Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники Пергамских (251).
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Мч. Флорентия Солунского (I-II).
Мч. Вениамина диакона Персидского (421-424).
Прп. Никиты исп. (ок. 838).
Мц. Хрисы (Златы) (1795) ( Болг. ).
Возвращение мощей прп. Саввы Освященного из Италии во Св. Град (1965).
Иверской иконы Божией Матери ( принесение в Москву в 1648 г. ).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Св. Ванантия Турского ( Галл. ).
Иконы Божией Матери, именуемой «Зверинецкая».
Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937).
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.
Богослужебные указания
Пятница. Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Ка́рпа, еп. Фиати́рского, Папи́лы диакона, Агафодо́ра и мц. Агафони́ки.
Прп. Вениами́на Печерского, в Дальних пещерах.
МУЧЕНИКИ КАРП, ЕПИСКОП ФИАТИРСКИЙ, ДИАКОН ПАПИЛА, АГАФОДОР И АГАФОНИКА, СЕСТРА ПАПИЛЫ
День памяти: Октябрь 13
Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Сарды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН ПЕЧЕРСКИЙ
Дни памяти: Август 28 (Печер.(Д)), Октябрь 13
Сведения о жизни этого святого можно почерпнуть лишь из надгробной надписи (не позднее XVI-XVIIвв.).Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: Погубиши вся глаголющая лжу (Пс. 5, 7). И тотчас, относя эти слова к себе, сказал: «Если Господь Бог погубит “глаголющия лжу”, то погубит и купцов ложных. А кто из купцов может сказать, что никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он евангельское слово: неудобь богатии в Царствие Божие внидут (Мф. 19, 23). Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на храмы Божии. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским и стал иноком, «угождаючи Господу Богу» до конца своей жизни постом, молитвою, нищетою и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу получить от Него венец вечной награды. Мощи его почивают в Феодосиевой пещере, и, кроме 13/26 октября, память ему общая с преподобными Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь, глас 2
Добр купец бысть, богомудре Вениамине, богатство бо свое тленное раздав, купил еси оным нетленное в Царствии Небеснем, в немже ныне тамошннх благ наслаждаяся богатне, проси нам мира и велия милости.
Кондак, глас 8
Куплю житейскую яко тщетную оставль и шед, купил еси себе многоценен бисер Христа, Емуже во иночестем образе труды и подвиги, безменством же и послушанием, преподобне Вениамине, благоугождая, приял от Него велию и богатую милость. (житие русских святых )
ФЛОРЕНТИЙ СОЛУНЯНИН, МЧ.
День памяти: 13 октября
Святой мученик Флорентий родом был из города Солуня. Будучи христианином и ревнителем истинного благочестия1, он порицал и обличал веру в ложных языческих богов и проклинал служение им. В то же время, наставляя всех истинной вере Христовой, он утверждал в ней христиан и убеждал их исполнять заповеди Божии. За сие, Флорентий взят был на суд к начальнику страны той, но на допросе открыто исповедал веру в Господа Бога нашего Иисуса Христа, а языческих богов называл деревом, камнями, золотом, серебром, медью и железом, бездушными и бесчувственными идолами. Этим он привел в ярость правителя той страны и был осужден им на мучения. Его подвергли жестокому биению, строгали острыми орудиями его тело, после чего он был брошен на возжженный под ним большой огненный костер, в котором он с радостью, молясь и благодаря Бога, скончался2.
МУЧЕНИК ВЕНИАМИН ДИАКОН
Дни памяти: Март 31, Октябрь 13
Святой диакон Вениамин жил в царствование Персидского царя Издигерда1. Обратив в христианство многих Персов – язычников, он был оклеветан, схвачен, подвергнут жестоким биениям и посажен в темницу, в которой провел два года. Один грек, посланный к Персидскому двору, узнав о постигшей Вениамина участи, просил царя отпустить его. Царь согласился исполнить эту просьбу, если Вениамин даст обещание не обращать персов в христианство. Проситель от лица Вениамина дал это обещание. Но Вениамин, услыхав о том, сказал:
– Невозможно мне преложить тот свет, который я воспринял в купели крещения. О, сколь великих мук достоин тот, кто скрыл данный ему талант, или тот, кто умышленно скрывает евангельское учение!
Не перенося сих слов, царь приказал заострить двадцать спиц и вонзить их святому Вениамину под ногти рук и ног. После сего, видя, что святой вменяет себе сии страдания как бы в некую радость, царь подверг его еще большим и нестерпимым мучениям, и, наконец, велел пронзить его толстым суковатым колом, после чего, сей доблестный подвижник предал дух Богу2.
1 Персидский царь Издигерд I царствовал с 399-420 г. При нем мученически страдал учитель и епископ Вениамина диакона, св. Авда (в 418 г.). Память его 3 (16) марта.
2 Святой Вениамин диакон пострадал спустя три года после мученической кончины св. Авды, уже при преемнике Издигерда, сыне его Варахране V, в 421 году.
ХРИСА (ХРИСИЯ, ЗЛАТА) МОГЛЕНСКАЯ, ВМЦ.
Дни памяти: Октябрь 13 (Прославление), Октябрь 18 (Преставление)
Святая великомученица Злата (Хриса) Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии († 1795). Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Дни празднования: 12 февраля 4 апреля 13 октября (Перенесение в Москву)
Обретение Иверской иконы связано со священной афонской землей, но история ее уходит корнями в царствование греческого императора Феофила (IX в.), во времена жесточайших гонений на христиан за иконопочитание. Людей, почитавших иконы, царские слуги предавали пыткам, а сами иконы кощунственно уничтожали.
Иверская икона начинает свою историю от домашнего алтаря благочестивой греческой вдовы, который она всячески оберегала от изуверов и содержала в тайне. Но тайна была раскрыта и царские слуги запросили огромную сумму денег за содержание иконы в доме. Вдова согласилась, только умоляла подождать, чтобы собрать необходимую сумму. Царский стражник, покидая дом вдовы, ударил мечом по ланитам образа Богородицы. И тогда из того раненого места истекла живая кровь. Вдова истово молилась о самоспасении иконы: «Богоматерь, Ты сильна избавить образ Твой от потопления!». У вдовы родилось желание пустить икону по морским волнам. Она понесла ее к морю, но икона не упала на воду, а встала над ней, будто поддерживаемая незримой силой. Далее вдова пожелала добровольно принять смерть за иконопочитание, сыну же своему наказала бежать. Волею судьбы сын попал на Дон, принял там иночество и поведал историю с иконой, спасенной очень необычным образом его матерью. Иноки стали молить Господа о том, чтобы обрести эту икону Богородицы. Однажды они увидели в море большой огненный столб. Видение повторялось неоднократно. Одному из самых непорочных старцев — отшельнику Гавриилу, который питался растительной пищей, усердно молился и не гнушался самого тяжелого труда, Богоматерь чудесным образом поспешествовала пройти по воде «как по суху» и принять икону. Конечно, это была та самая икона, которую вдова доверила волнам и Богоматери.
Благодарные иноки построили храм для чудотворной иконы и дали ей имя — Иверская. По преданию, явление Иверской иконы свершилось 31 марта, когда отшельник и подвижник Гавриил принял икону с поверхности моря. В этот день к морю идет крестный ход, совершается из года в год торжественный молебен.
Сам подлинник чудотворной иконы хранится уже много веков в Иверском монастыре Святой Горы Афон — земном уделе Пресвятой Богородицы, месте аскетических подвигов и горячей молитвы православных иноков.
Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря, был привезен в Москву 13 октября 1648 года по просьбе архимандрита Новоспасского монастыря Никона, впоследствии Патриарха Всероссийского.
Святую икону торжественно встречали царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством народа. С иконы был сделан список, который был помещен на Воскресенских воротах Китай-города, затем в 1669 году ее перенесли в деревянную часовню, а с 1791 года она пребывает в каменной часовне у Воскресенских ворот. Икона прославилась множеством чудес и исцелений, которые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком верующие люди приходили к Иверской святыне, чтобы помолиться и получить благословение на свои труды. Цари и царицы, въезжая в Москву, прежде Кремля шли в Иверскую часовню. Там же находился еще один чтимый список с Иверской иконы Божией Матери, с которым ходили по домам и приходским храмам.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934 году ее снесли вместе с Воскресенскими воротами. Нахождение чудотворного образа Иверской часовни по сей день неизвестно. Второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы был перенесен в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где он пребывает и ныне.
В 1994 году правительство Москвы приступило к работам по воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте. 4 ноября 1994 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II после божественной литургии в Казанском соборе совершил освящение закладного камня Иверской часовни.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II направил Послание настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». По благословению настоятелю Иверской обители архимандрита Василия и при усердных молитвах иверских иноков в кратчайший срок икона была написана талантливым и благочестивым иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой.
25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, около пяти часов вечера, в аэропорт «Шереметьево I» прибыл самолет греческих ВВС, который доставил икону в Москву. Иверский образ Богоматери сопровождали двенадцать иноков Святой Афонской Горы во главе с архимандритом Василием, официальные представители Греции. На аэродроме икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий, архиереи, духовенство и множество верующих. Был построен почетный караул.
Из аэропорта в специальном автобусе в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей икона была перевезена в Богоявленский кафедральный собор, где уже совершалось праздничное всенощное бдение. С чувством радости и благоговения духовенство и верующие москвичи встретили святую икону у входа в собор. Под звон колоколов и пение тропаря икону внесли в собор для всеобщего поклонения. В течении всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист.
На следующий день утром 26 (13 по старому стилю) октября крестный ход с Иверской иконой Пресвятой Богородицы прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил святейший Патриарх Алексий.
Около часа дня крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне. Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и духовенства совершил чин освящения Иверской часовни и Воскресенских ворот. Вдохновенно пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея.
Обращаясь к архипастырям, духовенству, верующим, присутствовавшим главам правительства России и Москвы, послам Греции и Кипра с поздравительным словом, святейший Патриарх Алексий сказал: «Сегодня все мы являемся свидетелями знаменательного события наших дней — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы — в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот...
С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь «Домом Божией Матери». И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал благодарность Царице Неба и земли за Ее великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты истории нашего Отечества...
Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией матери, мы твердо верим, что, как в былые времена нашей отечественной истории, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свое предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом и поможет нам на пути к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу».
Исторический день освящения воссозданной Иверской часовни положил начало неиссякаемому потоку верующих людей к чтимой иконе Божией Матери, Которая обещала быть нашей Заступницей и Хранительницей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.Считается, что Иверская икона Божией матери ограждает российские земли на юге.
Тропарь
От святыя иконы Твоея, / о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней, / тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ СЕДМИЕЗЕРНАЯ
Дни памяти: Июнь 26, Июль 28, Октябрь 13
Сия икона находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от' г. Казани, и по изображению своему есть Смоленская. В царствование Михаила Федоровича в 1615 году она принесена из Устюга в пустынь основателем сей обители, монахом Евтихием. Ежегодно икона приносится в Казань на один месяц, в память избавления сего города, помощию Богоматери, от морового поветрия, бывшего в 1654 и 1771 гг. В обители празднование в честь чудотворной иконы совершается 13 октября. Название свое пустынь получила от того, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собою и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила название Седмиезерной.
Со времени принесения иконы, прославленной чудотворениями еще в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев.
В июне 1654 года явилось страшное моровое поветрие, занесенное в Москву прибывшими из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшною силою. В Москве с 1 июня по 12 декабря умерло более 400000 человек, и хоронить некому было: народ от страха бежал в леса и пустыни. Язва из Москвы переходила в другие города и спустилась на Волгу. Здесь явилась она в городах: Ярославле» Костроме, Нижнем и других; истребила в них множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришел в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Наконец обратились к Тому, к Кому всегда надо обращаться прежде всего, — к Богу.
По совету благочестивых людей начальники положили для утешения народа принести из Седмиезерной пустыни чудотворную икону. Все жители Казани устремились с крестами и иконами навстречу Небесной Заступнице за две версты от Казани, и здесь, на память этого сретения, в тот же день устроена часовня и водружен крест, а впоследствии был основан и монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе.
Немедленно утишилась язва; мрачные облака рассеялись, и солнце воссияло. Жители Казани начали носить икону по домам: язва исчезала там, где являлась икона Богородицы, и наконец совсем прекратилась.Семь дней .пребывала св. икона в Казани; иноки Седмиезерной пустыни просили возвратить ее. Все жители устремились во храм, чтобы проводить свою Заступницу; но лишь только по совершении всенощной стали поднимать икону, как вдруг поднялась ужасная буря, настала темнота, пошел дождь и снег. Невозможно было выйти из храма по причине темноты и яростной бури. Это чудо повторялось трижды. Начальство и народ из этого увидели, что Пресвятая Богородица не хочет выходить из города, и чудотворная икона оставалась целый год в Казани. В 1655 году сам митрополит Корнилий препроводил св. икону в Седмиезерную пустынь.
В 1656 году летом язва опять явилась в Казани и свирепствовала с большею против прежнего силою; то же повторилось ив следующее за тем лето. В обе сии тяжкие годины принесение из Седмиезерной пустыни иконы Пресвятой Богородицы спасало Казань от погибели. По этой причине Церковью установлено навсегда, чтобы чудотворная икона ежегодно была приносима 25 июня в Казань в воспоминание чудесного избавления от язвы.
В 1771 году моровая язва, распространяясь от Москвы по приволжским городам и селениям, явилась и в Казани; но жители поспешили прибегнуть к своей Непреоборимой Заступнице, и, когда святая икона была принесена из Седмиезерной пустыни и обнесена вокруг города и по всем домам, язва вскоре прекратилась.
Трудно исчислить все великие благодеяния, явленные в различные времена чрез чудотворную икону Божией Матери.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗВЕРИНЕЦКАЯ"
Название образа происходит от Киевско-Зверинецких пещер. Когда в конце XIX века на Зверинце был чудесным образом обнаружен древний пещерный монастырь, то в одной из пещерных келий монастыря, где подвизался, а впоследствии и был погребён, зверинецкий игумен, преподобный Климент, была найдена икона Божией Матери. Она написана на толстой пластинке железа небольшой величины овальной формы и принадлежит к типу «Одигитрия». Железо было покрыто белой эмалью, по которой был изображён красками лик Богородицы с Младенцем Христом на Её левой руке. К сожалению, икона сильно пострадала от времени и сырости.
В 1914 году Святейший Синод постановил именовать обретенную древнюю икону Зверинецкой. Князем Владимиром Жеваховым (в будущем священномучеником епископом Иоасафом, † 1937 г.) был пожертвован для этой иконы драгоценный серебряный оклад, в котором она находилась над Царскими Вратами в храме Рождества Божией Матери возрождённого скита на Зверинецких пещерах, куда и стекались многочисленные паломники. После второго разорения скита в 1934 году Зверинецкая чудотворная икона Божией Матери бесследно исчезла. В ноябре 2000 года чудесным образом она была вновь обретена и сегодня находится над Царскими Вратами Троицкого Храма Ионинского монастыря в Киеве.
По постановлению Синода Украинской Православной Церкви празднование в честь Зверинецкой чудотворной иконы Божией Матери совершается 26 октября (13 октября по старому стилю). Каждую пятницу за вечерним богослужением перед чудотворной иконой читается акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто неневестная».