Сергей Есенин - русский поэт.


Биография Сергея Александровича Есенина.

Поэт родился в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьян. В 1904 году начал обучение к Константиновском земском училище, затем обучался в церковно-учительской школе.

Есенин приехал в Москву осенью 1912 года и поступил на работу в книжный магазин, продолжил работу в типографии И.Д. Сытина.

В 1913 году будущий поэт поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет. Продолжал работу в типографии, что способствовало общению с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Первые стихи С. Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирою».

В 1915 году поэт из Москвы перебрался в Петроград, где читал свои произведения Блоку, Городецкому и многим другим известным поэтам того времени. В то же время Есенин сблизился с «новокрестьянскими поэтами». Годом позже, в 1916 году, поэт издал первый сборник стихов «Радуница», который принес ему известность. Организовывал вместе с Николаем Клюевым выступления в «народных» одеждах. В числе прочих значатся также выступления в Царском Селе перед Императрицей и ее дочерями.

До 1917 года Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Каннегисером, который впоследствии убил председателя Петрограской ЧК Урицкого.

В 1918-1920 годах Есенин активно участвовал в кружке имажинистов .

В 1921 году поэт отправился в путешествие в Среднюю Азию, посетил также Урал и Оренбуржье. 2 месяца гостил в Ташкенте у друга-поэта А. Ширяевца. Выступал перед ташкентской публикой, читал стихи в домах своих друзей и на поэтических вечерах.

По наблюдениям очевидцев, Есенин любил бывать в старой части Ташкента, посещать чайханы, слушать местный фольклор.

Осенью 1921 года С. Есенин познакомился с танцовщицей Айсидорой Дункан. Свадьба прошла через полгода. После свадьбы пара отправилась в длительное путешествие по Европе и США. Около полутора лет провел Есенин в Штатах. Газета «Известия» опубликовала труб поэта об Америке «Железный Миргород».

Вскоре после аозвращения на Родину Есенин и Дункан разошлись.

В одном из последних произведений («Страна негодяев») Есенин очень резко отзывается о нынешнем руководстве страны, чем вызывает повышенный интерес к свой персоне со стороны правоохранительных органов. Во многих печатных изданиях стали появляться критические заметки о поэте, обличающие его в пьянстве, драках и иных антиобщественных поступках. Но стоит признать, что Есенин иногда давал поводы для подобных обвинений…

В 1925 году С. Есенин женился в последний раз на Софье Толстой, внучке Л.Н. Толстого. Но брак не оказался удачным.

В конце 1925 года жена Есенина договорилась о госпитализации поэта в платную неврологическую клинику. Об этом знали лишь несколько самых близких поэту людей.

Существует две версии причин госпитализации С. Есенина. Первая — лечение депрессивного состояния, в том числе и алкогольной зависимости, вторая — постоянное наблюдение правоохранительных органов (мнимое или реальное). Именно вторая причина заставила поэта в обстановке спешки и тайны покинуть клинику и перебраться в Ленинград.

28 декабря 1925 года тело С. Есенина нашли в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». Поэт был повешен на трубе парового отопления. Последнее стихотворение было написано кровью в этой же гостинице – «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

По официальной версии Есенин совершил самоубийство в состоянии депрессии. До 1970-1980 годов других версий не вдвигалось. В это время возникло несколько новых версий. В их числе убийство поэта в с последующей инсценировкой самоубийства: в корыстных целях, на почве ревности, убийство сотрудниками Объединенного государственного политического управления (ОГПУ).

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «…опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).

В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы против неё. Версия убийства Есенина троцкистами была представлена создателями телесериала «Есенин».

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Эх вы, сани! А кони, кони!

Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.

Ни луны, ни собачьего лая
В далеке, в стороне, в пустыре.
Поддержись, моя жизнь удалая,
Я еще не навек постарел.

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.

Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку,-
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка,
А в полуночную тишину
Разговорчивая тальянка
Уговаривала не одну.

Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.

Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.


http://www.sa-esenin.org/

Комментарии участника: Валерий (14)

Всего: 14 комментариеввсе комментарии ( 40 )
#1 | Валерий | 26.03.2011 08:03
  
0
Прошу не считать меня троцкистом, только позвольте напомнить, что Лев Троцкий был единственным из «вождей» пролетарской коммунистической революции, который решился откликнуться на смерть поэта, покончившего с собой из-за неприятия революции, поэта, «несродного» революции.
Даже Киров, который встречался с Есениным в Баку, промолчал, Бухарин назвал поэзию Есенина припудренной матерщиной, а будущий генсек К.У. Черненко, будучи комсомольцем, получил выговор за увлечение стихами поэта Есенина, который воспевал березки и не звал к победе революции..
#3 | Валерий | 26.03.2011 11:56
  
0
За последние годы произошла некоторая демонизация Троцкого, и были реабилитированы некоторые "троцкисты".
Но с другой стороны, если учесть, что пишут о Троцком в современной России, то можно отметить, что Льва Давидовича, продолжают «мочить», и иной раз даже сильнее, чем в сталинскую эпоху. Даже Сталин не додумался обвинить Троцкого в тех греха, в которых обвиняют «демона революции» его современный противники. Оказывается на VI съезде партии, воспользовавшись отсутствием Ленина, в партию большевиков проникли агенты мирового сионизма во главе с Львом Троцким, оказывается, по приказу Троцкого был убит поэт Сергей Есенин….
#5 | Валерий | 26.03.2011 18:39
  
0
Я понимаю, что тема не о Троцком, а о Сергее Есенине.
Однако, зачем замалчивать в этой теме тот факт, что именно Троцкого обвиняют в организации убийства Есенина?
#7 | Валерий | 26.03.2011 20:30
  
0
/ его убрала существующая в то время власть.... А кому она принадлежала мы знаем. /
Мне известно, что в декабре 1925 года в Москве проходил XIV съезд ВКП(б), на котором сторонники Сталина отбили нападки «новой оппозиции» на Сталина, т.е. Сталин сохранил за собой власть. Если же власть принадлежала Сталину, то зачем Троцкому надо было организовывать убийство Есенина? .
#19 | Валерий | 28.03.2011 20:09
  
1
В начале 1926 года в Москве стало распространяться как принадлежащее Есенину стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Оно ходило в списках с различными вариантами строк. Хотя поэта не было уже в живых, сестра поэта Екатерина Есенина выступила с опровержением
В апреле 1926 года газеты «Известия» ) и «Правда» поместили письмо Екатерины Есениной, где, в частности, говорилось: «Что касается «Послания Демьяну Бедному», то категорически утверждаю, что это стихотворение брату моему не принадлежит». Советская пропаганда, яростно боровшаяся против "есенинщины", поддержала сестру поэта и автором "Послания..." был потом объявлен неизвестный никому стихотворец Николай Горбачев.
Однако, спор о том, кто же является подлинным автором "Послания..." не утихает до сих пор.


ПОСЛАНИЕ ЕВАНГЕЛИСТУ ДЕМЬЯНУ

Я часто думаю, за что его казнили,
За что он жертвовал своею головой?
За то ль, что враг суббот, он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?

За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?

За то ли, что себя на части разорвав,
Он к горю каждого был милосерд и чуток.
И всех благословлял мучительно любя, -
И маленьких детей и грязных проституток?

Не знаю я, Демьян в Евангелье твоём
Я не нашёл правдивого ответа
В нём много бойких слов, ох, как их много в нём,
Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Не признаю религии раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба, -
Я верю в знание и в силу человека.

Я верю, что, стремясь по нужному пути,
Здесь, на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти
Воистину к божественным пределам.

И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос –
Далекий миф, - мы это понимаем, -
Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пес,
На всё и вся захлёбываться лаем.

Христос, сын плотника, когда-то был казнён,
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил его: «Кто ты?» - ему ответил он:
«Сын человеческий», - а не сказал: «Сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И не было его в стране Пилата.
Так что ж из этого? Не надобно подряд
Плевать на всё, что в человеке свято!

Ты испытал, Демьян всего один арест,
А всё скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что, когда б тебе Голгофский дали крест
Иль чашу с едкою цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца,
В последний час, по их примеру, тоже
Благословить весь мир под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был,
Тебя лишь только не хватало.

Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжёлый грех:
Своим дешёвым балаганным вздором
Ты осквернил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось, злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку Демьяновой ухи,
соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где образцовый блуд печатался дублетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу,
А коммунистам мат пошлет при этом.
#20 | Валерий | 28.03.2011 20:13
  
1
Я, думаю что вам будет интересно познакомиться со статьей Александра Лациса «Ищем неизвестного поэта» ( Газета «Книжное обозрение» №39, 28.09.1990)

#22 | Валерий | 30.03.2011 01:57
  
-1
Революция обещала осчастливить людей. Однако, вопреки Блоку, Христа за идеями Революции не было. Это Блок понял несколько раньше Есенина. Есенин не проклинает Революцию, он принимает ее, заявляя «Я - большевик!», и увлеченный порывом масс готов «Задрав штаны, Бежать за комсомолом», однако он тут же задумывается: «не знаю, что будет со мною.../ Может, в новую жизнь не гожусь» и делает свой трагический вывод
«Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

Помните инженера-гидростроителя Карцева из «Братской ГЭС» Евтушенко:

Я трудно грыз гранит гидростроенья.
Я обличал не наши настроения,
клеймя позором галстуки, фокстрот,
на диспутах с Есениным боролся
за то, что видит он одни березки,
а к индустрийной мощи не зовет.

А вот, что сказал Троцкий, который очень любил и ценил Есенина и его творчество:
"Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И так трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, - не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом..."
#23 | Валерий | 30.03.2011 14:09
  
0
Были ли у Есенина шансы пережить 1937 год?
Я думаю, что подобные шансы были ничтожны. Слишком высоко возвышалась голова Есенина среди «сброда тонкошеих вождей» и эту голову обязательно бы срубили.
1925 год, год трагической смерти Есенина, был самым эффективным, в экономическом плане, годом НЭПа. Но это был и год, когда Царицын стал Сталинградом – набирала силу власть «кремлевского горца». Через пару лет Сталин пошлет НЭП к черту и начнет насильственную коллективизацию, которая будет оплачена жизнями миллионов людей. А потом последует смерть Маяковского. Поэт-бунтарь, восставший против Бога и Ангелов, воспевший Маузер и Лубянку, станет очередной жертвой власти.
#25 | Валерий | 31.03.2011 04:15 | ответ на: #24 ( Сергей И. ) »»
  
0
/ А Николая Гумилева Троцкий тоже очень любил?
Сергей, а зачем ставить в этой теме подобный вопрос? Неужели Сталин любил Гумилева?
Николай Гумилев – это другая история. Если Есенин только говорит: «Может, в новую жизнь не гожусь», «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», то Гумилев, в отличие от Есенина, пусть неумело, пусть в наивной форме встает на путь борьбы с властью большевиков. Так, что Троцкому любить Гумилева было не за что. Да, в культурном отношении Троцкий был гораздо выше Сталина (что позволило ему увидеть талант Есенина), но как политики они отличались друг от друга, как лысый отличается от плешивого. Если бы победил Троцкий, большевистский режим не стал бы менее кровавым – только список расстрелянных был бы другим. и, вполне возможно, что ни Маяковский, а Есенин стал бы выдающимся поэтом советской эпохи. .
#26 | Валерий | 31.03.2011 05:05 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
/ Тема не о Троцком, а о Сергее Есенине. /
Муза истории Клио иной раз создает сложные ситуации. Позвольте обратить внимание на тот факт, что именно те люди, которые поддержали Сталина в борьбе с Троцким, они же и замалчивали имя Есенина.
Если же считать, что Троцкий, вспоминая Есенина лицемерил, то почему никто из противников Троцкого тех лет, не обратил внимание на это лицемерие?...

.
#27 | Валерий | 31.03.2011 07:52 | ответ на: #13 ( Сергей И. ) »»
  
0
/ Сергея Александровича Есенина отпели в церкви. /

Сергей, а можно уточнить, в какой церкви отпевали Есенина: в «тихоновской» или у «живцов»? Вам должно быть известно, что РПЦ в этот период была фактически расколота на «тихоновцев», «евдокимовцев» и «антониановцев». А 1925 год – это и еще год смерти Патриарха Тихона, молитвы которого, как сообщала «Правда», не дошли до Бога, а были перехвачены чекистами.
#29 | Валерий | 06.04.2011 05:06 | ответ на: #28 ( Сергей И. ) »»
  
0
Сергей, я, кажется, задал конкретный вопрос : «можно уточнить, в какой церкви отпевали Есенина: в «тихоновской» или у «живцов»?» А Вы о чем заговорили? Вы, что плохо воспринимаете русскую речь? Это заставляет меня вспомнить о другой правде русской истории – самые непримиримые православные часто были из выкрестов.
#30 | Валерий | 06.04.2011 09:14 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Любой поэт живет в условиях конкретной исторической обстановки.
Что касается Есенина, то последние годы его жизни прошли в годы, когда в партии развернулась жестокая борьба за ленинское наследство. В ходе этой борьбы удар получил и Есенин, оказавшийся, как говориться, без вины виноватым. Лев Троцкий, именно Лев Троцкий, а не Лейба Бронштейн, был единственным видным деятелем партии, который с уважением откликнулся на смерть поэта. Николай Бухарин, в то время, верный лейтенант Сталина, назвал поэзию Есенина припудренной матерщиной. Бухаринская оценка поэзии Есенина пережила Бухарина. Советских людей воспитывали на поэзии Маяковского, «с Лениным в башке и с наганом в руке». Есенина официально не запрещали, но и особо не печатали. Заговор молчания вокруг имени Есенина продолжался вплоть до смерти Сталина. Есенин вернулся «весомо, грубо, зримо» только после смерти вождя…
#38 | Валерий | 27.01.2015 10:57 | ответ на: #36 ( Сергей И. ) »»
  
1
Позвольте заметить, что я обращался на «Вы», а в ответ услышал «ты». Это Вам по чину положено, обращаясь ко мне, «тыкать»?
Плодотворная полемика возможно только с человеком, в позиции которого есть логика.
В Вашем сообщении я не вижу, ни логики, ни смысла. Только одни нелепые, бездоказательные обвинения. Спор с Вами – пустая трата времени. У Вас много амбиций, но мало знаний. Вы даже не знаете, что в 20-х годах РПЦ была расколота.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites