 |
Преподобный Иоанн Лествичник |
Что такое трезвение
Святые отцы оставили нам великое духовное наследство: трезвенное делание.
Трезвением называется внимание и бодрствование ума, следящего, чтобы в нашу душу не вошли страстные помыслы и мечтания лукавых бесов. Сущность трезвения в том, чтобы не допускать лукавые помыслы в сердце. В сердце должен находиться только ум, а не помыслы. Такое-то духовное бодрствование называется трезвением.
Деятельное подвижничество служит вспомогательным средством для трезвения. Трезвенное делание приводит человека к созерцанию, мудрости и любви к Богу.
Преуспеяние в молитве и трезвении является величайшим достижением для человека, а чистота сердца - результатом трезвенного делания. От хранения ума зависят жизнь и смерть бессмертной души.
Мы должны одержать победу над диаволом при прилоге искушения. Рассудительные отцы различают прилог, сочетание, сосложение, порабощение и страсть в душе. Преподобный Иоанн Синайский весьма доступно разъясняет это различие в своем слове "О нетленной чистоте и целомудрии"
"
Прилог есть простое слово или образ какого-либо предмета, вновь являющийся в ум и вносимый в сердце;
Сочетание есть собеседование с явившимся образом по страсти или бесстрастно;
Сосложение есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением;
Пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение;
Борьбою называется равенство сил борющегося и боримого в брани, где последний последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем;
Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.
Просвещеннейшие и рассудительнийшие из отцов подметили еще иной помысел, который утонченнее всех вышепоказанных. Его называют
набегом мысли; и он проходит в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть
"
Итак, тот, кто победоносно отразит нашествие прилога, одним движением уничтожит все его дурные последствия.
старец Маркелл, ученик Иосифа Исихаста.
Из книги "Духовный опыт старца Иосифа Исихаста"