Афон. Молдавская обитель.

16
3 декабря 2012 в 10:45 26000 просмотров 6 комментариев
Cкит (келья) Св. Иоанна Богослова


Заранее оговорюсь. Эту тему на форуме я размещаю только по собственной воле - ни настоятель скита (кельи) Св. Иоанна Богослова на Афоне - иеродиакон Силуан, - ни брат Никодим, не знают об этой моей инициативе.
Еще же, прошу прощение за качество фотографий, альбом (привезенный монахами) не было времени даже отсканировать, поэтому я их по-быстрому сфотографировал на мыльницу. Дело в том, что эти фотографии, вообще, публикуются впервые – их вам не выдаст ни одна поисковая система, так же как и не ответит вам поисковик на запрос о молдавском ските на Святой Горе Афон. Поисковые системы игнорируют их так же, увы, как и игнорируют их наши родные молдавские власти – холодно и бесчувственно.

СКИТ св. ИОАННА БОГОСЛОВА.

27.11.2012. Утром мне звонит мой друг Артур*: У нас есть возможность пообщаться с настоятелем афонского монастыря, как ты смотришь, - в 19:00?
*Артур Ефремов - журналист, учредитель и модератор Международного пресс-клуба «Социальный резонанс».

19:00. Я в условленном месте. Только вместо одного монаха из машины выходят двое в скуфейках. Испрашиваю благословения (о.Силуана я распознал интуитивно). Отче Силуан улыбается и представляет мне своего брата: о.Никодим.

Афон. Молдавская обитель.
ЧАЕПИТИЕ

Пока Артур запаздывает из краткосрочной командировки, рассматриваю альбом и осторожно расспрашиваю нечаянных гостей.

Афон. Молдавская обитель.

Церковь – внешне ничем не отличается от любой сельской молдавской церкви (устлана традиционным молдавским ковром). Расположена она внутри скита таким образом, что братия по переходам попадает внутрь нее, минуя сообщение с природой.

Как избрали путь свой – монашеский, о. Силуан?
- Наш старший с Никодимом брат был священником в сельской церкви. В юности, очень нравились нам красочные службы. После службы в армии мы с братом поехали в Загорск и там, в Троице-Сергиевой лавре устроились трудниками.

*Брат Силуан – настоятель молдавского скита - и брат Никодим (по крови родные братья) уроженцы г. Дрокия (север Молдавии).

Как на Афон попали, ведь это трудное дело – попасть на Афон?

Да нет, не трудно..., теперь не трудно. Важно, чтобы человек был надёжный и, приняв постриг, не переменил своего решения. Тут уж наставник должен быть внимательным, прежде чем принять поспешное решение – и при принятии в монашество, - и отправке на Святую Гору.
В 1979 мы с братом приняли постриг и в скором времени переселились на Афон, в Свято-Пантелеимонов монастырь. А в 1991 году наш игумен спросил нас – не хотим ли мы перейти в молдавский скит (келью) Святого Иоанна Богослова, - который из-за запустения могут отобрать греки. Мы согласились. Когда мы перешли в скит, там жил всего лишь один насельник – старенький монах, родом с г. Унген. Почти все постройки были в плачевном состоянии, полуразрушенные. Кстати, в скиту, за всю его историю, более всего было выходцев из Оргеева (город в центральной части Молдавии).


Небольшое отступление.
Вообще, надо сказать, что оба монаха – и о.Силуан, и о.Никодим были весьма не охочи до слов, - и если о.Силуану, по его статусу, речь просто необходима, (для привлечения внимания элит и общественности к нуждам насельников Афона), то о.Никодим прямо-таки являл собой образ древнего молчальника-исихаста, с колючим взглядом и кротким нравом. И кто знает, увидели ли бы мы этих двух замечательных подвижников, если бы не их монастырские нужды. Да, и целью их визита – не секрет - было изыскание средств, для поддержания на достойном уровне единственной на Афоне молдавской обители.

Не могу не рассказать о кротости обоих монахов... – я вот сейчас пишу слово кротость и у меня мурашки по коже... Мы сидим с вернувшимся с командировки Артуром, рассматриваем альбом, привезенный батюшками с Афона, - на фотографиях монахи рядом с паломниками из Молдавии; среди них глава налоговой службы, лидер ветеранов афганцев и т.д. И тут, Артур, вдруг как вскрикнет: А где же Влад Филат*?
А отец Силуан: А он к нам не заезжал.
Артур, снова: Так ведь он только что был на Афоне.
О.Силуан – Он в Ватопед заезжал. (или Зограф. Простите, если ошибся, пишу по памяти.)
Артур – И что же... он что разве к вам не заехал?
О.Силуан (без тени осуждения, кротко) – Нет.
Тут уж и я опомнился: А Воронин? Он ведь будучи президентом навещал Афон со свитой?
О.Силуан (так же спокойно): Он в Зограф** заезжал... там штандарт Штефана Великого*** хранится...

*Филат Владимир Васильевич – премьер-министр Республики Молдова, только недавно посещал Святую Гору.
**Зограф – болгарский монастырь на Афоне.
***Штефан Великий – (1429 —1504) — господарь, один из самых видных правителей Молдавского княжества. Причислен к лику святых.

Минут пять мы с Артуром сидели обалдевшими: Никто из наших политических руководителей не навестил этот клочок святой молдавской земли на Афоне (будучи там), не говоря уже о тех «маленьких» подарочках, какими, обычно, чествуют в таких случаях иных (братских) служителей..., - но только не наших.
Пока мы с Артуром вот так вот ошарашенные сидели, отец Силуан, поняв наше смущение, пытается изменить русло беседы: А вообще, самые щедрые паломники – это русские, они абсолютно не скупятся на пожертвования, охотно покупают сувениры и просят экскурсий…

Отче Силуан, сколько сейчас насельников проживает в скиту?

- Десять монахов.

И как же вы справляетесь с таким хохяйством?

О.Силуан, расплываясь в улыбке, – Справляемся.

Тут меня охватило легкое волнение, потому что по книгам знаю, что в некоторых обителях братия настолько увлекается облагораживанием внешних красот, что забывает о той главной цели, ради которой подвизались.
(без укора) Батюшка, а вы не сильно ли заботитесь о внешнем?

Батюшка хорошо меня понял и без обид, но со строгостью во взгляде:
- Нет. Сначала - Божие, а потом всё остальное.

(Листаю альбом. Комнатка для паломников.)
Отче Силуан, а скольких паломников вы сможет принять у себя одновременно?

- Вообще, человек двадцать... хотя это очень трудно...
- Почему - трудно?
- Сложно угодить всем... Сильно устаем...
(Отец Силуан смущен и я понимаю, что дело не столько в физической усталости сколько в сохранении молитвенного состояния, которое трудно сохранить при таком количестве любознательных паломников.)

А кто готовит еду у вас?

Батюшка улыбается – Сами.

Я вижу, что батюшка, чего-то недоговаривает и в догонку - Вкусно?
- 9смеётся) Не всегда... Но это и хорошо... Это лучше, чем когда вкусно.

Что выращиваете? Картошечку тоже сажаете?

- Картошку одно время выращивали, но после перестали. Греки привозят дешевую картошку – 10 евро, за мешок - 30 кг. А так, - выращиваем помидоры, перец, баклажаны, зелень... Вот, - указывает пальцем на куст на фотографии – возле сарайчика, киви посадили.

...Хлеб?

- Муку румыны привозят.

А из других монастырей приходя к вам, помочь в том или ином деле?

- Нет. – Улыбается. – В монастырях каждый за себя. На службы ходим друг к другу, это да.

Чем живете, каким ремеслом промышляете?

- Вот мастерская – указывает на фото, - здесь мы ладан готовим...,

Афон. Молдавская обитель.

а вот тут – перелистывает альбом, - наша художественная мастерская. Здесь братия-художники иконы пишут... Организуем выставки, продаем.


В Европу возите?

- Нет, в Россию. Только в Россию. - Батюшка замолчал, задумался, - Европа слаба верой стала...
------------

Я уж и не припомню в каких словах заговорил о политической слабости нынешней России, для того, чтобы отследить последовательность беседы, приведшей нас к рассуждению о путях России, но суть, в общем, такова – батюшка удрученно кивнул мне в ответ головой, как бы сожалея о той отсталости России от Европпы и Америки. Тогда я в сердцах к батюшке: Так, что же не устоит Россия?
Тут уже включился и о. Никодим, вторя о. Силуану, – Наша вера – Православная - очень сильная, очень мощная... Да и пророки говорят о великом будущем России. (о.Силуан утвердительно кивает головой.)

-------------
Я как-то читал, что на Афоне естьочень интересный вид подвижничества – сиромахи. Приходилось ли вам видеть их?

- Да, есть такие. Это – нищие, люди живущие одним днем. Они ходят в обносках растрепанные; всю свою жизнь они скитаются от монастыря к монастырю. Неизвестно, где они спят, как живут, чем питаются. Сиромахи – счастливые, они всю свою жизнь и чаянья всецело посвящают Богу, и только на Него уповают.

А еще я читал о двенадцати старцах афонских – молитвенников за весь Мир, которых мало кому удается увидеть.

- Да, правда. Только сейчас их семеро...


Задаю ужасно некорректный вопрос (Сознательно. Я бы себя потом просто измучил, если б не спросил.). Часто ли бывает, что благодать оставляет вас?

Оба монаха сильно смутились. И всё-таки о.Силуан ответил:
- Когда благодать посещает, монах скрывает от братии своё состояние. – При этом батюшка сделал рефлекторное движение, опустив голову, уткнувшись глазами в пол. (Я здорово обрадовался такому неожиданному открытию, - т.к. воочию увидел, как монахи поступают в таких случаях.)

Еще один вопрос из той же серии, который я не мог не задать: Всегда ли во время службы вы бываете в благом расположении духа?


Конфуза от вопроса на сей раз не было, но и о.Силуан, и о. Никодим взяли паузу, очевидно, пытаясь припомнить такой случай.
- Артур мне: А почему ты спрашиваешь?..
- Я: Потому что ежедневно приходится производить одинаковые действия и произносить заученные речи - и меня интересует: не бывает ли служба подобием некоего спектакля, с исполнением определенной роли, по привычке?
- Нет, - первым заговорил о.Никодим, – Господь не оставляет.
- Да, - подключился о. Силуан, - даже бывает такое, что по тем или иным обстоятельствам пропустишь Литургию, так потом весь день наперекосяк... сразу чувствуешь в душе неуютность.


Благоустройство и благолепие

А вот эту фотку – что снизу – я вообще не хотел размещать здесь. Но вспомнив нашу прощальную с монахами беседу, решил всё-таки оставить – из-за машины попавшей в кадр. Дело в том, что, как-то в разговоре, о.Силуан обмолвился, что у них-де есть два автомобиля - новый и старый. «Новый» монастырский автомобиль (Ситроен конца девяностых. Фото, к сож., нет.) мы уже увидели, а вот старый…


Прощание было очень теплым. Артур досконально изучил все тонкости хозяйственной жизни монахов и их первостепенные потребности, и теперь пришло время ему использовать свой ресурс, в деле помощи родной братии. А уж хватку Артура я знаю…, уж если он поставил пред собой цель, то берегись. :)
А вы - друзья, если не в тягость, призовите, пожалуйста, Господа Бога нашего в помощники – и братии нашей, и Артуру Ефремову, в благих делах их.

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничтоже. Сего ради припадая к Твоей благости, просим и молим тя: рабом Твоим (имена) и всем, зде предстоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинаниих и намерениих. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возвышаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Комментарии участника: Сергей Генов (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 6 )
#2 | Серёга | 03.12.2012 14:28 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Завидую. :)
Мой друг - Артур, меня все обнадёживает, говорит, что у него намечается поездка в скит и - что меня он возьмет с собой в кач-ве фотографа.
Но я, откровенно говоря, не вижу такой счастливой возможности - попасть на Афон, - из-за моей работы. Для меня, на сегодняшний день, это все равно что потерять работу. Отпроситься почти невозможно... Разве что Старица Афонская управит. :)
#4 | Серёга | 03.12.2012 14:39 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Спаси Бог.
Так и сделаю, - как только дело примет реальные очертания.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU