До чего доводит раздражительность (+ Видео)


До чего доводит раздражительность (+ Видео)

‘Перед глазами всё становится каким-то сине-фиолетовым, я теряю ориентацию во времени, в пространстве, меня заливает каким-то огнём, и я начинаю кричать. Я ничего не понимаю, что я кричу, я кричу просто вне себя. А со стороны наблюдаю и думаю: неужели это я? Неужели я на это способен?’

Почему мы раздражаемся? Чем опасно раздражение для нас и для тех, кто рядом? Как сдерживаться? Об этом — протоиерей Андрей Юревич.


Протоиерей Андрей Юревич

Раздражительность, если использовать систему сортировки грехов, по степени своей – невысокий накал. Градус не очень высокий. Раздражительность – это первая стадия гнева. Гнев серьёзнее, чем раздражительность.

Разгневавшись, человек может много чего натворить. Например, в состоянии раздражительности человек всё-таки относительно себя контролирует. А в гневе – может выйти из себя так, что совершенно не будет контролировать себя, полностью потеряет над собой всякую власть. И тогда он находится уже полностью во власти демонической.

И в смысле гнева, раздражительности начинается очень серьёзный разговор о вторжении демонической области в нашу жизнь, в нашу душу. Мы испытываем давление самых настоящих бесов. Прямо надо об этом говорить. Происходит некоторая одержимость. Они нас держат. Хватают и держат. И человек выходит из себя, становится полностью в их власти.

Я знаю людей, которые рассказывали свои ощущения, возникающие во время гнева. «Перед глазами всё становится каким-то сине-фиолетовым, я теряю ориентацию – во времени, в пространстве, меня заливает каким-то огнём, и я начинаю кричать. Я ничего не понимаю, что я кричу, я кричу просто вне себя. А со стороны наблюдаю и думаю: неужели это я? Неужели я на это способен?» И в то же время человек так поступает.

То есть такое раздвоение личности происходит. Это самое настоящее в этот момент беснование с человеком, находящимся в таком гневе.

А раздражительность — это, скажем, склонность человека по пустякам, а может быть, не только по пустякам, по каким-то серьёзным причинам, сразу же впадать в ворчание, в брюзжание, как самое маленькое. А потом уже постепенно вспыхивать.

Вспышки эти становятся всё больше и больше. Гнев начинает проявляться. И, в конце концов, следующий этап — вот так выходить из себя и терять полностью всякий над собой контроль. Человек – как пьяный. Потом, когда он успокоится и обратно в себя войдёт, он вспоминает и думает: «Что я натворил?»

photosight.ru. Фото: Александра Nail

Раздражительность – это халатное и извиняющее к себе отношение. То есть человек себя извиняет, прощает. «Ничего страшного, меня потерпят. Всё обычно, всё как со всеми. Всё как всегда. И вообще, я не плохой человек. Подумаешь, на кого-то где-то цыкнул, покричал, ругнулся. Ничего страшного в этом нет». То есть человек относится к себе очень снисходительно, любя себя. Раздражительность – проявление эгоизма и себялюбия.

Бывает, виновата физиология – недосып, стрессы. Тело, душа, дух, нервы, эмоции – всё это очень соединено в человеке. Но надо как-то уметь терпеть.

Конечно, мы срываемся на близких. А на кого же ещё? Мы перед близкими раскрываемся.

Смотрите, взять пример одежды. Вы же не будете в ночной рубашке ходить по городу? Хотя сейчас вообще одеваются как попало, могут и вообще голые ходить. Но это уже аномалия. У обычного, нормального, стандартного приличного человека всё-таки есть понятие «выходная одежда». Человек готовит себя к тому, чтобы показаться на публике. А дома?

Вот я постоянно хожу по домам, и иногда застаёшь человека врасплох без предупреждения. И смотришь – во что попало одет дома. Кто просто в трусах, кто в кальсонах, даже перечислять не буду, можно до неприличия дойти. Почему? Да потому, что там все свои. Потому что перед своими – обнажаешься. Своё неглиже не стыдно показать. А перед чужими стыдно.

Точно так же и в характере. С чужими людьми мы всё-таки себя немножечко контролируем. А перед своими – можно распоясаться, они же свои. Пусть терпят меня, какой я есть. Я же муж. Я жена. Я отец или я зять…

Здесь может быть ещё какое извинение? Что человек от близкого хочет сострадания, сочувствия, участия, понимания, но порой не способен, может быть, спокойно это высказать, а высказывает раздражением.

Надо учиться. Общение – это же целая наука.

Понятно, что не будешь раскрываться и просить помощи у первого встречного, если тебе плохо, если ты находишься в состоянии стресса. Человек приходит домой и словно распускается. А опять же, надо бодрствовать, бдить, всё время за собой следить. Война, духовная брань.

До чего доводит раздражительность?



Подготовила Оксана Головко

Источник: http://www.pravmir.ru/do-chego-dovodit-razdrazhitelnost/

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 14.12.2012 13:02
  
5
Рецепт от раздражительности (+ ВИДЕО)


Как бороться с раздражительностью в семейной жизни? На этот вопрос отвечает протоиерей Максим Козлов.

В семейной жизни? Да кто бы знал! Да будто я могу дать такой совет, с помощью которого можно будет бороться с раздражительностью. За две тысячи лет не придумали такого совета!

Иногда выручает, серьезно, перед тем как сделать какое-то замечание близким, внутри, в душе за них помолиться. Если ты об этом сможешь вспомнить перед тем, как с большой любовью сказать супругу или супруге: «Пожалуйста, все же, убирай обувь вон на ту полочку, которую я для тебя приколотила». Или: «Родная, вот эта сковородка стоит непомытой с субботы прошлой недели, не могла бы ты в свободную от ученых занятий минуту взять, полить на нее немножко Фейри и потереть щеткой».

И вот если ты с большой любовью и молитвенным благорасположением к человеку так сделаешь, то да, это будет борьба с раздражительностью.

В иных случаях, не скажу, что более реалистично, но на каком-то другом уровне бытия, помогает то, что ты отказываешься от внутренней иллюзии. Прими жизнь, то, что этот человек с тобой, что это твои дети, твои теща или твой свекор. Они у тебя есть, других не будет, во всяком случае, не должно быть у тебя других. Что ж с ними все в клинч-то входить?

Все равно или ты ей, или она тебе будет закрывать глаза, до того приносить лекарства в постель. Ну, не оказаться же таким мужем и женой как в «Елене» Звягинцева! Когда она его в гроб отправляет после лет параллельного существования. Не хотим же мы, если отвлечься от этой крайней кинематографической ситуации, оказаться просто пассажирами в одном троллейбусе, которые, конечно, куда-то едут, но которым друг до друга, начиная с какого-то возраста, дела нет.

Даже по любви к себе – все же ближнего надо любить как самого себя – этого не хочется. Но не хочется – тогда восприми другое Евангельское слово, что надо поступать с другими так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали.

Рецепт от раздражительности



Записала Тамара Амелина

http://www.pravmir.ru/recept-ot-razdrazhitelnosti-video/
#2 | Лидия Новикова »» | 16.12.2012 08:07
  
1

Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев



Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.

Истоки гнева и раздражительности

Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.


Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».


Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».


Если обидели нас


Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Ольга Рожнёва

http://www.pravoslavie.ru/put/58095.htm
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU