12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева

Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых
Иллюстрация: Евгений Тонконогий

1 ЧАША. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.

2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.

3 БОГ ОТЕЦ. По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.

4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).

5 СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).

6 ДЕРЕВО. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.

7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.

8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.

9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.

10 БОГ СЫН. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».

11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.

12 ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.
Круговая композиция

«Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства.

Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».

В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.

Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

Павел Синичкин

Андрей Рублев
Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 — Принял монашество под именем Андрей .
1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).
Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 — Причислен к лику святых.

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/article/193318/

Комментарии гостей (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 4 )
#2 | Александра52 »» | 17.01.2014 07:16
  
5
Икона Андрея Рублева «Троица», догматика, история

В этой статье мы взяли на себя нелегкую задачу, объяснить, для тех, кто хочет купить икону, насколько важен символический язык изображения. Нужно говорить о совсем необычных вещах и важно объяснить это простым языком.

Начнем с того, что уже со времен Киево-Могилянской Академии изучение православной догматики в духовных школах было поставлено на рельсы схоластики. Это способствовало формированию законнического мышления и фарисейских стереотипов.

Конечно, правильно изучать догматику на основе реальных древнегреческих текстов Святых Отцов. Вероятно, филологи согласятся с тем, что разница значений терминов и глубина мысли первоисточников и переводов - колоссальны.

Как известно, Седьмой Вселенский Собор утвердил равнозначность исповедания веры как словами, так и изображением, то есть иконой. Это были не просто высказывания. Так, в Иконе мы получили универсальный язык для передачи основ догматики.

Еще более интересным оказывается то, что язык иконы таинственен и сокрыт от тех, кто не достоин знать тайны нашей веры. То есть это язык сакральный.

Наверное, одним из величайших достижений русского духа, явялется икона Андрея Рублева «Троица». «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

По этому поводу написано огромное количество научных работ. И ни в одной из них вы не найдете того, что услышите сейчас. Мы не стесняемся сказать, что полемика искусствоведов проходит мимо главного... Она, по сути дела, сводится к спорам о том, какой ангел - каким из Лиц Троицы является.

Обратимся сразу к иконе и взглянем на нее с исторической точки зрения.

Интересно заметить, что Андрей Рублёв (около 1340/1350 — 17 октября 1428) жил в эпоху татарского ига. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Величайшие потрясения Руси отодвинули на второй план подлинный исторический контекст написания иконы - полемику с католичеством, а именно, учением о filioque - исхождении Духа от Отца и Сына. Логика филиокве строится на утверждении: что в Боге не противопоставлено, то не может быть различно. В результате этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение (т. н. исхождение от Сына), что усугубляет тринитарную проблему (каким образом мыслить в Боге одновременно троичность и единство, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому). Филиокве смещает акцент в сторону единства, которое начинает превалировать над троичностью.

Дух полемики требовал определенного и краткого ответа, поэтому Андрей должен был решить необычную задачу, передать сверхмирное единство Троицы в отношении к ипостастным свойствам Лиц. Оказывается, икона представляет собой догматический трактат на эту тему! Художник выразил, а точнее, зашифровал ни много - ни мало, сами ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы и единство их природы.

Три Лица Святой Троицы изображены в качестве трех Ангелов, восседающих за единым престолом. Левый ангел - Отец, средний - Сын, правый - Дух Святой. За Отцом изображено здание - образ Его домостроительства, за Сыном - крестное Древо, образ Спасения. За Духом - гора, образ Его действия в мире.

Сами позы и наклон головы Сына и Духа показывают их подчинение Отцу, а единый уровень и престол символизируют равное достоинство.

Крылья ангелов Отца и Сына - перекрываются, перехлестываются, налагаются одно на другое, это хорошо заметно на иконе. Здесь выражено их отношение: Сын - рождается от Отца. Это Его ипостасное свойство, тайна, которая не может быть объяснена более подробно.

Интереснее всего изображение ангелов Сына и Духа. Крылья этих ангелов очень тонко и аккуратно, скажем даже - филигранно, и в то же время незаметно (!), разделены копием Сына. Они не перекрываются и не пересекаются. Разделены и крылья - и нимб Духа, который тонко, еле заметно, отделен копием или же тростью. Этим и выражено догматическое определение, Дух от Сына не исходит. У Сына и Духа нет дополнительного взаимного отношения!

Еще многое можно сказать об этой иконе, о позах, цветовых решениях, пропорциях. Это не наша цель. Мы хотели лишь указать на догматический язык иконы, который никто не понимает, что крайне прискорбно. И действительно, за десятки лет изучения мы не встретили ни одного списка с Троицы, где был бы правильно передан догматический язык прп. Андрея Рублева. Вот это удивляет! Что значит потеряна Традиция! - Утрачен сам язык.

Итак, икона - это символ нашей веры и наше исповедание. Если вы будете покупать икону, то вы исповедаете свою веру. Так что, если корпорация Софрино в России или иконописец в монастыре исповедует filioque, то не торопитесь соглашаться с ним. Потому что тысячи святых отдали свои жизни и приняли мученическую кончину за этот догмат нашей веры.

Давайте совершать наше спасение "...со страхом и трепетом...", а не с дерзким доверием уму.
http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=996
#4 | оля »» | 20.04.2014 06:55
  
1
спасибо.вьї так тщательно описьїваете каждую деталь.но не подготовленному чел.все равно тяжело осознать всю єту информацию.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites