Беседа о Псалтири


Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Псалтирь, псалом 3, 5


Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из ста пятидесяти обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» - звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» - читаем мы в Евангелии.

Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

Дух Святой устами авторов псалмов сказал все, что переживает наше сердце в разные моменты жизни, сказал так, как не могли бы сказать мы. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий.

Псалтырь можно уподобить зеркалу, в котором человек познает самого себя, познает движения души своей. Псалмы, судя по тому, чем страдает душа человека, учат его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь.

Тот, кто уповает на Бога и живет, соблюдая Его заповеди, пребудет во веки, обретет спасение и блаженство уже в земной жизни. Это одно из важнейших духовных завещаний Псалтыри, которое помогает человеку пережить самые тяжелые минуты своей жизни.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Псалтырь. Они сопровождали всю свою жизнь псалмопением, воодушевляя себя этим на подвиги благочестия. Псалом был на устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли Псалтыри. «Земледелец, - пишет блаженный Иероним, идя за плугом поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец поет псалмы, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет из Давида».

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы.

Как уже было сказано, в древности, в ветхозаветной Церкви во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные – кимвалы, духовые – трубы и струнные – псалтирь. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека – этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки – самые приятные струны для Божьего слуха, его язык – самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа. И этот человек может вместе с царем Давидом воскликнуть Богу: «сколь сладки гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим.»

Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие "огнь поядаяй есть". Однажды в течение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огонь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чистое. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: "Терние, покрывавшее поле, грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, - слово Божие, тобою за нее чтомое".
Изречение отца Парфения Киевского


http://pvlpvl.at.ua/index/psaltyr_on_line/0-16 Псалтирь ON-Lin

http://www.molitvoslov.com/psaltir Псалтирь

http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=390 Беседа о псалтири

Комментарии (11)

Всего: 11 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 15.03.2012 11:05
  
8

Чтение Псалтири укрощает страсти


Псалтирь - озарение души



Особенности книги Псалтирь


Шестопсалмие

#2 | Лидия Новикова »» | 16.03.2012 05:53
  
11
Почему нужно читать Псалтирь?


Когда можно читать Псалтирь?



Нужно ли читать Псалтирь, если не понимаешь слов?



Полезно ли читать Псалтирь по кафизмам с перерывами?


Можно ли читать Псалтирь по некрещеному усопшему?

#3 | Лидия Новикова »» | 17.03.2012 07:43
  
11

Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина
(читается дополнительно по благословению духовника)


Помимо обычного Псалтиря, существуют ещё Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина.
Когда говорится о чтении Псалтири, о пользе псалмов, то здесь имеется в виду именно Псалтирь, приведенная в Библии, данная нам для научения, вразумления, прибегания в самом Священном Писании!

Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина - это тоже великие творения святых, свт. Димитрий Ростовского и прп. Ефрема Сирина соответственно.

Псалтирь Божией Матери — это христианские песнопения, составленные по подобию псалмов Давида. Произведение написано великим духовным писателем свт. Димитрием Ростовским. Славословие в честь Пресвятой Богородицы низводит на нас Ее милость и заступничество.

Псалтирь Божьей Матери представляет дивное славословие! Данное произведение было написано, чтобы выразить неизреченную любовь Божьей Матери ко всему роду христианскому и Её великое заступничество. И, действительно, очень важно быть под особым Покровом Царицы Небесной. Псалтирь Божьей Матери - горячо любимо практически всеми христианами, в то же время данное чтение не получило особо массового распространения. Обычно принято, что если хочет встать пол особы Покров Царицы Небесной, то читают Богородичное правило -150 раз "Богородице Дево Радуйся" ежедневно. При этом обычно начинают с 30 или 50,а потом увеличивают. Чтение "Богородице Дево радуйся" очень душеполезно и удобно, так как очень легко заучить и можно читать практически в любом месте. Если же усердно пибегать молитвенно к Владычице, то будет идти великая помощь. И здесь, конечно, можно читать и более 150 раз "Богородице Дево Радуйся" ежедневно, но главное - делать это искренне. Например, прп. Парфений Киевский помимо того, что вычитывал всю Псалтирь ежедневно, ещё читал 300 раз "Богородице Дево Радуйся". Конечно, у каждого свое правило. И если смотря Псалтирь Божьей Матери, мы восхищаемся данным славословием и при этом часто лишь просматриваем, то Богородице Дево Радуйся - это основа основ и очень важно читать это почаще. Т.е. вывод такой, что тому человеку, который хочет встать под особый Покров Царицы Небесной крайне желательно читать Богородичное правило. Не обязательно полное - 150 сразу, но хотя бы облегченное Богородичное правило - 30 раз или 50 раз. Знаю многих, кто стали читать 50 раз и они неоднократно говорили, что стали чувствовать великую поддержку.

Псалтирь Еврема Сирина - тоже удивительнейшее произведение! Ефрем Сирин - великий проповедник покаяния, мы читаем в его житии, что было открыто свт. Василию Великому, какая сладость исходило из его уст. Это был великий дар Духа Святаго, который он получил от Господа.

Т.е сложилось исторически так, что Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина - получили распространения больше для ознакомления, в то время как Псалтирь, данная в Библии - это часть самого Священного Писания. Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина удивительны и прекрасны, но это в какой-то мере подражание Псалтири, приведенной в Библии. И, в первую очередь, необходимо читать и упражняться в данных душеполезнейших псалмах, которые слаще меда и сота.

http://www.theprayerbook.info/1059-psaltyr-bozhiey-materi.html
#4 | Лидия Новикова »» | 21.08.2012 11:20
  
17
Псалтырь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов

Чтобы уберечься от тяжких грехов: * 18 *
Против нападений бесовских: * 45 * 67 *
При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: * 4 * 7 * 36 * 51 *
Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: * 11 *
Для смирения духа: * 5 * 27 * 43 * 54 * 78 * 79 * 138 *
Когда враги продолжают искать твоей погибели: * 34 * 25 42 *
В благодарность за победу над врагом: * 17 *
Во время скорби и в несчастиях: * 3 * 12 * 21 * 68 * 76 * 82 * 142 *
При унынии и в безотчетной скорби: * 90 * 26 * 101 *
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: * 90 * 3 * 37 * 2 * 49 * 53 * 58 * 139 *
В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: * 16 * 85 * 87 * 140 *
Когда просишь милости и щедрот у Бога: * 66 *
Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: * 28 *
Чтобы не скупиться и подавать милостыню: * 40 *
Восхваляя Господа: * 23 * 88 * 92 * 95 * 110 * 112 * 113 * 114 * 133 * 138 *
В болезнях: * 29 * 46 * 69 *
В смятении душевном: * 30 *
В душевном уязвлении: * 36 * 39 * 53 * 69 *
В утешение угнетаемым: * 19 *
От порчи и колдунов: * 49 * 53 * 58 * 63 * 139 *
Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: * 9 * 74 * 104 * 105 * 106 * 107 * 117 * 135 * 137 *
О прощении грехов и в покаянии: * 50 * 6 * 24 * 56 * 129 *
В радости духовной: * 102 * 103 *
Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: * 13 * 52 *
Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: * 72 *
В благодарность за всякое благодеяние Божие: * 33 * 145 * 149 * 45 * 47 * 64 * 65 * 80 * 84 * 97 * 115 * 116 * 123 * 125 * 134 * 148 *
Перед выходом из дома: * 31 *
В дороге: * 41 * 42 * 62 * 142 *
Перед посевом: * 64 *
От покраж: * 51 *
От потопления: * 68 *
От мороза: * 147 *
В гонениях: * 53 * 55 * 56 * 141 *
О даровании мирной кончины: * 38 *
О желании переселиться в вечные селения: * 83 *
По усопшим: * 118 *
Если одолевает лукавый: * 142 * 67 *

"Изъяснение каждого псалма Псалтири",
изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, Москва-2000.

http://www.molitvoslov.com/text154.htm
#5 | Лидия Новикова »» | 27.09.2012 08:52
  
8

Псалтирь читает диакон СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ г.Москва кафизмы 1-20

Для того чтобы включить нужную кафизму нужно просто выбрать в плэйлисте ту дорожку звукозаписи которая нужна, навести на нее курсор и кликнуть левой кнопкой мышки. Воспроизводиться будут все дорожки по очереди, т.е. нажав на дорожку "Кафисма 1 Давида Царя и Пророка песнь" и не выключив воспроизведение через какое-то время Вы дадите проигрывателю во время одного воспроизведения дойти и до дорожки "Кафисма 20 Давида Царя и Пророка песнь".

Псалтирь
#6 | Лидия Новикова »» | 19.10.2012 12:26
  
14
Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество


Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество Есть много художественных произведений, и из всех них первое место занимает Псалтирь. Только многие ее не понимают и, читая произведения каких-либо светских писателей, совершенно не читают Псалтири. Однажды Гоголь, путешествуя по Италии, сошелся с одним знаменитым итальянским художником. Раз, зайдя к нему, Гоголь застал художника за чтением Псалтири.

— Отчего ты читаешь Псалтирь? – удивился Гоголь.
— А ты читаешь светских писателей?
— Конечно, чтение таких художников слова, как Шекспир, Данте и других, доставляет мне всегда эстетическое наслаждение.
— Вот видишь? – ответил итальянец, – ты восторгаешься светскими писателями, а Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество. Это произведение не людей, но Духа Святаго. Понять его вполне нашим слабым умом невозможно, оно недоступно даже ангелам.

Можно больше сказать: даже в будущем веке, когда будет только два мира, добрых и злых духов, некоторое в Псалтири будет недостижимо. Надо читать ее на церковнославянском языке, так как он сильнее действует на душу. В настоящее время очень немногие читают Псалтирь, другие же думают, что читать ее можно только людям отсталым, необразованным. Чтобы наслаждаться Псалтирью, надо иметь высокую, чуткую ко всему прекрасному душу.

Наш известный художник Иванов, из картин которого особенно замечательна находящаяся в Румянцевском музее картина «Явление Христа народу», всегда читал Псалтирь и говорил, что из нее он черпает силы для художественного творчества.

Некоторые псалмы переложены на музыку. Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться. Когда я поступил в Скит, то старцем игуменом был о. Анатолий. В миру я любил музыку и сам играл на фисгармонии. Однажды у меня явилось сильное желание выписать себе фисгармонию. У нас в Скиту вообще ни на каких инструментах не играют. Прихожу к о. Анатолию и прошу благословения на это.

— Очень хочется мне, Батюшка, в свободное время сыграть Херувимскую, Канон и т.д.
— Бог благословит, – радостно сказал о. Анатолий.
Но на другой день последовало полное разочарование.
— Что же, фисгармонию можно выписать? – спрашиваю.
— Фисгармония должна быть, – ответил Батюшка, потом прибавил: – когда в сердце есть Псалтирь, то всегда можно на ней играть. Отец Амвросий имел эту Псалтирь, и когда хотел, мог на ней играть.

В прежнее время псалтирь была музыкальным инструментом с 10 струнами, соответствующим 5 внешним и 5 внутренним чувствам. И сердце наше надо настроить, как Псалтирь, тогда оно всегда будет прославлять Бога и этою музыкою наслаждать вас.

Один человек говорит:
— Читаю я, читаю Псалтирь, но ничего не понимаю, так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку.
А Старец ему отвечает:
— Нет, не надо.
— Почему же? Ведь я ничего не понимаю.
— Зато бесы понимают. Они понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут.
Следовательно, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов...

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
#7 | Лидия Новикова »» | 11.11.2012 13:34
  
5

Старейший молитвослов


Человеку верующему никак не обойтись без молитвослова. Сколько всевозможных молитвословов издано за последние двадцать лет, и не сосчитать. Есть молитвословы карманного формата, есть полные, едва ли не в тысячу страниц. На страницах полного молитвослова кроме утреннего и вечернего правила, акафистов, канонов и молитв перед причащением обязательно помещают Псалтирь. И по праву.

Из века в век псалмы велегласно воспеваются на церковных службах и негромким речитативом звучат по домам православных христиан. Мы молимся отдельными псалмами, любимым пятидесятым («Помилуй мя, Боже») и девяностым («Живый в помощи»). Мы совершаем шестопсалмие на утрени, прочитываем семнадцатую кафисму заупокойную («Блажени непорочнии в путь»). Мы псалмодируем маленькие кусочки – буквально один стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115:3). Наше богослужение, вся жизнь православного человека испещрены стихами Псалтири.

Книга псалмов решительно заслуживает имя старейшего молитвослова. Старейшего, но не устаревшего.

* * *

Как хорошо, что на всем огромном пространстве Ветхого Завета нашлось особое место для сборника молитв величиной в сто пятьдесят один псалом. Нет сомнения, что Псалтирь – одно из самых посещаемых мест Библии.

Читая псалмы, можно видеть их прямой исторический смысл, описание того, что переживал Давид, Соломон, другие пророки и служители Божии отдаленных от нас времен. Помимо описания тогдашних событий, есть в псалмах и пророчества о грядущем Христе, за тысячу лет до Его Пришествия. Это исключительно важно, Ветхий Завет – путеводитель ко Христу.

Прибавим, в псалмах рассыпаны афористические поучительные изречения, которые сближают Псалтирь, например, с книгой Притч.

Тем не менее, подчеркнем: псалмы появились на свет как личная молитва. Были приняты народом Божиим как вдохновенные свыше стихи, как откровение от Бога. И когда пришло время перехода от Ветхого Завета к Новому Завету, псалмы служили людям духовной опорой в праздники и будни, на радостях и в годину жестоких гонений. Вспомним, как Христос и Апостолы выходили в Гефсиманию и воспели псалом (см. Мк. 14:26). Какой именно, не сказано. Почему не сказано? Историки отмечают, что к тому времени существовала устойчивая традиция псалмопения на Пасху и указывают конкретный псалом, который подразумевался в Евангелии (Пс. 118). Более осторожные исследователи указывают несколько псалмов-«претендентов».

* * *

Псалтирь служила как сборником молитв, так и школой молитвы. Человек повторял святые стихи Давида, и они неприметно становились его личной молитвой. Они направляли его душу в страшном и вселяющем надежду предстоянии перед Создателем. Следуя в молитве за Давидом, он учился великому духовному искусству молитвы. Человек одновременно молился и учился молитве. Сейчас бы мы назвали подобное «обучение молитве» аскезой, духовным упражнением. Это упражнение подходило всякому человеку тогда, да и теперь тоже подходит. Отчего так?

Оттого, что на наше счастье Псалтирь вбирает в себя практически весь универсум жизненных ситуаций.

Среди псалмов мы находим немало славословий Богу. Яркий пример тому псалом 103. С него начинается вечерня: человек созерцает окружающий мир, как все премудро устроено, и воздает хвалу Творцу.

Есть и множество псалмов просительных: обступают человека бедствия, за одной бедой идет другая, отшатнулись от него друзья и родственники, оживляются лютые недоброжелатели, злорадствуют и грозят смертью. Он вспоминает свою жизнь, свои грехи и кается, призывает милость Божию и просит небо не оставить его в этом безысходном тупике на погибель. Все знакомые уже списали его из числа живых людей, положили его «в рове преисподнем» (Пс. 87:6), Господи, помоги. От тяжкой болезни ищет человек у Бога поддержки, душа его горит, исторгает пламенный псалом, вопия к Заступнику. И, получив утешение, обрадованный человек не забывает поблагодарить Бога. В ликовании сердца припоминает все, что произошло с ним, как Господь поддержал его и помогал Своим людям задолго до него.

Ветхий Завет знакомит нас с благодарственными псалмами, которые воспевались хором, при стечении народа. Прекрасными гимнами звучали храмовые псалмы во время праздничных богослужений в Иерусалиме.

Видимо, нет такого случая в жизни, чтобы к нему не подходил какой-нибудь библейский псалом. Очень уж это всечеловеческая книга.

* * *


Простыми словами написана Псалтирь. И все же бывает трудно человеку внимательно и почтительно произнести даже один сравнительно небольшой псалом. Люди твердят: «Времени нет, сил нет, голова плохо соображает». Что делать, если содержательную и продолжительную молитву человек не может совершить по каким-то причинам? Помимо длинных молитв издревле в народе Божьем звучали молитвы краткие. Из тех же псалмов, только произносятся не все стихи, а какой-то один.

Именно совершение коротенькой молитвы по Псалтири легло в основу особого духовного упражнения, известного по православной исихастской традиции. Имеется ввиду делание Иисусовой молитвы. Зарождалась практика Иисусовой молитвы с упорного, раз за разом, произнесения избранного псаломного стиха. Это все относится к IV-V вв. христианской эры. А что было раньше?

Короткие молитвенные воздыхания из Псалтири мы найдем на страницах Евангелия. Господь во время крестных страданий произносит: «Боже, Боже мой... вскую оставил мя еси». Это стих из 21 псалма. Исследователи усматривают и другие случаи, не такие явные. Например, присутствие хорошо знакомого псалма: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело... изводяй хлеб из земли» (Ягве Элоги гадолета меод... легоци лехем мин-гаарец, Пс 103:1, 14). Вот Господь Иисус насытил собравшийся народ, «взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу» (Лк. 9:16). Понятно, что Христос Спаситель благословил Бога, дающего людям пропитание. Но как именно благословил? Вероятно, словами, восходящими к псалму: Благословен еси, Господи Боже наш, изводяй хлеб из земли. В то время традиция короткой молитвы перед вкушением хлеба была уже достаточно прочной. Как же не молиться перед едой? Если бы не Господь, по воле Которого земля, солнечное тепло и дождь дают колоскам расти, – тщетны были бы труды землепашца. В хлеб, лежащий перед нами, вложен труд человеческий, но еще вложено благословение Божие. И последнее значит никак не меньше первого. Верующие об этом помнят и благодарят всещедрого Бога.

Для каждого верующего человека Псалтирь может стать обжитой частью его молитвослова.

Те, для кого псалмы стали школой молитвы, научаются от боговдохновенных псалмов языку молитвы. Обратим внимание, как часто в Новом Завете цитируется Псалтирь. И больше того, порой цитированный стих из псалма – больше, чем обыкновенная цитата. Порой видно, что Апостол не цитирует псалмопевца в подтверждение своим словам, а просто мыслит стихами из псалмов, «образами» из псалмов. Апостол хочет нечто сообщить нам и говорит – на языке Псалтири, до такой степени он сроднился с этой духоносной мудрой книгой.

* * *

Размышляя о языке Псалтири, невозможно обойти филологический момент: как прекрасна наша церковнославянская Псалтирь – ее язык молитвенный, живой и выразительный, но архаичный. И надо потрудиться, чтобы лучше его понимать.

В этих трудах будут полезны специальные издания: на странице слева помещен славянский псалом (переведенный с греческого), а на странице справа, – русский псалом (тоже переведенный с греческого). Что здесь полезного? То, что русский текст псалмов здесь ближе к славянской Псалтири, чем псалмы по русскому Синодальному переводу Библии. Двуязычные славяно-русские издания псалмов распространены в переводах

Сказав о преодолении языкового барьера, нельзя упустить вопрос о толковании священной книги. Опять, несмотря на всю простоту Псалтири, есть проблемы с ее пониманием, не все из них решаются средствами перевода, нужно знакомиться с толкованиями. Хорошо, что нам доступны знаменитые глубокие толкования Псалтири. Хочется упомянуть и об одной малоизвестной, но замечательной книге – «Руководственное пособие к пониманию Псалтири». Опубликовал это пособие православный библеист епископ Ириней (Орда)[3], всегда с удовольствием обращаюсь к его труду.

* * *

Православная Церковь в своих ежедневных молитвах охотно прибегает к древним псалмам. Наши духовные наставники оставили нам необходимые разъяснения псалмов. Это помогает церковному человеку сродниться с нашим старейшим молитвословом, помогает – просить и благодарить Бога на языке Псалтири.

Диакон Павел Сержантов

7 ноября 2012 года

[1] Псалтирь в переводе Юнгерова:http://www.golubinski.ru/academia/jungerov/ps.htm

[2] Псалтирь в переводе Бируковых:http://www.wco.ru/biblio/books/psalter-ru/Main.htm

[3] Наряду с другими толкованиями Псалтири это пособие легко найти в интернете, см., например:http://karatuz.prihod.ru/tolkovanie_biblii/view/id/24527

http://www.pravoslavie.ru/put/57230.htm
#8 | Лидия Новикова »» | 02.01.2013 16:53
  
10

Псалтырь


Псалмы поражают читающих своей силой, чистотой и изумительной красотой. Считалось, чтение Псалтыри привлекает к себе ангелов и изгоняет злой дух. В старину Псалтырь была обязательной образовательной книгой, по которой учились все взрослые и дети. Читать Псалтырь было интересно. Было престижным знать наизусть псалмы из Псалтыри. В Псалтыри так много разнообразных размышлений, рассуждений и утешений, что ее популярности никто никогда и не удивлялся. Псалмы из этой книги не раз перелагались знаменитыми поэтами восемнадцатого и девятнадцатого века.
В каждом стихе Псалтыри – отражение мысли Нового Завета. Содержание Псалтыря связано с жизнью великого и мудрого царя Давида. Во времена царя Давида было введено музыкальное сопровождение при чтении псалмов. В четвертом веке Псалтырь для удобства чтения была разделена на двадцать частей. Каждая часто получила название – кафизма (то, что читается сидя).
Ни одно богослужение не обходится без протяжного чтения Псалтыри и псалмов. Сначала Псалтырь читали только по субботам и по праздникам. Теперь читать Псалтырь можно всегда. Сейчас существует обычай чтения Псалтыри по соглашению. Группа верующих читают отдельно друг от друга Псалтырь целиком. Каждый читает какую-либо одну кафизму келейно, упоминая тех, кто молится по соглашению. Псалтырь обычно читают вслух и вполголоса при зажженной лампадке. Псалмы можно читать сидя и монотонно. Если вам первоначально непонятен смысл прочитанного текста, то не стоит огорчаться. Самое главное, что Псалтырь хорошо понимают бесы. По мере духовного взросления к вам придет истинное понимание Псалтыри. Перед чтением кафизмы необходимо прочитать предначинательные молитвы, затем читается кафизма, и упоминаются имена по каждой «Славе». На первых двух «Славах» употребляются имена за здравие, после второй «Славы» - имена за упокой. После прочтения третьей «Славы» читаются тропари и молитвы из очередной кафизмы. Молитву «Господи, помилуй» необходимо прочитать сорок раз. При этом можно пользоваться четками. Между двадцатой и двадцать первой молитвой можно произнести свою личную молитву о близких людях.
#9 | Светлана »» | 11.10.2014 01:26
  
7
Мне очень понравились тексты автора Лидии Новиковой.Красиво, полезно. Большое Вам спасибо и всяческих благ!
#10 | Илья »» | 25.02.2015 09:20
  
4
Хваля призову Господа и от враг моих спасуся..(псалом 120). Именно хваля и восхваляя Бога можно спастись.

Много образов сокрыто в Библии и в ее Псалтыри. Их понимание приходит не сразу. Интересен и красив псалом 136 "На реках вавилонских тамо седохом и плакохом, внегда помятути нам Сиона.." То есть: на реках вавилонских своих грехов (вавилон и египет - это образы греха, заблуждения) будем сидеть и плакать.. внегда помянути нам Сиона (Сион - это царсьвие Божие).

Пришлец аз есмь на земли (псалом 118), то есть мы здесь на малое время, чтобы достойно, как Христос, пройти свой путь и все испытания на нем. Считаю, что может даже, мы (наши) добровольно выбрали себе этот путь..
#11 | Лилия Никул »» | 16.08.2018 13:59
  
0
ПСАЛТИРЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА (сильная молитва)

КАФИЗМА 18

молитва:

Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мя. Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́га Жива́го, поми́луй мя, гре́шнаго, ни́щаго, обнаже́ннаго, лени́ваго, неради́ваго, прекосло́внаго, окая́ннаго, блудника́, прелюбоде́я, малаки́я, мужело́жника, скве́рнаго, блу́днаго, неблагода́рнаго, неми́лостиваго, жесто́каго, пия́ницу, сожже́ннаго со́вестию, безли́чнаго, бездерзнове́ннаго, безотве́тнаго, недосто́йнаго Твоего́ человеколю́бия, и досто́йна вся́каго муче́ния, и гее́нны, и му́ки. И не ра́ди мно́жества толи́ких мои́х согреше́ний мно́жеству подложи́ши, Изба́вителю, мук; но поми́луй мя, я́ко не́мощен есмь, и душе́ю, и пло́тию, и ра́зумом, и помышле́нием, и и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоуго́ждших: я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU