О сновидениях

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О сновидениях

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих
сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны,
вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения
сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.
Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так,
что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно,
что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в
самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и
производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается:
пребывает та деятельность, которая необходима для существования, и не может
быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит
пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе
продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от
разума и произвола, а по действию бессознательному естества.

Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями,
составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к
системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но
являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества.
являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества.
Иногда, сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных
размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного
настроения. Таким образом, сновидение, само по себе, не может и не должно
иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых
видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или
будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на
существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его
и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему
мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они
стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим
бредням большее внимание, ввести нас мало по малу в доверие к ним. Такое
доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный
взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается
правильности: это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны
начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в
виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им
венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни.

Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в
нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы не способны видеть иных
сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время
состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и
мечтания из падшего естества, или приносятся демонами, так и во время сна мы
видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов.
Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления,
рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде
Божием - только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати
Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими,
сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней
нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку,
или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к
страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма
редко подвижнику или даже и явному, и лютому грешнику по особенному
неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам
Божественной благодати - нет! По той причине, что все случающееся с нами вне
общего порядка приводит нас в самомнение, и колеблет в нас смирение, столько
необходимое для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена
в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие
спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и
ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для
увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имутъ Moucea и
Пророки: да послушаютъ ихъ. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто
изъ мертвыхъ идетъ к нимь, покаются: то получил в ответ: аще Моисеа и
Пророковъ не послушають, и аще кто изь мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ веры
(Лук. XVI, 27-31.).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, страшного
суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время,
потом рассеялись, забыли о виденном, и вели жизнь беспечную, напротив того не
имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием,
постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния, и в радости,
рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в
блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих
сновидениях нижеследующим образом: "Когда мы, оставив ради Господа дом и
домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за
это, покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников
наших или рыдающими, или умирающими или держимыми в заключении и
подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей
тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в
сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее, и его
предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение, и,
как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом.

Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые
уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит
совершающееся в воздушном пространстве, и, уразумев, что кто-нибудь умирает,
возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по
предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам
смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ
мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а
пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком
прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть,
смерть, отчего мы, проснувшись исполняемся трепета и сетования.

Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами
и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям, вполне неискусен, а
неверующий никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам,
которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя
тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов" (Прибавление к Слову 3-му.
Святый Иоанн Лествичник.). - Преподобный Кассиан Римлянин повествует о
некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую
уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими
сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое
развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг, и дал ему, а
следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по
злохитрости бесовской сбывались на самом деле.

Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то Диавол
представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным
блаженством, а христиан, томимыми в адских муках. При этом демон -
разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника - дал совет
иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в
блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о
рассуждении. Добротолюбие, ч. VI.). - Достаточно сказанного для объяснения
возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно
внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от
доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу
доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными
законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель
человека обновленного - Святый Дух. "На них же осияла Божественного Духа
благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их
водворилася: сим Господь яко душа есть" (Слово 7, гл. 12.). И в бодрствовании и
во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений
и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне
управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках
бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством
Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный
Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено
ему бежать в Египет и возвратиться из него (Матф., гл. 1 и II.).

Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение.
Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся
еще в борьбе со страстями.

святитель Игнатий Брянчанинов

Комментарии участника: Евгения (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Евгения | 20.04.2012 01:32
  
2
Спаси Господи Андрей
Статей очень много и все они разные, не могу для себя найти краткого четкого правила, пока все смутно.

Сон Иакова


О ХАРАКТЕРЕ СНОВИДЕНИЙ

Старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
Деян. 2, 17

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание.
Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.
Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью - в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается.
Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы.
Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне - это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.
Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?
Св. Симеон Новый Богослов пишет: "Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями".
О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:
"Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся - тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния - есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.
Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также - просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза".
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех.
Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.
Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.
То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.
Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.
Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
"Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.
Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) "зрения" и 3) "откровения".
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного "внешнего" человека:
"Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей... Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций".
"Зрения" бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
"Откровения" бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.
При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: "Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 - "сон мой убегал от глаз моих").
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: "Просвети очи мои, да не усну я сном смертным" (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным".
Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов - не придавать значения обычным снам.
Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?
Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение.
Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа - Египетский фараон, а у пророка Даниила - царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).
Как в отношении суждения о снах - являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: "Не принимай и не отвергай".
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.
(Н. Е. Пестов)
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU