Ефрем Филофейский - Апостол Америки




ЕФРЕМ ФИЛОФЕЙСКИЙ - АПОСТОЛ АМЕРИКИ



Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.
Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его духовного отца. Он возродил обитель Филофей на Афоне, а после этого за короткий срок создал на Американском континенте девятнадцать монастырей, которые стали духовным оазисом для жаждущих благодати Божией американцев. Сейчас старец Ефрем постоянно проживает в основанной им обители Святого Антония в Аризоне (США) и творит непрестанную молитву о своих духовных чадах и спасении всего мира.
Издательский Дом «Святая Гора» опубликовал уникальный сборник проповедей и бесед старца Ефрема Филофейского. Книга, получившая название «Искусство спасения», стала квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Наставления отца Ефрема – это настоящее опытное богословие – старец не теоретизирует и не философствует, а рассказывает о том, что было открыто ему на вершине его духовного опыта в результате многих лет непрестанных подвигов и духовной борьбы.
Большая часть из проповедей и бесед собранных в книге «Искусство Спасения» обращена к мирянам и относится к периоду поистине апостольской деятельности старца в США и Канаде. Об этом периоде жизни старца известно мало и поэтому он заслуживает отдельного обстоятельного разговора.
проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем
В 1960 году один из величайших православных богословов XX столетия о. Иоанн Романидис (1827-2001) в письме афонскому монаху и церковному писателю Феоклиту Дионисиатскому писал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель». Несколько лет спустя воплотить задуманное удалось усилиями всего лишь одного человека, котором удалось совершить, казалось бы, невозможное.
Отец Ефрем (Мораитис) впервые приехал в Канаду в 1972 году по приглашению своих духовных чад. Несколько лет спустя такие визиты в США и Канаду стали носить регулярный характер. Старец беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Постепенно все более очевидной становилась потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни.
В основу миссионерской деятельности старец Ефрем положил открытие православных мужских и женских монастырей, которые становились духовными центрами, притягивавшими тысячи неравнодушных людей, воспринимавших обители как «частичку Неба на земле».
По словам известного греческого историка и богослова отца Георгия Металлиноса «православные монастыри являются наиболее эффективными миссионерскими центрами. Жизнь в обители, наблюдение за жизнью монахов и участие в богослужении гораздо эффективнее действуют на проходящих оглашение чем сухие схоластические слова. Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри».
Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Общее число обителей основанных старцем Ефремом на настоящий момент составляет девятнадцать, а еще два монастыря находятся на стадии строительства. Это число может возрасти еще, так как многие миряне жертвуют землю и выступают с инициативой создания все новых и новых обителей.

Все монастыри старца Ефрема общежительные. Они руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы Иосифа Исихаста. Многие насельники американских и канадских обителей неоднократно посещали Святую Гору и даже жили некоторое время в афонских монастырях, желая познакомиться с монашеским преданием в первоисточнике.
К числу насельников обителей основанных Ефремом Филофейских относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, будисты, иудеи, католики и протестанты).
Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру)1 привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскою перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов.
Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей.
Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского, на первый взгляд, казалось слишком суровым и аскетичным, но когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе – лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема.
Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного.
Огромное влияние монастыри Ефрема Филофейского оказали на православных иереев, которые служат в США и Канаде. Изменение взглядов священнослужителей способствовало постепенному возврату к забытому Православному преданию на многих американских приходах. Сегодня множество православных священников в поисках духовной поддержки посещают отца Ефрема и основанные им обители. Под влиянием наставлений и призывов Ефрема Филофейского многие американские православные священники стали противниками религиозного синкретизма и экуменизма, начали носить рясу не только во время богослужения, но и в повседневной жизни.
Центром миссионерского служения отца Ефрема является монастырь святого Антония в Аризоне, расположенный неподалеку от столицы этого американского штата города Финикс. Подавляющее число местных жителей к моменту появления здесь старца Ефрема были мормонами, сейчас некоторые из них приняли Православие.
Обитель святого Антония была основана в 1995 году в безводной и засушливой пустыне. Первоначально старец Ефрем планировал построить монастырь в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. Очевидцы рассказывают, что в этот момент они ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на звон в родной обители отца Ефрема – монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Владыка Антоний епископ Сан-Францисский долго не верил в эту историю, пока однажды несколько лет спустя сам не услышал подобный набат. Он подъезжал к строящемуся монастырю святого Антония, когда услышал как звонят колокола. Как выяснилось несколько минут спустя звон был сверхъестественного происхождения, ведь сами монахи в колокола не звонили.

Вокруг монастыря по благословению старца было приобретено 1200 стремм земли2, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли была необходима вода, которая чудесным образом была найдена в результате подземных изысканий. Старцу Ефрему явился преподобный Антония Великий и указал место, где следует бурить скважину. На глубине 980 метров была найдена вода, которой оказалось достаточно, чтобы превратить местность из пустыни в цветущий оазис. Сейчас в монастырском саду прижилось более двух тысяч видов растений и это, несмотря на то, что летние температуры в Аризоне достигают 40 – 45 градусов по цельсию. Повсюду братией монастыря были разбиты фонтаны, поставлены фонари и проложены дорожки.
Сегодня глядя на удивительный райский сад и величественные храмы воздвигнутые братией обители святого Антония трудно поверить, что, когда сюда впервые прибыло шестьь афонских монахов, здесь не было ни воды, ни дорог, ни электричества. Первоначально жилищем старца Ефрема и его учеников было четыре трейлера. Монахам приходилось жить и работать в местности кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Старца Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим. Сомневались в успехе его предприятия даже православные люди.
Но прошло время и на месте небольших трейлеров появились храмы и капитальные строения, а число братии увеличилось с семи до сорока пяти человек. Главный собор монастыря посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому. Еще шесть храмов посвящены прп. Серафиму Саровскому, пророку Илие, вмч. Пантелеимону, вмч. Георгию, вмч. Димитрию, свт. Николаю и Иоанну Предтечи.
При обители есть гостиница, в просторных и светлых комнатах которой может одновременно остановиться до 500 паломников. В соответствии с традициями афонского монашества ночлег и питание предоставляются гостям монастыря бесплатно. В гостинице в неограниченном количестве паломникам доступны фрукты, прохладительные напитки, чай, кофе.
По числу посетителей обитель святого Антония находится на втором месте в штате Аризона, лишь немного уступая Великому Каньону (Гранд-Каньону) – одной из главных достопримечательностей в США.
Монастырь святого Антония ведет огромную благотворительную деятельность. Монахи предоставляют жилище бездомным и оказывает помощь всем, кто за ней обращается. В городе Tucson расположенном несколько южнее обители по благословению старца Ефрема создан центр помощи малоимущим и одиноким женщинам.
Игуменом Святоантониевского монастыря является афонский иеромонах Паисий – один из пяти первых насельников обители, прибывший в США со Святой Горы Афон вместе с Ефремом Филофейским. Сам старец Ефрем не занимается в обители вопросами управления, а является духовником всех основанных им монастырей. Также отец Ефрем – духовный наставник для тысяч мирян, которые приезжают в Аризону со всех уголков планеты.


Иосиф Исихаст - духовный наставник Ефрема Филофейского

Значение миссии старца Ефрема трудно переоценить. По словам отца Антония (Мосхонаса) – ушедшего на покой многолетнего настоятеля православного храма в городке Тусан: “Мы, американские архиереи и иереи в течении семидясити лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – всем том, что составляет предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек3, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании.
Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие».
По словам отца Ефрема дикея скита святого Андрея Первозванного на Афоне «старец Ефрем подвергся беспрецедентным и тягчайшим наветам и нападкам». Но несмотря на постоянные заказные обличительные заказные репортажи на американском телевидении и прессе он не опустил рук, а продолжил свое миссионерское служение. Ефрем Филофейский – живой пример великого подвижника, своей жизнью доказавшего правоту слов преподобного Серафима Саровского «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Афанасий Зоитакис
Полный текст статьи опубликован в августовском номере журнала «Православное книжное обозрение». http://izdatsovet.ru/pko/
1 Марш Мендельсона в храме после венчания, орган во время богослужения и другие подобные нововведения.
2 Поземельная мера в Греции равная 1000 кв. м
3 Старец Ефрем небольшого роста.

Комментарии участника: Георгий О. (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 3 )
#1 | Георгий О. | 17.09.2013 23:11
  
7
Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): «Готовьтесь, грядут большие трудности...»

Γέροντας Εφραίμ (Αριζόνα): «Ετοιμαστείτε, έρχονται πολύ δύσκολα...»



Известный старец Ефрем Аризонский и святогорский монах предвещает: «Надо быть готовым, потому что в скором времени начнутся большие трудности».

Это предсказание было сказано игумену одного из монастырей Святой Горы, который посетил недавно старца и задал ему вопросы о дальнейшем развитии событий в Греции. Геронта говорит совершенно ясно: «Грядут очень тяжелые дни...»... И монастырь уже включен в «группу кризиса», и игумен несет ответственность за то, чтобы подготовить монастырь к весьма тяжелым дням на неизвестный период времени.

Выше сказанное можно было бы воспринять как злостную шутку. Но это не так.... К сожалению, грядущее является более чем обозримым и для невооруженного взгляда, поскольку все мы можем видеть то, что грядет, то есть несчастье и голод...

«Я не могу понять людей. Все спрашивают: «Коснутся ли меня новые меры?!!!» Я искренне не могу понять насколько же современное общество корродировано, и даже люди, которые живут в этой стране. Никто не проявляет заботы о своём ближнем. Никто не заботиться и не проявляет беспокойства о тех проблемах, которые стучатся в дверь его согражданина, его соседа. Все думают о том, как эти «меры» отразятся на моих собственных интересах...! Я искренне верю, что Бог подаст возможность для совместного прохождения трудностей. Греческое Православие показало великих современных людей, которые принесли себя Богу своими трудами, которые вели брань за спасение человеческих душ. Отец Порфирий, о. Паисий, о. Иосиф...старцы, которые проливали кровь в своём подвиге за людей, в этой борьбе они изгоняли из сердец людей, которые к ним приходили, несчастье и зло... Какая большая может быть мораль? Зло разбило семью, образование. Оно разбило каждую клеточку общества и сегодня мы переживает последствия этой войны. Люди бегут и не проявляют заботы о своих ближних. Общество, которое мы знали, уже более не существует. Сегодня господствует эгоизм...Почему? Потому что некоторые люди лишь играли в греческий нрав и характер, и они уничтожили все те присущие грекам черты, которые можно было бы спасти. Непонятно! Эгоизм живет и царствует в наше время, и обман стал «даром». Выросли поколения, которые научены в основном тому, как грабить. И это во всех отношениях безрассудно... Конечно, чем больше «награбишь», тем в большей мере увернешься от наказания. Бог это видит. Сегодня необходимо дать некоторым людям большую оплеуху, надеясь на то, что мы будем идти по жизни вместе, как происходит и с пьяным человеком...

Это те сокрушительные слова, которые мне сегодня для обсуждения предложил святогорский монах. И голос его сотрясался по причине волнения и боли за то, что сегодня происходит.

«Давай, молись», - он мне сказал. «Говори и другим, чтобы они молились. Не забывай в своём уме то, что я тебе говорил. Ну где же удать тех, которые не понуждали себя к какому-либо ограничению? Где те удалые дети, которые дали свою кровь за всех нас? Эта земля напитана кровью. Большим преступлением является то, что ею правят чужие и недостойные люди... Молитесь!»...

Что сказать? Вспомнил я слова старца Ефрема Аризонского:

«Грядут очень тяжелые дни. Внимайте своей душе. Соберитесь и дайте себе подвиг...» Это он говорил несколько месяцев назад. И сегодня становится уже ясно: «в сентябре начнутся трудности...»

Молитвы старца восходят за всех нас. Но мы задаемся вопросом: Что нам делать, чтобы нам помочь самим себе? Мы просто беспокоимся за то, что если эти меры коснуться нас?

«Кто-то должен вам сказать, что не живите во сне, ни в кошмаре. Вы живете в ужасной реальности, которая еще и еще ухудшается...»

И мы задаемся вопросом: Затронут ли меня новые меры?



Константинос.

http//kostasxan.blogspot.com/2010/07/blog-post_8331.html



От Православного Апологета: Все трудности, невзгоды, бедствия являются вразумительной мерой от Бога для человека, дабы человек, особенно сегодня увлеченный комфортной жизнью и забывший Бога, обратился к Богу и осознал полную зависимость свей жизни от Бога. Это общее святоотеческое учение. И было бы неблагоразумно это отвергать. Отхождение от Бога выражено, прежде всего, в безнравственном образе жизни, распущенности, пренебрежением даже элементарных заповедей Божиих, потеря всякого страха Божия и благоговения. В христианской среде господствует тенденция приверженности к исполнению чисто внешней формальной стороны христианской жизни, в высшей иерархии видны ярко выраженные стремления к обновленчеству, роскоши, обмирщение и как следствие, печально об этом даже, и говорить – рост филокатолических настроений. Тем не менее, нет ничего страшнее, чем предавать свою веру. Еще свт. Василий Великий говорил, что тот, кто «хвалит веру инославных – отрекается от Христа». И введение в нашу жизнь антихристова электронного паспорта – это итог нашего совершившегося внутреннего отречения от Христа. Принятие же его, как писал богодухновенный старец Паисий – это великое падение и отречение от Христа. И все, что происходит в Греции, происходит с незначительными поправками и в России. Принятие паспорта нового поколения, электронного паспорта лишь довершает отречение людей от Христа. Сегодня от всех нас православных христиан требуется ревностное исправление нашей жизни, глубокое и частое покаяние. Ведь если мы сами будем ближе к Богу, тем сплоченнее мы станем и между собой. Надо вместе молиться об избавлении от грядущих бед, о сохранении Богом решимости быть во всем верным Ему.
#3 | Георгий О. | 19.09.2013 22:01
  
2

Ефрем Филофейский

Брань со страстями

Из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора».

Благословенные мои дети,

Святые отцы говорят, что сердце человека оплетено корнями страстей, которые прочно впились в него своими шипами. Стоит человеку, когда Бог его просветит, взяться за искоренение какой-либо страсти (по сути, искоренение страсти есть не что иное, как её преображение), то есть начать словно пинцетом исторгать из сердца маленькие страстные корешки, как тут же сердце начинает кровоточить от ран. Человек испытывает боль. Если он не заставит себя превозмочь эту боль, откажется от борьбы, то пребудет и далее в состоянии страстности и греховности. Но, если человек решится терпеть, то в конце концов исторгнет из сердца корень страсти и обретёт свободу.

Потому Святые отцы, просвещаемые Богом, подвизались, молились, понуждали себя и так постепенно исторгли корни страстей и достигли бесстрастия. Потом их уже не волновали ни помыслы гордости, ни тщеславие, ни зависть, ни нечистые помыслы, ни ненависть и т. п.

Мы видим, как святые творят чудеса и при этом совсем не гордятся; мы рассуждаем с недоумением: «Как могут эти люди не гордиться?» После самого ничтожного дела мы начинаем мыслить о себе невесть что: «Я великий, я самый-самый, я сделал дело, которое другому не под силу! Я просвещенный, я подвизаюсь ревностней остальных» и т. д. Собственное «я» поднимает голову, то есть этот бес пытается лишить тебя всего, что ты приобрёл большими трудами. Когда человек начинает тщеславиться, то теряет награду за сделанное дело, остаётся одно внешнее действие, но если раскается — награда будет возвращена.

Как же нам вернуть награду? Самоукорением и самоосуждением.

Александрийский патриарх Феофил1 однажды отправился на Нитрийскую гору в Египте, где жили знаменитые подвижники. Придя к проту2 горы — совершенному в духовной жизни старцу, — он спросил его: «Отче, что ты приобрёл, став монахом и поселившись на этой горе? Какая добродетель из обретённых тобой больше всех остальных, и из всех добродетелей какая самая ценная?»
Тот ответил ему так: «Я обрёл самоукорение, которое состоит в осуждении себя и в том, чтобы всегда считать виноватым себя, а не других».

Святой Антоний Великий говорит: «Если человек обвиняет себя, то находит успокоение, а, когда обвиняет другого, возмущается».

Испытайте это сами во время искушения. Скажите, что виноват другой, и тут же почувствуете внутренний дискомфорт, возмущение, скорбь. Но стоит вам только сказать: «Виноват не он, а я; что говорить о других — на себя надо смотреть, за мной столько всего… так что не мне и говорить!» — и тут же начинаешь ощущать под ногами твёрдую почву и уже не боишься упасть. Хотя перед этим тебе казалось, что ты стоишь высоко, и от этого боишься упасть, говоря: «Как бы мне не упасть», — и ты жил в таком постоянном страхе. Но стоит тебе вернуться на землю и ступить ногой на твёрдую почву, как ты перестаёшь бояться.

Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова — он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!

Но мы должны ей противостоять, надо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня — виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он — мой благодетель! Мне нужно обнять его, нужно любить и молиться за него, потому что он сделал мне большое добро — обнаружил жившую во мне страсть! Ведь, если бы я не услышал от него этих слов, если бы не случилось этого искушения, я бы не знал, сколько во мне эгоизма и не стал бы стараться одолеть его. Следовательно, благодаря искушению, я увидел свою болезнь и теперь уж позабочусь о том, чтобы употребить необходимые средства для исцеления!»
Потом, осознав свой недостаток, человек должен начать внутреннюю борьбу. Он должен проникнуть в сердце, обнаружить там очаг поражения и вступить в борьбу со злом, страстью, горечью, тяжестью, натиском беса, который противится доброму изменению, настаивая: «Не отступай! Не делай так!» Тут человеку необходимо обратиться с молитвой к Богу, попросить Его о даровании силы, чтобы обуздать своё «я», сказать своей гордыне: «Замолчи, знай своё место, теперь я должен исполнить свой долг». Нужно пойти к брату, положить перед ним поклон. (Мы, монахи, в таких случаях делаем брату поклон. Человек, живущий в миру, поступает иначе: он приветствует брата, просит прощения: «Здравствуй, брат, с праздником, прости меня, сегодня мы причащаемся, поистине святой день…») Так происходит примирение и водворяется любовь.

Поступая так, человек сразу чувствует радость и облегчение. Почему? Потому что прежнее состояние давило, давил бес, который хотел навязать своё — ненависть, вражду, разделение. Но Бог — это любовь и смирение. А мы, люди (и в первую очередь я), страдаем из-за своего эгоизма от того, что желаем настоять на своём, уверены в своей правоте, считаем, что мы хорошие, а виноваты другие. Что означает осуждение? Осуждение означает, что мы считаем себя безгрешными. Потому Господь и заповедал: «Не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам»3. Осуждение — это очень серьёзно, хоть мы и считаем этот грех бытовым. «Бытовым» я называю грех, на который мы не обращаем внимания, совершаем всегда и во всякое время.
Несмотря на то, что все мы уязвлены, все покрыты ранами и поражены грехами, но всё равно осуждаем других. В больнице все люди болеют, но ведь ни один больной не осуждает другого. Никто не пеняет соседу: «Ты — больной!» — потому что человек видит, что он и сам болен. А мы, хотя все больны душой, — уязвляем друг друга. Это всё равно что у кого-то болел бы глаз, а он стал бы осуждать того, у кого болят лёгкие. Вот что делаем мы, несчастные, и ведь сами того не замечаем.

Всех нас помрачает грех и омрачает диавол, чтобы удерживать в осуждении. «Умрут — и будут мои!» — говорит бес. А Христос, Который есть Истина, скажет: «Вы судили? А что Я вам говорил в Евангелии? Я говорил: “Не судите!” Разве вы судьи? С каких это пор вы стали судьями? Ведь Судья — это Я». Все мы будем осуждены в той мере, в какой судим других. А мы, несчастные, о том и не думаем, открываем наши уста и осуждаем направо и налево, проклинаем с лёгкостью, не думая, что мы сами первыми достойны проклятия.

Сколько людей, которых мы считаем ничтожными, грешниками, в один прекрасный день могут вдруг оказаться в Царствии Божием, а мы, занимающие место судей и выносящие приговоры, можем сами подвергнуться осуждению и низвергнуться в ад! Потому необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей и т. д. и т. п.
Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла — эгоизм.

Когда я анализирую дела человека не с намерением его осудить или унизить, не по гордости, но с любовью — например, говорю, что человеку было бы полезней того-то и того-то не делать, говорю с состраданием и молясь за него, — тогда это не осуждение. Но, если называю его эгоистом и унижаю в глазах других людей — то это грех осуждения.

В «Отечнике» читаем рассказ об одном монахе, который впал в прелесть по гордости. С ним произошло вот что. Бес привёл его к колодцу и сказал: «Если ты прыгнешь туда, то Христос пошлёт Ангелов Своих, которые удержат тебя, потому что так написано в Псалтири: “Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих”4 и “На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою”5. Прыгай — и сам увидишь на деле, что с тобой ничего не случится». Монах всё же прыгнул в колодец и утонул, и его смерть считается самоубийством6.

Этот рассказ приводится в «Отечнике» не для осуждения впавшего в прелесть монаха, но ради пользы последующих поколений, чтобы люди не допускали возношения ума, не доходили до забвения, ведущего к прелести. Так и мы, рассказывая некоторые случаи, говорим не в осуждение братий, но ради пользы молодых монахов.

Вообще нужно следить за своим языком: когда и что говорить, ведь мы люди малодуховные и потому постоянно ошибаемся. Говорят, что лучше упасть на острые камни, чем пострадать от острого языка. И впрямь: лучше упасть на камни, разбить себе голову или сломать ноги; и ноги, и голова — это телесные члены и могут быть вылечены. Но язык! Через язык совершаются страшные вещи: одним-единственным словом можно довести человека даже до самоубийства! Осуждая и унижая человека, можно довести его до отчаяния, а можно одним словом и подвигнуть на путь греха. А потом мы оправдываемся: «Я ведь просто сказал». Посмотрите-ка, каковы последствия!
Как-то в монастырь Симонопетра7 приехал один бесноватый. После всенощной он вместе с братией вышел из храма на балкон8. Диавол, желая искусить одного монаха, доброго подвижника, проводившего строгую жизнь в Катунаках9, сделал следующее. Этот бесноватый подошёл к монаху и сказал: «Помысел побуждает меня прыгнуть с балкона вниз». Монах принял это за шутку и ответил: «Так чего же ты ждёшь?» А тот взял и прыгнул, и разбился насмерть. Монах думал, что бесноватый шутит, но тот говорил серьёзно. И потом многие годы помысел мучил монаха. Диавол так и так довёл бы бесноватого до смерти, но он увлёк ещё и монаха-подвижника, чтобы мучить его потом всю оставшуюся жизнь. Одно слово, а сколько мучений!

Так часто бывает и с женщинами, которые намереваются сделать аборт. Они идут за советом к подругам, а подруги говорят: «Да зачем тебе надо рожать? Вон и так у тебя сколько детей!» Женщина и сама уже наполовину решилась, а вторую половину ей добавила подруга. И вот она идёт и делает аборт — совершает убийство. Несомненно: половина ответственности за это убийство лежит на той подруге.

Так и некоторые мамаши, у которых немного ума в голове: если случится дочке оступиться, они приступают с советами: «Не позорь себя и нас, сделай аборт и всё». Девушка идёт и убивает своего ребёнка. На ком тут лежит ответственность? На матери, которая дала ей такой совет. Видите, сколько одно слово может принести вреда? Поэтому нужно очень внимательно следить за своими словами. Диавол только и смотрит, как бы создать нам препятствия.

К тем, кто занимается духовным окормлением, иногда приходят люди за советом в очень сложных ситуациях. Как тут приходится взвешивать каждое слово! Скажешь лишнее — и все поймут сказанное иначе, а потом «ищи ветра в поле». Всем нам требуется быть очень и очень внимательными.

Также необходимо следить за тем, чтобы с пользой проводить время; богатеть во Христе для вечной жизни. Если время тратится зря, не принося духовной пользы, то мы уйдём из этой жизни с пустыми руками. Перед тобой брат, который подвизается, использует время с пользой, духовно обогащается, а ты, несчастный, сидишь сложа руки и не хочешь сдвинуться с места, чтобы сделать что-то доброе. И к тебе, и к нему придёт смерть, но брат уйдёт с полными коробами, а ты — с пустой котомкой; и всё, чем ты сможешь похвастаться, — так это злобой и грехами! А потому во всё время жизни, что нам даровал Христос, будем стараться каждый день делать что-то хорошее. Например, великую духовную пользу приносим себе, исполняя советы своего духовного отца, который учит нас так: «Чадо, по утрам молись, делай поклоны, читай Евангелие, после обеда читай молебный канон, вечером опять молись, твори поклоны; держи в уме твоём Бога, твори молитву и отгоняй злые помыслы». Если исполняешь эти наставления, то каждый день жизни приносит тебе пользу. Но, если ты не ищешь совета духовника, который подчинил бы твою жизнь некоему распорядку, то при исходе окажешься практически полностью наг. Послушание духовнику наполняет жизнь человека. Он приносит плоды добродетели, которые потом представит пред Богом, как дерево, ветви которого под тяжестью спелых и сочных плодов склоняются к земле.
На нас, духовниках, несомненно, лежит очень большая ответственность. Мы помогаем другим, занимаемся духовным стяжанием. Дело в том, что труд этот очень тяжёл и утомителен, исполнен скорбей и печалей. По словам Златоуста: «Руководить душами тяжелее всего». Мы, как купцы, которые пересекают материки в поисках сокровищ и возвращаются домой на судах, доверху гружёных товаром. Но бывает, что купцы становятся добычей разбойников, которые отбирают у них все вырученные ими средства, а их самих убивают. Эти купцы отправляются в путь в надежде большой наживы, а в результате лишаются всего и сами становятся добычей.

Вот и мы стремимся приобрести души, стараемся помочь другим людям, а через то получить и для себя духовную пользу. Но порой по зависти диавола мы терпим крушение и вместо помощи приносим соблазн. Святой Исаак Сирин говорит о духовных наставниках так: «Вы, как спасательные шлюпки, которые спасают терпящих бедствие, но бывает, что и сами тонут»10.

А потому молитесь о нас, чтобы Бог нам помогал и хранил, чтобы мы до конца своей жизни могли помогать и спасать, чтобы Бог помиловал нас, спас и простил нам наши грехи.

1 Патриарх Феофил Александрийский (Θεόφιλος) — один из влиятельнейших иерархов Церкви IV–V вв., противник св. Иоанна Златоуста. Гонитель нитрийских монахов, главным образом, стоявших во главе их известных своей набожностью и учёностью четырёх иноков-братьев, получивших наименование «долгих братьев». Умер в 412 г. Главное сочинение — Λόγος προσφωνητικος πρός τούς φρονοΰντας τα Ώριγένους до нас не дошло. Также потеряны и другие его сочинения, кроме нескольких пасхальных посланий и дисциплинарных канонов, вошедших в состав «Кормчей» и «Книги правил».

2 Прот (πρώτος — первый) — избираемый глава монастырей какой-либо области.

3 См. Мф.7:1–2.

4 Пс.90:11.

5 Пс.90:12.

6 Данная история с монахом Ироном описана под 11-м января в «Прологе в поучениях», составленном «по руководству Прόлога» прот. Виктором Гурьевым (изд. 4-е) — М., 1912.

Пролог (πρόλογος) — подзаголовок церковно-учительного сборника, именуемого Синаксарь или Синаксарий (свод сокращённых житий святых, а также поучительных слов и проч., в котором они расположены по дням года).

7 Монастырь Симонопетра (Μονή Σιμωνόπετρα — монастырь «Симонов камень») — один из 20-ти монастырей на Святой Горе Афон. Основан в 1257 г. прп. Симеоном. Занимает 13-е место в современной иерархии афонских монастырей. Расположен на вершине скалы, на высоте 330 м над уровнем моря. Во все времена монастырь оставался центром просвещения на Афоне.

8 В монастыре Симонопетра балкон расположен над глубокой пропастью. — Прим. пер.

9 Катунаки, Катунакия (τά Κατουνάκια) — пустынная местность на Афоне, где живут подвижники, проводящие особо строгую жизнь; скит в пустынной возвышенной долине между скитом Малая св. Анна и Карулиями. Название происходит от византийского слова κατούνα — военный лагерь, узкое, защищённое место. Поселение возникло в нач. XVIII в., возможно на месте более древнего (XVI в.). В настоящее время здесь находится 12 келлий-исихастириев. Общее число монахов, подвизающихся в Катунакиях, — ок. 30.

10 Слова подвижнические, Слово 58-е «О том, что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, и о подвижнических деланиях» (см. «Творения иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии», изд. 3-е — Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1911).
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites