|
Святитель Игнатий (Брянчанинов) |
О сновидениях
Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих
сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны,
вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения
сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.
Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так,
что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно,
что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в
самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и
производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается:
пребывает та деятельность, которая необходима для существования, и не может
быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит
пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе
продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от
разума и произвола, а по действию бессознательному естества.
Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями,
составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к
системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но
являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества.
являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества.
Иногда, сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных
размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного
настроения. Таким образом, сновидение, само по себе, не может и не должно
иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых
видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или
будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на
существование чего нет никакой причины?
Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его
и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему
мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они
стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим
бредням большее внимание, ввести нас мало по малу в доверие к ним. Такое
доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный
взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается
правильности: это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны
начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в
виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им
венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни.
Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в
нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы не способны видеть иных
сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время
состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и
мечтания из падшего естества, или приносятся демонами, так и во время сна мы
видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов.
Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления,
рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде
Божием - только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати
Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими,
сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней
нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку,
или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к
страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма
редко подвижнику или даже и явному, и лютому грешнику по особенному
неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам
Божественной благодати - нет! По той причине, что все случающееся с нами вне
общего порядка приводит нас в самомнение, и колеблет в нас смирение, столько
необходимое для нашего спасения.
Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена
в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие
спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и
ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для
увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имутъ Moucea и
Пророки: да послушаютъ ихъ. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто
изъ мертвыхъ идетъ к нимь, покаются: то получил в ответ: аще Моисеа и
Пророковъ не послушають, и аще кто изь мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ веры
(Лук. XVI, 27-31.).
Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, страшного
суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время,
потом рассеялись, забыли о виденном, и вели жизнь беспечную, напротив того не
имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием,
постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния, и в радости,
рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в
блаженную вечность.
Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих
сновидениях нижеследующим образом: "Когда мы, оставив ради Господа дом и
домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за
это, покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников
наших или рыдающими, или умирающими или держимыми в заключении и
подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей
тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в
сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее, и его
предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение, и,
как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом.
Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые
уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит
совершающееся в воздушном пространстве, и, уразумев, что кто-нибудь умирает,
возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по
предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам
смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ
мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а
пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком
прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть,
смерть, отчего мы, проснувшись исполняемся трепета и сетования.
Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами
и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям, вполне неискусен, а
неверующий никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам,
которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя
тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов" (Прибавление к Слову 3-му.
Святый Иоанн Лествичник.). - Преподобный Кассиан Римлянин повествует о
некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую
уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими
сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое
развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг, и дал ему, а
следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по
злохитрости бесовской сбывались на самом деле.
Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то Диавол
представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным
блаженством, а христиан, томимыми в адских муках. При этом демон -
разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника - дал совет
иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в
блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о
рассуждении. Добротолюбие, ч. VI.). - Достаточно сказанного для объяснения
возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно
внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от
доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу
доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.
Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными
законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель
человека обновленного - Святый Дух. "На них же осияла Божественного Духа
благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их
водворилася: сим Господь яко душа есть" (Слово 7, гл. 12.). И в бодрствовании и
во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений
и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне
управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках
бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством
Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный
Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено
ему бежать в Египет и возвратиться из него (Матф., гл. 1 и II.).
Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение.
Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся
еще в борьбе со страстями.
святитель Игнатий Брянчанинов