Ум и сердце

Преображение Господне

Ум и сердце

Прежде всего следует сказать, что в церковной традиции проводится четкое различие между умом и разумной способностью души. Когда ум действует по природе, он пребывает в сердце, где он и должен находиться. Из-за грехопадения ум, вместо того чтобы быть в сердце, рассеивается вовне и порабощается тварным вещам. Кроме того, в этом и заключается грехопадение и действительно называется грехом. Исихазм, православный аскетизм - это богословское движение, с помощью которого ум пытается вернуться в сердце из рассеяния вовне и смешения с разумной способностью души. Таким образом человек действует физиологически и осуществляет цель своего существования.

Православное богословие разъясняет также значение исихазма и его превосходства над платонизмом. Согласно платонической философии, цель человека состоит в освобождении ума от тела, которое считается темницей для души. А святой Григорий Палама говорит, что для ума исхождение из тела означает "встречу с бесами и урок, преподанный язычниками". И напротив, наши собственные усилия следует направить на возвращение ума в сердце, ибо тело - не темница для души, а творение Божие....

В любом случае, ум в своем естественном состоянии находится в сердце как в органе, а не как в сосуде, и он свидетельствует о зрелости человека. Вхождение ума в сердце говорит о его чистоте способности восприятия откровения, так как ум человека - это орган, с помощью которого возможно созерцать Бога.

В Православии, кроме разделения с умом и разумной частью души, существует также разделение между умом и чувственным восприятием и разделение между знанием, которым обладает ум, и знание, которым обладают чувства. Это очень важно, поскольку, с одной стороны, здесь проявляется различие между человеческим и Божественным просвещением, а с другой стороны, через очищение ума мы обретаем божественное знание и святые удостаиваются видения Бога.

В "Святогорском томосе" ясно говорится, что уму свойственно воспринимать свет не такой, какой свойственно чувству. Чувства воспринимают чувственный свет, а ум - нетварный свет и знание в умозрительных образах. Значит, ум - это орган, которым человек видит Божественный свет, который есть Царство Божие и пища ангелов, но поскольку ум соединен с телом, то святые, удостоены вышеестественной благодати и силы, видят "чувством и умом то что выше всякого чувства и ума" [1] Таким образом, человек видит Божественный свет и чувственными очами, которые предварительно преображаются и укрепляются нетварной благодатью Божией. У тому же мы знаем, что нетварная благодать через душу передается также телам святых.


1. Свт. Григорий Палама. Святогорский томос
2. "Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | коля »» | 03.08.2013 01:54
  
0
(моё размышление) - Прошу мне не верить !
У Епископа Игнатия я встретил такой комментарий .
Когда Андрей Христа ради Юродивый был восхищен в Рай : Его ум сам собой соединился с сердцем !
И тогда я подумал почему грешники и изберут место для себя во тьме Кроме!-шной !
То есть : Кроме - Бога !
Полагаю при сближении с Богом их (говорю их - скорее мой ! )
Мой злобный ум будет соединяться с моим чёрным сердцем - неочищенным от страстей !
Поистине это будет Адская Мука !
Бог есть Любовь и он разрешит мне быть - Кроме него !
И только Любовь Божья и Всепрощение будет позволять Раскаявшимся грешникам - Чудом очищения от страстей быть с ним !

Спаси вас Бог !
  
#2 | Дем. Фёдор »» | 04.08.2013 00:31
  
0
Православное богословие разъясняет также значение исихазма и его превосходства над платонизмом. Согласно платонической философии, цель человека состоит в освобождении ума от тела, которое считается темницей для души. А святой Григорий Палама говорит, что для ума исхождение из тела означает "встречу с бесами и урок, преподанный язычниками". И напротив, наши собственные усилия следует направить на возвращение ума в сердце, ибо тело - не темница для души, а творение Божие....
из статьи " Ум и сердце

Давно хотел найти мысль о том, что физическое тело не менее важно человеку, как его умственное (ум). И вот тело не темница для души, а творение Божье... Отсюда и следует что нужно стремиться иметь физическое тело здоровым всегда, до дней последних донца. Правильное мышление, питание. движение. сон... В здоровом теле-- здоровый дух. Заботиться о физическом теле-Богоугодное дело Здоровое тело не будет отвлекать внимание от духовных практик. Благо дарю автора. С уважением. Дем.Фёдор.
#3 | коля »» | 04.08.2013 16:01 | ответ на: #2 ( Дем. Фёдор ) »»
  
0
Цитата :(В здоровом теле-- здоровый дух.) --- Материалистическая мысль !
На самом деле у здоровый дух это единственно важное !
О теле святые конечно заботились поддерживая в нём жизнь и здоровье по силам во всём полагаясь на Бога !

Цитата :(К тому же мы знаем, что нетварная благодать через душу передается также телам святых !) -- Вот верная мысль !
Потому как мы знаем что было великое множество Святых : Калек ,слепых ,блаженных !
А это значит что Больное тело ни сколько не мешает духовному совершенствованию а наоборот способствует !
Ведь это же Крест !
А бог сказал : Притерпевший до конца Спасётся !

Спаси вас Бог !
  
#4 | Дем. Фёдор »» | 10.08.2013 23:12 | ответ на: #3 ( коля ) »»
  
0
Цитата из статьи " Ум и сердце"
В любом случае, ум в своем естественном состоянии находится в сердце как в органе, а не как в сосуде, и он свидетельствует о зрелости человека. Вхождение ума в сердце говорит о его чистоте способности восприятия откровения, так как ум человека - это орган, с помощью которого возможно созерцать Бога
Коля, можно ли на твой взгляд созерцать Бога, переместив сознание в сердце. находясь в физическом теле? То есть повторить события на ФАВОРЕ?
нетварная благодать через душу передается также телам святых !) --
кОЛЯ, БУДЬ ДОБР, ЧТОБЫ МНЕ НЕ ИСКАТЬ ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ , скажи нетварная благодать передаётся только святым или всем верующим? А как у иноверующих, а у атеистов?
Благо дарю, Коле.
#5 | коля »» | 24.08.2013 16:15 | ответ на: #4 ( Дем. Фёдор ) »»
  
1
Сердцу неочищенному от страстей о таких предметах и мечтать не следует !
Только по мере духовного роста Бог подаёт свои дары !
Вот что было сказано Апостолу Павлу после его трёхкратного моления : Достаточно тебе моей благодати сила моя в немощах совершается !
То есть в Терпении ,Смирении и Покаянии !
#6 | светлана »» | 25.08.2013 07:08 | ответ на: #5 ( коля ) »»
  
1
Николай ,Царебожники народ упёртый ,вряд ли поймут.
#7 | коля »» | 25.08.2013 16:10 | ответ на: #6 ( светлана ) »»
  
0
Просящему Дай !

Спаси вас Бог !
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU