Сандакчес староверы.

Старовер

Сандакчес староверы.

Комментарии участника: Сергий К. (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 3 )
#3 | Сергий К. | 09.03.2023 01:57
  
0
На данную тему есть интересная статья:

Старообрядческая «республика» при Сталине

Считается, что советская власть, особенно при Сталине, эффективно контролировала население и территорию государства. Действительно, после подавления крестьянских восстаний против коллективизации и среднеазиатского басмачества, ко второй половине 1930-х годов контроль государства над побеждённой собственным правительством страной стал почти абсолютным. Но тем не менее очаги независимой от власти жизни, постепенно уменьшаясь, продолжали тлеть в кавказском высокогорье, ненецких и чукотских тундрах, а также в глубинах сибирской тайги.

Через две недели после атомной бомбардировки Хиросимы Государственный комитет обороны СССР образовал Специальный комитет по атомной энергии под руководством Лаврентия Берии. Комитет начал исследования территорий для размещения предприятий атомной промышленности. Одним из мест, где было решено построить завод по обогащению урана, стали окрестности Красноярска – безлюдная тайга, в которой в 1950-е вырос ядерный город Железногорск.

Перед началом строительства сотрудники МГБ обследовали район. И выяснилось, что в енисейской тайге скрывались сотни «беспаспортных» – дезертиров Великой Отечественной (больше всего), старообрядцев, раскулаченных, беглых зэков и ссыльных, и даже престарелых белогвардейцев. Власти сделали логичный вывод: если в двух шагах от крупного промышленного центра и вблизи Транссиба спокойно жили независимые от советской власти люди, не платящие налогов, не служащие в армии и не прикреплённые к колхозам, в более отдалённых местностях таковых должно быть множество.

И спецслужбы обескровленной войной страны, вместо того, чтобы бороться с бандами, наводнившими разрушенные города и сёла, приступили к поиску отшельников, никакой оппозиционной деятельности не ведущих и угрозы для власти не представлявших, а просто не желавших иметь ничего общего с государством.

Одним из таких островков свободы была самоуправляющаяся группа старообрядческих скитов – своего рода республика на берегах реки Дубчес, левом притоке Енисея.

О «Дубчесской республике» написано довольно много, но в основном в красноярских изданиях, а за пределами края о ней известно мало. Но её драматическая история заслуживает широкой известности – потому, что она наглядно демонстрирует суть отношения советской власти к самому что ни на есть «глубинному» народу.

Республика была основана старообрядцами часовенного согласия: эта группа возникла в первой половине XIX века в среде староверов, лишившихся священников в результате правительственных гонений. В часовенном согласии роль иереев выполняли миряне – наставники, или уставщики. Приверженцы этого согласия переселялись в Сибирь и на Дальний Восток – подальше от недреманного ока властей.

До коллективизации старообрядцев, жившие в глухих уголках Сибири и Дальнего Востока, советская власть почти не замечала. Но во второй половине 1930-х годов коллективизаторы добрались и до этих медвежьих углов. В результате в 1937-1940 годах старообрядцы часовенного согласия из Шадринского уезда Курганской области бежали на реку Чулым поселились на её притоках Парбиг и Парабель. Но вскоре в Причулымье появились геологи, и старообрядцы решили уйти дальше. В 1941-42 годах они двинулись в низовья Енисея, и расположились на его левом берегу, между реками Дубчес и Елогуй.

Там старообрядцы основали скиты, два мужских и четыре женских монастыря и семейные хутора-заимки. Центром зоны старообрядческой колонизации стала единственная деревня Сандакчес. Она была столицей «республики»: там проходили сходы колонистов, решавшие все вопросы общественной и хозяйственной жизни. Сход был высшей законодательной и исполнительной властью «республики». Имелся также Совет начётчиков из семи наиболее уважаемых старцев, имевший право вето на решения схода. Однако сход имел право преодолеть вето 2/3 голосов. Как видим, республика была правовой – наподобие протестантских колоний в Северной Америке и Южной Африке XVII века. Имелся и высший авторитет – Симеон Лаптев, по призыву которого старообрядцы в своё время покинули сначала Курганскую область, а потом и Причулымье. Лаптев учил, что колхозы – от Антихриста, да и советская власть как таковая означает начало его пришествия. При этом Лаптев, обладая непререкаемым авторитетом в «республике», не имел права никого ни к чему принуждать – от только советовал и учил.

Колонисты сумели выращивать в лесотундре не только репу – основу их рациона, но и рожь. Важное место в их питании играло кедровое масло. Разумеется, они промышляли также охотой и рыбной ловлей.

Как и все старообрядцы, дубчесские колонисты были поголовно грамотными; уже после падения советской власти их воспоминания о жизни «республики» и её разгроме были изданы в сборнике «Урало-Сибирский патерик». Особенно подробно трагедию Дубчесской «республики» описал очевидец и участник событий, старообрядец Афанасий Герасимов. Его воспоминания под заголовком «Повесть о Дубчесских скитах» опубликовал член-корреспондент АН СССР, профессор Н.Н.Покровский («Новый мир», № 9 (797), сентябрь 1991 г., с.91-103).

В 1949 году на Нижнем Енисее стали появляться геологи, и над лесотундрой начали летать самолёты. Группы геологов заходили в заимки, и колонисты поняли, что вольной жизни вскоре придёт конец. Но уходить дальше было некуда: к северу – только тундра и Ледовитый океан. «В этот год у нас в скиту иконы стали извещать, стали почикивать, пощёлкивать. У старцев на сердце стало волнение, говорят, что-то иконы извещают. Сперва было реже, а потом чем далее, стало повторяться чаще, каждый день пять-шесть раз щёлкнут иконы, особенно древние. Таких извещений в благополучное время не бывает.

А из миру доносились разговоры от ближайших жителей: Начальство говорили, что надо проверить Дупчес, надо Дупчес просеять. И еще разные подобные намёки давали», - писал Герасимов.

Древние иконы не обманули: 28 марта 1951 года на берегах Дубчеса высадился десант. Свидетели тех событий, включая Герасимова, писали, что солдаты высадились с вертолётов, но свои воспоминания они записали через много лет, когда вертолёты стали обыденностью. Весной 1951-го вертолётов в Сибири быть не могло, потому что первые советские винтокрылые машины, Ми-1, были запущены в серию только в самом конце года: чекисты наверняка прилетели на самолётах, приземлившихся на лёд какого-нибудь озера.

«Первыми под удар попали жители заимок. Требуя от них показать дорогу к скитам, милиционеры подвергли крестьян пыткам. Добравшись до монахов, представители власти напали на них, по свидетельству старообрядческого автора, «словно ястреб на птенцов». Прежде чем вывести иноков из тайги, коммунисты вдоволь поиздевались над ними. Некоторых монахов раздевали догола, запрягали их в сани вместо лошадей и стегали кнутами. Милиционеры занимали кельи, прежних же обитателей согнали всех вместе в храм. Так продолжалось до весны, когда старообрядцев этапировали в город на плотах. Скиты были уничтожены вместе с древними иконами и рукописями.

«Кельи, книги, иконы - все сожгли наотло. Сожигатели ужахнулись и удивились такой массе книг, но по своему озверению ничему цены не предали», - сетовал один из свидетелей разгрома (особенности речи сохранены). Власти инкриминировали арестованным «контрреволюционную деятельность». 33 человека, включая монахинь и иноков, были осуждены в Красноярске за «создание нелегального антисоветского формирования». По данным исследователя Игоря Кузинера, сам Симеон Лаптев был приговорен к 25 годам заключения, однако успел отбыть в лагерях не больше 3 лет, фактически добровольно уморив себя голодом в Озерлаге. Других осужденных отпустили на волю вскоре после смерти Сталина.

Игумен отец Симеон (Лаптев Сафон Яковлевич) и отец Антоний (Людиновсков Афанасий Михайлович) в заключении в Красноярске.
Игумен отец Симеон (Лаптев Сафон Яковлевич) и отец Антоний (Людиновсков Афанасий Михайлович) в заключении в Красноярске.
…История разгрома Дубчесских скитов примечательна прежде всего жестокостью властей, которые устроили карательную экспедицию, чтобы отправить в лагеря людей, не представлявших никакой угрозы для общественного строя» (Гонения староверов в СССР: в чем обвини[ли] жителей Дубчесских скитов. Кириллица, 2021-11-07).

«Республика» погибла, но сообщество старообрядцев на Дубчесе, как это ни удивительно, выжило. Небольшая группа колонистов успела скрыться в тайге, и после ухода карателей вернулась к родным пепелищам. Герасимов и ещё несколько старообрядцев сумели скрыться во время этапирования. Часть обитателей «республики», которых было либо лень, либо совсем уж не в чем обвинить, чекисты распределили по ближайшим колхозам, и некоторые из них впоследствии вернулись на берега Дубчеса. Один из вернувшихся, Афанасий Мурачёв, записал историю разгрома Дубчесской «республики» на бересте, как древние славяне…

После смерти Сталина, по «Бериевской амнистии» дубчесцы вышли из лагерей, и часть из них вернулась на родные берега. Все вернувшиеся болели туберкулёзом и прожили недолго…

Тем не менее жизнь в Дубчесских скитах продолжалась. К концу 1980-х там жило 60-70 старообрядцев, но падение советской власти Дубчес начал подниматься. Старообрядцы из разных регионов России и из-за границы (США, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Боливии, Бразилии и Уругвая) стали приезжать на берега Дубчеса, и некоторые из них оставались там навсегда. В 2010 году старообрядческие общины Тывы со всем своим имуществом переехали на Дубчес. Он превратился в мировой центр часовенного согласия. К настоящему времени Дубческая община насчитывает уже около 3000 человек.

Новой жизнью зажила и бывшая столица «республики» - деревня Сандакчес. «Все дома в деревне обшиты ровным тёсом. Через ручьи перекинуты аккуратные мостки. Никакого бурелома или кустарника на общественной территории. Иногда кажется, что вокруг не русская деревня, а какая-нибудь голландская. В каждом староверческом дворе - снегоход, автомобиль, у каждой семьи - несколько моторных лодок и больших речных судов.

На кораблях по реке возят сено. Лошадям по тайге не пройти. У отдалённых кланов - самых богатых - свои небольшие верфи для монтажа судов, трактора, скутеры для молодых и прочая техника. Кулаки, одним словом. А поговори с самыми зажиточными, скажут - главное, не брать от природы лишнего: к примеру, убивать за зиму столько лосей, сколько нужно для прокорма семьи. Хочется рыбы - пойди к реке, закинь удочку и за полчаса налови на ужин хариусов или щук.

Корова должна быть одна. Излишки молока продавать некому - коровы-то у всех. Грешные мирские дензнаки можно зарабатывать так: летом - продавать бруснику или голубику, зимой - поохотиться на драгоценного соболя. Способ третий - пойти на заработки в мир.

Предприимчивые, с купеческой жилкой Угрениновы зарабатывают всем, чем могут - например, закупают лосиные рога и продают китайцам. А самый успешный из них, Егор, создал фирму и ставит по всей стране срубы староверов, по канонам отцов и дедов. Благо топором и бензопилой он и братья владеют так, что когда выпиливают круглые выемки в брусе, кажется, словно они ложечкой масло из розеточки достают. В очередь на дома из Сандакчеса выстраиваются самые важные люди большой России» (Вячеслав Николаев «Страна запретов», https://batenka.ru/explore/field/country-prohibitions/).

Трудно удержаться от мысли: а какой была бы Россия, если бы этих незлобивых, трудолюбивых, непьющих и скромных людей советская власть не травила, не мучила, не разоряла и не губила в лагерях?


https://dzen.ru/a/Yo5eVTKZhnjJ9z_8
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU