Чем отличается икона от картины.

Чем отличается икона от картины.
Нередко возникает вопрос: а зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? А может быть, у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения - картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.
В начале обратимся к внутренним.

Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на Рафаэль Санти.
Чем отличается икона от картины.
"Сикстинская мадонна"религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин? исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Нестерова или Александра Иванова.

Авторство иконописца намереррно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Говоря о безэмоциональности православной иконы, нельзя не сказать об экзальтированности католической иконы, а правильнее сказать, картины. И коренные различия заключаются здесь в противоположных молитвенных и аскетических практиках. Восточная православная аскеза чужда какой-либо чувственности, чего нельзя сказать о католической, в которой все подчинено мистическому экстазу, сопровождаемому как галлюцинациями, так и появлениями стигматов - кровавых подтеков на теле. Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Пример изображения лица на иконе и лика на иконемадонне" Рафаэля:
Чем отличается икона от картины
"Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.

Тепер о том, каковы основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи, то есть, в чем внешние отличия иконы от картины. Поскольку речь пойдет уже о вещах конкретных, то следует условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной - произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.

Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур - идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

Евгений Николаевич Трубецкой, в своей ставшей уже классической работе "Умозрение в красках" пишет: "Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только укадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь... Изможденные лики святых на иконах противополагают этому... царству самодовлеющей и сытой плоти не только "истонченные чувства", но прежде всего - новую норму жизненных отношений. Это - то царство, которого плоть и кровь не наследуют".
Чем отличается икона от картины
Чем отличается икона от картины
Икона Божией Матери "Путеводительница" Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа"

Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и "Мадонну Бенуа" Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором - созерцает лишь земную миловидную женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например нимбы, правда, в католическом варианте их изображения.

Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани - жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.

По словам Леонида Александровича Успенского, "свойством святости является то, что она освящает все то, что с ней соприкасается. Это есть начало грядущего преображения мира".

Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховские вершины, по склонам которых блуждают многочисленные йоги, - нет, на иконах это символы подлинного духовного восхождения: восхождения нек безликому абсолюту, а к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки - своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выячнить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Чем отличается икона от картины
Обратная и прямая перспектива

Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе несходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное - изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, - нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон - не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменать установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображения элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.
Чем отличается икона от картины
Чем отличается икона от картины

Обратная перспектива в иконе Прямая перспектива в картине
Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательо, и падающих от фигур теней. Икона - светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. И эта сотканность изображений из света заставляет нас обратиться к таким богословским понятиям, как исихазм и гуманизм, которые, в свою очередь, выросли из евангельского свидетельства о Преображении Господа нашего на горе Фавор.
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата го, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мервых (Мф. 17, 1-9).

Середина XIV столетия была ознаменована длительной полемикой между двумя богословскими направлениями, которые по-разному трактовали природу Божественного фаворского света: исихастами и гуманистами. Понимание основ этого спора крайне важно для серьезного осознания богословия священных изображений, так как два разных взгляда на эту проблему породили две противоположные тенденции развития церковной живописи: западную (католическую), которая привела иконописание к искусству светскому и во всей своей полноте выразилась в эпоху Возрождения, и восточную (православную), которая не смешивала искусство мирское и иконопись как понятие богослужебное.
Чем отличается икона от картины

Изображение гор на иконе и на картинеГуманисты считали, что свет, которым просиял Спаситель, - это свет, который был явлен Спасителем в определенный момент; свет этот имеет сугубо физическую природу и потому доступен земному зрению. Исихасты, что в переводе с греческого означает "безмолвники" или "молчальники", утверждали, что свет этот присущ природе Сына Божиего, но прикровенен плотию, и поэтому увиден может быть только просветленным зрением, то есть глазами высокодуховного человека. Свет этот - нетварный, он изначально присущ Божеству. В момент Преображения Господь Сам отверз очи ученикам, чтобы они смогли узреть то, что недоступно зрению обыденному.

В 1351 году на Константинопольском Поместном соборе святитель Григорий Палама предложил отцам собора свое вероисповедание, в котором коснулся вопроса о природе фаворского света, убедительно доказав првомочность мнения исихастов: "...общая благодать Отца и Сына и Святаго духа, и свет будущего века, в котором праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе... - этот Божественный Свет несозданный, и всякая сила и энергия Божественная, - ничего, от всего принадлежащего по природе Богу, невозникло недавно..."

В одной из проповедей святитель Григорий произнес: "Понимаете ли, что телесные глаза слепы к этому свету? Следовательно, сам свет тоже не чувственный, и избранные апостолы, которые его видели, его невидели просто телесными глазами, но глазами, которые были предуготовлены к этому Святым Духом. Это значит, что только когда глаза апостолов переменились, они увидели ту перемену, которой подверглась наша составная природа с того времени, когда она обожилась, соединясь со Словом Божиим".

Конечно, исихазм не существует только применительно к священным изображениям. Это, на самом деле, целое христианское мировоззрение, особы путь спасения души, путь узкими вратами православной аскезы к обожению, путь непрестанной молитвы - умного делания. Недаром среди величайших исихастов называют преподобного Сергий Радонежского. А по отношению к иконе можно сделать следующий вывод: икона - священное изображение, увиденное не обыденным, а просветленным зрением. Икона показывает Божественную сущность святости, тогда как картина открывает нам внешнюю, материальную красоту, что само по себе и не плохо, так как любование красотой сотворенного Богом, даже пусть и искаженного грехопадением мира, тоже спасительно.

Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на каталоческих картинах. У католиков нимб представляет собой изобаженный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот - нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический - это венец святости, приданный извне, а нимб православный - венец святости, рожденный изнутри. Нимбы

Существует сделанное Н. А. Мотовиловым
Чем отличается икона от картины
и ставшее уже хрестоматийным описание сияния Божественного света, исходившего от головы преподобного Серафима Саровского: "Я взглянул после этих слов в лицо его и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, ссыпающуюся сверху, и великого старца и меня".

Таким образом, католический нимб - корона, данная праведнику за его труды, православный нимб - неугасимый свет Божественной славы, родившийся внутри святого и составляющий единое целое с преображенной плотью его.

Отличие четвертое. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.
Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства. Особо хочется сказать о золоте на иконах. Золото - символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, неподверженный коррозии. Золото на иконах - антитеза функции золота как символа земного богатства. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах - ассисты или инакопь - знак осиянности светом Божественной славы, знак причастности к Божеству и благодати. Но не на всех иконах можно встретить золото. Не всегда этот материал использовался иконописцами, так как в некоторых случаях просто не хватало средств для его приобретения. Поэтому появились своего рода цветовые синонимы золоту - это золотисно-желтая охра, красный (то есть прекрасный) и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

Пятое. Для икон характера единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV века, изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа Преобразившегося, и учеников, павших на лица свое (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы. А на иконе "Успение Божией Матери" одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священой истории, просиходившие в нашей реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происходившее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: Спасение всех душ человеческих от вечной смерти.
Чем отличается икона от картины
Икона "Успение Божией Матери"

Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, наполотне Тинторетто "Рождество Иоанна Крестителя" представлен интерьер богатого итальянского дома, а люи изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождеству Христову, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах. Конечно, во многих случаях такой стиль явился следствием элементарного незнания истории мировой архитектуры и костюма, но думается, что изначально все же это была вполне продуманная концепция изображения.

Каноническая икона не имеет случайных детатей или украшейний, лишенных смыслового значения. Даже оклад - украшение лицевой поверхности иконной доски - непризнавался древними иконописцами, поскольку его функция - чисто декоративная.

Иногда можно встретить мнение, что художественный язык православной иконописи и условный знак восточной - японский и китайский - живописи и гравюры весьма схожи. При внешнем взгяде - да. Здесь условная передача пространства, локальные цвета, имеющие свою символику, и многое другое, что формально напоминает о языке иконы. Но между этими двумя предметами - пропасть. Икона - свидетельство об истинном Боге, икона- явление религиозное.

Надо сказать, что непривычное для всех слово "религия" на самом деле применимо только к христианству. Значение этого латинского слова - воссоединение. Воссоединение разорванной связи падшего человека с Богом. Если посмотреть связи падшего человека с Богом. Если посмотреть на все мировые верования, то только христианство дает возможность реального востановления этой связи. Иудеи по-прежнему ожидают своего мессию, мусульманский Аллах, буддистский Абсолют и пантеон индуистских богов не имеют ничего общего со Святой Троицей и со Спасителем - Богом, воплотившимся в мир человеческий для того, чтобы этот мир спасти и обожить.

И одна из нитей, соединяющих человека с Богом - икона. А рассматриваемая восточная живопись - тоже нить, но нить, связывающая человека с окружающим его материальным миром.

У архимандрита Рафаила есть замечательные строки, посвященые именно этой теме:
Чем отличается икона от картины
"Художники Условность изображения в восточной живописи и в православной иконеКитая и Японии создали технику и стиль, отчасти напоминающий иконопись, но это - сходство внешнее и поверхностное. ...Китайский художник похож на старого аристократа, давно потерявшего веру в Бога, но сохранившего воспитанное веками благородство и изысканность манер".

За внешей формой всегда необходимо видеть внутреннее содержание. И это содержание оказывает влияние на саму форму. Святой Григорий Нисский в 5-й главе дополнений к "Шестодневу" святого Василия Великого писал: "Божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обусловливаемой каким-либо изяществом красок, но усматривается в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью... чтобы красота первообраза была точно перенесена наподобие".

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, - показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина - веха на пути эстетического становления человека; икона - веха на пути спасения.

Статья подготовлена по материалам "Энициклопедия
православной иконы. Основы богословия иконы".

Комментарии (17)

Всего: 17 комментариев
  
#1 | Троицкий Рувим »» | 06.06.2012 17:58
  
3
Со многим Изложенным В Статье нельзя не согласиться, за исключением того высказывания, что перед Святыми Картинами Святого Художника Господня Рафаэля Санти " нельзя молиться". Ибо Молиться На Всяком Месте Владычества Вседержителя может кому - нибудь помешать только дьявол своей ложью. С Маэстро Рафаэлем Санти и Его Боговдохновенным Творчеством И Житием Рекомендуем Ознакомиться Здесь:http://www.rosreferat.ru/library/preobrazhenie-rafael-santi.htm Отметим, что Госоподь Засвидетельствовал Его Святость Чудом Нетления Его Святых Мощей.
#2 | Борис »» | 07.06.2012 15:29 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
Иконопись
Выдержки:
" Католические и павославные иконы сильно отличаются друг от друга. В этой части своей работы я хотела бы показать эти различия.
Одно из главных различий — это каноничность православной иконы. Католическая икона не канонична, это, по сути, картина на религиозную тему. Никому, а особенно русскому человеку, не придет в голову молиться, например, на “Сикстинскую Мадонну” Рафаэля Санти. Такое “звучание” католическим иконам придает академический стиль письма, исключающий каноны. Для исключения путаницы католические иконы, написанные в этом и других стилях, будем называть картинами.
Попытаемся разобраться, зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? А может быть, у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?
Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения — картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия."
"Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о “Сикстинской мадонне” Рафаэля: “Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев”.
http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/ikon.htm
#3 | Борис »» | 07.06.2012 15:33 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Архимандрит Рафаил (Карелин) О ЯЗЫКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЫ.
Выдержка из 3 части:
Икона - это проявление благодати Божией на земле. Мы не можем внести в эту область какую-нибудь систему. "Дух дышит, где он хочет", - сказал Господь. Мы только укажем некоторые признаки православной иконы - малопонятной для большинства наших современников. Лик на древних иконах величественен и строг. Там нет сентиментальности и ласковости - тех проявлений душевности, суррогата любви. Духовная любовь, отраженная в ликах древних икон, строга и требовательна. Взгляд их смотрит из вечности. Он как бы охватывает всю вселенную. В нем отражена вечность и бесконечность. Там нет следа снисходительности или примиренности к грехам. Поэтому их лик непонятен, чужд, а иногда страшен для плотского, привязанного к страстям человека. В этой ненависти к греху, в этой беспощадной правде одно желание, всецелое желание - спасение человека.
Истинная любовь, духовная любовь, отраженная древними иконописцами, не идет на компромиссы. Это кажется многим из современных людей жестокостью. "Суровые страшные лики", ­ говорят они. Им хочется, чтобы икона их ласкала, им хочется "нежничать" с иконой. Духовная любовь неизмеримо глубже, чем душевная. Она больше сопереживает нам, больше страдает за нас. Она как безгласно кричит от боли, но за нашу оторванность от Бога - источника жизни, а не за временные невзгоды. Она страшится нашей вечной гибели...
Лики древних чудотворных икон строги, потому что они прозорливы. Они видят демонический мир. Этот мир страшных змей и скорпионов, окружающих человека, мир невидимых убийц; видят гнездо греха - жилище сатаны в человеческом сердце. Поэтому лики их неподвижны и строги.
По преданию, Господь и Божия Матерь никогда не улыбались. Как могли они улыбаться, глядя на род человеческий? Как может улыбаться мать, если видит, что тело ее ребенка обвила змея, или он бредит в мучительной тяжелой болезни?
В католических иконах нет метафизического трагизма. Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое - человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле. Рай и ад или забыты, или оземлены, перенесены на землю. Там икона смотрит по земному, может быть добрыми глазами, но видит только земной мир. Перед такой иконой грешник, не пройдя огонь покаяния, вполне может отдаться душевным переживаниям. Поэтому так часто на Западе поэты воспевали Деву Марию как "прекрасную даму", а рыцари называли ее королевой своего сердца, что для православного зву­чит как страшное кощунство и надругательство над святыней. Эта душевная чувственность и сентиментальность католических икон воспринимается подсознанием человека как возможность примирения с Богом без покаяния, без изменения себя. Поэтому в католической мистике так много говорится о восторженной любви и так мало о покаянии, очищении сердца и повседневной жестокой борьбе со страстями.
Православное сознание чувствует чужое в этих по земному красивых, но в духовном плане не возрожденных, а только нежно-слащавых ликах. Это улыбающееся выражение иконы действует как усыпление грешника, как капитуляция и примиренчество с грехом. Грешник любит, когда сквозь пальцы смотрят на его безобразия. В некоторые католические иконы влюблялись люди. В православную икону влюбиться невозможно. Там гаснут страсти, там пробуждается дух. А страстный и сластолюбивый человек спешит отойти от такой иконы. В древних иконах нет томности, жалостливости и того, что мы назвали бы убаюкиванием грешника. Кто знает ужас трансцендентного зла, тот не станет успокаивать грешника. Тот по другому будет смотреть на земные страдания, которые так мало значат по сравнению с вечностью.
Общение с Богом без сердечной чистоты, вернее, без стремления к сердечной чистоте невозможно. Сердечная чистота невозможна без покаяния и борьбы с грехом. Поэтому прощение грешника без решимости его бороться с собой, без пролития своей крови невозможно - это ложь.
Древняя чудотворная икона одновременно близка и далека от грешника. Там близость духовной любви, любви к человеку, как образу Божьему, и в то же время огромная дистанция, дистанция святости. Человек чувствует, как Бог близок к нему, и как он сам далек от Бога. Одно из свойств святости - ненависть к греху. Святыня не может соединиться со скверным и нечистым. Лучи солнца падают на поверхность болота, но грязь от этого не превращается в свет.
Икона - это свет, струящийся издалека. Отсутствие дистанции святости в иконе низводит ее в сферу душевных человеческих чувств и может в извращенном сознании грешника превратиться в ложную самоуспокоенность и даже в гарант егогреха. "Греши как хочешь, Господь все равно по милости Своей примет те я".
Взгляд древней иконы кажется отрешенным от мира. Он смотрит не на молящегося, а как бы поверх его, или вернее сквозь него, как луч, проходя через стекло, устремляется вдаль; он видит человека на фоне вечности, в пересекающихся сферах земного и трансцендентного мира; он видит в сердце человека то, чего не видит, а часто боится увидеть сам человек. Ликов древних икон страшатся демоны, перед ними волнуются и кричат бесноватые, те, кого привыкли называть общим именем душевнобольных. Древняя икона кажется объятой невидимым пламенем, в котором она горит не сгорая, как купина на Синае.
http://www.rusicon.com/articles.htm
#4 | Борис »» | 07.06.2012 16:22 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
2
Основные различия католицизма и православия. (Для тех, кто думает, что у нас много общего)

Выдержка:

Стоит сразу подчеркнуть, что икона это не картина, не портрет. Икона – это Евангелие в красках. Не хочу затрагивать глубинные камни богословского различия православной иконописи и католической. Укажу только на то, что сразу бросается в глаза.

Для православной иконы характерна подчеркнутая условность, симоличность. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. В православной иконе нет того торжества и ликования телесности, которое можно увидеть у католиков.

Для примера сравните православную иконы и Мадонну Бену Леонардо да Винчи.

На православной иконе, которая написана по всем канонам, молящейся созерцает преображенную Богородицу, обоженную, высшую всех ангельских чинов. Во втором же случае, мы видим земную миловидную молодую женщину с младенцем. Чувственность, с которой написано это полотно, постоянно указывает на внешнее, нежели на внутреннее состояние человека. Кисть православного иконописца бесстрастна, личных эмоций в ней нет, и не может быть.

Так же есть значительное отличие в изображении пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в мир дольний. У католиков же это обычные картины, которые изображают христиан или Бога. Отсюда и внешнее положение света, в отличие от православной иконы, в которой свет исходит из святого.

Ну и одно из самых, на мой взгляд, существенных отличий, это изображения нимба. У католиков нимб изображается в виде тарелочки, которая летает над головой святого.
То есть, нимб - это нечто отделенное, преходящее ей извне. Православные же нимбы пишутся вокруг головы и представляют собой нечто неразрывно связанное с личностью. Нимб католический — это венец святости, приданный извне, а нимб православный — венец святости, рожденный изнутри.

Таким образом, католический нимб — корона (как подметил А. Кураев), данная праведнику за его труды, православный нимб — неугасимый свет Божественной славы, родившийся внутри святого и составляющий единое целое с преображенной плотью его. Это один из самых заметных отпечатков в католической иконописи, который нанесло искаженное понимание греха и благодати.

Так же без особого разбора можно подчеркнуть различия в красках и цвете. В православной иконе, цвет несет символическую нагрузку, у католиков же это способ передать чувственность и не более. Получается не икона, а картина. Ведь какая задача у картины - передать художественный образ, созданный творческой фантазией художника. И картина передает его мироощущение, в отличие от взглядов православного иконописца, миросозерцание которого, не отличается от мировоззрения Церкви.

Можно много разбирать различие православной иконы и католической, которая лишена внутреннего значения, чувственна и не передает таинственного смысла. Боле проще и, наверное, корректнее было бы сказать – у католиков нет иконописи, есть только живопись, которая не имеет ничего общего с духовностью.

http://pravoslavni.ucoz.ru/news/osnovnye_razlichija_katolicizma_i_pravoslavija_dlja_tekh_kto_dumaet_chto_u_nas_mnogo_obshhego/2012-01-10-737
  
#5 | Троицкий Рувим »» | 07.06.2012 19:27 | ответ на: #2 ( Борис ) »»
  
2
Борис! Мне Тоже, Как И Всякой Православной Душе, Любезны Иконы Написанные В Традиционной Византийской Манере. Потом Воистину Православные Молятся не "на Икону" и не Иконе, А Богу, Благоволившему Запечатлеть Пресветлый Свой Лик На Многочисленных Священных Изображениях. Известно Множество Чудотворных Святых Икон, Написанных и в Живописной Манере. Известно Также, что Есть Скульптурная ,Вырезанная из дерева Чудотворная Икона Святого Благоверного Князя Александра Невского, С Схиме Алексия. Один Из Святых Во Времена Святого Седьмого Вселенского Собора Высказался примерно Так: Я и из воска сделанный Образ Почитаю, Как Святыню. Я же, Как Иконописец, Волею Божией, Утверждаю, Что Святая Икона - Это Евхаристия В Красках ( Для Зрительного Употребления). Отец Небесный Говорил мне, Научая меня Премудрости Всяческой, что Сотворённый Свет - Это Корпускулы, т.е. частицы Тонкой Материи, Которые, Отражаясь От Святых Икон Через Очи Человека проникают Внутрь Человека, Подавая Освящение И Уму И Сердцу Человеческому, Равно И Всему Естеству, когда Приемлются Верою И Возвышают Помыслы Христианина К Богомыслию И Молитве Покаянной И Благодарственной. Про Большинство Произведений Любимого мною лично Альбрехра Дюрера Отец Небесный Сказал, Что Это Парсуны ( т.е. художественные Произведения на Религиозные Темы). В Илююстрациях же Апокалипсиса, на мой взгляд Его никто не превзошёл до Сих Пор, думается, что и впредь, вряд ли кому - либо Дано Будет Его Превзойти.
Ветхий Днями
Отца Небесного В Сыне Единородном В Облике Ветхого Днями С Очами Его, Яко Свещи Горящими, не Мог бы Изобразить Никто, Кроме Того, Кому Могло бы Быть Дано Видеть Присносущего Мистическим Образом. Ибо Лицо Узнаваемо и Неповторимо. Вообще же Всякая Чудотворная Икона Неповторима, и Воспроизвести Её Можно Только Полиграфическим Способом ( Сие Тоже Из Уст Отца Небесного). И все Иконы Нетленны. Свят! Свят! Свят Господь Саваоф! Слава тебе, Боже Наш, Во Веки Веков!!!!!!!
Принесли мне однажды для Реставрации Икону Богородичную, Вся Дска Которой Была Изъедена жучком - древоточцем. Я Вопросил У Господа. Почему такое случилось с этой иконой? Отец Небесный Отвечал, что это всё потому, что сделана она была с целью наживы, а не по Мотивам Боголюбия. Вот, Собственно Говоря и Вся Существенная Разница между ложью И Истиной (написана та икона была весьма искусно в византийской манере). Потому, для Того, чтобы отличить ложь от Истины, Следует Смотреть Господними, а не человеческими Очами. Когда же Судией над Богодарованным Творчеством мнит себя человек, то, конечно же молиться он просто никак не может (уже ему не до Молитвы).
  
#6 | Троицкий Рувим »» | 07.06.2012 20:11 | ответ на: #3 ( Борис ) »»
  
2
"""По преданию, Господь и Божия Матерь никогда не улыбались. """
Воцарился Христос!!!
Сам Видел! И Только Для Того, чтобы не приучать Ваши Уста к клятве, не употребляю её. Аминь!!!!!!!
#7 | Борис »» | 07.06.2012 21:10 | ответ на: #5 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
Как правильно обращаться с иконами.
О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам.

Выдержка:

"...иконы живут, болеют и могут умирать без помощи, внимания так же, как по злому умыслу."

Теперь поговорим о проблеме весьма сложной, в худших случаях мало зависящей даже от самого пристального нашего внимания. Эта проблема весьма остра в сельских храмах, особенно в деревянных.

Речь идет о заражении древесины жучком-точильщиком. Его называют и червяком, и короедом, и жучком, и древоточцем, и шашелем, имя ему и вправду легион. Результат же его деятельности - иконы со множеством маленьких дырочек, иногда превратившиеся уже в нечто разваливающееся, мягкое, вроде хрупкой губки.

К сожалению, эти маленькие дырочки, обычно находящиеся на обороте иконы, или не замечаются, или на них предпочитают не обращать внимания. Между тем известны случаи, когда стоявшие в киоте иконы, особенно большого размера, внезапно осыпались мелкой крошкой. Это происходит потому, что практически левкас долгое время держится на тонкой полоске оставшегося дерева и наконец отваливается под собственной тяжестью. Предотвратить подобные случаи возможно только при регулярном осмотре специалистом всех икон в храме.

Ученые-энтомологи насчитывают десятки пород этого маленького и опасного насекомого. Только в средней полосе России встречаются такие виды точильщиков: мебельный, северный, домовый, грабовый, красноногий, еловый, ребристый, бархатистый, а также мягкий и хлебный. Жучок, в зависимости от вида, имеет длину 4-8 мм, бывает темно-бурого, черного или красноватого цвета с более или менее цилиндрическим туловищем.

Самка откладывает яйца в неровности древесины (и чем шероховатее поверхность, тем более вероятность заражения), но не на гладкие места, т.к. вышедшая из яйца личинка точильщика не может прогрызть без опоры гладкую поверхность.

Точильщики в стадии личинки чрезвычайно устойчивы к неблагоприятным условиям и очень живучи, даже больше чем тараканы. Они могут многократно окукливаться и ждать по многу лет. Яды на них почти не действуют или воздействуют на все живое вокруг больше, чем на жучка.

Личинка жука-точилыцика живет от 1-2 до 5-6 лет внутри доски и питается древесиной. За 1-2 года личинка разрушает довольно большой участок древесины, делая спутанный ход длиной до 50 см. В ее ходах остается продукт жизнедеятельности личинки в виде древесной пыли, которая называется "буровой мукой". После того как личинка перезимовала, окуклилась, весной и в начале лета начинается лёт молодых жуков. Они вылетают, прогрызая на поверхности доски так называемые лётные отверстия, наличие которых позволяет увидеть, что доска была поражена.

Сам жук уже ничего не ест, только пьет воду и вскоре, через 1-2 недели, оставив потомство, умирает. Жуки летят к свету, так что их наличие можно проверить на подоконниках весной.

Нередко пораженная доска опять является теплым приютом и столовой для только что народившихся личинок. После неоднократно повторенного заражения и вылета жучков доска превращается в труху.

В европейской части России наиболее распространены виды жучков-точильщиков: северный, домовый, а больше всех - мебельный (до 70 % поражения икон принадлежит именно ему). С юга, например с Афона, к нам могут попасть предметы, зараженные средиземноморским теплолюбивым точильщиком. В естественных условиях средней полосы России он быстро вымирает, но в отапливаемом помещении заражение может стать хроническим.

Мебельный точильщик темно-бурого цвета, длиной 3-5 мм, с переднеспинкой в виде острого горбика, хорошо заметного в профиль. Лётные отверстия круглые, диаметром 1-2 мм.

Массовый лёт мебельного точильщика в средней полосе европейской части России происходит в мае-июне, в более холодных областях в июле. Последние жуки могут появляться в сентябре, поэтому наиболее надежный путь своевременного выявления зараженных предметов (икон) - это регулярный их осмотр с апреля по сентябрь, причем в мае-июне - ежедневно.

Северный точильщик является обычным вредителем деревянных построек в зоне хвойных лесов европейской части России. Это красновато-бурый жучок длиной 4-5 мм, без острого горбика над головой, с четкими точечными рядами на надкрыльях; надкрылья на концах как бы подрезаны, что видно в 6-кратную лупу.

Массовый лёт этого точильщика под Москвой бывает в мае и почти заканчивается в 20-х числах июня, хотя отдельных жуков можно встретить и в августе. На севере европейской части России лёт на месяц запаздывает. Диаметр лётного отверстия - 1,9-2,1 мм.

Домовый точильщик - жук черного цвета, длиной 5-7 мм, с двумя золотисто-желтыми пятнышками в задних углах переднеспинки, заметными даже без лупы, с четкими точечными бороздками на надкрыльях; концы надкрыльев как бы подрублены.

Первые жуки появляются в конце марта - это молодые перезимовавшие насекомые. Затем лёт как бы приостанавливается и продолжается уже в мае с пиком в середине июня. Пик лёта для севера европейской части России и юга Сибири приходится на июнь - начало июля. Диаметр лётных отверстий - 1,8-2,8 мм.

Как проверить, заражена ли икона точильщиком? Во-первых, должны насторожить круглые (и не совсем) лётные отверстия различного диаметра: на обороте, сбоку и даже на лицевой стороне. Жук может прогрызть "по пути" не только левкас, но даже многомиллиметровый металл или бетон. Особенно свидетельствуют о возможном "свежем" заражении светлые отверстия с острыми краями. Если отверстия темные, грязные, в них видна слежавшаяся "буровая мука" (можно осторожно пошевелить ее булавкой), то, возможно, живых жуков и личинок там нет. Но зимой (до лёта) это проверить невозможно. В таком сомнительном случае надо поместить икону в полностью закрытый (заклеенный) бумажный пакет. Если летом там будут отверстия - значит, икона все же заражена.

Во-вторых, можно положить икону с лётными отверстиями на чистый лист бумаги и легонько постучать пальцем по боковым сторонам. Если посыпалась "буровая мука", тем более если дырок немного, а мука еще и очень сухая, легко разлетается при слабом дуновении воздуха - весьма возможен активный очаг заражения жучком.

Бессмысленно пытаться поливать зараженные иконы дихлофосом, средствами от бытовых насекомых. Даже специально разработанные "Антишашелин", "Древотокс" и т.п. недейственны, т.к. в дерево очень трудно "загнать" любое вещество глубже чем на 5 мм, а тем более равномерно и на всю глубину.

Возможность применения каких-либо ядохимикатов в каждом конкретном случае может определить и посоветовать только специалист-энтомолог. [Кстати, многие реставраторы, не прослушавшие специального курса энтомологии, знают только некоего "древоточца" или "жука" (или другое название), не подозревая разнообразия видов, их "режима" жизни, опасности заражения и методов борьбы с ними].

Если икона поражена именно мебельным точильщиком, то единственное, что можно сделать самостоятельно - это выморозить популяцию, не повредив при этом иконе резким перепадом температуры. Зараженная икона помещается в полиэтиленовый пакет, постепенно охлаждается: сначала на неделю кладется в холодильник (+3-5° С), затем на неделю в морозильную камеру (-3-5°С). После этого икона помещается в морозильную камеру с температурой -18-20" С на 1-2 месяца. Затем она еще более медленно, по 2 недели, "согревается" и вынимается из полиэтиленового пакета. (Без пакета вся влага выморозится, что очень опасно для сохранности иконы.)

Такой же результат может быть получен в местностях с холодной долгой зимой (2-3 месяца стабильно ниже 18-20°С). Иконы, завернутые в бумагу и полиэтилен, с начала осени выкладываются за окно, на непротекающий чердак, колокольню (без данной цели иконы там хранить ни в коем случае нельзя!) Вносят в помещение иконы после конца отопительного сезона.

Только длительное воздействие очень низких температур губительно для личинок. Краткое или слабое похолодание (до -18°С) они переносят просто замедляя или приостанавливая развитие.

Северные породы жучка еще устойчивее к холоду. Но они не выносят сухости. Поэтому чтобы приостановить их развитие, надо "раздобыть" специалиста, который точно определит "кто виноват?" и "что делать?".

Проблема эта на самом деле крайне серьезная, трудоемкая и трудноразрешимая. Надо стараться не допустить заражения храма, икон. Особенно если есть ценные иконы или сама церковь является художественно-архитектурным памятником. Избавиться от этих "гостей" необычайно сложно, часто они становятся хозяевами храма, а само здание внутри, иконостас начинают напоминать улей, но только наполненный не пчелами, а всевозможными жуками, разрушающими древесину.

Нельзя вносить ни одной иконы с лётными отверстиями, не показав их специалисту. Заражение может произойти от любых других деревянных предметов, например мебели. Всё "дерево" необходимо тщательно осматривать. Нельзя хранить также древесину с корой. Можно получить стаю "усачей", питающихся корой, построив, например, строительные леса на скорую руку.

http://www.zavet.ru/a/post_1299740506.html
#8 | Борис »» | 07.06.2012 21:13 | ответ на: #5 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
В чем липа и кипарис превосходит другие породы древесины?

Их практическая ценность обусловлена высокой стабильностью. Доски при перепадах влажности и температуры (нормой в помещении считается 20–22 °С) со временем не коробится и не растрескивается. Это значит, что икона защищена от появления на ней трещин, осыпания лакокрасочного слоя. Чтобы обеспечить сохранность досок, изготовленных из других материалов, их укрепляют с помощью шпонок. Шпонки делают из менее эластичного, но более плотного дуба.

Кипарис и кипарисовая доска
Кроме того, в древесине кипариса содержатся фунгицидные вещества, которые не переносят различные жучки-древоточцы. В ней они никогда не заводятся. Липовые основы для икон обрабатывают специальными составами, защищающимиот насекомых-вредителей.

Устойчивость к внешним воздействиям обеспечивает как липе, так и кипарису превосходную сохранность. Из кипариса также делают различные церковные принадлежности: престолы, иконостасы, киоты, хоругви, четки, кресты. Изделия служат столетия. Если снять с них патину (потемневший от времени верхний слой), можно ощутить приятный аромат древесины. Кипарис годами сохраняет не только свою структуру, но и характерный приятный запах. Эфирные масла, которые в нем содержатся, благоприятно влияют на организм человека, очищают воздух в помещении.

http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=311&did=1065
  
#9 | Троицкий Рувим »» | 07.06.2012 21:48 | ответ на: #8 ( Борис ) »»
  
2
Боголюбивая Царица
Первая Икона Писанная Российскими Иконописцами По Просьбе Святого Благоверного Князя - Страстотерпца Андрея Боголюбского. Перенесла несколько опустошительных пожаров, в которых сгорал весь Храм, чудесным образом Сохранялась неповреждённой только Сия Святыня, Написанная на деревянной (скорее всего сосновой, ибо откуда тогда в России можно было достать кипарис, или дерево ситтим, или дерево гофер?) Дске техникой энкаустики (восковыми красками). Чудо Дивное Сие Есть, ибо Писана была По Благословению Самой Царицы Небесной, Благоволившей Явити Пресветлый Свой Лик Благоверному Князю Андрею. Другие Чудеса от Неё Неисчислимы. Богородица Как - то Сказала: Знаешь, почему у людей не получаются их дела? Это всё потому, что они не просят У Меня Благословения На них.
Всяк крестится, да не всяк Молится - Сказал как - то раз Один Божий Человек.
#10 | Борис »» | 07.06.2012 23:33 | ответ на: #9 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Соглашусь здесь Рувиме,ибо Благодать Божия может и бумажную иконку даже от пожара уберечь,но есть прекрасная русская пословица:"Бог то Бог,да и сам будь неплох!"
#11 | Борис »» | 07.06.2012 23:45 | ответ на: #9 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:

икона Божьей Матери «БОГОЛЮБСКАЯ» Боголюбивая.

Выдержка:

"Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на КИПАРИСОВОЙ (выделено мною) доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской."

http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=83:-l-r-&catid=30:2010-04-10-17-09-58&Itemid=3
  
#12 | Троицкий Рувим »» | 07.06.2012 23:45 | ответ на: #10 ( Борис ) »»
  
2
И я полностью Согласен С Вами, Благословенный Борис. Ибо хорошо в Иконописании, как и в любом Божьем Деле Употребить Всякое Старание И Тщание Во Славу Вседержителя, Писано Бо: Какою Мерою Меряете, Такою И Вам Отмеряно Будет.
  
#13 | Троицкий Рувим »» | 07.06.2012 23:48 | ответ на: #11 ( Борис ) »»
  
0
Спасибо, Борис! я этого доподлинно не Знал, основываясь лишь на своих предположениях. Благодаренье Господу!
#14 | Борис »» | 07.06.2012 23:57 | ответ на: #13 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Аминь!
Думается что неспешность в делах веры нашей Православной,Рувиме,никогда нам не помешает,ибо ответы наши просматривают и реагируют на них,не только друзья Божии!
  
#15 | Троицкий Рувим »» | 08.06.2012 00:02 | ответ на: #14 ( Борис ) »»
  
0
Мню, что И Ангелы Божии Радостию Велиею Возрадовались бы, если бы бывшие неприятели Господни напрасные, Соделались Бы Его Приискренними Общниками И Друзиями. Сие Буди, Буди!!!
  
#16 | Троицкий Рувим »» | 21.06.2012 04:30
  
0
МАЭСТРО РАФАЭЛЬ САНТИ. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ.
Библейский Сюжет. Рафаэль Санти: Преображение Господне.
ИСТИНЫ РАДИ, КРОТОСТИ И ЛЮБВИ, ЗАПОВЕДАННОЙ ВОСКРЕСШИМ ГОСПОДОМ НАШИМ.
#17 | Апрышко Сергей »» | 29.06.2014 20:35
  
0
Полемизировать с автором этой статьи неинтересно и вообще бессмысленно. Автор этого текста не знаком с историей вопроса. Особенно бросается в глаза его тенденциозность в тех вопросах, которые касаются изобразительных средств художественного произведения. Автор затормозился на Трубецком и, может, на Флоренском. Если бы он прочитал "Язык живописного произведения" Жегина, и "Пространственные построения в живописи" Раушенбаха, может быть тогда он смог бы больше приблизиться к сути. Например, упоминаемые им, так называемые, иконные горки, вовсе даже не горы, а плоская земля, изображённая в системе обратной перспективы, поэтому сравнение с Гималаями Рериха некорректно и просто безграмотно. Автор не имеет никакого понятия об обратной перспективе. Академик Раушенбах блистательный учёный-математик (рассчитал траекторию полёта спутника, сфотографировавшего обратную сторону Луны)
поволжский немец, отсидевший в сталинских лагерях, не будучи ни теологом, ни художником, и вообще человек, далёкий от искусства, с немецкой дотошностью раскрыл тему и утёр нос всем многочисленным искусствоведам и не только..., пытавшимся сказать что-либо вразумительное об обратной перспективе. За свою книгу он удостоился Государственной премии. Таким образом, этот текст устарел лет на сто и уж никак не может претендовать на энциклопедичность.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU