ

Потом схватили святые Ангелы от левой стороны великий полк и привлекли к Судилищу: еретиков, иконоборцев и других им подобных, поклонявшихся бездушным и дикообразным идолам. Как псы они друг друга грызли. Они лжи учили, что Господь Сын Божий Плоть принес с небес, а не Заимствовал ее от Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Иконоборцы истребляли Пречистое Изображение Божией Матери и Святых Угодников, и Ангелов Божиих. Господь грозно посмотрел ни них и обличил их в их заблуждениях, Говоря: Сам сатана научил вас истреблять и попирать Святые Мои Изображения. Безумцы вы, неужели не могли уразуметь, что Честь, воздаваемая Изображению Моему, Принимается Мною, как оказываемая Мне Самому. Я сам Благоволил еще при Моей земной жизни, чтобы честь воздавалась Моему образу. А по сему Я послал Мой Нерукотворный Образ князю Авгарию.
Спаситель
От Него и от Образов Пречистой Моей Матери совершались бесчисленные чудеса. Безумные и слепые, вы изображения своих земных правителей почитаете и достойную честь им воздаете. А Мой Образ уничтожили и обесчестили. Идите же в муку вечную к учителю своему сатане.
И начали ввергать их Ангелы в бездну огненную. Они горько рыдали и волосы на головах своих рвали, проклиная свое заблуждение и, как олово, погружались в пламя пылающее.

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_5/topic_2713/
Если бы протестантствующие в самом деле Чтили Писания, то Почитали бы и Священные Изображения (Святые Иконы). Ибо Писания также Свидетельствуют о Истине Иконопочитания, Устанвленной Самим Господом и в Ветхом (см. Исх. 25, 18 - 22) и в Новом Заветах. Так что они безответны пред Богом...
Сурок
Библейский Сюжет
#6 | Валерий »» | 18.05.2014 18:13 | ответ на: #5 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
Для меня точных дат называть не надо. Но если Вы утверждаете, что памятники святым – это не только католическая традиция, но и православная традиция, что скульптурные иконы были и на Руси, то докажите это. Вы же говорите об ошибке митрополита Филарета.
А «ошибка» митрополита Филарета говорит только об одном - на православной Руси отсутствовала традиция устанавливать памятники святым.
  
#7 | Троицкий Рувим »» | 18.05.2014 18:40 | ответ на: #6 ( Валерий ) »»
  
2
Традиция - это всего лишь традиция, а никак не Спасительный Догмат Святой Церкви, анафематствовавшей иконоборчество, как погибельную ересь. Хотя и традиция такая в Святой Православной Церкви существует с самых первых времён Христианства, как о том говорилось Вам в предшествующих комментариях.
Рекомендую Вам также научиться проводить неоценимое время Богодарованной Жизни в Непрестанной Молитве, соединённой с Богомыслием в Истине. Ибо исследуя одно за другим, я не нашёл более плодотворного, приятного и утешительного времяпровождения. Безконечные же споры и прекословия всегда вырождаются в пустопорожнюю болтовню, которая есть беззаконие.
Всякий, кто от Истины, слушает Слово Истины и соблюдает Его, Любя Своего Создателя, Спасителя и Премудропромыслителя, Которому Слава, Честь И Поклонение в Духе и Истине подобает в безконечные Веки. Аминь!!!
††† (Троеперстное Крестное Знамение)
#8 | Валерий »» | 18.05.2014 19:08 | ответ на: #7 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Спасибо за рекомендации. А я посоветую Вам вспомнить историю христианства.
Средневековая Испания добилась больших успехов в борьбе с еретиками. Расплатилась же она годами экономической отсталости.
Кардинал Ришелье, решая государственные проблемы Франции, отстаивал идеи свободы вероисповедания, хотя и занимал в католической церкви важный пост. Решительно пресекая попытки гугенотов сформироваться в политическую парию, он не преследовал гугенотов по религиозным мотивам. После смерти кардинала гугеноты были изгнаны из страны, и восторжествовала католическая вера. Великую Французскую революцию совершили правоверные католики. За победу этой революции французы заплатили тысячами жертв гильотины. Определенная доля протестантской «ереси» французам явно бы не помешало.
500 лет тому назад в России запылали костры. Жгли еретиков. В русском православии победили те, кто отвергал диалог с еретиками и считал, что их необходимо «жечи и вешати». Однако идеи тех, кто считал, что необходимо «молиться о врагах истины» не исчезли бесследно. Идеи постоянного поиска правды были характерны для заволжских старцев. На рубеже 19-20 веков новое религиозное возрождение пыталось осмыслить идеи нестяжателей, но большевистская революция прервала этот процесс. Создав религию без Бога, большевики начали новый этап борьбы с еретиками. Нынешние православные большевики готовы продолжить войну с еретиками…
  
#9 | Троицкий Рувим »» | 18.05.2014 19:53 | ответ на: #8 ( Валерий ) »»
  
3
Аз Есмь Свет
Спасибо и Вам за Веру и Любовь! Да Сохранит Преблагий Господь всех Православных Христиан в Единомыслии Истины и Любви. И всех заплутавших впотьмах да Просветит Светом Своим Присносущным. Аминь!
#10 | С. Александра »» | 08.03.2017 21:21 | ответ на: #2 ( Валерий ) »»
  
0
Нужны ли памятники святым?
Является ли скульптура моленным образом, или это просто памятный знак, свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице, рассуждает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА

Вопрос о скульптуре в Православной Церкви непростой. Развитие церковного искусства на Востоке имело свою определенную логику. Оно
ыросло на почве античной культуры, в которой статуи были чрезвычайно широко распространены, потому что красота человеческого тела считалась эталоном совершенства и верхом природной красоты.

«Человек — мера всех вещей», — провозглашали античные философы, понимая под этим не только разум и душу человека, но и его тело. Кредо античного человека: «В здоровом теле — здоровый дух». Правда, другие философы утверждали, что тело — это темница для души, и душа рвется из тела, как птица из клетки. Но обойдя обе эти позиции, одинаково далекие от библейского Откровения, христианство провозгласило человека как единство духа, души и тела.

Согласно апостолу Павлу, тело есть храм духа («Разве вы не знаете, что вы — храмы, живущего в вас духа», 1 Кор. 3:16). Но храмом тело становится только благодаря Богу, Который и вдыхает в человека дух. И потому пишет апостол: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор.4:7). Конечно, физическое тело тленно, оно рано или поздно должно уступить место телу духовному: «сеется тело душевное. Восстает тело духовное» (1 Кор.15:44). Не прославляя тело, как это делала античность, христианство не отказывается от телесности: «Душе грешно без тела, как телу без сорочки…», писал Арсений Тарковский. Но христианству чужда плотскость.

На этом основании уже в христианском искусстве происходит отказ от круглой скульптуры, остается лишь плоский рельеф, но главным жанром становится икона. Иконописное изображение сформировалась на основе античного портрета, из которого постепенно изгонялась иллюзорность и натурализм, а предпочтение отдавалось символическому изображению. Стремление к плоскостности, и в пластике, и в живописи происходило ради передачи, прежде всего, внутреннего содержание человека — духа и души.

В раннем христианстве, правда, были почитаемые скульптурные изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский (IV в.) упоминает о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф.9:20-23). Сохранились упоминания о скульптурах апостолов Петра и Павла. В катакомбах встречается скульптурное изображение Христа – Доброго пастыря с овечкой на плечах.

Но все же скульптура для христиан ассоциировалась с идолопоклонством, и потому была под подозрением. Постепенно, по мере того, как Церковь уточняла догматические позиции, оформляя свою веру словесно, происходил и строгий отбор изобразительных средств, и, в конце концов, христианское искусство на Востоке отказалось от скульптуры в пользу иконописного образа.

Русь крестилась в Х веке, восприняв от Византии вместе с верой богатейшее наследие христианской культуры. Для русских, как когда-то и для первых христиан, скульптуры воспринимались как языческие идолы. «Повесть временных лет» описывает, как в Киеве, только что принявшие крещение горожане скидывали изваяние Перуна в Днепр. Было бы странно, если бы свергнув Перуна, на его месте они стали воздвигать другие изваяния, хотя бы и дав им имя Христа. Все силы своей молодой души вновь просвещенный светом Христовым народ отдал иконе. И в первом же поколении принявшая христианство Русь переживает величайший взлет иконописи, мозаичного и фрескового искусства.

Тем не менее, в Киеве, на берегу Днепра, на том самом месте, где когда-то князь Владимир крестил киевлян, стоит памятник — великолепное каменное изваяние Крестителя Руси.


За сто лет все привыкли к нему, а его возведение было связано чуть не со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор кн. Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: «негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы».

Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим не только на площадях городов, но и возле монастырей: преп. Сергия у Троице-Сергиевой Лавры, преп. Саввы Сторожевского рядом с его обителью в Звенигороде, преп. Иосифа Волоцкого у стен Волоколамского монастыря. В Ярославле памятник свв. Петру и Февронии, в том же городе поставлено скульптурное изваяние Св. Троице (!!!) Примеры можно множить.

Памятник Св. Петру и Февронии, г. Екатеринбург

Но неизбежно встает вопрос: как относиться к скульптурному изображению святого? Можно ли его почитать наравне с иконой? Является ли скульптура моленным образом? Или это просто памятный знак: свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице?

Прежде чем ответить на эти вопросы, посмотрим, сначала, каковы истоки скульптуры. Традиция круглой скульптуры пришла в Россию из Европы. Христианство на Западе развивалось иначе, чем на Востоке.

В V-VI вв. на Римскую империю обрушились варвары — гунны, готы, аланы, германцы, они разрушили античную культуру, а когда обосновались на новых территориях и стали строить свою культуру, за образец они взяли именно античность, Рим.

И потому Римская Церковь от скульптуры не только не отказалась, но, напротив, активно развивала, чтобы именно через телесность свидетельствовать о подлинности Боговоплощения и реальности страданий Спасителя. Это хорошо видно в средневековых Распятиях, в готических порталах, в статуях святых. Уже в каролингский (VIII-IX вв.) и романский периоды (X-XI вв.) в западных храмах появляются статуи святых, к которым верующие относятся как к моленному образу.

В готический период (XII-XIV вв.) искусство скульптуры достигает невероятного мастерства и совершенства, вместе с тем телесная красота не всегда здесь превозносится, порой готические мастера гипертрофируют человеческое тело, чтобы показать, например, страдания Господа или сверхусилия мучеников и аскетов, молитвенную жизнь подвижников. Но при всем натурализме, видно, что художники руководствуются глубокими богословским идеями, стремятся передать дух и учение Церкви.

На Востоке никогда к таким средствам не прибегали, напротив, здесь всегда стремились уйти от аффектации, возбужденного воображения, страстности. Восточные люди, в том числе и славяне, и так достаточно чувствительны и возбуждаемы, образ должен их умиротворять и гармонизировать. На средневековом Западе люди были грубы и просты, им нужно было потрясение, чтобы они поняли, что претерпел Господь за каждого из нас. Не случайно по улицам средневековых городов ходили флагелланты, бичевавшие себя во исполнение обета покаяния и приобщения к страданиям Господа.

Западное искусство во многом ориентировано на воображение человека: готические распятия с нарисованными красной краской кровавыми ранами Христа должны были потрясти молящегося, чтобы его сердце сокрушилось и покаялось, а изображенный молящихся святых должны вознести душу созерцающего к небесному престолу. Постепенно Европы перестала быть варварской, стала утонченной, рафинированной, интеллектуальной. Но стремление к визуальной доказательности, к наглядной убедительности остается (это видно даже на современной рекламе).

В эпоху Возрождения в европейском искусстве происходит отход от каноничности и символизма в искусстве, художники стремятся в живописи передать красоту окружающего мира, а в скульптуре — красоту человеческого тела, героизм, пафос, величие. Искусство теряет связь с богословием, но не перестает быть декларацией идей. Но так любимое бывшими варварами античное наследие все более выявляло противоречия между христианским и языческим, что, в конце концов, привели к взрыву — к Реформации.

В XVI в. европейский мир раскололся на Север и Юг — на протестантов и католиков. Протестанты с иконоборческим пафосом выбрасывали из церквей иконы, картины, скульптуры, вдохновляясь Лютеровским лозунгом «Soli Scriptura!» — «Только Писание!». Они отказывались от визуального искусства, от чувственных образов, от всего, что может поколебать душу.

В католических же странах, напротив, лозунгом становится «Soli Gloria Dei!» — «Все для славы Божьей!». И как стиль контрреформации на сцену выходит барокко (от слова «причудливый, изощренный»), стиль предельной визуализации, непредсказуемой фантазии и невероятной энергетики. Барокко вновь обратило человека от земли к небу. Многочисленные статуи наполняют католические храмы, они пытаются передать духовное состояние человека, причем в момент молитвенного экстаза, когда душа соприкасается с божественной реальностью и восхищается в иной мир.

Складки одежд святых развиваются словно от ветра, жестикуляция энергична, позы и ракурсы самые неожиданные, глаза возведены к небесам, губы, кажется, шепчут слова молитв. Это уже не наивная попытка достучаться до грубого сердца, а активное вовлечение зрителя в экстатическое состояние, психическая атака на него.

Дж. Л. Бернини. Трон Петра в Соборе Святого Петра, г. Рим

Нет ничего более далекого от православного понимания образа, чем барочная скульптура, в которой нет места тишине, бесстрастию, безмолвию, той исихии, о которой говорили св. отцы как идеале предстояния перед Богом. Тем не менее, в кон. XVIII- нач.XVIII вв. в русских храмах появляются скульптурные изображения. Так, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (строился с 1818 по 1858 г.) украшают снаружи и внутри скульптуры Христа, апостолов, святых.

Ангелы Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Скульптор И. Герман

Скульптуры — деревянные, бронзовые, каменные — наполняют не только столичные храмы, но и провинциальные.

Это, прежде всего, Распятие с предстоящими, где мы видим натуралистическое изображение мук Спасителя, гримасы боли на Его лике, капли крови стекающие из-под тернового венца. Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов изображаются порой в театральных позах, с воздетыми к Кресту руками, с возведенными к небу глазами, складки их одежд развиваются. В это же время получает распространение образ «Христос в темнице» («Полуночный Спас»), изображающий сидящего Спасителя в терновом венце с рукой у щеки в знак страдания. Считается, что это традиция северная, обычно ее выводят из Перми. Возможно это и так, можно предположить, что древние, еще дохристианские традиции Пермского края повлияли на появление такой скульптуры. Но тогда еще сильнее звучит вопрос: нет ли в этих скульптурах отголосков язычества?

Появление скульптуры «Христос в темнице» имеет и другое объяснение. По историческим источникам известно, что такие скульптуры Петр I привозил из-за границы. Одну такую статую он подарил, например, в Рязань.

Размышляя о традициях скульптуры, нельзя не вспомнить и древнерусские образы свт. Николая Мирликийского, известные с в изводах «Никола Зарайский» и «Никола Можайский» (первый изображается с Евангелием, второй — с мечом и храмом), образы св. Параскевы Пятницы, Св. Георгия и др. Такие изображения известны на Руси с XV в., а может и ранее. Известно даже имя прославленного мастера таких резных образов — Ермолин, его образы украшали Спасскую башню Московского Кремля. Но это не круглая скульптура, а плоский деревянный рельеф, как правило, раскрашенный, что приближает такие изображения к иконе. Можно сказать, что это резная икона. Традиция резных икон хорошо была известна еще в Византии. Известны, например, рельефные иконы Влахернской Божьей Матери.

Но и тут есть западные истоки: образ свт. Николая Можайского восходит к скульптурному образу свт. Николая Барийского (Бари — город в Италии, где покоятся мощи св. Николая). Связи Руси с Италией активизируются во второй половине XV в., особенно после хождения русских на Флорентийский собор (1438-1439 гг.). Итальянские зодчие приезжают работать в Россию, они отстраивают Московский Кремль и его соборы, а русские люди посещают святые места в Италии, в том числе и Бари. И поскольку любовь православных велика к свт. Николаю, то копии статуи в Барии появляются и в России, конечно, не в виде круглой скульптуры, а в виде рельефа.

В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни.

Мастер Амвросий. Икона-складень. 1456 г.

В XVIII-XIX вв. популярность приобрели резные фигуры св. Нила Столобенского. Но все эти скульптурные произведения стремились к иконной плоскости, не подчеркивали телесность человека, выявляя через пластику духовное содержание образа. Доля таких изображений в общей массе священных образов была невелика, более привычной для русского православного человека оставалась писанная икона. Так было вплоть до XX в. Даже в Синодальный период, когда западные художественные стили господствовали в церковном искусстве, скульптура имела очень ограниченное распространение.

В постсоветский период церковная культура интенсивно возрождается, восстанавливаются храмы, возвращаются святыни, причисляются к лику святых новые мученики и подвижники. И на этой волне мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной, это скульптурные изображения святых.

Одним из инициаторов этого процесса еще в поздние советские годы стал скульптор Вячеслав Клыков. Его работы — свв. Кирилл и Мефодий на Славянской площади в Москве, св. вмч. Елизавета Федоровна в Марфо-Мариинской обители, памятник преп. Сергию Радонежскому в Радонеже, памятник княгине Ольге в Пскове и др.

Памятник св. Елисавете Феодоровне в Марфо-Мариинской Обители милосердия, г. Москва. Фото Е. Степановой

Убежденный националист и защитник всего русского и славянского, Клыков в своем искусстве оказался проводником западной католической традиции, не отдавая себе отчет в этом.

Можно вспомнить более ранний пример: памятник Андрею Рублеву скульптора O.K. Комова, установленный в 1985 г. в сквере перед воротами Спасо-Андроникова монастыря (Музея им. Андрея Рублева).
Памятник Андрею Рублеву перед входом в московский Спасо-Андроников монастырь. Скульптор Олег Комов

Правда, здесь подчеркивается образ Рублева, прежде всего, как иконописца, и не возникает вопроса об отношении к нему как образу преподобного, прославленного Церковью. Тогда как у Клыкова скульптурное изображение мыслится не столько как памятник, сколько как образ для почитания.

Совсем недавно в Манеже проходил конкурс проектов памятника патриарху Гермогену. Памятник будет установлен в Александровскому саду. Как будут воспринимать его москвичи и гости столицы: как памятник или как сакральное изображение, ведь изображается-то святой, мученик?

Сама по себе традиция ставить памятники великим людям, конечно, неплоха. Еще в древнем Риме ставили статуи императорам-победителям, были статуи философов. В России эту традицию активно внедряла Екатерина II, поставив памятник Петру — знаменитый медный всадник. В Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором И. Мартосом. Можно вспомнить памятник тысячелетия России в Новгороде и памятники Пушкину, Гоголю, Достоевскому в Москве и других городах. Это знаки исторической памяти, и они напоминают потомкам о славе и величии предков.

Но как быть со святыми? Нуждаются ли они в таком прославлении? Безусловно, святые тоже были историческими личностями, и в этом смысле очень важно, чтобы память о них выходила за церковную ограду. Памятник святому, стоящий на площади города или в центре парка, может быть, привлечет к себе внимание и напомнит «Иванам, непомнящим родства», кто мы. Но здесь важно не переборщить, не сделать из святого наглядную агитацию. Известно, что в первые годы советской власти по приказу вождя пролетариата был разработан «План монументальной пропаганды», к которому привлекались художники, а особенно скульпторы. По этому плану во всех городах на улицах и площадях следовало ставить памятники вождям революции: Марксу, Энгельсу, Робеспьеру, Дантону, Герцену, местным героям. В первое десятилетие после революции страну просто наводнили такими памятниками. Хорошо, что время было бедное, нормальных материалов не хватало, скульпторам приходилось работать не с камнем, а с гипсом. И гипсовые изваяния через несколько лет под дождем и снегом просто разрушились. Зато из прочных материалов ваяли памятники Ленину и Сталину, и от этих изваяний мы не можем освободиться по сей день.

Когда беспристрастно смотришь на наше время, то видно, что активность по насаждению православных памятников весьма напоминает ленинский «План монументальной пропаганды». Безусловно: воспитательное значение искусства велико. Скульптура, как вид искусства наиболее телесно осязаемый, иллюзорный, как правило, возникал именно там, где нечто декларировалось, где нужно было обозначить незыблемость принципов: варварам показать наглядно раны Христа, а рациональному уму явить чудо.

Наша страна находится в состоянии близком к варварскому, и чтобы пробиться к закрытому и черствому сердцу, к непросвещенному верой разуму, возможно, и нужны сильнодействующие средства — наглядность и доходчивость образа, сходство его с окружающей действительностью, внешняя красота, возвышенный пафос.

Но все нужно делать с умом. В православном храме скульптура вряд ли уместна, она чужда ему по духу, а вот рельефные иконы вполне могут быть там. Напротив, в городской среде круглая скульптура воспринимается нормально, она работает в пространстве, а икона или плоский рельеф потеряются, ибо они «не от мира сего». Все попытки вывешивать баннеры с иконными образами на фасады домов доказали, что моленный образ сразу воспринимается как реклама, а это граничит с кощунством.

Скульптура хорошо себя ощущает в выставочном зале, поэтому мелкая пластика, даже круглая, на христианские темы на выставке более чем уместна. Но в любом случае, художникам, работающим с церковными темами и образами, нужно быть предельно осторожными: образ должен соответствовать месту и времени, своему назначению и раскрывать большую реальность, чем он сам.

И последнее: очень странно видеть, как памятники святым освящают. Словно, этим действием можно придать скульптуре благодать и святость большую, чем том, чей образ она представляет. Ничто не мешает скульптору выразить свою веру, свой творческий импульс или богословскую мысль в круглой скульптуре, но надо помнить, что язык должен быть адекватен теме и образу. Святые ждут молитвенной памяти, а не площадной славы. А новые традиции следует вводить очень осторожно.

Ирина ЯЗЫКОВА http://www.nsad.ru/articles/nuzhny-li-pamyatniki-svyatym
  
#11 | Троицкий Рувим »» | 09.03.2017 04:00
  
0
Торжество Православия
Заключительный орос Седьмого Вселенского Собора, прочитанный и принятый на 7-м общем заседании (13 октября), имел такой вид:

И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.
   Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
    подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.
   Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним
   и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.
   Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.
   Вот таково учение святых отцов наших, т.е. предание кафолической церкви, от конца до конца земли приявшей евангелие.
   Осмеливающихся же иначе думать или учить или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение или отвергать что-нибудь из посвященного церкви, Евангелие или изображение Креста или иконное живописание или святые останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической церкви преданий или давать профанное употребление священным сосудам или святым монастырям постановляем:
   если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения.


Подписав протокол, отцы восклицали: «Такова наша вера, таково учение апостолов! Анафема не примыкающим к нему, не чтущим икон, которые они называют идолами и обвиняют за них христиан в идолослужении. Многая лета императорам! Вечная память новому Константину и новой Елене! Да благословит Бог их правление! Анафема всем еретикам, Феодосию – лжеепископу Ефесскому, Сисинию Пастилле и Василию Трикокаву. Анафема Анастасию, Константину и Никите, которые были последовательно патриархами Константинополя. Они суть Арий II, Несторий II, Диоскор II! Анафема ересиархам Иоанну Никомидийскому и Константину Наколийскому! Вечная память Герману (Константинопольскому), Иоанну (Дамаскину), Георгию (Кипрскому) – этим героям истины!»
Ангел-Хранитель
Ангел Божий говорит также:
- Бог Помилует всех, кроме дураков.
- А кто такие дураки ? – спросил я.
- Дураки – это те, для которых нет ни одной Иконы – продолжил Ангел Господень: Ведь и Солнце, Луна и Звёзды – метафорические Богосозданные Иконы, и Человек – Образ Божий, значит Икона, по – гречески - Образ и Изображение. Подобно Сему и Живописные и Скульптурные Священные Изображения Созданные Духом Святым по Воле Божией, как и в Ветхозаветном Храме По Повелению Господню Были Священные Изображения Херувимов (Высших Ангелов) на Завесе Храмовой, Дверях и над Крышкой Ковчега Завета, Изготовленные Первым Библейским Иконотворцем Веселиилом, как Сказано было ему через Моисея.
- Дураки злостные – дураки навсегда – завершила Пресвятая Богородица.
Царь На Коне
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites