О неосуждении


Архимандрит Рафаил (Карелин)
Путь христианина. Проповеди


О неосуждении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святые Отцы указали нам различные пути ко спасению. Каждый из них обладал особыми добродетелями: преподобный Макарий Великий – смирением; авва Агафон – даром рассуждения; преподобный Сисой – огненной молитвой, во время которой сияло как солнце его лицо, и даже пальцы рук светились, будто унизанные горящими свечами; преподобный Ефрем Сирин – покаянным плачем; преподобный Моисей Мурин – милосердием, заботой о престарелых и больных монахах. Одни служили Господу в безмолвии и уединении, предстоя Ему в молитве за весь мир, другие служили Богу в лице человека – своего ближнего.

Много путей ко спасению, но какой из них самый легкий? Можем ли мы спастись без особых трудов, без изнурения своего тела? Есть ли такой путь?

Да, есть! Есть такая лестница от земли до неба: один конец ее всегда у наших ног, а другой – у престола Божия.

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братий и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его. И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братия, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость. Когда он немного очнулся, братия спросили: «Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?» И умирающий, собрав последние силы, отвечал: «Братия, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия – лист, сверху донизу исписанный моими грехами; они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» – и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошел ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братия, – продолжал он, – после принятия монашества я не осудил ни одного человека!» «Братия, – сказал он еще, – вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого». И так он почил смертью праведника.

Братия и сестры! В сегодняшнем Евангелии содержится притча о том, как некий богатый и добрый человек простил рабу своему огромный долг – тьму талантов, то есть десять тысяч талантов, что равно множеству килограммов золота, сумму, которой не владели тогда даже князья и цари (Мф. 18, 23–35). Этот несчастный бросился умолять господина, чтобы тот простил ему, и господин по милости и доброте своей отпустил ему долг. Но вот тот же человек встретил своего товарища, который был должен ему незначительную сумму, и стал требовать возвратить ее. Должник просил его немного подождать, пока он соберет деньги, но тот был неумолим. Узнав о таком немилосердии, господин разгневался и, хотя перед тем простил ему долг, повелел бросить его в темницу и держать там до тех пор, пока он не выплатит все до последней копейки.

Что означает эта притча?

Господин – это Сам Господь, рабы – это мы. У нас перед Господом огромный долг, уплатить который мы не в силах. Этот долг – наши грехи, совершенные из-за непокорности воле Божией. Братия и сестры! Каждым грехом своим мы оскорбляем величие Божие. Апостол Павел говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). А мы оскверняем этот храм своими грехами, разоряем его. Достоинство, совершенство Господа бесконечно, поэтому и оскорбление, которое мы наносим Богу, совершая грех, – огромно. Далее, ничтожно малый долг в притче – это несправедливость людей к нам. Господь благоизволил по милости Своей как бы уравнять Себя с людьми, Он сказал: «Если вы отпустите ближнему грех, то и Я отпущу вам долги ваши; вы простите – и Я прощу; вы не судите – и не будете судимы». Братия и сестры, в Священном Писании, в «молитве Манассии», сказано: «Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе...» Св. Димитрий Ростовский говорит: «Все люди грешны, даже праведник пять раз в день падает и встает, как написано в притчах», – конечно, падение его, может быть не как наше, но падение где-то в мыслях, в глубине сердца: «Никто не чист от греха, хотя бы прожил на этой земле один день». А как же Священное Писание говорит, что Авраам, Исаак и Иаков не согрешили пред Господом? Неужели же Писание ошибается? «Нет! – говорит святой Димитрий Ростовский. – Авраам, Исаак и Иаков не имели злого чувства ни к кому, они всех прощали, они не судили никого, они не желали несчастья ни одному человеку – даже врагам своим. Они не погрешили пред Богом грехом злобы».

Однако некоторые говорят: «Если мы будем прощать все грехи, то зло возрастет, грешники будут становиться еще наглее». Но чаще бывает наоборот: когда человеку оказывают милосердие, в душе его пробуждается совесть, а зло только умножает зло. Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал: «Ты зачала ребенка, роды твои будут трудными». Затем обратился к своим служителям: «Дайте ей десять аршин полотна: если она умрет во время родов, то оно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для него». И отпустил женщину, не наказав ее и не дав никакой епитимии. Тогда одна дева, присутствовавшая на суде и жаждавшая, чтоб порок был наказан, закричала: «Этот епископ, наверно, безумный!» На это святой ответил ей: «Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать это безумие, и теперь не желаю расстаться с ним, не променяю его ни на какую мирскую мудрость». То есть он достиг такой степени совершенства, что не видел уже зла в людях. И в данном случае он своим мудрым поступком привел грешницу к глубокому покаянию, напомнив ей о смерти, спас ее душу.

В другой раз пришли к нему братия одного монастыря и стали жаловаться на монаха, который пал так низко, что к нему ночью приходила женщина, и стали требовать от преподобного Аммона, чтобы он изгнал этого монаха, сняв с него иноческие одежды. Епископ отказался: «Я не поверю, пока не смогу убедиться в этом сам». И вот монахи проследили, как блудница зашла в келлию этого несчастного инока, и сообщили об этом епископу – и он сказал: «Пойдемте вместе». Постучались в дверь к монаху; тот, трепещущий от страха, вышел им навстречу. Епископ с братией вошли в келлию. Аммон догадался, что монах спрятал свою ночную гостью под стоявшую в келлии бочку; он сел на эту бочку и сказал монахам: «Обыщите все углы комнаты». Те начали искать, залезли в погреб, но никого, конечно, найти не смогли. Никто из них не посмел попросить: «Встань, Владыко, мы посмотрим под бочкой». Постояв, они сказали: «Мы никого не нашли». Аммон ответил им: «Видите, как вы согрешили? Идите и кайтесь». А сам остался с тем монахом, подошел к нему, не сказав и слова в укор, а только, взяв его за руку с любовью, шепнул ему тихо: «Брат, брат, следи за душой своей, помни, как коротка эта жизнь», – и вышел. Эти слова так поразили грешника, что он тут же дал пред Богом слово никогда больше не согрешать и, прогнав ту женщину, впоследствии стал добрым подвижником и свое спасение приписывал милосердию Аммона: его могли изгнать с позором, и тогда, уйдя в мир, он бы уже совершенно бесстыдно погрузился в бездну грехов.

Но есть и совсем иной пример! В некоем храме служили две девственницы. Служили усердно, с юных лет посвятив себя Богу, они почти не выходили за ограду храма. Но страдали при этом пороком осуждения. Осуждали они богомольцев, осуждали священников, дерзость их простиралась даже до осуждения епископа, как будто диавол держал в руке своей их языки... Во всяком почти приходе есть такие существа – какой-то гибрид между человеком и змеей, если позволите сказать: туловище человека, а голова змеи. Братия и сестры, вы, наверное, сами часто встречались с такими людьми, одержимыми духом злословия и осуждения, но считающими себя борцами за правду...

Епископ той области увещевал сестер, но ничего не помогало. Тогда он дал им епитимью. И вот, находясь под епитимьей архиерея, эти девы заболели и умерли. Так как они всю жизнь посвятили служению в храме, то их похоронили внутри церкви. И что же? Когда шла Литургия и диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите!», то многие из молящихся видели, как две тени выходили из гробницы. Приклонившись низко к земле, как преступники, словно стыдясь даже посмотреть на свет Божий, они выходили тихо из храма – это продолжалось долгое время. Священник понял, что эти несчастные души не имеют места в Церкви Небесной, и потому Господь зримо выгоняет их из храма, но еще – что Он изгоняет их из милости к ним, чтобы видевшие это усилили молитву за них. Он сообщил об этом архиерею, тот пришел в церковь и просил собравшихся, чтобы все встали на молитву; они молились об упокоении сестер. Епископ попросил, чтобы верующие простили этим умершим девам все, что кто имел против них, так как почти все были оскорблены и задеты их языками; и весь народ сказал: «Да простит их Господь». Тогда архиерей подошел к гробнице и прочел разрешительную молитву. После этого во время Литургии тени уже больше не появлялись.

Братия и сестры! Про некоторого святого старца рассказывают, что когда он заночевал в одном селе, возвращаясь в монастырь, то услышал, как селяне бранятся друг с другом, употребляя самые грязные слова. Тотчас он встал на колени и начал горячо молиться. И предстал пред ним Ангел Божий с огромным мечом и сказал: «Этим мечом будут поражены все, кто осуждает ближних своих: блажен ты, что слыша эту брань, которая была попущена тебе в искушение, никого не осудил, а стал молиться! За это благословение Божие будет на тебе».

Неосуждение – вот самый легкий путь ко спасению, и как часто мы забываем о нем! Не только прощение наших грехов, братия и сестры, но даже мера благодати как бы в наших руках, потому что Господь сказал: каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! (Мф. 7, 2). Спасение и благодать – это дар Божий, но условие для принятия его – прощение всех людей. Тот, кто искренне прощает человека и первый идет с ним мириться, тот уже больше никогда в жизни не вспоминает несправедливости, причиненной ему. Кто искренне прощает, тот так же искренне желает добра тому, кого он простил, как лучшему своему другу. А самый главный признак того, что мы простили нашего противника, – мы горячо молимся за него и желаем ему в глубине своего сердца всех благ и в вечной, и во временной его жизни.

Итак, братия и сестры! Как мы хотим, чтобы Господь относился к нам, так и мы должны относиться к каждому человеку!

Аминь.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/christianway/43.html

Комментарии гостей (10)

Всего: 10 комментариеввсе комментарии ( 12 )
#1 | Слава Богу за всё »» | 04.03.2013 14:14
  
6
Лёгким в жизни земной бывают только слова, не подкреплённые жизненным опытом. А для того чтобы никого не осуждать, надо внутренне, умно трудиться в непрестанном покаянии посте, молитве, бдении, безмолвии, день и ночь и продолжать всё это даже до последнего издыхания. И невозможно никакими словами описать, как это трудно. Ни один физический труд на земле, недостоин даже называться трудом, по сравнению с внутренним непрестанным деланием покаяния, которое заключается в том, чтобы видя грехи окружающих тебя людей, обвинять во всем себя и плакать об этом перед Богом, моля Его о прощении и об очищении от мысленного гноя, мысленной проказы, мысленного кала. Всё внутреннее познание, чистота и неосуждение других людей, заключается в познании своих собственных грехов. И чем больше Благодати Святаго Духа человек имеет, тем он больше просвещается, ачем больше просвещается, тем большим грешником себя видит и исповедует пред Богом и смиряется, и перестаёт осуждать других, потому что одного себя считает во всём и за всё виноватым. Это всё познаётся только из личного опыта, а не из вопросов и ответов. Но любой человек, который на самом деле решит последовать этому опыту святых отцов Православной Церкви Христовой, в скором времени убедится на собственном опыте, что это действительно так. А жить становится так легко, когда никого не осуждаешь, кроме самого себя, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Благодать Святаго Духа на Руках такого человека носит и учит его всему, и показывает ему все тайны Божии. Так что некого винить, и некого судить, кроме самого себя, а Бога славить. Аминь. Слава Всемогущему Богу за всё.
#2 | Алексей »» | 04.03.2013 14:23
  
2
" То есть он достиг такой степени совершенства, что не видел уже зла в людях." - ну это еще как понимать. Если понимать "прямо", то получится, не совсем ясно, как это Бог увидел беззакония людей и убил их всех потопом. Тем более, имея в сердце любовь мы автоматически начинаем ненавидеть дела неправедности и любить дела праведности, и тем становимся похожими на нашего Спасителя (как и требует Закон). Возможно это следует понимать так - "не видить зла в людях - смотреть на них с сожалением, желая всем спасения. Так как по своему несовершенству мы можем сильно разгневаться на согрешающего и от сильного гнева согрешить, как написано - "гневайтесь - но не согршайте" - приближенно из Библии". Просто когда говориться подобное простым людям - следует учитывать их общую необразованность и больше пояснять. Спаси Господи!
#3 | Алексей »» | 04.03.2013 14:35 | ответ на: #2 ( Алексей ) »»
  
1
"Научу беззаконников путям Твоим - и нечестивцы к Тебе обратятся" - приближенно из Библии. Но как учить беззакоников, если всех видить праведными? Но мы по своему несовершенству "смотря на зло в людях" можем не совсем правильно к ним относится - в гневе. даже ненависти на них смотреть. Вот недавно произошел случай с Оксаной Макар, которую изнасиловали а потом сошгли. Кто скажет, что те, кто это сделал не имел зла? Конечно, это абсурд такое говорить. Да и никто не утверждал, что все люди добрые. Видимо, это как бы "некая вспомогательная притча" в наши тяжкие времена. Как сказали апостолы - "хочешь, мы помолимся - и на них сойдет огонь" - приближенно из Евангелия.
#4 | Слава Богу за всё »» | 04.03.2013 15:33
  
3
Апостолы хотели помолиться и убить людей не пустивших Господа в свой город, но Господь тогда сказал им: не знаете какого вы духа, Я пришёл для того чтобы спасать людей, а не губить их. А в псалме:научу беззаконные путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся: это надо понимать как пророчество о том, что это нас Христос научит пути Божьему и это мы обратимся к Богу, к Любви. Ведь только Любовь побеждает зло и тьму, и неверие, и все болезни, и все проблемы решает и всех смиряет, но не сразу. А про то, что кого-то убили или замучили, зачем говорить и возмущаться этим, когда смерти то нет. Господь даёт человеку Рай, Царство Небесное, Жизнь Вечную таким способом и образом каким Сам хочет, а не таким, каким хочет человек. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь. Слава Богу Спасителю за всё.
#5 | Алексей »» | 04.03.2013 16:20 | ответ на: #4 ( Слава Богу за всё ) »»
  
0
Совершенно верно. Только нечестивые как были до Христа, так себе остались и после Его ухода. А так как апостолы "смотрели на зло в людях" - то у них и вызвало возмущение, и они хотели погубить тех людей. Хотя сосбо себя проявил в этом пророк Иона...
#6 | Алексей »» | 04.03.2013 16:25 | ответ на: #4 ( Слава Богу за всё ) »»
  
2
" А про то, что кого-то убили или замучили, зачем говорить и возмущаться этим, когда смерти то нет. " - потому что то зло (убийство) и у Любящих Бога людей не может не вызывать возмущения. Только надо верно сие понимать и не доводить поучения мудрых до абсурда.Фарисеи например прославились тем, как они Заповедь добрую о субботе превратили непонятно во что. Так и слова святых не нужно превращать непонятно во что. А если вы убийство называете добром... Или говорите - "не знаю"... Спаси Господи!
#7 | Алексей »» | 04.03.2013 16:43 | ответ на: #4 ( Слава Богу за всё ) »»
  
-3
А на счет того монаха... Может быть он тайно пожил с той женщиной еще а потом понял, что монашество не для него, ушел в мир и женился бы на той женщине и оба были бы счастливы (конечно, если бы покаялись в содейнном грех блуда). Может быть для того человека путь монаха был более плохой, чем путь женатого человека... То и старец не торопился его обличать. Сложная ситуация... Ведь тот монах дал обет Господу...
#8 | Алексей »» | 04.03.2013 17:14 | ответ на: #7 ( Алексей ) »»
  
2
Но тут есть другая сторона - мы должны возненавидеть беззакония и возлюбить праведность, как наш Учитель. Наш Учитель тоже обличал фарисеев и учил народ. Но если мы перестанем ненавидеть беззакония - то это сам по себе уже грех. Но представте себе, если бы Учитель обличал апостолов на каждом шагу - то сделал неправльно, не так подумал, не так посочувствовал, не так сильно возненавидел беззаконие, как нужно ненавидеть... Но Спаситель не обличал апостолов на каждом шаге. Но обличать нужно - "если послушает тебя брат - приобрел ты брата (видимо для Царства Небесного)" - приближенно из Библии. Спаси Господи!
#9 | Алексей »» | 04.03.2013 17:34 | ответ на: #8 ( Алексей ) »»
  
2
Так припомнил еще случай и задумался. Пророк был послан к Давиду не после того, как он согрешил с женой Урии (хотя можно было и заранее, не допустив греха прелюбодеяния), но после того, как Давид убил Урию руками Хиттеян (видимо, он убил не потомучто хотел жениться на его жене, а потомучто хотел скрыть грех прелюбодеяния, так как до этого он специально прислал за Урией, чтоб он побыл со своей женой, чего Урия не захотел). Почему Бог не послал пророка раньше для обличения Давида? Видимо, Господь хочет нас научит ненавидеть беззакония и любить праведность. А не тому, чтоб мы как бы "под палкой" ходили по указанию. Но все же в нужные моменты Господь делает обличения и "наказывает как отец сына своего", "кого Господь любит - того и наказывает".
#12 | владдимир веселов »» | 11.03.2013 11:02
  
2
Иисус Христос- Истины Излагал Сам Устами Своими Ходил Рассказывал Истины Сеял, Тебе ОТЕЦ Сам.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites