Антоний Великий и современный экуменизм (Прот. Феодор Зисис. Битва за Православие)


1. Живая связь времён. Схожесть ситуации в области межконфессиональных и межхристианских отношений

Память преподобного Антония Великого [1], в Фессалоникийском храме которого, по милости Божией и с благословения Святого, мы служим уже тринадцать лет, даёт нам повод ещё раз обратиться к его замечательному ≪Житию≫ - литературному образцу для всех последующих жизнеописаний Святых подвижников, составленному его учеником, столпом Православия, святителем Афанасием Великим [2], архиепископом Александрийским.

Большая часть ≪Жития≫ посвящена аскетическим подвигам святого Антония, его борьбе с демонами и соответствующим наставлениям, а также поистине величайшим трудам Преподобного в качестве ≪градостроителя пустыни≫, наполнившего её монастырями, явившегося основателем и руководителем множества общин пустынножителей. ≪Он убедил многих избрать иноческую жизнь, и, таким образом, в горах явились наконец монастыри; пустыня населилась иноками, оставившими свою собственность и вписавшимися в число жительствующих на Небесах≫.

Он был вынужден дважды прерывать своё многолетнее отшельничество и возвращаться в мир, чтобы защитить Православие, на которое, как и ныне, ополчались не только внешние, но и ещё более опасные внутренние враги. Изначально христианство не выступало как некий ≪равноправный партнёр на переговорах≫ с другими религиями, притязающий на часть истины, которой, якобы, владеют все, по богохульному воззрению нынешних организаторов межконфессиональных антихристовых встреч. Христианство заявляло о себе как о единственной истине, единственном пути ко спасению, как об истинном свете, противостоящем не просто более слабому свету, но тьме неведения Бога, мраку заблуждения: ≪Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет≫ [3]. Христос не назвал Себя одним из путей, одной из истин, одним из светов среди других путей, истин и светов. Как явствует из Его слов, Он – единственный путь, единственная истина, единственный свет: ≪Я есмь путь и истина и жизнь...≫ [4] ≪Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни...≫ [5] За эту категоричность Евангелия, воспринимаемую некоторыми ныне как проявление радикализма и фундаментализма, дорого заплатили Святые апостолы и мученики, которые предпочитали страдания и пролитие крови компромиссу с другими ≪истинами≫, встраиванию в ≪многокультурную модель≫ межрелигиозных связей и встреч в духе лицемерной ≪любви≫.

2. Учители бездействия и лицемерия. Всезнающие и смиренные

Когда в 311 г. при императоре Максимиане [6], незадолго до воцарения святого Константина Великого [7], разразилось гонение на христиан, преподобный Антоний Великий, которому было тогда шестьдесят лет (он родился в 251 г.), оставил на время пустынническое житие и безбоязненно пришёл в Александрию, пламенно желая пострадать за Христа и ободрить ведомых на муки. Он оставил без внимания распоряжение судьи, чтобы все монахи покинули город и не показывались в судилище. Антоний не только явился на суд, но и занял там высокое, отовсюду видное место, представ перед очами самого игемона и свидетельствуя о желании христиан пролить кровь за свою веру. ≪Он хранил полное спокойствие, показывая тем христианскую нашу ревность. Ибо, как я уже сказал, он готов был стать мучеником≫. Бог защитил его, чтобы, оставшись в живых, он принёс Церкви бОльшую пользу Преподобный же не затворился в своей келье, но ≪стал, по своему обычаю, прислуживать исповедникам и, как бы связанный вместе с ними, трудился в служении им≫. Когда оказывается под угрозой вера, тогда первоочередной задачей Православия становится защита и поддержка тех, кто подвизается за веру, с решимостью даже до принятия смерти и пролития крови. Все остальные духовные обязанности отходят на второй план. Поступающие же иначе или призывающие к иному просто маскируют благовидными предлогами свою нерадивость и трусость и становятся учителями бездействия и лицемерия.

Не будем здесь подробно рассказывать, как преподобный Антоний, не имевший светского образования, беседуя с высокообразованными языческими филологами и философами, своей непоколебимой аргументацией заводил их в тупик и заставлял изумляться.

Возможно, мы сделаем это в другой раз, учитывая актуальность данной темы в наши дни, когда идолопоклонство, язычество снова поднимают голову, находя себе влиятельных покровителей. Преподобный не был эрудитом в мирском понимании и не знал многого из того, чем кичились его собеседники, но имел полноту знаний в области веры, знал Священное Писание и учение Святых, был человеком богопросвещённым, наученным Богом [8]. Вера требует не эрудиции и учёности, а смиренного подчинения не мнению большинства, но истине, общеисторической и вечной истине Церкви. Если человек не избавится от самомнения и тщеславия по поводу своих знаний и смиренно не приобщится к открывающему духовные горизонты уму Христа, Церкви, её Отцов и Учителей, то он не перестанет удивляться той стойкости в вере и той способности отвечать на любые вопросы, которой отличаются даже верующие простецы. Он будет осуждать их как ≪эгоистов≫ и ≪всезнаек≫, не имеющих смирения. Подлинное же смирение состоит в том, чтобы соглашаться не с точкой зрения большинства, но с тем, чему учат Бог и Его Святые, ибо очень часто большинство начинает доверять неправде и своим численным превосходством как бы узаконивает её. Если бы подчинение мнению большинства, отвергающего истину, было в человеческом обществе непререкаемой нормой, то никто не принял бы Евангелия, проповедуемого горсткой Апостолов, и Церковь не смогла бы сохраниться в окружении такого количества неверующих и еретиков.

3. Отношение преподобного Антония к еретикам как пример для подражания сегодня

Нам хочется показать здесь отношение преподобного Антония к арианской ереси [9], которая угрожала Церкви изнутри, имея поддержку императоров, начальствующих, патриархов и епископов, как это происходит и сегодня с ересями папизма [10] и экуменизма [11] — куда более опасными, ибо они ниспровергают все вероучительные догматы в целом, превращают божественное учение Евангелия в обычное человеческое учение, отказываются от Богочеловека Христа и Святых отцов Церкви, утверждая непогрешимость Римского первосвященника и почитая за истину ту кашу заблуждений, которая варится в котле Всемирного Совета мнимых церквей. Это будет весьма поучительно для тех, кто делает вид, что не замечает опасности, для ≪серьёзных≫ духовников, соблазняющих или ставящих в затруднительное положение своих духовных чад, которые оказываются более зрячими и, смотря на происходящее глазами Святых, начинают сомневаться в правильности духовного руководства. Святые, разумеется, заслуживают большего доверия, чем любые старцы и духовники, не выступающие против ереси, не стремящиеся обнаружить её и низложить.

Итак, Преподобный вторично оставил в пустыню и пришёл в Александрию, лишённую своего православного епископа и патриарха Афанасия Великого, постоянно гонимого и находящегося в ссылках. Окормлением православной паствы в его отсутствие занялись еретики-ариане, лжепастыри, подобные нынешним экуменически настроенным патриархам и епископам. Антоний Великий, как свидетельствует его ≪Житие≫, и в отношении веры ≪был весьма чуден и благочестив≫. ≪Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами [12], зная давнее их лукавство и отступничество, не беседовал дружески с манихеями [13] или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками - вред и погибель душе.

Гнушался также и арианской ересью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их зловерия≫. Когда его однажды посетили некие ариане, упорствовавшие в своём заблуждении, он после беседы с ними, убедившись в их нечестии, прогнал их с горы, на которой подвизался, ≪говоря, что речи их хуже змеиного яда≫. Данное место ≪Жития≫ со всей определённостью указывает нам на то, как должны строиться наши диалоги и прочие отношения с еретиками, а вместе с тем даёт понять, в какой мере установленные Отцами границы разрушаются сегодня экуменистами, которые обнимаются с еретиками, целуют их, приветствуют, как благочестивых единоверцев, не помышляя о том, чтобы прогнать их и удалить от себя, ни даже о том, чтобы наставить их на путь истины и помочь вернуться в Православие. Современные диалоги ведутся ≪на равных≫. Уравниваются ложь и истина, правая вера и зловерие. Вести диалог ≪на равных≫ - значит давать лжи равную возможность возобладать над правдой, значит сомневаться в истине и искать её. Святые отцы вели иные диалоги - подобные диалогу Христа с самарянкой, диалогу Апостолов с иудеями и язычниками. Их суть - призыв обратиться к истине, присоединиться к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Вот истинное единство и истинный мир, всё прочее — псевдоединство, псевдомир и псевдодиалоги.

4. Поразительное видение преподобному Антонию относительно еретиков. Бессловесные животные вокруг Святого Престола

Однажды преподобному Антонию было поистине страшное видение по поводу присутствия еретиков в православных храмах. Это видение объясняет и ярко иллюстрирует причину, по которой Святые отцы соборными постановлениями запрещают еретикам входить в православные святилища и участвовать с православными в совместных молитвах и богослужениях. Еретики, не принимающие учение Церкви, Апостолов и Святых отцов, находятся под воздействием демонов и их отца - диавола, внушающих им ложные мысли. А посему учение их ≪так же бесплодно, неразумно, лишено правого смысла, как и бессловесные мулы≫.

Преподобный пришёл в великий трепет, когда Бог показал ему в откровении ариан в образе мулов, окружающих Святой Престол, лягающих его и оскверняющих. Его печаль и сокрушение были таковы, что он разразился слезами.

Подобным образом сокрушались и рыдали многие благочестивые христиане, когда видели ересиарха-папу, входящим в фанарский Храм Святого Великомученика Георгия [14] (исключённого Ватиканом из числа Святых!) и оскверняющим его. Мы уверены, что если наши патриархи, архиепископы и епископы прочтут об этом видении и если будут, как православные, подражать житию и следовать учению Святых, то они непременно положат конец совместным с еретиками богослужениям, ≪неделям общей молитвы≫, обмену делегациями по случаю престольных праздников и другим подобным деяниям. В противном случае и они будут сопричислены к тем, относительно которых было видение Преподобному.

В ≪Житии≫ Антония повествуется, что однажды, занимаясь рукоделием, он пришёл как бы в восхищение и во время видения сильно вздыхал. По прошествии некоторого времени, повернувшись к находившимся рядом монахам, воздыхая и трепеща всем телом, он начал коленопреклоненно молиться. Старец долго оставался в таком положении, когда же поднялся с колен, стал плакать. Монахи, исполнившись великого страха и трепета, пожелали узнать, что он видел. Они долго донимали его просьбами, пока, наконец, не вынудили признание. Глубоко воздохнув, Преподобный произнёс: ≪Лучше, чада, умереть, пока не исполнилось видение. Гнев постигнет Церковь, будет она предана людям, которые подобны скотам бессловесным. Ибо видел я трапезу храма Господня и кругом нее отовсюду стоящих мулов, которые били в неё ногами, как обыкновенно делают бесчинно прыгающие и лягающиеся скоты≫. ≪Вы, конечно, приметили, - продолжал он, - как воздыхал я, ибо слышал голос, говорящий: "Осквернен будет жертвенник Мой"≫. ≪Такое видение было старцу, - говорит святитель Афанасий. - И через два года открылось у нас нынешнее нашествие ариан и расхищение церквей, когда ариане, с насилием похищая церковную утварь, носить её заставляли язычников, когда язычники принуждаемы были оставлять свои работы и идти в собрания ариан, где те, в присутствии язычников, делали на святых трапезах, что хотели. Тогда-то все мы поняли, что ляганием мулов предуказано было Антонию то именно, что теперь, как скоты, неразумно делают ариане. После же того, как было Антонию это видение, ободрял и утешал он бывших при нём, говоря: "Не унывайте, чада; как прогневался Господь, так и исцелит опять. И Церковь вскоре восприимет снова благолепие своё и обычную ей светозарность. Тогда увидите, что гонимые будут восставлены, нечестие снова удалится в норы свои, а благочестивая вера повсюду возвещаема будет со всею свободою. Не оскверняйте только себя с арианами, потому что не Апостольское это учение, но бесовское, ведёт начало от отца их диавола и, лучше сказать, так же бесплодно, неразумно, лишено правого смысла, как и бессловесные мулы"≫.


Послесловие

Вот уже многие десятилетия гнев Божий бичует Церковь. Папизм и экуменизм торжествуют. В те времена Афанасий Великий и другие Отцы осознали опасность, на которую указывало видение преподобного Антония. А ныне на наших глазах оскверняются храмы и алтари совместными молитвами и литургиями с ≪бессловесными≫ еретиками. И мы, поддерживая и одобряя это сквернодействие, ≪лягаемся≫ вместе с ними во Святая Святых. Происходящее во время совместных экуменических молений —то, что творилось, например, в Канберре на Ассамблее Всемирного Совета ≪Церквей≫ [15], или сослужение со ≪священниками≫-гомосексуалистами, дерзающими брать в руки священные сосуды, с женщинами-≪епископами≫ и ≪священницами≫, и прочая подобная мерзость - всё сие являет собой зрелище ещё более ужасное, чем-то, которое предстало некогда духовным очам Великого Антония. Церковь сможет обрести свою былую красоту только в одном случае — если будет неукоснительно следовать завету Преподобного: ≪Не оскверняйте только себя с арианами≫, - если мы не замараем себя общением с папизмом и экуменизмом, с филокатоликами и ≪православными≫ экуменистами. Из-за того, что до сих пор мы не проявляли здесь должной самоотверженности и решительности, Бог продолжает изливать на нас Свой гнев - продолжается пленение православных всеересью экуменизма. До каких пор все мы, епископы, иереи, монахи и миряне, будем позволять ≪бессловесным животным≫ - еретикам - лягать и осквернять святыни Православия? Пока мы бездействуем и находим себе оправдания, мерзость запустения будет стоять на святом месте [16].


Примечания:

1 Антоний Великий (ок. 250-356) - раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества, святой Православной Церкви. День памяти — 17/30 января. - Прим. ред.

2 Афанасий Великий (293-373) - архиепископ Александрийский, святой, Отец Церкви, известен борьбой с арианством и твёрдой непоколебимой верой. Дни памяти -18/31 января и 2/15 мая. - Прим. ред.

3 См.: Мф. 4:16. - Прим. перев.
4 См.: Ин. 4:6. - Прим. перев.

5 См.: Ин. 8:12. - Прим. перев.

6Максимиан (240-313) - римский Император в 286-305 и 307-310 гг.; соправитель Диоклетиана (до 305 г.); поддерживал его реформы. - Прим. ред.

7 Константин I Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, ок. 285-337) - римский Император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь. В 324-330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византии. Почитается как Святой в лике равноапостольных. Память совершается 21 мая/3 июня. - Прим. ред.

8 Ср.: 1 Фес. 4:9. - Прим. перев.

9 Арианство - течение в христианстве в IV-VI вв. Его зачинатель - священник Арий (t 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из догматов христианской Церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына. По учению Ария, Христос как творение Бога Отца - Существо, ниже Его стоящее. Арианство осуждено как ересь Церковными Соборами 325 и 381 гг. - Прим. ред.

10 Папизм - течение, пропагандирующее установление политической власти папы Римского. - Прим. ред.

11 Экуменическое движение - движение, возникшее первоначально в протестантстве, за объединение всех христианских Церквей. Руководящий орган - Совет Церквей (с 1948 г.). - Прим. ред.

12 Мепетиане - сторонники Мелетия, епископа г. Ликополя (t 326), который отказался признать служение священников, ≪не выдержавших испытания≫ во время гонения христиан. Мелетинское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев. - Прим. ред.

13 Манихеи - сторонники манихейства - религиозного учения, основанного в III в. Мани, который по преданию проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тысячелетии н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси. - Прим. ред.

14 Фанар - греческий квартал в северо-западной части Константинополя, на берегу Золотого Рога. Здесь находится резиденция Вселенского патриарха и патриарший соборный Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия. - Прим. перев.

15 VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей проходила в Канберре 7-20 февраля 1991 г. под девизом: ≪Прииди, Дух Святый, обнови'всё творение≫. - Прим. ред.

16 Ср.: Мф. 24:15; Мр. 13:14; Дан. 9:27. - Прим. перев.

http://www.ortho-hetero.ru/index.php/theology-aecum/1151

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Елена Бруйло »» | 10.04.2013 02:18
  
-5
Уважаемый Борис. Рискну предположить, что позиция в отношении еретиков Антония Великого - позиция безукоризненно верная, но в ней часть правды Божьей, а не вся правда. Как в разных приходах и даже в пределах одного собора встречаются многие и очень разные батюшки, каждый со своим подходом - один суровый и непримиримый, другой - будто сердцем тебя обнимает и вместе с тобой о твоих грехах плачет. Третий этакое слово найдёт, что обидно и больно, но понимаешь, что слово то - твоё лекарство, необходимое тебе именно в этот момент жизни. И каждый из них - инструмент в Божьих руках, которым твои язвы врачуются в зависимости от обстоятельств и от состояния души. И в каждом правда Божья.

Ведь правда Антония Великого не отменяет правды других, которые в веру православную обращали не словом и не спором, а терпением и смирением и любовью ко всякому приходящему к ним. Простите, что не опираюсь на документальные свидетельства и не делаю сноски. По рассеянности не вспомню источники. Но, думаю, должно быть достаточно уже упоминания о беседе Господа с самарянкой у колодца.
  
#2 | Борис Шварев »» | 10.04.2013 04:59 | ответ на: #1 ( Елена Бруйло ) »»
  
5
Елена,смотрите мнения других Святых Отцов Церкви Православной против папства,их много,читайте:

О католичестве и папстве. Ответ филокатолику Эдуарду.
http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_7802_1/topic_6811_1/

≪Папизм-не ересь и не схизма≫-заявляют филокатолики(Прот. Феодор Зисис. Битва за Православие)
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6861/

Антипапист Святитель Григорий Палама и филопапистический бред экуменистов(Протопресвитер Ангелос Ангелопулос, Пирей)
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6862/

По вопросу же "о беседе Господа с самарянкой у колодца",свт. Марк Эфесский,как и другие Святые Православной Церкви,прекрасно знали и духовно понимали этот Евангельский эпизод,надеюсь что вы поймёте нижереченное:

Свт. Марк Ефесский – Схоларию:

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее»
(Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами).
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU