Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его монастыре.
Не паси пастыря, будучи овцой
18 лет отец Иосиф смиренно и усердно трудился на тяжелых послушаниях в поварне, пекарне, больнице и быстро возрастал духовно под руководством великого святого. Вслед за сыном приняли монашество его отец, мать, а также его братья. Отец вскоре был парализован, и преподобный Пафнутий также принял его в свой монастырь и вручил попечению сына, который помимо тяжелого труда на послушаниях самоотверженно ухаживал за недвижимым отцом 15 лет – до самой его смерти.
После блаженной кончины преподобного Пафнутия отец Иосиф возглавил обитель. Подвижнику не было и 40 лет, но он достиг духовной зрелости и стяжал дары духовного рассуждения, благодатной молитвы и особенный дар – усматривать самые тонкие отклонения от православной истины.
Ревнуя о подвиге, отец Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям. В Кирилло-Белозерской обители он нашел всю полноту и строгость общежительного устава, который был заповедан преподобным Кириллом.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Не все иноки Пафнутиева монастыря смогли понести подвиг такого сурового устава, и преподобный Иосиф с единомысленной братией удалились в лесную пустошь, чтобы основать там новую обитель. В этой обители были приняты отсечение своей воли, полное нестяжание, самая простая пища, непрестанный труд и ревностная молитва с тысячей поклонов в день. Братия носили худые одежды, у дверей келий не было запоров, но в голодные годы обитель кормила множество неимущих.
Преподобный Иосиф Волоцкий трудился наравне с братией, одевался как нищий, ночи пребывал на молитве. За духовным наставлением к нему стекались люди всех сословий. Он стал известен как ревностный поборник Православия: вместе со святителем Геннадием Новгородским преподобный Иосиф боролся с ересью жидовствующих и церковными нестроениями. Его замечательная книга «Просветитель» – мудрая, живая, благодатная – звучит так, будто написана в наше время и обращена к читателям XXI века.
Преподобный отошел ко Господу на 76-м году жизни, незадолго до кончины приняв великую схиму. Общецерковное почитание преподобного установлено в 1591 году. Многие из его учеников также прославлены в лике святых, а сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.
Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй
«Будь молчалив на празднословие, разумен же на полезное».
«Да будет ключом твоим страх Божий: пусть он отворяет уста твои, он же и затворяет».
«Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы язык твой, подталкиваемый дерзким сердцем, не уязвил бы кого, но пусть слово утешения предшествует прочим словам твоим, укрепляя любовь ближнего к тебе».
«Пусть будет ясным лицо твое при разговоре, чтобы развеселить беседующего с тобой».
Человек, побежденный гордостью и неверием
«Человек, побежденный гордостью и неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и бегает по разным дурным местам, пока не упадет в пропасть погибельную».
Дай малое, получи вечное
«Уразумей, в чем состоит воля Божия и чего требует Царь Небесный от твари Своей: разве не малой и легко творимой милостыни? Дай малое, получи вечное».
«Пусть будут тебе пристанищем места тихие: монастыри и дома людей благочестивых. Приходи к ним, поскорби с ними и утешь их в нищете их. Если есть в дому твоем что-либо нужное, принеси им: всё это отдаешь в руки Божии».
«Праздники Божии и святых Его почитай – не напиваясь сам, но кормя алчущих и поя жаждущих».
«Сделай дом свой известным не для богатых, не для славных, но для убогих и нищих, для сирот и вдовиц и для не имеющих где главу приклонить».
«Неправедно приобретающий немногое совершенно погубит и всё свое имение: привнесенная недобрая мелочь испортит то хорошее, что уже было в доме».
Поработи тело, а душу освободи
«Прежде вечного покоя не почивай, прежде вечных благ – земных не насыщайся».
«Пусть будет горечью для тебя слушание неполезных рассказов, а сладкими сотами медовыми – повести святых мужей и чтение Священного Писания».
«Поработи тело, а душу освободи, и не давай телу легкой жизни, ибо оно – плоть и на свободе обезумеет».
«Принимай все скорби во время сие, чтобы во время оно исполниться всяческой радостью, ведь эта жизнь – торг».
«Поэтому отбрось временное – и получи вечное. Отдай малое – и получи великое».
И кто в жизни этой жил не тяжело?
«И что есть благо в мире сем, и что не обманчиво? Ведь всё исполнено болезни и страха: и рождение наше болезненно, и смерть наша страшна, и то, что по смерти, – неизреченно и неизвестно».
«Питание наше меры не имеет, сон и хождение – всё печально. И плоть наша не покоряется нам: если здорова – борется, если же немощна – огорчает».
«И кто в жизни этой жил не тяжело? Кто не вкусил соленых вод горького сего моря и встречных волн? Кто не стенал при этом? Сколько разнообразных прельщений нынешней жизни заставило споткнуться и хороших ходоков?»
«Вспомни, что вскоре оставишь всё видимое, небо, землю и людей. Вспомни, что ты ничтожен и телом, и душою: малая скорбь смущает тебя, малое слово оглушает тебя, малая болезнь, словно огнем, сжигает тебя и повергает в великую печаль».
Не пытайся измерить бездну горстями
«И все, кто пытался постичь Бога, – пытался измерить бездну горстями; и чем глубже они спускались, тем более они уклонялись во вражеские ереси, потому что тайна эта – неизреченна и несказанна. Не говори: “Как?” – потому что она больше всякого “так”. Не спрашивай: “Каким образом?” – потому что Божий Образ больше всякого образа».
О молитве
Сам не слышишь своей молитвы, а хочешь чтобы Бог теба услышал
«Как свет светильника, так и свет молитвы».
«Великое благо – молитва, произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью».
«Если не будешь услышан – благодари и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое – и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы».
«Встанем так, как говорит иерей: “Станем добре”. А “добре стояти” в это время означает стоять так, как подобает предстоять Богу, со страхом и трепетом и с трезвящейся бодрой душой».
«О безумный и страстный! Сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы Бог услышал тебя. “Я преклонил колена”, – говоришь, но мысли твои парят. Тело твое собрано, воля же твоя – расслаблена. Уста твои произносят молитву, мысль же твоя пересчитывает имущество и приобретения, перебирает ухищрения, скверные и нечистые помышления, лукавство, зависть и ненависть, подкупы и измены».
«Молитву же я имею в виду не такую, что лишь на устах держится, но исходящую из глубины помыслов; подобно тому как деревья, которые, пустив корни в глубину, не ломаются от ветра, так и молитва, из глубины мысленной воссылаемая, простирается в высоту».
«Видишь, как следует говорить и молиться! Из глубины сердечной. Не той худой молитвой, что разленения исполнена, но с прилежанием и с болезнующей душою и сокрушенной мыслью: это и есть молитва, возводящая к Небу».
О молитве в храме
Молитва множества людей и более дерзновенна, и порождает усердие
«Если молитва имеет такую силу, то тем более – молитва множества людей: она и более дерзновенна, и порождает усердие».
«Если же кто-нибудь говорит, что он может и дома помолиться, – ты прельщаешься, о человек. Помолиться дома возможно – но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, – невозможно. В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».
«Поэтому, когда ты молишься Владыке в одиночку, Он не так хорошо слышит тебя».
«И Павел свидетельствует, говоря так: “Бог, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас” (2 Кор. 1: 10–11). И Петра избавила от темницы молитва: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян. 12: 5). Если Петру помогла церковная молитва – как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?»
«Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их».
пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».
«Если нам и кажется, что священники живут неправедною жизнью, всё же не подобает осуждать их: Иной есть у них Судия, видящий сокровенное. Для тебя же пусть будет достойным всякий, только бы он не был открыто отлучен от Церкви. Хотя в жизни и превосходит один другого, но печать и дар Святого Духа дается одинаково».
«Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого – железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр, какой отпечаток от железа и какой – от золота? – ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит».
«Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».
Суд праведный, человеколюбивый, преблагой
«Не всем даются одинаковые знамения, а каждому по мере старания и по мере изнеможения, ибо не равно все работают Господу и не одним путем идут, как несколько зажженных свеч – одним огнем горят, а свет дают разный».
«Доныне спасаются бесчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни – богоугодной и чистой жизнью, другие – покаянием и слезами, третьи – теплой, несомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим».
«Свидетельствуют люди, просвещенные Богом: при последнем издыхании как на весах измеряются дела человека. Если перетянет правая сторона, то явлено, что умерший удостоен стояния справа; если обе стороны равны, то перетягивает Божие человеколюбие, если же левая сторона немного перетягивает, то и тогда Божия милость дополнит правую чашу».
«Суд Владыки тройственен: во-первых, это суд праведный, во-вторых – человеколюбивый, в-третьих – преблагой».
За всё благодари Господа
«Богат ли дом твой или убог – за всё благодари Господа Бога, ибо всё это строится Божественным Промыслом и всё зрит Его неусыпающее око».
Кроме того, имея хорошие певческие данные, он исполняет обязанности чтеца и певца во время богослужений. А за прекрасное знание им церковного устава он был назначен экклесиархом, т.е. уставщиком, следившим за правильным совершением служб в церкви. После кончины в 1477 году святого Пафнутия и согласно его воле, преп.Иосиф становится игуменом Боровского монастыря с рукоположением в сан иеромонаха. Но его желание ввести здесь общежительный устав встретило сопротивление большинства братии. Кому интересно качественное торговое оборудование, можете заказать здесь https://it-nw.ru/ , вчера нашла случайно в интернете, вроде надежный ресурс.